Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии




НазваниеМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии
страница1/17
Дата публикации11.04.2013
Размер2.17 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Информатика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. ГОРЬКОГО
КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ И НЕОНАТОЛОГИИ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
К ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЯМ

ПО ПЕДИАТРИИ

МОДУЛЬ 1.




НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ




СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ



ДОНЕЦК -- 2008
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль 1. Наиболее распространенные соматические заболевания у детей) студентов IV курсов медицинских факультетов Донецкого национального медицинского университета им. Г. Горького. Методические указания отвечают рабочей программе по факультетской педиатрии для специальностей 7.110104 - педиатрия, 7.110101 - лечебное дело.
Указания подготовлены коллективом кафедры педиатрии и неонатологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
Методические указания составили:

Заведующая кафедрой, д.мед.н., профессор Чурилина А.В.

Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Артеменко С.П.

Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Манжелеев Г.Н.

Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Чалая Л.Ф.

Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Зуева Г.В.

Доцент кафедры, к.мед.н., доцент Масюта Д.И.

Ассистент кафедры, к.мед.н. Дегонська И.В.

Ассистент кафедры Москалюк О.Н.

Преподаватель Налетов А.В.
Рецензенты:

Зав. кафедрой педиатрии ФПО Донецкого национального медицинского университета проф. Нагорная Н.В.
Зав. учебно-методическим кабинетом, к.м.н., доц. Басий Р.В.
Утверждено Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (Протокол № от 200 г.).
Методические указания разработаны соответственно стандартам, принятым в Донецком национальном медицинском университете им. М.Горького, и реализуют систему програмно-целевого управления качеством подготовки специалистов. Методические указания позволяют студентам при подготовке к практическим занятиям определять их цель, а также оценить степень своей готовности к занятиям, исходя из результатов решения тестовых заданий. С целью управления внеаудиторной подготовкой студентов в методических указаниях приведено перечень основных теоретических вопросов и рекомендованной литературы. Граф логической структуры темы и лечебно-диагностические алгоритмы способствуют усвоению студентами разделов учебной темы в их логической связи. Методические указания касаются всех тем практических занятий, которые проводятся на кафедре педиатрии и неонатологии ДонНМУ соответственно рабочим программам.

МОДУЛЬ 1.

^ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ

СОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ЦЕЛИ МОДУЛЯ.
Уметь:
1. Определять этиологические и патогенетические факторы наиболее распространенных соматических заболеваний детского возраста.

2. Классифицировать и анализировать типичную клиническую картину наиболее распространенных соматических заболеваний детского возраста.

3. Составлять план обследования и анализировать данные лабораторных и инструментальных обследований при типичном течении наиболее распространенных соматических заболеваний детского возраста.

4. Демонстрировать владение принципами лечения, реабилитации и профилактики наиболее распространенных соматических заболеваний детского возраста.

5. Ставить диагноз и оказывать экстренную помощь при основных неотложных состояниях у детей с наиболее распространенными соматическими заболеваниями детского возраста.

6. Осуществлять оценку прогноза при наиболее распространенных соматических заболеваниях детского возраста.

7. Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципами профессиональной субординации в педиатрии.

^ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ
1. Заболевание детей раннего возраста.

1.1. Аномалии конституции. Атопический дерматит и аллергический ринит у детей. Крапивница у детей.

1.2. Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз «Д».

1.3. Функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей раннего возраста Белково-энергетическая недостаточность у детей.
2. Заболевание органов дыхания у детей.

2.1. Острые респираторные инфекции у детей. Острые бронхиты у детей.

2.2. Пневмонии у детей.

2.3. Врожденные пороки и хронические заболевания бронхо-легочной системы у детей.

2.4. Бронхиальная астма у детей.
3. Кардиоревматология детского возраста.

3.1. Воспалительные и невоспалительные заболевания сердца у детей.

3.2. Острая ревматическая лихорадка у детей.

3.3. Наиболее распространенные врожденные пороки сердца у детей.

3.4. Ювенильный ревматоидный артрит и реактивный артрит у детей.

3.5. Инфекционный эндокардит у детей.
4. Гастроэнтерология детского возраста.

