Методическое пособие Васильевка, 2011




НазваниеМетодическое пособие Васильевка, 2011
страница1/3
Дата публикации25.04.2013
Размер0.59 Mb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3
Комунальное учреждение « Васильевская централизованная библиотечная система»

Васильевского районного совета Запорожской области
Васильевская цетральная районная библиотека для взрослых


Методическое пособие







Васильевка, 2011

Начинающему библиотекарю!

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё.

Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец.

Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.

Ознакомление с данным пособием — первый шаг на пути профессионального образования. Оно поможет вам познакомиться с основными направлениями библиотечной деятельности.

^ Что такое библиотека?

Библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

^ Основные функции библиотеки — информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Абонент библиотеки — это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное библиотекой как ее постоянный пользователь.

^ Библиотечная услуга — конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации, массовые мероприятия и пр.).

Документ — информация, зафиксированная на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования.

^ Централизованная библиотечная система (ЦБС) — библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства.

^ Центральная библиотека — главное подразделение ЦБС, управляющее библиотеками-филиалами и обеспечивающее централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание на основе единого СБА.

Библиотека-филиал — структурное подразделение, работающее под руководством центральной библиотеки.

Изучите «Правила пользования централизованной библиотечной системой », «Правила внутреннего распорядка», «Положение о сельской библиотеке» и свою «Должностную инструкцию».

Какими документами располагает библиотека?

Каждая библиотека формирует, обеспечивает хранение и использование своего библиотечного фонда. В состав фонда, как правило, входят непериодические, периодические и продолжающиеся издания, аудиовизуальные материалы и электронные документы.

^ НЕПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Непериодическими считаются издания, которые выходят, как правило, однократно. Только наиболее важные и ценные из них переиздаются, но заранее это не предусматривается. Непериодические издания различаются по форме, целевому назначению и составу текстов.

Непериодические издания чаще всего имеют форму книг и брошюр. Книгой считается издание в обложке или переплете объемом более 48 страниц. Брошюра — это издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, обычно без переплета, в мягкой обложке.

Довольно часто выходят многотомные издания. Они представляют собой единое целое и по содержанию, и по оформлению. Отдельные тома обозначаются самостоятельными номерами, а общее их количество определяется заранее.

Особым видом является сериальное издание, состоящее из ряда книг или брошюр, которые объединяются под общим названием по определенному признаку (например, по содержанию, назначению) и оформляются, как правило, однотипно.

К непериодическим изданиям относятся также изоиздания, нотные и картографические издания и некоторые другие. Изоиздания представляют собой художественные изображения с сопроводительным текстом или без него. Изоиздания печатаются в форме отдельных листов или альбомов.

Нотные содержат запись музыкальных произведений, а картографические — условные изображения поверхности Земли и других небесных тел.

Важнейшими типами изданий произведений печати являются издания отдельных произведений, сборники, избранные работы, собрания сочинений.

Каждая книга, брошюра и другое непериодическое издание имеет свой читательский адрес и выходит с определенной целью: либо помогает в изучении определенного вопроса, либо информирует о результатах научных исследований, либо излагает в доступной форме основы знаний и т. д. Целевое назначение — главный признак, определяющий особенности изданий разных, видов. От него зависят объем, характер изложения материала, структура и оформление изданий.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ (виды)

В зависимости от целевого назначения непериодические издания подразделяются на официальные, научные, научно-популярные, учебные, профессионально-производственные, справочные.

^ Официальные издания. В официальных изданиях материалы публикуются от имени государственной или общественной организации. Они носят законодательный, нормативный или, директивный характер. Содержание таких изданий непосредственно связано с деятельностью организации, от имени которой публикуются материалы.

^ Научные издания отражают ход и результаты исследований в различных областях науки, техники, культуры. Их выпуск является показателем научно-технического прогресса.

Монография — очень распространенная разновидность научных изданий. Это глубокое и всестороннее исследование одной темы, проблемы, жизни и деятельности определенного лица.

^ Научно-популярные издания характеризуют достижения науки и техники, литературы и искусства в форме, доступной читателю-неспециалисту. Эти издания широко представлены в фондах библиотек. Они предназначены очень широкому кругу читателей.

Научно-популярные издания выходят большими тиражами, разнообразны по содержанию и назначению. ^ Учебные издания содержат сведения из какой-либо области науки и техники, изложенные в определенной системе. К учебным изданиям относятся учебные программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, хрестоматии, наглядные пособия.

^ Профессионально-производственные издания оказывают непосредственную помощь в производственной и практической деятельности людей. Они имеют разный читательский адрес. Издания для специалистов высшего и среднего звена (агрономов, инженеров, техников и др.) называются научно-производственными. Массово-производственные издания выпускаются для рабочих различных профессий и специальностей, которые являются ведущими в той или иной отрасли промышленности, сельского хозяйства.

