Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А




Скачать 239.08 Kb.
НазваниеАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А
Дата публикации04.05.2014
Размер239.08 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Информатика > Методическое пособие
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»

Шаурова Л.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(в помощь руководителям научных секций гуманитарного профиля внешкольных и общеобразовательных учебных заведений)


Симферополь, 2007 г.




Шаурова Л.А.
Организация учебно-воспитательной деятельности в рамках концепции развивающего обучения (в помощь руководителям научных секций гуманитарного профиля внешкольных и общеобразовательных учебных заведений). – Симферополь: КРВУЗ «ЦДЮТ», 2007. – 18 с.


Методическое пособие содержит сведения об основных технологиях развивающего обучения, краткую характеристику форм и методов работы, применяемых в образовательном процессе, и описание общих основ метода проектов, используемого при организации учебно-воспитательной деятельности во внешкольном образовании в рамках концепции развивающего обучения.

Пособие предназначено для руководителей научных секций гуманитарного профиля внешкольных и общеобразовательных учебных заведений.

СОДЕРЖАНИЕ




Предисловие

…………………………

3










Основные технологии развивающего обучения


…………………………


4










Использование метода проектов при организации учебной деятельности

в рамках концепции развивающего обучения


…………………………


9



Список использованной литературы
Приложение: слайды мультимедийной презентации проекта «Монархии XXI века» слушателей секции истории Украины КРВУЗ «ЦДЮТ»


…………………………


16













3

ПРЕДИСЛОВИЕ



Работа с одаренными и способными учащимися, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности Крымского республиканского внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества» (КРВУЗ «ЦДЮТ»). При этом решаются основные задачи по созданию максимально благоприятных условий для интеллектуального и творческого развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, прогрессивных педагогических технологий, созданию условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Любая деятельность, в том числе учебная, состоит из трех частей:

  • ориентировочно-мотивационной;

  • операционально-исполнительной;

  • рефлексивно-оценочной.

Одним из главных компонентов учебной деятельности есть мотивация. Основной мотивацией в процессе обучения является познавательный интерес. Отсутствие мотивации превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда учащийся не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.

Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у учащегося не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента, и важнейшая задача образования научить детей строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознаны и полностью осуществлены.

Формирование учебной деятельности как способа активного добывания знаний является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.
4

При осуществлении этой задачи приоритетным становится такой вид учебной деятельности, как развивающее обучение.

^ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня учебные заведения, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову [4]. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется уже специальное исследование для уяснения его современного значения.

Развивающее образование так же, как и информационно-репродуктивное, осуществляется через выполнение трех основных педагогических функций – обучения, развития и воспитания. Однако развивающее образование имеет определенные отличительные особенности:

- функция обучения предполагает не зазубривание всего информационного материала, как в информационно-репродуктивной системе, а усвоение только теоретических понятий – закономерностей, законов, теорий путем выделения их существенных признаков из учебной информации;

- функция развития предполагает преимущественно творческую деятельность учащихся на всех этапах учебной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только выполнение отдельных творческих заданий в конце изучения темы, как это происходит в информационно-репродуктивной системе;

- функция воспитания предполагает организацию общения и сотрудничества для формирования у учащихся самостоятельности применения основных технологий социального творчества – исследования, проблематизации, экспертизы, проектирования, прогнозирования в рамках темы.

Таким образом, развивающее образование – это специальная организация учебной деятельности, направленная на формирование теоретического мышления учащихся на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий.

Вместе с тем, теория и технология развивающего обучения далеки от завершения. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне довольно расплывчатого образа и трактуется далеко не однозначно даже специалистами.

5

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности, эмоционально-нравственной и деятельностно-практической сферы.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Остановимся подробно на анализе отдельных технологий развивающего обучения.

^ Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности.

Развитие Л.В. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики – ума, воли, чувств ребенка, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой. Только общее развитие создает фундамент гармоничного развития человека.

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент – когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные структуры – субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения.

Сложные когнитивные структуры создаются из более простых, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

Для наибольшей эффективности общего развития ребенка Л.В. Занков разработал дидактические принципы развивающего обучения:

- целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

  • системность и целостность содержания;

6

- ведущая роль теоретических знаний;

- обучение на высоком уровне трудности;

- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

- осознание ребенком процесса учения;

- включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

- проблематизация содержания (коллизии);

- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход.

Методика Л.В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Следующая технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова направлена на развитии теоретического сознания и мышления, способов умственных действий, логики научного познания.

Особенность содержания данной технологии заключается в специальном построении учебного предмета, моделирующем содержание и методы научной области, организующем познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования, а также в повышении теоретического уровня образования, передаче учащимся не только эмпирических знаний и практических умений, но и «высоких» форм общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей).

