Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению




Скачать 64.56 Kb.
НазваниеИнновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению
Дата публикации06.05.2014
Размер64.56 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
Инновационные технологии

в обучении иноязычному профессиональному общению
Татьяна Николаевна Каменева

к.пед.н., старший научный сотрудник,

Международный центр информационных технологий и систем,

пр. Академика Глушкова, 40, Київ-680, 03680, (044)5026356
tania@irtc.org.ua

Коваль Анастасия Алексеевна

старший преподаватель,

Одесский национальный политехнический университет,

пр. Шевченко, 40, Одесса, Украина
nastusha_koval@mail.ru
На этапе осуществления модернизации образовательных процессов в контексте внедрения в высшее образование Украины принципов Болонской декларации особое значение приобретает подготовка в высших учебных заведениях (вуз) неязыкового профиля квалифицированных специалистов в разных областях общественной жизни, которые владеют навыками и умениями иноязычного профессионального общения. Экономическая потребность общества в многоязычных специалистах полностью понятна, ведь знание иностранных языков является гарантией их конкурентоспособности на рынке труда. Однако изучение и преподавание иностранных языков предполагает также воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, компетентной, культурной личности будущего специалиста, ориентированного на непрерывное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Необходимость применения ИКТ в вузе неязыкового профиля сегодня уже не вызывает никаких сомнений. Анализ состояния информатизации образования в Украине подтверждает тот факт, что все больше вузов неязыкового профиля получают средства на приобретение технических и программных средств, которые позволяют оптимизировать учебный процесс по обучению иностранным языкам. Инструментальные программы массового применения и специализированные программы (электронные словари, переводчики, компьютерные игры, тренажеры), сеть Интернет и компьютерная коммуникация становятся обычными средствами обучения, как студента, так и преподавателя.

Однако готовность и способность вузов неязыкового профиля эффективно использовать достижения инновационных технологий определяется не столько наличием технических и технологических средств, сколько разработанностью учебно-методической базы компьютерного обучения иностранным языкам [1]. Довольно большое количество компьютерных учебных курсов разработано зарубежными авторами. За границей уже продолжительное время обучение иноязычному профессиональному общению базируется преимущественно на использовании компьютерных программ. К сожалению, нельзя еще говорить о значительных наработках в этом плане в нашей стране, но часть преподавателей неязыковых вузов применяют в своей работе компьютерные учебные программы, и, уже сегодня имеют позитивные результатах.

Конкретная профессиональная необходимость дала толчок преподавателям вузов неязыкового профиля к разработке своих собственных программ для спецкурсов, к созданию электронных учебных материалов, которые отвечают содержанию и задачам обучения иностранному языку для профессионального общения.

Результаты исследований относительно потенциала ИКТ в обучении иноязычному профессиональному общению доказывают, что их использование позволяет значительно обогатить учебно-воспитательный процесс за счет:

  • повышения процессуальной мотивации благодаря использованию продуктивных, творческих учебно-познавательных задач;

  • объективного контроля знаний, обеспечивающего оперативную обратную связь с автоматизированной системой диагностики ошибок;

  • деятельностного характера усвоения содержания обучения благодаря интерактивному взаимодействию студентов;

  • моделирования ситуаций реальной коммуникации на иностранном языке;

  • обеспечение доступа к аутентичному языковому материалу;

  • развития социокультурной компетенции;

  • организации самостоятельной работы студентов [2].

На сегодня ведущими направлениями использования ИКТ в обучении иноязычному профессиональному общению являются:

  1. реализация модели смешанного обучения иностранным языкам, которая базируется на комплексном использовании методов традиционного обучения в аудитории и широком внедрении в учебный процесс инновационных технологий;

  2. организация интерактивного обучения в электронной учебной среде с использованием сервисов сети Интернет;

  3. разработка и использование в учебном процессе систем компьютерных упражнений, созданных в среде учебных платформ, в частности Moodle;

  4. использование проектной методики как особливого способа организации коммуникативно-познавательной деятельности, создающего условия для коллективной творческой учебной деятельности студентов;

  5. внедрение в процесс самостоятельной внеаудиторной работы студентов электронных средств и дистанционных технологий обучения.

Среди инновационных технологий, которые сегодня внедряются в процесс обучения иноязычному профессиональному общению, важно отметить технологии дистанционного обучения, которые позволяют реализовать целенаправленное и методически организованное управление учебной и познавательной деятельностью обучаемых, и базируются на использовании широкого спектра как традиционных методик, так и ИКТ [3, с. 11].