^ Справочные издания содержат сведения (справки) по различным областям науки, техники, культуры, располагающиеся в том порядке, который позволяет их быстро найти. Важнейшими разновидностями справочных изданий являются энциклопедии и энциклопедические словари, словари, справочники, календари, путеводители.

^ КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ ИЗДАНИЙ

Отличительная черта периодических изданий — регулярность их выхода в свет. («Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся»). Разновидностями периодики являются газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени.

Газеты. Большинство газет выходит каждый день, но есть и еженедельники. Газеты бывают центральными и региональными (республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными). По своему содержанию газеты делятся на универсальные, отраслевые, специализированные («Сельская жизнь»).

Журналы выходят по всем отраслям знаний. В отличие от газет журналы подразделяются на научные, профессионально-производственные, научно-популярные, литературно-художественные.

Научно-популярные журналы играют важную роль в пропаганде научных знаний среди широких кругов читателей с разными интересами и подготовкой («Наука и жизнь», «Вокруг света»).

Литературно-художественные журналы составляют особую разновидность. Они знакомят читателей с новыми произведениями российских и зарубежных писателей, критическими статьями и рецензиями, с публицистическими материалами.

^ Периодические сборники содержат статьи по одной узкой области, тексты докладов и сообщений на научных конференциях. В течение года выходит определенное число номеров, установленное заранее. Все выпуски имеют одинаковое название и оформление.

Бюллетени являются, как правило, официальными изданиями, информирующими о приказах, распоряжениях, постановлениях, которыми обязаны руководствоваться учреждения и организации, непосредственно подчиненные данному министерству или ведомству.

^ С чего начать?

Подробно ознакомьтесь с составом и расстановкой библиотечного фонда своей библиотеки.

Библиотечный фонд — упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей, видеозаписей, звукозаписей и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями для общественного пользования и хранения, всесторонне раскрываемая с помощью справочно-библиографического аппарата.

Приемом и библиотечной обработкой документов занимается отдел комплектования и обработки ЦРБ.

Библиотека-филиал на основе изучения состава и использования имеющегося фонда, потребностей читателей принимает участие в комплектовании и доукомплектовании книжного фонда.

Комплектование - отбор и планомерное приобретение произведений печати и других документов, соответствующих по содержанию задачам библиотек и потребностям читателей.

Каждая библиотека-филиал, учитывая потребности читателей, самостоятельно выбирает периодические издания для подписки. Подписка оформляется каждые полгода.

Каждая книга в фонде библиотеки на титульном листе имеет штемпель и инвентарный номер, а на переплете (обложке) в верхнем левом углу и на обороте титульного листа в верхнем левом углу — шифр (классификационный индекс и авторский знак). Шифр указывает точное месторасположение книги в библиотечном фонде.

Шифр: 28.4 — Классификационный индекс

В 16 — Авторский знак

^ Классификационный индекс — условное обозначение отрасли знания, вопроса или предмета, к которому относится по своему содержанию книга. Книги классифицируются по специальным таблицам, в которых дается перечень делений с соответствующими индексами. В ЦБС используются таблицы библиотечно-библиографической классификации (ББК).

Авторский знак состоит из первой буквы фамилии автора (или первой буквы заглавия книги, если автор не указан) и двух цифр, соответствующих начальным буквам фамилии или заглавия. Определяются они по пособию для алфавитной расстановки книг (Хавкина Л. В. Авторские таблицы. Двухзначные).

^ Учет библиотечного фонда - комплекс операций, обеспечивающих получение точных сведений о величине, составе и движении фонда. Учету подлежат все виды произведений печати и материалы, включаемые в библиотечный фонд.

Основными единицами учета библиотечного фонда для всех видов изданий и неопубликованных материалов являются экземпляр (кроме газет). Основной единицей учета объема фонда газет является годовой или полугодовой комплект (подшивка).

В библиотеках применяются два вида учета — суммарный и индивидуальный.

Суммарный (количественный) учет устанавливает точные сведения о составе и величине фонда, обо всех происходящих в нем изменениях. Форма учета: «Книга учета библиотечного фонда».

Индивидуальный учет — регистрация каждого отдельного экземпляра издания, поступившего в фонд или выбывшего из него. Каждому поступающему в фонд ЦБС изданию присваивается единый инвентарный номер, независимо от числа экземпляров и времени их поступления.

Инвентарные номера не присваиваются журналам и газетам.

Учет журналов и газет ведется каждым структурным подразделением ( филиалом) на основании регистрационных карточек.

^ Учет изданий, принятых взамен утерянных, ведется в специальной тетради учета сведений об утерянных и принятых взамен изданиях. Подразделения ЦБС в установленные отделом комплектования и обработки сроки составляют акт об исключении утерянных изданий и акт о поступлении принятых изданий. Акты на утерянную и принятую литературу направляются в отдел комплектования и обработки. Дальнейший учет этих изданий производится обычным порядком.

