Тесты. Тип урока




Скачать 131.17 Kb.
НазваниеТесты. Тип урока
Дата публикации16.04.2014
Размер131.17 Kb.
ТипТесты
uchebilka.ru > Информатика > Тесты
Тема урока: Опыление, приспособление цветков к опылению

Цель урока:

Сформировать у учащихся понятие «опыление», показать основные приспособления цветков к процессу опыления. Раскрыть и охарактеризовать разнообразные приспособительные черты цветков к их опылению ветром, насекомыми, птицами и другими животными.

Оборудование: таблицы, плакаты, рисунки по теме «Опыление», гербарные образцы, модель цветка, схемы, тесты.

Тип урока: изучение нового материала

Основные формы и методы учебной деятельности урока

  1. Мотивация изучаемой темы

  2. Презентация информационного творческого проекта «Опыление. Типы. Приспособления цветков к опылению»

  3. Составление таблицы

  4. Интеллектуальный тренажер «Проверь себя» (игра «крестики-нолики»)

  5. Работа с тестами («молчанка»)

  6. Литературная страничка

  7. «В мире удивительного»

  8. Физкультмитунка «Угадай-ка!»

Эпиграф урока:

Опыление – жизненно важный процесс для всех цветковых растений, и природа немало позаботилась о том, чтобы он проходил успешно.

План урока:

  1. Организационный момент

  • приветствие

  • проверка подготовки к уроку



  1. Сообщение темы и цели урока

Тема: «Опыление, приспособление цветков к опылению»

Цель урока: Рассмотреть понятие «опыление» и ознакомиться с различными типами опыления и приспособлениями



  1. Проверка домашнего задания

  1. у доски у таблицы – охарактеризовать строение цветка;

  2. заполнить схему «Типы соцветий». Дать определение понятия «соцветие» и их биологическое значение (прокомментировать).

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

Информация:

Бутоны цветков яблони, закрытые марлей, совершенно не завязывают плодов. Часто, в большие сады, привозят в период цветения улики с пчелами.

Вопросы:

  1. Зачем это делают?

  2. Почему в холодную, дождливую погоду летом бывают низкие урожаи плодово-ягодных культур?



  1. Мотивация (учитель)

  1. В жаркий летний день при безоблачном небе яркие пятна цветов на фоне травы создают удивительную картину. Какое разнообразие красок, какая красота, созданная природой для человека!

Для человека ли? Это вопрос, друзья мои, над которым следует поразмыслить. Человек на Земле недавний гость. Наши угрюмые предки еще прятались в пещерах окружающей природы, а на лугах уже пестрели цветы и над ними летали насекомые, которые собирали нектар и пыльцу.

Большинство растений еще имели невзрачные мелкие цветочки, пыльца которых разносилась ветром.

«Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь. Поглядите на чудо». В.Солоухин

  1. Религии разных народов по-своему объяснили значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, что Боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар Боги «спрятали» его в глубине венчиков.

На сегодняшнем уроке нам необходимо выяснить:

  1. Почему одни цветки имеют яркую окраску, другие нет?

  2. Почему цветки имеют нектарники? Какую роль они играют?

  3. Почему многие цветки собраны в соцветия?



  1. Восприятие и осмысление нового учебного материала

  1. Объяснение учителя по вопросу: «Типы опыления».

Записать понятие – «опыление» – это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

Записать понятие – «перекрёстное опыление» – перенос зрелой пыльцы одного растения на зрелые рыльца другого растения при помощи ветра, воды, насекомых, птиц, муравьев.

Схема:

Типы опыления

анемогамия – ветроопыление

энтомогамия – насекомоопыляемые

гидрогамия – опыление водой

орнитогамия – опыление птицами

мирмекогамия – опыление муравьями



  1. Презентация информационного творческого проекта: «Опыление. Типы опыления. Приспособления цветков к опылению»

Выступают группы учеников по представлению проекта:

I блок: насекомоопыляемые растения

II блок: ветроопыляемые растения

III блок: опыление птицами

IV блок: опыление муравьями

V блок: растения-самоопылители

  1. Этап проверки первичного понимания и усвоения изучаемого материала



  1. Работа с карточками – интеллектуальный тренажер «Проверь себя («крестики-нолики»)»

  • 12 утверждений – необходимо отметить на графике правильное утверждение «+», неправильное «0»

  • прокомментировать

  • самооценка

Образец теста:

«Проверь себя /«крестики-нолики»/»

  1. Опыление у цветковых является необходимым условием оплодотворения.

