Скачать 0.8 Mb.
|
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ А. В. Данилин, Менеджер по работе с государственными организациями, Представительство Microsoft в России и СНГ, 2003 г. ВведениеРеализация инициатив в области электронного правительства способна кардинально повысить качество услуг, предоставляемых государством своим гражданам. Но при этом важно осознавать, что новый уровень услуг будет достигнут только тогда, когда государственные структуры осуществят трансформирование и совершенствование своих операций и процессов путем интеграции ведомственных информационных систем, включая системы электронного управления документами и многие другие системы. Организация такого межведомственного взаимодействия требует построения специальной интеграционной инфраструктуры. По сути дела, эта же инфраструктура необходима и для предоставления интегрированных услуг через центральные правительственные порталы или порталы региональных и местных органов власти. В распоряжении государства находятся огромные массивы информации и соответствующие системы, которые занимаются их обработкой. В качестве примера можно привести город Москву, в котором имеется более 300 различных городских информационных систем. При этом выполнение многих задач, например, оказание социальной помощи, медицинских услуг и т.д., требует интеграции и обеспечения информационного обмена между десятками ведомственных систем. Можно со всей определенностью сказать, что задача интеграции информационных систем, стоящая перед государством, по своей масштабности и сложности превосходит проблемы интеграции в коммерческом секторе и промышленности. Подходы к решению этой задачи должны опираться на современную архитектуру. К счастью, сегодня индустрия информационных технологий предлагает все необходимые элементы такой архитектуры, среди которых открытые стандарты XML и веб-служб для решения задачи межведомственного информационного обмена. Большое значение имеет интеграция государственных федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсов, что позволит, в том числе, повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т.д. В частности, в ФЦП «Электронная Россия» поставлены такие приоритетные задачи: создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых «электронных административных регламентов», которые являются способом формализованного описания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц с использованием современных информационных технологий. Такие задачи требуют построения инфраструктуры межведомственного взаимодействия адекватной сложности решаемых задач. ***** ^ Большинство государств, как правило, рассматривает инициативы в области электронного правительства в контексте более широких государственных инициатив по реформированию деятельности органов власти или, другими словами, в области правительственной и административной реформы. Консультационная компания Gartner Group1 дает следующее определение «электронного правительства»: Трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов. В этом определении присутствуют три элемента:
В 2001 году компания Accenture2 опубликовала отчет «Электронное правительство: опыт и проблемы», где был проанализирован опыт двадцати двух стран, приступивших к созданию электронного правительства. В отчете сформулированы следующие пять отличительных признаков стран-лидеров в области электронного правительства:
Фундаментальная стратегия, охарактеризованная в отчете компании Accenture как «классический подход», состоит в следующем:
^ Чтобы оценить, на каком этапе развития в области электронного правительства находится та или иная страна, интересно обратиться к такому понятию, как «Цикл ожиданий внедрения технологий», который иллюстрирует прохождение основных этапов развития информационных технологий – от так называемых «технологических триггеров», через сверхожидания и энтузиазм, к спаду интереса и к критике и, наконец, к реальным достижениям и использованию этих технологий. Д ![]() По всей видимости, Россия, как и многие другие страны, находится на пике завышенных ожиданий, когда наиболее нетерпеливая часть общества требует «быстрого результата», «возврата от инвестиций уже сейчас» и т.д. анный цикл, предложенный компанией Gartner Group, носит достаточно универсальный характер и описывает во времени историю внедрения и принятия бизнесом и обществом таких сложных, комплексных явлений как «электронный бизнес» или «электронное правительство». Это позволяет, по крайней мере отчасти, предвидеть реакцию бизнес-сообщества, общественности, аналитиков и прессы на процессы, происходящие вокруг проектов в области электронного правительства. Рис. 1. «Цикл ожиданий внедрения технологий» Естественно, разные страны имеют свои особенности, и данная кривая является «наилучшим среднеквадратичным приближением» возможного сценария развития событий. По всей видимости, Россия, как и многие другие страны, находится на пике завышенных ожиданий, когда наиболее нетерпеливая часть общества требует «быстрого результата», «возврата от инвестиций уже сейчас» и т.д. На основании исследования «Цикла ожиданий» компания Gartner Group делает следующие важные выводы:
