Дистанционное образование на этапе




НазваниеДистанционное образование на этапе
страница1/5
Дата публикации23.05.2013
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5

УДК 621.311.153.001.24


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЭТАПЕ

становления НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Левшов А.В., Джура С.Г,Чурсинов В.И.

Донецкий национальный технический университет

dzhura@roerich.com
Проанализирован генезис становления понятия ноосферы и парадигмы развития науки: фрактальная парадигма, политомическая парадигма, креативная парадигма а также иерархия знаний. Предложена гипотеза нового подхода к дистанционному образованию, основанному на ноосферном мышлении
Введение. Считается, что все религии и философские системы – это школы мысли. Да и всю свою жизнь человек учится мыслить. А мысль – великая сила, ибо она несет идеи, которая (по Платону) «правят миром», или как говорил В.И.Вернадский «Космос лепит Лик Земли». Мысль и выраженная в ней мечта рано или поздно осуществляется (достаточно харатеризует этот тезис история реализации идей из произведений писателей-фантастов). В.И.Вернадский мечтал о ноосфере. Мы полагаем, что это будет ноосферная эпоха понимания стратегических задач существования человека на земле и нового мышления, которое рано или поздно приведет к абсолютной красоте (по Платону) которая сама и есть критерий истинности и она же как известно спасет мир по Достоевскому или по Рериху «осознание красоты спасет мир». Итак начнем со слов Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».

Критерий качества информации. В.В.Пак именем которого названа кафедра высшей математики ДонНТУ говорил о проблеме критерия качества информации. Ведь это, действительно, поблема особенно в наше время безудержного роста информации. Ведь даже все книги по своей специальности мы не можем прочесть за свою жизнь. Поэтому важно знать что именно нужно успеть прочесть за свою жизнь и чему учить, в том числе и дистанционно... Мы полагаем, что этим критерием качества информации должна быть именно красота. Вектором утончения и возвышения должна быть она. Это и будет эволюционным вектором развития человечества. Эта работа представлена в синтетическом стиле, приводя ссылки на источники, которые можно отнести к метазнанию (об этом поняти речь пойдет ниже). Именно такой путь позволит увидеть с разных сторон проблемы. В связи с вышесказанным приведем первый пример метазнания (будем брать в качестве этого источника Грани Агни Йоги как одно из самых авторитетных в этом отношении и как наиболее емкое и доступно изложенное /1/): «Эволюция Космоса идет своим чередом. Не в силах остановить ее те попытки, которые делаются на Земле темными. Земля – это частный случай, в Беспредельности не имеющий значения. Но каждый землянин, примкнувший к Эволюции, включается в мировое течение жизни. Идущий против Эволюции в конечном итоге обрекает себя на регресс и конечное уничтожение. Отбросы Эволюции уничтожаются, проходя долгую и мучительную стадию разложения. Безнаказанно нельзя долго идти против Эволюции. Лучше примкнуть к ней. Участь отдельных людей, и целых народов, и даже рас, не соответствующих Эволюции, печальна – сметаются с арены жизни. Вырождение и разложение может длиться веками. Видим уходящие расы и когда-то великие народы, впавшие ныне в ничтожество. И бушмены, и австралийцы – это остатки когда-то великих рас. Лучше прочно примкнуть к Эволюции. Она не ограничивается одною Землей. Широк путь по звездам и бесконечен. Путники бесконечного пути часто не знают своего назначения. Велик удел человека, но требует осознания. Иначе можно упустить наиглавнейшее» /1/. Эти мысли и будут нашей суперзадачей и путеводной звездой. Полагаем, что мы можем говорить здесь о выражени воли ноосферы посредством метазнания. Но обо всем по-порядку.

