Скачать 262.76 Kb.
|
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИЛУГАНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКАКафедра дизайну Р О Б О Ч А Н А В Ч А Л Ь Н А П Р О Г Р А М А дисципліни «Основи формоутворення» для спеціальності: «Дизайн» форма навчання: заочна ЗАТВЕРДЖЕНО на засіданні кафедри Протокол № 1від 11 вересня 2009 р. Завідувач кафедри___________(підпис) Перезатверджено: протокол №______ від ____________ Перезатверджено: протокол №______ від ____________ Перезатверджено: протокол №______ від ____________ Погоджено: Завідувач науково- методичного відділу ___________ Л.П. Масюта Луганськ 2009 ![]() Луганський національний університет імені Тараса Шевченка Робоча навчальна програма дисципліни „Основи формоутворення”
Задание для студентов, которые обучаются на индивидуальном графике 6 семестр Задание №1 По курсу: «Основы формообразования» Тема: «Архитектоника» Цель: 1. Закрепление понятия архитектоника и ее составляющих. 2. Освоение приемов выражения в форме функции, структуры и конструктивно-материального содержания объекта. В формообразовании архитектоника является основным понятием, так как отражает неразрывность связи формы и содержания объекта. Форма любого объекта должна отражать его назначение и функцию, структуру, тектонику, материал и технологию изготовления. Содержание задания:
Для графического дизайна – это полиграфическая продукция, реклама, упаковка, предметы быта, инструменты. Для дизайна одежды – это возможно рассмотрение архитектоники одежды, обуви или головных уборов.
Требования к заданию.
Задание 2 Тема: Семантика художественной формы. Цель: Сформировать умение через форму выражать свойства и качества объекта. Основные положения Главной целью графического дизайна является передача информации через изображение и запланированное воздействие на получателя визуальной информации. Это достигается не только через изображаемый объект, но также средствами композиционного формообразования. С точки зрения сходства с изображаемым объектом изображения в графическом дизайне различают: 1.Натурального подобия-полное тождество изображения и изображаемого объекта. Такие изображения дают достаточно полную информацию об объекте, но часто невыразительны и передают не главные или не планируемые для передачи свойства объекта. 2.Отбор наиболее главных и характерных свойств объекта делает изображение более выразительным и более пригодным для передачи отдельных запланированных свойств. Такие изображения называются иконическими. 3.Символические изображения могут сохранять ассоциативную связь с объектом, лежащем в основе символа, и конвенциальные, не имеющие связи с объектом. Все виды изображений могут использоваться в зависимости от решаемой задачи при проектировании товарных и фирменных знаков, в рекламе. Этапы создания художественной формы: 1. Ознакомиться с заданием, т. е. решить вопрос о том, какие свойства и качества изображаемого объекта должны быть отражены.
7. Проработать выбранное изображение, используя средства композиционного формообразования. Задание 2.1 Выявление свойств объекта. Цель – выбор и изучение объекта, изображение объекта. Задачи – выявление свойств объекта через
Задание 2.2. Выполнение изображения объекта в декоративной форме. Задача – найти декоративную форму:
Задание 2.3. Построение знакового изображения объекта. Цель – обобщение и предельная лаканизация средств изображения. Задачи:
а) предмет-цифры, буквы, б) предмет-слово, в) предмет-предмет. Задание 2.4. Создание сказочного персонажа. Цель – умение создавать образы сказочных героев. Задачи:
Указания по выполнению: 1. все работы выполняются на бумаге формата А4; 2. применять разнообразные средства: линию, пятно, точки и их комбинация; 3. технические средства: тушь, карандаш, фломастер, перо, кисть и др.; 4. размер изображений от 50×50 мм (допускается 25×25 и 30×30 мм); 5. количество изображений диктуется заданием; 6. количество листов 4 или 5 с 5... 10 изображениями на каждом листе; 7. на каждом листе записывается номер задания и название, фамилия студента; 8. листы закладываются в файлы. Семестр 7 Задания по формообразованию 4-й семестр «Комбинаторика» В процессе обучения в 4-м семестре основы комбинаторики осваиваются в процессе выполнения 6-ти заданий, которые входят в курсовую работу. Задание 1. Типоразмеры и модульность в комбинаторном формообразовании. 4 часа. На основе квадратной и тригональной (из ячеек правильных треугольников), используя модули и микромодули, составить для каждой сетки вариантов не менее 6 мозаичных форм. Размер модулей сетки 5-6 мм. Размер каждого изображения 75×75 мм. Выполнить тушью, фломастером, гуашью. Образец на рис. 1 и 2. Задание 2.Структура, конструктивная пластика и комбинаторная вариантность сложной формы. 6 часов. На основе квадратной, треугольной и гексогональныъх сеток создать не менее 3-х графических плоскостных плоских форм в виде повторяющихся типоэлементов одной-двух конфигураций. Варианты выполнить в черно- белом или цветном исполнении. Размер модуля каждой сетки 10-12 мм. В квадратной сетке за модуль принять макромодуль из 2-х ячеек. Образцы на рис. 3,4,5. Задание 3. Комбинаторное орнаментирование мозаичной плоскости. 