О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic




НазваниеО. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic
страница1/22
Дата публикации02.03.2013
Размер2.65 Mb.
ТипУчебное пособие
uchebilka.ru > Информатика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
УНИВЕРСИТЕТ НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ


Факультет информационных технологий


О.Л. Гусева, Е.В. Баклашова

Основы программирования

на языке Visual Basic
Учебное пособие

для компьютерного практикума

Москва

2004

1

Гусева О.Л., Баклашова Е.В.

Основы программирования на языке Visual Basic. Учебное пособие для компьютерного

практикума. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2004. – 100 c.

Данное пособие – это сборник практических работ, выполнение которых научит вас создавать Windows-

приложения в среде программирования Visual Basic. Пособие ориентировано на шестую версию языка, но работы

подобраны таким образом, что рассмотренные в них вопросы полезны пользователям всех версий Visual Basic,

а представленные программные коды будут безошибочно работать в версиях 5.0 и 7.0.

Этот небольшой курс познакомит вас с основными понятиями объектно-ориентированного

программирования. На каждом занятии кроме освоения понятийного материала выполняются проекты на

компьютере в среде Visual Basic. Практические работы и порядок их следования методично подобраны и

гарантируют постепенное введение в среду программирования Visual Basic. От задания к заданию будут

углубляться ваши знания и навыки работы в этой среде. Вы познакомитесь со стандартными типами данных,

освоите основные управляющие конструкции языка Visual Basic, такие как циклы и ветвления, научитесь

грамотно организовывать диалог с пользователем, работать с массивами данных. От небольших проектов,

имеющих одну форму, вы перейдете к созданию более сложных, имеющих несколько форм и модули кода.

Материал изложен простым и доступным языком. Все объясняется на примерах.

Пособие создавалось для студентов факультета экономики и управления, поэтому особое внимание

уделено финансовым функциям Visual Basic и программированию финансовых задач, таких как расчет

амортизации, накопленной стоимости, заработной платы. Приводится пример решения задачи линейного

программирования, показана возможность работы с базами данных и подключения к Интернету, оформления

проектов с помощью графики и анимации.

Пособие включает также программу курса и полезные приложения. Для текущего контроля знаний пред-

лагаются задания для самостоятельного выполнения, тесты и контрольные задания.

Практикум обеспечивает возможность самостоятельной работы над курсом, что соответствует совре-

менному подходу к обучению в высшей школе.

Пособие рекомендовано студентам очного и заочного отделений факультета экономики и управления,

студентам других факультетов, преподавателям и всем, кто желает познакомиться со средой программирования

Visual Basic и научиться создавать Windows-приложения для решения собственных задач.

Редактор – Л.И.Турусова


© Гусева О.Л., Баклашова Е.В., 2004

© Университет Натальи Нестеровой, 2004

2
Содержание
1. Введение........................................................................................................................................................................ 4

2. Практическая работа № 1 (часть 1): «Оболочка системы программирования Visual Basic.

Основные понятия объектно-ориентированного программирования».................................................................... 6

3. Практическая работа № 1 (часть 2): «Этапы разработки Windows-приложений

в среде программирования Visual Basic (на примере создания простейшего приложения)».............................. 11

4. Практическая работа № 2: «Использование объектов файловой системы».......................................................... 15

5. Практическая работа № 3 (часть1): «Данные в Visual Basic. Типы данных»........................................................ 17

6. Практическая работа № 3 (часть 2): «Проект из двух форм и модуля кода.

Область видимости переменной».............................................................................................................................. 25

7. Практическая работа № 4: «Арифметические выражения и встроенные функции языка Visual Basic»............ 29

8. Практическая работа № 5: «Ввод-вывод данных. Системные функции InputBox и MsgBox»......................... 34

9. Практическая работа № 6: «Программирование ветвлений» ................................................................................. 38

10. Практическая работа № 7 (часть 1): «Программирование повторений (циклы со счетчиком).

