Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки




Скачать 110.17 Kb.
НазваниеУрока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки
Дата публикации04.05.2013
Размер110.17 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Информатика > Урок
Конспект урока литературы в 5 классе.

Тема урока. Датский волшебник и его сказки.

Цели:

обучающие: познакомить с одним из самых известных сказочников; вспомнить сказки и героев сказок Г.Х.Андерсена при помощи технологического приема «ЗХУ»; формировать навыки работы с текстом учебника;

развивающие: развивать умение грамотно выражать свои мысли, развивать монологическую речь; продолжить работу по формированию коммуникативных навыков, развивать критическое мышление: побуждать к работе с новой информацией, побуждать к дальнейшему расширению информационного поля, учить соотносить новую информацию и имеющиеся знания, учить вырабатывать собственную позицию, учить бесконфликтному обмену мнениями;

воспитывающие: воспитывать любовь к предмету, взаимовыручку, поддержку, взаимоуважение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Эпиграф к уроку, слайдовая презентация, выставка книг, детские иллюстрации, компьютер, награды командам.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Звучит «вальс-фантазия» М.И.Глинки.

Учитель. Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках «Вальса-фантазии» Глинки, который вы только что услышали.

Слушают вальс.




2.Мотивация учебной деятельности.

Ознакомление с темой урока.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

Так, через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

-^ За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?

Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок…


Слушают учителя.

Получили проблемный вопрос.




3.Работа над темой урока.

1.^ Заполнение таблицы (прием ЗХУ).

Учащимся предлагается составить таблицу с колонками в тетради:

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

В колонку вносятся сведения, известные по этой теме, все вместе озвучиваем все, что знаем по данной теме, совместно записываем на доске(учитель), в тетрадях(ученики).

В колонку записываем все, что хотим узнать об Г.Х.Андерсене.




После заполнения двух колонок таблицы, ученикам предлагается следующая работа. Далее будет предложено самостоятельно заполнить колонку «Узнал(а)».

2.^ Слово учителя.

Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всем мире, Гансу Христиану Андерсену. (демонстрация портрета)

И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы все же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, веселый и грустный, добрый и ироничный.

Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

-Итак. По страницам сказок Андерсена.

3.Викторина.

(класс разбит на три команды, в каждой есть капитан. Викторина состоит из разделов, которые включают в себя по три вопроса. Каждой команде предлагается ответить на один из них)

Ребятам предлагается бланк оценивания работы в группе. В конце урока необходимо будет его заполнить.

(Работа в группе.

  • Делились ли мы, помогали ли друг другу?

  • Сказали ли мы друг другу что-то приятное?

  • Уважали ли мы мысли, идеи каждого?

  • Все ли мы участвовали в обсуждении?

Какое у тебя настроение после работы в группе ? Обведи.

http://foto.sibmama.ru/albums/userpics/10001/normal_snegovik2.gif http://foto.sibmama.ru/albums/userpics/10001/normal_snegovik2.gif

-Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» У Андерсена все иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

  • «Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»)

  • «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)

  • «Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

-^ А этот конкурс «Кто быстрее?»

Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежат следующие афоризмы? Необходимо назвать и сказку, и героя.

  • «А король-то голый!» (Ребенок,«Новое платье короля»)

  • «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»)

  • «Как добры все люди и все животные!» (Герда, «Снежная королева»)

  • «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор, «Гадкий утенок»)

  • «Я слишком тонка, я не создана для этого мира!» (Штопальная игла, героиня одноименной сказки)

  • «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас».(Розовый куст, «Улитка и розовый куст»)

-Конкурс знатоков. (участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1.

  • В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? (У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничьи жернова, у 3-ей – с круглую башню)

  • В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошел отворять? (Старый король)

  • Сказочник упоминает, какого роста была дюймовочка. Какого же? (С дюйм. Отсюда ее имя.)

  • Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»? (Старуха мать)

  • Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье? (Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей)

  • Какой документ потребовал у стойкого оловянного солдатика крыса? (Паспорт)

  • Куда попали осколки зеркала Каю? (В сердце и в глаз)

  • По какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утенок», что ее непохожий на утят сын все-таки не индюшонок? (он не боится воды, хорошо гребет лапками и при этом прямо держится.)

  • Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие? (Целую дюжину устриц)

4.^ Рассказ о сказочнике.

Но какова судьба сказочника, чьи творения вы так хорошо знаете? А вот послушайте. (Читает 1-ый ученик)

«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2 апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский сказочник о своём рождении.

Но жизнь не сразу одарила писателя своими богатствами. Он должен был прежде пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».

Андерсен часто вспоминал о своём детстве.

(Читает 2-ой ученик).

«Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц. Я часто заходил туда и скоро сделался любимцем старух за своё красноречие, служившее, однако, верным признаком моей недолговечности. «Такой умный ребёнок не заживётся на свете! – говорили они. Это мне  чрезвычайно льстило. Как-то случайно я слышал разговор врачей о внутреннем строении человека и немедленно прочёл по этому поводу моим старухам целую лекцию. Я смело чертил мелом на двери какие-то вавилоны, которые должны были изображать внутренности, и нёс что-то о сердце и почках. Всё, что я говорил, произвело на почтенное собрание глубочайшее впечатление. Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной развернулся целый сказочный мир, не уступавший по богатству тому, что рисуется нам в «Тысяче и одной ночи».