Многие страны мира, в том числе и Россия, уже внедрили или только еще реализуют большое количество инициатив в области электронного правительства. Это разнообразие инициатив можно распределить по нескольким категориям – от более простых форм взаимодействия к более сложным:
Безусловно, первой задачей в области построения правительственного портала в России и порталов региональных и местных органов власти будет публикация информации. Это будет огромным шагом в сторону повышения прозрачности органов власти при относительно небольших финансовых и технологических затратах. Более того, колоссальным достижением станет принятие государством нормативных актов о перечне информации, которую ведомства обязаны делать общедоступной, а также реальная публикация как этой информации, так и другой общедоступной информации на государственных порталах. Однако если смотреть в будущее – на несколько лет вперед, – то реализация определенных интерактивных услуг, и тем более транзакционных услуг, потенциально может принести реальную дополнительную пользу гражданам в виде экономии времени, затрачиваемого на взаимодействие с государством. Польза для государства будет состоять не только в повышении качества обслуживания граждан, но и в экономии средств, которые расходуются на такое обслуживание. В результате обе стороны выигрывают от такого взаимодействия – особенно, если рассматривать порталы в контексте всего спектра каналов взаимодействия государства с гражданами. Таким образом, более интерактивные услуги потенциально несут не только бóльшую ценность, но и бóльшую технологическую сложность, как показано на рисунке 2. ![]() Рис. 2. Базовая топология услуг П Более интерактивные услуги потенциально несут не только бóльшую ценность, но и бóльшую технологическую сложность. При этом новое качество предоставления услуг достигается только тогда, когда государственные учреждения используют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставления услуг. ри этом новое качество предоставления услуг достигается только тогда, когда государственные учреждения используют новые технологии для реорганизации всего процесса предоставления услуг, как проиллюстрировано на рисунке 3. Р ![]() ис. 3. Электронные средства предоставления услуг и трансформирование правительства Потенциальный путь развития электронного правительства – от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям – ведет к интеграции государственных услуг и трансформированию работы государственных органов на всех уровнях, к реализации административной реформы. Этот процесс включает инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы услуг, ранее невозможные без использования информационных технологий. Так, например, правительство Финляндии реализовало услугу, в рамках которой обеспечивается автоматический сбор персональной финансовой информации, хранящейся в банках и страховых компаниях. На основе этих данных заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется каждому гражданину для ознакомления и утверждения. Р Потенциальный путь развития электронного правительства – от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям – ведет к интеграции государственных услуг и трансформированию работы государственных органов на всех уровнях, к реализации административной реформы. исунок 4 демонстрирует распределение инициатив в области электронного правительства по категориям на примере программ, реализуемых в 37 различных федеральных ведомствах США (данные за 2002 год). Из приведенного здесь рисунка видно, что даже в такой передовой стране, как США, – являющейся одним из мировых лидеров в области использования информационных технологий в государственных учреждениях – большинство услуг являются информационными. Но в то же время там уже реализовано определенное число проектов, которые предполагают выполнение реальных операций полностью от начала и до конца на основе использования электронных каналов предоставления услуг. Р ![]() электронного правительства по категориям (на примере США) ^ На основании вышесказанного о реформировании деятельности государства путем интеграции услуг становятся очевидными причины возрастания роли правительственных порталов5. При этом важную роль играют следующие факторы:
С «Ориентированные на клиента порталы являются ключом к преодолению одного из серьезнейших препятствий на пути создания электронного правительства – недостаточного взаимодействия между государственными органами». учетом этих факторов правительственный портал также может функционировать и должен рассматриваться в трех измерениях:
Рис. 5. Три уровня правительственного портала На сегодняшний день за рубежом существует пока довольно мало центральных правительственных порталов, которые были бы полностью интегрированы, обеспечивали бы выполнение всевозможных транзакций с гражданами и бизнесом, и при этом реализовывали бы модель, основанную на потребностях пользователей или ключевых событий жизни человека или деятельности бизнеса. Но, по существу, это именно та цель, к которой необходимо стремиться. ^ На рисунке 6 приведена архитектурная модель электронного правительства Великобритании, которая демонстрирует, каким образом отдельные государственные структуры с их частными инициативами по использованию информационных технологий для предоставления услуг гражданам вписываются в общую концептуальную модель. Эта модель также показывает роль правительственного портала и единой инфраструктуры интеграции ведомственных информационных систем в общей архитектуре электронного правительства. ![]() Успешные правительственные порталы требуют интеграции государственно инфраструктуры, систем, процессов и услуг и должны фокусироваться на потребностях пользователей. Рис. 6. Архитектурная модель электронного правительства Архитектурная модель электронного правительства состоит из трех элементов:
Доступ Стратегия в области электронного правительства предполагает, что услуги государства будут доступны по многим каналам, включая персональные компьютеры, информационные киоски, мобильные телефоны, каналы цифрового телевидения6, а также через центры телефонного обслуживания (call centers) и контактные центры (contact centers). Среди этого набора каналов доступа центральная роль отводится портальным услугам. К сегодняшнему дню во всех странах мира, включая и Россию, многие федеральные ведомства, региональные и местные органы власти реализуют проекты по созданию собственных порталов. При этом предполагается, что часть порталов и их услуг по отдельным секторам государственной деятельности будут объединены в центральный правительственный портал. Особую важность здесь имеет то обстоятельство, что разработка отдельных порталов должна опираться на общие компоненты электронного бизнеса (иначе говоря, общую ИТ-инфраструктуру и набор стандартов). В частности, новые автономные порталы должны использовать единые государственные стандарты аутентификации7 и обеспечения ограничений по доступу к информации (privacy). Кроме того, государственные организации должны позитивно смотреть на возможности доступа к их услугам через коммерческие порталы. Ведется также разработка специальных транзакционных порталов для отдельных групп граждан. В Центральный правительственный портал должен рассматриваться не только как витрина правительства, но как важный компонент инфраструктуры обеспечения единых интерфейсов для разработчиков государственных систем. рамках рассматриваемой архитектурной модели правительственные порталы предоставляют два типа услуг:
Таким образом, центральный правительственный портал должен рассматриваться не только как витрина правительства, но как важный компонент инфраструктуры обеспечения единых интерфейсов для разработчиков государственных систем. ^ Компоненты электронного бизнеса в рамках архитектурной модели электронного правительства – это централизованным образом определенные стандарты на следующие элементы:
Централизованная разработка и использование таких компонентов экономит колоссальные ресурсы на уровне страны и региона. ^ Важную роль в реализации архитектурной модели электронного правительства играет принятие общих стандартов и инфраструктуры, что должно обеспечить возможность взаимодействия и обмена информацией между государственными организациями, ведомствами, гражданами и бизнесом. Ключевыми компонентами, позволяющими обеспечить такое взаимодействие, являются:
Следует отметить, что Великобритания пошла по пути осторожного и постепенного строительства основы электронного правительства. Суть этого подхода состоит в первоочередном построении базовых инфраструктурных строительных блоков, после чего запускаются новые услуги. Главным компонентом инфраструктуры электронного правительства является Правительственный шлюз (Government Gateway, gateway.gov.uk)10, в котором реализованы возможности для дальнейшего наращивания услуг. Этот веб-узел предоставляет централизованные услуги регистрации, обеспечивающие безопасное выполнение транзакций с государственными органами. А Центральный правительственный портал Великобритании рассматривается как основной элемент трансформирования способов организации и предоставления услуг гражданам, а также как средство обеспечения лучшей интеграции государственных услуг и объединения всей государственной информации, которая размещается в Интернете. рхитектура Центрального правительственного портала Великобритании (ukonline.gov.uk) состоит из трех уровней:
Центральный правительственный портал ukonline.gov.uk и Правительственный шлюз gateway.gov.uk являются двумя ключевыми инициативами реализации концепции «электронного правительства» Великобритании. При этом Центральный правительственный портал рассматривается как основной элемент трансформирования способов организации и предоставления услуг гражданам, а также как средство обеспечения лучшей интеграции государственных услуг и объединения всей государственной информации, которая размещается в Интернете. Для достижения этих целей Центральный правительственный портал должен предоставлять:
Рис. 7. Архитектурная модель Центрального правительственного портала Великобритании Зачастую основным назначением правительственного портала является предоставление доступа к государственным услугам и информации, где портал выступает, по сути дела, в виде «зонтика» над остальными государственными веб-узлами, своего рода электронной входной дверью к широкому спектру онлайновых ресурсов государства. При этом главной задачей, как правило, становится обеспечение доступа к информации, которая скомпонована не по организационному принципу (в соответствии со структурой государственного аппарата), а по принципу обеспечения удобства и потребностей пользователя. Таким образом, миссия Центрального правительственного портала Великобритании формулируется следующим образом: «Основной задачей портала ukonline.gov.uk является предоставление гражданам простого, безопасного и быстрого онлайнового доступа к широкому спектру интегрированных (joined up) услуг государства». Сегодня Центральный правительственный портал Великобритании предоставляет общую государственную информацию, соединяя вместе информацию и консультационные услуги из различных источников. Центральным разделом портала, реализующим данный подход, является раздел «Ваша жизнь» (Your Life), который разбит на два подраздела:
На основании исследований о наиболее популярных услугах в первую очередь были реализованы следующие «жизненные эпизоды»:
К настоящему времени в данный подраздел добавлены такие «жизненные эпизоды»:
О Центральный правительственный портал Великобритании очень четко позиционируется как естественная начальная точка ко всей остальной государственной информации и услугам, где граждане могут также взаимодействовать с государственными организациями. чень часто информация и услуги, связанные с одним «жизненным эпизодом», предоставляются различными государственными органами и недоступны где-либо еще из единого источника. Группирование онлайновых услуг вокруг конкретных «жизненных эпизодов» предназначено для упрощения общения граждан с государством. Портал также предоставляет в распоряжение пользователей расширенную функцию поиска, носящую название «Быстрый поиск» (Quick Find) и облегчающую навигацию в море государственной информации. Центральный правительственный портал Великобритании дает описания и ссылки на целый спектр государственных услуг, которые в настоящее время уже доступны гражданам и бизнесу. По мере того, как портал будет развиваться, он будет включать новые ссылки на другие правительственные веб-узлы, описания и ссылки на услуги и информацию. Кроме того, Центральный правительственный портал Великобритании предоставляет жителям страны возможность обсуждать различные проблемы на одном из своих разделов с названием «Пространство гражданина» (Citizen Space). Этот раздел информирует людей о планах государства по преобразованию общественной жизни и дает им возможность высказывать свою точку зрения. Новые услуги, которые предполагается реализовать в будущем, включают:
П Государство будет использовать порталы как средство предоставления услуг в совокупности с другими каналами. Традиционные каналы оказания услуг либо уступят место электронным каналам, либо будут функционировать параллельно с ними. Кроме того, общественные организации и бизнес также смогут предоставлять доступ к государственным услугам. ри этом Центральный правительственный портал Великобритании очень четко позиционируется как естественная начальная точка ко всей остальной государственной информации и услугам, где граждане могут также взаимодействовать с государственными организациями. Предполагается, что в будущем предоставлением услуг государства будет заниматься не только Центральный правительственный портал Великобритании. На сегодня уже очерчены области его взаимодействия со следующими компонентами электронного правительства:
