Скачать 130.89 Kb.
|
КОНЦЕПЦИЯ «ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК» - ШКОЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Основа образования ХХI века – это воспитание ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, умеющей критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем. Школа является неотъемлемой составной частью единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса Международного детского центра «Артек». В программе развития «Артека» школа играет основную роль в реализации Национальной доктрины развития образования, утвержденной Указом Президента Украины от 17.04. 2002 г. № 347/2002. Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование как предметных, так и социальных жизненных компетентностей. Субъект-субъектные отношения, с точки зрения, современного образования являются наиболее возможной формой педагогических отношений. Место научных принципов организации учителем познавательной деятельности ученика занимает «диалогика партнерства» (автор.), сотрудничества, сотворчества, основанная на механизмах эмпатии, идентификации воспитателя с воспитанником. Современное образование строится на принципах обучения на протяжении всей жизни – непрерывного обучения, самостоятельного обучения, умения переучиваться, постоянного повышать образовательный уровень. Это возможно только с помощью информационных и коммуникационных технологий обучения. Именно, эти актуальные тенденции образования побудили нас к созданию новой модели современной школы: «Школы интерактивного обучения», школы, где по-новому выстраивается организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика во взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех процессе обучающего познания. Ученик и учитель являются равноправными субъектами и взаимными объектами обучения. Детский контингент, обучающийся в школе Международного детского центра «Артек», обладает следующими особенностями:
Особенности детского контингента школы МДЦ «Артек», условий обучения и необходимость формирования жизненно важных компетенций у учащихся ставят задачу перед коллективом школы создания специально организованного интерактивного пространства, являющегося необходимым условием решения задач образования и воспитания. ^ – это педагогическая система нового уровня. Под интерактивным образовательным пространством понимается следующее:
^ для учеников: педагогическую поддержку и сопровождение индивидуальных образовательных программ; создание интерактивного индивидуального информационного пространства; участие в коммуникационных проектах; доступ к образовательным информационным материалам; формирование информационной компетентности и автономной интеллектуальности; для учителей: формирование собственного интерактивного информационного пространства; поддержку творческой и инновационной деятельности; скоростной доступ к образовательным информационным ресурсам; формирование положительного имиджа учителя в информационном обществе, удобный и эффективный инструментарий подготовки учебных занятий; оперативную публикацию авторских материалов; для родителей: получение полной и достоверной информации о школьной жизни своего ребенка; интерактивное общение с учителями, администрацией учебного заведения; для школы: использование современных технологий в образовании; оценка в режиме реального времени качества образования; интеграция в информационное образовательное пространство путем создания представительства в сети Интернет; открытость и прозрачность образовательных процессов.
Цель: создание условий для формирования предметных, информационных, коммуникативных, социальных, продуктивных и поликультурных компетенций учащихся посредством интерактивного образовательного пространства. Задачи:
2. Основные противоречия как источник развития учебного процесса Учебный процесс школы с временным детским коллективом характеризуется рядом противоречий. К числу таких противоречий относятся:
подготовки учащихся на уровне государственных стандартов и осуществлением учебного процесса в условиях режима Международного детского центра «Артек», психологического настроя на отдых и реального расписания учебных занятий;
^ В основу организации учебного процесса в школе интерактивного обучения должны быть положены следующие принципы. Гуманизации социально-ценностной и нравственно-психологической основы построения учебного процесса в школе. Гуманизация учебного процесса ориентирует на приоритет личности учащегося, уважение к его человеческому достоинству, ликвидацию ориентации на среднего ученика, создание условий для развития творческих возможностей каждого воспитанника. Гуманизация учебного процесса предполагает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и учащимся принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Единства деятельности всех учебно-воспитательных подразделений Международного детского центра «Артек». Школа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной системы «Артека», продолжает решать те же задачи, которые решают педагоги детского центра в развитии личности ребенка. Демократизации, означающей реализацию демократических прав, учащихся и педагогов, их широкого участия в управлении жизнью школы. Демократизация гарантирует утверждение в школе отношений равноправия, сотрудничества, самоуправления, предполагающих развитие инициативы, активности и творчества участников педагогического процесса. Индивидуализации, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению, что означает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся, состояния их здоровья. Дифференциации обучения – организации учебной деятельности учащихся школы, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком. Принцип интерактивности в построении единого целостного образовательного и воспитательного процесса, включающего не только урок, но организацию классного часа, проведение внеурочных образовательных проектов. ^ Основной формой организации обучения в школе МДЦ «Артек» является урок, различные его виды, однако организация уроков различного типа предполагает включение интерактивных технологий.
