Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов




НазваниеМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
страница1/12
Дата публикации01.03.2013
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


__________________________________________________________

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ


СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ
Первой Международной научно-методической конференции

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ




Секция:

Психологические науки


Киев, 1 сентября 2012

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ

НАУЧНЫЙ ЦЕНТР СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВИТИ НТУУ “КПИ”

Научно-исследовательская лаборатория МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт” (ВИТИ НТУУ “КПИ”)

^ Кафедра “Применения средств радиосвязи”

Институт специальной связи и защиты информации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт” (ИССЗИ НТУУ “КПИ”)

Кафедра “Применения средств специальных телекоммуникационных систем”

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

^ Кафедра социальной педагогики и педагогических технологий

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы» (НОУ ВПО БФ МосАП)

^ Кафедра мировой и региональной экономики

Кафедра Менеджмента, маркетинга, торгового дела и предпринимательства

Міждисциплінарні дослідження в науці та освіті: Психологічні науки [Текст] / Збірник праць Першої Міжнародної науково-методичної конференції (1 вересня 2012 р.): під ред. к.псих.н, профессор РАЕ. Л.Ф. Чупрова. [Електронний ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 К. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/158 (дата звернення: 14.09.2012).
Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Психологические науки [Текст] / Сборник трудов Первой Международной научно-методической конференции (1 сентября 2012 г.): под ред. к.псих.н, профессор РАЕ. Л.Ф. Чупрова. [Электронный ресурс]. Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1 К. – Режим доступа URL: http://www.es.rae.ru/mino/158 (дата обращения: 14.09.2012).

© МАН

© РАЕ

© Авторский коллектив
Уважаемые коллеги!

Оргкомитет благодарит всех студентов, бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, докторантов, научных, педагогических и научно-педагогических работников, которые активно приняли участие в организованной Первой Международной научно-методической конференции ^ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ», посвященной 1 сентября Деню Знаний, организованный авторским коллективом учебных и научных заведений НТУУ «КПИ», г. Киев, Украина.

^ Голова оргкомитета

Козубцов Игорь Николаевич, к.т.н., профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образовании РАЕ. Ведущий научный сотрудник НИЛ Междисциплинарных исследований НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

^ Совголова оргкомитета

Ерохин Виктор Федорович, д.т.н., с.н.с., профессор. Заведующий кафедрой Применения средств специальных телекоммуникационных систем Институт специальной связи и защиты информации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”, (Украина, г. Киев).

^ Мараховский Леонид Федорович, д.т.н., профессор. Профессор кафедры Государственного экономико-технологического университета транспорта, (Украина, г. Киев).

^ Заместители головы оргкомитета

Иваньков Олег Анатолиевич, Заместитель заведующего кафедрой Применения средств специальных телекоммуникационных систем. Институт специальной связи и защиты информации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”, (Украина, г. Киев).

^ Масесов Николай Александрович, к.т.н. Старший научный сотрудник НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Президиум организационного комитета

Ананьин Валерий Афанасьевич, д.ф.н., профессор. Профессор кафедры ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

^ Беззубко Лариса Владимировна, доктор наук по государственному управлению, профессор. Донбасская Национальная академия строительства и архитектуры, (Украина, г. Макеевка).

^ Гиенко Любовь Николаевна, к.п.н., доцент. Доцент кафедры социальной педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация).

^ Гинзбург Михаил Давидович, д.т.н., профессор, академик Украинской нефтегазовой академии. Начальник отдела. Институт транспорта газа, (Украина г. Харкав).

Золотовская Людмила Алексеевна, к.ф.н., профессор. Профессор кафедры военно-социальной и воспитательной работы Военно-технического университета при Федеральном агентстве специального строительства (Российская Федерация).

^ Ильинов Михаил Дмитриевич, к.т.н., доцент. Преподаватель кафедры Применения средств радиосвязи ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

Кайдаш Иван Никифорович, к.т.н., с.н.с. Ведущий научный сотрудник НИО НЦЗИ ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

^ Кочетова Жанна Юрьевна, к.х.н. Старший преподаватель. Военный авиационный инженерный университет (Российская Федерация г. Воронеж).

Латышева Инна Валентиновна к.геогр.н., доцент. Доцент ФГБОУ ВПО Иркутский государственный университет, (Российская Федерация).

^ Мазор Сергей Юрьевич, к.т.н. Доцент кафедры Применения средств специальных телекоммуникационных систем ИССЗИ НТУУ “КПИ”, (Украина, г. Киев).

