Скачать 144.3 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() управления образования Ровеньковского городского совета Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» в 6 классе (урок с использованием компьютерной презентации) Гулякина Неля Владимировна учитель русского языка и литературы высшая категория 2014 год Краткая аннотация урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» (с использованием компьютерной презентации) ^ : Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная. Цель урока: обобщить знания учащихсяпо теме «Имя существительное» Задачи урока: Образовательная – совершенствовать орфографические навыки правильного написания имени существительного и навыки обобщения материала. Развивающая – развивать воображение учащихся, любознательность, мышление, речь. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения. Актуальность Изменения, происходящие на современном этапе развития, переход страны к информационному обществу привели к необходимости коренных преобразований в системе общего образования. Возникла потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением. С этой целью в современной школе активно внедряются компьютерные технологии. Обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и ее результаты. Способность компьютера хранить в памяти огромный объем языкового материала, моментально находить и выдавать нужную информацию, различным образом перерабатывать ее (сравнивать, классифицировать, перекомпоновывать) и особенно вести с учащимися языковой диалог открывает возможности очень эффективной организации классных занятий и самостоятельной работы по изучению русского языка. Я считаю, что первостепенной задачей при изучении предмета является повышение уровня орфографической грамотности. Необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер. В работе с учеником он способен выявить пробелы в его грамотности и методично искоренять их до полной ликвидации. Кроме того компьютер позволяет наиболее эффективно предупреждать орфографические ошибки. Но обучение русскому языку с использованием компьютера сопряжено с определенными трудностями, связанными с неумением учащихся внимательно считывать информацию, правильно на нее реагировать, самостоятельно выполнять требования компьютера. Поэтому в данной области я продолжаю работать, чтобы поставить процесс обучения на должный уровень. Компьютеризация обучения орфографии связана с решением такой проблемы, как моделирование языковой среды с помощью систем мультимедиа. Компьютер становится инструментом, меняющим условия обучения. Обучение орфографии учащихся является длительным процессом накопления и развития знаний о системе языка, формирования и совершенствования орфографических умений и навыков.Эффективность обучения орфографии с применением компьютера обусловливается адекватностью избранного метода. При компьютерном обучении орфографии использую частично-поисковый, эвристично-алгоритмический, репродуктивный, поисковый, объяснительно-иллюстративный методы. Поэтому данный урок по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» , я считаю,лучше проводить с использованием компьютерной презентации.Учащиеся с интересом работают с занимательным материалом и компьютерной презентацией, лучше и быстрее выполняют задания. Использовалось следующее оборудование: 1.Эпиграфы к уроку. 2. Схема-модель имени существительного. 3. Ребусы. 4.Карточки с заданиями. 5.Репродукция картины И. И. Шишкина « Утро в сосновом лесу». 6. Музыкальное произведение Э. Грига «Утро». 7.Презентация. 8. Компьютеры. В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока: План урока: I. Организационный момент.Создание эмоционального настроения. II. Сообщение темы, целей и залач урока. III.Актуализация опорных знаний. Работа со схемой « Модель имени существительного». IV. Обобщение исмстематизация знаний. Работа с компьютерами и презентацией. Путешествие по слайдам. 1. Орфографическая разминка (слайд № 6). 2. Орфографическая мастерская (слайд № 7). 3.Распределительный диктант (слайд № 8). 4. Игра « Четвёртое лишнее» (слайд № 9). 5. Кодированный словарный диктант (слайд № 10). 6. Интеллектуальная минутка (слайд № 11). 7. Игра «Угадай-ка» (слайд № 12). 8. Искусствоведческая пауза (слайд № 13). 9.Игра « Найди меня» (слайд № 15). 