Вложенные циклы» ................................................................................................................................................... 45

11. Практическая работа № 7 (часть 2): «Программирование повторений (циклы с условием)»............................. 49

12. Практическая работа № 8 (часть 1): «Одномерные массивы (способы заполнения и обработка)».................... 51

13. Практическая работа № 8 (часть 2): «Обмен значениями. Сортировка элементов массива».............................. 55

14. Практическая работа № 9: «Двумерные массивы (решение задачи линейного программирования)» ............... 59

15. Практическая работа № 10 (часть 1): «Программирование финансовых задач. Расчет амортизации».............. 62

16. Практическая работа № 10 (часть 2): «Программирование финансовых задач. Расчет накопленной

стоимости» .................................................................................................................................................................. 66

17. Практическая работа № 10 (часть 3): «Программирование финансовых задач. Расчет величины

заработной платы»...................................................................................................................................................... 69

18. Практическая работа № 10 (часть 4): «Разработка стартовой формы» ................................................................. 74

19. Практическая работа № 11: «Графика, мультимедиа, Интернет».......................................................................... 77

20. Программа курса ........................................................................................................................................................ 81

20.1. Введение........................................................................................................................................................ 81

20.2. Тематический план....................................................................................................................................... 81

20.3. Программа компьютерного практикума..................................................................................................... 83

20.4. Вопросы к экзамену ..................................................................................................................................... 83

21. Вопросы для тестирования по курсу ........................................................................................................................ 84

22. Контрольные задания по курсу ................................................................................................................................. 92

23. Приложения ................................................................................................................................................................ 95

23.1. Таблица значков инструментов окна Toolbox ........................................................................................... 95

23.2. Основные объекты, свойства, методы и события Visual Basic................................................................. 95

23.3. Таблица префиксов....................................................................................................................................... 99

23.4. Встроенные функции Visual Basic .............................................................................................................. 99

24. Список использованной литературы ...................................................................................................................... 101

3




1. Введение
Современные информационные технологии основаны на принципах об ъектно- ори ентированного

программирования .

Объектно- ориентированное программирование – это методика разработки программ, в

основе которых лежит понятие об ъекта как некоторой структуры, описывающий объект реального мира, его

поведение. Это принципиально новая методика разработки программ.

В 1991 году корпорация Microsoft представила компьютерному миру Vi s u a l B as ic . Это один из первых

языков, поддерживающих собы тийно управляемое программировани е

pr o gr am m in g). В настоящее время вышли уже шестая и седьмая версии языка.

(event-dri ven

У людей, лишь поверхностно знакомых с Visual Basic, он вызывает уверенность в своей простоте и

ограниченности его возможностей. Действительно, много лет назад Basic (прообраз Visual Baisic) использовался

для обучения начинающих программистов с последующим переходом на более сложные языки

программирования, это даже отражено в самом названии. Ba s i c – B e g i n ne r ’s A ll- pur p os e S ym b ol ic

I ns t r uc t io n C o de ( многоцелевой код символьных инструкций для начинающих). Более точный по смыслу

перевод: универс альный язык программирования для начинающих .

Но обращая внимание на словосочетание «для начинающих», многие пропускают слово «многоцелевой».

С прогрессом компьютерных технологий развивался и Basic, И вот в настоящее время Visual Basic дает

возможность решать практически любые задачи любой сложности и уже не считается учебным языком. Версия

языка Visual Basic 6.0 представляет собой универсальную среду для быстрой разработки приложений, сравнимую

с Visual C++ и Delphi, где используются все современные методы программирования.

Итак, наш выбор – язык V is u a l B a s ic .

Почему нас заинтересовал именно этот язык?

Во-первых , V is u a l B as ic выгодно отличается от других языков своей простотой и наглядностью.

Опыт работы показывает, что студенты довольно быстро осваивают язык и могут создавать свои собственные

программы с профессиональным интерфейсом.

Во -вторых , Vis ual B as ic – живой, динамично развивающийся язык. Он не устаревает, шагает в ногу

с развитием компьютеров и компьютерных технологий.

В -третьих , Visual B a s ic – это язык, на который «делает ставку» одна из ведущих фирм в области

разработки компьютерных технологий – компания Micr osoft . Новейшие версии Vis u a l B as ic

встраиваются в новейшие системы, разрабатываемые этой фирмой (например, в текстовый редактор W ord,

табличный процессор Ex c el в качестве языка для написания макро к оманд).

В -четвертых , язык обладает мощным арсеналом встроенных финансовых ф ункц ий , что

важно, так как пособие разрабатывалось в основном для студентов экономического факультета.

И наконец , последний аргумент в пользу V i s u al B a s i c – более 4 миллионов программистов

использует данный язык.

Главная цель пособия – научить вас составлять программны е коды, то есть программы на языке

системы программирования Vis ual B a s ic .

Сис темой программирования называют объединение языка программирования с системными

программными средствами, которые обеспечивают создание и выполнение программ на этом языке. Систему

программирования Visual Basic называют также с редой проектиро вания Vi s ua l Bas i c . Почему в этом

термине слово «программирование » заменено словом «проекти рование »? Вы легко объясните это,

когда поймёте следующее. Вы должны научиться не только программировать (составлять алгоритмы и писать

программы на Visual Basic), но и создавать настоящие программные приложения, работающие в системе

Windows (W indows-приложения ) . А программирование – это лишь один из этапов создания приложения.

