Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых




Скачать 292.67 Kb.
НазваниеАктуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых
страница1/3
Дата публикации03.03.2013
Размер292.67 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения школьников относятся  к   числу  наиболее значимых  проблем современной педагогической науки и  практики.  Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение  и развитие  носят  деятельностный  характер   и   от   качества   учения   как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной жизненной позиции учащихся в учебном процессе. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия  и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.

К таким технологиям можно отнести:

- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;
- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;
- проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога, и для учащегося? Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащегося и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

В русле этих поисков несколько лет назад в пространстве педагогики начало разрабатываться еще одно направление – учебный диалог. Сегодня хорошо работает новый  подход – интерактивное обучение (inter – между, aktio – действие). Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно  видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Традиционно выделяется три стороны общения:

–       информативная (обмен информацией);

–       интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);

–       перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны. Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других). В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые ни один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя. Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.). Психические механизмы совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет.    Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности -индивидуальной, фронтальной и групповой. В первых двух случаях построение аналогичное (учитель   -  ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация  учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

·        конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

·        коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

·        социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

 

^ Описание системы работы

Важно оптимально сочетать в зависимости от целей урока формы организации познавательной деятельности, методы обучения и содержание учебного материала.

Изучение новой темы начинаю со знакомства учащихся с планом изучения данной темы  или совместного планирования (в зависимости от  конкретного класса). Из таблицы учащиеся  видят, на каких уроках будет осуществляться изучение нового материала, отработка знаний, умений, навыков; контроль, рефлексия, коррекция; где работа будет организована в группе, индивидуально, фронтально, на каких уроках отметки получат все. Самостоятельные работы обязательно составляю дифференцированно.  Учащиеся оценили доступность такой информации.

^ I.                 Методы обучения.

Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения. Но, как правило, при изучении нового материала чаще всего использую для формирования теоретических знаний – проблемно-поисковые методы, для формирования фактических знаний – репродуктивные методы, так как для организации работы необходимы базовые знания по теме. На этапе формирования знаний, умений и навыков репродуктивные методы  постепенно заменяю на частично поисковые, так как необходимо формирование умений учащихся использовать полученные знания в нестандартной, измененной ситуации. Кроме того, на этом этапе, а также на этапе обобщения и систематизации знаний и умений использую проблемные и исследовательские методы, в частности, метод проектов.
^ II.              Формы групповой работы.

Использование форм групповой работы подчинено основной задаче данного типа урока. Набор этих форм также определяется содержанием учебного материала, уровнем готовности класса, наличием времени.

^ III.          Организация учебного пространства.

При интерактивном обучении важнейшим условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впереди сидящих и только одно лицо – лицо  учителя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.

^ IV.   Формирование групп.

Особое внимание  уделяю формированию групп. Существует два основных принципа формирования – свободное (по желанию) и организованное учителем. Предпочтение отдаю организованным группам, т.к. симпатии учащихся не всегда позволяют сформировать группы, необходимые для работы на уроке (с учетом содержания материала, планируемых форм организаций их деятельности), но при этом учитываю и мнение учащихся,  называю это полуорганизованными группами.

Пример способа формирования:

·        называю количественный состав группы, даю две - три минуты на сбор групп, иногда распределяю только «лидеров», остальных они набирают сами;

·        учащиеся при входе берут карточки, определяющие их место в группе;

·        на столе заданием вниз  лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.

Организованное распределение происходит следующим образом:

·        на столах заранее подготовлен список участников микрогруппы;

·        при входе в класс раздают учащимся карточки-пропуски к тому или иному учебному столу;

·        учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.

По моему мнению, лучше всего организовывать группу с обязательным, но сменным составом, предотвращая возможность возникновения соперничающих друг с другом  внутриклассных группировок. 

^ V.   Организация групповой работы.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов:

1.    Подготовка к выполнению группового задания:

· постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

· выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);

· раздача дидактического материала по группам.

2.    Групповая работа:

· знакомство  с материалом, планирование работы в группе;

· распределение заданий внутри группы;

· индивидуальное выполнение задания;

· обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

· обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

 .  подведение итогов группового задания, выводы.

