Метод «портфолио» на уроках иностранного языка




Скачать 50.07 Kb.
НазваниеМетод «портфолио» на уроках иностранного языка
Дата публикации21.04.2014
Размер50.07 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
Метод «портфолио» на уроках иностранного языка

/из опыта работы учителей английского языка СОШ №32 г. Стаханова

Жученко М.Р./

«Портфолио» - это индивидуальная папка учащегося, в которой накапливаются работы учащихся за определённый период и по определённой теме. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося; описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, практик, спортивных и художественных достижений. Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Материалы, используемые в портфолио:

  • визитка;

  • ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору;

  • творческая книжка с приложением работ;

  • электронные документы;

  • модели, проекты, исследовательские работы;

  • отчеты о социальных практиках.

Методика «портфолио» – это процесс накапливания и оценивания индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной), который должен опираться на коммуникативные и компьютерные навыки ученика. Методика портфолио даёт возможность учителю английского языка решить задачи, определённые в Законе Украины «Об образовании», программах для средних школ, в которых иностранный язык рассматривается как способ межкультурного общения. Основная задача уроков английского языка – способствовать учащимся овладеть умениями и навыками общения в устной и письменной формах. Методика «портфолио» позволяет обеспечить вхождение личности в иноязычный социум и способствует социализации в новом для неё обществе. Важным моментом использования методики «портфолио» является развитие у учащихся способностей использовать знания языка как инструмент общения и представления себя и своих достижений, адаптироваться в современном обществе.

Метод «портфолио» апробирован мною на уроках английского языка в течение двух лет. Результаты своей работы я демонстрировал на городском семинаре учителей английского языка, а также на семинаре для директоров школ.

Используя метод портфолио, мы смещаем акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме. Мы достигаем главного: учащийся ощущает себя личностью способной заявить о себе и проявить себя - таким образом, повышается интерес не только к предмету, но и формируется активная жизненная позиция, умения самоанализа и самокоррекции. Мы переносим акцент с педагогической оценки работы учащегося на самооценку школьника. К тому же прибавляется оценка одноклассников, товарищей, что немаловажно для развития личностных качеств каждого ребёнка.. И самое главное, мы даём возможность каждому школьнику показать все, на что он способен.

При методике портфолио оцениваются следующие аспекты:

  • визуальная часть работы – на сколько качественно, ярко и насыщенно она выполнена;

  • речь учащегося (использовал ли он ту или иную коммуникативную схему, допускал ошибки в произношении, хотя последнее это отдельная тема для дискуссии);

  • сформированность письменного языка.

В компьютерном классе такой папкой, несомненно, являются рабочий стол (desktop), презентация, разработанная в MO Power Point или Macromedia Flash, и собственный блог или интернет портал.

Таким образом, учитель призывает учеников именно к тому, что интересно. Предлагается выбор интересных для учащихся тем (возможны варианты, предложенные со стороны учащегося). Для этого требуется целый «набор инструментов»: навыки работы с компьютерными программами, умение находить нужную информацию в интернете (из того бездонного «моря» информации, там представленной), навыки быстрого чтения на английском языке и, главное, коммуникативные навыки, чтобы в итоге всё это донести до других. Данная форма организации работы на уроке английского языка способствует созданию у учащихся неподдельного интереса и возможности увидеть работу своего одноклассника, продемонстрировать свою, сопоставить результаты, дать объективную оценку. Учащийся на таком уроке выступает в роли исследователя, создателя, оратора, оформителя, имеет возможность показать знания компьютера, оценить работу. Использование монолога тем более становится увлекательным и интересным. А ведь можно добавить сюда стандартную схему: слушал – вопрос – ответ - совет.

Как облегчить в этом случае коммуникативную нагрузку на учащихся? Ведь говорение на таких уроках занимает значительно больше времени, чем на традиционном. Ответить и выполнить это нам удалось очень просто: стандартные и идиоматические фразы учитель готовит заранее на доске или, лучше всего, на проекторе. В начале урока, после объявления темы и цели, можно практиковать эти выражения и фразы. Таким образом, учащимся останется только приложить эту натренированность на тот запас слов, с которым он встретился во время работы со своей темой.