  2. У ветроопыляемых растений цветки крупные и яркие.

  3. Ветром опыляются почти все злаки.

  4. Насекомые (пчела, шмели и другие) забираются в цветок, чтобы отдохнуть.

  5. Опыление птицами свойственно растениям тропиков.

  6. Насекомые переносят на своем теле пыльцу с тычинкой на рыльце пестик одного и того же цветка.

  7. У гороха происходит самоопыление еще в бутонах, до распускания цветков.

  8. Энтомогамия – это опыление с помощью ветра.

  9. Нектар и пыльца являются пищей для насекомых.

  10. Медоносными растениями на Украине являются акция, гречиха, липа.

  11. Искусственной опыление осуществляют домашние животные.

  12. Клевер опыляется только шмелями и длиннохоботковыми пчелами.

Отметить на графике правильное утверждение значком «+», неправильное «0»

+

0

+

0

+

0

+

0

+

+

0

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  1. Активный отдых – игра «Угадай-ка!»

Учащиеся встают у парт. На доске или в руках учителя показываются рисунки, картинки, гербарии растений, если растение насекомоопыляемое, учащиеся машут руками, изображая движение крыльев, если опыляются ветром – руки поднимают вверх и показывают движение ветра, если растение самоопыляется – хлопают в ладоши.

  1. Работа с тестами – парами

І вариант выполняет четные задания,

ІІ вариант выполняет нечетные задания
Тесты:

(выберите из предложенных ответов правильный и подчеркните его)

  1. Околоцветник состоит из:

  1. лепестков;

  2. чашечки и венчика;

  3. цветоножки и цветоложа;

  4. венчика с тычинками и пестиком

  1. Главные части цветка:

  1. тычинки и пестик;

  2. лепестки;

  3. цветоножка и цветоложе;

  4. пыльники

  1. Однодомное растение с однополыми цветками:

  1. конопля посевная;

  2. тополь;

  3. кукуруза;

  4. ива

  1. Соцветие простой колосок у:

  1. лука;

  2. черемухи;

  3. клевера;

  4. подорожника

  1. Самоопыление происходит у:

  1. клевера;

  2. гороха;

  3. липы;

  4. березы

  1. Укажите двудомное растение:

  1. береза;

  2. ольха;

  3. облепиха;

  4. дуб



  1. Закрепление

Заполнение таблицы



Признак

Ветроопыляемые

Насекомоопыляемые

1.

Окраска венчика (яркая, неяркая)







2.

Наличие нектаринов







3.

Наличие аромата







4.

Относительная длина тычиночной нити (короче, длиннее)







5.

Количество влаги в пыльце (больше, меньше)







6.

Количество пыльцы (больше, меньше)









  1. Домашнее задание § 19, повт. § 18

Подготовить материал «Удивительно рядом – плоды и семена»

  1. Самооценка психологического состояния учащихся

«Солнышко» – выбирают свою позицию





Я все понял (а) Почти все понял (а)

настроение отличное настроение хорошее





Я понял (а) Я не усвоил (а) материал

остался равнодушен состояние тревожное
Дополнительный материал к уроку:

«Опыление, приспособление цветков к опылению»

Информационный лист к блоку І

«Опыление насекомыми»

Магнолия и жуки

Ночью внутри закрытых цветков магнолии можно услышать поскрёбывание жуков, опыляющих растение. Для них цветок – настоящий «ресторан», где они кормятся пыльцой и ароматным нектаром. Ночью этот цветок предоставляет жукам ночлег с отоплением – внутри закрытого цветка может быть на 10 градусов теплее, чем снаружи. Жуки должны отблагодарить магнолию: перелетев на другое дерево, опылить его цветки. А чтобы не произошло самоопыления, пыльца и рыльца пестиков в одном цветке созревают в разное время.

