Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы




Скачать 182.88 Kb.
НазваниеОбучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы
Дата публикации30.04.2013
Размер182.88 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы


УДК 001.817

 2005

Ашеров А.Т., Сажко Г.И., Сабадаш В.В.
ОБУЧЕНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА – ПЕДАГОГА
Постановка проблемы. Эргономическая экспертиза – это определение соответствия достигнутых значений показателей качества системы “человек – техника – среда” (СЧТС) или её компонентов общим и частным эргономическим требованиям [1]. До недавнего времени основными объектами эргономических экспертиз были системы военного назначения. В настоящее время приоритеты эргономики изменились, и объектами эргономических экспертиз становятся производственные СЧТС, в которых всё чаще и чаще происходят аварии, несчастные случаи и другие происшествия с тяжёлыми экономическими последствиями и человеческими жертвами.

Учебный план подготовки будущих инженеров - педагогов специальности «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении» предусматривает в том числе и специальную подготовку в области охраны труда и безопасной жизнедеятельности. Актуальность этой подготовки не вызывает сомнений и подкрепляется следующими фактами. Несмотря на общегосударственные мероприятия, уровень травматизма в общественном производстве Украины на протяжении последних лет довольно высокий. В 2004г. в Украине травмировано 22691 человек, погибло 1164 работников. Растёт количество судебных дел, связанных с нарушениями правил безопасной жизнедеятельности и охраны труда. Законодательством Украины предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или других правил охраны труда, если эти нарушения привели к опасной ситуации для жизни или здоровья граждан. При этом следует отметить, что одним из специфических пользователей законодательства по охране труда являются подразделения научно-исследовательских институтов судебных экспертиз и правоохранительные органы при расследовании, анализе и судебной оценке событий, связанных с несчастными случаями и авариями.

Особое место в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Украины занимает судебно-техническая экспертиза по исследованию причин и последствий нарушений требований безопасной жизнедеятельности и охраны труда. Судебно-техническая экспертиза - это исследования экспертом на основе специальных знаний (в т.ч. эргономических), материальных объектов, явлений, процессов, которые содержат информацию об обстоятельствах дела, находящегося в расследовании органов дознания, предварительного следствия или суда. При расследовании дел по фактам нарушений требований охраны труда органам следствия необходимо установить непосредственную причину наступления события, то есть обнаружить причинно-следственную связь конкретных причин, условий и действий (бездействий) должностных лиц или исполнителей, которые привели к наступлению несчастного случая или аварии [2].

В соответствии с требованиями положения [3] установлено свыше 20 видов событий, которые приводят к наступлению несчастных случаев: это дорожно-транспортное происшествие; падение пострадавшего с высоты; падение, обрушение, обвал предметов, материалов, породы, грунта; поражение электротоком; действие вредных веществ и прочие. Однако этим положением [3] не предусмотрены события, связанные с нарушением эргономических требований безопасности. Следует заметить, что в определённых случаях необходимыми условиями возникновения события несчастного случая или аварии могут быть несколько причин. Среди этих причин всё чаще и чаще фигурируют причины, связанные с неудовлетворительным эргономическим обеспечением технологических процессов, оборудования, приспособлений, инструмента. Подтверждением этого факта могут быть статистические данные Харьковского НИИ судебных экспертиз им. Н.С. Бокариуса Минюста Украины. Одним из направлений института является выполнение по заданиям правоохранительных органов и суда судебно – технических экспертиз несчастных случаев в производственных человеко – машинных системах. Ниже приводится информация о деятельности института за последние 7 лет (1998 – 2004 г.г.). Всего за 7 лет было проведено исследование 238 событий несчастных случаев, из них – 159 исследований (67%), связанных с несчастными случаями на производстве. Анализ заключений судебно – технических экспертиз, хранящихся в архиве НИИ, показал, что из 159 вышеназванных экспертиз 42 экспертизы (26,4%) были посвящены анализу несчастных случаев (н.с.) в системах, которые по наличию квалификационных признаков можно определить как системы “человек – техника – среда”. Тот же анализ показал, что причины несчастных случаев распределены следующим образом (табл.). Таким образом, из – за несовершенства эргономического обеспечения за 7 лет произошло 37 несчастных случаев, т.е. 88% от несчастных случаев в производственных СЧТС или 23% от несчастных случаев на производстве. При этом следует иметь в виду, что сведения даны только по восточному региону Украины.

