Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения»




Скачать 116.07 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения»
Дата публикации29.04.2014
Размер116.07 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Информатика > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Метод наблюдения в социологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» Выполнил: Проверил: Саратов 2004 ПланВведение 31.Сущность метода наблюдения 42.Классификация наблюдений 83.Достоинства и недостатки метода наблюдения 12Заключение 15Список литературы 16 Введение В современной методологической литературе указывают, как правило, насуществование трёх основных методов сбора первичной социологическойинформации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализадокументов и метод опроса. В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из насежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем задетьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногдамы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это простомимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемсякогда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле,кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируяновую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешноиспользуется для изучения реальности. Естественно, что в науке методнаблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы всвязи с тем или иным объектом и предметом исследования. 1.Сущность метода наблюдения Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемыйв естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологииимеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаютсянепосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социологимеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать спомощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать,что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбораинформации. Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определеннымобразом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе егоосуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей вконкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не толькосостояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всехучастников наблюдения. Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховоевосприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществитьследующий ряд исследовательских процедур: 1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения. 2. определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения: * объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое); * предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения); * категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены; * наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения; * условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя); * единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях. 3. подготовить инструментарий наблюдения: . дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых; . карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения); . протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя; . классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей; . аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения; . программу обработки данных наблюдения. 4. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров. 5. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит). 6. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж. 7. осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже. Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдениеотличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено яснойисследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научноенаблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д. Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может бытьповышена, если выполнять следующие правила: - максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться. - один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон. - исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования. Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, чтотоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силутого, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласоватьоценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей. 2.Классификация наблюдений Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям: * По степени формализованности процедуры * По степени участия наблюдателя в исследовании * По месту проведения * По регулярности проведения. Рассмотрим виды наблюдений более подробно. Итак, по степени формализованности выделяют неконтролируемое (илинестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,структурное) наблюдения. При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов,подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного роданаблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии,психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковымвниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способностибыстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общимпринципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободнойформе непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четкоформализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в своюочередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания начастностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности ипедантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детальноразработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей;единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (иливключённое) и простое наблюдения. В первом исследователь имитируетвхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события какбы «изнутри». Соучаствующее наблюдение, в свою очередь, может быть открытыми закрытым. Открытому варианту свойственно то, что наблюдаемые знают офакте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях егодеятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективноналаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность,доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость кдругим людям). Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто),подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он –один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванныекачества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многиесигналы, быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнениясоответствующей методической документации) запомнить их, способность несбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразныхобстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми имногие другие качества, близкие к качествам разведчика. В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «со стороны». Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой.Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобына него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимыеим в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда,экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своейзаинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивуюпсихику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание прирезких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своейпозиции стороннего наблюдателя. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения вестественных условиях) и лабороторные (в экспериментальной ситуации). Этиразновидности наблюдения также предъявляют специфические требования кпрофессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам социолога:в лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях,повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия иконтролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, какпринципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи сиспользованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях,осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективнуюинформацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей(улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя,его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемогообъекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать егона один из них. Существуют также систематические, эпизодические и случайныенаблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические). Случайные, не предусмотренные исследовательской программой,наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы,могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретическогомышления, научного воображения и интуиции социолога. Однако эти качества не являются обязательными при систематическомнаблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и вчетко регламентированных методических документах) единиц наблюдения,определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования. Социологические школы, ориентированные на качественные методыизучения общества используют метод наблюдения как один из центральныхсамостоятельных методов. Одним из классических примеров в социологииявляется изучение методом включённого наблюдения жизни бродяг Чикаго Н.Андерсона. История знает и немало других исследований подобного рода: эторабота Трашера по изучению городских банд (Чикаго, 1928). Одним изотносительно недавних примеров подобного подхода служит исследованиепрофессора социологии университета Калифорнии в Беркли М. Борового, которыйв течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России)рабочим на заводах. Обратимся к одному из классических примеров использованиявключённого наблюдения для сбора основной информации: работе Уильяма Уайта(1936 – 1939гг.), который и ввёл этот метод наблюдения в научную практику. Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился втрущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизниитальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему названиеКорневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказывающихся в условияхчужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Клорневиля былизвестен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительныхбанд. Уайт вошёл в местную общину, сказавшись студентом-историком, которыйнамерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил этот особыйжаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года онпровёл бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двухсоперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты икатанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что былокончательно принят как свой человек. Вначале он вёл регистрациювпечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делатьзаписи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; всепривыкли видеть его с блокнотом в руках. 3.Достоинства и недостатки метода наблюдения. Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств инедостатков. Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственнуюсвязь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важнымявляется отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность полученияинформации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данногоявления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющеенемаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец,относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако,все эти достоинства не исключают и ряда недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вноситв него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность жеоборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации,неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления.Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качестванаблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых,последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, кповедению наблюдателей предъявляются особые требования. Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдениюбольших совокупностей и большого количества событий. Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то ихпреимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственныевпечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действиясоциальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такогоспособа. Исследователь может потерять способность объективно оцениватьситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает,слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостаткиобращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы.Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научныйтрактат. Однако, не следует забывать и о нравственной проблеме включённогонаблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участникакакой-то общности людей, в действительности исследовать их? Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своимидействиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающиепроблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдётнужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственнуюпозицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущусобытий наблюдателя. Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения,можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов вего применении, таких как: o Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения o Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования o Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения o Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий o Отсутствие должной апробации инструментария o Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять o Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных o Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей. o И др. Заключение Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источниковсоциальной информации, непосредственно воспринимающей и пряморегистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей. Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальныхи быстротечных явлений общественной жизни и при монографическомисследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких каккатастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильноенагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например,межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово вЮгославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли неединственным возможном подходом к изучению социальной реальности. Список литературы 1. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И., Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Харьков, 1996. 2. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998. 3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977. 4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль,1969. 5. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. – М.: Изд- во НОРМА, 2002. 6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000. 7. Как провести социологическое исследование. М., 1990 8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. –М.: Наука, 1994. 9. Рабочая книга социолога. М.: Мысль, 1983.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической...
Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа По социологии Тема: «Русская и советская социология»

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа Тема: «Понятие семьи и брака» Предмет: Общая теория социологии

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconТема: «Эффективный поиск в Интернете»
Модульная контрольная работа №1 по курсу «Интернет-ресурсы в социологии и социальной работе»

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconТема: «Архивы социологических данных»
Модульная контрольная работа №2 по курсу «Интернет-ресурсы в социологии и социальной работе»

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа по социологии Тема IX: «Семья как малая социальная...

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа по социологии на тему: «Основные методы социологического опроса»

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Роль и значение...

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconКонтрольная работа по социологии на тему «Семья как биосоциальная...

Контрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения» iconМодульная контрольная работа №2
Что понимается под пространством наблюдения, пространством полез­ного сигнала и пространством помехи?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<