Генезис понятия ноосферы. Этот вопрос крайне важен для дискуссии ибо с определения начинается его разработка. Главное в понимании В.И.Вернадским категории ноосферы – это то, что она есть новое состояние биосферы, в котором совокупный человеческий разум («сфера разума»), вооруженный мощной энергией хозяйствования, приобретает масштаб фактора, воздействующего на «циклы» функционирования биосферы (геохимические циклы, углеродный цикл, кислородный цикл, цикл воспроизводства почвы и т.д.). Нам очень нравится определение данное в ракурсе ныне развивающейся концепции энергоинформационной парадигмы такое определение: «К обычным представлениям о но­осфере как о «сфере разума», как о форме и ре­зультате взаимодействия социума и природы, до­бавляется взгляд на ноосферу как на некую энерго­информационную оболочку, или слой, в электро­магнитосфере Земли, где фиксируются, сохраня­ются все результаты мыслительной, эмоциональ­ной, словесно-речевой, материально-хозяйствен­ной деятельности человека и человечества» /2/.

Можно видеть, что в самом понятии «ноосфера» совмещены два способа познания себя в окружающем мире: религиозно-духовный и научный, аппелирующий к разуму. Это прекрасно показал на примере своей жизни в эпоху Возрождения Леонардо Да Винчи, а в позапрошлом веке «Русский Леонардо» — о. П.Флоренский. Они как бы предварили главное направление в познании, в поисках единой целостной Истины современным человеком и человечеством на путях синтеза науки, религии и искусства. Рассмотрим динамику осмысления понятия ноосферы на примере работ, вышедших уже в нашем веке.

Диалектика ноосферы. В книге «Разум и Анти-Разум» (2003) Субетто /3/ введена новая категория «Анти-Разум». Он писал: «…в ХХ веке происходит как бы расчленение Разума, репрезентируемого человечеством, на Разум и Анти-Разум. Разум становится носителем этого сдвига к закону кооперации и идеальной детерминации через общественный интеллект, становления ноосферы будущего.

Анти-Разум, олицетворяет собой защиту капиталократии, стремится не замечать ноосферного императива, императива устойчивого развития через управляемую социоприродную эволюцию на базе общественного интеллекта и образовательного общества» /4/.

И далее Субетто показывал, что Анти-Разум капиталократии ждет судьба социально-эволюционного самоуничтожения. Сфера «капиталистического Анти-Разума» в чем-то похожа по поведению на колонию раковых клеток, съедающих свой «организм-донор».

Анти-Разум формирует капиталистическую анти-ноосферу (далле это мы назовем эгрегором), т.е. нечто, по своей природе, противоположное ноосфере, враждебное всему живому на Земле. В.П.Казначеев пишет в своих последних работах о «некросфере». Если воспользоваться этим термином, придать ему более широкий философский смысл, то сфера капиталистического Анти-Разума может быть определена как глобальная некросфера, т.е. сфера будущей эколого-капиталистической смерти человечества, если Анти-Разум сохранит свое доминирование.

«Разум против Анти-Разума – есть онтологическая критика тех заблуждений цивилизации, т.е. рыночного, капиталистического разума, которые ведут человечество по самой рыночно-стихийной логике его развития к капиталистической гибели, – заблуждений, формируемых самим «Строем Капитала-Фетиша» или Капиталократией».

Попытка представить приверженцев учения о ноосфере В.И.Вернадского каким-то религиозно-сектантским движением является формой борьбы Анти-Разума против Разума, прибегающего к недостойным методам «манипуляции сознанием» и «социальной вирусологии».

Путь к «Ноосфере будущего» – это путь к торжеству истинного человеческого или гуманистического разума, разума, который из состояния «Разума-для-Себя», порождающего Анти-Разум, переходит в состояние «Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса», т.е. в состояние Ноосферного Разума!

Один из многих смыслов ноосферы по мнению Субетто /3/ выражает итог перехода Биосферы в Ноосферу, в котором главным основанием такого перехода служит человеческая, в основном, научная мысль как планетарное явление, планетарная преобразующая сила и планетарный процесс, планетарная сила мысли как геологический фактор. Ноосфера, по Вернадскому, предстает как Биосфера, ассимилированная человеческим разумом. «Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, – пишет В.И.Вернадский, – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества» /5/. Эта идея развита в Гранях /1/: «Происходит одухотворение материи: физической, астральной и ментальной огнем духа. Цель эволюции – духом одухотворить, разредить и утончить Землю и сферы земные и физические и грубое претворить в духовное и огненное. Как сущность огромного дерева кристаллизуется в семени его в форме, недоступной глазу, даже вооруженному микроскопом, ибо формы дерева, скрытой в зерне, увидеть нельзя, так и в духе собираются семена всех прошлых накоплений, чтобы дать новые ростки в новых жизнях после смены старых оболочек».