Макухин Владимир Леонидович, к.т.н. Старший научный сотрудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

^ Мельников Александр Григорович, к.гос.упр-я. Директор Международно-правового департамента Администрации Государственной пограничной службы Украины, (Украина, г. Киев).

^ Москалева Людмила Юрьевна, д.п.н., доцент. Заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогичного университету им. Богдана Хмельницкого, (Украина, г. Мелитополь).

^ Новикова Ирина Викторовна, к.э.н., доцент. Заведующий кафедрой мировой и региональной экономики Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы (Российская Федерация).

^ Потемкин Владимир Львович, к.геогр.н., доцент. Старший научный сотрудник, ФГБУН Лимнологический институт СО РАН, (Российская Федерация)

Раевский Вячеслав Николаевич, к.т.н., с.н.с. Доцент кафедры Применения средств радиосвязи ВИТИ НТУУ «КПИ», (Украина, г. Киев).

^ Семенюта Николай Филиппович, к.т.н., профессор, академик Международной академии связи. Почетный профессор. Белорусский государственный университет транспорта. (Республика Беларусь).

^ Стахов Алексей Петрович, д.т.н., профессор, академик Академии инженерных наук Украины, (Канада).

Стеценко Ирина Александровна, д.п.н., доцент. Декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» (Российская Федерация).

^ Таршилова Людмила Сергеевна, к.э.н, доцент. Руководитель отдела системы менеджмента качества и инноваций. Западно-Казахстанский аграрно-технический университета имени Жангир хана (Казахстан).

^ Тен Евгения Петровна, к.п.н., Доцент кафедры профессиональной педагогики и инженерной графики Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет» (Украина, г. Симферополь).

^ Черномаз Павел Алексеевич, к.геогр.н, доц, Доцент кафедры международных экономических отношений, ХНУ имени В.Н. Каразина, (Украина, г. Харьков).

Чупров Леонид Федорович, к.псих.н, профессор РАЕ. Главный редактор Электронного научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», (Российская Федерация, Хакасия, г. Черногорск).

^ Шептенко Полина Андреевна, к.п.н., профессор. Профессор кафедры социальной педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» институт психологии и педагогики, (Российская Федерация, Алтайский края, г. Барнаул).


Содержание

УДК 378.21

^ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОДУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
к.псих.наук, Ташина Т.М.

ФБОУ ВПО «ШГПУ»
Научный руководитель – к.пед.наук, профессор Тарасова В.Н.
Проблемой изучения и оказания помощи детям с трудностями в обучении специалисты разного профиля (педагоги, психологи, медики, дефектологи) начали заниматься еще в XIX веке. В конце XIX века в странах Зап. Европы и ряде других государств клиницисты выделили группу детей с различными трудностями в обучении.

В России в начале XX столетия проблема «трудного детства» рассматривалась П.П.Блонским, В.П.Кащенко, И.А.Сикорским и др. и осмысливалась с позиций, признающих наличие индивидуальных, изначальных и приобретенных, глубоких различий между детьми даже одного возраста. Их изучением пытались заниматься педологи. События 1917 года привели к тому, что по идеологическим причинам главенствующим стал подход, согласно которому решающими в развитии детей являются социальные факторы воспитания, а индивидуальные различия объявлялись несущественными. Допускался лишь учет очевидных возрастных особенностей детей в качестве единственного основания для построения «типового» учебно-воспитательного процесса [1, с.12].

Целенаправленно проблемой неуспеваемости в России стали заниматься с середины 50х гг. XX века. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли проблемы у стойко неуспевающих учеников. Кроме того, к этому времени был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики, обобщен зарубежный опыт изучения, обучения и воспитания детей данной категории.

Современными отечественными психологами проводятся фундаментальные и лонгитюдные исследования проблемы неуспеваемости с целью обоснования ее причин. В частности, Н.В. Нижегородцева на основе методологии системогенетического подхода (В.В. Шадриков) исследует проблему учебной деятельности для определения прогностических критериев успешности систематического обучения [3, с.98].

По мнению специалистов, задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории (Т.А.Власова, К.С.Лебединская, М.С.Певзнер) [3, с. 45].

Отечественные клиницисты, дефектологи и психологи в качестве причин ЗПР у детей называют, прежде всего, минимальное органическое повреждение или функциональную недостаточность ЦНС вследствие воздействия патогенных факторов во внутриутробном периоде, в период родов либо в первые годы жизни (длительные хронические соматические заболевания), а также генетически обусловленную недостаточность ЦНС, прежде всего, головного мозга.