Библиотекарь вправе потребовать от читателя, взамен утерянного идентичное издание или равноценное.

^ Исключение литературы. Библиотека-филиал не предназначена для вечного хранения документов. Практически все скомплектованное ею, за малым исключением, по мере уменьшения спроса, потери актуальности, физического износа должно исключаться из фонда для того, чтобы уступить место более актуальной литературе.

По причине «Морально устарели» исключаются из фондов массовых библиотек издания, полностью утратившие свою информативность и актуальность в политическом, научном и производственном отношениях или в связи с выходом аналогичных произведений, освещающих вопрос более полно и точно, в свете современных научных знаний, в форме, соответствующей современным требованиям.

По причине ветхости, наступившей вследствие воздействия одного из перечисленных ниже факторов, документы исключаются из библиотечных фондов в следующих случаях:

естественное старение полиграфических материалов; физическая изношенность изданий в результате использования читателями (книговыдачи); порча в результате стихийного бедствия.

Ветхими считаются документы, пришедшие в непригодное для использования состояние и, не поддающиеся реставрации, или когда восстановление их экономически нецелесообразно.

Учет изданий, выбывающих из фонда, производится на основе актов, которые оформляются в структурном подразделении или филиале. Затем акты направляют в отдел комплектования и обработки, где на основании их исключают издания из единого фонда ЦБС.

^ Расстановка фонда — порядок размещения документов на стеллажах.

Расстановка фонда должна быть понятной, способствовать рациональному использованию полезной площади библиотеки, приближать к месту выдачи наиболее важные части фонда, создавать условия для правильного хранения фонда, обеспечивающие сохранность.

^ Виды расстановки: систематическая (расположение изданий по отраслям знания); тематическая (расположение изданий в пределах той или иной темы различных отраслей знания).

Выбор того или иного вида расстановки зависит от условий обслуживания читателей.

Открытый доступ дает возможность читателям осуществлять непосредственный поиск и выбор произведений печати и других документов в фонде библиотеки. На открытом доступе выставляется большая часть фонда.

Для читателей обязательно должны быть открыты фонды справочной литературы (энциклопедии, словари, справочники). Открытый доступ к фондам не распространяется на малоспрашиваемые и многоэкземплярные издания (на полках открытого доступа выставляется не более трех экземпляров одного названия).

Книги и брошюры расставляются в систематическо-алфавитном порядке в соответствии с полочными индексами. Систематическо-алфавитная расстановка может сочетаться с тематической расстановкой и внутриполочными выставками.

Внутри каждого деления книги и брошюры располагают в алфавите авторов и заглавий. Произведения одного автора расставляются в следующем порядке: полные собрания сочинений; собрания сочинений; сочинения; избранные произведения; сборники; отдельные произведения.

Общее направление расстановки книг на стеллажах — сверху вниз и слева направо. Журналы и газеты подшивают в подшивки и расставляют отдельно от книг.

Организация фондов детской литературы определяется принципом дифференцированного обслуживания читателей разных возрастных групп.

Расстановка книг для детей производится в соответствии с таблицами ББК для детских библиотек. Литература для дошкольников и учащихся 1-х классов расставляется в общем алфавите в соответствии с условным обозначением «Д», которое проставляется над авторским знаком. Систематическо-алфавитная расстановка детской литературы применяется в сочетании с тематическими и жанровыми выставками.

В библиотеках обслуживающих и взрослых и детей, фонд детской литературы должен быть выделен на отдельные стеллажи.

На торцевой части каждого или группы стеллажей должны быть указатели с наименованием отдела согласно полочным индексам.

Библиотекарь должен постоянно проверять правильность расстановки фонда в часы для внутренней работы и в санитарные дни.

Одно из основных требований к размещению фонда в условиях открытого доступа — правильная расстановка стеллажей, которые располагаются таким образом, чтобы с рабочего места библиотекаря просматривались проходы между ними. Какую долю фонда, и какие именно документы следует выставлять для открытого доступа, библиотекарь вправе решать сам, исходя из величины фонда и помещений библиотеки.

Ценную в том или ином отношении литературу — ходовую, дорогую, малоэкземплярную —выставляйте напоказ, но возле своего рабочего места. Пусть читатель видит эти книги и не думает, что самое лучшее от него спрятано. Не выставляйте больше 1-2-х экземпляров каждого названия, иначе читатель решит: раз одинаковых книг много, значит их никто не читает, и, следовательно, они не интересны.

На открытом доступе держите только опрятные, целостные документы. Пусть они имеют подержанный вид, — это лишь дополнит интерес к ним, но если они повреждены, это явно приучает читателей не уважать библиотечную книгу, а с ней и библиотекаря, которому, как думает читатель, безразлично — все ли страницы имеет выдаваемая книга.