4.1. Функциональные и органические заболевания пищевода, желудка, кишечника и билиарной системы у детей.

4.2. Заболевание поджелудочной железы у детей.

5. Заболевания мочевой системы у детей.

5.1. Инфекции мочевой системы у детей.

5.2. Гломерулонефриты у детей. Хроническая почечная недостаточность у детей.

5.3. Дисметаболические нефропатии у детей.

^ АНОМАЛИИ КОНСТИТУЦИИ.

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ И АЛЛЕРГИЧЕСКИЙ РИНИТ.

КРАПИВНИЦА У ДЕТЕЙ
Актуальность темы. Общеизвестно, что истоки большинства хронических заболеваний у взрослых людей начинаются с детства. Повышенная склонность к развитию тех или других заболеваний определяет суть термина «диатез». Учение об аномалиях конституции (или диатезах) лежит в основе профилактической медицины. Раннее распознавание диатезов (до развития нозологически состояний) и своевременное назначение реабилитационных мероприятий способствуют предотвращению манифестации диатезов, развития хронических нередко инвалидизирующих заболеваний как детей, так и взрослых. Вышеупомянутое определяет необходимость изучения данной темы студентами медицинских факультетов.
Цели обучения.

Общая цель: уметь оценивать типичную клиническую картину основных типов диатезов, атопического дерматита, аллергического ринита и крапивницы у детей, определять общие принципы лечения и реабилитации.


Конкретные цели

Исходный уровень знаний-умений

Уметь

1.Выбрать из данных анамнеза сведений, свидетельстующих о наличии у ребенка диатеза, атопического дерматита, аллергического ринита, крапивницы.

1. Собрать и оценить жалобы и данные анамнеза (кафедра пропедевтической педиатрии).

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска.

2. Определить необходимый объем и последовательность методов обследования: физических, лабораторных, инструментальных (кафедра пропедевтической педиатрии).

3. Выявить самые информативные признаки основных типов диатезов, атопического дерматита, аллергического ринита, крапивницы при объективном обследовании ребенка (обзор, пальпация, перкуссия и аускультация) и лабораторно-инструментальном исследовании.

Проводить физическое обследование (кафедра пропедевтической педиатрии), оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований (кафедра пропедевтической педиатрии, рентгенологии).




4. Определить общие принципы лечения и реабилитационных мероприятий.

4. Применять средства патогенетической и симптоматической терапии:

  • диетотерапии (кафедра пропедевтической педиатрии)

  • медикаментозной (кафедра фармакологии);

  • физиотерапии и лечебной физкультуры (кафедра физиотерапии и ЛФК).

5. Применять деонтологические навыки общения с ребенком и его родителями.





Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.
Задания для проверки исходного уровня.
Задание № 1.

Мальчик 6 лет, жалуется на боли в области живота. За последние 2 часа трижды отмечалась рвота. Мать связывает ухудшение состояния ребенка с сильным психоэмоциональным стрессом (ребенка испугала собака). Часто возникают ацетонемические состояния на фоне вирусных инфекций, нарушений диеты, при психоэмоциональном возбуждении. При осмотре – ребенок вялый, капризный. На коже верхних конечностей элементы атопического дерматита. Живот мягкий, болезненный в области пупка. Анализ мочи на ацетон положительный (+++).

Какие анамнестические данные могут обусловливать у ребенка склонность к ацетонемическим состояниям?

  1. Нервно-артритический диатез, атопический дерматит.

  2. Возраст ребенка.

  3. Психоэмоциональный стресс.

  4. Частые ОРЗ.

  5. Искусственное вскармливание на первом году жизни.


Задание № 2.

У ребенка 11 месяцев с отягощенной наследственностью по аллергическим заболеваниям заподозрена экссудативно-катаральная аномалия конституции. Какое исследование достовернее всего подтвердит склонность ребенка к аллергическим реакциям?

  1. Определение уровня IgА в сыворотке крови.

  2. Определение уровня IgD в сыворотке крови.

  3. Определение уровня IgG в сыворотке крови.

  4. Определение уровня IgE в сыворотке крови.

  5. Определение уровня IgM в сыворотке крови.


Задание № 3.

