Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному»




Скачать 144.3 Kb.
НазваниеУрока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному»
Дата публикации17.03.2014
Размер144.3 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
Михайловская общеобразовательная школа I-III ступеней

управления образования Ровеньковского городского совета

Обобщение и систематизация изученного

по теме «Имя существительное» в 6 классе

(урок с использованием компьютерной презентации)
Гулякина Неля Владимировна

учитель русского языка и литературы

высшая категория

2014 год

Краткая аннотация урока

Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» (с использованием компьютерной презентации)

^ Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Форма работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная.

Цель урока: обобщить знания учащихсяпо теме «Имя существительное»

Задачи урока:

Образовательная – совершенствовать орфографические навыки правильного написания имени существительного и навыки обобщения материала.

Развивающая – развивать воображение учащихся, любознательность, мышление,

речь.

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Актуальность

Изменения, происходящие на современном этапе развития, переход страны к информационному обществу привели к необходимости коренных преобразований в системе общего образования. Возникла потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением.

С этой целью в современной школе активно внедряются компьютерные технологии.

Обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и ее результаты. Способность компьютера хранить в памяти огромный объем языкового материала, моментально находить и выдавать нужную информацию, различным образом перерабатывать ее (сравнивать, классифицировать, перекомпоновывать) и особенно вести с учащимися языковой диалог открывает возможности очень эффективной организации классных занятий и самостоятельной работы по изучению русского языка.

Я считаю, что первостепенной задачей при изучении предмета является повышение уровня орфографической грамотности. Необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер. В работе с учеником он способен выявить пробелы в его грамотности и методично искоренять их до полной ликвидации.

Кроме того компьютер позволяет наиболее эффективно предупреждать орфографические ошибки. Но обучение русскому языку с использованием компьютера сопряжено с определенными трудностями, связанными с неумением учащихся внимательно считывать информацию, правильно на нее реагировать, самостоятельно выполнять требования компьютера. Поэтому в данной области я продолжаю работать, чтобы поставить процесс обучения на должный уровень.

Компьютеризация обучения орфографии связана с решением такой проблемы, как моделирование языковой среды с помощью систем мультимедиа. Компьютер становится инструментом, меняющим условия обучения.

Обучение орфографии учащихся является длительным процессом накопления и развития знаний о системе языка, формирования и совершенствования орфографических умений и навыков.Эффективность обучения орфографии с применением компьютера обусловливается адекватностью избранного метода.

При компьютерном обучении орфографии использую частично-поисковый, эвристично-алгоритмический, репродуктивный, поисковый, объяснительно-иллюстративный методы.

Поэтому данный урок по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» , я считаю,лучше проводить с использованием компьютерной презентации.Учащиеся с интересом работают с занимательным

материалом и компьютерной презентацией, лучше и быстрее выполняют задания.
Использовалось следующее оборудование:

1.Эпиграфы к уроку.

2. Схема-модель имени существительного.

3. Ребусы.

4.Карточки с заданиями.

5.Репродукция картины И. И. Шишкина « Утро в сосновом лесу».

6. Музыкальное произведение Э. Грига «Утро».

7.Презентация.

8. Компьютеры.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

План урока:

I. Организационный момент.Создание эмоционального настроения.

II. Сообщение темы, целей и залач урока.

III.Актуализация опорных знаний.

Работа со схемой « Модель имени существительного».

IV. Обобщение исмстематизация знаний.

Работа с компьютерами и презентацией. Путешествие по слайдам.

1. Орфографическая разминка (слайд № 6).

2. Орфографическая мастерская (слайд № 7).

3.Распределительный диктант (слайд № 8).

4. Игра « Четвёртое лишнее» (слайд № 9).

5. Кодированный словарный диктант (слайд № 10).

6. Интеллектуальная минутка (слайд № 11).

7. Игра «Угадай-ка» (слайд № 12).

8. Искусствоведческая пауза (слайд № 13).

9.Игра « Найди меня» (слайд № 15).

10. Путешествие по устному народному творчеству (слайд № 16).

11. В гостях у загадок (слайд № 17).

V.Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Выводы.

Учащиеся много работают самостоятельно, урок проводится в игровой форме с использованием компьютерной презентации. Сильные учащиеся получают задания повышенной сложности, в конце урока все дети получают баллы за

работу. Учащимся очень нравится разнообразие заданий, динамика и большой объём самостоятельной работы на уроке. Учитель лишь управляет учебным процессом. Компьютерная презентация представлена в игровой форме с использованием анимации. На уроке хорошо прослеживаются межпредметные

связи. Учащиеся хорошо понимают, что от них ждёт учитель и справляются со всеми заданиями. Цель урока была достигнута. С урока учащиеся ушли с прочными знаниями об имени существительном. Получили эмоциональный заряд в процессе игры.