Сочетание Центрального правительственного портала с другими каналами предоставления государственных услуг Очевидно, что государство будет использовать порталы как средство предоставления услуг в совокупности с другими каналами. Традиционные каналы оказания услуг либо уступят место электронным каналам, либо будут функционировать параллельно с ними. Кроме того, общественные организации и бизнес также смогут предоставлять доступ к государственным услугам. Так, например, заявление на обмен водительских прав можно будет подать на каком-нибудь популярном портале для автолюбителей, который через специальный шлюз центрального правительственного портала будет взаимодействовать с соответствующими государственными информационными системами. Некоторые элементы трансформирования подходов к использованию различных каналов предоставления государством услуг представлены на рисунке ниже. ![]() Рис. 8. Модели предоставления государственных услуг Важной частью моделей предоставления государственных услуг являются традиционные каналы, дополненные современными веб-технологиями. Даже в том случае, если персональное общение является ключевым компонентом услуги, веб-технологии могут способствовать улучшению ее качества. Р ![]() ис. 9. Каналы взаимодействия с государством Т ак, по Интернету граждане могут узнать о готовности той или иной справки, но для ее получения им все-таки потребуется посетить государственное учреждение. Или, например, опять-таки по Интернету они могут записаться на прием к врачу. Но в то же время сам врач может воспользоваться электронной системой для доступа ко всей информации о пациенте. М Важной частью моделей предоставления государственных услуг являются традиционные каналы, дополненные современными веб-технологиями. Даже в том случае, если персональное общение является ключевым компонентом услуги, веб-технологии могут способствовать улучшению ее качества. ногие частные компании выбирают модель, в соответствии с которой используются центры телефонного обслуживания (call centers), но при этом они присутствуют как вторичный канал. С точки зрения повышения удобства и уменьшения затрат на обслуживание запросов граждан и бизнеса, государству было бы выгодно, чтобы его клиенты в максимальной степени пользовались каналами взаимодействия 1-го уровня (т.е. доступ к порталу с помощью персональных компьютеров, информационных киосков и пр.) и только уже потом использовали другие каналы взаимодействия, такие как центры телефонного обслуживания или личные визиты в государственные организации. ^ Рассмотрим таблицу на рисунке 10, в которой по вертикали в левом столбце перечислены 30 ведущих ведомств Федерального правительства США (таких, как Федеральный резервный банк, Департамент юстиции, Департамент сельского хозяйства, Департамент образования и т.д.), а по горизонтали в верхней строке – 28 ключевых бизнес-процессов Федерального правительства (развитие экономики, общественная безопасность, транспортные услуги, социальные услуги и пр.). Всего на федеральном уровне США было идентифицировано 487 различных бизнес-процессов. Пересечение строки и столбца закрашено, если конкретное ведомство вовлечено в выполнение определенного процесса. Из приведенного на следующей странице рисунка видно, что в выполнение каждого из 28 ключевых бизнес-процессов на федеральном уровне вовлечено в среднем по 19 различных ведомств, причем каждое ведомство участвует и реализует в среднем 17 различных ключевых процессов. Это служит яркой иллюстрацией сложности проблемы межведомственного взаимодействия и интеграции ведомственных информационных систем. Представленная здесь картина, по всей видимости, очень точно соответствует ситуации в России – то же большое число пересечений областей ответственности. Р ![]() Вопросы интеграции государственных информационных систем на основе открытых международных стандартов и создание соответствующей инфраструктуры играют ключевую роль в реализации концепции «электронного правительства». ис. 10. Пример, демонстрирующий сложность проблемы межведомственного взаимодействия На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что вопросы интеграции государственных информационных систем на основе открытых международных стандартов и создание соответствующей инфраструктуры играют ключевую роль в реализации концепции «электронного правительства». ***** |
![]() | Государственных земельного и градостроительного кадастров, формирования единой системы информации о недвижимом имуществе, интеграции... | ![]() | Информационные технологии в экономике. 3 Средства организации экономических информационных систем |
![]() | ... | ![]() | Квалификация: менеджер-документознавец информационных систем государственных органов управления |
![]() | Настоящий Закон регулирует отношения в сфере информатизации, развитие и защиту информационных ресурсов и информационных систем, устанавливает... | ![]() | Рассматриваются вопросы проектирования интеллектуальных систем управления предприятиями, основанные на знаниях. Предложены подходы... |
![]() | Жизненный цикл информационных систем. Взгляд разработчика на создание информационных систем | ![]() | Компания «Евроиндекс» имеет честь пригласить Вашу компанию и Вас лично к участию в конференции «Безопасность информационных систем... |
![]() | Формирование, ведение и актуализация централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия... | ![]() | Целью настоящей работы является изучение основных аспектов функционирования, а также взаимодействия структурных элементов информационных... |