Есть и другие этапы, которые бывают не менее сложными, трудоемкими и ответственными, чем

программирование. В частности, этап создания окна (экранной формы) будущего приложения, размещения в

этом окне необходимых элементов (объектов) управления – кнопок, текстовых и графических полей, полос

прокрутки и многого другого. А программы на языке Visual Basic пишутся по большей части именно для того,

чтобы управлять этими элементами. Поэтому программирование вместе с другими этапами создания приложения

называют проектированием, а само создаваемое приложение – проектом Visual Basic. По этой же причине

систему программирования Visual Basic называют системой или средой проектирования.

Поскольку система является «визуальной», пользователь может создавать видимую часть приложения, не

написав ни строчки программного кода. Эта часть является основой интерфейса «программа-пользователь».

Процесс создания Windows-приложения состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи – составление по возможности точного и понятного словесного описания

того, как должно работать будущее приложение, что должен делать пользователь в процессе его работы. Это

описание должно объяснять и то, как будет выглядеть экранная форма (окно) этого приложения, в каком виде

будет представлена информация, которую нужно преобразовать с помощью этого приложения.

2. Разработка интерфейс а – создание экранной формы (окна приложения) со всеми

находящимися на этой форме объектами и свойствами этих объектов.


4


3. Собс твенно программирование – определение того, какие события будут происходить в

процессе работы приложения, составление алгоритмов процедур для этих событий и написание программы

(программных кодов этих процедур).

4. Отладка программы – устранение синтаксических и логических ошибок в процедурах и

достижение того, чтобы приложение удовлетворительно работало в среде проектирования.

5. Сох ранение проекта.

6. Компиляц ия – превращение проекта в исполняемое приложение, способное работать

самостоятельно за пределами среды проектирования.

Со всеми этими этапами вы познакомитесь в ходе выполнения практических заданий.
Этот небольшой курс познакомит вас с основными понятиями объектно-ориентированного

программирования. Практические работы и порядок их следования методично подобраны и гарантируют

постепенное введение в среду программирования Visual Basic. Вы познакомитесь со стандартными типами

данных, основными управляющими конструкциями языка Visual Basic, научитесь грамотно организовывать

диалог с пользователем, работать с массивами данных, использовать финансовые функции Visual Basic для

программирования финансовых задач, таких как расчет амортизации, накопленной стоимости, величины

заработной платы. В пособии приводится пример решения задачи оптимизации (линейного программирования),

показана возможность работы с базами данных и подключения к Интернету, оформления проектов с помощью

графики и анимации. От небольших проектов, имеющих одну форму, вы перейдете к созданию более сложных,

имеющих несколько форм и модули кода. Материал изложен простым и доступным языком. Все объясняется на

примерах. В пособии большинство задач содержит подробные пояснения для их решения, приводится большое

количество готовых программных кодов. Но

только разобравшись в них, вы сможете выполнить задания для самостоятельного выполнения и

контрольные задания. Теоретический материал вводится по ходу выполнения задач только там, где он необходим

в минимальном объеме и таким образом не заменяет лекции.

В пособие включены программа курса, приложения, задания для самостоятельного выполнения, тесты и

контрольные задания.

Практикум обеспечивает возможность самостоятельной работы над курсом, что полностью согласуется с

современным подходом к обучению в высшей школе.

5




2. Практическая работа № 1 (часть 1):

«Оболочка системы программирования Visual Basic.

Основные понятия объектно-ориентированного программирования»
1. Запустить Visual Basic и произвести необходимую настройку.

После запуска программы на экран будет выведено диалоговое окно N e w P r o j e c t. Окно предоставляет

пользователю меню для выбора дальнейших действий. Меню содержит три пункта:

 New – начало создания нового проекта;

 Existing – выбор приложений из существующих проектов;

 Resent – список самых последних проектов.

В окне по умолчанию установлен тип программного проекта St a nd ar t EX E . Нажмите кнопку

Откры ть.

После загрузки Visual Basic вы увидите несколько окон. Названия окон даны на рисунке.


Основное окно


Окно
Строка меню
Панель инструментов
Окно Проекта

Project

Инструментов

ToolBox

Окно Свойств

Properties


Если в Основном окне проекта нет О кна экранной формы, открыть его (команды меню

V ie w , O bj ec t или клавиши {S h if t + F 7}). Окно экранной формы расположено в центре и имеет заголовок

Pr oj ec t1 - F or m 1( F or m ).