У ребенка 6 месяцев с экссудативно-катаральной аномалией конституции после оценки общего анализа крови выявлено нормальное количество эозинофилов. Каким было количество эозинофилов?

  1. 4 %.

  2. 8 %.

  3. 12 %.

  4. 16 %.

  5. 20 %.


Задание № 4.

У ребенка 5 месяцев после употребления коровьего молока появились покраснения и зуд кожи. Врач объяснил это аллергической реакцией на белок коровьего молока. Применение какой группы врачебных препаратов является первоочередным в этом случае?

  1. Антибиотики.

  2. Витамины.

  3. Ферменты.

  4. Глюкокортикоиды.

  5. Антигистаминные.


Эталоны ответов.

Задание №1. А. Задание №2. D. Задание №3. А.

Задание №4. E.

Источники информации.

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.-СПб.: «Издательство Фолиант», 2001.-С.223-265.

  2. Методика безпосереднього дослідження новонародженого.- Донецьк, 2001.- 86 с.

  3. Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.44-50.

  4. Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- C.136-139, C.293-309.


Содержание обучения в соответствии с целями
Теоретические вопросы.

  1. Современные представления о диатезах.

  2. Диагностические критерии экссудативно-катарального (аллергического) диатеза.

  3. Реабилитация детей с экссудативно-катаральным (аллергическим) диатезом.

  4. Диагностические критерии лимфатического диатеза.

  5. Реабилитация детей с лимфатическим диатезом.

  6. Диагностические критерии нервно-артритического диатеза.

  7. Реабилитация детей с нервно-артритическим диатезом.


Граф логигеской структуры темы «Аномалии конституции у детей».

(См. приложение 1)
Источники информации.

  1. Дитячі хвороби /Сідельников В.М., Бережний В.В., Рєзник Б.Я. та ін.; За ред. В.М. Сідельникова і В.В. Бережного.-К.: Здоров’я, 1999.- С.74-83.

  2. Медицина дитинства /Акопян Г.Р., Антипкін Ю.Г., Берзінь В.І. та ін.; За ред. П.С. Мощича.-К.: Здоров’я, 1994.-Т.1.-С.654-668.

  3. Педіатрія: Навч. посібник / О.В. Тяжка, О.П. Вінницька, Т.І. Лутай та ін.; За ред. проф. О.В. Тяжкої.- К.: Медицина, 2005.- С.142-151.

  4. Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб: Издательство «Питер», 2000.-С. 98-108.


Дополнительная литература.

  1. Ласиця О.І., Ласиця Т.С., Недельська С.М. Алергологія дитячого віку. – К.: Книга Плюс, - 2004. – 368 с.

  2. Москаленко В.Ф., Волосовець О.П., Яворівський О.П., Булах І.Є., Остапик Л.І., Палієнко І.А., Мруга М.Р. (ред.) Крок 2. Загальна лікарська підготовка. Частина 2. Педіатрія, акушерство та гінекологія, гігієна. -Київ: Nova Knyha Publ.,2005.-404с.

  3. Сидельников В.М., Мигаль В.Г., Безруков Л.Г. Практическая аллергология детского возраста. – К.: Здоровье, 1986. – 156 с.



Ориентированная основа действия (ООД).
Алгоритм лечения детей с аллергодерматозами.

(См. приложение 2).
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.
Задание № 1.

У ребенка 3-х лет диагностирована нервно-артритическая аномалия конституции. Какие данные анамнеза являются самыми характерными для этого ребенка?

А. Избыточный рост массы тела.

B. Аллергический дерматит.

C. Частые заболевания респираторного тракта.

D. Увеличение тимуса.

E. Рецидивирующая ацетонемическая рвота.
Задание № 2.

Ребенок, 2 мес., находится на естественном вскармливании. После употребления яблочного сока у ребенка появились гиперемия кожи, единичные папулезные элементы на коже груди и спины. Ребенок беспокойный. Какой должна быть первичная тактика педиатра?

А. Назначить общее УФО.

