Скачать 50.07 Kb.
|
Метод «портфолио» на уроках иностранного языка /из опыта работы учителей английского языка СОШ №32 г. Стаханова Жученко М.Р./ «Портфолио» - это индивидуальная папка учащегося, в которой накапливаются работы учащихся за определённый период и по определённой теме. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося; описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, практик, спортивных и художественных достижений. Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Материалы, используемые в портфолио:
Методика «портфолио» – это процесс накапливания и оценивания индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной), который должен опираться на коммуникативные и компьютерные навыки ученика. Методика портфолио даёт возможность учителю английского языка решить задачи, определённые в Законе Украины «Об образовании», программах для средних школ, в которых иностранный язык рассматривается как способ межкультурного общения. Основная задача уроков английского языка – способствовать учащимся овладеть умениями и навыками общения в устной и письменной формах. Методика «портфолио» позволяет обеспечить вхождение личности в иноязычный социум и способствует социализации в новом для неё обществе. Важным моментом использования методики «портфолио» является развитие у учащихся способностей использовать знания языка как инструмент общения и представления себя и своих достижений, адаптироваться в современном обществе. Метод «портфолио» апробирован мною на уроках английского языка в течение двух лет. Результаты своей работы я демонстрировал на городском семинаре учителей английского языка, а также на семинаре для директоров школ. Используя метод портфолио, мы смещаем акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме. Мы достигаем главного: учащийся ощущает себя личностью способной заявить о себе и проявить себя - таким образом, повышается интерес не только к предмету, но и формируется активная жизненная позиция, умения самоанализа и самокоррекции. Мы переносим акцент с педагогической оценки работы учащегося на самооценку школьника. К тому же прибавляется оценка одноклассников, товарищей, что немаловажно для развития личностных качеств каждого ребёнка.. И самое главное, мы даём возможность каждому школьнику показать все, на что он способен. При методике портфолио оцениваются следующие аспекты:
В компьютерном классе такой папкой, несомненно, являются рабочий стол (desktop), презентация, разработанная в MO Power Point или Macromedia Flash, и собственный блог или интернет портал. Таким образом, учитель призывает учеников именно к тому, что интересно. Предлагается выбор интересных для учащихся тем (возможны варианты, предложенные со стороны учащегося). Для этого требуется целый «набор инструментов»: навыки работы с компьютерными программами, умение находить нужную информацию в интернете (из того бездонного «моря» информации, там представленной), навыки быстрого чтения на английском языке и, главное, коммуникативные навыки, чтобы в итоге всё это донести до других. Данная форма организации работы на уроке английского языка способствует созданию у учащихся неподдельного интереса и возможности увидеть работу своего одноклассника, продемонстрировать свою, сопоставить результаты, дать объективную оценку. Учащийся на таком уроке выступает в роли исследователя, создателя, оратора, оформителя, имеет возможность показать знания компьютера, оценить работу. Использование монолога тем более становится увлекательным и интересным. А ведь можно добавить сюда стандартную схему: слушал – вопрос – ответ - совет. Как облегчить в этом случае коммуникативную нагрузку на учащихся? Ведь говорение на таких уроках занимает значительно больше времени, чем на традиционном. Ответить и выполнить это нам удалось очень просто: стандартные и идиоматические фразы учитель готовит заранее на доске или, лучше всего, на проекторе. В начале урока, после объявления темы и цели, можно практиковать эти выражения и фразы. Таким образом, учащимся останется только приложить эту натренированность на тот запас слов, с которым он встретился во время работы со своей темой. Могут возникнуть вопросы:
Ответы на эти вопросы содержатся в самой методике «портфолио», которая опирается на коммуникативные схемы. Коммуникативные схемы – это словарный набор грамматически устойчивых фраз и выражений, используемых в устной речи. Слово учителя + плакат с коммуникативной схемой – это лучшее «оружие» в арсенале приёмов работы на уроке. Сама по себе презентация, т.е. портфолио учащегося, - это колоссальный труд, где стопроцентно задействовано чтение и понимание. Обратите внимание, что в данном случае, «понимание» синоним слова «перевод». Что касается домашнего чтения, поиск любимой, интересной информации на английском языке заменит в тысячу раз чтение неинтересного текста из учебника. Предваряя выступления учащихся, можно в начале урока провести аудио/видео аудирование, как альтернативу коммуникативной схеме. Грамматика? Далеко не всем ученикам интересно копаться в парадигмах и грамматических формах Perfect-Continuous Infinitive и т.д., что определённо требует специальных филологических и лингвистических способностей. Последние часто зависят от того, какое полушарие головного мозга развито у человека больше всего (как сказал Джон Толкин: «…а всё ли в порядке с головой у языковедов?»). Но хочу напомнить учителям иностранцам: не забывайте, что, в отличие от русского языка, английский язык по морфологическому строению - это язык аналитический. Следовательно, опять приходит на ум коммуникативная схема. В качестве примера можно взять структуру любого разговорника. Цель обучения на уроках иностранного языка и состоит в том, чтобы привить учащемуся эти коммуникативные навыки, т.е. применить свои знания практически, а не довольствоваться вставкой is/are/am в предложениях. Например, умеет ученик правильно раскрыть скобки с Past Simple, но совершенно не способен сказать, о чём прочёл небольшой абзац. Неумение научить говорить - это наша фатальная ошибка. И только, используя методику «портфолио», возможно достичь реальных результатов в самом трудном аспекте обучения иностранному языку– преодолении языкового барьера и способствовать развитию навыков говорения, пусть даже и с ошибками. |
![]() | Е общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной... | ![]() | Личность учителя иностранного языка как фактор воспитания учащихся в процессе обучения Современные требования к учителю иностранного... |
![]() | В настоящее время роль обучения устному общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Учащиеся разных... | ![]() | Обобщить страноведческие знания учащихся, полученные на уроках английского языка |
![]() | Компания study. Ua предлагает пройти вам курс изучения иностранного языка за границей. Сотрудничая с многими колледжами, которые... | ![]() | Интернет, посещаем курсы и детские сады, учимся в средних и высших учебных заведениях всех форм собственности. В условиях рыночной... |
![]() | В обучении иностранным языкам насчитывается около двенадцати методов: метод перевода, прямой, аудио-лингвистический, аудио-визуальный,... | ![]() | В сети наших языковых школ мы используем особый коммуникативный метод обучени. Вы будете учить язык в уютной обстановке в одной из... |
![]() | Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка | ![]() | Усвоение иностранного языка студентами происходит намного эффективнее, если в процесс обучения включается игра. Игра вызывает интерес... |