Если на Главной панели проекта нет О кн а свойств об ъекта ( Pr oper ties) ,

открыть его (команда меню V i e w , Pr op er t ies W indo w, клавиша {F 4} или кнопка на панели

инструментов ).

Если на Главной панели проекта нет О кн а инстр ументов (T oolbox ), открыть его

(команды меню V ie w , T oo l b ox или кнопка на панели инструментов).

Для того чтобы представить, как форма будет располагаться на экране, удобно использовать

Окно расположения формы . Если его нет, можно открыть его (команды меню Vie w , F or m

L a yo u t W in d o w или кнопка на панели инструментов).

Если необходимо, добавить О кн о P r oj ec t (команды

меню V i e w , Pr oj ec t Ex pl o r e r , клавиши {C t r l + R } или

кнопка на панели инструментов).

6






Каждая форма – это отдельный файл приложения. Кроме того, существует, по крайней мере, один

файл, содержащий код программы. Все файлы образуют проект. В Окне Pr oj ec t показаны все файлы

проекта, доступ к которым осуществляется с помощью кнопок Vi e w C o d e и Vi e w O bj e c t панели

инструментов О кн а Pr oj ec t .

В среде Windows каждая программа выполняется в собственном окне. Visual Basic создает окно

программы автоматически – это окно Формы (F orm). Окно Формы – первый и самый главный объект

программы.

В окне Свойств ( Pr operties) можно описать, каким будет окно программы. Таких задаваемых

свойс тв у Формы , как вы видите, очень много. Некоторые из них понятны без объяснений, для других всегда

можно посмотреть пояснение в нижней части этого окна.

2. Потренируйтесь в задании свойств Формы:

 В свойстве C a pt i on удалить значение Form1 и набрать фразу «Это моя первая программа». Уже в

процессе набора заголовок окна Формы будет меняться на вашу фразу. Значит, свойство Caption задает заголовок

окна Формы.

 Изменить цвет фона окна – свойство B ac k C o l or. Значением этого свойства является число (это число

записано в шестнадцатеричной системе счисления). Это число кодирует некий цвет. Но знать, каким числом

какой цвет кодируется вам не надо. Щелкнув по свойству Ba c k C o l or , вы увидите кнопку списка. Щелкните по

ней, и появится палитра цветов, из которых просто выберите понравившийся вам цвет.

3. Запустить программу на выполнение. В Основном окне в Панели инстр ументов щелкнуть

по кнопке St ar t .


Start

Приостановить


End


Все окна кроме основного исчезнут, а окно Формы примет рабочий вид. С ним можно обращаться, как с

обычным окном Windows: свернуть, развернуть, восстановить в размерах, закрыть. Но и только. Ведь никаких

действий мы не предписывали выполнять.

А что можно предписать выполнить? Например, можно предписать (запрограммировать) такую реакцию:

при щелчке мышью в окне поменять цвет фона и заголовок окна.

4. Прервать выполнение программы: щелкнуть по кнопке En d Панели инструментов.

5. Дважды щелкнуть по окн у Формы . Появится окно кода:


Начало

процедуры

(Служебные

слова)
Конец

процедуры
Список

объектов

Место для команд

(Тело процедуры)

Список

событий

Имя процедуры

7






Нам надо «приказать» Visual Basic, чтобы при щелчке мы шью на окне Формы изменился

заголовок и цвет фона.

Объект F orm уже выбран в спис ке объектов.

6. В спис ке событий выбрать C l ic k .

7. Набрать текст программы, чтобы получить вид окна кода, как показано на рисунке:

8. Запустить программу на выполнение, щелкнув по клавише S t a r t .

9. Щелкнуть на окне: фон окна должен стать черным.

10. Завершить выполнение программы.

11. Самостоятельно, аналогично сделанной только что работе, создать процед ур у , которая при

двойном щелчке (DblClick ) на окне Формы заменит заголовок на «Белый фон» и сделает цвет фона

окна белым (&H80000005).

12. Запустить программу на исполнение: S t ar t . Одинарным и двойным щелчком проверить ее работу.

13. До сих пор прерывание программы мы производили нажатием кнопки En d на Панели

инс тр ументов ос новного окна Visual Basic. А в настоящих программах ставят специальную кнопку для

прекращения работы. Сделаем и мы таковую.

14. В окне Инс тр ументов (T oolBox) нажать кнопку C om m an d Bu t t o n. Мышью нарисовать в

окне Формы прямоугольник. Он превратиться в кнопку C om m an d1.