В тех библиотеках, где помещение не позволяет организовать открытый доступ ко всему фонду, открывают отделы, представляющие наибольший интерес для основного контингента читателей данной библиотеки или устраивают развернутые выставки на ту или иную тему.

Проверьте правильность расстановки своего книжного фонда, согласно имеющимся разделителям.

^ Как сохранить библиотечные фонды?

Гарантией сохранности фонда является сознательное отношение к библиотечному документу как к общественному достоянию, выполнение читателями правил пользования библиотекой, умения, навыки и привычки бережно обращаться с документом. Все это обязан привить читателю библиотекарь.

Разъяснительная работа начинается с момента записи читателя в библиотеку. Это, прежде всего знакомство с «Правилами пользования библиотекой».

Переступая порог библиотеки, абонент вступает с ней в юридические отношения, наиболее важную часть которых составляют его обязательства по отношению к библиотечному фонду. Подписью в читательском формуляре пользователь удостоверяет, что он знает и обязуется выполнять библиотечные правила. Кроме того, подписью он же удостоверяет взятые документы на дом. Следовательно, его подпись — не пустая формальность, она налагает на него правовую ответственность. При записи в библиотеку необходимо предупредить читателя о необходимости сдавать книги в обусловленный срок, сообщать о перемене адреса, а также о длительном отсутствии (командировка, отпуск и т. д.). Также целесообразно выяснить, не был ли он записан ранее и не числится ли за ним источники информации взятые раньше.

Библиотекарь должен сообщить читателям, что для выноса за пределы библиотеки не выдаются наиболее ценные и редкие книги, энциклопедии, справочники, словари, издания повышенного спроса.

Детей записывать в библиотеку нужно под ответственность родителей. Все ограничения такого рода обуславливаются в «Правилах пользования библиотекой». Подробное ознакомление с правилами столь важно потому, что именно неосведомленность — самый распространенный источник их нарушения.

Разъяснительная работа среди читателей сложна и кропотлива, но действенной она будет лишь в том случае, если она ведется настойчиво, систематически, а не от случая к случаю. Очень подходят для этого экскурсии по библиотеке.

Большое воспитательное воздействие имеют плакаты, памятки, закладки, текст на которых поясняет, почему необходимо беречь источники информации, раскрывает правила пользования произведениями печати, доводит до сведения читателей меры ответственности за порчу, утрату, несвоевременный возврат или хищение документов. Текст на ней должен быть кратким.

Вот примеры закладок: « Не следует загибать страницы, пользуйтесь закладкой».

«Возвращайте библиотечную книгу в том же виде, в каком ее взяли, и в срок — ее ждут другие читатели».

Кафедра выдачи (рабочее место библиотекаря) должна быть расположена так, чтобы посетитель не мог миновать его бесконтрольно. Под наблюдением библиотекаря должны быть и каталожные шкафы. Библиотекарь обязан при приеме возвращенных документов убедиться в их целостности и комплектности. Нередки случаи, когда вместо присвоенных книг читатели возвращают равноценные издания, украденные из других библиотек. При приемке книг убедитесь, что на ее листах отсутствуют подчеркивания, пометки.

^ Как организовать обслуживание читателей?

Библиотечное обслуживание — совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Централизованная библиотечная система предоставляет всем читателям право выбора и получения изданий из единого фонда системы через центральную библиотеку или любую удобную для них библиотеку-филиал, библиотечный пункт; пользования единым справочно-библиографическим аппаратом, информационно-библиографическим обслуживанием, заказа книг по межбиблиотечному абонементу, участия в проводимых библиотекой массовых мероприятиях.

Порядок обслуживания читателей в библиотеках, их права и обязанности регламентируются «Правилами пользования библиотекой», с которыми при записи должен быть ознакомлен каждый читатель.

^ Организация и техника работы библиотеки с читателям

Библиотеки осуществляет выдачу изданий читателям на дом на определенный срок. Срок пользования библиотечными изданиями определяется «Правилами пользования библиотекой».

Работа в библиотеке-филиале строится на основе общего обслуживания, где читатели ( взрослые, дети) получают литературу на одной кафедре выдачи.

Все издания, выдаваемые читателям на дом, записываются в формуляре, при этом указывается: дата выдачи, инвентарный номер, классификационный индекс, автор и заглавие. Читатели расписываются в получении изданий за каждый документ (за исключением младших школьников).

Формуляры взрослых читателей расставляются по срокам возврата, а в пределах срока по читательским номерам; формуляры читателей-детей расставляются по школам и классам, а внутри — по алфавиту фамилий. Формуляры читателей, которые сдали все книги и не взяли новых, расставляются отдельно, в порядке алфавита.