B. Назначить консультацию дерматолога.

C. Определить характер питания матери и исключить из ее диеты облигатные аллергены.

D. Провести курс лечения кларитином.

E. Обработать пораженные участки кожи мазью с глюкокортикоидами.
Задание № 3.

У мальчика 5 лет отмечаются многократная рвота, запах ацетона из рта, признаки обезвоживания. Ребенок вялый, жалуется на боль в животе. Заболел 10 часов назад, когда съел жареный картофель. Врач заподозрил ацетонемическое состояние. Какие изменения в показателях лабораторных методов исследования характерны для этого состояния?

  1. Анемия, ацетонурия.

  2. Кетоацидоз, ацетонурия.

  3. Лейкопения, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, анемия.

  4. Глюкозурия.

  5. Нормальный уровень билирубина в сыворотке крови.


Задание № 4.

Ребенку 5 месяцев. С рождения отмечаются проявления экссудативно-катарального диатеза. В течение последних 10 дней после употребления апельсинового сока появились пятнисто-везикулярные высыпания на коже, беспокоит зуд кожи. При осмотре: на туловище имеются остаточные элементы сыпи (единичные пятна, корочки, расчесы), мокнутие в паховых складках.

Какие ванны нужны назначить ребенку?

  1. Крахмальные.

  2. Хлористо-натриевые.

  3. Хвойные.

  4. Йодо-бромные.

  5. Хвойно-солевые.



Эталоны ответов.

Задание № 1. Е. Задание № 2. С. Задание № 3. В.

Задание № 4. А.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии
В начале занятия преподаватель определяет исходный уровень знаний студентов с помощью тестовых заданий.

После этого студенты проводят курацию больных, самостоятельно собирают анамнез, выполняют обследование больных, работают с медицинской документацией, ситуационными заданиями. В этот период преподаватель проверяет тестовые задания, контролирует ход курации.

Потом в учебной комнате преподаватель дает оценку выполненным заданиям, обращает внимание на допущенные ошибки. После этого проводится анализ и коррекция самостоятельной работы студентов. Студент докладывает данные анамнеза, составляет индивидуальную схему диагностического поиска, докладывает полученные данные объективного обследования с учетом деонтологических особенностей взаимоотношений врача и больного ребенка. Преподаватель обращает внимание на самые информативные признаки заболевания. Куратор докладывает общие принципы лечения больного и основные реабилитационные мероприятия. К обсуждения привлекаются другие студенты. Преподаватель оценивает практическую работу студентов.

После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов.

В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценка знаний студентов.

Приложение 2.

Алгоритм лечения детей с аллергодерматозами.

Вариант А: Індивидуальная диета (исключение облигатных аллергенов), промывание кишечника, энтеральная сорбция, обеспечение условий гипоаллергенного быта, гигиенические и лечебные ванны, противоаллергические препараты (дипразин, супрастин, тавегил и др.), антиоксидантная терапия (витамины Е, А), ферменты (панкреатин, панзинорм и др.), витамины В6, В2, В15, биопрепараты, коррекция иммунных нарушений, местное лечение в соответствии с характером поражения кожи, санация очагов хроническоц инфекции, симптоматическая терапия




Эффект проводимой терапии




Есть

Нет



Длительное ведение больных по схеме варианта А с постепенной отменой медикаментозных препаратов, гипосенсибилизация (задитен)

Вариант В: Госпитализация, назначение инфузонной терапии, стимуляторов коры надпочечников на фоне схемы варианта А




Эффект проводимой терапии

Есть

Нет



Постепенное сокращение медикаментозных средств, гипосенсибилизация, неспецифическая стимуляция иммунного статуса імуномодулятори

Подключение иммунодепрессантов (нестероидные противовоспалительные препараты, производные хинолина, глюкокортикоиды, цитостатики)


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные...

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Наиболее распространенные...

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания “Физическая реабилитация (для студентов 4 курса...
Методические указания к практическим занятиям по физической реабилитации (для студентов 4 курса медицинских факультетов) / Под ред....

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconФилософия методические указания к семинарским занятиям для студентов...
Философия: методические указания к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских факультетов. Донецк: Доннму, 2010. с

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания “общая физиотерапия (для студентов 4 курса...
Методические указания к практическим занятиям с общей физиотерапия (для студентов 4 курса медицинских факультетов) /Под ред. В. Н....

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для...
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...

Методические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии iconИ медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических факультетов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<