Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление




НазваниеМетодическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление
страница1/12
Дата публикации10.05.2013
Размер1.66 Mb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

ЕКІБАСТҰЗ ПОЛИТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЕКИБАСТУЗСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КУРСА

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Содержание 3

Раздел 1 Информатика и информация 3

Раздел 2 Устройство персонального компьютера 16

Раздел 3 Windows 98/2000 25

Раздел 4 Текстовый процессор MS Word 30

Раздел 5 Компьютерная графика 36

Раздел 6 Электронная таблица MS Excel 39

Раздел 7 СУБД MS Access 46

Раздел 8 Основы программирования 52

Раздел 9 Компьютерные сети. Интернет 59

ВВЕДЕНИЕ
Уже первые шаги человека по дороге знаний заставили его решать те проблемы, которые и сегодня занимают наше внимание: проблемы накопления, отбора, систематизации и передачи информации. Первыми носителями информации были каменные поверхности пещер, глиняные таблички ассирийцев, папирусы египтян, вампум североамериканских индейцев, кипу инков, пергамент греков. На них наши предки рисунками, клинописью, иероглифами, раковинами, узелками, буквами стремились запечатлеть и передать последующим поколениям накопленный ими опыт об окружающем мире. Однако понадобилось еще не одно столетие для того, чтобы человек, отягощенный грузом накопленных фактов, впервые задумался о необходимости их отбора и последующей систематизации, заложив тем самым зыбкие контуры будущей науки - информатики. Чрезвычайно трудно было осуществлять строительство, проводить научные исследования, вести коммерческие и торговые дела, прибегая к помощи одного лишь ума, который к тому же был крайне ненадежным «информационным банком». Смерть обрывала нити жизни, а вместе с ней безвозвратно утрачивались многие ценнейшие открытия, секреты древних мастеров.

Вспомним, например, что секрет изготовления булата, утерянный в средние века, был заново открыт лишь в конце XIX века.

Понятно, что ни глиняные таблички, ни рукописные списки, ни, тем более, узелковые письма не могли создать основу для накопления информации, для ее передачи в поколениях. Самым первым и, может быть, самым великим этапом информационной революции стала книга.

Вся дальнейшая история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием и совершенствованием средств отбора, накопления и передачи информации. Изобретение пишущей машинки, телефона, телеграфа, радио, диктофона, телевидения, компьютера, современных средств информационных и телекоммуникационных технологий - таковы этапы становления и триумфа информационной эры.

Информатика возникла как наука, изучающая информационные процессы и пути их автоматизации1, и превратилась в мощный фактор, влияющий на развитие мирового сообщества.
СОДЕРЖАНИЕ
I Раздел. Информационные процессы

Цель: знать способы кодировки информации, способы обработки, передачи,

хранение и обновление информации.

Лекция 1. Предмет и задачи информатики. Представление информации. Информационные процессы в обществе



      • Понятие информации

      • Основы вычислительных систем

      • Представление информации

      • Двоичные числа
      • ^

        Шестнадцатеричные числа

      • Представление текстовой информации

      • Представление звуковой информации

      • Единицы измерения информации


    • ИНФОРМАТИКА

      • Предмет информатики

      • Основные направления информатики

    • ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

      • Основные проблемы информатизации и их причины

      • Новые информационные технологии


Понятие информации

В узком смысле информацией можно назвать сведения о предметах, фактах, понятиях некоторой предметной области.

С середины  века информация рассматривается в широком смысле как общенаучное понятие, включающее в себя как совокупность сведений об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, так и обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами между живой и неживой природой, в животном и растительном мире, а также генетическую информацию.

Имея в виду это определение, информацию можно подразделить на:

  1. структурную, присущую объектам естественного или искусственного происхождения. Эти объекты (орудия труда, предметы быта, произведения искусства, научные теории и т.п.) возникают благодаря и в результате целенаправленных управленческих процессов;

2)оперативную, циркулирующую между объектами материального мира и используемую в процессах управления в живой природе, в человеческом обществе.