Ноосфера – царство разума, оказывающая «давление» на биосферу, и через это «давление», меняющее ее состояние, охватывающее состояние биосферы.

Заметим, что Н.Н.Моисеев развивает еще один смысл ноосферы, вводя понятие коэволюции.

Следующий смысл ноосферы по /3/ – ее смысл как модели будущей социоприродной гармонии, которая требует социальной гармонии внутри социального человечества, внутри общества, и базируется на социалистических началах бытия.

Шестой смысл ноосферы состоит в понимании Вернадским ее становления как процесс планетаризации человечества и человеческой мысли /3/.

Седьмой смысл ноосферы – это кооперация всего человечества с сохранением существующего разнообразия /3/.

Вернадскианская революция. Работы науковедов показали, что эволюция системы научного знания регулярно сопровождается революциями, означающими смену научных картин мира и парадигм науки: ньютоно-копернианская революция, эйнштейновская революция (иногда ее называют боровско-энштейновской революцией – появление теории относительности и квантовой теории). В этом ряду и стоит «вернадскианская революция».

Понятие «вернадскианская революция» ввели в научный оборот два европейских ученых Николас Полунин и Жак Грюневальд /6/.

Субетто показывается, что ноосферизм как научный синтез, сфокусированный на проблемы становления «ноосферы будущего» и обеспечения управляемой социоприродной эволюции является частью происходящей «вернадскианской революции».

Если «вернадскианская революция» касается смены парадигм в единой научной картине мира через призму учения о ноосфере, то «ноосферная революция» несет в себе смысл качественного скачка в развитии ноосферы – биосферы, связанный с уходом от движения человечества в западню экологического самоуничтожения и переходом к истинно ноосферно-гармоничной форме бытия человека, биосферо-сберегающей /6/.

Лунные и солнечные революции. С точки зрения эволюции можно различать диаметрально противоположные по результатам (и целям) революции. Эту классификацию предложил Александр Владимиров в работе «Россия - дорога к Новому Миру» /7/ представляет это так:

Если первый тип мировых революций, как и вдохновляющие их религии или духовные учения можно назвать “солнечными”, то второй тип может быть по аналогии назван “лунными”. Например – охвативший в XX веке многие страны фашизм. В силу закона мирового баланса, лунные революции как ответная реакция неизменно следовали после возгорания солнечных. Так называемая “реакция”, в действительности - не вполне движение назад, ибо, прошлого уже не существует, но это уже новая форма негативного противостояния, лунного – солнечному. Лунное противостояние подобно ржавчине может действовать широким фронтом, а может сконсолидироваться в ответную острую революцию, причем не обязательно в той же самой стране. Так многие историки оценивают мировую волну фашизма, как ответную консервативную реакцию на волну коммунизма. Если реакция – это оскал старого, то солнечная революция – это энтузиазм нового //.

С каждой солнечной социальной революцией в мир привносится новый вклад. Моисей утвердил стержень жизни – Единого. Александр Македонский универсальность красоты. Чингиз-Хан – сплоченность. Царь Акбар – союз религий. Наполеон – свободу. Ленин – общину. Так, через наиболее созвучные народы и фигуры вождей эволюция утверждала на планете принципы объединенного человечества.

Характерным признаком всех солнечных революций является их гуманизм. Неизменным их результатом стало возвышение человеческого духа, расширение и обогащение сознания.

Русская революция на весь мир провозгласила идею Общего Блага. В древние времена эта идея претворилась в гармонии сельской общины. Задолго до французской городской коммуны общинное бытие, так называемый “коммунизм”, от латинского и французского commune – “община”, был присущ русскому духу. Именно русская крестьянская община в совершенстве воплотила христианскую заповедь о житии среди братьев и сестер. С победой революции в России идея новой общины, подразумевавшая союз свободного труда на общее благо в интересах Отечества и мира, завоевала сердца народов Востока и Азии /7/.

Увы примеров лунные революций в новейшей истории немало, на наш взгляд – это все так называемые «цветные ревоюции»...