10. Путешествие по устному народному творчеству (слайд № 16). 11. В гостях у загадок (слайд № 17). V.Подведение итогов урока. VI. Домашнее задание. Выводы. Учащиеся много работают самостоятельно, урок проводится в игровой форме с использованием компьютерной презентации. Сильные учащиеся получают задания повышенной сложности, в конце урока все дети получают баллы за работу. Учащимся очень нравится разнообразие заданий, динамика и большой объём самостоятельной работы на уроке. Учитель лишь управляет учебным процессом. Компьютерная презентация представлена в игровой форме с использованием анимации. На уроке хорошо прослеживаются межпредметные связи. Учащиеся хорошо понимают, что от них ждёт учитель и справляются со всеми заданиями. Цель урока была достигнута. С урока учащиеся ушли с прочными знаниями об имени существительном. Получили эмоциональный заряд в процессе игры. Использованная литература. 1.Граник Г. Г. и др. ГСуффиксы существительных – великие строители слов//Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 3. 2.Дубовая О. Ю. Использование орфографических таблиц на уроках русского языка//Русский язык в школе. – 2008. - № 4. 3.Крамаренко Г.М., Малюшкин А. Б.Повторяем правописание существи- тельных//Русский язык в школе. – 2007. - № 2. 4.Малыхина Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – К. «Генеза», 2006. 5.Надточий Е. Д., Надточий В. И. Правописание имен существительных (алгоритмический подход)//Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2008. - № 2. 6.Попова Е. В., Вахрушева Т. В. Давайте попробуем иначе! (Об изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)//Русский язык в школе. – 2001. - № 4. 7.Сорокина Н. Г. Суффиксы имён существительных. Повторение и обобщение//Русская словесность. – 2006. - № 6. 8.Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь: Таврида, 2005. – 52с. Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное». Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки правильного написания этой части речи и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся, любознательность, мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к русскому языку, процессу познания. ^ : урок обобщения и систематизации полученных знаний. Оборудование: эпиграфы к уроку, схема-модель имени существительного, карточки с заданиями, ребусы, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», музыкальное произведение Э. Грига «Утро», компьютеры. На доске запись: «Давно живу я в мире этом, даю название предметам». «Имя существительное – хлеб языка». Л. Успенский Ход урока I.Организация класса Создание эмоционального настроения. С голубого ручейка начинается река, ну, а наш урок, конечно же, с улыбки! Ребята, улыбнитесь друг другу – и в путь-дорогу! В путешествие по существительному Мы отправимся сейчас. Орфограмм пройдём немало, Трудности не сломят нас. II. Сообщение темы, целей и задач урока Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправляемся в путешествие по существительному, где живут волшебные слова, которые называют предметы, явления. Существительное – это самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.Итак, ребята, давайте обобщим ваши знания по имени существительному. Приглашаю вас в занимательное путешествие по орфограммам. Ваша задача – проявить себя, показать свои знания и умения. III. Актуализация опорных знаний Прежде чем отправиться в путешествие, вспомним схему-модель имени существительного. ^ Кто? Что? значение Предмет Явление Морфологические признаки ПОСТОЯННЫЕ Одушевлённые Собственные Неодушевлённые Нарицательные РОД Мужской Женский Средний Общий СКЛОНЕНИЕ I скл. II скл. III скл. Разносклоняемые Несклоняемые НЕПОСТОЯННЫЕ Падеж Число -Именительный -Родительный Единственное только единственное -Дательный Множественное только множественное -Винительный -Творительный -Предложный А теперь, друзья, собрав «рюкзак знаний», отправляемся в дорогу, в самую умную, веселую, интересную страну – «Орфографию». С собой возьмите быстроту мысли, находчивость, знания и хорошее настроение. IV. Обобщение и систематизация знаний Предлагаются задания по совершенствованию орфографических навыков правильного написания. Орфографическая разминка (слайд № 6 ) Задание: вставить, где необходимо, пропущенные орфограммы. Указать род и число имён существительных. Снегуроч..ка, б..рёза, заморо..