Таблица

Распределение причин несчастных случаев по эргономическим факторам

Год

Число судебно – технических экспертиз

Причины н.с.

Всего

По н.с. на производстве

По н.с. в производственных СЧТС

1*

2*

3*

4*

5*

1998

30

21

7

3

3

-

-

1

1999

35

22

5

1

1

1

1

1

2000

35

20

10

2

6

1

2

1

2001

19

18

4

-

2

1

1

-

2002

25

12

4

1

-

1

-

1

2003

43

23

4

1

1

1

1

-

2004

51

43

8

2

3

-

2

1

Всего

238

159

42

10

15

5

7

5

1* - связанные с рабочим местом; 2* - связанные с организацией деятельности оператора; 3* - связанные с техническими средствами деятельности; 4* - связанные с рабочей средой на рабочем месте; 5* - связанные с нарушением техники безопасности.

^ Анализ последних исследований и публикаций показал следующее. 1. В связи с ростом автоматизации производства и усложнением техники постоянно обновляется и усложняется роль человека в производственных СЧТС [4]. 2. В Украине непрерывно уменьшается доля квалифицированных рабочих, способных справиться со сложным производством и сложным оборудованием (по данным [5] в 2003 году «рабочих высшей квалификации в России осталось около 5%, их средний возраст приблизился к 50 годам»; для Украины подобные сведения не обнаружены, но эти данные можно считать оптимистической оценкой). 3. Эргономическое образование в Украине находится в упадке, специалисты по эргономике крайне малочисленны, а их знания ко всему не востребуются. Поэтому все больше и больше появляется производств, систем, сложных изделий, спроектированных или организованных без учета эргономических норм и требований. 4. В результате действия этих трёх вышеназванных факторов растёт и будет расти в Украине доля происшествий, связанных с «человеческим фактором». 5. В настоящее время формируется понятийный и научно-методический аппарат судебно – эргономической экспертизы (СЭЭ) [6]. 6. Разработаны и находятся на утверждении отраслевые стандарты высшего образования «Образовательно – квалификационная характеристика» и «Образовательно – профессиональная программа подготовки» бакалавра по специальности 6.010100 «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении», предусматривающие формирование у специалиста эргономических знаний о требованиях: к организации деятельности операторов; к элементам рабочего места; к информационным моделям; к рабочей среде на рабочем месте; к вспомогательным техническим средствам; к рабочему инструменту; к рабочей одежде; к режимам труда и отдыха [7]. 7. Выпускники инженерно – педагогических специальностей по роду своей деятельности могут быть включены в процесс расследования несчастных случаев на производстве. 8. Формирование эргономических знаний и умений является актуальной проблемой подготовки будущих инженеров – педагогов [8]. 9. В Украинской инженерно – педагогической академии (УИПА) учебным планом специальности «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении» уже предусмотрена эргономическая подготовка будущих специалистов в рамках дисциплины «Эргономика информационных технологий».

Нерешённые части общей проблемы. Таким образом, можно сделать вывод: при судебном расследовании происшествий в системах, которые можно определить как производственные СЧТС, всё чаще встает вопрос о действительной вине человека, что, естественно, делает уже сейчас востребованной судебно – эргономическую экспертизу. Однако до настоящего времени нигде, кроме как в УИПА и только на одной специализации, не проводится обучение будущих инженеров – педагогов основам эргономической и судебно – эргономической экспертизы.

