Программа спецкурса




Скачать 72.36 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса
Дата публикации12.04.2013
Размер72.36 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
uchebilka.ru > Информатика > Программа спецкурса
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«Развитие логического мышления младших школьников»

Автор программы: учитель информатики СОШ № 33 Заводского района г. Запорожья Горовая Л.А..

Рекомендована для использования в школах Запорожской области. Не требует наличия компьютерной техники. Ориентирована на учащихся 1-3 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс в нашей школе выделился в отдельный курс из курса информатики. Введение информатики в начальных классах объясняется важной ролью предмета в развитии современного общества. Применение новых информационных технологий сегодня не мыслимо без ЭВМ и человека, обладающего высоким интеллектом.

Но так как, согласно санитарным нормам, дети должны находиться у компьютера 15-20 мин., то вторую половину урока посвящали развитию логического мышления.

Законы окружающего мира, сущность предметов, общее между предметами и явлениями мы познаём посредством абстрактного мышления, основными формами которого являются : понятие, суждение, умозаключения.

Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, способность предельно уточнять предмет мысли, внимательность и обстоятельность, убедительность в суждениях.

Овладевший знаниями и навыками логического мышления всегда понятен в изложении своих мыслей окружающим; исключает всякую расплывчатость в деловом разговоре, неоднозначность в составлении деловых бумаг, бессистемность в обработке информации. Сегодня логически мыслящий человек нужен на любом рабочем месте.

Цель организации спецкурса “Логика” в начальном звене – формирование навыков правильного (т.е. логического) мышления, умение применять эти навыки в системе школьного образования (на уроках языка, природоведения, математики и др.), познакомить учащихся с логическими основами обработки информации, развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников, заложить основы для изучения курса логики в старших классах.
Основные задачи спецкурса “Логика” :

  • знакомство учащихся с законами и формами правильного мышления, с элементами формальной логики, приёмами образования понятий, с логическими операциями (сравнения, классификации, обобщения, выделение существенных свойств предметов, общих свойств, противоположных и т.д.);

  • развитие умственных способностей;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование алгоритмического мышления;

  • развитие творческих способностей;

  • дать представление о способах обработки информации;

  • формирование информационной культуры.

Для изучения курса логики можно использовать часы школьного компонента (1 час в неделю в 1-3 классах). Там, где есть возможность организовать работу младших школьников на компьютере, можно проводить уроки, состоящие из двух блоков. Первый – это освоение основ логики(15-20мин.), второй - либо решение логических задач на компьютере(при наличии соответственного программного обеспечения), либо основы компьютерной грамотности. При отсутствии компьютерной поддержки, вторую половину урока посвящаем тренингу мышления, решая различные логические задачи.

Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися во время урока. Это требует от учителя тщательной разработки каждого урока, применение разнообразных форм деятельности, применение игровых форм, создание проблемных ситуаций и особенно наглядности.
Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • должны знать и правильно применять такие понятия, как “слева”, “справа”, “больше”, ”меньше”, “шире”, “уже”, “раньше”, “позже”, “каждый”, “следующий”, “все”, “некоторые” и др.;

  • уметь определять положение предмета на координатной решетке;

  • иметь представление о множестве: конечном, бесконечном, упорядоченном;

  • уметь находить закономерность ряда;

  • уметь находить общие и различные признаки предметов , сравнивать предметы;

  • уметь находить противоположные свойства предметов;

  • уметь классифицировать предметы по родовым и видовым отличиям;

  • уметь давать определение понятия;

  • уметь обобщать, делать умозаключения;

  • уметь обрабатывать информацию, представленную в графическом и табличном виде, решать задачи с использованием схем и таблиц;

  • уметь читать, исполнять и составлять простейшие алгоритмы;

  • уметь составлять блок-схемы простейших алгоритмов;

  • уметь определять истинность и ложность высказываний, правильно применять логические связки “И”, “ИЛИ”, “НЕ”;

  • уметь применять законы логики для решения различных задач;

  • иметь представление об игре в шахматы, освоить правила игры.


