Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами»




Скачать 67.24 Kb.
НазваниеРазработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами»
Дата публикации09.04.2014
Размер67.24 Kb.
ТипРазработка урока
uchebilka.ru > Информатика > Разработка урока
Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» Бортникова Ольга Витальевна Тема. Правописание частицы не с глаголами.

Цель:  углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов), познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами, обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений;  развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами, развивать навыки точного употребления глаголов в речи, побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы развивать внимание и память учащихся,развивать умение слушать товарищей, развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления;  воспитывать культуру учебного труда, создавать творческий и благоприятный микроклимат в коллективе; способствовать формированию этических норм поведения, воспитанию бережного отношения к окружающим людям. Ожидаемые результаты:  Демонстрация м/м презентации посредством медиапроектора является наглядным зрелищно-иллюстративным предоставлением ученику информации по изучаемой теме. Внедрение в процесс обучения данной информационной технологии способствует обогащению содержания обучения, решает проблему активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей, стимуляции умственной деятельности; обеспечивает создание учителем благоприятного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для повышения эффективности и качества обучения. Оборудование: раздаточный материал, персональный компьютер, медиапроектор, экран, м/м презентация по данной теме Тип урока: урок-путешествие Ход урока І. Объявление темы и цели урока. ІІ. Работа над темой урока. СЛАЙДЫ №№ 1,2. 1.Слово учителя Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Представьте, что вы находитесь не в кабинете русского языка, а на борту космического корабля. Ваши задачи: придумать название вашему кораблю, выбрать капитана, помощника капитана, который будет оценивать работу каждого члена вашей команды. По заданию Министерства образования Украины вы должны отправиться на планету Морфология; собрать все сведения о Глаголе, и в частности узнать о правописании частицы НЕ с глаголом. Учиться правильно и точно употреблять глаголы в речи. Жду от вас хороших результатов. Ведь все задания, которые вам предстоит выполнить, будут способствовать развитию внимания, памяти, творческих способностей, умению работать в команде, то есть дружно, слаженно и сплочённо. Откройте свои бортовые журналы и запишите дату вашего путешествия и тему «Правописание частицы НЕ с глаголами». Каждый из вас получил маршрутный лист ( карту оценивания). Критерии оценивания вы видите на доске. Количество баллов будет зависеть от сложности выполняемой вами работы. (Планета ожидания). Возьмите бумажное розовое сердце, запишите Фамилию, имя, и прикрепите на Планете Ожидания СЛАЙД № 3. 2. Первая станция «Орфографическая» Орфографическая минутка. 1) ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные буквы. В какой части речи, в основном, пропущены буквы? Что такое глагол? Назовите орфограммы в глаголах. 1.В небо глядиш.. – с голубой высоты солнце смеёт..ся. 2.Не плюй в колодец: пригодится воды напит..ся. 3.С умным знат..ся – ума набрат..ся. 4. Будеш.. тренироват..ся – добьёш..ся успехов. 5. Кто любит трудит..ся, тому без дела не с..дит..ся. 6. Хлеб-соль еш.., а правду реж.. . СЛАЙД № 4 (проверочный) 1.В небо глядишь – с голубой высоты солнце смеётся. 2.Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. 3.С умным знаться – ума набраться. 4.Будешь тренироваться – добьёшься успехов. 5.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 6.Хлеб-соль ешь, а правду режь СЛАЙД № 5. 2) ЗАДАНИЕ: Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы Неопределенная форма глагола. Правила Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой (инфинитивом). Неопределенная форма (инфинитив) выделяется среди глагольных форм, тем, что она: представляет глагол в словаре; имеет свои формообразовательные суффиксы: -ть, -ти, -чь: читать, нести, испечь; из всех грамматических признаков сохраняет лишь: вид (совершенный / несовершенный), переходность / непереходность, возвратность / невозвратность. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Зарубить на носу Запомнить Клевать носом Дремать Пропустить мимо ушей Прослушать Вставлять палки в колёса Мешать Делать из мухи слона Преувеличивать Обвести вокруг пальца Обмануть Держать язык за зубами Молчать СЛАЙД № 6. 3. Станция Теоретическая Кто работает, тот ест. Семеро одного ждут. Хочешь есть калачи, так сиди на печи. Правда в огне горит и в воде тонет. – Прочитайте эти пословицы. Найдите глаголы. Учащиеся: Работает, ест, ждут,хочешь, сиди,горит, тонет. – Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный? – Почему вы так считаете? Учащиеся: Эти глаголы имеют положительный смысл. Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят. СЛАЙД № 7. Кто (не)работает, тот (не)ест. Семеро одного (не)ждут. Хочешь есть калачи, так (не)сиди на печи. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. – Какой смысл стали иметь глаголы? Учащиеся: Глаголы стали иметь отрицательный смысл. – Почему вы так считаете? Учащиеся: Так как действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются. – Какой же смысл придает глаголам частица НЕ? Учащиеся: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл. – Почему частица НЕ стоит в скобках? – Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ. СЛАЙД № 8. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно СЛАЙД № 9. Кто не работает, тот не ест. Семеро одного не ждут. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Учитель.Обобщите наши рассуждения. Учащиеся: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно. СЛАЙД № 10. Стихотворение В.Агафонова: Глаголу нравится ЧИТАТЬ, ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ И МЕЧТАТЬ! Глаголу очень нравится всё делать очень живо… Частица “НЕ” – красавица, но как она ленива! Она НЕ ХОДИТ, НЕ СИДИТ, НЕ ШЬЁТ, НЕ ЖНЁТ И НЕ КИПИТ, Книг НЕ ЧИТАЕТ, НЕ ПОЁТ, Другим РАБОТАТЬ НЕ ДАЕТ. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется РАЗДЕЛЬНО! СЛАЙД № 11. Физкультминутка. (музыка, на экране позитивная картинка) Австралийский дождь. Ход упражнения В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони). Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами). Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди). Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам). А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами). Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам). Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди). Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами). Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней). Солнце! (Руки вверх). 4. Станция «Творческая» . СЛАЙД № 12. 1 команда. Портрет глагола Защита рисунков (учащиеся рисовали портрет глагола, проверка работы). - Что нужно добавить в портрет глагола? 2 команда. Стихотворения о глаголе. (Выразительно прочитать стихотворения) - В стихотворении использованы глаголы в каком лице? - Встречались ли глаголы в начальной форме? СЛАЙД № 13. 3 команда. Инсценизация сказки Учитель: Предлагаю перенестись на театральные подмостки! (Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви» ): Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила близко к Глаголу, ведь обычно она пишется отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях он, действительно, жить без неё не может. СЛАЙД № 14. Вопросы к учащимся: 1) Ребята,посмотрите на экран. Какие глаголы назвала частица? 2) А вы догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом? 3) В чём особенность слов, которые вы видите перед собой? Недоумевать – сомневаться, удивляться. Негодовать – выражать неудовольствие. Неистовствовать – злиться, беситься. Неволить – заставлять, не считаясь с желанием другого. Недомогать –находиться в болезненном состоянии. Нездоровится – находиться в состоянии нездоровья. СЛАЙД № 15. 5. Станция «Практическая» 1) ДИКТАНТ (комментирование, взаимопроверка) Диктант на экране. Музыкальное сопровождение Не стал, не сделал, не видел, не пёк, недоумевал, негодовал, не был, не мог, нездоровилось, не догнал, не сжёг, ненавидел, не хотел, не замёрз. СЛАЙД № 16 (проверочный). СЛАЙД № 17 (оценочный). СЛАЙД № 18. 3) Послушать песню «Дружба крепкая не сломается…» Выписать глаголы с частицей не. СЛАЙД № 19. 4) Дежурные по коридору (экран, картинка, музыка) Задание: запишите глаголы с частицей НЕ, которые использует: дежурный на перемене СЛАЙД № 20 (проверочный). Не бегайте Не шумите Не деритесь Не толкайтесь Не кричите СЛАЙД № 21. 