Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока




Скачать 294.43 Kb.
НазваниеЗадачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока
страница1/3
Дата публикации28.04.2013
Размер294.43 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Модуль 3. Общение и конфликты

Урок 11
Что такое конфликты


Задачи урока

1. Объяснить, что такое конфликт.
2. Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.
3. Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта.

Содержание урока

1. Проблемная ситуация. Работа в группах: «Продолжи фразу: «Конфликт – это ...».
2. Обсуждение с классом предложенных определений и сравнение с определением конфликта в словаре.
3. Обсуждение эмоций и чувств, возникающих у конфликтующих.
4. Подведение итога урока: по каким признакам распознается конфликт.
5. Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг».

Информация для учителя

Урок начинается с игрового момента. Учитель говорит детям, что принес в класс «волшебную тарелочку», которая показывает разные картинки. Потом «замечает» в ней и показывает ребятам изображение двух девочек. Сообщает, что хочет познакомить своих учеников с двумя подругами – Олей и Леной. Предлагает внимательно посмотреть на лица девочек и сказать, что, по мнению ребят, с ними случилось. Далее учитель читает стихотворение А.Барто:

Поссорились

Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».

Дети отвечают на вопросы учителя:

– Из-за чего поссорились девочки? (Не поделили игрушку.) Как можно назвать эту ситуацию? (Ссора, конфликт.)
Далее учитель спрашивает, ссорились ли сами ребята когда-нибудь и по каким причинам. А можно ли было обойтись без ссор?
Педагог предлагает ребятам подумать и высказать свои предположения о том, как девочки могут помириться. После ответов детей зачитывает конец стихотворения:

Я с подружкой помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».

Учитель делает акцент на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину. После этого предлагается вопрос: «Как вы считаете: о чем пойдет сегодня речь на уроке?». Ученики формулируют тему урока.
Далее проводится групповая работа. Задание – составить определение: «Конфликт – это...». Затем ответы детей анализируются и дополняются информацией из словаря, разбирается определение слова конфликт. Учитель делает вывод, сообщая, что конфликт – это несогласие между двумя или несколькими людьми. (Можно на доску прикрепить плакат с определением слова конфликт.)
После этого следует перейти к обсуждению и анализу следующего вопроса – о тех эмоциях, которые возникают у людей в ситуации конфликта.
– Как вы считаете: чем опасна для здоровья человека конфликтная ситуация? (Сильными отрицательными эмоциями и переживаниями.)
Далее учитель предлагает ребятам в представленном на доске перечне отметить галочкой утверждения, с которыми согласны ученики. Речь идет о поведении людей в конфликтных ситуациях.

  • Спорят.

  • Доверяют друг другу.

  • Пытаются понять друг друга.

  • Помогают друг другу.

  • Кричат друг на друга.

  • Сотрудничают.

  • Подшучивают.

  • Внимательно слушают.

  • Подозревают друг друга.

  • Пытаются победить.

  • Прощают друг друга.

  • Лгут.

  • Улыбаются.

  • Дерутся.

  • Сердятся друг на друга.

Как правило, дети отмечают в перечне только те высказывания, которые относятся к проявлению отрицательных эмоций. Эта работа позволяет ученикам осознать ограниченность собственных представлений о конфликте. Обычно в конфликте видится лишь нежелательная, неприятная, даже ужасная ситуация, а не здоровая возможность роста и развития. Уяснение собственных предвзятых и стереотипных представлений о конфликте – первый шаг к правильному пониманию его сути.
Далее учитель предлагает проанализировать конфликтную ситуацию с различных позиций.

^ Как бы ты поступил?

Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только Игорь сказал, что он может сделать лучше. А когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
– Как поступил Игорь? Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.) Как бы вы поступили на месте Коли? Какие советы вы можете дать Игорю?
Ответы: играть надо дружно; не обижай товарища; не ссорься с товарищем; если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, научи – вместе будет интереснее; не завидуй; нужно уметь радоваться успехам других.
Если дети не смогут перечислить все эти правила, учитель сам их называет и объясняет значение каждого из них, раскрывая нравственную сущность того или другого поступка.
Урок завершается чтением рассказа Ю.Ермолаева «Лучший друг».

