К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления




Скачать 126.06 Kb.
НазваниеК. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления
Дата публикации31.03.2014
Размер126.06 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
УДК 339:02

К.е.н., профессор, Родченко В.В.

Національний авіаційний університет, м.Київ


Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления


Застосування сучасних інформаційних технологій в управлінні є одним з головних інструментів ефективності міжнародного бізнесу. В даній статті роль інформаційних технологій представлена на прикладі впровадження корпоративних систем управління підприємством.
Применение современных информационных технологий в управлении является одним из главных инструментов эффективности международного бизнеса. В данной статье роль информационных технологий показывает на примере внедрения корпоративных систем управления предприятия.

Глобализация бизнеса ставит важные задачи управления информационными технологиями. Новые средства сбора, обработки и передачи данных существенным образом влияют на организацию и ведение хозяйственной деятельности компаний значительного большинства отраслей мировой и национальной экономики. Для более эффективной координации международных информационных сетей многонациональные компании должны внедрять системы, способные рационально координировать широкий круг процессов и потребностей бизнеса.

Интегрированные информационные системы управления в международных компаниях позволяют оптимизировать бизнес-процессы и управлять ими в пределах филиалов и подразделений, расположенных в разных странах мира. Применяя современные технологии, компании получают возможность согласовывать объем производства в соответствии с заказами, оптимизировать организационную структуру, улучшать качество обслуживания и тем самым повышать эффективность деятельности [2].

Nestle – одна из многих международных компаний, которые стремятся к глобальным формам организации, выходящих за национальные границы. В условиях жесткой конкуренции и глобализации необходимым условием успешного развития является внедрение комплексной системы управления, объединяющей все информационные ресурсы компании.

Существуют различные виды информационных систем, которые можно классифицировать исходя их обслуживаемых ими различных уровней управления в организации [3].

Традиционно выделяются три уровня (звена) управления, которые различаются по степени возрастания власти, ответственности и сложности решаемых задач, а также динамики принятия решений по реализации задач: стратегический, тактический и операционный.

Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение типовых, многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменение входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия решений.

Тактический (средний) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на нижнем уровне. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается оперативно выработать нужное решение, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостаточных сведений и т.п.

Стратегический (высший) уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

На всех уровнях управления работают как менеджеры, осуществляющие только общие функции, так и менеджеры – специалисты, которые реализуют функции управления в сфере своей компетенции.

Для крупных организаций можно выделить четыре уровня управления, когда среднее звено представлено уровнями специалистов (knowledge level) и управленцев (management level).

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполненных специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и её роль в принятии управленческих решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью общения.

Если совокупность информационных систем для различных уровней управления предъявить в виде пирамиды, то её основание составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники – исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена - оперативным управлением. На верху пирамиды, на уровне стратегического управления, информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающие деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структуры равности поставленных задач.

Системы уровня специалистов поддерживают специалистов, работающих с данными, повышают продуктивность работы инженеров и проектировщиков. Задачи подобных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

В этом классе выделяют две группы [6]:

  • системы офисной автоматизации;

  • системы обработки знаний.

Системы офисной автоматизации в следствии своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня (бухгалтеры, секретари, работники канцелярии). Основная цель – обработка данных, повышение эффективности работы и упрощение канцелярского труда. Эти системы выполняют следующие функции:

  • обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых редакторов;

  • архивация документов;

  • сопровождение деловой информации с использованием электронных календарей и записных книжек;

  • электронная и голосовая почта и т.д.

Информационная система операционного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. В этом классе информационных систем выделяют две группы:

  • системы офисной автоматизации;

  • системы обработки знаний.

Системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, имеют отношение к знаниям, необходимым инженерам, экономистам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания.

Системы офисной автоматизации в следствие своей простоты и многопрофильности активно используется работниками малого организационного уровня.

Системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, имеют отношение к знаниям, необходимым ученым, инженерам, экономистам, юристам при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и новых знаний.

^ Управленческие системы, или системы уровня управления используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

  • сравнение текущих показателей с прошлыми;

  • составление периодических отчетов за определенное время;

  • обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Системы уровня управления сосредотачиваются на менее структурированных решениях, на которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы отвечают на вопрос: «Что, если?»

На уровне управления можно выделить два типа информационных систем:

  • управленческие информационные системы;

  • системы поддержки принятия решений.