Спецкурс для 1-3 классов включает основные направления:

“Общие понятия”; “Предмет и его свойства”;

“Азбука рассуждений”; “Формирование алгоритмического мышления”;

“Работа с учебными матрицами”; “Шахматы”; “Тренинг мышления”.

^

Содержание учебного материала


1 класс (34 часа, 1ч в неделю)
1.Общие понятия (6 часов).

Диагностирование. Формирование понятий: “слева”, “справа”, “выше”, “ниже”, “больше”, “меньше”, “шире”, “уже”, “раньше”, “позднее”, “ближе”, “дальше”, “каждый”, “следующий”, положение предметов на координатной решетке(“сбоку”, “сверху”) и др.

Понятие множества. Конечные и бесконечные множества. Упорядочение элементов множества (ряда) в порядке возрастания (убывания). Закономерность ряда.
2. Предмет и его свойства(7 часов).

Составление предложений из слов, не связанных по смыслу между собой. Поиск общих свойств предметов. Поиск лишнего слова по различным признакам. Поиск предметов, которые имеют общие свойства. Применение предмета. Узнавание предметов по заданным свойствам.
3. Формирование алгоритмического мышления (8 часов).

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Понятие исполнителя. Составление команд исполнителя. Роботы.

Составление простейших алгоритмов (приготовление завтрака, переливание, муравей в лабиринте и др.).
4. Тренинг мышления (9 часов).

4.1. Логические задачи. Решение задач: “Танграммы”; “Логические цепочки”[8]; “Переправа, переправа, берег левый, берег правый”[3]; “Найти неизвестное слово или число”[4]; “Муравей в лабиринте” [7]; “Необычные лабиринты”[4];

4.2. Шахматы. Первые шаги [15].
5. Диагностирование. Выработка рекомендаций(2 часа).
2 класс ( 1 час в неделю, 34 ч.)


  1. Предмет и его свойства (продолжение темы) (7 часов).

Формирование способностей выделения существенных признаков предметов. Сравнение двух или более предметов. Поиск предметов с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы. Закономерность ряда.


  1. Азбука рассуждений (4 часа).

Истинные и ложные высказывания. Логические связки “И”, “ИЛИ”, “НЕ”.


  1. Формирование алгоритмического мышления (5 часов).

Построение линейных алгоритмов. Графический способ изображения алгоритмов. Алгоритмы ветвления.


  1. Учебные матрицы (6 часов).

Упорядоченные множества. Взаимнооднозначное соответствие между множествами.

Форма представления информации в виде таблиц (матриц). Понятие строки, столбца.

Решение задач с использованием таблиц. Работа с электронными матрицами.
5. Тренинг мышления (12 часов).

5.1. Решение задач: “Волшебное зеркало мага”[3]; “Сообрази и посчитай”[3]; “Установи соответствие между элементами различных множеств”. Решение задач с использованием таблиц[3]; “Упорядочение множеств – способ решения задач”[3]; “Найти неизвестное слово или число”[4]; “Необычные лабиринты”[4].

5.2. Шахматы. Игра с компьютером на 0-1 уровне.
6. Диагностирование по окончании года. Выработка рекомендаций.(2 часа)
3 класс (1 час в неделю, 34 ч)


  1. Предмет и его свойства(продолжение темы)(10 часов).

Классификация предметов и явлений. Родовые и видовые понятия. Формирование умения давать определения понятиям, относить объекты к роду. Формирование способностей к: анализу отношений между понятиями(аналогии), анализу и синтезу, обобщениям. Закономерность ряда.


  1. Формирование алгоритмического мышления(8 часов).

Исполнение алгоритмов ветвления и цикла. Составление блок-схем алгоритмов с ветвлением. Логические связки “И”, “ИЛИ”, “НЕ” (углубление). Построение сообщения по алгоритму.