Информация, представленная в формализованном виде, удобном для ее сбора, пересылки, хранения, обработки получила название "данные".

Совокупность полезной информации, правил и процедур ее обработки, необходимая для получения новой информации о какой-либо предметной области называют знанием.

^ Основы вычислительных систем

Вычислительной системой (ВС) называется система, состоящая из аппаратных и программных средств, предназначенная для выполнения некоторого множества задач по переработке информации.

Классификация ВС по составу аппаратных средств приведена на рис. 2.1.1 .



Рис. 2.1.1. Классификация ВС по составу аппаратных средств
Одномашинная однопроцессорная ВС включает одну ЭВМ с одним центральным процессором (ЦП). А одномашинная мультипроцессорная ВС – одну ЭВМ с несколькими ЦП. Многомашинная концентрированная ВС состоит из нескольких, связанных между собой ЭВМ, расположенных в непосредственной близости одна от другой. Вычислительной сетью называется совокупность нескольких территориально разобщенных ЭВМ, связанных каналами передачи данных.

Каждая задача, решаемая ВС, имеет алгоритм решения. Алгоритм – правило, определяющее последовательность действий над исходными данными, приводящую к получению искомых результатов. Форма представления алгоритма решения задачи, ориентированная на машинную реализацию, называется прикладной программой.

При разработке и выполнении прикладной программы человек-пользователь взаимодействует с аппаратурой ВС не непосредственно, а через системное программное обеспечение. В результате пользователь взаимодействует не с реальной, а с виртуальной (кажущейся) ЭВМ. Например, при выполнении программы на языке ПАСКАЛЬ пользователю кажется, что ЭВМ выполняет операторы этого языка, хотя реальная ЭВМ не может выполнять ничего, кроме программ в машинных кодах.

В данном курсе решается задача обучения основам программирования на языке ассемблера для микропроцессора Intel 80x86 (сокращенно - i8086). Среди всех языков программирования язык ассемблера наиболее близок к языку машинных команд. Поэтому знакомство с ним способствует изучению организации аппаратуры ЭВМ и изучению принципов ее работы. Кроме того, в процессе данного курса решается задача получения навыков построения алгоритмов программ, отвечающих требованиям структурного программирования.

^ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Двоичные числа

Чтобы сделать ВС более надежными и простыми, их аппаратура строится из простейших электронных схем, которые могут находиться только в двух состояниях. Одно из них обозначается 0, а другое – 1. Такая схема предназначена для длительного или краткого хранения самой мелкой единицы информации – бита (от «BInary digiT» – двоичная цифра).

Любое число можно представить в виде цепочки битов. Такое представление числа называется двоичным числом. Цепочка из восьми битов называется байтом (рис. 2.2.1.1.).

10011011
старший бит (бит 7) младший бит (бит 0)

Рис. 2.2.1.1. Пример байта
Величина двоичного числа определяется относительной позицией каждого бита и его значением. Позиционный вес младшего бита 2о = 1(10). 1(10) – единица в десятичной системе счисления. Следующий бит имеет вес 21 = 2(10). Вес любой позиции получается удвоением веса предыдущей позиции (рис. 2.2.1.1.).
7 6 5 4 3 2 1 0 позиция

























27 26 25 24 23 22 21 20

128 64 32 16 8 4 2 1 вес
Рис. 2.2.1.1. Веса позиций байта

Для преобразования десятичного числа в двоичное надо сделать ряд вычитаний. Каждое вычитание даст значение одного бита. Прежде всего, вычтите из десятичного числа наибольший возможный двоичный вес и запишите 1 в эту позицию бита. Затем из результата вычтите новый наибольший возможный двоичный вес и запишите 1 в эту новую позицию бита. Так - до получения нулевого результата. Например, преобразование числа 50 в двоичное:

_50

  1. (бит 5 = 1)

_18

  1. (бит 4 = 1)

_2

  1. (бит 1 = 1)

0

Записывая 0 в остальные позиции битов (биты 0,2,3) получаем окончательный результат: 110010.