12 час. На основе квадратного и треугольного модуля из одного типоэлемента для каждого модуля путем использования различных видов симметрии спроектировать декоративный асимметричный рисунок заполнения мозаики. С помощью трафаретов орнаментов сделать для каждого модуля не менее 9 вариантов орнамента. Размер модуля 15 мм. Допускается применение компьютерной графики. Образцы на рис. 6 и 7. Задание 4. Проектирование сложных форм с применением разработанных орнаментов. 4 часа. Используя разработанные в заданиях 2 и 3 варианты спроектировать мозаику пола в одном из помещений офиса фирмы. Формат изображения А3 или А2. Дается цветовое решение изображения. Лекции по курсу «Основы формообразования» Для студентов 3-го курса специальности 6.020 200 «Дизайн». Институт последипломного образования Кафедра дизайна 1. Архитектоника форм. 6-й семестр ( лекции 6 час., лабораторные 10 час., с/р 76 час.) Темы лекций: 1.Роль формы в художественном конструировании. Связь формы и содержания. Виды и свойства форм. Информативность формы. Важным научным фактором развития основ композиции является процес формообразования, которое наблюдается и происходит в природе, искустве и технике. Пример – длительное исследование динамики полела и структуры крыла птицы – помогло Н. Е. Жуковскому. Изучение принципов формообразования, например в природе, позволило человеку перейти на более высокую ступень творчества и, в первую очередь в развитии техники. Конечное композиционное решение в формообразовании возникает в последовательном творческом процессе проектировании, начиная от функций, конструкции, технологии изготовления и свойства основных материалов с учетом эстетических факторов. Создавая трехмерный объект, художник-клнструктор оперирует не линиями и плоскостями, а объемами, массой и пространством. Это требует знания различных композиционных примеров и умений пользоваться механическими, физическими и химическими свойствами материалов. Теоретическое понятие формообразования можно выразить следующим образом: формообразоварие – теоретическая дисциплина, изучающая формы, принципы и методы художественного конструирования, направленные на создание оптимальной формы промышленных изделий, объектов графического дизайна, отвечающих функциональным, технико-экономическим, композиционно-эстетическим требованиям. С понятием формообразования в художественном конструировании тесно связаны такие понятия, как архетектоникка, комбинаторика и хиротехника. Под формообразованием продукции дизайна и архитектуры следует понимать осуществляемое по законам социальной целесообразности, пользы, красоты, прочности и экономичности художественное конструирование промышленных изделий и архитектурное проектирование, создаваемое промышленным способом. Форма является активным компонентом объекта, объединенным с содержанием не только прямой но и обратной связью, и способна влиять на содержание. Форма включает в себя две органически взаимосвязанные стороны: внутреннюю – структуру и внешнюю – ее наиболее обозримую, пластическую оболочку. В объектах дизайна и архитектуры структура – композиция предмета как основа материально-пространственной и визуально-эстетической организации. Для определения этой важнейшей стороны формы в архитектуре и дизайне часто применяется также термин объемно-пространственная структура, в котором четко обозначаются два главных фактора произведения – объем (материал) и открытое пространство. Внешняя форма представляет собой ее зримую лицевую поверхность со всей конкретной совокупностью внешнего вида: рельефом, фактурой, цветом, различными членениями (проемы, выступы, ниши), а также декоративными элементами, светотеневыми эффектами и другими факторами, создающими определенный образ сооружения изделия. Итак, форма, ее структура и внешняя оболочка – это то, в чем отражается содержание предмета и проявляется архитектоника. Текстура – это внутреннее строение материала, из которого сделан тот или другой предмет. Фактура, родная сестра текстуры,- это степень и качество обработки материала. 2.Архитектоника предметных форм. Зависимости архитектоники. Наиболее цельная концепция архитектоники и комбинаторики формообразования представлена в книге Ю. Г. Божко «Основы архитектоники и комбинаторики формообразования». Рассмотрим суть главных свойств и компоненты этих важных средств оптимального проектирования промышленных изделий архитектурных сооружений и объектов графического дизайна. Под архитектоникой понимается всесторонняя материальная и информационно-эстетическая взаимосвязь внутреннего содержания и формы в произведениях дизайна, архитектуры и других объектов. Это зримое понятие и художественное воплощение назначения, функционирования, пространственной организации, конструктивно-технологической основы во внешнем облике промышленных изделий, архитектурных сооружений, художественных и других предметов. Архитектоника происходит от греческого architektonika, что означает строительное исскуство – художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, и строения художественного произведения. Термин тектоника относится к строительству. Он переводится в сущности так же, как и