Практическая работа № 24 Тема: Основы программирования в визуальной среде (RAD1). Установка Delphi (Lazarus), знакомство с интерфейсом, создание первой простой программы.
Цель: Научиться создавать, отлаживать и компилировать простейшие программы на языке Pascal в среде Delphi.
Время: 80 мин.
Задание: Создать программу, состоящую из формы и простых элементов управления – кнопок, надписей. Заголовок формы должен отображать фамилию автора программы.
Литература: 1. Культин Н. Б. Основы программирования в Delphi XE, 2011 2. Мансуров К.Т. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. Содержание отчёта:
Ответы на вопросы, поставленные в пунктах описания последовательности выполнения работы.
Текст программы.
Выводы по работе (что изучили, чему научились).
Последовательность выполнения работы:
Установите на свой компьютер Lazarus или Delphi (7 или 2010), если это программное обеспечение ещё не установлено.
Запустите Lazarus (Delphi) и внимательно рассмотрите интерфейс, найдите окно формы, модуля, проекта, вкладку «Стандартные» (“Standard”) панели компонентов и элементы управления для создания кнопок, надписей, строк и блоков текста.
В заголовок главной формы поместите текст: «Основы программирования. Практическая работа № 24». Измените (уменьшите или увеличьте) размер формы. Свойство «Position» («Позиция») измените так, чтобы ваша программа располагалась в центре экрана: 
Разместите внизу на форме метку «Label» и с её помощью создайте надпись по образцу:
Работу выполнила студентка гр. Б-11 … (Фамилия, Имя)
Поместите на форму кнопку «Button», в свойстве «Caption» напишите «Закрыть», измените шрифт и размер кнопки.
Нажмите на клавиатуре «F12» и посмотрите на текст вашей программы. Скопируйте его в отчёт. Нажмите снова «F12». Модуль сменит форма.
Для кнопки «Закрыть» создайте обработчик события, закрывающий форму.
Выполните двойной щелчок мышью по кнопке, автоматически откроется редактор кода, сформируются необходимые строки программы и курсор установится в том месте, куда нужно будет ввести инструкции. Введите «Close».
^ Структура модуля
Модуль состоит из последовательности разделов. Каждый раздел начинается ключевым словом и продолжается до начала следующего раздела.
unit ИмяМодуля;
interface // раздел интерфейса
{ Здесь находятся описания процедур и функций модуля, которые могут использоваться другими модулями. }
const // раздел объявления констант
{ Здесь находятся объявления глобальных констант модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля.}
type // раздел объявления типов
{ Здесь находятся объявления глобальных типов модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля }
var // раздел объявления переменных
{ Здесь находятся объявления глобальных переменных модуля, которые могут использоваться процедурами и функциями модуля }
implementation // раздел реализации
{ Здесь находятся описания (текст) процедур и функций модуля}
end.

Сохраните проект, запустите и протестируйте его.
Для сохранения нажмите кнопку «Save all»: , для запуска – «Run» или F9.
Добавьте кнопке «Закрыть» одно интересное событие: выделите кнопку на форме, в инспекторе объектов откройте вкладку «Events» (События), найдите «OnMouseMove», справа от него выполните двойной щелчок и напишите такой обработчик события:
Button1.Left:=100+random(250);
Button1.Top:=30+random(250);
Запустите программу и попробуйте нажать на кнопку «Закрыть»… Получилось?
Измените программу так, чтобы при нажатии на кнопку окно сразу не закрывалось, предусмотрите появление диалогового окна с требованием подтвердить это действие:

Для этого в Инспекторе объектов выберите объект Form1 (форма), перейдите на вкладку «События», найдите событие OnCloseQuery, щёлкните по нему, а затем выполните щелчок по появившейся рядом кнопке (рис.1).

Рис. Рис.
^
procedure TForm1.FormCloseQuery(Sender: TObject; var CanClose: boolean);
begin
if MessageDlg('Разрешить выход ?', mtConfirmation, [mbYes, mbNo], 0) = mrYes
then CanClose := True
else CanClose := False;
end;
Аналогично опишите событие OnClose (рис.2), предусмотрев появление сообщения «Конец работы»:
procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var CloseAction: TCloseAction);
begin
ShowMessage('Конец работы!!');
end;

Добавьте на форму ещё надпись и кнопку, но не стандартную, а более привлекательную ^ из палитры компонентов на вкладке Additional. Измените её вид с помощью свойства Kind, измените шрифт кнопки и надписи. Сделайте так, чтобы после нажатия кнопки BitBtn на экране появлялось сообщение: «Привет! С первыми успехами!» или аналогичное ему.

Рис.

Рис.
Для этого выполните двойной щелчок мышью по кнопке BitBtn, автоматически откроется редактор кода, сформируются необходимые строки программы и курсор установится в том месте, куда нужно будет ввести инструкции. Введите:
procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);
begin
Label2.Visible:=True;
end;
Сохраните файлы в своём каталоге на сервере в папку «Программирование, пр.24» под именем pr24-unit.pas и pr24.dpr (проект), запустите на выполнение (при этом автоматически в том же каталоге создастся файл pr24.exe).

Файл pr24.exe – готовая программа, исполняемый файл, его можно автономно запускать на другом компьютере. Интерфейс Delphi 7. Основные инструменты













 
 
Корюков И.В. «Практикум по информатике. Основы программирования»
|