Урок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления"




Скачать 101.57 Kb.
НазваниеУрок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления"
Дата публикации30.04.2013
Размер101.57 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
Урок по теме "Давление твердых тел. Единицы давления".
Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология

Подготовка кабинета: компьютер; проектор; презентация для учителя (Приложение 1); портрет Б. Паскаля

Лабораторное оборудование: геометрические фигуры (конус, куб, шар, цилиндр)., сосуды с холодной и горячей водой, стаканы: со сладкой водой, с соленой водой, с кислой водой, лист коричневой бумаги и наждачной бумаги, листы цветною бумаги .
Цельурока:
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися понятие о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.
сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах ( схеме, рисунке, таблице).
Развивающие:
развивать у учащихся такие информационные умения, как работа с текстом, рисунком, схемой, таблицей, справочной литературой. Развитие умений совершать мыслительные операции. Способствовать развитию речи, творческого мыщления, логического мышления.
Воспитательные:
Способствовать формированию познавательного интересса к предмету; формированию мировозрение учащихся; формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности. воспитание умения выслушать учителя и других
Задачи:
1. Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно- мыслительной деятельности с разными источниками информации.
2. Задействовать как можно больше операций мышления учащихся.
Выполнение поставленных целей и задач достигается за счет организации диалога, эвристической беседы и дискуссии, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность.
^ Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи
Давить – «гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою» (В.Даль).
В этих предложениях слово «давление» использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. 
ход урока.
^

Создание эмоционального настроя.


Учитель: Ребята! Мы с вами каждый урок открываем для себя что-то новое, изучая физику. Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! А сколько еще неопознанного вокруг. Интерес к учебе, возникает тогда, когда человек трудиться сам, т.е. происходит: ( слайд 1)

И – индивидуальная
Н – напряженная
Т – творческая
Е – ежедневная
Р – работа
Е – естественно
С – с юмором.

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании мира. Как мы воспринимаем мир?

Всю информацию и о Мире человек получает через органы чувств: Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус (слайд 3). ВОТ НАШИ ОКНА В ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Мозг обрабатывает гигантское количество сигналов, исходящих от тел, и у человека возникают ощущения (слайд 4). Какие? Помогите мне ответить на этот вопрос. Какие ощущения возникают у вас, если попрошу потрогать следующие предметы?
Ответ учащихся: теплого и холодного; гладкого и шероховатого.
Слово учителя: какие ощущения возникают у вас, если я попрошу посмотреть на следующие листы бумаги?
Ответ учащихся: цвета, яркости цвета.
Слово учителя: какие ощущения возникают у вас, если я попрошу посмотреть на следующие предметы?
Ответ учащихся: формы, размера, цвета.
Слово учителя: какие ощущения возникают у вас, если я попрошу попробовать  следующие вещества?
Ответ учащихся: сладкого, соленого, кислого.
Слово учителя: какие ощущения вызывают у вас в сознании следующие строки

ДИКАЯ РОЗА (И.В. Гете) ( слайд 5- 7 )
Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле,
К ней он близко подбежал,
Аромат ее впивал,
Любовался в волю.
Роза, роза, алый цвет
Роза в чистом поле!

«Роза,  я сломлю тебя,
Роза в чистом поле!»
«Мальчик, уколю тебя,
Чтобы помнил ты меня!
Не стерплю я боли».
Роза, роза, алый цвет
Роза в чистом поле!

Он сорвал, забывши страз,
Розу в чистом поле.
Кровь алела на шипах.
Но она – увы и ах! –
Не спаслась от боли.
Роза, роза, алый цвет
Роза в чистом поле!

Слово учителя: основываясь на услышанном, скажите какие ощущения вызывает у вас РОЗА?

Ответ учащихся: Ощущение красоты и боли.

Слово учителя: Я с вами согласна. Внешний вид розы доставляет огромное эстетическое наслаждение, удовольствие, мы восхищаемся ее внешним видом, но, к сожалению, этот красивый цветок доставляет иногда и неприятные болевые ощущения. И, наверное, вы со мной согласитесь, если я скажу: Спутники розы – восхищение и слез. Человек в отличие от животного способен уловить неявные, скрытые свойства тел и явлений: объединить предметы в группы по тем или иным общим признакам, наделить их определенными функциями, установить закономерности явлений. Так давайте же на сегодняшнем уроке и попытаемся установить, чем вызваны болевые ощущения от укола шипом розы или «ПОЧЕМУ РОЗА КОЛЕТСЯ?» (слайд 8). А чтобы ответить на этот вопрос мы рассмотрим тему.

Тема сегодняшнего урока « Давление твердых тел. Единицы давления.»