Концепция носферы в энергоинформационной апарадигме представляется таким образом /8/: «Вокруг Земли существует энергоинформационная сфе­ра. Ее В.И.Вернадский назвал ноосферой (от лат. ноо - разум). Учение Вернадского о ноосфере вызвало интерес ученых, но каких-либо практических шагов из этого открытия не после­довало. Сегодня учение Вернадского подвергается критике из-за ошибочного толкования и названия. Современные экстра­сенсы, полагаясь на древние эзотерические учения, ноосферой называют поле существования негативных (дьявольских) энергий.

Сегодня наука уверенно говорит о существовании энер­гоинформационного поля вокруг нашей планеты. Оно осуще­ствляет обмен информацией между Землей и Вселенной. Здесь содержатся все программы управления всеми планетар­ными процессами на Земле».

В информационных полях хранятся все знания о Ми­роздании. Эти поля различаются по уровням, соответствую­щим их информационной значимости. Чем выше уровень (гра­диент) поля, тем выше его информационная значимость. Самый нижний уровень - это информация о нашей повседнев­ной жизни. Следующий за ним - информация о жизни челове­ческих сообществ в определенных регионах. Выше располага­ется уровень, информирующий о жизни планеты Земля. За ним следуют уровни, характеризующие состояние Солнечной сис­темы. Наивысший уровень - галактический, где хранится ин­формация об истории галактик и планет. Более высокие уров­ни выводят на Абсолют /8/.

Информационные поля можно сравнить с библиотеками. Небольшая библиотека есть у каждого. Есть библиотеки школь­ные, сельские, районные, областные. Государственная библио­тека им. В. Ленина это своего рода Абсолют, где собраны почти все, когда-либо печатавшиеся в нашей стране издания, вплоть до заводской малотиражки. Если не найдется требуемой инфор­мации в домашней библиотеке, приходится подниматься выше. Но есть и так называемая ноосферная библиотека или банк данных, куда потенциально может подключиться человек (ниже опишем механизм такого подключения).

Вот что по этому поводу написано в Гранях: «Претворяем в четкие и ясные формулы знания, и эти формулы, законы и принципы Передаем вам. Много Накоплено Нами. Велик на планете архив высшего знания, собранный Нами. Трудимся все и бережно Накопляем и Регистрируем все нахождения, которые когда-либо были открыты Братьями человечества. Все отрасли знания сосредоточены в Наших Руках, и черпают от него люди по мере расширения своего сознания. Многое Знаем и многое Могли бы дать, но еще не пришло время, ибо готовы люди обратить на разрушение все, даже Высшее, что Имеем. Многое хранится в виде рукописей, многое в виде психообразов, запечатленных в слоях, недоступных невеждам. И лишь низкое состояние человечества мешает ему воспользоваться всеми знаниями, накопленными Нами. Наша цель такова: Хотим вооружить человека всеми возможностями без единого аппарата. Поймите, что все аппараты – это лишь несовершенные попытки воплотить в видимые формы то, что есть в человеке и что когда-то будет практически доступно ему» /1/.

Информационные поля - субстанция духовная. Современ­ные физики полагают, что ни один материальный процесс во Вселенной не происходит без участия информации - «управля­ющей пси-функции», которую можно понимать как нематери­альную (духовную) составляющую всех явлений. При этом, если движением электрона или состоянием протона управляют свои «пси-функции», то при совокупности микрочастиц (в атоме) нематериальная составляющая уже другая, более высокого ран­га. Ни один уровень творения не обходится без энергетической поддержки, животворной силы, одушевления /8/.

Об этом говорят и последине достижения в квантовой физике /9/. Это касается решения парадокса Эйннштейна, Подольского Розена (так называемого ЭПР-парадокса). Эти учёные выдвинули идею подобного эксперимента, надеясь выявить ошибку в квантовой теории через её противоречие базовому положению теории относительности о том, что любые сигналы распространяются не быстрее, чем со скоростью света. Сейчас ученые вполне серьезно обсуждают наличие «мистических» связей между подсистемами, которые необъяснимы с точки зрения известных физических полей и взаимодействий. Иногда вместо понятия «квантовые корреляции» звучит «квантовая телепатия», когда один объект непосредственно «ощущает» свое единство с другими телами, когда все внешние изменения мгновенно отзываются в нем самом, и наоборот, изменяя что-то в себе, эти действия тут же сказываются на окружении. Не это ли причина известной фразы о том, что измени себя и изменится мир. Это и ключ к самосовершенствованию и, по сути, совершенствованию мира.

