Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения




Скачать 130.89 Kb.
НазваниеКонцепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения
Дата публикации01.04.2013
Размер130.89 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы




КОНЦЕПЦИЯ «ШКОЛА МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК» - ШКОЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основа образования ХХI века – это воспитание ответственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию, умеющей критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, использовать полученные знания и умения для творческого решения проблем.

Школа является неотъемлемой составной частью единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса Международного детского центра «Артек». В программе развития «Артека» школа играет основную роль в реализации Национальной доктрины развития образования, утвержденной Указом Президента Украины от 17.04. 2002 г. № 347/2002.

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование как предметных, так и социальных жизненных компетентностей.

Субъект-субъектные отношения, с точки зрения, современного образования являются наиболее возможной формой педагогических отношений. Место научных принципов организации учителем познавательной деятельности ученика занимает «диалогика партнерства» (автор.), сотрудничества, сотворчества, основанная на механизмах эмпатии, идентификации воспитателя с воспитанником.

Современное образование строится на принципах обучения на протяжении всей жизни – непрерывного обучения, самостоятельного обучения, умения переучиваться, постоянного повышать образовательный уровень. Это возможно только с помощью информационных и коммуникационных технологий обучения.

Именно, эти актуальные тенденции образования побудили нас к созданию новой модели современной школы: «Школы интерактивного

обучения», школы, где по-новому выстраивается организация процесса обучения, в котором обязательно участие ученика во взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех процессе обучающего познания. Ученик и учитель являются равноправными субъектами и взаимными объектами обучения.

Детский контингент, обучающийся в школе Международного детского центра «Артек», обладает следующими особенностями:

  • разный уровень учебных достижений, дети из различных учебных заведений Украины: гимназии, лицеи, специализированные школы, школы-интернаты, детские дома;

  • разный уровень здоровья: вместе обучаются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями;

  • обучение в условиях процесса формирования временного детского коллектива;

  • кратковременность пребывания в «Артеке» (21 день) – кратковременность обучения в школе (2 недели);

  • дети обучаются по сокращенному учебному плану (20 часов в неделю);

  • обучение без домашних заданий.

Особенности детского контингента школы МДЦ «Артек», условий обучения и необходимость формирования жизненно важных компетенций у учащихся ставят задачу перед коллективом школы создания специально организованного интерактивного пространства, являющегося необходимым условием решения задач образования и воспитания.

^ Интерактивное образовательное пространство – это педагогическая система нового уровня. Под интерактивным образовательным пространством понимается следующее:

  • системно организованная совокупность коммуникативного, информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;

  • интерактивное образовательное пространство выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания. Интерактивное образовательное пространство образует соединение индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

  • методический, информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося;

  • единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактических материалов;

  • своеобразная психолого-эмоциональная атмосфера, основанная на позитивных устремлениях, ситуации успеха в процессе обучения между всеми ее субъектами.


^ Интерактивное образовательное пространство обеспечивает:

для учеников: педагогическую поддержку и сопровождение индивидуальных образовательных программ; создание интерактивного индивидуального информационного пространства; участие в коммуникационных проектах; доступ к образовательным информационным материалам; формирование информационной компетентности и автономной интеллектуальности;

для учителей: формирование собственного интерактивного информационного пространства; поддержку творческой и инновационной деятельности; скоростной доступ к образовательным информационным ресурсам; формирование положительного имиджа учителя в информационном обществе, удобный и эффективный инструментарий подготовки учебных занятий; оперативную публикацию авторских материалов;

для родителей: получение полной и достоверной информации о школьной жизни своего ребенка; интерактивное общение с учителями, администрацией учебного заведения;

для школы: использование современных технологий в образовании; оценка в режиме реального времени качества образования; интеграция в информационное образовательное пространство путем создания представительства в сети Интернет; открытость и прозрачность образовательных процессов.

  1. ^ Сущность и цели учебного процесса школы интерактивного обучения

Цель: создание условий для формирования предметных, информационных, коммуникативных, социальных, продуктивных и поликультурных компетенций учащихся посредством интерактивного образовательного пространства.