На дом выдаются читателю издания (в том числе книги, журналы, ноты, пластинки, диафильмы и др.) в соответствии с «Правилами пользования библиотекой». (читателям книги выдаются сроком на 1 месяц, книги повышенного спроса — на 10 -15 дней.)

Срок пользования изданиями по просьбе читателя (лично или по телефону) может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей.

При возвращении издания библиотекарь обязан в присутствии читателя зачеркнуть его распись в читательском формуляре и поставить свою роспись.

В библиотеках, не имеющих обособленного читального зала, устанавливаются столы для работы в помещении библиотеки. В таком случае запись выданных изданий в формуляры читателей заносится как обычно, а после окончания работы с ними погашается..

^ Внестационарное обслуживание:

Внестационарное обслуживание читателей имеет своей целью приблизить библиотечную книгу к месту жительства или работы читателей.

Библиотечные пункты организуют на предприятиях и в учреждениях, в населенных пунктах и микрорайонах, не имеющих стационарных библиотек.

Библиотечные пункты комплектуются из фонда библиотеки.

Организация выделяет комнату для библиотечного пункта, в которой в определённые дни проводится обмен библиотечных изданий. На каждый библиотечный пункт заводится тетрадь учета книг переданных на пункт. Сведения об общем числе выданных и возвращенных книг отмечаются в соответствующих графах тетради. Фонд библиотечных пунктов периодически обновляется по частям или полностью по мере использования изданий читателями.

Выдача книг читателям осуществляется как и в библиотеке. Учёт читателей, книговидачи, посещений производится в 5 части Дневника работы библиотеки.

Познакомьтесь с учетными документами библиотечных пунктов своей библиотеки (если они есть).

^ Межбиблиотечный абонемент — библиотечный абонемент, основанный на взаимном использовании фондов библиотек страны на основе установленных правил.

Система МБА обеспечивает предоставление произведений печати и других материалов, отсутствующих в фонде данной библиотеки из других фондов.

Книгоношество - доставка библиотечных книг читателям непосредственно на дом или на место работы. С помощью книгоношества обслуживают читателей в мелких населенных пунктах, в организациях и учреждениях, а также читателей на дому, если по состоянию здоровья или другим причинам они не могут посещать стационарную библиотеку.

Определите круг читателей, которым необходимо доставлять книги на дом.

^ Особенности обслуживания читателей-детей

Читатели - дети и подростки (дошкольники и учащиеся по 9 класс общеобразовательной школы включительно). Их библиотечное обслуживание дифференцировано в зависимости от возраста читателей: читатели младшего школьного возраста (учащихся 1-4-х классов и дошкольников) и читатели среднего школьного возраста (учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы).

У читателей 7 лет — первый период школьного детства — наблюдается противоречие: несовершенная техника чтения и относительно высокие возможности восприятия и понимания литературных произведений. Период, когда ребенок от слушания книги переходят к самостоятельному чтению,- самый трудный в читательском развитии детей.

Читатели 8-9 лет — учащиеся 2-3-х классов. Этот период психологи называют «порой первоначального накопления». Познавательные запросы детей широки и неустойчивы. Особый интерес вызывают происхождение в устройство окружающих ребенка вещей и предметов, мир растений и животных. Так же как и дошкольникам, младшим школьникам свойствен общий тип отношения к литературным произведениям, который характеризуется как наивное эмоционально-эстетическое отношение к книге.

Дети 10-11 лет (учащиеся 4-5-х классов) — сложный тип читателей. Этот возраст характеризуется бурно развивающейся познавательной и общественной активностью, появлением личностных интересов, возрастанием интереса к аудиовизуальным каналам массовой информации, эмоциональной и интеллектуальной готовностью овладеть навыками чтения научно-познавательной литературы. Отношение к художественной книге наивно-реалистическое.

Школьники 12 и 13 лет (учащиеся 5-6-х классов) принадлежат к четко выраженному подростковому типу читателей. Это — самые активные читатели с наиболее широкими устойчивыми запросами. Познавательные интересы довольно широкие, особенно волнуют нравственные вопросы: счастье, дружба, любовь; интересуют новые открытия, изобретения, техника, моделирование, конструирование.

Школьники 14-15 лет (учащиеся 7-9-х классов): резко возрастает социальная, гражданская активность подростка. Это — возраст поиска нравственного идеала. Ослабляется роль чтения в жизни школьников, сужается диапазон читательских запросов; отчетливее, чем в предыдущие периоды, проявляются индивидуальные различия в отношении к чтению.

С учетом вышеперечисленных особенностей должно строиться ваше общение с детьми, массовая работа и справочно-библиографическое обслуживание.

С чего начать рабочий день?

Подготовка библиотекаря к выдаче книг: подготовка рабочего места, подготовка к обслуживанию читателей, библиотечный просмотр литературы.