В этой связи можно выделить преимущества использования дистанционных технологий в обучении иноязычному профессиональному общению, а именно:

  • профессиональная направленность обучения – акцент на определенные задачи будущей профессиональной деятельности студента;

  • интерактивность – „обеспечение вербального или невербального учебного диалога между человеком и компьютером, в результате которого осуществляется обмен учебными материалами и результатами его обработки” [4, с. 16];

  • гибкость – организация обучения в удобное для будущего специалиста время, в удобном месте и темпе;

  • мобильность – реализация эффективной обратной связи между преподавателем и студентом, студентом и электронным средством обучения, что является главным требованием успеха учебно-воспитательного процесса в вузе неязыкового профиля;

  • модульность – возможность формирования индивидуального учебного плана из набора независимых учебных курсов;

  • асинхронность – реализация профессиональной подготовки в удобное для каждого студента время и в удобном темпе;

  • индивидуализация – направленность на формирование индивидуального стиля деятельности будущего специалиста;

  • сотрудничество и сотворчество – развитие общей интерактивной деятельности педагогов и студентов в дискуссиях, форумах, деловых и ролевых играх и др.;

  • массовость – доступность неограниченного количества студентов к множеству источников учебных и методических данных (электронным библиотекам, базам данных, веб-страницам, электронным учебным материалам и т.п.), а также возможность общения студентов как между собой, так и с преподавателем с помощью сетевых средств коммуникации;

  • интернациональность – экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг;

  • новый статус преподавателя – организация работы преподавателя как координатора учебно-познавательного процесса, консультанта, руководителя учебных проектов;

  • положительное влияние на студента, который предусматривает повышение его творческого и интеллектуального потенциала за счет самоорганизации, мотивации к обучению и использованию ИКТ, умения самостоятельно принимать ответственные решения;

  • экономическая эффективность – улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов по сравнению с традиционными формами обучения.

К основным функциям технологий дистанционных технологий в обучении иноязычному профессиональному общению можно отнести:

  • организацию самостоятельной внеаудиторной учебно-познавательной работы студентов;

  • обеспечение будущих специалистов учебно-методическими материалами;

  • формирование и ведение каталога информационных ресурсов по изучаемым курсам;

  • проведение автоматизированного тестирования учебных достижений студентов (входного, текущего, модульного);

  • обеспечение интерактивной связи студентов с преподавателями и студентов между собой;

  • обеспечение всем студентам доступа к информационным ресурсам сети Интернет для выполнения учебных задач;

  • предоставление максимально полной информации о порядке и режимах обучения.

Одной из главных особенностей инновационных технологий обучения является комплексное использование современных методов обучения, технических средств обучения и носителей учебной информации. Современные ИКТ все больше проникают в среду высшей школы, становясь чуть ли не главным его системным компонентом, который в значительной мере определяет характер и вектор развития языкового образования.
^ Список использованных источников:

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

  2. Каменева Т.Н. Методика обучения будущих менеджеров деловому письменному общению на английском языке с использованием электронного учебника: автореф. дис. на соискание степени канд. пед. наук: 13.00.02 / Татьяна Николаевна Каменева . – К., 2010. – 21 с.

  3. Кожухов К. Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетенции будущего учителя (на материале дисциплины „Теория и методика обучения иностранным языкам”): автореф. дис. на соискание степени канд. пед. наук: 13.00.08 / К. Ю. Кожухов. – Курск, 2008. – 19 с.

  4. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconИнновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2)
Введение. Инновационные обучающие технологии как интегративно-комплексное средство интенсификации учебно-познавательной деятельности...

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconТехнологии обучения Современные понятия, связанные с "информацией"
Дисциплина «Информационные технологии в обучении» для студентов 5 курса специальности «Профессиональное обучение»

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению icon2013 ХI международная научно-практическая конференция инновационные...
Инновационные технологии жизненного цикла объектов жилищно-гражданского, промышленного и транспортного назначения

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconКорпорация intel представляет инновационные технологии для пк, обеспечивающие...
Корпорация intel представляет инновационные технологии для пк, обеспечивающие новые возможности для цифрового дома и офиса

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconКонцепция развития территории c. Ореховка Лутугинского района Луганской области
Широко развитые информационные сети и технологии позволяют осуществлять развитие территории, опираясь на новейшие инновационные технологии,...

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconНа монографию А. И. Юдина «Инновационные технологии и новое оборудо­вание...
А. И. Юдина «Инновационные технологии и новое оборудо­вание пищевых порошков растительного и животного происхождения»

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconИнновационные технологии работы со студентами в системе компетентного подхода
...

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconМеждународная конференция: «Современные инновационные технологии...
«Современные инновационные технологии подготовки инженерных кадров для горной промышленности и транспорта»

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению iconОглавление предисловие
Что такое инновационные технологии?

Инновационные технологии в обучении иноязычному профессиональному общению icon"инновационные технологии и направления научных исследований в льноводстве и коноплеводстве "
Инновационные технологии и направления научных исследований в льноводстве и коноплеводстве

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<