Постановка цели занятия перед учащимися:

  • изучить давление твердых тел;

  • в каких единицах измеряется давление;

  • выяснить способы изменения давления в быту и технике;

  • изучить способы увеличения и уменьшения давления;

  • обобщить знания о давлении, закрепить изученный материал;

  • проверить и закрепить полученные знания.

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Слово учителя: для этого нам необходимо вспомнить несколько теоретических положений. Это мы сделаем с помощью рисунков , которые вы приготовили.

Рассматриваем рисунки и вспоминаем все силы, что изучали, а также основные моменты. Актуализация знаний учащихся (Проводим фронтальный опрос.)

Учитель: Что такое сила?

Ученик: Сила – мера взаимодействия тел.
Учитель: От чего зависит результат действия силы на тело?
Ученик: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Учитель: Какие типы сил Вам известны?
Ученик: Сила упругости F упр. Вес тела Р. Сила тяжести F тяж. Сила трения Fтр.
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?

Ученик: Силы упругости:
– возникают при деформации;
– одновременно у двух тел;
– перпендикулярны поверхности;
– противоположны смещению;
– при малых деформациях выполняется закон Гука Fупр = –
Учитель: Сила тяжести? Что это за сила?

Ученик: Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.
Учитель: Что называется весом тела?

Ученик: Вес тела – сила упругости, действующая на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Определяется по формуле Р = mg.

Учитель: сила трения? Что это за сила?

Ученик: сила трения возникает между взаимодействующими твёрдыми телами в местах их соприкосновения и препятствует их относительному перемещению.

Учитель: Какие причины возникновения силы трения?

Ученик: Неровности и шероховатости поверхности, притягиание атомов и молекул. Формула для нахождения силы трения Fтр= N





Изложение нового материала

Учитель: Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Как вы думаете, от чего зависит в первую очередь результат действия силы?

Ученик: от значения самой силы.

Давайте проведём виртуальный эксперимент, исследуя глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях ( слайд 9, 10 )

Эксперимент: Гвозди установили сначала острием вниз. Измерили глубину погружения. Затем гвозди повернули острием вверх и снова измерили глубину погружения. В первом случае гвозди погрузились в песок на большую глубину, чем во втором. Анализ результатов опытов приводит к следующим заключениям: глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше при неизменной площади и от площади опоры. Чем больше площадь, тем меньше давление при одной и той же силе.

Учитель: Обобщим результаты исследований. Действия тела на опору зависят:

– от величины силы давления;
– от площади опоры.


Величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности, называется давлением. Давление обозначается буквой р. Формула давления р = F/S ( слайд 11 )
р – давление;
F – сила давления; S – площадь поверхности, на которую перпендикулярно действует сила давления. (Слайд 12 ).

Единица измерения давления в системе СИ: 1 Н/1 м2 =1Па. 1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1 Н на площадь поверхности 1 м2 ( слайд 13 ).

Производные единицы:

1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 МПа. (Слайд 14 )

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па.
Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать. (Слайд ).
Каковы способы изменения давления? (Слайды )

Увеличение: ( слайд 18-22)

– увеличение силы давления;
– уменьшение площади.

Топор, нож, гвозди, кнопки, иголки, зубы, когти, клювы зверей, шипы, колючки растений, жало осы.

Уменьшение: ( слайд 23-25)

– уменьшение силы давления;
– увеличение площади.

Фундамент здания, шасси самолета, широкие шины автомобилей, гусеницы вездеходов, тракторов, лыжи, шайбы под гайки, шпалы под рельсы

Рассматриваем таблицу примеров увеличения и уменьшения давления. ( слайд 26 )

Закрепление изученного материала.

Физическая пауза

– Прежде, чем приступить к решению задач, проведем "Гимнастику для глаз".

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.

  • Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Учитель: Решаем качественные задачи.

1. Мы проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег – бежим.
Уж такой у нас режим. (Лыжи)

– Как связаны лыжи с давлением?

2. Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра,
Всему миру нужна. (Иголка)

– Какой иглой лучше шить: тупой или острой?

3. Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что, девчата, тяжелее?

4. Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою».

– Одинаковый ли результат получится в итоге?( слайд 30 )

5. В каком положении брусок оказывает наибольшее давление. ( слайд 29 )

6. Какой из этих двух мальчиков правильно действует. ( слайд 31 )

на льоду2

мал.1. На льоду

на льоду3

мал.2. Хто з цих дітей найменше ризикує провалитися під лід? Чому?