Таким образом, можно говорить о том, что среди неуспевающих учащихся есть дети, имеющие незначительные органические нарушения ЦНС, серьезные функциональные расстройства, а также те школьники, комплексное обследование которых не обнаружило у них биологически (генетически) обусловленной патологии, т.е. их школьные проблемы обусловлены социально-педагогическими причинами. Для описания неуспевающих учащихся специалистами используются разные термины. Наиболее распространенными сегодня являются такие понятия, как «учащиеся с трудностями (проблемами) в обучении» или более широкое понятие «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина). С.В.Титова, в частности, к детям с проблемами в обучении относит категорию детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд, в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Понятие «дети группы риска» описывает большую категорию детей, т.е. оно многозначно и требует конкретизации при употреблении. В данном случае мы к этой категории будем относить учащихся, которые, приступая к обучению, испытывают серьезные трудности адаптации к условиям школьной среды и у них обнаруживают признаки школьной дезадаптации [4, с.121].

Одним из вариантов социальной дезадаптации является школьная дезадаптация как следствие неадекватного педагогического подхода к детям «группы риска».

Акмеология пытается определить те условия, при которых взаимодействие социальной микросреды и человека будет таковым, что «результатом их взаимодействия является такое формирование этого человека, которое выводит его на высший уровень развития и как индивида, и как личность, и как субъекта деятельности» [4, с.120]. Под социальной микросредой в данном случае понимаются общности и входящие в них люди, с которыми по ходу своей жизни человек ежедневно оказывается в непосредственном физическом и духовном контакте. Особенности социальной микросреды в значительной мере определяют то, какими будут по содержанию и по форме предметно-практическая деятельность, общение и познание субъектом самого себя и окружающей действительности на каждом возрастном этапе. Чтобы состоялось подлинное «акме» человека при достижении им зрелого возраста, необходимы поэтапные актуализация и наращивание психолого-акмеологических предпосылок продуктивного развития на каждом возрастном этапе, которые выражаются в школьной, учебной, личностной, социальной и профессиональной зрелости (по В.Н.Максимовой). А это требует наличия совершенно определённых объективных и субъективных факторов в социальной микросреде, которая окружает человека и воздействует на него и в детские годы, и в отрочестве, и в юности, и во всё последующее время, которое предваряет возникновение пика в его развитии. Следуя идее А.А.Бодалева и его последователей о микро- и макроакме, можно предположить, что если в младшем школьном возрасте по каким-то причинам не будут заложены и сформированы психолого-акмеологические предпосылки продуктивного развития, то перспективы развития личности человека на этапе взрослости будут ограничены. Как известно, социальная микросреда может влиять на растущего человека как позитивно, так и негативно, блокировать его развитие, подавлять психолого-акмеологические предпосылки продуктивного развития и приводить личность к дезадаптации.

Выделим и сгруппируем основные причины, подавляющие психолого-акмеологические предпосылки продуктивного развития и приводящие к школьной дезадаптации [2, с. 56].

1. Биологические причины: нарушение экологического равновесия в окружающей среде, неблагоприятное течение беременности у матери, неблагоприятное течение родов, заболевания в первые годы жизни ребенка. Как следствие, соматическая ослабленность ребенка: стертые или малозаметные, с запозданием диагностируемые, отклонения в деятельности организма, повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности. (Н.П.Вайзман, Ж.М.Глозман, Д.Н.Исаев, Г.Ф.Кумарина, О.Н.Усанова K.P.Becker).

2. Семейный фактор. На основе глубокого теоретического анализа разных систем воспитания, а также реальных историй становления индивидуальных, личностных и субъективно-деятельностных характеристик у людей, выдающиеся педагоги и психологи (Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Н.С.Лейтес, А.А.Люблинская, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконин) делают вывод об особом значении семьи для закладки фундамента личностного развития. Ученые подчёркивают, что семья в первые годы жизни ребёнка, в раннем и дошкольном возрастах закладывает основы здоровья, воспитывает потребность в активности, формирует основы личностного облика человека, гражданина, развивает склонность к труду, то есть все то, без чего невозможно достижение «акме» вершин во взрослой жизни (Н.В.Кузьмина-Гаршина, Л.Ф.Лунева; В.Н.Максимова). Низкая культура семейного воспитания: наличие неполных семей, неблагополучные семьи, распад семей, конфликты между родителями, жестокость и невнимание в детско-родительских отношениях; неадекватные действия родителей: жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением травм, голод); отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями, без средств к существованию, несогласованность действий родителей, выступают дезадаптационным фактором (М.М.Безруких, С.А.Беличева, Л.Н.Винокуров, Г.Ф.Кумарина, K.P.Becker).