Управленческие системы имеют сравнительно небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые передаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отлаживании текущих операций в фирме и периодическом формировании сводных типовых отчетов. Информация поступает из систем операционного уровня. Управленческие информационные системы используются для решения структурированных задач, ориентированных на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке.

^ Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информация поступает из управленческих и операционных информационных систем. Используются эти системы все, кому необходимо принимать решения: менеджеры, специалисты, аналитики и др.

Системы поддержки принятия решений имеют следующие характеристики:

  • обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

  • оснащены сложенными инструментальными средствами моделирования и анализа;

  • позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;

  • отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий;

  • имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Системы стратегического уровня или системы поддержки руководства обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических целей развития организации. Подобные системы помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основные задачи – сравнение приходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы и поддержка принятия решений в неожиданно возникших ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент представить информацию из многих источников [4].

Информационные системы также могут быть дифференцированы фундаментальным образом. Главные организационные функции – продажи и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и управление человеческими ресурсами – обслуживаются собственными информационными системами.

Рассмотренные типы информационных систем, которые соответствуют каждому организационному уровню можно представить в виде таблицы [3].

Следует отметить, что практически каждая из информационных систем может иметь компоненты, которые используются на различных организационных уровнях и одновременно несколькими системами.

Системы, обслуживающие различные уровни управления в организации взаимодействуют друг с другом. Обмен данными может происходить и между системами, обслуживающими различные функциональные области.

Рассмотренные выше системы поддерживают потоки работ и действий, называемых бизнес – процессами.


Таблица 1

Функции информационных систем


^ Системы маркетинга

Производствен­ные системы

Финансовые и учетные системы

Системы кадров (человеческих ресурсов)

Исследование рынка и прогнози­рование продаж

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Управление портфелем заказов

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

Управление продажами

Оперативный кон­троль и управление производством

Управление кредитной политикой

Ведение архивов записей о персонале

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового плана

Анализ и планиро­вание подготовки кадров

Анализ и установ­ление цены

Участие в форми­ровании заказов поставщикам

Финансовый анализ и прогнозирование




Учет заказов

Управление запа­сами

Контроль бюджета Бухгалтерский учет и расчет зарплаты





Появление в деловом лексиконе понятия «бизнес – процесс» часто бывает связано с внедрением на предприятии информационной системы. Если с точки зрения логистики производственные процессы описывают материальные потоки (технологические операции), то бизнес – процессы – информационные.

Крупные организации располагают различными видами информационных систем, которые поддерживают различные функциональные сферы, организационные уровни и бизнес-процессы. Типичная информационная архитектура таких предприятий – это множество разнородных операционных систем, языков программирования, технических средств информационных систем и др.

При этом некоторые системы могли быть разработаны силами информационных служб предприятий, другие – приобретены у специализированных производителей программного обеспечения.

На рис. 1 показана типичная структура информационных систем на предприятии. На украинских предприятиях, как правило, в первую очередь компьютеризируются самые критические участки или отдельные подразделения (например, бухгалтерия), после чего очередь доходит и до других подразделений. В результате оказывается, что информационные системы, обслуживающие различные функциональные сферы и уровни управления в организации, относятся к разным поколениям информационных технологий. Данные, поступающие из разных информационных систем, оказываются несогласованными. Причем одни и те же данные могут повторно вручную вводится в различные системы (например, бухгалтерские, маркетинговые и системы для финансового и инвестиционного анализа).

Бизнес – функции




^ Рис. 1. Традиционная структура информационных систем на предприятии [3]

В развитых странах мира на основе интеграции информационных систем разного назначения с помощью компьютерных сетей в фирме создаются корпоративные системы или интегрированные системы управления предприятием. Такого рода системы обозначают как ERP – системы (Enterpris Resourse Planning – планирование ресурсов предприятия). Они используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Такие системы могут также включать отношения с потребителями и поставщиками.

Как правило ERP – системы ориентированы на одну или несколько отраслей и/или типов производства: серийное (электроники, машиностроение), мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение), дискретное (металлургия, химия, упаковка), непрерывное (нефте- и газодобыча).

Кроме различий ERP – систем по темам и способам обслуживаемых ими производств все имеющие на рынке программные продукты этого класса подразделяются по размеру и пространственной разветвленности предприятий или отраслей, на работу которых они рассчитаны. Каждая система рассчитана на свой диапазон охвата бизнес-процессов предприятия и свою глубину автоматизации.