^ Лучший друг

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

^ Домашнее задание: ответьте на вопрос: «По каким признакам мы распознаем конфликт?».

Урок 12
Почему возникают конфликты?


Задачи урока

1. Сообщить основные признаки конфликта.
2. Научить различать конфликты и ситуации, которые конфликтом не являются.
3. Учить определять причины возникновения конфликта.
4. Объяснить, на какие группы делятся конфликты.
5. Уметь определять и объяснять основные источники конфликта.

Содержание урока

1. Работа в группах: повторение определения «Конфликт – это...».
2. Разбор ключевых понятий, связанных с конфликтом.
3. Обсуждение в ходе групповой работы шести причин возникновения конфликта. Составление плаката.
4. Анализ конфликтных ситуаций и соотнесение их с причинами возникновения конфликта.
5. Игра «Нападающий и защищающийся».
6. Чтение сказки «Ежики».

Информация для учителя

Урок начинается с работы в группах. Учитель просит детей подумать и еще раз предложить свои соображения на тему «Конфликт – это...».
После общего обсуждения можно особо выделить утверждения, наиболее соответствующие уже знакомому учащимся определению конфликта.
Далее учитель спрашивает, можно ли в конфликте, кроме отрицательных сторон, увидеть и что-то положительное.
В высказываниях детей приводятся как положительные, так и отрицательные стороны и результаты конфликтов. Например: «Конфликт – это то, в чем люди участвуют каждый день»; «Во время конфликта люди дерутся, ссорятся, обижают друг друга, но также и добиваются того, чего хотят»; «Не всегда конфликт – это плохо. Иногда нужно отстоять свою правоту». Затем повторяется основное определение конфликта.
Далее проводится работа по формированию у детей умения определять, какая же ситуация является конфликтной (исходя из определения конфликта). Нужно обратить внимание ребят на тот факт, что все люди разные. Они различаются по полу, возрасту, у них разные ценности, интересы, они по-разному ведут себя. Поэтому и в отношениях между людьми возникает множество самых разных ситуаций, в том числе конфликтных.
На следующем этапе урока учитель предлагает в ходе групповой работы рассмотреть шесть конфликтных ситуаций и определить причины их возникновения.

1. Брат и сестра кричат друг на друга: оба проголодались, устали, а у них осталось одно, последнее пирожное или последний глоток лимонада, и каждый хочет взять это себе.
^ Причина первая: стремление удовлетворить основные потребности – в еде, воде, воздухе.
2. Два мальчика поссорились: один считает, что можно без спроса взять у друга ручку, второй утверждает, что сначала надо получить разрешение.
Причина вторая: различие в ценностях.
3. Две подруги поспорили из-за цвета платья: одна считает, что оно зеленое, другая – что голубое.
Причина третья: различие в восприятии.
4. Два товарища не сошлись во мнении, куда пойти: в кино или поиграть в футбол.
Причина четвертая: различие интересов.
5. Мама и дочь поссорились из-за того, что мама не купила дочери новое платье.
Причина пятая: нехватка ресурсов – денег.
6. Мама и папа ругаются. Мама обвиняет папу, что он безответственный, потому что забыл купить для больной мамы лекарство.
^ Причина шестая: неудовлетворенность психологических потребностей –уверенности в своих близких, их заботе, ответственном отношении к себе, наконец, своей значимости.

Беседа учителя:

– Говорят, что в мире больше конфликтов, чем в пустыне песчинок... Однако корни множества конфликтов, в которых мы участвуем, связаны с теми же шестью главными источниками. (Повторить причины возникновения конфликтов.) Обнаружение и анализ корней конфликта помогает найти способ справиться с ним. Например, если источник конфликта – различие ценностей, его участники могут попытаться отнестись к взглядам друг друга с уважением и пониманием. Если конфликт вырастает из различия восприятия, людям стоит постараться уточнить свои представления, сверить имеющуюся информацию и таким образом исправить недоразумение. Если же корни конфликта лежат в различии интересов, следует попытаться объяснить друг другу свои интересы и найти взаимоприемлемое решение.
Далее рассматриваются и соотносятся следующие ключевые понятия: общественный конфликт, семейный конфликт, конфликт между сверстниками, школьный конфликт, источники конфликта.
В завершение урока детям предлагается игра «Нападающий и защищающийся».