  1. Тренинг мышления (14 часов).

3.1. Решение логических задач(более сложных): решение задач с помощью таблиц; “Упорядочим множество – решим задачу”; “Необычные лабиринты”; “Найти неизвестное слово или число”.

3.2. Шахматы. Игра с компьютером.
4. Диагностика. Выработка рекомендаций(2 часа).

^

Список литературы


1. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей.-Ярославль;”Гринго”,1995

2. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютере. - М.; Просвещение, 1989

3. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Числовые ребусы. – С.-П.; ”Лань” – 1996

  1. Гайштут А.Г. Упражнения по развитию мышления. - К.; кооператив “Учитель”, 1994

  2. Бойко А.П. Логика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. - М.; Новая школа,1994

  3. Ивин О.А. Логика. – К.; Артек, 1996

  4. Гутман Г., Карпилов О. Азбука программирования. -// Информатика и образование.-1997.-№6-с.87-88

  5. Тренируем ум детей. –Альбом из 11 серий занимательных задач. - М.;Мир,1980

  6. Никольская И.Л., Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать. - М.; Просвещение,1989

  7. Середа В.Ю. Учимся мыслить логически. - К.; Радянська школа, 1989

  8. Шестопалов Е.А. Алгоритмы и программы. - Шепетовка; “Аспект”, 1996

  9. Вержиковский В.П. Учебные матрицы и технологии их применения при изучении математики.-Бердянск,1994

  10. Богданович М.В. Математическая радуга.-К.; Радянська школа,1983

  11. Кэролл Л. Логическая игра.-М.; Наука,1991

  12. Программа развития творческого мышления учеников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Шахматы. - К.;ИСИО,1995

  13. Касаткин В.Н. Кибернетика. –К.; Радянська школа, 1989

17.Виленкин А.П., Патерсон Математика 1-3 класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Программа лекционных и практических занятий спецкурса экономическая психология

Программа спецкурса iconПрограмма спецкурса «теория графов»
Автор программы: учитель информатики сош №33 Заводского района г. Запорожья Горовая Л. А

Программа спецкурса iconПрограмма спецкурса «Занимательная логика»
Рекомендуется для школ Запорожской области. Рассчитана на 4 года изучения по 1 часу в неделю

Программа спецкурса iconПрограмма профильного спецкурса для учащихся 10,11 классов
Авторы программы: учителя информатики общеобразовательной школы №12 Шевченковского района г. Запорожья Савенко Т. И., Краснокутская Л....

Программа спецкурса iconКонспект лекций спецкурса “Социология социальных изменений” Киев-2002...
С одной стороны, это подтверждает актуальность и необходимость спецкурса, с другой, его взаимосвязь и взаимопересекаемость по темам...

Программа спецкурса iconПрограмма спецкурса “ Компьютерный дизайн в Autocad 2004” для 10-11-х классов. Автор программы
Автор программы – Захарова Т. П., вчитель вищої категорії зг №2 імені Лесі Українки

Программа спецкурса iconПрограмма спецкурса по биологии для учащихся 8-9 классов
Всемирная организация здоровья (воз) выдвинула основную задачу, которую поддержали в Алма-Атинской декларации (1978г.), на Мадридской...

Программа спецкурса iconСтруктура учебной программы 7 Критерии оценивания учебных достижений...
Программа спецкурса «Информатика» для средней общеобразовательной школы (5-12 классы)

Программа спецкурса iconПрограмма спецкурса для студентов высших учебных заведений Автономной Республики Крым
Коив), Утикас Людмила Васильевна (методист Крымского филиала Института инновационных технологий и содержания образования Министерства...

Программа спецкурса iconПостроение и проблематика спецкурса
Черновицком университете уже несколько лет, программа же его после длительных уточнений была издана только в 1967 г. Активизация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<