Ученики записывают данные в тетради, обобщают свои знания.

Слушают учителя, заполняют таблицу в тетради.

Получили карточку для оценивания работы в группе.

Работают в группе, отвечают на вопросы.

Подготовленные заранее ученики зачитывают информацию о писателе.

Остальные ученики слушают докладчиков, заполняя таблицу.



4.Физкульминутка.

Бабочка (сказка).

Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец запорхало большое крыло средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще не взлетела, а сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Выполняют дыхательные и физические упражнения.



5.Продолжение работы по теме урока.

5.     Беседа по иллюстрациям.

Да, действительно, мир тех сказок был великолепен. От старых прядильщиц Андерсен узнал народные варианты сказок «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и другие. Посмотрите, какую галерею вы создали.

  • -Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.

( Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.)

^ 6.      Рассказ о сказочнике.

А теперь давайте опять от сказок вернёмся к сказочнику.

(Читает 3-ий ученик). «Мне шёл уже четырнадцатый год, и мать решилась отдать меня в ученье к портному. Она любила меня всем сердцем, но не понимала, к чему я стремлюсь, да я сам-то этого не понимал тогда. Я принялся умолять её позволить мне лучше попытать мне счастья в Копенгагене, который в моих глазах тогда был столицей мира. Мать связала все мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал провезти меня в Копенгаген без билета.»

Учитель. 

И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.

В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.

7.Викторина.

В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки».

  • Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка»)

  • Другую интересную историю ему поведало …бутылочное горлышко. Вспомните название истории.(«Бутылочное горлышко»)

  • Сюжет какой истории, по уверению автора, «заимствован прямо из газет»?(«Дурень Ганс»)

Учитель. Назвал свои сказки Андерсен «новыми», вероятно, потому, что источником их была сама жизнь. На что, бывало ни взглянет, к чему ни прикоснется, - все превращалось в сказку. «Часто мне кажется, -писал он, - будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе».

^ 8.Конкурс артистов.

Каждая команда готовит инсценировку сказки. (По своему желанию)

Презентуют заранее подготовленные иллюстрации.

Продолжают слушать докладчиков, работая в тетради.

Отвечают на вопросы.

Инсценируют отрывки из понравившейся сказки.



6.Подведение итогов.

Жюри называет победителей и награждает их.

По ходу урока дети заполняли таблицу. Проводится беседа о полученной информации (учащиеся кратко рассказывают о том, что они узнали по теме урока. Далее сравниваются колонки «Хочу узнать» и «Узнал». Выясняются вопросы, на которые дети не получили ответов. Детям сообщаются дополнительные источники информации для получения ответов на эти вопросы.

Дети оценивают работу в группах (на индивидуальных бланках)

Дети получают оценку за свою работу.

Анализируют заполненную таблицу.

Оценивают работу в группе.



7.Рефлексия.

Игра «Интервью»

Каждая группа готовит корреспондента с 2-3-мя вопросами об уроке. Корреспонденты по-очереди задают свои вопросы респондентам из соседних групп.

Дети задают вопросы и отвечают на них.



8.Домашнее задание.

Прочитать сказку «Снежная королева».

Записывают задание.



10.Заключительное слово учителя.

-Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. Его творения хранят множество загадок и тайн, которые мы попытаемся раскрыть. Мы попробуем сами стать сказочниками и волшебниками. Но сначала надо научиться стать внимательными читателями.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен и его сказочный...
Андерсена – сказочника; понимать сюжет сказки; уметь устанавливать ассоциативные связи эпизодов текста с иллюстрациями

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе по теме:,,Я-сказочник”
Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconУрока физики в 9 классе Тема урока. Электрическое сопротивление....
Цель урока: ввести понятие «электрическое сопротивление», пояснить природу его возникновения, научить пользоваться таблицами физических...

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconУрока Тема урока Дата
Правила вежливости. Этикетные формулы общения. Пра­вила поведения детей в общественных местах. Разыгрыва­ние сказки по ролям

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconРазработка урока химии в 9 классе Тема «Галактика углеводородов»
Технологическая карта урока с использование средств информационных технологий и ресурсов интернет

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconУрока: обучающая
Разработка урока может использоваться в 6 классе при изучении темы «Олимпийские игры в древности». Ход урока сопровождается презентацией....

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconКонспект урока по математике в 1 б классе Тема: «Нахождение неизвестной...
Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconУрока литературы в 5 классе. Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная...
Тема урока: Г. К. Андерсен. «Снежная королева». Герда в поисках Кая. Помощники Герды на пути к Каю

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconУрока по химии и информатике в 10 классе Тема: «Метан, его свойства. Компьютерные презентации»
Цели урока: Ознакомить учащихся со строением метана, дать понятие структурной формулы метана и его свойств. Закрепить умения составлять...

Урока литературы в 5 классе. Тема урока. Датский волшебник и его сказки iconКонспект урока по русскому языку, проведенного 17. 01. 2013 года...
Цель урока: дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<