Распространено мнение, что участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова это не так.

Целенаправленная учебная деятельность отличается от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Целенаправленная учебная деятельность – это деятельность, в которой ребенок становится субъектом учения, деятельность по самоизменению. Организовать ее – основная и наиболее сложная методическая задача преподавателя. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Таким образом, согласно теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой учащийся сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

^ Технологии творческого развития, разработанные И.П. Волковым, Г.С. Альтшуллером, И.П. Ивановым, отдают приоритет эмоционально-нравственным сферам и направлены на развитие творческих качеств личности.

7

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).

Обобщенные творческие способности личности:

- самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

- умение перенести знания, умения, навыки и способы умственных действий в новую ситуацию;

- видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);

- умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии.

Методика данной технологии заключается в следующем:

1. Свободные группы, в которых учащийся чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения преподавателю.

2. Педагогика сотрудничества, сотворчество учащегося и преподавателя.

3. Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельная игра, свободная творческая дискуссия.

4. Игровые методики.

5. Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Заслуживает внимания технология личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской.

В данной технологии особое значение придается такому фактору развития, который в традиционной педагогике, а также в развивающих системах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова почти не учитывался, игнорировался – субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Основной акцент в технологии делается на развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка.

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого учащегося, помочь

8

становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Для каждого учащегося в рамках технологии составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на знании особенностей учащегося как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям учащегося, динамике его развития под влиянием обучения. Образовательный процесс строится на учебном диалоге учащегося и преподавателя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность учащегося к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием учащегося в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Особое развитие в последние годы получила технология саморазвивающего обучения, автором которой является Г.К. Селевко.

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их важнейшими особенностями. Деятельность учащегося организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

- в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

- в самовыражении (общение, творчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

- в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

- в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Следует отметить дополнительные гипотезы данной технологии.

1. Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации – являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации обучения – значит открыть путь к повышению качества образования.

9

2. Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

4. Система саморазвивающего обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий, основанных на познавательных мотивах.

В технологии саморазвивающего обучения большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, преподавателей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики [11].
^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Основные содержательные принципы перечисленных выше технологий развивающего обучения в большей или меньшей степени используются в учебно-воспитательной деятельности школ и секций гуманитарного профиля КРВУЗ «ЦДЮТ». Так как в процессе дополнительного образования, нацеленного прежде всего на всестороннее развитие личности, важно формировать у учащихся, занимающихся творческой и научно-исследовательской деятельностью, теоретическое сознание и мышление, воспроизводить в учебной деятельности учащихся логику научного и креативного познания.

При этом следует отметить, что педагоги, занимающиеся с учащимися и слушателями научных секций, используют в своей деятельности в большей степени принципы личностно ориентированного развивающего обучения.

Учащемуся в процессе обучения отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности.

Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта деятельности.
10

Реализация этой цели осуществляется посредством инновационных форм и методов обучения. Выбор формы организации учебной деятельности диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности. Преобладающими формами работы учащихся являются групповая, парная и индивидуальная, поскольку с помощью этих форм учащиеся выполняют творческие задания. Научные методы и технологии в развивающем образовании являются основными методами учебной деятельности, копирование же, как основной метод информационно-репродуктивного образования, применяется как вспомогательное средство.

Из широко используемых преподавателями в процессе обучения методов можно выделить следующие:

- симуляция (предполагает создание преподавателем ситуаций, во время которых учащимися в упрощенном виде копируются процессы, происходящие в настоящем в общественной, экономической и политической жизни);

- «мозговой штурм» (эффективный интерактивный метод коллективного обсуждения, который помогает развивать у учащихся мышление, способность смело высказывать свои мысли, находить несколько решений конкретной проблемы);

- дискуссии и дебаты (дают возможность выявить разные позиции относительно исследуемой проблемы);

- «микрофон» (дает возможность каждому в лаконичной форме выразить свою точку зрения относительно темы обсуждения);

- ролевые игры (развивают творческую активность и фантазию, помогают выявить лидера);

- анкетирование, опросы, интервью (дают возможность получить дополнительные сведения по исследуемой проблеме);

- анализ источников, документов (развивает способности к самостоятельному поиску информации, необходимой для решения исследуемой проблемы);

- экскурсии, походы, экспедиции (позволяют расширить представления учащихся об исследуемом объекте, провести полевые исследования, собрать геологические, этнографические и другие коллекции, фольклорный материал);

- метод проектов (представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов деятельности, направленных на достижение определенных целей).

^ Метод проектов – это один из самых актуальных и широко внедряемых в настоящее время в учебную деятельность методов, который выводит отношения педагога и учащихся на качественно новый уровень.

^ Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения:
11

- позволить учащемуся увидеть себя как человека способного и компетентного;

- развивать у каждого позитивный образ себя и других;

- развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

2. Способствовать развитию у учащихся такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.

3. Обеспечить условия для развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи.

4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать и т.п.).

^ Теоретические позиции проектного обучения можно определить следующим образом:

1. Образовательный процесс строится не на логике базового предмета, а на логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в обучении.

2. Комплексный подход в разработке научно-исследовательских проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося.

3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащегося.

Учебно-воспитательный процесс можно построить по-разному. В традиционной методике преподаватель объясняет материал, использует различные приемы для его закрепления и контроля знаний учащихся (учащиеся должны более или менее точно воспроизвести усвоенный материал). При использовании метода проектов преподаватель не объясняет материал. Он предлагает учащимся ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, и просит их обозначить это противоречие и возникающую из него проблему, которая становится темой будущего проекта.

При работе над проектом учащиеся могут объединяться в группы (категория учащихся и слушателей) или работать индивидуально (категория слушателей).

В процессе работы над реализацией проекта осуществляется формирование определенных умений и навыков:

- умение работать с различными источниками информации;

- подбирать, систематизировать и анализировать собранный материал;

- синтезировать знания, полученные при изучении различных предметов;

- выдвигать гипотезы, делать выводы.

Презентация проекта может быть оформлена в мультимедийном исполнении. Поэтому для реализации проекта и его мультимедийной презентации необходима хорошо развитая материально-техническая база.

Успешная реализация метода проектного обучения возможна только при тщательном планировании действий руководителя и участников проекта.

12

^ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



№ п/п

Порядок действий

по реализации проекта

Ответственные

Сроки



Приобретение необходимой оргтехники (компьютер, сканер, мультимедийный проектор, видеокамера, фотоаппарат)

Администрация, руководитель проекта

Перед началом работы над проектом



Выбор темы проекта

Руководитель проекта

В процессе учебных занятий



Формирование творческой группы для работы над проектом

Руководитель проекта

Перед началом работы над проектом



Организация самостоятельной работы участников проекта

Руководитель проекта

Перед началом работы над проектом



Ознакомление участников проекта с критериями оценки их работы в проекте

Руководитель проекта

Перед началом работы над проектом



Подбор источников информации, DVD/компакт-дисков, которые будут использоваться в проекте

Руководитель

и участники проекта

В течение месяца после выбора темы



Сбор дополнительных материалов (учебники, словари, статьи, иллюстрации, фотографии и др.)

Руководитель

и участники проекта

В течение месяца после выбора темы



Определение порядка хранения файлов учащихся в компьютере и возможностей доступа к ним участников проекта

Руководитель проекта

Перед началом работы над проектом



Распределение времени работы на компьютерах участников проекта

Руководитель проекта

Перед началом работы над проектом



Работа в компьютерном классе, Интернет-клубе, в библиотеке

Руководитель

и участники проекта

В процессе работы над проектом


^

Фиксирование всех этапов работы учащихся над проектом (фотографирование, видеосъемка)


Руководитель проекта

В процессе работы над проектом



Определение времени для демонстрации и защиты законченных ученических работ

Руководитель проекта
^
За две недели



Оценка работы каждого участника проекта

Руководитель проекта

На занятии



Обсуждение и анализ собранных для проекта материалов, рекомендации для дальнейшей работы

Руководитель проекта
^
На занятии



Подведение итогов подготовительного периода работы над проектом

Руководитель проекта

На занятии



Обсуждение с учащимися формы представления результатов проекта

Руководитель и участники проекта

На занятии



Подготовка к выполнению мультимедийной презентации проекта

Руководитель и участники проекта

На занятии


^

Выполнение мультимедийной презентации


Руководитель проекта,

учащиеся, имеющие навыки работы с программой мультимедийной презентации

В течение двух недель



Презентация мультимедийного проекта для участников творческой группы

Руководитель проекта

На занятии



Оценка мультимедийного проекта в целом

Руководитель проекта

На занятии



Презентация мультимедийного проекта для учащихся и слушателей научных секций

Руководитель и участники проекта

На открытом занятии, конкурсе-защите



Использование результатов проекта

в учебном процессе

Преподаватели научных секций

На занятиях



Рекомендации по использованию компьютерных технологий при подготовке индивидуальных мультимедийных проектов

Преподаватели научных секций

На занятиях


В учебно-воспитательной деятельности школ и секций гуманитарного профиля КРВУЗ «ЦДЮТ» метод проектов активно используется в секции истории Украины (рук. Миранькова Т.А.).