Полная аналогия тому, что написано в Гранях: «В каждом своем действии человек не один, но связан со всеми, одинаково или схоже с ним действующими и действовавшими людьми. Стоит предаться любому чувству, мысли или эмоции, и тотчас же пространственный отклик свяжет человека с явлениями, сродными его переживаниям» /1/. Мы начали нашу работы с понятия мысль. Именно этому понятию уделено особое место в матезнании: «Сумма исторической действительности человечества творится его мыслью в сочетании с течением эволюции и ее законами. Человечество ведет мысль» /1/.

От ноосферной конституции к ноосерной политике. Поистине, кончается эпоха разделения, анализа, диффе­ренциации. Возвращаются по спирали в человече­ское сознание идеи целостности, синтеза, интегри­рованного познания целостной Природы. Это бы­ло проиллюстрировано в обстоятельном докладе-обзоре, сделанном кандидатом сельскохозяйствен­ных наук Э.С.Илларионовои по двухтомнику «Но­осфера и Православие», в котором представлены труды двух международных научно-практических конференций, состоявшихся в Санкт-Петербурге в 2004 и 2005 году под благословением Св. Патриар­ха Московского и Всея Руси Алексия II. Кураторами конференций были ряд академий, институтов, ис­следовательских центров и организаций информа­ционного и экологического профиля /2/.

Ноосферизм есть поток научных идей, устремленный к формированию ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. В этом потоке, достойное место занимает «Проект всеобщей ноосферной духовно-экологическойконституции человечества», авторами которого являются кандидат технических наук, доктор философии Л.С.Гордина, кандидат архитектурных наук, доктор философии М.Ю.Лимонад. Консультанты - юрист А.Ф.Сергиевский, доктор технических наук А.П.Федотов и др. Именно этот документ, зарегистрированный как интеллектуальная собственность России, вызывает особую раздражимость Т.А.Квитковской, М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина /2/.

Самым важным результатом работы этих собра­ний было принятие к рассмотрению научной, культурной и религиозной общественностью Рос­сии и других стран Международной духовно-эколо­гической ноосферной конституции человечества Земли /10/.

Эта идея развита на сайте «Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира» /3/ Вице-Президент Петровской Академии наук и искусств, доктор фалософских наук, доктор экономических наук, к. т. н., профессор Субетто А.И. пишет: «Ноосферизм – это не только новая модель бытия, социоприродного гомеостаза, но и новая философия, новая научная картина мира, новое качество человека. В этой философии понимание природы как Самотворящей Природы, Природы – Пантакреатора, понимание не только бытия человека, но и Бытия вообще, как креативного бытия, становится важнейшим онтологическим основанием. Илья Пригожин заметил: «Пассивная Вселенная не способна порождать созидающую Вселенную» /3/.

Всеобщая Ноосферная Духовно-Экологи­ческая Конституция Человечества /10/ является документом, обосновывающим новую форму праворегулирования в мировом сообществе в ближайшем будущем. Впервые духовно-эко­логические аспекты жизнедеятельности челове­ка описываются в таких категориях, как энер­гия-информация-материя. Понятийный аппарат разрабатывался на протяжении многих лет учены­ми, юристами, культурологами, специалистами- международниками. Правовой документ исхо­дит из триединства информации, энергии и вещества. Информация - международниками. Правовой документ исхо­дит из триединства информации, энергии и вещества. Информация - структурированная энергия; вещество - уплотнённая энергия. Мате­риальные тела сотворяются из элементарных частиц энергии и информации. Вселенная (окружающая среда) - это непрерывный про­цесс обмена и взаимопревращений информа­ции, энергии и материи.