По масштабам ERP – системы принято относить к крупным интегрированным информационным системам управления, поскольку они обеспечивают полную функциональность для большого количества пользователей.

В таблице 2 представлен набор функций, который можно считать типовым для программных продуктов класса ERP.

Помимо автоматизации рассмотренных бизнес – процессов в программные пакеты входят разделы, охватывающие бизнес – процессы других подразделений предприятия (маркетинг, работа с персоналом, обслуживание и ремонт оборудования, закупки и продажи и т.д.).

Возрастающая роль информационных технологий и повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности международных компаний не подлежит сомнению. Внедрение и использование корпоративных систем управления предприятием позволяет наладить и скоординировать управленческий процесс в международных компаниях в самых разных странах мира.

^ Таблица 2

Функции ERP – систем


Функции

Характеристика (определение)

Функция управления проектами

Планирование задач проекта и ресурсов, необходимых для его реализации

Ведение конструкторских и технологических спецификаций

Определение состава конечного изделия, а также материальных ресурсов и операций, необходимых для его изготовления

Управление спросом и формирование планов продаж и производства

Прогнозирование спроса и планирование выпуска продукции

Планирование потребностей в материалах

Определение объемов всех видов материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих), необходимых для выполнения производственного плана, а также сроков поставок, размеров партий и пр.

Управление запасами и закупочной деятельностью

Организация ведения договоров, реализации схемы централизированных закупок, обеспечение учета и оптимизации складских запасов и пр.

Планирование производственных мощностей

Контроль наличия их загрузки, включая укрупненное планирование мощностей и более детальное планирование, вплоть до рабочих мест

Финансовые функции

Финансовый учет, управленческий учет, оперативное управление финансами


Выводы. Ведущая роль информационных технологий в повышении эффективности деятельности и конкурентоспособности международных компаний не подлежит сомнению. Внедрение и использование корпоративных систем управления предприятием позволяет наладить и скоординировать управленческий процесс в международных компаниях в самых различных странах мира.

Современные ERP – системы требуется для выхода украинских предприятий (фирм) на международный рынок. Наличие ERP – системы мирового класса существенно повышает их рейтинг для потенциальных инвесторов.
Список літератури


  1. Глинских Х. Мировой рынок ЕКП – систем. // Jet info. Информационный бюллетень, 2007, № 2.

  2. Международные экономические отношения. Под ред. Р.И. Хазбулатова. – М., 2006

  3. Пивоваров С.Э. и др. Международный менеджмент – Питер, 2008

  4. Укаров В.В. Стратегический менеджмент и глобализация мировой экономики. – М, 2004

  5. Тихая революция в мире менеджмента//Япония сегодня, 2003, №7

  6. Laudon K.C. Manedement. Information Systems, 8th edition. Upper Saddle River, Nj: Prentice Hall, 2003

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconТранспортне право в ХХІ столітті: [Матеріали ІІІ міжнародної наукової...
Транспортне право в ХХІ столітті: [Матеріали ІІІ міжнародної наукової конференції, Київ, Національний авіаційний університет, 21...

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconТранспортне право в ХХІ столітті: [Матеріали ІІІ міжнародної наукової...
Транспортне право в ХХІ столітті: [Матеріали ІІІ міжнародної наукової конференції, Київ, Національний авіаційний університет, 21...

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconАвіаційно-космічна техніка І технологія
Національний аерокосмічний університет ім. М.Є. Жуковського “Харківський авіаційний інститут мон україни

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconИсследование магнитных свойств
Київський національний університет імені Тараса Шевченка 01033, Київ, вул. Володимирська, 60

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconТекст для презентора компании «Элата» Компания «Элата» является официальным...
...

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconПрограммные требования для подготовки к экзамену студентов 4-го курса...

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconМеняев М. Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие:...
В данном разделе использовались материалы из книги Меняев М. Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: в 3 кн.: Книга...

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconСхідноукраїнський національний університет
Аналитический аппарат теории отраслевых рынков может использоваться как для анализа российских, так и зарубежных рынков. В курсе...

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconМіністерство освіти І науки України Національний університет водного...
Соціологія : Підручник / Під ред. В. Г. Городяненка. – Київ : Видавничий центр "Академія", 2006. – 544с

К. е н., профессор, Родченко В. В. Національний авіаційний університет, м. Київ Информационные системы ведущих зарубежных фирм для различных уровней управления iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «корпоративные...
«Корпоративные системы управления и логистики» (для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности «Информационные управляющие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<