^ Постановка задачи. Основываясь на требованиях к эргономическим знаниям и умениям будущего выпускника инженерно – педагогической специальности, заложенных в отраслевой стандарт высшего образования «Образовательно – квалификационная характеристика бакалавра по специальности 6.010100 “Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении», требуется разработать методическую систему обучения будущих инженеров – педагогов компьютерного профиля основам эргономической и судебно – эргономической экспертизы. Из этой постановки вытекает цель статьи: изложить дидактические результаты и учебные достижения эргономической подготовки будущих специалистов в вышеназванном направлении, апробированные в УИПА.
^ Изложение основного материала. Базовые схемы изложения учебного материала. Проблема анализа причин несчастных случаев и аварий многоаспектна и многомерна и находится в рамках предметной области «безопасность жизнедеятельности и охрана труда». Для того, чтобы объяснить студентам изучаемую часть этой предметной области, им предлагается схема последовательного сужения объекта и предмета изучения так, как это показано на рис. 1.

Второй базовой схемой является схема развития событий, приводящих к несчастным случаям (рис. 2). Ключевыми понятиями при изложении этой схемы являются понятия главной (первичной), непосредственной и сопутствующих (промежуточных) причин наступивших последствий и формирования предшествующей им опасной (аварийной) обстановки.

Наступлению вредных последствий обычно предшествует наступление в силу нарушения эргономических норм или требований опасной обстановки, которая является необходимым условием наступления вредных последствий. Неправильное распределение функций между человеком и техникой, не выверенный эргономически алгоритм деятельности оператора, изменение функционального состояния оператора из – за темповой, операционной или эмоциональной напряжённости труда и т.д. создают условия, при которых наступление вредных последствий может произойти в силу самых различных, в том числе случайных, причин.

Содержание учебного материала. По согласованию с кафедрой охраны труда и БЖД в рабочую программу дисциплины «Эргономика информационных технологий» (лекций 32 час., практических занятий 8 час., лабораторных занятий 24 час, сам. раб. 71 час.) включены следующие учебные дозы (в скобках указан объём аудиторных занятий в часах) [9]:

А. Подраздел «Эргономическая экспертиза. Основные понятия» (6)

  1. Структура и содержание эргономической экспертизы в СЧТС (0,5)

  2. Методика проведения эргономической экспертизы (0,5– лекц., 2 – сам. раб.))

  3. Порядок аналитической оценки моделей алгоритмов функционирования СЧТС (0,5)

  4. Эргономическая экспертиза рабочих мест в компьютерной аудитории (0,5 – лекц., 2 – практ.)

Б. Подраздел «Судебно - эргономическая экспертиза. Основные понятия» (2)

  1. Понятие судебно - эргономической экспертизы. Актуальность судебно - эргономической экспертизы (0,5)

  2. Объекты судебно - эргономической экспертизы (0,5)

  3. Структура судебно - эргономической экспертизы (1)

В. Подраздел «Судебно - эргономическая экспертиза. Проблема эргономических норм» (12)

  1. Модели ситуации для судебно - эргономической экспертизы (0,5)

  2. Модель фактической ситуации несчастного случая (0,5 – лекц., 4 – лаб. раб., 4 – сам. раб.)

  3. Модель безопасной ситуации. Пример установления эргономических норм (1– лекц., 2 – практ.)




Практикум. Покажем два примера формирования у будущих инженеров – педагогов эргономических умений проводить экспертизу.

Эргономическая экспертиза рабочих мест в компьютерной аудитории. После изучения методики [9, с. 191 - 198] проведения эргономической экспертизы студентам было предложено провести эргономическую экспертизу рабочих мест в компьютерной аудитории, в которой они изучают программирование. В экспертизе участвовало 23 человека. Получены следующие результаты на основе обработки анкет.

1. Удобство рабочего места. 1.1. Столы не приспособлены для установки компьютера: нет места для ведения записей; мало места для «мышки» и для клавиатуры; монитор расположен слишком близко от глаз. 1.2. Стулья не удобны для длительного сидения: через 2 часа начинает болеть спина.


2. Удобство программно – технического комплекса. 2.1. На мониторах - плохое изображение; постоянно мерцает экран, пыль на экранах, поэтому очень быстро наступает зрительное утомление, затем боль в глазах. 2.2. Компьютер часто «зависает», медленно грузится. Это вызывает раздражение, формирует эмоциональную напряженность работы.