Подготовка рабочего места предусматривает беглый просмотр фонда в целях оперативного выявления и устранения ошибок в его расстановке; просмотр и обновление выставок; подготовку документации (заполнение «Дневников библиотеки», расстановку читательских формуляров).

Подготовка к обслуживанию читателей начинается с просмотра поступивших периодических изданий, организуются выставки, подготавливаются библиографические обзоры, материалы к беседам и другим мероприятиям. Подбирается литература по предварительным заявкам читателей, анализируются читательские формуляры, проводится работа с читателями-должниками.

Библиотечный просмотр литературы - ознакомление с книгами, чтобы получить общее представление о содержании книги, ее читательском назначении.

Как записать читателя в библиотеку?

Читатель библиотеки — лицо, пользующееся библиотекой на основании официальной записи в установленных документах.

При записи в библиотеку посетитель предъявляет паспорт. Читатели, не достигшие 16 лет, записываются в библиотеку по письменной просьбе родителей.

Лица, временно проживающие в данном населенном пункте, записываются в библиотеку, как правило, без права выдачи литературы на дом( работают с необходимыми документами в библиотеке). В отдельных случаях библиотека может выдавать этим читателям книги на дом под залог, превышающий сумму стоимости книги не менее чем в 1,5 раза, и, взяв плату за запись (См.«Правила пользования централизованной библиотечной системой»).

На каждого читателя заполняется формуляр читателя. Формуляр содержит сведения о читателе и выданных изданиях и служит учетным документом выдачи литературы и анализа чтения.

На формуляре указывается порядковый номер читателя, который сохраняется за читателем до конца года. В тех случаях, когда читатель берет книги для членов своей семьи, на каждого из них заполняется формуляр читателя, на обороте которого член семьи указывает: «Поручаю брать книги (такому-то). Дата. Подпись».

При записи читателя в библиотеку библиотекарь проводят с ним индивидуальную беседу, в ходе которой, помимо данных для заполнения читательского формуляра, выявляют его читательские интересы. Также библиотекарь должен провести экскурсию по библиотеке, в ходе которой он знакомит читателя с «Правилами пользования библиотекой».

Формуляр читателя рассчитан на использование в течение пяти лет. По мере заполнения вкладыш заменяется или дополняется новым, что позволяет наблюдать чтение отдельных категорий читателей в течение ряда лет. Использованные формуляры хранятся в библиотеке, не менее 3-х лет..

Число читателей определяется по количеству читательских формуляров.

^ Ежегодно с 1 января производится перерегистрация читателей. При перерегистрации уточняются анкетные сведения о читателе, вносятся изменения.

Отдельно напишете №№ от 1 до 500 -1000 и т.д.,( по числу плана по читателям и чуть больше) которые будете присваивать читателям по мере регистрации. При перерегистрации на формуляре проставляются новый номер и дата перерегистрации.

Проверьте правильность заполнения читательских формуляров, имеющихся в библиотеке.

Как оформить книговыдачу?

Показатель выдачи характеризует активность использования библиотечного фонда читателями, эффективность массовой работы, проводимой библиотекой, объем и эффективность труда работников.

Книговыдача на абонементе фиксируется в читательском формуляре.

В читательском формуляре библиотекарь делает записи обо всех посещениях библиотеки читателем.

Библиотекарь обязательно ставит в формуляре свою роспись при возврате книг читателем.

Первичный учет книговыдачи осуществляется в «Дневнике библиотеки».

Единицей учета выдачи является каждый отдельный экземпляр. Учет проводится по числу выданных экземпляров, зарегистрированных в формуляре читателя .

Учет выдачи изданий, объединенных или сохраняющихся в папках, комплектах, подшивках, производится по числу экземпляров, полученных читателем в соответствии с их запросами. Т.о. выдача, учитываемая в экземплярах, должна быть идентична (за исключением газет) единицам учета фонда.

Выдача журналов объединенных в подшивку, учитывается в читательских формулярах по числу №№ или выпусков, полученных по его запросу.

Выдача газет учитывается в читательских формулярах по числу экземпляров или подшивок, выданных по запросу.

Например: читатель запросил 2 номера газеты, несмотря на то, что ему выдали одну месячную подшивку газеты, выдача будет равна 2 экземплярам.

если читатель запросил одну подшивку газеты, то, несмотря на то, что он просмотрел несколько номеров, выдача будет равна одному экземпляру.

Выдача изоизданий (плакатов, репродукций, открыток, фотоматериалов), объединенных общей папкой или обложкой, учитывается в формулярах по числу папок или обложек.

Продление срока пользования выданными изданиями считается новой книговыдачей.

Как бороться с задолженностью читателей?

Задолжником считается тот, кто не вернул взятый в библиотеке источник информации в установленный срок. Библиотека систематически следит за своевременным возвращением книг и принимает меры к возврату задержанных долее предусмотренного «Правилами пользования библиотекой» срока.