5) Учитель на уроке (экран, картинка, музыка) Задание: запишите глаголы с частицей НЕ, которые использует: учитель на уроке. СЛАЙД № 22 (проверочный). Не отвлекайтесь Не опаздывайте Не смейтесь Не разговаривайте Не списывайте СЛАЙД № 23. V. Подведение итогов урока. 1. Самооценивание. Сравните результаты за урок с ожидаемыми. Капитан команды может добавить каждому из членов от 1 до 5 баллов. Помощник капитана суммирует баллы всех членов команды. Команда, которая победила, получает дополнительный балл. Слово учителя. Ребята! Сегодня вы учились анализировать, делать самостоятельные выводы, учились слушать товарищей. 2.Упражнение «Микрофон» 1) Мы достигли цели нашего путешествия? 2) Мы выяснили с вами, как пишется частица НЕ с глаголами? 3) Работа в команде учит работать дружно, слаженно и сплоченно? 4) Вы это почувствовали? 5) Задания были интересными? 6) Сложности были при выполнении заданий? 3. Каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей? Не ругайтесь, не деритесь, не стоните, не дразнитесь, не кричите, не спишите, вместе НЕ не напишите! 4. Вопросы из шляпы. Задание: Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ! (пословицы находятся в шляпе, учитель проходит по рядам, уч-ся выбирают, отвечают) Повинную голову меч … За двумя зайцами погонишься – ни одного … Слово – не воробей, вылетит –… Волков бояться – в лес … Русский солдат преград…. Одна ласточка весны ….. Под лежачий камень вода…. Хвастать – не косить, спина… Учитель: Ребята, почему в пословицах так много глаголов с отрицанием? (Ответ: Человек поступает в жизни часто неправильно, не так, как должно быть, поэтому пословицы нас учат, отталкиваясь от отрицательного опыта человека). СЛАЙД № 24. VI. Домашнее задание 1.Составить кроссворд по теме «Глагол» 2. Составить диктант, употребляя слова с изученной орфограммой 3. Написать стихотворение, сказку, эссе СЛАЙД № 25. Спасибо за урок! Литература 1. Гужва Ф.К., Иванова А.Н. «Лексика и фразеология русского языка» - К., 1982. 2. Гужва Ф.К. «Основы развития речи» - К.,1989. 3. Иванов В.В., Потиха З.А. «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе» - М., 1985. 4. Русские народные пословицы и поговорки. – К.,1979. 5. http: rus/lseptember/ru/ - « Я иду на урок русского языка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconТема: Правописание отрицательной частицы -не- с глаголом. Изменение глаголов по временам.
Цель: Познакомить с ролью частицы -не- и её раздельным написанием с глаголами. Ввести понятие «изменение глаголов по временам»

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Отрицание не с глаголами пишется раздельно. Например: Не был, не было, не мог, не знал, не читал, не сумел, не хочу, не писать, не...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconМетодическая разработка к самостоятельной работе по русскому языку специальность «Фармация»
Тема: Движение есть жизнь. Правописание суффиксов существительных –ичк, ечк, инк, еньк, оньк, н

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconКонспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года...
Цель урока: дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconРазработка урока по русскому языку в 5 классе Тема «Проверяемые гласные в корне слова»
Цели: 1 закрепить навык проверки безударных гласных в корне слова; обогащать словарный запас учащихся

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconОлимпиадные задания по русскому языку для 9 класса
Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару.(6 б.)

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconВводный курс по русскому языку для студентов I курса (английский язык обучения)
Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы иностранных студентов медицинских вузов на начальном этапе...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языкУ и литературЕ
Программу и методические указания для экзамена по русскому языку и литературе подготовили: зав кафедрой русской филологии, к ф н.,...

Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» iconПрактический курс по обучению русскому языку иностранных студентов
Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы иностранных студентов медицинских вузов на начальном этапе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<