Секция истории Украины объединяет учащихся и слушателей, углубленно изучающих не только историю Украины, но и всемирную историю, интересующихся географией, правоведением, политологией. Поэтому программа секции представляет собой интегрированный курс, в котором большая роль отводится межпредметным связям. Ведь тем или иным событиям часто надо дать оценку с разных точек зрения: правовой, экономической, политической, социальной; показать связь данного события с другими событиями украинской или мировой истории. В частности, при изучении ряда тем учащиеся знакомятся с монархическими режимами, в разное время существовавшими на территории Украины, а также рассматривают вопросы о возникновении, сущности и трансформации монархий в современную эпоху.

На занятиях секции активно применяются новые развивающие учебные технологии. В дискуссиях и спорах рождаются темы будущих проектов. Одним из них стал проект «Что могут короли? Есть ли перспективы развития монархий в ХХI в.?».

Поводом для выбора именно этой темы для проекта стала заметка в газете о празднествах в Японии по случаю рождения наследника.

^ Главный вопрос проекта: «Что представляет собой монархия в ХХI в. и каковы перспективы ее развития?».

Задачи проекта:

1. Повторить материалы о возникновении, исторических типах и формах монархий.

2. Выяснить количество монархий в современном мире и их формы.

3. Рассмотреть вопрос о наследовании престола женщинами.

4. Обобщить собранную информацию и сделать выводы о возможных путях развития монархий.

При работе над проектом для каждого члена творческой группы в рамках технологии составлялась индивидуальная программа, гибко приспособленная к возможностям каждого учащегося, динамике его развития. Образовательный процесс строился на учебном диалоге учащегося и преподавателя, направленном на совместное конструирование программной деятельности, поощрении стремления учащегося использовать полученные знания самостоятельно.
15

^ Результат деятельности: мультимедийная презентация проекта «Монархии XXI века» (Приложение) была продемонстрирована на одном из занятий секции, она вызвала большой интерес среди учащихся и слушателей и желание подготовить индивидуальные мультимедийные презентации собственных проектов – научно-исследовательских работ.

Таким образом, практика учебной деятельности научных секций гуманитарного профиля КРВУЗ «ЦДЮТ» подтверждает эффективность использования в рамках технологии личностно ориентированного развивающего образования инновационных методов обучения, в частности метода проектов.

16
^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Ампилогова Л. Інтерактивність в навчальному процесі // Завуч. – 2004. – № 30. – С. 1-3.

2. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования с применением ТРИЗ // Завуч. – 2002. – № 5. – С. 113-144; – 2002. – № 6. – С. 104-135; – 2002. – № 7. – С. 124-155.

3. Галкін С. Організація ігрової діяльності на уроці // Завуч. – 2004. – № 30. – С. 9-12.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1996. – 256 с.

5. Красношлыкова О.Г., Буянова Т.А. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения // Завуч. – 2002. – № 7. – С. 89-100.

6. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Педагогические системы. Дети с повышенной образовательной мотивацией. – М.: ГОМЦ “Школьная книга”, 2000. – С. 196-200.

7. Лебедева Т.А., Шаурова Л.А. Повышение мотивационного потенциала учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. – 2-е изд. – Симферополь: КРЦДЮТ, 2006. – 24 с.

8. Попов К.С. Использование метода проектов в системе формирования познавательной мотивации школьников // Педагогические системы. Дети с повышенной образовательной мотивацией. – М.: ГОМЦ “Школьная книга”, 2000. – С. 16-23.

9. Портнова О. Використання сучасних педагогічних технологій: Методичні рекомендації // Позашкілля. – 2007. – № 1. – С 10-15.

10. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. – 2006. – № 6. – С. 116-125.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

12. Яремчик Н. Впровадження форм та методів інтерактивного навчання в навчально-виховний процес: Семінар-тренінг для вчителів // Завуч. – 2004. – № 30. – С. 6-8.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Учебно-методическое пособие для руководителей литературно-поэтических студий, пресс-центров, кружков и секций филологического профиля...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Базовые термины и теоретические понятия по музыкальной грамоте и вокально-хоровому пению

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной республики крым крымское республиканское внешкольное учебное...
Методическое пособие в помощь педагогам и руководителям внешкольных учебных заведений

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение «центр детского и юношеского творчества»
Решением Коллегии мон мс арк №8-10 от 26. 12. 2012 г рекомендованы для использования в общеобразовательных и внешкольных учебных...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconМинистерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское...
С печатными источниками информации на занятиях кружков и секций гуманитарного профиля

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
«Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся» содержит методические рекомендации по ознакомлению руководителей вокально-хоровых...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение
Программы утверждены решением коллегии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым 22. 12. 2011...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной Республики Крым крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Государственный стандарт Украины. Дсту 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» (Бюллетень...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» Шаурова Л. А iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Эта взаимосвязь останется до тех пор, пока будет существовать Земля и Человек. Технический прогресс, улучшение качества жизни происходило...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<