Использованная литература.

1.Граник Г. Г. и др. ГСуффиксы существительных – великие строители слов//Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 3.

2.Дубовая О. Ю. Использование орфографических таблиц на уроках русского языка//Русский язык в школе. – 2008. - № 4.

3.Крамаренко Г.М., Малюшкин А. Б.Повторяем правописание существи-

тельных//Русский язык в школе. – 2007. - № 2.

4.Малыхина Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – К. «Генеза», 2006.

5.Надточий Е. Д., Надточий В. И. Правописание имен существительных (алгоритмический подход)//Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2008. - № 2.

6.Попова Е. В., Вахрушева Т. В. Давайте попробуем иначе! (Об изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)//Русский язык в школе. – 2001. - № 4.

7.Сорокина Н. Г. Суффиксы имён существительных. Повторение и обобщение//Русская словесность. – 2006. - № 6.

8.Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь: Таврида, 2005. – 52с.

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Цели урока: обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; совершенствовать орфографические навыки правильного написания этой части речи и навыки обобщения материала; развивать воображение учащихся, любознательность, мышление, речь; воспитывать уважительное отношение к русскому языку, процессу познания.

^ Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Оборудование: эпиграфы к уроку, схема-модель имени существительного, карточки с заданиями, ребусы, репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», музыкальное произведение Э. Грига «Утро», компьютеры.

На доске запись: «Давно живу я в мире этом, даю название предметам».

«Имя существительное – хлеб языка». Л. Успенский

Ход урока

I.Организация класса

Создание эмоционального настроения.

С голубого ручейка начинается река,

ну, а наш урок, конечно же, с улыбки!

Ребята, улыбнитесь друг другу – и в путь-дорогу!

В путешествие по существительному

Мы отправимся сейчас.

Орфограмм пройдём немало,

Трудности не сломят нас.

II. Сообщение темы, целей и задач урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по существительному, где живут волшебные слова, которые называют предметы, явления. Существительное – это самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям учёных, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.Итак, ребята, давайте обобщим ваши знания по имени существительному. Приглашаю вас в занимательное путешествие по орфограммам. Ваша задача – проявить себя, показать свои знания и умения.

III. Актуализация опорных знаний

Прежде чем отправиться в путешествие, вспомним схему-модель имени существительного.

^ Модель имени существительного

Кто? Что?

значение

Предмет Явление

Морфологические признаки

ПОСТОЯННЫЕ

Одушевлённые Собственные

Неодушевлённые Нарицательные

РОД

Мужской Женский Средний Общий

СКЛОНЕНИЕ

I скл. II скл. III скл. Разносклоняемые Несклоняемые

НЕПОСТОЯННЫЕ

Падеж Число

-Именительный

-Родительный Единственное только единственное

-Дательный Множественное только множественное

-Винительный

-Творительный

-Предложный

А теперь, друзья, собрав «рюкзак знаний», отправляемся в дорогу, в самую умную, веселую, интересную страну – «Орфографию». С собой возьмите быстроту мысли, находчивость, знания и хорошее настроение.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Предлагаются задания по совершенствованию орфографических навыков правильного написания.

Орфографическая разминка (слайд № 6 )

Задание: вставить, где необходимо, пропущенные орфограммы. Указать род и число имён существительных.

Снегуроч..ка, б..рёза, заморо..ки, зага..ка, пос..делки, кол..ектив, фолькл..р, брош..ра, р..ка, мяч.., фальш.., дер..во, молодёж.., со..нце, шос..е, ч..рнила, м..локо.

У ч и т е л ь. Разминка показала, что вы хорошо справились с заданием и можно продолжать путешествие далее.

Орфографическая мастерская. ( слайд № 7 )

I группа. Задание: дописать ряды слов двумя-тремя примерами, соблюдая правила правописания собственных существительных. Подчеркнуть орфограмму.

Названия рек: Днепр,…

Названия городов: Киев,…

Названия отчеств: Кузьминична,…

Названия небесных тел: Луна,…

Названия газет: «Известия»,…

Названия литературных произведений: «Песнь о вещем Олеге»,…

^ II группа. Задание: дополнить предложения сведениями о членах своей семьи. Указать свою фамилию, имя, отчество. Назвать и подчеркнуть орфограмму.