Интерактивные методы: мозговой штурм, лекция-диалог (интерактивная лекция), работа в парах, работа в малых группах, дискуссии (диспуты, диалоги), создание презентации, демонстрации, моделирование ситуаций, обучение действием (тренинг навыков), игры (любые виды игр): деловые игры, ролевые игры, видеотренинг, кейс-метод, фокус-группа, аквариум, спектакль (театр), экскурсия, открытое пространство (форма) и другие интерактивные формы. В процессе использования интерактивных методик происходит формирование умения самостоятельно работать, работать в парах, группах, формируются навыки конструктивного общения. В процессе поэтапного решения учебных задач формируются навыки рефлексии, формируется представление ребенка о собственной успешности.
^ Содержание обучения в школе должно быть включено в систему обобщенных и межпредметных знаний, умений, способов действий, опыта творческой деятельности. Структура учебного процесса должна равномерно включать элементы обучения, воспитания и развития. Такой подход к содержанию и структуре учебного процесса подразумевает:
Концепция школы реализуется в соответствии с логикой развития учебного процесса в школе «МДЦ «Артек»:
(1-2 ой дни обучения) 1-й период решает следующие задачи:
^ Роль педагога школы «Артека» реализуется в условиях отсутствия домашних заданий, разного уровня личных достижений учащихся, что предполагает уплотнение учебного материала, его генерализацию, интенсификацию процесса обучения, интеграцию учебных предметов. Необходимость в создании концепции школы интерактивного обучения предполагает переориентацию педагога от преимущественно информационного подхода в обучении к роли организатора и руководителя учебно-познавательной деятельностью. Учитель должен стать значимым лицом не только по его месту в учебном процессе, но и по той роли, которую он призван сыграть в формировании личности учащегося. В зависимости от периода развития учебного процесса меняются роли учителя. Учитель выполняет свои функции с позиций: тренера, тьютора, фасилитатора, модератора, медиатора. С позиции тренера учитель отрабатывает и совершенствует мастерство ученика, уделяет большое значение практическому аспекту, активным методам обучения. С позиции тьютора осуществляет методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы, часто в дистанционном обучении, выступает как учитель-консультант, координатор. В тьюторстве акцент ставится больше организационно-координирующие моменты. Как фасилитатор, учитель налаживает эффективный обмен различными мнениями, заботится об облегчении и стимулировании процесса обучения, создании в классе соответствующей эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки. В фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы. Как модератор учитель может выступать в роли "арбитра», «судьи», «посредника», а учитель-медиатор выдерживает нейтральную позицию, выступая в качестве профессионального переговорщика, посредника, принимающего участие в переговорах по решению учебных ситуаций, разрешению конфликтов. Обучение происходит через включение каждого учащегося в процесс освоения интерактивного образовательного пространства. Интерактивное образовательное пространство – специально организованное пространство, где обучение происходит во взаимодействии:
^ В итоге работы предполагается создание учителем индивидуального учебно-методического комплекса учителя школы интерактивного обучения, который:
Смена разных ролей учителем делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. |
![]() | Музея истории детского движения Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, Россия | ![]() | Я рада приветствовать всех участников конференции «Образовательное пространство Международного детского центра «Артек» как ресурс... |
![]() | В этом году Психологическая служба Международного детского центра «Артек» празднует свое 20-тилетие | ![]() | Президент Украины Виктор Янукович ознакомился с работой детского лагеря «Морской» Международного детского центра «Артек» |
![]() | «Артек» взялся за разработку новой концепции школы – Школы интерактивного обучения. Эта концепция стала естественным движением вперед,... | ![]() | «Артек» здесь открылся новый музей «Сокровища Черного моря». Пролежавшие на морском дне не одно столетие археологические сокровища... |
![]() | «страны детства» Международного детского центра «Артек». Чудо случилось во время торжественной церемонии вручения наград победителям... | ![]() | «Школа начинающих Волшебников» развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с использованием возможностей элементов... |
![]() | ... | ![]() | В «Артеке» наградили лауреатов Международного конкурса-фестиваля «Щасливі долоні». Об этом сообщила пресс-служба международного детского... |