15. Самостоятельно сделать так, чтобы на кнопке было написано Вых од.

16. При нажатии на эту кнопку программа должна прерваться. Значит, надо для объекта

командная кнопка Com m and1 при с обы тии Click выполнить команду End .

17. Для создания соответствующей процедуры дважды щелкнуть на кнопке. Откроется окно кода с

заготовкой процедуры, которую надо сделать такой, как на рисунке:


На рисунке справа от оператора End вы видите так называемый комментарий: все, что находится

правее апострофа, Visual Basic не воспринимает как программу и не выполняет.

18. Запустить программу на выполнение и проверить ее работу.

19. Сохранить проект на своем рабочем диске. Щелкнуть по кнопке Сохранить . В диалоговом окне

S a ve F i l e A s выбрать свой диск, дать имя файлу FП ерваяПрограмма и щелкнуть по кнопке

Сох ранить. Форма будет сохранена с расширением . f r m .

20. В диалоговом окно Save P r o j ec t A s задать имя файла РП ерваяП рограмма и произойдет

сохранение проекта с расширением . v b p .
Итак, мы написали три проц ед уры . Одна выполняется в том случае, когда на форме происходит

событие Click , вторая – когда на форме происходит событие DblClick , третья – при с обы тии

C l ic k на об ъекте командная кнопка. Эти процедуры являются подпрограммами в главной

программе Pr oj ec t1 . То есть процед уры – это программы, выполняемые «внутри» другой программы. В

дальнейшем мы увидим, что любая процед ура сама может содержать в себе подпрограммы ( др угие

проц ед уры).

Написанные нами проц едуры называются с обытийными . Они выполняются в том случае, когда с

некоторым объектом происходит некоторое собы тие .

Объектов, которые можно разместить на Форме, достаточно много. Мы познакомимся с

большинством из них в процессе выполнения следующих практических работ.

Visual Basic позволяет выводить информацию непосредственно на Форм у. Рассмотрим, как это делается.
21. Щелкнуть дважды на Форме для вызова окна кода. В списке событий выбрать Ac t iv a t e

( активац ия). Набрать следующую программу (вместо слова Pr i nt можно набирать знак вопроса “? ”,

Visual Basic сам заменит его на метод Pr i nt):

8



22. Запустить программу на выполнение. Разобраться, как работает метод Pr i n t, почему числа и слова

расположены так, а не иначе.

Метод Pr int предписывает выводить (визуализировать) информацию.

Почему в данном случае вывод информации происходит на Форм у , а не на другой объект? Да потому,

что в данном случае Форма – единственный об ъект, для которого может выполниться данный мет од.

Visual Basic выводит информацию именно на Форм у «по умолчанию».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconVisual Basic для детей
Оно не является официальным пособием по Visual Basic. Для получения полной информации обращайтесь к руководству по программированию...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconVisual Basic for Applications Учебный практикум
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Информатика» ирекомендуется для получения практических навыков использования...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconРабота в среде Visual Basic
Цель занятия. Приобрести начальные навыки работы в среде Visual Basic. Изучить элементы среды программирования, порядок установки...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconЯзык программирования Visual Basic for Applications, о котором пойдет...
Язык программирования Visual Basic for Applications, о котором пойдет речь в этой книге, является результатом пересечения двух ветвей...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconVisual Basic Основы работы с базами данных
Умение обращаться с файлами данных чуть ли не одна из самых важных ступений в обучении программированию на Visual Basic! Здесь я...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconО том, как создавать программы на встроенном в Microsoft Office языке...
Но теория будет еще полезнее, если подкрепить ее практикой примерами реально работающих программ, написанных на этом языке. А таких...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconУчебник qbasic. Язык qbasic/Quickbasic. Среда разработки qbasic
Бейсик (QBasic) диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. На современных компьютерах используется следующие...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconКоличество поклонников технологии объектно-ориентированного программирования...
Ооп, некогда бывшее вотчиной C++ и SmallTalk, pacпространилось и на Visual Basic. В этом уроке рассматриваются основы ооп и исльзования...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconПродолжим изучение программирования на Visual Basic for Applications....
Продолжим изучение программирования на Visual Basic for Applications. Подробные описания теперь уже не нужны достаточно лишь заострения...

О. Л. Гусева, Е. В. Баклашова Основы программирования на языке Visual Basic iconVisual Basic для детей
Обучающая программа содержит 10 уроков (с доступным объяснением терминов) по построению программ в среде Visual Basic. Используются...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<