3.    Заключительная часть:

· презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;

· анализ познавательной задачи; рефлексия;

· общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;

· дополнительная информация учителя на группу.
Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся можно предложить кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока, занятия?», «Что тебе уже  известно по теме?», хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку, необычное приветствие учителя и т.д.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому необходимо познакомить учащихся с нормами поведения при интерактивном общении.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

  Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, заключительная часть – 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе. 

Численный состав групп также важен, поэтому при первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, проведении тренинга учебных умений и навыков, использую учебную пару (диаду). Характер такой деятельности – репродуктивный, это формы работы: "Эхо", "Домино", "Диспетчер и контролер". Можно использовать пары постоянного и переменного состава, статические и динамические. Последняя форма особенно нравится детям 5-6 класса ("Хоровод", "Ручеек").  Для учителя оценить работу 10-15 пар учащихся проблематично, поэтому использую ее для небольших по количеству учащихся классах. При формировании знаний, умений и навыков по теме использую "Триады", "Квартеты", которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя), причем можно задания написать на разном цвете карточках в зависимости от сложности; выполнил верно, – добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений" фломастером, цветом соответствующим карточке (синий, зеленый, красный). Ценность данного  урока - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. Учитель на данном уроке может оценить работу и каждого ученика отдельно, и работу группы.

Совместная деятельность учащихся эффективна не только для уроков формирования знаний или умений, не менее эффективно применение групповых форм для повторительно – обобщающих уроков. Изученный материал дает обширную информацию для повторного анализа, уточнений, систематизации, выводов по теме. Использую формы групповой работы: уроки-конференции, математический бой, уроки-консультации.  Наиболее сложная, но зато и наиболее эффективная форма на этом этапе изучения темы - дискуссия.

При изучении нового материала использую уроки  по типу "мозаики", т.е. форму кооперированно - групповой работы. Материал разбит на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оцениваю конспект, составленный учащимися. Для актуализации знаний, мотивации учебной деятельности использую прием организации совместного поиска "Что мы об этом знаем?" ("Урок - ярмарка", "Урок – конкурс идей"). По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Межгрупповое общение  организую почти всегда. Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.).

Как показывает опыт, групповая работа – форма организации деятельности, а главным все же остается содержание деятельности групп. Поэтому необходимо решать задачу наиболее эффективного использования этой формы работы, т.е. нужно создавать условия для развития мышления, материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;

  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его, идти дальше, выше;

  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;

  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Групповая форма обучения – одна из наиболее приемлемых и эффективных в этом плане.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconЧто такое интерактивное обучение?
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconУроков математики в 5 классе по теме: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
Проблема: «Внедрение компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе»

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconСтратегия формирования концепции информационного подхода и его развития
Развитие информационного подхода углубляет знания об информационных процессах в сложных системах, что позволяет расширить математическую...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconТворческая работа тема: формирование здоровьесберегающей компетентности...
Тема: формирование здоровьесберегающей компетентности на уроках физической культуры в 1-4 классах на основе личностно-ориентированного...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconЛекция 1 Тема. Общие сведения о науке Цель лекции: формирование первичных...
Цель лекции: формирование первичных представлений о ключевых понятиях науки и научной деятельности, об истории научного прогресса,...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconВозможности кибернетической педагогики в транснациональном образовании
Украина в настоящее время является потенциальным кандидатом на вступление в ес и поэтому предпринимает шаги по реформированию высшей...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconХарактеристика методов обучения русскому языку с учетом компетентностной...
Проблема определения, характеристики системы методов, которую целесообразно использовать для реализации целей компетентностно ориентированного...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых icon«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии»
Модернизация образования ориентирует учителя школы на формирование ключевых компетенций у каждого ученика. Компетентностное образование...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых iconПрименение агрегативного подхода к моделированию элементов радиоэлектронных систем при
Целью данной работы является разработка методического подхода к решению задачи опытно-теоретического исследования эффективности рэ...

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностно-ориентированного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых icon2 Подбор и обоснование методик 6
Задачей современной школы является достижение наиболее эф­фективной общественной формы организации учебной деятельности детей. Однако...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<