Для эффективной борьбы с задолженностью надо знать ее причины. Иногда в ней бывает повинен библиотекарь: забывает проставить срок возврата; напоминает не сразу по истечении срока, а через три месяца, а то и полгода; выдает документов больше, чем положено, так что за определенный правилами срок освоить их невозможно.

При выяснении причин невозврата поступайте соответственно обстоятельствам: пользователя, стыдящегося своего проступка, искренне раскаивающегося, — простите.

С задолженностью нужно бороться повседневно, упорно и терпеливо, и не только потому, что задерживаемые документы нужны другим читателям. Важно, чтобы читатель не привык к отсутствию строгости при соблюдении сроков, и перевоспитывать его в этом отношении намного труднее, чем сразу приучить к порядку.

Каждому из задолжников в течение 10 дней посылают напоминание, либо звонят по телефону, либо посещают лично, вежливо прося вернуть в библиотеку материалы, т. к. cpoк пользования ими истек.

Не откликнувшимся на напоминание через 7-10 дней посылайте предупреждение о том, что в случае невозврата документа библиотека будет вынуждена принять соответствующие меры.

Сведения о напоминаниях регистрируйте в читательском формуляре. Практика свидетельствует, что обращение библиотекарей по месту работы злостного задолжника — эффективная мера воздействия.

Вернуть документы из библиотечного фонда, щадя при этом самолюбие нарушителей библиотечных правил, позволяет проведение «Дней возвращенной книги». В этот день библиотекарь обязуется не делать замечаний по поводу несвоевременного возврата, не выясняет причин.

Более того, благодарит за то, что пользователи откликнулись на библиотечное мероприятие.

Примерный текст оповещения:

«Уважаемые жители!

___________________________________ библиотека, расположенная по адресу ____________________, решила «____»____________» 20___ г. провести День возвращенной книги.

Если вы и ваши родственники, друзья по каким-либо причинам не смогли вернуть взятые у нас книги, журналы, или иные материалы, просим вас посетить библиотеку в этот день. Мы не потребуем у вас объяснения причин задолженности, не будем лишать права пользования библиотекой. Мы не будем напоминать о том, что библиотечный фонд — общественное достояние, что, задержав книгу у себя, вы лишили других возможности пообщаться с нею, что, наконец, при записи в библиотеку вы обещали возвращать книги в срок. Вместо всего этого мы будем признательны вам за то, что вы с пониманием отнеслись к нашему мероприятию. Если будет возможность, захватите также просроченные книги из нашей библиотеки, взятые другими лицами вашей семьи. Мы без замечаний примем все книги — лишь бы только она вернулась в свой родной дом».

За систематическое несвоевременное возвращение книг читатель может быть лишен права пользования библиотекой на срок, оговоренный в Правилах пользования библиотекой.

По читательским формулярам (их расставляют по срокам возврата) установите всех, кто не сдал в срок числящиеся за ним документы. Начните их обзванивать, а если телефона у них нет, пишите открытки, посетите на дому. Не забудьте зафиксировать поделанную работу в формулярах и дневнике.

^ Для чего нужен статистический учет в библиотеке?

Статистический учет в библиотеке — это регистрация, подсчет и количественная характеристика объема, состава и движения библиотечного фонда; числа и состава читателей и книговыдач; объема и состава массовой, библиографической и других видов библиотечной работы для изучения деятельности библиотек, обобщения результатов и последующего планирования развития библиотечного дела.

Различаются 3 вида учета — оперативный (или первичный), статистический и бухгалтерский, которые тесно связаны между собой.

В оперативный или (первичный) учет входит систематическая регистрация каждого процесса работы библиотеки тотчас по выполнению его: своевременное оформление документов на поступление и выбывшие книги, запись полученной литературы в книгу суммарного учета и инвентарную книгу, заполнение читательских формуляров и запись в них выданных книг, регулярное ведение «Дневника работы», который заполняется по установленным формам и правилам.

Статистический учет. В конце каждого дня, месяца, квартала и года подводятся количественные итоги о читателях, книговыдаче, посещениях, библиографических справках, массовых мероприятиях и т.д.

Цель статистического учета — установить точные данные о величине, составе и движении библиотечного фонда, числе и составе и книговыдаче, а также об объеме массовой, информационно-библиографической, а также о внестанционарных формах обслуживания. Все эти сведения получаются на основе оперативного учета в «Дневнике библиотеки».

В нашей ЦБС бухгалтерский учет осуществляется централизованной бухгалтерией отдела культуры района.

Для библиотек введены единые государственные формы учета и отчетности.

Каждая библиотека должна систематически вести учет своей работы по этим формам и своевременно представлять в вышестоящие органы, ведающие библиотеками. В условиях централизации - в ЦРБ ежемесячно до 5 числа (последующего месяца) предоставляются отчеты (статический и информационный о массовой работе).