Відомості з уроку ОБЖ „Безпека на льоду. Допомога потерпілому”

на%20льоду2Тому, хто провалився під лід (мал.1), дуже важко вибратися з ополонки, адже лід кришиться під вагою тіла. Щоб запобігти цьому, треба широко розвести руки в сторони, розпластавшись на льоду, і перекотитися на спину, щоб витягти ноги. Чим більше ти розпластаєшся на льоду, тим менше тиснутимеш на нього.

Вибравшись з ополонки, не можна ставати на ноги, а слід перекотитися чи переповзти на безпечне місце, пам'ятаючи, що вага тіла стала більшою через мокрий одяг.

Допомогти тому, хто провалився під лід, можна, якщо з безпечного місця подати потерпілому довгу жердину, гілку, кинути мотузку, зв'язані паски, шарфи. Підбиратися до потерпілого найкраще, прив'язавшись мотузкою, лігши на лижі або дошку і обережно просуваючись до ополонки. Подивіться на мал.2, дайте відповідь на питання.

^ Динамическая пауза.

Пожалуйста, все встаньте. Вы сейчас оказываете давление на пол.

  • Изменится ли это давление, если мы поднимем руки, разведем их в стороны?

  • Изменится ли это давление, если мы будем совершать круговые движения?

  • Можно ли увеличить это давление?( поднять одну ногу) А ещё увеличить ( стать на пальчики).

  • Повторить ещё раз став на другую ногу.

  • Как уменьшить давление?

5. Задача о мышке и котике.( слайд 34 )

    • Какое физическое явление ? (давление)

    • Какая сила производит давление? (вес)

    • Как определить вес?

    • Как перевести г в кг?

    • Определите площадь, на которую действует сила.

    • Как перевести мм2 в м2? (умножить на 0,000001)

Формула маса*9,8/площа*0,000001*4

Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новой физической величиной – давлением. Узнали, в каких единицах выражают давление, как можно увеличить и уменьшить давление.
Итак, давление – это физическая величина, характеризующая такой результат действия силы как деформация тел при их взаимодействии. Давление зависит от силы и площади, по которой эта сила распределена. Установив данную взаимосвязь, мы получаем возможность использовать ее в нашей жизни. Где?
Все режущие, колющие инструменты мы затачиваем, уменьшая, таким образом, площадь режущей поверхности, тогда давление увеличивается, а значит и деформация тела при меньшем значении силы .
Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы тракторов и охотничьи лыжи делают широкими: давление, а значит, деформация уменьшается за счет увеличения площади .
Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.
В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики:

– изучили давление твердых тел, единицы измерения давления;
– выяснили способы изменения давления в быту т технике;
– изучили способы увеличения и уменьшения давления;
– обобщили знания о давлении, закрепили изученный материал;
– проверили и закрепили полученные знания

Учитель: Ответьте на вопрос: “ Так почему роза колется?”

Ученики: Потому что площадь шыпа очень маленькая и достаточно приложить не большую силу, чтобы ощутить боль.

Домашнее задание к следующему уроку (Слайд 35)

§ 24 Зад. 180, 181. Решить исследовательскую задачу на бланках. (приложение)

Рефлексия

На доске вы видите начало предложений. Выберите одно и продолжи его.

^ Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было тяжело…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я чувствую, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробовал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…
Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.


Додатки
Додаток 1.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconУрок по теме: "Давление. Сила давления."
...

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconДавление жидкостей, газов и твердых тел

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconРазработка урока по физике в 8 классе по теме: «Давление жидкостей и газов Закон Паскаля»
Образовательная цель: формирование теоретических знаний по понятию давления в жидкостях и в газах на основе молекулярно – кинетической...

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconУрок зачет по теме «свойства паров, жидкостей, твердых тел»
Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопро­сов об агрегатных состояниях вещества; проверить умение приме­нять теоретические...

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconТонометр и измерение артериального кровяного давления
Артериальное Кровяное давление зависит от многих факторов: времени суток, психологического состояния человека (при стрессе Кровяное...

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconДавление твердых тел
Воспитательные: Способствовать: формированию познавательного интереса к предмету; формированию мировоззрения учащихся; формированию...

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" icon2 Гидростатическое давление и его свойства Контрольные вопросы: 1...
В чем отличия жидкостей от твердых тел и газов. Как эти отличия связаны с молекулярным строением вещества?

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconУрок по теме «объемы многогранников и тел вращения»
Тип урока: урок контроля и оценки знаний учащихся с (элементами имитационной игры)

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconДавление
Избыточного давления: от -0,8 до 20бар. Возможна поставка моделей для измерения абсолютного давления (0 20 бар) с использованием...

Урок по теме \"Давление твердых тел. Единицы давления\" iconБар Давление на выходе с установки без учёта давления на входе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<