ки, зага..ка, пос..делки, кол..ектив, фолькл..р, брош..ра, р..ка, мяч.., фальш.., дер..во, молодёж.., со..нце, шос..е, ч..рнила, м..локо. У ч и т е л ь. Разминка показала, что вы хорошо справились с заданием и можно продолжать путешествие далее. Орфографическая мастерская. ( слайд № 7 ) I группа. Задание: дописать ряды слов двумя-тремя примерами, соблюдая правила правописания собственных существительных. Подчеркнуть орфограмму. Названия рек: Днепр,… Названия городов: Киев,… Названия отчеств: Кузьминична,… Названия небесных тел: Луна,… Названия газет: «Известия»,… Названия литературных произведений: «Песнь о вещем Олеге»,… ^ группа. Задание: дополнить предложения сведениями о членах своей семьи. Указать свою фамилию, имя, отчество. Назвать и подчеркнуть орфограмму. Наша фамилия - … . Дедушка … , бабушка … - родители моего папы. Моего папу зовут … , а маму … . В нашей семье … детей. Их зовут … . Родители моей мамы … … и … … живут в городе … (селе …). Я … … … . Учусь в шестом классе. Очень люблю своих родных и ценю свою семью. У ч и т е л ь. Ребята, побывав в орфографической мастерской, вы проявили свои знания, умения, творчество, мастерство. Давайте вспомним, почему имя существительное называется собственным. (Собственное – это моё. У каждого человека есть собственное существительное, только своё. У человека – это имя. У города, реки – название). Вот поэтому все собственные существительные пишутся с большой буквы. Наше путешествие продолжается. И перед вами следующее задание Распределительный диктант. (слайд № 8) Задание: «разбросайте» слова по склонениям в три колонки, вставьте пропущенные орфограммы. ![]() Юность, алфавит, чу..ство, р..ка, печ.., боль, плащ.., варе..ка, вокзал, боч..ка, калина, з..мля, умение, роскош.., цв..ток, р..стение, гвоздь, небо, символ, наследство. У ч и т е л ь. С заданием вы справились, правильно «разбросали» слова. Теперь вас ожидают новые орфограммы. Игра «Четвёртое лишнее». (слайд № 9) Задание: вставить пропущенные орфограммы, указать «четвёртое лишнее». Составить с ним словосочетание. Вещ.., чуваш.., глуш.., доч.. . Пляж.., гараж.., мощ.., этаж.. . Туч.., чуш.., лыж.., крыш.. . Реч.., камыш.., плющ.., борщ.. . Кодированный словарный диктант (слайд № 10) Задание: записать слова, вставить нужную орфограмму. Поставить цифру 1 над словами с суффиксом –ЧИК, цифру 2 – над словами с суффиксом –ЩИК . Смаз..ик, обход..ик, паром..ик, погруз..ик, размет..ик, экскаватор..ик, водопровод..ик, арматур..ик, кладов..ик, гон..ик, камен..ик, приказ..ик, развед..ик, доклад..ик, заказ..ик. Буквы перед суффиксом Д, Т, З, С, Ж Остальные - ЧИК - ЩИК У ч и т е л ь. Ребята, а теперь давайте попробуем отгадать ребусы. Интеллектуальная минутка (слайд № 11) мак М Р КУЛАК 12534 ЦИСС Р НАРЦИСС ![]() Вывод: ответами ребусов являются слова – существительные. У ч и т е л ь. А теперь нас приглашает в гости орфограмма «Правописание Е,И в суффиксах - ЕК, - ИК имён существительных». Гласный суффикса при склонении Выпадает (беглый) Не выпадает -ЕК -ИК 7. Игра «Угадай-ка» (слайд № 12) I группа. Задание: списать, обозначить орфограмму. Жгут..к, осл..к, бараш..к, узелоч..к, комар..к, фонар..к, календар..к, горош..к, мизинч..к, цветоч..к. ^ группа. Задание: от данных существительных образовать однокоренные с суффиксами -ЕК, -ИК. Обозначить орфограмму. Кусок, дом, молоток, корабль, коготок, подарок, мешок, огурец, комок, холодок. 8. Искусствоведческая пауза (слайд № 13) Звучит музыкальное произведение Э. Грига «Утро». У ч и т е л ь. Вы, безусловно, уже догадались, что сейчас соприкоснётесь с искусством. Перед вами картина. Её автор – И. И. Шишкин, русский живописец и пейзажист. Ещё мальчиком полюбил Шишкин лес и впоследствии половину своей жизни провёл в его чащах. Его называли «царь леса». В местах, где работал художник, до сих пор хранят память о нём. Картина называется «Утро в сосновом лесу», написана она в 1889 году. Сейчас это чудесное полотно находится в Третьяковской галерее в Москве. ![]() ^ Что изображено на картине? Укажите как можно больше существительных, которые вы использовали для её описания. Дать толкование слов – живопись и пейзаж. Что обозначают эти слова? (Живопись – вид изобразительного искусства, создание художественных образов красками. Пейзаж – это местность, изображение природы). 