Учет читателей. Основной документ для учета читателей, посещений и книговыдачи является формуляр читателя. Общее количество читателей выясняется путем подсчета читательских формуляров.

Ежегодно (с 1 января) в массовых библиотеках проводится перерегистрация читателей. Это нужно для того, чтобы установить точное число читателей, т.к. некоторые читатели по разным причинам могут перестать пользоваться библиотекой в течение предыдущего года. Единицей учета читателей является лицо, зафиксированное в формуляре читателя. Только этот документ является основанием для подсчета числа читателей.

Посещаемость - один из важнейших показателей, характеризующих не только объем работы библиотеки, но и читательскую активность. Единицей учета посещений является факт прихода читателя в библиотеку, зарегистрированный в формуляре читателя, для обмена изданий, возврата или продления срока пользования ими, чтения литературы в библиотеке, для получения библиографической справки, ознакомления с новыми поступлениями и выставками, а также для участия в массовых мероприятиях, проводимых библиотекой.

Как осуществлять учет выдачи изданий — смотри раздел «Как оформить книговыдачу?». Вопросы учета книжного фонда библиотеки обсуждались в главе «С чего начать?». О том, как вести учет справочно-библиографической и массовой работы будет рассказано далее в разделах «Как подготовить отчет о справочно-библиографической работе?» и «Как составить отчет о массовой работе?».

^ Как заполнить «Дневник библиотеки»?

Каждая библиотека-филиал в течение года ежедневно заполняет «Дневник работы библиотеки со взрослыми» и «Дневник работы библиотеки с детьми». Дневники являются основными учетными документами, где фиксируется вся робота библиотеки, причем работа с взрослыми читателями и читателями-детьми учитывается раздельно. Исправления и арифметические ошибки в дневниках не допускаются.

«Дневник библиотеки» состоит из 5 частей.

Часть 1. Учет состава читателей и посещаемости

В первой части дневника дается количественная и качественная характеристика читателей и посещаемости. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам.

Столбцы N 9, 10, 11, 16 необходимо обозначить самостоятельно. В столбце N 17 указывается общее количество посещений, а в столбце N 16 — в том числе посещения массовых мероприятий (эти сведения берутся из Части 3. Учет массовой работы).

Результаты работы за месяц суммируются и отмечаются в графе «Всего за месяц».

Данные графы «Всего за месяц» — это сумма граф «Состоит к началу месяца». и «Всего за месяц». Полученные данные переносятся на следующий месяц в графу «Состоит к началу месяца».

_____^ Часть 2. Учет выдачи книг, брошюр и журналов

В этой части дневника дается количественная и качественная характеристика книговыдачи. Она заполняется ежедневно по читательским формулярам. Столбцы N 11, 12 13 обозначаются самостоятельно или по рекомендации методиста.

Результаты работы за месяц суммируются и отмечаются в графе «Всего за месяц».

Данные графы «Всего за месяц» — это сумма граф «Состоит к началу месяца» и «Всего за месяц». Полученные данные переносятся на следующий месяц в графу «Состоит к началу месяца».

^ Часть 3. Учет массовой работ

Рекомендуем в этой части дневника раздельно учитывать книжные выставки и прочие массовые мероприятия. Для этого необходимо сделать соответствующие заголовки. Каждый раздел заполняется в хронологическом порядке.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие по дисциплине «оптимизация и моделирование телекоммуникационных систем»
Методическое пособие по дисциплине «Оптимизация и моделирование телекоммуникационных систем» для студентов факультета «Инфраструктура...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие
Методическое пособие по решению задач по теоретической электротехнике. Часть I / Под общей редакцией доц. А. В. Корощенко. – Донецк:...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconНаучно-методическое пособие удк 681. 3 Ббк 73 я 43 + 32. 973
Мониторинг новостей из Интернет: технология, система, сервис: научно-методическое пособие. – Киев. Инжинириг, 2007. – 40 с

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы"
Методическое пособие по курсу "Базы данных и информационные системы" / Т. И. Петрушина, Д. В. Коломиец; ону им. И. И. Мечникова,...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconУчебно-методическое пособие Краснодар
Учебно-методическое пособие "Системный подход в программировании и построении моделей приложений"

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие понятие и назначение коллективного договора. Содержание
В целях повышения квалификации специалистов юридических служб, уровня правовых знаний иных работников предприятий, учреждений, организаций...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconМетодическое пособие Выборочный метод в социологии Москва 2000
Настоящее методическое пособие является результатом серии семинаров по теме «Выборочное исследование в социологии», проведенной Социологическим...

Методическое пособие Васильевка, 2011 iconУчебно-методическое пособие казань
Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан гос...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<