3. Комфортность рабочей среды. 3.1. Рабочая среда относительно дискомфортна: летом очень жарко (температура более 25 – 27 ˚С), зимой – холодно (температура ниже 15˚С). 3.2. В аудитории стоит шум как от работающих компьютеров, так и от разговора большого числа студентов (в аудитории работает одновременно до 20 человек). Это мешает сосредоточиться и продуктивно работать. 3.3. Освещённость рабочего места неудовлетворительная. Однако она зависит от оператора, который не всегда, как оказывается, включал все светильники. 3.4. Помещение не имеет вытяжной вентиляции, не проветривается, это сказывается на эффективности работы.


4. Организация деятельности пользователей. 4.1. В аудитории 12 рабочих мест, сгруппированных в три ряда с двумя проходами. Пользователи мешают друг другу. Нужно создать «зоны отчуждения», например, поставить перегородки. 4.2. Доска для объяснений расположена неудобно: часть пользователей сидит к ней спиной, часть – боком.

5. Удобство режимов труда и отдыха. 5.1. Режимы труда и отдыха удобны только при невысокой напряженности труда: 45 мин. – 5 мин. – 45 мин. – 10 мин. (1 – я пара) - 45 мин. – 5 мин. – 45 мин. (2 – я пара). 5.2. При высокой напряженности труда, когда нужно выполнить сложное задание, а за одним компьютером работает 2 человека (не хватает компьютеров), требуется более долгий отдых (не менее 20 мин.) на большой перемене.

После проведения экспертизы студенты были ознакомлены с нормативными требованиями к организации работы с визуальными дисплейными терминалами [10] и получили возможность сверить свои выводы с официальными рекомендациями. Тем самым у будущих специалистов компьютерного профиля формируются умения проводить эргономическую экспертизу автоматизированных рабочих мест.

Эргономическая экспертиза обстоятельств несчастных случаев на производстве. А. Вводно – мотивационный этап. На этом этапе студентам приводятся реальные примеры судебно – эргономических экспертиз несчастных случаев из практики НИИ судебных экспертиз. Разбор сопровождается выводами судебных экспертов и экспертов – эргономистов о предполагаемых и действительных виновниках несчастных случаев.

Б. Операционно – содержательный этап. Для обучения диагностике отдалённых причин несчастного случая в СЧТС, среди которых могут быть:

  • нарушения правил охраны труда и техники безопасности;

  • нарушения эргономических норм и требований при проектировании, организации, эксплуатации рабочих мест;

  • форс – мажорные обстоятельства,

разработана модель знаний о нарушениях эргономических норм и требований при проектировании, организации, эксплуатации рабочих мест, которая обеспечивает ретроспективное и встроенное объяснение механизма нарушения в СЧТС. Ретроспективное объяснение состоит в объяснении того или иного наблюдаемого нарушения на основании анализа семантической сети. Формирование текстов объяснения дополняется извлечением поясняющих текстов, заранее присоединенных к тем правилам, которые были активизированы. Модель является составной частью базы объективных и субъективных моделей системы поддержки судебно - эргономической экспертизы (СПСЭЭ), концептуальная схема которой представлена на рис. 3. Модель студенты изучают на лекции. На лабораторной работе студенты работают с СПСЭЭ [11].


Рис. 4. Причинно – следственная сеть событий, связанных с несчастным случаем
На этой схеме события, связанные с «человеческим фактором», следующие:

1) относящиеся к предметной области «охрана труда»:

7-

Отсутствие технического надзора со стороны инженерно – технических работников цеха




12-

Отсутствие у мотористки допуска к самостоятельной работе со скиповым подъёмником




15-

Невыполнение мастером цеха своих обязанностей в области обеспечения безопасных условий труда




14-

Необоснованный допуск мотористки к самостоятельной работе

2) относящиеся к предметной области «эргономика»:

6-

Мотористка не прошла обучение безопасным приёмам для работы со скиповым подъёмником

8-

Отсутствие эргономического обеспечения работы мотористки в части инструкций на рабочем месте

13-
            ^
            Неподготовленность мотористки к профессиональной деятельности


Студенты учатся решать задачу, которая формулируется следующим образом: на основе заданной ПССС для конкретного конечного следствия определить:

  • возможные первопричины данного конечного следствия;

  • возможные первопричины, упорядоченные по вероятности;

  • наиболее вероятные события между наиболее вероятной первопричиной и данным конечным следствием.