Задачи:

  • овладение учащимися различными способами обучения;

  • приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях; формирование у учащихся умений учиться: качественно осваивать новые знания и умения и обрабатывать информацию;

  • формирование у учащихся необходимой компьютерной грамотности посредством применения в учебном процессе современных информационных и мультимедийных технологий;

  • развитие умения учащихся аргументированного и корректного ведения дискуссии;

  • создание творческого настроя, формирование товарищеских взаимоотношений обучающихся, позитивных эмоциональных контактов между учащимися;

  • создание атмосферы и оформления урока, оказывающие мотивирующее действие на всех субъектов учебного процесса;

  • эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса.

2. Основные противоречия как источник развития учебного процесса

Учебный процесс школы с временным детским коллективом характеризуется рядом противоречий. К числу таких противоречий относятся:

  • противоречие между сложившейся моделью традиционного урока и представлением об ученике и потребностью общества в творческой, активной, саморазвивающейся личности;

  • противоречие в формировании демократических ценностей образования: формирования субъектно-субъектных отношений в процессе преподавания и их реальным осуществлением;

  • противоречие между необходимостью обеспечения образовательной

подготовки учащихся на уровне государственных стандартов и осуществлением учебного процесса в условиях режима Международного детского центра «Артек», психологического настроя на отдых и реального расписания учебных занятий;

  • противоречие между объемом и сложностью преподаваемого материала и временем, отведенным на его усвоение;

  • противоречие между необходимостью достижения учащимися высокого уровня образования и отсутствием разработанных согласованных требований к планируемым результатам обучения в школе с временным коллективом;

  • противоречие между необходимостью применения инновационных интерактивных форм организации учебного процесса и отсутствием необходимой подготовки педагогических кадров к осуществлению учебного процесса в школе;

  • противоречие между необходимостью оперативного и качественного включения учащегося в учебный процесс школы и отсутствием разработанных механизмов диагностики исходного уровня знаний, умений, способов действий, опыта творческой деятельности, ценностных ориентаций, направленности личности учащегося;

  • противоречие в коллективной работе по решению учебной задачи и оцениванию индивидуальной деятельности ребенка;

  • противоречие между эксплуатацией одной традиционной роли учителя;

  • транслятора знаний и новыми ролями «организатора, посредника, участника, модератора» в организации процесса обучения.

^ 3. Принципы организации учебного процесса в школе интерактивного обучения

В основу организации учебного процесса в школе интерактивного обучения должны быть положены следующие принципы.

Гуманизации социально-ценностной и нравственно-психологической основы построения учебного процесса в школе. Гуманизация учебного процесса ориентирует на приоритет личности учащегося, уважение к его человеческому достоинству, ликвидацию ориентации на среднего ученика, создание условий для развития творческих возможностей каждого воспитанника. Гуманизация учебного процесса предполагает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и учащимся принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Единства деятельности всех учебно-воспитательных подразделений Международного детского центра «Артек». Школа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной системы «Артека», продолжает решать те же задачи, которые решают педагоги детского центра в развитии личности ребенка.

Демократизации, означающей реализацию демократических прав, учащихся и педагогов, их широкого участия в управлении жизнью школы. Демократизация гарантирует утверждение в школе отношений равноправия, сотрудничества, самоуправления, предполагающих развитие инициативы, активности и творчества участников педагогического процесса.

Индивидуализации, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению, что означает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей психофизиологического развития учащихся, состояния их здоровья.

Дифференциации обучения – организации учебной деятельности учащихся школы, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком.

Принцип интерактивности в построении единого целостного образовательного и воспитательного процесса, включающего не только урок, но организацию классного часа, проведение внеурочных образовательных проектов.

^ 4. Виды и формы организации обучения

Основной формой организации обучения в школе МДЦ «Артек» является урок, различные его виды, однако организация уроков различного типа предполагает включение интерактивных технологий.