Опыление жуками – более древнее, чем опыление бабочками, пчелами и другими насекомыми. И само семейство магнолиевых одно из древнейших среди цветковых.

^ Информационный лист к блоку ІІ

«Перекрестное опыление ветром»

Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями, например, заросли орешника, березовые рощи, кукуруза. У ветроопыляемых растений созревает очень много пыльцы. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза и другие растения с невзрачными цветками.

Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветет рано весной, до распускания листьев. Это обеспечивает лучшее попадание пыльцы на рыльца.

У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких цветков. Невзрачные, обычно мелкие цветки, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, легкая, сухая пыльца – все это приспособление к опылению ветром.

^ Информационный лист к блоку ІІІ

«Опыление птицами»

Некоторые растения тропиков опыляются с помощью птиц – колибри, нектарницы и маленькие попугайчики. Цветки у этих растений имеют две интересные особенности: красной окраски и не имеют аромата. Красный цвет, по-видимому, лучше различаются птицами, чем другие цвета, а отсутствие аромата – не большая беда.

^ Информационный лист к блоку IV

«Мирмекогамия – опыление муравьями»

Весной и летом дел у муравьев особенно много: забота о подрастающем потомстве, охрана и ремонт жилища и, самое главное, добывание пищи. Муравьи – всеядные насекомые. Они любят и растительную и животную пищу. Эти сластены знают, на каких растениях можно легко поживиться сладким нектаром, и атакуют их толпами, переползая с цветка на цветок. Так, перепачканных в желтой пыльце муравьев неоднократно видели на цветущих сережках ив. В густых зарослях этого кустарника, где ветки растущих близко друг к другу женских и мужских экземпляров переплетаются межу собой, муравьи могут производить опыление и бывают полезными, особенно в пасмурные дни, когда другие насекомые-опылители не работают. Часто бывает, что муравьи, выпив сладкий нектар, ничего полезного для растения не делают. Некоторые растения для охраны нектара вооружены колючками волосинками или липкой смолой на стебле и цветоножках. Муравьи такие растения обходят стороной.

^ Информационный лист к блоку V

«Самоопыление – клейтогамия»

Среди них такие, как недотрога, фиалка, кислица, льнянка, мокрица, ячмень, арахис, помидоры, фасоль, горох и другие.

Ч.Дарвин считал, что самоопыление не основное, а вынужденное средство воспроизведения растениями семян при отсутствии условий для перекрестного опыления.

Самоопыление происходит чаще всего еще не в раскрывшемся цветке, то есть в бутоне.

^ Дополнительный материал к уроку:

«Удивительное рядом»

Опыление

Около 80% всех видов цветковых растений опыляется насекомыми.

В ходе эволюции цветок изменялся, все больше приспосабливаясь к содружеству с насекомыми. Те растения, у которых цветки были мелкими, собрали их в соцветия, чтобы они стали заметнее. Лепестки окрасились в яркие, бросающиеся в глаза тона. Возник аромат – главное, благодаря чему насекомые издали замечательный цветок. Появился нектар – то, ради чего они его посещают.

Цветки каждого растения приспособлены к опылению определенными насекомыми. Например, бывает, что целое поле красного клевера совершенно не дает семян. Причинами этого заинтересовался Чарльз Дарвин и стал расспрашивать крестьян. Крестьяне говорили ему, что для того чтобы клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек мало – нет и семян. Ученого поразило странное объяснение (ведь не кошки же опыляют клевер!), и он стал изучать строение цветков клевера. Оказалось, что опылять их могут только шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые мыши, которые поедают их соты. А враг мышей, как известно, – кошки. Значит, если нет кошек, то много мышей и мало шмелей – они не опыляют клевер, и он не дает семян. Это один из примеров того, что в природе все взаимосвязано. Было время, когда в Австралии не произростал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не дает плодов и семян, хотя обильно цветет. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а опыления нет потому, что нет в Австралии пчел и шмелей, которые опыляют цветки клевера.

Привезли в Австралию шмелей, шмели, посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить.