архитектоника, но применяется более многозначно. Термин архитектоника, возникший в эпоху античного искусства, употребляется в наше время не только в конструкторско-художественном, но и в функциональном и утилитарно-художественном смысле для обозначения всестороннего совершенства и организованности, логической стройности, гармонии художественно-технических произведений. Первая теоретическая формула архитектоники как взаимосвязи совершенного внутреннего содержания с совершенным художественным внешним обликом была определена еще в известной триаде Витрувия о необходимости соблюдения в произведениях зодчества гармонического единства пользы, прочности и красоты. ^ произведений дизайна и архитектуры представляет собой сущность объекта как относительно самостоятельной системы и включает следующие важнейшие признаки:
Совокупность названных компонентов содержания и их качество – это то, что отражает архитектоника предмета. К главным качественным характеристикам архитектоники принадлежат следующие признаки: уровень совершенства внутреннего содержания объекта; уровень совершенства формы объекта; уровень информативности формы объекта; уровень художественного выражения содержания и формы объекта. Критерием качества архитектоники любого художественно-технического объекта или проектного ращения является совокупность наилучших признаков и слагаемых архитектоники, соответствующих лучшим мировым и отечественным стандартам. ^ это архитектоника в ее положительном проявлении, единственно правильное и полноценное качество объекта с точки зрения естественных представлений о целесообразности, совершенстве и красоте. Архитектоничность это целесообразность и полное художественное выражение во внешнем облике объекта с его внутренним содержанием. Качество архитектоники объекта и его уровень зависит от многих факторов. ^ (закономерность) архитектоники во всестороннем единстве формы и содержания. Кроме главной, есть основные зависимости:
При этом она эстетически более выразительна. Трехкомпонентность, лучше чем контур. 2. Чем замкнутей и целостней пространственная организация формы и теснее связаны все ее элементы, тем она конструктивнее. Композиционные связи. Композиционно целостней. 3. Чем структура формы геометрически упорядочней, тем она жестче (яйцо, кристаллы) и там она выразительней передает смысл 4. Чем меньше масштаб и размеры тем проще структура (меньше деталей в изображении). Эти зависимости влияют на информативность формы. Зависимости информативности формы: 1. чем раскрытие форма, тем больше она информативна. 2. раскрытые или закрытые формы зависят от функциональных и конструктивных параметров объекта. 3. чем сложнее объект и его структура, тем труднее воспринимается, поэтому применяются законы структурирования и упорядочности. Закон Миллера. 4. информативность лучше при лучших условиях обзора (удобство рассматривания) Общая информативность формы включает 2 компонента: семантическую и эстетическую информативность. Семантическая означает отражение в форме сущности (содержания) объекта. Эстетическая – это информация, передаваемая с помощью ассоциаций, образов, гармонии. Художественный образ – это образ объекта, переработанный в соответствии с законами красоты и отражающий личность дизайнера. Эстетическая информативность формы связана со свойствами и средствами композиции, с образной ассоциативностью (вертолет – стрекоза, бульдозер – бегемот). В произведениях дизайна все факторы формообразования, в том числе и архитектоника, проявляются системно, т.е. взаимосвязано. Будучи свойством системным архитектоника включает основные взаимосвязанные составляющие. Во внешней форме должно проявляться внутреннее содержание объекта. Это является главной задачей архитектонического проектирования. В каждом объекте проектирования должны часто проступать его внутренняя сущность: назначение, функция, тектоника (работа конструкции и материала), материал и способ изготовления и технология. По внешнему виду всегда можно узнать объект. Это основано на:
ІІ. Комбинаторное формообразование. 7-й семестр (лекции 6 час.. лабораторные 8 час. с/р 80 час.) ^ 1 Комбинаторика как универсальный принцип формообразования. Под комбинаторикой формообразования понимают теорию и метод создания сложных форм или групп этих форм путем различного их пространственного взаиморасположения, сочетания, комбинирования. Практическое применение этой теории и метода конкретного проектирования предметных объектов принято называть комбинаторным формообразованием. В области дизайна и архитектуры наиболее целесообразными считаются следующие термины: художественно-конструкторская (дизайнерская) комбинаторика, а также художественно-конструкторское и архитектурное комбинаторное формообразование. Для архитектуры и дизайна, объекты которых производят индустриально и требуют для своего создания больших материальных затрат, способ комбинаторного формообразования очень важен и особенно актуален. Однако решение проектных задач методом комбинаторного формообразования одновременно более эффективно и сложно. Пример: природные кристалические формы, растительные, животные. Комбинаторикой называется и раздел математики, описывающий