  • Внедрение собственно интерактивных методик и технологий обучения, основанных на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Интерактивные методы: мозговой штурм, лекция-диалог (интерактивная лекция), работа в парах, работа в малых группах, дискуссии (диспуты, диалоги), создание презентации, демонстрации, моделирование ситуаций, обучение действием (тренинг навыков), игры (любые виды игр): деловые игры, ролевые игры, видеотренинг, кейс-метод, фокус-группа, аквариум, спектакль (театр), экскурсия, открытое пространство (форма) и другие интерактивные формы.

В процессе использования интерактивных методик происходит формирование умения самостоятельно работать, работать в парах, группах, формируются навыки конструктивного общения. В процессе поэтапного решения учебных задач формируются навыки рефлексии, формируется представление ребенка о собственной успешности.

  • Переход от словесных методов к наглядным, практическим и информационно-коммуникационным методам, основанным на использовании интерактивных обучающих систем.

^ 5. Содержание и структура учебного процесса школы интерактивного обучения

Содержание обучения в школе должно быть включено в систему обобщенных и межпредметных знаний, умений, способов действий, опыта творческой деятельности. Структура учебного процесса должна равномерно включать элементы обучения, воспитания и развития.

Такой подход к содержанию и структуре учебного процесса подразумевает:

  • общеобразовательную подготовку, направленную на овладение базовыми научными знаниями по основным предметам на уровне государственных стандартов. Показателем образовательной подготовки является сформированность системы знаний, системы специальных предметных умений и навыков, умений осуществлять учебно-познавательную деятельность, опыта творческой деятельности;

  • коммуникативную подготовку, направленную на формирование умений строить межличностные отношения, адаптироваться в новом коллективе. Показателем коммуникативной подготовки является овладение определенными приемами общения, включения в новый учебный коллектив, адаптации к новым социальным условиям;

  • психологическую подготовку, связанную с усвоением специальных психологических методик по управлению своим эмоциональным состоянием, преодолению негативных эмоций и тревожности, связанных с пребывание во временном детском коллективе. Показателем такой подготовки является наличие практических умений регулировать свое психоэмоциональное состояние, сформированность положительной Я-концепции;

  • здоровьесберегающую подготовку, связанную с обучением понятию здоровья, здорового образа жизни. Главным показателем такой подготовки является сформированность практических умений самопознания, наблюдения и измерения состояния своего собственного здоровья, умений осуществлять мониторинг здоровья.

  • Информационную подготовку, связанную с обучением информатики во всех классах школы Международного детского центра «Артек», развитием умения быстро ориентироваться в информационном потоке, отбирать необходимые знания, главным показателем такой подготовки, является создание информационного продукта.

Концепция школы реализуется в соответствии с логикой развития учебного процесса в школе «МДЦ «Артек»:


  1. Организационный период – период социальной адаптации

(1-2 ой дни обучения)

1-й период решает следующие задачи:

    • знакомство со школой, вводный инструктаж учеников;

    • интерактивная форма проведения тематического классного часа (участие каждого в знакомстве класса);

    • радиогазета «О конкурсе «Лучший ученик школы».

  1. Основной период – период обучения с увлечением (2-9-й дни обучения)

  • учебная деятельность, овладение новыми способами обучения;

  • применение в учебном процессе интерактивных методов обучения;

  • тестирование, срезы знаний;

  • уроки информатики.

  1. Заключительный период – период личностных достижений учащихся (9-10-й дни обучения)

    • тестирование, контрольные и самостоятельные работы (определение уровня формирования компетентностей);

    • анкетирование (определение степени удовлетворенности, психологической комфортности);

    • подведение итогов конкурса «Лучший ученик школы МДЦ «Артек»;

    • фотографирование у знамени Украины и размещение на сайте «Артека»;

    • заключительные классные часы и вручение учебных ведомостей и дипломов лучшим ученикам.

^ 6. Педагог и учащийся в системе интерактивного обучения

Роль педагога школы «Артека» реализуется в условиях отсутствия домашних заданий, разного уровня личных достижений учащихся, что предполагает уплотнение учебного материала, его генерализацию, интенсификацию процесса обучения, интеграцию учебных предметов.