Результаты решения задачи студенты видят в окнах программы ANALIS (рис. 5 и 6).

В. Контрольно – оценочный этап. В практикуме [11] имеется раздел “Критерии оценки знаний”, позволяющий каждому студенту самостоятельно оценивать свои учебные достижения.


Рис. 5. Окно имён возможных первопричин


Рис. 6. Окно наиболее вероятного пути

Выводы. 1) Социально – экономическая обстановка в общественном производстве Украины такова, что всё больше и больше появляется производств, систем, сложных изделий, спроектированных или организованных без учета эргономических норм и требований. В результате растёт и будет расти в Украине доля происшествий, связанных с «человеческим фактором». 2) Отраслевые стандарты высшего образования «Образовательно – квалификационная характеристика» и «Образовательно – профессиональная программа подготовки» бакалавра по специальности 6.010100 «Профессиональное обучение. Компьютерные технологии в управлении и обучении» предусматривают формирование у специалиста эргономических знаний о требованиях: к организации деятельности операторов; к элементам рабочего места; к информационным моделям; к рабочей среде на рабочем месте; к вспомогательным техническим средствам; к рабочему инструменту; к рабочей одежде; к режимам труда и отдыха. Поэтому актуальной научной задачей является создание методической системы формирования эргономических знаний и умений. 3) Умение проводить эргономическую экспертизу автоматизированных рабочих мест, технологических процессов, автоматизированного оборудования должно стать обязательным компонентом подготовки будущих специалистов компьютерного профиля. 4) Выпускники инженерно – педагогических специальностей должны быть ознакомлены с основами проведения судебно – эргономической экспертизы в их же интересах. 5) Двухлетний опыт проведения занятий по дисциплине «Эргономика информационных технологий» показал высокую заинтересованность студентов в изучении всех разделов дисциплины, но, особенно, разделов, посвящённых эргономической и судебно – эргономической экспертизе.

^ Перспективы дальнейших исследований состоят в следующем: 1) автоматизация процедур эргономических экспертиз и создание соответствующего методического обеспечения; 2) наполнение базы моделей СПСЭЭ реальными ПССС на основе анализа статистических данных Харьковского НИИ судебных экспертиз; 3) разработка педагогических программных средств для обучения эргономической экспертизе студентов в вузе и судебных экспертов в НИИ.
Литература

1.

ГОСТ В 29.08.001 – 96. ССЭТО. Эргономическая экспертиза. Основные положения, программы и методики. – М.: Госстандарт России, 1997.

2.

Инструкция о назначении и проведении судебных экспертиз №53/5 // Официальный вестник Украины. - 1998. - № 146. - С. 173-214

3.

Положение о расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях, в учреждениях и организациях. Утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.06.1998 г. № 923 – ДНАОПО.00 – 4.03 - 98.

4.

Информационно-управляющие человеко-машинные системы: исследование, проектирование, испытания: Справочник. /А.Н. Адаменко, А.Т. Ашеров, И.Л. Бердников и др.; /Под общ. ред. А.И. Губинского и В.Г. Евграфова. - М.: Машиностроение, 1993. - 528 с.

5.

Смирнов И.П. Состояние и перспективы развития системы начального профессионального образования в России // Проблеми інженерно – педагогічної освіти: Зб. наук. пр. – Харків: УІПА, 2003. - №5. – С.40 – 45.

6.

Ашеров А.Т., Сабодаш В.В. Судебно - эргономическая экспертиза: понятийный аппарат, методологические основы // Вестник ХНАДУ. Сб. научн. тр. Вып. 23. – Харьков: ХНАДУ, 2003.– С. 61 – 66.

7.