Для выполнения обратного преобразования следует сложить десятичные веса тех позиций, в которых стоит 1:

32 (бит 5) + 16 (бит 4) + 2 (бит 1) = 50

Байт может представлять десятичные положительные числа от 0 (00000000) до 255 (11111111). Память ЭВМ состоит из блоков памяти по 1024 байта. Число 1024 есть 210. Число 1024 имеет стандартное обозначение К. Следовательно, ЭВМ, имеющая 48 К памяти, содержит 48 x 1024 = 49152 байта.

Машинным словом будем называть битовую строку длиной 16 битов. Одно слово содержит 2 байта (рис. 2.2.1.3.).

Каждый бит слова имеет свой вес (рис. 2.2.1.4.). Просуммировав все веса, найдем максимальное целое число без знака, которое можно записать в одно слово, оно равно 216 – 1 = 65535.

Двоичное содержимое байта или слова может рассматриваться (интерпретироваться) как число без знака и как число со знаком. Число без знака занимает все 16 битов слова или 8 битов байта. Оно может быть только положительным. Просуммируем два таких числа:

00111100 60

+ 00110101 + 53

01110001 113

Если слово (байт) содержит число со знаком, то в старшем бите содержится знак ( 0 есть +, 1 есть - ), а оставшиеся 15 или 7 битов содержат само число.

15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0



















































старший байт младший байт
Рис. 2.2.1.3. Структура машинного слова

15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

128 64 32 16 8 4 2 1

256

512

1024

2048

4096

8192

16384

32768 Рис. 2.2.1.4. Веса позиций слова

Отрицательное число хранится в дополнительном коде. Для получения дополнительного кода числа из его абсолютного значения используется следующее правило:

  1. все биты числа (в том числе и знаковый) инвертируются;

  2. к полученному числу прибавляется 1. Например, получим дополнительный код числа –65.


65(10) = 01000001(2)

1) 10111110

2) + 1

10111111 = -65(10)

Для получения абсолютного значения отрицательного числа повторяют эти же самые два действия. Например:

-65(10)= 10111111

  1. 01000000

2) + 1

01000001 = 65(10)

Сумма +65 и –65 должна составить ноль:

01000001 (+65)

+ 10111111 (-65)

00000000

В данном примере у нас произошли два интересных переноса: 1) в знаковый (7-й) разряд; 2) за пределы байта. Первая единица переноса обрабатывается как обычно, а вторая теряется. Оба переноса считаются правильными.

Вычитание двух положительных чисел заменяется суммированием первого числа с дополнением второго. Таким образом, как суммирование, так и вычитание выполняет одно и то же аппаратное устройство – сумматор. Кроме этого достоинства использование дополнения имеет еще одно - число ноль имеет единственное представление, т.е. нет двух нулей – положительного и отрицательного.

Приведем целые числа в окрестностях 0:

+ 3 00000011

+ 2 00000010

+ 1 00000001

0 00000000

- 1 11111111

- 2 11111110

- 3 11111101

Отсюда видно, что нулевые биты в отрицательном двоичном числе фактически определяют его величину: рассмотрите весовые значения нулевых битов, как если бы это были единичные биты, сложите эти значения и прибавьте 1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов III курса...
...

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №9 от 30. 12. 11г)

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса фармацевтического факультета

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса стоматологического факультета

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление icon1. 1 Операции над комплексными числами
Методическое пособие предназначено для учащихся старших классов школы и студентов первого курса, увлекающихся геометрией, графикой...

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconМетодическое пособие для иностранных студентов III курса

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconМетодическое пособие по курсу «спортивная метрология»
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, аспирантов. В пособии рассматривается...

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconМетодическое пособие для врачей
Эпилепсия классификация, клиника и лечение (Методическое пособие для врачей). Гродно: Гргму, 2005. 50 с

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление icon1. истоки украинской культуры
Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям для студентов І курса медицинских и стоматологического факультетов

Методическое пособие по информатике для учащихся 1-го курса оглавление iconМетодическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки...
Различают естественный (неспецифический, врожденный) и адаптивный (специфический, приобретенный) иммунный ответ, представляющие собой...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<