свойства и способы образования всех возможных сложных абстрактных сложных объектов из заданного множества исходных элементов. Для отличия от математической комбинаторики при образовании отдельных сложных предметных форм, в том числе произведений дизайна и архитектуры, применяется термин комбинаторика предметного образования или, для краткости, комбинаторика формообразования. Как бы промежуточной комбинаторикой является прикладная система предпочтительных чисел и рядов предпочтительных чисел. Эта система упорядочивает, согласовывает и сокращает до разумных пределов номенклатуру всех возможных размеров и других параметров проектируемых форм посредством единого математического закона построения этой числовой системы – закона десятичной геометрической прогрессии с пятью коэффициентами (от 1,6 до 1,03). Существенная особенность комбинаторного формообразования архитектурных, дизайнерских, технических и других сложных объектов заключается в том, что это высокорациональный и высокоэффективный метод с обширной областью его возможного применения однотипных сложных объектов различного назначения (секционная сборно-разборная мебель, различные здания, построенные по единому каталогу индустриальных строительных деталей; группы орнаментов и т. д.). Пример: природа. Среди искусств, больше всего комбинаторный подход был распространен в различном прикладном орнаментировании – еовроткачестве, в узорах чеканки, резьбе по камню и дереву, в гончарных изделиях, а также в строительстве и архитектуре (на основе таких унифицированых деталей как кирпич изразцовая плитка и др.) Значение метода комбинаторного формообразования, особенно в области дизайна и архитектуры, стремительно возрастает и заключается в общих чертах в возможности создания разнообразных вещей из однообразных частей, в повышении композиционного единства, ансамблевой согласованности стилевой общности предметов при их внешнем различии. Комбинаторные свойства лежат в основе и таких важных качеств современных промышленных изделий, как их многоцелевое применение, сборность-разборность, складируемость и пакетируемость, трансформируемость и т. д. Цель проектировщика, который применяет метод формообразования, - во-первых, по возможности расширять круг областей и конкретных задач его целесообразного использования и, во-вторых, изобретательным поиском находить оптимальные разновидности типовых унифицированных деталей, которые позволяли бы наилучшим образом собирать из низ относительно небольшое количество объектов требуемого назначения. Такова суть и значение комбинаторики формообразования. 2. Формообразование сложных форм. Слагаемые сложных и комбинаторных форм. Сложные объекты и изображения состоят из компонентов формы и характеризуются свойствами, зависящими от особенностей компонентов форм. 1. индивидуальные (оригинальные) – это элементы формы, которые не повторяются, не сочетаются с соседними частями или сочетаются только в одном варианте взаиморасположения. Это характерно для индивидуального проектирования. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Типовые элементы – это многократно повторяющиеся взаимодополняемые и взаимозаменяемые составные части предмета. ![]() 2.а Унифмцированные типовые элементы = это типовые со свойствами универсальности. Если формы позволяют получать много вариантов, то они называются комбинаторными типовыми элементами. Марки типоэлементов – это когда элементы одного геометрического типа имеют декоративные отличия (стены панельные одинаковые, но различаются проемами окно или дверь) Типовые унифицированные блоки – это многократно повторяющиеся части сложных форм, состоящие из типоэлементов (блоки квартир состоящих из типовых стен) Типоразмеры – это разновидность элементов сложных форм. Это одинаковые по форме, но разные по размеру. Это подобные типоразмеры. Модульные – связанные кратностью. Бывают сочетаемые и несочетаемые. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Формообразующие параметры типоэлементов. Каждая форма характеризуется главным формообразующим параметром: геометрия контура. Пропорции и модульность являются вторичными. Цвет, фактура и декор – дополнительные. Г ![]() ![]() ![]() - возможности малы - больше - еще больще Влияет симметрия элемента. Кратность и модульность повышают возможности. |
![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну | ![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну |
![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну | ![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну |
![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну | ![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну |
![]() | Прізвище ім’я по-батькові, посада, вчене звання та науковий ступінь викладача (викладачів), які викладають дисципліну | ![]() | Документознавство, Інформатика, Фізика, Математика, Комп'ютерна інженерія, Програмна інженерія, Фінанси, Маркетинг |
![]() | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13. 00. 01 – загальна педагогіка та історія... | ![]() | України від 26 січня 2011 р. №1-05/1 збірник включено до переліку наукових фахових видань України, в яких можуть публікуватися результати... |