3. Длительная депривация: бедность речевого общения, дефицит информации с раннего детства, недостаток эмоционального тепла (А.Л.Венгер, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, З.Матейчик, Е.В.Филиппова и др.).

4. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность (П.П.Блонский, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, Г.Ф.Кумарина, Н.В.Нижегородцева, О.Н.Усанова, Т.В.Фомичева и др.).

5. Укоренившиеся в школе негативные традиции: стрессовая тактика авторитарной педагогики; учитель в основном работает не на личностном уровне, в его поле зрения, прежде всего, оказываются интеллект, операциональная успешность, а не жизненные смыслы, личностная самоорганизация, личностные функции ребёнка; привычная согбенная, напряженно-неестественная поза детей во время урока; обедненная природными стимулами учебная среда; чрезмерная интенсификация учебного процесса; несоответствие программ и образовательных технологий функциональным и возрастным особенностям школьников; вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни; чрезмерное увлечение методами интеллектуального развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному (М.К.Акимова, В.Ф.Базарный, М.М.Безруких, Л.Н.Винокуров, Н.В.Нижегородцева, В.В.Сериков, В.Н.Тарасова).

Ведущее значение в данной группе причин имеет несоответствие между требованиями школьной практики к учащимся и их индивидуальными особенностями и различиями. Возникает противоречивая ситуация, когда в класс приходит много разных детей, а учитель должен работать со всеми по одной программе с применением одних и тех же технологий. Если до школы индивидуальные особенности детей, как правило, не мешают их естественному развитию, так как эти особенности принимаются и учитываются близкими людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни детей, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую деятельность и активность, вызывают угнетенное состояние и т.д.

В частности, в младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются гендерные различия в темпах развития: девочки опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год – полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Кроме этого, учащиеся различаются по своим природным предпосылкам развития способностей. Так, в частности, проведенное углубленное психологическое обследование показало, что большая часть детей «группы риска» – это дети с доминирующим от природы правым полушарием головного мозга (А.Л. Сиротюк, В.Н. Тарасова). Исследования С.М. Бондаренко и В.С. Ротенберга [1, с.76] и других ученых свидетельствуют, что доминирование правого полушария не обязательно проявляется в леворукости и не сводится к ней. Соотношение между активностью правого и левого полушарий головного мозга главным образом проявляется в способах мышления и работы с материалом, в его восприятии, осмысливании, запоминании.

Все это приводит к нарушениям в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах детей этой категории, часто способствует возникновению у них неврозов. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, когда доминирование правого полушария является возрастной характеристикой, поскольку у детей к моменту прихода в первый класс развито только правое полушарие головного мозга, а левое полушарие активизируется только к 8 – 9 годам. В результате возникает явное противоречие между индивидуальными особенностями довольно большого количества учащихся по такому параметру, как доминирование одного из полушарий головного мозга вследствие природной функциональной асимметрии и требованиями к ним современной системы образования. Следствием данного противоречия являются проблемы школьников, выражающиеся в их неуспеваемости и блокировании их потенциальных возможностей.

Новая социальная ситуация в младшем школьном возрасте вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности поведения, сознательной дисциплины, новых умений и навыков учебной деятельности, а так же определенный уровень умственного развития.

Наиболее существенной стороной учебной деятельности является ее произвольность. Однако преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание, которое преобладает над произвольным вниманием, так как воля еще не развита, а регулирующая деятельность второй сигнальной системы, по отношению к первой, недостаточна (Лурия А.Р., 1970; Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И., 2000).

Таким образом, проанализировав сущность проблем неуспевающих школьников и вызывающие их причины, можно говорить о том, что несовершенство самого учебно-воспитательного процесса в современной школе становится для значительной части детей фактором, препятствующим их продуктивному развитию. Младших школьников с трудностями в обучении можно рассматривать как утративших в условиях традиционного обучения психолого-акмеологические предпосылки продуктивного развития. Преодоление проблем учащихся этой категории связано с поиском наиболее адекватного для них типа обучения, позволяющего комплексно решать накопившиеся у них проблемы во всех сферах развития личности и деятельности и актуализировать предпосылки продуктивного развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Междисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов iconМеждисциплинарная академия наук украины сборник научных трудов
Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины “Киевский политехнический институт”...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<