Наша фамилия - … . Дедушка … , бабушка … - родители моего папы. Моего папу зовут … , а маму … . В нашей семье … детей. Их зовут … .

Родители моей мамы … … и … … живут в городе … (селе …). Я … … … . Учусь в шестом классе. Очень люблю своих родных и ценю свою семью.
У ч и т е л ь. Ребята, побывав в орфографической мастерской, вы проявили свои знания, умения, творчество, мастерство. Давайте вспомним, почему имя существительное называется собственным. (Собственное – это моё. У каждого человека есть собственное существительное, только своё. У человека – это имя. У города, реки – название). Вот поэтому все собственные существительные пишутся с большой буквы.

Наше путешествие продолжается. И перед вами следующее задание

Распределительный диктант. (слайд № 8)

Задание:



«разбросайте» слова по склонениям в

три колонки, вставьте пропущенные

орфограммы.
img029.jpg

Юность, алфавит, чу..ство, р..ка, печ.., боль, плащ.., варе..ка, вокзал, боч..ка, калина, з..мля, умение, роскош.., цв..ток, р..стение, гвоздь, небо, символ, наследство.

У ч и т е л ь. С заданием вы справились, правильно «разбросали» слова. Теперь вас ожидают новые орфограммы.

Игра «Четвёртое лишнее». (слайд № 9)

Задание: вставить пропущенные орфограммы, указать «четвёртое лишнее». Составить с ним словосочетание.

Вещ.., чуваш.., глуш.., доч.. .

Пляж.., гараж.., мощ.., этаж.. .

Туч.., чуш.., лыж.., крыш.. .

Реч.., камыш.., плющ.., борщ.. .

Кодированный словарный диктант (слайд № 10)

Задание: записать слова, вставить нужную орфограмму. Поставить цифру 1 над словами с суффиксом –ЧИК, цифру 2 – над словами с суффиксом –ЩИК .
Смаз..ик, обход..ик, паром..ик, погруз..ик, размет..ик, экскаватор..ик, водопровод..ик, арматур..ик, кладов..ик, гон..ик, камен..ик, приказ..ик, развед..ик, доклад..ик, заказ..ик.

Буквы перед суффиксом
Д, Т, З, С, Ж Остальные



- ЧИК - ЩИК

У ч и т е л ь. Ребята, а теперь давайте попробуем отгадать ребусы.

Интеллектуальная минутка (слайд № 11)


мак

М

Р

КУЛАК 12534

ЦИСС

Р

НАРЦИСС
изображение 179.jpg
Вывод: ответами ребусов являются слова – существительные.

У ч и т е л ь. А теперь нас приглашает в гости орфограмма «Правописание Е,И в суффиксах - ЕК, - ИК имён существительных».

Гласный суффикса при склонении

Выпадает (беглый) Не выпадает

-ЕК -ИК

7. Игра «Угадай-ка» (слайд № 12)

I группа. Задание: списать, обозначить орфограмму.

Жгут..к, осл..к, бараш..к, узелоч..к, комар..к, фонар..к, календар..к, горош..к, мизинч..к, цветоч..к.
^ II группа. Задание: от данных существительных образовать однокоренные с суффиксами -ЕК, -ИК. Обозначить орфограмму.

Кусок, дом, молоток, корабль, коготок, подарок, мешок, огурец, комок, холодок.

8. Искусствоведческая пауза (слайд № 13)

Звучит музыкальное произведение Э. Грига «Утро».

У ч и т е л ь. Вы, безусловно, уже догадались, что сейчас соприкоснётесь с искусством. Перед вами картина. Её автор – И. И. Шишкин, русский живописец и пейзажист. Ещё мальчиком полюбил Шишкин лес и впоследствии половину своей жизни провёл в его чащах. Его называли «царь леса». В местах, где работал художник, до сих пор хранят память о нём. Картина называется «Утро в сосновом лесу», написана она в 1889 году. Сейчас это чудесное полотно находится в Третьяковской галерее в Москве.
f:\русский язык\800px-shishkin,_ivan_-_morning_in_a_pine_forest.jpg
^ Задание к картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»:

Что изображено на картине?

Укажите как можно больше существительных, которые вы использовали для её описания.

Дать толкование слов – живопись и пейзаж.

Что обозначают эти слова? (Живопись – вид изобразительного искусства, создание художественных образов красками. Пейзаж – это местность, изображение природы).
9. Игра «Найди меня» (слайд № 15)

У ч и т е л ь. А теперь снова давайте возвратимся в страну «Орфографию» и продолжим наше путешествие.