Насекомые не всегда «честны» с цветками. К примеру, некоторые шмели не опыляют красный клевер как полагается, а «воруют» нектар, прокусывая снаружи стенку венчика. Растение, разумеется, стремится оградить себя от шмелей-воришек. Для этого оно прибегает к защите других насекомых. Цветок начинает выделять наружу капельки нектара, привлекающие муравьев. Муравьи не позволяют шмелям прокусывать стенку венчика. Биолог Вадим Назаров пишет, что «удавалось наблюдать, как подлетевший к цветку шмель предпринимал неоднократные попытки сесть на венчик в неположенном месте в надежде сделать прокол в его стенке. Но, встречая отпор муравьев, в конце концов, оставлял свое намерение и забирался в цветок изнутри».

^ Дополнительный материал к уроку:

«Удивительное рядом»

Опыление кактуса опунции

У цветков кактуса опунции очень интересное приспособление для переноса пыльцы насекомыми.

В середине крупного цветка, между золотисто-желтыми нитями тычинок, возвышается конусом пестик с толстым рыльцем. Насекомое садится на пестик и пытается достать мед из ямки у основания лепестков цветка. Оно (насекомое) слегка задевает нити тычинок, и те, извиваясь винтом, вдруг ударяют его мешочками с пыльцой. Один за другим сыплются удары, и насекомое со всех сторон оказывается облепленным пыльцой, которую оно переносит на другой цветок, способствуя перекрестному опылению.

^ Информационный лист «Опыление»

Удивительное рядом:

  1. Опылителей привлекают в шиповнике крупные, яркие цветки имеющие нектарники.

В Древней Греции он пользовался любовью и почетом. Греки и римляне считали его символом нравственности, посвящали его богине любви и красоты.

У славян шиповник означал красоту, молодость, любовь и мужскую стать. И это не случайно. Ведь плоды шиповника – настоящая сокровищница витаминов.

  1. Банан – ученые считают, что культурные сорта появились в результате скрещивания банана заостренного и банана Бальбиса. Их размножают вегетативно – мощным многолетним корневищем. У культурных сортов семян нет. Но у дикорастущих все иначе. Растут бананы быстро – цветет в возрасте 8-10 месяцев. В каждом соцветии несколько тысяч цветков. У многих они раскрываются вечером – привлекают летучих мышей, которые их опыляют. Растущие днем привлекают птиц – нектарниц, мелких зверьков – тупай, живущих на деревьях, и насекомых – бабочек, ос, пчел, муравьев. И «ночные» и «дневные» цветки выделяют нектар, а запахом обладают только ночные виды бананов.


Литература:

  1. Ильченко В.Р., Рыбалко Л.Н., Пивень Т.А. Биология. Учебник для 7 класса. Полтава «Довкилля – К». 2007

  2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. «Москва». 1981

  3. Книга для чтения по ботанике. Составитель Трайтак Д.И. «Москва». Просвещение. 1985




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты. Тип урока iconУрок диалог
Содержание урока соответствует целям и возрастным особенностям учащихся. Тип урока диалог. Такой тип урока позволяет учителю и учащимся...

Тесты. Тип урока iconКонспект. Тип урока: классический. Тема урока: Электроскоп. Проводники...

Тесты. Тип урока iconГеографии и музыки
Тип урока: интегрированный (урок усвоения новых знаний), экскурсия в Австрию. (2 урока)

Тесты. Тип урока iconУрока: Практическая
Тип урока: Урок формирования грамматической компетенции по теме The Present Simple Tense

Тесты. Тип урока iconГеографии и музыки
Тип урока: интегрированный (урок усвоения новых знаний), экскурсия в Австрию. (2 урока)

Тесты. Тип урока iconУрока. Образовательные
Тип урока: Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Тесты. Тип урока iconМетоды профориентологии
Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений,...

Тесты. Тип урока iconПлан урока по теме: Электронная почта. Почтовый этикет
Тип урока: урок повторения, обобщения, изучения и закрепления материала (комбинированный)

Тесты. Тип урока iconТип урока: урок изучения нового материала. Цель урока
Бору, расширение представлений учащихся о физической картине мира, синтез со знаниями, полученными на уроках химии

Тесты. Тип урока iconУрока: «Носители информации» Тип урока
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная практическая работа, деятельностный подход

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<