Могут возникнуть вопросы:

  • где же грамматическая направленность урока?

  • удобен ли метод «портфолио» на каждом уроке?

  • как же домашнее чтение? где же перевод?

Ответы на эти вопросы содержатся в самой методике «портфолио», которая опирается на коммуникативные схемы. Коммуникативные схемы – это словарный набор грамматически устойчивых фраз и выражений, используемых в устной речи. Слово учителя + плакат с коммуникативной схемой – это лучшее «оружие» в арсенале приёмов работы на уроке. Сама по себе презентация, т.е. портфолио учащегося, - это колоссальный труд, где стопроцентно задействовано чтение и понимание. Обратите внимание, что в данном случае, «понимание» синоним слова «перевод». Что касается домашнего чтения, поиск любимой, интересной информации на английском языке заменит в тысячу раз чтение неинтересного текста из учебника. Предваряя выступления учащихся, можно в начале урока провести аудио/видео аудирование, как альтернативу коммуникативной схеме.

Грамматика? Далеко не всем ученикам интересно копаться в парадигмах и грамматических формах Perfect-Continuous Infinitive и т.д., что определённо требует специальных филологических и лингвистических способностей. Последние часто зависят от того, какое полушарие головного мозга развито у человека больше всего (как сказал Джон Толкин: «…а всё ли в порядке с головой у языковедов?»). Но хочу напомнить учителям иностранцам: не забывайте, что, в отличие от русского языка, английский язык по морфологическому строению - это язык аналитический. Следовательно, опять приходит на ум коммуникативная схема. В качестве примера можно взять структуру любого разговорника. Цель обучения на уроках иностранного языка и состоит в том, чтобы привить учащемуся эти коммуникативные навыки, т.е. применить свои знания практически, а не довольствоваться вставкой is/are/am в предложениях. Например, умеет ученик правильно раскрыть скобки с Past Simple, но совершенно не способен сказать, о чём прочёл небольшой абзац. Неумение научить говорить - это наша фатальная ошибка. И только, используя методику «портфолио», возможно достичь реальных результатов в самом трудном аспекте обучения иностранному языку– преодолении языкового барьера и способствовать развитию навыков говорения, пусть даже и с ошибками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconФормирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка
Е общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Личность учителя иностранного языка как фактор воспитания учащихся в процессе обучения Современные требования к учителю иностранного...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconРазвитие коммуникативных способностей учащихся на уроках английского языка
В настоящее время роль обучения устному общению, в котором говорение играет первостепенную роль, трудно переоценить. Учащиеся разных...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconУроках английского языка. Образовательные задачи
Обобщить страноведческие знания учащихся, полученные на уроках английского языка

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconПрограмма изучения иностранного языка за границей
Компания study. Ua предлагает пройти вам курс изучения иностранного языка за границей. Сотрудничая с многими колледжами, которые...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconКафедра Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур
Интернет, посещаем курсы и детские сады, учимся в средних и высших учебных заведениях всех форм собственности. В условиях рыночной...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconПрименение видео на занятиях иностранного языка в технических вузах
В обучении иностранным языкам насчитывается около двенадцати методов: метод перевода, прямой, аудио-лингвистический, аудио-визуальный,...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconКурсы иностранного языка со Sprachcaffe
В сети наших языковых школ мы используем особый коммуникативный метод обучени. Вы будете учить язык в уютной обстановке в одной из...

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconЕвгений Мельник г. Киев Формирование социокультурной и межкультурной...
Формирование социокультурной и межкультурной компетенций в коммуникативном курсе иностранного языка

Метод «портфолио» на уроках иностранного языка iconИспользование игр при обучении грамматике английского языка
Усвоение иностранного языка студентами происходит намного эффективнее, если в процесс обучения включается игра. Игра вызывает интерес...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<