Необходимость в создании концепции школы интерактивного обучения предполагает переориентацию педагога от преимущественно информационного подхода в обучении к роли организатора и руководителя учебно-познавательной деятельностью. Учитель должен стать значимым лицом не только по его месту в учебном процессе, но и по той роли, которую он призван сыграть в формировании личности учащегося.

В зависимости от периода развития учебного процесса меняются роли учителя. Учитель выполняет свои функции с позиций: тренера, тьютора, фасилитатора, модератора, медиатора. С позиции тренера учитель отрабатывает и совершенствует мастерство ученика, уделяет большое значение практическому аспекту, активным методам обучения. С позиции тьютора осуществляет методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной  программы, часто в дистанционном обучении, выступает как учитель-консультант, координатор. В тьюторстве акцент ставится больше организационно-координирующие моменты. Как фасилитатор, учитель налаживает эффективный обмен различными мнениями, заботится об облегчении и стимулировании процесса обучения, создании в классе соответствующей эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки. В фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы.

Как модератор учитель может выступать в роли "арбитра», «судьи», «посредника», а учитель-медиатор выдерживает нейтральную позицию, выступая в качестве профессионального переговорщика, посредника, принимающего участие в переговорах по решению учебных ситуаций, разрешению конфликтов.

Обучение происходит через включение каждого учащегося в процесс освоения интерактивного образовательного пространства.

Интерактивное образовательное пространство – специально организованное пространство, где обучение происходит во взаимодействии:

  • учителя с учеником;

  • ученика с учеником;

  • учителя с группой учеников;

  • группы учеников с группой учеников;

  • ученика с обучающими мультимедийными программами.

^ 7. Предполагаемые результаты реализации концепции школы интерактивного обучения

В итоге работы предполагается создание учителем индивидуального учебно-методического комплекса учителя школы интерактивного обучения, который:

  • развивает личностную рефлексию ученика;

  • формирует осознанное включение ученика в процесс образования;

  • происходит становление активной субъектной позиции ученика в процессе обучения;

  • развивает навыки общения;

  • формирует социальные компетенции: принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

  • повышает познавательную активность учащихся и развивает познавательную самостоятельность;

  • формирует мотивационную готовность к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Смена разных ролей учителем делает образовательный процесс более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconВозможности расширения и систематизации источниковой базы по истории...
Музея истории детского движения Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, Россия

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconИсторические условия становления санаторного пионерского лагеря «Артек»
Я рада приветствовать всех участников конференции «Образовательное пространство Международного детского центра «Артек» как ресурс...

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconПсихологическое сопровождение педагогического процесса в мдц «Артек»...
В этом году Психологическая служба Международного детского центра «Артек» празднует свое 20-тилетие

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconВ «Артеке» Януковича спросили, как стать президентом
Президент Украины Виктор Янукович ознакомился с работой детского лагеря «Морской» Международного детского центра «Артек»

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconВ поисках новых моделей обучения
«Артек» взялся за разработку новой концепции школы – Школы интерактивного обучения. Эта концепция стала естественным движением вперед,...

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconВ «Артеке» открылся музей сокровищ в день 87-летия Международного детского центра «Артек»
«Артек» здесь открылся новый музей «Сокровища Черного моря». Пролежавшие на морском дне не одно столетие археологические сокровища...

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconПротяни ладонь навстречу «Алым парусам»
«страны детства» Международного детского центра «Артек». Чудо случилось во время торжественной церемонии вручения наград победителям...

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения icon«Школа начинающих Волшебников»
«Школа начинающих Волшебников» развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с использованием возможностей элементов...

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения iconВ «Артеке» открылся юбилейный кинофестиваль
...

Концепция «школа международного детского центра «артек» школа интерактивного обучения icon09. 07. 2013. Сайт 0654. com ua : в «Артеке» поздравили лауреатов фестиваля «Щасливі долоні»
В «Артеке» наградили лауреатов Международного конкурса-фестиваля «Щасливі долоні». Об этом сообщила пресс-служба международного детского...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<