Задание: вставить пропущенные орфограммы. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е.

Ветка сирен.., быть на лекции.., спросить о здоровь..;

Вдоль дорог.., читать в брошюр.., быть в здании..;

Идти по тропинк.., мечтать о вершин.., стоял в раздумь..;

Шли по алле.., жили в селении.., обратился к Мари.. .

10. Путешествие по устному народному творчеству (слайд № 16)

У ч и т е л ь. Устное народное творчество – это сокровище народа.

«Подлинную историю … народа нельзя знать, не зная устного народного творчества», - писал М. Горький

А знаете ли вы, что всякая пословица недаром молвится.

Задание: в пословицах и поговорках объяснить слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

1. Ученье – свет, а неученье – тьма.

2.Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься.

3 . Не место красит человека, а человек место.

4 .Недруга встречают солёными словами, а друга – слоёными пирогами.

У ч и т е л ь. Вы заметили, ребята, что поговорка в отличие от пословицы не судит, не поучает, не даёт совета, а лишь метко характеризует тех, кто любит пользоваться чужим трудом.

11. В гостях у загадок .(слайд № 17)

У ч и т е л ь. Этим и хороша загадка, что она заставляет вас проявить смекалку и почувствовать себя умными и находчивыми. Недаром в сказках герою нередко приходится отгадывать загадки, и если не отгадает – ему грозит наказание. Но герой выдерживает это испытание. И вы, я надеюсь, тоже с ними справитесь.i?id=59372387&tov=4

Задание: отгадать загадки, объяснить правописание НЕ со словами

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Речка)

Солёное, а не соль, бежит, а не речка, блестит, а не золото. (Слёзы)

Не куст, а с листочками, не сорочка, а сшитое, не человек, а поучает. (Книга)

Идёт годов двести, стоит на месте, считает людской век, а не человек. (Часы)

^ V. Подведение итогов урока

У ч и т е л ь. Вот и закончилось наше путешествие, но не надолго. Изученные орфограммы будут сопровождать вас всю жизнь. Я надеюсь, что это путешествие по существительному, его орфограммам не последнее.

Вы, ребята, молодцы!

Все вы трудности прошли.

Существительное повторили,

Орфограммы не забыли.

^ VI. Домашнее задание: подготовить рассказ в занимательной форме на тему «Орфограммы имени существительного».
Литература

1.Граник Г. Г. и др. Суффиксы существительных – великие строители слов//Русский язык в школе и дома. – 2005. - № 3.

2.Дубовая О. Ю. Использование орфографических таблиц на уроках русского языка//Русский язык в школе. – 2008. - № 4.

3.Крамаренко Г. М., Малюшкин А. Б. Повторяем правописание существительных//Русский язык в школе. – 2007. - № 2.

4.Малыхина Е. В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – К. «Генеза», 2006.

5.Надточий Е. Д., Надточий В. И. Правописание имен существительных (алгоритмический подход)//Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2008. - № 2.

6.Попова Е. В., Вахрушева Т. В. Давайте попробуем иначе! (Об изучении темы «Правописание о-ё после шипящих»)//Русский язык в школе. – 2001. - № 4.

7.Сорокина Н. Г. Суффиксы имён существительных. Повторение и обобщение//Русская словесность. – 2006. - № 6.

8.Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь: Таврида, 2005. – 52 с.

9.Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. – Симферополь: Таврида, 2007. – 32 с.: ил.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрока : Фонетика. Графика. Орфография. Обобщение и систематизация изученного по теме
Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрок русского языка 7 класс Тема. Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»
Цель: систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; закрепить знания основных орфограмм темы. Воспитывать чувства дружбы,...

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,...

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном»
Воспитывать в уч-ся чувство причастности к решению вопроса о гармонии окружающего мира

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрок. 7 класс. Тема: Обобщение темы «Южная Америка» «Батл-круиз турагенств»
Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconОбобщение и систематизация изученного об односоставных и неполных предложениях
Цели: обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconКонспект урока русского языка в 5 классе с украинским языком обучения....
Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа...

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова»
«Разбор слова по составу», развивать у детей память, мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма...

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» iconУрок русского языка в 4 классе Тема : «Развитие умения определять...
Теоретический блок повторения изученного материала об имени существительном (опорная таблица на доске). Ответы детей

Урока Урок русского языка по теме: «Обобщение и систематизация изученного по имени существительному» icon«Коммуникативно ориентированный подход при изучении русского языка»...
Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<