Скачать 95.92 Kb.
|
УДК 681.518:519.718 ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО, УЧИТЫВАЮЩАЯ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ЗАДАНИЯ И.Л. Лебединский, доц.; В.С. Ноздренков, ассист.; В.И. Романовский, ассист. Сумский государственный университетПредложен новый метод оценки знаний обучаемого с учетом времени, затраченного на решение конкретного задания с использованием математического аппарата, включающего разделы теории нечетких множеств и нечеткой логики. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Эффективная организация учебного процесса в учебных заведениях выдвигает проблему его информатизации, внедрения современных информационных технологий при обучении и контроле знаний студентов. Использование традиционных методов обучения и контроля знаний не может обеспечить повышение эффективности учебного процесса в связи с увеличением объемов обрабатываемой информации и сложностью изучаемого материала. Решение таких задач требует увеличения функциональных возможностей автоматизированных систем обучения и контроля знаний. Поэтому особую ценность приобретают методы автоматизированного обучения и контроля знаний с применением достижений в различных отраслях науки. Решение этих проблем требует интеллектуализации процесса обучения при внедрении современных информационных технологий, как например «мягкие вычисления», мультиагентные системы, нейроинтеллектуальные модели и методы усовершенствования учебного процесса. ^ Большой вклад в разработку и исследование методов и моделей автоматизации обучения и контроля знаний внесли Р. Аткинсон, В.П. Беспалько, В.М. Глушков и другие. Современные исследования по разработке систем автоматизации процесса обучения выполнили: Л.П. Оксамытная, Т.И. Коджа, Н.В. Матвейшина, Д.В. Ходаков и другие. Были разработаны новые информационные технологии по построению адаптивного интерфейса, учитывающие индивидуальные особенности пользователя [1]. Предложены способы моделирования процесса обучения с использованием стохастических методов [2]. Разработан метод дифференцированного анализа результатов тестирования на основе нечеткой логики, который позволяет повысить объективность результатов компьютерного тестирования [3]. Полученные результаты использовались при разработке программного обеспечения систем автоматизации процесса обучения и контроля полученных знаний. ^ Существующие методы и алгоритмы оценки знаний основаны на различных формальных моделях. Совокупность таких моделей и соответствующих им алгоритмам носит мозаичный характер, что связано с отсутствием базовых концепций их построения [4]. Это относится как к алгоритмам определения количественной оценки знаний обучаемого, так и к методам, учитывающим фактор времени, при выполнении конкретного задания [5, 6]. Проведенные в данной области исследования показали, что в большинстве автоматизированных системах тестирования при проведении контроля знаний, обычно, обучаемому выделяется определенный временной интервал, в течение которого он должен решить поставленную перед ним задачу. Если он выходит за рамки этого интервала, ему выставляется неудовлетворительная оценка или в лучшем случае выставляется оценка за решение отдельных этапов текущего задания. Оценка, полученная таким способом, отличается от оценки преподавателя, который может более точно оценить знания студента по данному вопросу или задаче. Этот недостаток присутствует во многих системах тестирования, ограничивает область их применения. ^ На основании проведенного обзора последних исследований по данной проблеме можно сформулировать следующее задание: разработать информационную модель и соответствующие программные средства автоматизированной системы оценки знаний респондента, учитывающую время, затраченное на выполнение задания. Исходными данными являются два параметра: время, затраченное на выполнение задания ![]() ![]() ![]() ^ Для решения поставленной задачи можно воспользоваться элементами теории нечетких множеств и нечеткой логикой. Определим лингвистическую переменную ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ В связи с этим возникает проблема выбора оптимального множества значений признаков, по которым можно описать лингвистическую переменную ![]() В общем виде функции принадлежности термов лингвистической переменой ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Основой функционирования системы нечетного логического вывода является метод логического вывода modus ponens [8]. Используемый в различного рода экспертных и управляющих системах механизм нечетких выводов в своей основе имеет базу знаний, формируемую специалистами предметной области в виде совокупности ![]()
где N – количество нечетких правил; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
где ![]() Степени истинности предпосылок каждого нечеткого правила вычисляют следующим образом:
Затем находится четкое значение выходной переменной по формуле:
Графическая интерпретация подсистемы нечеткого логического вывода (ПНЛВ) представлена на рисунке 2. ![]() Рисунок 2 - Подсистема нечеткого логического вывода Алгоритм работы подсистемы нечеткого логического вывода представлен на рисунке 3. Определим набор нечетких предикатных правил, описывающих функционирование ПНЛВ, в случае задания лингвистической переменной ![]() ![]()
где ![]() ![]() ![]() Обобщим набор нечетких предикатных правил, описывающих функционирование ПНЛВ, в случае задания лингвистической переменной ![]() ![]() ![]()
Вычисляем значение истинности для предпосылки каждого правила ![]()
где ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Четкое значение выходной переменной находится по формуле [6].
Рисунок 3 - Алгоритм работы подсистемы нечеткого логического вывода Иллюстрация алгоритма приведена на рисунке 4. Для вычисления ![]() ![]() ![]()
![]() Рисунок 4 - Иллюстрация работы алгоритма
На рисунке 5 представлена зависимость ![]() ![]() Зависимость ![]() ![]() ![]() ![]() ^ ![]() Для практической реализации предложенного метода оценки знаний обучаемого с учетом времени, затраченного на решение конкретного задания, был разработан программный комплекс QWESTER-RESULTS, который реализован на языке программирования DELPHI 6.0. ВЫВОДЫ
SUMMARY In this article the approach to mathematical software constructing of automated test system based on fuzzy logic methods and algorithms of knowledge appraising which model teacher’s logic while putting marks with time-based factors is proposed. Introduced methods solve to appraise the respondent’s knowledge, correcting mark due to time-based factors. ^
Поступила в редакцию 2 декабря 2005 г. |
![]() | Описаны основные этапы эволюции развития контроля знаний, предложены классификации методов проведения кз и моделей выставления оценки... | ![]() | Большинство систем реализуют полный перечень или его подмножество [1,2,3]. Модель обучаемого призвана предоставить системе необходимую... |
![]() | Все программные средства обучения в первую очередь, служат задачам педагогики, поэтому должны подчиняться дидактическим закономерностям... | ![]() | Ия травматизма на производстве. С помощью аппарата теории массового обслуживания получена вероятностная модель критериев оценки производственного... |
![]() | Модель оценки капитальных активов (capm capital Asset Pricing Model) была впервые сформулирована Вильямом Шарпом в 1964 г., а также... | ![]() | Автоматизированная информационная система предназначена для оценки деятельности преподавателей |
![]() | Время, затраченное сверх нормальной величины, считается сверхурочным и должно оплачиваться по повышенным расценкам | ![]() | С помощью аппарата теории массового обслуживания получена вероятностная модель критериев оценки производственного травматизма. Показано,... |
![]() | Урок-сочинение. Студенческое практическое исследование. Выполнение упражнений. Выполнение практических работ | ![]() | Данный урок содержит задания, связанные с окружающим нас миром. Его цель содействовать формированию понимания и оценки прекрасного... |