^ Нападающий и защищающийся

Цель: помочь участникам лучше представить, как каждый будет вести себя в ситуации конфликта, и получить опыт активного утверждения своей точки зрения.
В игре два участника – один нападает, другой защищается. Нападающий в грубой форме критикует, поучает, подавляет партнера. Защищающийся все время ищет себе оправдания, пытается слабо возражать, хнычет как можно жалобнее. Затем они меняются ролями.
По окончании игры ребята делятся впечатлениями, как они чувствовали себя в каждой из ролей.
В заключение урока можно прочитать детям сказку «Ежики» (из кн.: И.В. Стишенок. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб., 2006).

Ежики

В большом лесу жила семья ежиков. Веселые и озорные дети: Чарли, Колючка и маленькая Кнопочка – очень любили баловаться и подшучивать друг над другом. Но больше всего на свете им нравилось спорить: у кого самые длинные иголочки, у кого – самые густые, а у кого...
В общем, их споры были долгими, шумными и... весьма опасными.
«Почему опасными?» – спросите вы. Да потому, что очень часто они заканчивались дракой.
– Колючка! – гневно восклицал Чарли в конце каждого спора, видя, что все его доводы не убеждают сестру. – Ты должна слушаться меня, ведь я твой старший брат!
– И не подумаю! – гордо отвечала Колючка. – А будешь приставать – узнаешь, какие у меня острые иголки!
– А ты узнаешь, какие у меня! – с вызовом говорил Чарли и подходил к сестре поближе.
Слово за слово, и ежики вдруг замечали, что дерутся в полную силу, а рядом стоит и ревет маленькая Кнопочка, почему-то вся израненная.
Только тогда они останавливались и растерянно смотрели друг на друга.
Вид у каждого был плачевный: кожа поцарапана, иголки сломаны, а некоторые и вовсе оторваны.
В жалком состоянии, побитые, но непреклонные, ежата расходились по разным уголкам своей норки и молча залечивали раны. И хотя все тело у каждого болело, ежики продолжали гордиться собой: ведь ни один из них не уступил другому в споре и с честью мог бы носить звание «Упрямый ежик – колючая иголка».

^ Домашнее задание: самостоятельно проанализируйте содержание сказки и придумайте для нее другой конец.

Урок 13
Кто может стать участником конфликта


Задачи урока

1. Учить пониманию, какое поведение людей приводит к конфликтам.
2. Обратить внимание детей, что причины конфликтов сходны, но следствия их могут по-разному проявляться в разных ситуациях и с разными участниками.

Содержание урока

1. Анализ нескольких ситуаций, среди которых необходимо найти ситуацию конфликта.
2. Повторение определения понятия «конфликт».
3. Работа в парах: «Какое поведение может привести к конфликту?».
4. Анализ причин возникновения конфликта.
5. Составление схемы (кластера) «Кто может быть участником конфликта?» и его обсуждение.

Информация для учителя

В начале урока учащимся предлагается проанализировать следующие ситуации и определить, какая из них является ситуацией конфликта.

1. Андрей, Ира и Саша часто шепчутся на уроке и пишут друг другу записки. Однажды учитель так рассердился на ребят, что выгнал их из класса. Да еще в наказание велел им целый месяц убирать класс.
2. Катя и Света – подруги. На прошлой неделе они писали контрольную работу по истории и получили хорошие оценки, но у Светы оценка на балл выше. Катя думает, что Света получила пятерку потому, что она – «любимчик» у учителя, а Света говорит, что она много занималась и честно заслужила оценку. Девочки обижаются и кричат друг на друга.
В ходе анализа ситуаций ученики находят ту из них, которая является конфликтной, и приводят доказательства. Учитель напоминает, что основной смысл конфликта – несогласие.
На следующем этапе урока проводится работа в парах. На листе бумаги каждая пара должна написать несколько фраз на тему «Какое наше поведение может привести к конфликту?». После работы учитель выслушивает всех, не повторяя сказанное.
Далее детям предлагается вспомнить шесть причин возникновения конфликта:

  • неудовлетворенность основных потребностей (в еде, воде, воздухе);

  • различия в ценностях;

  • различия в восприятии;

  • различие интересов;

  • нехватка ресурсов;

  • неудовлетворенность психологических потребностей.

