Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока




Скачать 60.97 Kb.
НазваниеТема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока
Дата публикации15.04.2013
Размер60.97 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
Тема: «Обращение и знаки препинания при нём»

Тип урока: работа с информационным текстом.

Цели урока:

  • познавательные: повторение сведений об обращении, известных учащимся по курсу 5-7 классов; изучение статьи учебника “Обращение и знаки препинания при нём”, выявление в ней уже известного и нового материала; составление кластера по теме; анализ предложений с обращениями, редактирование текста, содержащего обращения;

  • воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

  • развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

^ Ход урока
І. Сообщение темы, цели урока.


1. Мозговой штурм. Сопоставление структуры предложений. Составление их характеристики

Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы.

  1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните постановку знаков препинания;

  2. Сопоставьте структуры предложений, дайте каждому предложению характеристику;

  3. Обобщите выводы об общих и отличительных чертах предложений.

  • Берёзка зелёные косы развесила с тонких ветвей. (Вс. Рождественский).

  • Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу. (С. Есенин).

  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе. (С. Есенин).

  • Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины родной. (Я.Смеляков)

  • И рано - раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать. (С.Васильев)

- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?

(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе: обращение, сложное предложение, однородные члены предложения.)

- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?

(Берёзка, черёмуха.)

- Почему?

(Они выступают в роли подлежащего и обращения.)

- Прочитайте предложения с обращениями.

- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются подлежащими.

- В чём отличие этих предложений?

^ 2. Постановка дидактической цели

- Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём.

3. Работа в группах.

- Разделитесь на три группы. Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении. Обсудите в группе.

- Обобщите свои сведения (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем), приведите примеры.

^ 4. Отчёт групп о результатах работы.

- А теперь прослушаем отчёт каждой группы (выступление по одному ученику от группы: представление, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

ІІ. Изучение нового учебного материала.

^ 1. Работа с информационным текстом

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст в учебнике §45 с.161, §46 с. 166. используя метод инсерта - маркировки текста:

“Y” - галочкой отмечается то, что уже известно;

“ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения; “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

“?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

- После прочтения текста заполните (кратко) таблицу (у каждого ученика) с соответствующими маркировке графами:

Знаю ( Y )

Новое ( + )

Вызывает сомнение ( - )

Узнать подробно ( ? )

О – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Может быть распространённым и нераспространённым. Имеет форму именительного падежа. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выделяется запятыми или восклицательным знаком.

Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О.

Почему обращение не является членом предложения?

Только ли звательная интонация используется при обращении? А побудительная?

Что такое обращение? Какие бывают обращения? Чем могут быть выражены обращения? Являются ли обращения членами предложения? Как они выделяются на письме?

В какой речевой ситуации используются обращения? Какие смысловые оттенки могут выражать обращения? Какой троп сопутствует обращению, выраженному неодушевлённым существительным?
^

2. Презентация «Синквейн».


3. Построение синквейна.

ІІІ. Осмысление изученного.


1. Беседа с классом по вопросам.

- Что из того, что вы прочитали в тексте об обращении, вам уже было знакомо? Перечислите эту информацию.

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью учебника? Перечислите её, подтвердив примерами.

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?
^

ІV. Формирование практических умений и навыков.


1. Использование обращений в художественных текстах.

Группа 1.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

^ Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу. (С. Орлов.)

Группа 2.

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

^ Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Отв.ри мой друг окошко воздух тепел и душ.ст ни один не колыхнётся на б.рёзках белый лист. (А. Плещеев.) Капли жемчужные капли пр.крас.ные как х.рош. вы в лучах з.лотых и как п.чальны вы капли ненас.ные осен.ю ч.рной на окнах сырых. (С.Есенин.)

Проверка выполнения задания.

- Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.

- Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.

- В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

^ 2. Работа с учебником.

Упражнения 164, 166.

3. Графический диктант.

1.Прекрасны вы, поля земли родной. (М.Лермонтов) 2. Здравствуй, новый светлый день! (В.Лебедев-Кумач) 3. Мы дети твои, дорогая Земля! (Р.Рождественский) 4. Привет тебе, мой бедный клён. (С.Есенин) 5. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин) 5. Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть! (М. Лермонтов) 6. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А.Пушкин)
^ V. Итог урока.

1. Рефлексия.

- Итак, подведём итоги работы. Вы достигли поставленных целей?

- Остались ли у вас открытые вопросы?

- Согласны ли вы со всеми теоретическими положениями темы?

^ VI. Домашнее задание.

Дифференцированные задания.

  1. Упражнение 168.

  2. Напишите письмо маме, используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку, это письмо может быть поздравлением с днём рождения или с другим праздником.

Использованная литература

  1. Л.В. Давидюк, В.И. Стативка. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. – Запорожье: Премьер, 2008.

  2. Купалова А. Ю. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в 8 классе малокомплектной школы: Книга для учителя. – М., “Просвещение”, 1993.

  3. Иваненко В.К. Изучение синтаксиса в школе: Пособие для учителя.- К., Рад. шк., 1991.

  4. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8-9 кл.: Кн. Для учителя.- М., “Просвещение”, 1989.


Козориз Людмила Яковлевна, учитель русского языка

Перервинцовского НВК «общеобразовательная школа
І-ІІІ ст.- дошкольное учебное заведение»
Драбовского района Черкасской области.

Приложение 1.
Слайд №1.

Слайд №2.


Слайд №3.



Слайд №4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconУрок русского языка в 8 классе Тема урока. Обособленные дополнения:...
Цель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconУрок № Тема: Обобщение и закрепление знаний по теме: «Знаки препинания в бсп»
«Знаки препинания в бсп»; продолжить работу по формированию навыков синтаксического разбора предложения; продолжить работу по формированию...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconУрок русского языка в 11 классе «Сложное предложение. Знаки препинания...
Сегодня мы продолжим закрепление по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока icon10 класс, русский язык Домашнее задание по теме «Пунктуация в сложном предложении»
...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconЗнаки препинания в бессоюзном сложном предложении
В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения могут ставиться следующие знаки: запятая, точка...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconКонспект. Тип урока: классический. Тема урока: Электроскоп. Проводники...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconТема «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Сделать 4 предложения на выбор по теме
Литература – А. С. Пушкин. Биография (конспект по учебнику), стихотворения наизусть: «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье»,...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока icon«Знаки препинания в предложении с однородными членами»

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconДегтяренко Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы Великоновоселковской...
Тема. Причастный оборот. Его роль в предложении. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (после определяемого слова,...

Тема: «Обращение и знаки препинания при нём» Тип урока iconПлан урока І. Оргмомент
Цель урока: дать понятие причастного оборота, научить различать его в тексте, усвоить постановку знаков препинания при причастном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<