9. Игра «Найди меня» (слайд № 15) У ч и т е л ь. А теперь снова давайте возвратимся в страну «Орфографию» и продолжим наше путешествие. Задание: вставить пропущенные орфограммы. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е. Ветка сирен.., быть на лекции.., спросить о здоровь..; Вдоль дорог.., читать в брошюр.., быть в здании..; Идти по тропинк.., мечтать о вершин.., стоял в раздумь..; Шли по алле.., жили в селении.., обратился к Мари.. . 10. Путешествие по устному народному творчеству (слайд № 16) У ч и т е л ь. Устное народное творчество – это сокровище народа. «Подлинную историю … народа нельзя знать, не зная устного народного творчества», - писал М. Горький А знаете ли вы, что всякая пословица недаром молвится. Задание: в пословицах и поговорках объяснить слитное и раздельное написание НЕ с существительными. 1. Ученье – свет, а неученье – тьма. 2.Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься. 3 . Не место красит человека, а человек место. 4 .Недруга встречают солёными словами, а друга – слоёными пирогами. У ч и т е л ь. Вы заметили, ребята, что поговорка в отличие от пословицы не судит, не поучает, не даёт совета, а лишь метко характеризует тех, кто любит пользоваться чужим трудом. 11. В гостях у загадок .(слайд № 17) У ч и т е л ь. Этим и хороша загадка, что она заставляет вас проявить смекалку и почувствовать себя умными и находчивыми. Недаром в сказках герою нередко приходится отгадывать загадки, и если не отгадает – ему грозит наказание. Но герой выдерживает это испытание. И вы, я надеюсь, тоже с ними справитесь. ![]() Задание: отгадать загадки, объяснить правописание НЕ со словами Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Речка) Солёное, а не соль, бежит, а не речка, блестит, а не золото. (Слёзы) Не куст, а с листочками, не сорочка, а сшитое, не человек, а поучает. (Книга) Идёт годов двести, стоит на месте, считает людской век, а не человек. (Часы) ^ . Подведение итогов урока У ч и т е л ь. Вот и закончилось наше путешествие, но не надолго. Изученные орфограммы будут сопровождать вас всю жизнь. Я надеюсь, что это путешествие по существительному, его орфограммам не последнее. Вы, ребята, молодцы! Все вы трудности прошли. Существительное повторили, Орфограммы не забыли. ^ . Домашнее задание: подготовить рассказ в занимательной форме на тему «Орфограммы имени существительного». Литература 1.Граник Г. Г. и др. Суффиксы существительных – великие строители слов//Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 3. 2.Дубовая О. Ю. Использование орфографических таблиц на уроках русского языка//Русский язык в школе. – 2008. - № 4. 3.Крамаренко Г. М., Малюшкин А. Б. Повторяем правописание существительных//Русский язык в школе. – 2007. - № 2. 4.Малыхина Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – К. «Генеза», 2006. 5.Надточий Е. Д., Надточий В. И. Правописание имен существительных (алгоритмический подход)//Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2008. - № 2. 6.Попова Е. В., Вахрушева Т. В. Давайте попробуем иначе! (Об изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)//Русский язык в школе. – 2001. - № 4. 7.Сорокина Н. Г. Суффиксы имён существительных. Повторение и обобщение//Русская словесность. – 2006. - № 6. 8.Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь: Таврида, 2005. – 52 с. 9.Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. – Симферополь: Таврида, 2007. – 32 с.: ил. |
![]() | Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка | ![]() | Цель: систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания основных орфограмм темы. Воспитывать чувства дружбы,... |
![]() | Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,... | ![]() | Воспитывать в уч-ся чувство причастности к решению вопроса о гармонии окружающего мира |
![]() | Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка” | ![]() | Цели: обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме |
![]() | Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа... | ![]() | «Разбор слова по составу», развивать у детей память, мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма... |
![]() | Теоретический блок повторения изученного материала об имени существительном (опорная таблица на доске). Ответы детей | ![]() | Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация... |