Учитель предлагает ребятам вспомнить и проанализировать какой-нибудь недавно пережитый ими самими конфликт, определить причину его возникновения, а также особо отметить, каким было поведение его участников. (Покраснел, сжал кулаки, закричал, заплакал, ударил, оскорбил и т.д.)
Занятие продолжает коллективное составление на доске схемы (кластера) «Участники конфликта». Кластер составляется поэтапно в ходе общей работы класса.
После составления кластера учитель предлагает детям разделиться на шесть групп и определить, что является источником конфликта в той или иной ситуации. Объясняется, что это могут быть какие-то требования со стороны родителей или старших либо стремление школьников выбирать свою тактику поведения, которая противоречит мнению родителей или других взрослых. («Родители велели нам приходить домой не позже
определенного времени», «Мы одеваемся так, чтобы походить на рок-звезду».)
Группы анализируют предложенные ситуации.
Необходимо отметить, что в действительности самые разные люди тем или иным способом указывают нам, как вести себя и что ценить в жизни. Иногда эти указания вступают в противоречие друг с другом. На уроке предлагается разобраться, каким образом осуществляется это противоречивое воздействие и кто в том или ином случае может быть участником конфликта.
В заключение учитель поясняет, что большинство людей к конфликту относятся отрицательно, так как он вызывает неприятные эмоции. Когда мы думаем о конфликте, то думаем о связанных с ним чувствах – гневе, разочаровании и др. Кроме того, на наши представления о конфликте влияет общество. На протяжении всей нашей жизни окружающие тем или иным образом воздействуют на наше восприятие себя и мира. На основании этого строится система ценностей, принципов и убеждений, которая определяет поведение человека, в том числе и в конфликтных ситуациях.
Учитель просит учащихся вспомнить пословицы и поговорки, отражающие веками сложившиеся представления о том, как решать конфликтные схватки.
Можно привести примеры: «Око за око, зуб за зуб», «Как аукнется, так и откликнется». Как эти выражения предлагают разрешать конфликты? (Дети отвечают.)
Можно придумать сценку. Например, «Око за око, зуб за зуб»: две девочки кричат друг на друга, не желая идти на уступки.

^ Домашнее задание: придумайте и проанализируйте конфликтные ситуации, используя составленный кластер.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconКонфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconПлан. I. Природа конфликта в организации. 1 Что такое конфликт
Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconЗадачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть...
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока icon«И вечный бой, покой нам только снится» Александр Блок
Как уйти от конфликта? Что такое конфликт? Почему же он так часто бывает в нашей жизни? На эти и другие вопросы я постараюсь дать...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная...
Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Победа искренних человеческих отношений над богатствами Снежной королевы. Конфликт...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconА. И. Година в основе выделения субкультуры из общей культуры лежит...
Целью данной статьи является рассмотрение конфликта, способов его решения и путей взаимодействия субкультуры индеанистов с общей...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconВозникновения великого государства представляет чрезвычайный интерес
По времени конституционный конфликт продолжался всего 6 лет – с 1860по 1866г., но наиболее остро конфликт чувствовался в тот период,...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока icon14 Конфликт в коллективе
Конфликт сопряжен с острыми эмоциональными переживаниями. Избежать их невозможно, значит нужно ими управлять. Трудовым кодексом определен...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconТема урока: Семейный бюджет. Бюджет школьника Продолжительность урока: 2 часа. Цель урока
Цель урока: рассмотреть стратегии увеличения доходной части и сокращения расходной части семейного бюджета; понимать, что такое номинальный...

Задачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции обычно сопровождают конфликт.  Рассказать, какое поведение позволяет избежать конфликта. Содержание урока iconУрок для средней группы возраст 9 10 лет Тема урока : масленица (комбинированный урок)
Задачи урока: рассказать учащимся о значении сплошной сырной недели (масленицы) перед Великим постом

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<