Ашеров А., Сажко Г.И. Формирование требований к эргономическим знаниям и умениям будущих инженеров – педагогов // Проблеми інженерно – педагогічної освіти. Зб. наук. праць. Випуск 5. – Харків, УИПА, 2003. - С. 114 – 127

8.

Сажко Г.И. Формирование эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов компьютерных дисциплин: актуальность проблемы // Проблеми інженерно – педагогічної освіти. Зб. наук. праць. Випуск 6. – Харків, УИПА, 2004. - С. 111 – 120

9

Ашеров А.Т., Сажко Г.И. Эргономика информационных технологий: курс лекций.- Харьков: Украинская инженерно – педагогическая академия, 2004. – 218 с.

10.

Державні санітарні правила і норми роботи з візуальними терміналами електронно – обьчислювальних машин.ДсанПіН 3.3.2 007 1998. Мін.охорони здор. К., 1998. – 26 с.

11.

Ашеров А.Т., Сажко Г.И. Эргономика информационных технологий. Практикум. Информационная технология анализа развития событий на базе систем поддержки принятия решений. - Харьков: Украинская инженерно – педагогическая академия, 2004. – 19 с.


Ашеров А.Т., Сажко Г.И., Сабадаш В.В.

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога

В статье обосновывается необходимость формировать в процессе подготовки будущих специалистов компьютерного профиля умения проводить эргономическую экспертизу автоматизированных рабочих мест, технологических процессов, автоматизированного оборудования и необходимость знакомства с основами проведения судебно – эргономической экспертизы. Приводится содержание учебного материала, лабораторного практикума, программного обеспечения.
Ашеров А.Т., Сажко Г.І., Сабадаш В.В.

Навчання ергономічній експертизі нещасних випадків на виробництві як необхідний компонент підготовки інженера - педагога

В статті обґрунтовується необхідність формувати в процесі підготовки майбутніх фахівців комп’ютерного профілю вміння проводити ергономічну експертизу автоматизованих робочих місць, технологічних процесів, автоматизованого обладнання та необхідність знайомства з основами проведення судово-ергономічної експертизи. Наводиться зміст навчального матеріалу, лабораторного практикуму, програмного забезпечення.
A.T. Asherov, G.I Sazhko., V.V. Sabadash

Training of Ergonomic Assessment of Accidents in Industry as Necessary Component of Engineer-Teacher’s Training

The necessity to from skills of carrying out ergonomic assessment of automating working places, technological processes, automating equipment and necessity to know the basis of carrying out of legal-ergonomic evaluation in training process of future specialists of computer profile are substantiated in this article. The contents of training material, laboratory practice, and programmer supply are contained in the article.

Стаття надійшла до редакції 04.11.2005р.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconКомпетентностный подход в обучении инженера-педагога
Постановка проблемы состоит в изменении организации образовательного процесса будущего инженера-педагога на основе возможностей компетентностного...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconО порядке расследования несчастных случаев связанных с производством
Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется согласно к “Порядку расследования...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы icon1. Несчастные случаи на производстве, что подлежат расследованию
Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется согласно к “Порядку расследования...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconМетодические рекомендации по применению Порядка проведения расследования...
Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconРешени е межведомственного совещания по отдельным вопросам взаимодействия...
Порядка проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденного...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconФонд социального страхования от несчастных случаев на производстве: инвалидность – не приговор!
Одним из основных направлений работы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconТеория причин возникновения несчастных случаев
...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconКомпьютерное моделирование в подготовке инженера-педагога постановка проблемы
В данной статье приводится опыт применения новых компьютерных технологий и коллективного решения поставленной проблемы при проведении...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconМетод выбора содержания и последовательности изложения учебного материала...
Метод выбора содержания и последовательности изложения учебного материала для обучения будущих инженеров-педагогов эргономической...

Обучение эргономической экспертизе несчастных случаев на производстве как необходимый компонент подготовки инженера – педагога постановка проблемы iconФормирование аналитических умений экспертизы условий труда в процессе...
Формирование аналитических умений экспертизы условий труда в процессе эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов: состояние...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<