Определение духовности связано с инфор­мационной составляющей (потенциальной энергией); души — с энергетической оболочкой духа (кинетической энергией); тела - с мате­риальной (плотноматериальной) компонентой. Таким образом человек - это совокупность ду­ховно-душевных составляющих (энергоинфор­мационных), которые тесно связаны с космиче­ской и биологической ипостасью. Эти соста­вляющие являются, в свою очередь, основой ма­териальной компоненты (сомы, тела) и социаль­ной ипостасью.

Результаты современных научных исследова­ний приводят к неумолимому выводу, что даль­нейшее развитие цивилизации может происхо­дить только в согласии с законами природы. Доказан нравственный характер законов устой­чивости динамической структуры мира. Стано­вится очевидным, что культура управления ин­формацией - духовность - является един­ственным прогрессивным фактором развития человечества.

В выступлении В.В.Путина на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» в Брунее было сказано: «Наш со­отечественник Владимир Вернадский ещё в на­чале XX века создал учение об объединяющем че­ловечество пространстве - ноосфере. В нём со­четаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная по­литика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устой­чивого развития».

Всеобщая Ноосферная Духов­но-Экологическая Конституция Человечества — это своеобразный этический кодекс, максималь­но созвучный понятию «коллективная совесть человечества», то есть жизни в соответствии с едиными законами мироздания. Основным по­стулатом Конституции будет не наказание прови­нившихся, но поощрение справедливости. Здесь, наверное, будет уместно упомянуть о том, что Е.И.Рерих говорила о целесообразности диктатуры культуры: «Нужно понять всю сущность мировой борьбы, когда вместо газов летают снаряды психической энергии. Нужно наблюдать небывалые события ... останется понятие культуры, и вы правы, предполагая мировую диктатуру культуры. Полезно записать события этого года, начиная с реквиема банков» /Рерих Е.И. т.1/

Относительно новым является переход от прав человека к правам человечества. Новая качественная ступень в оценке субъекта права трансформирует и права этого субъекта как каче­ственно новой категории на традиционной апро­бированной основе.

В целом видна тенденция перехода от парадигмы сопреничества к парадигме сотрудничества и ответственности за всю землю. Ведь человечество в целом стоит перед целям рядом проблем, неразрешимых отдельными странами (экологическая, энергетическая, медицинская). И сотрудничество гораздо «выгоднее» соперничества. И этот факт отражен в рассматриваемой Конституции.

Вводимые вслед за Конституцией Всемирные Кодексы и Законы необходимы для упорядоче­ния наиболее общих правовых норм, применяе­мых в законодательствах различных сообществ, в том числе государств. Уточнённые понятия, сфера их применения, единое толкование право­вых норм - один из путей интеграции существую­щих форм организации общества в единую циви­лизацию - человечество планеты Земля.

Основной вопрос философии. Вспомним, сколько копий было сломано вокруг главного вопроса философии - что первично, сознание или материя? Ответ на него сегодня звучит буднично и совсем просто /8/: мате­рия и сознание появились одновременно, потому что это две стороны одной и той же энергии. Существование «грубой» и «тонкой» энергии одной без другой не возможно и немыслимо. Любой объект нашей Вселенной выделяет тонкую энергию в виде сознания или духа. Любой камешек на Земле, любая пла­нета в космосе и даже сам вакуум также обладают энергией.

В астральном поле (мире тонких энергий) содержатся все энергетические излучения планеты, включая чувства и мысли каждого человека. Астральное поле планеты входит в общее поле тонких энергий Вселенной. Состояние планеты, её самочувствие сигнализирует Космосу о нашем благополучии или неблагополучии. Подобные между собой мысли и чувства живущих на Земле людей образуют мыслеформы (мыслеобра­зы). Если, например, значительное число людей ощущает чув­ство страха, то можно уверенно сказать, что в Космосе возни­кает мыслеформа этого чувства. Совокупность мыслеформ со­ставляет всеобъемлющее энергоинформационное поле Вселенной /8/. Мы полагаем, что именно так можно представить ноосферу в энергоинформационной парадигме.

Новая эпоха — синтеза, интеграции — объеди­няет прежде разделенные понятия в одно целое: «сознательное бытие». А, следовательно, ответ­ственное за все проявления в мысли, слове, чув­стве действии. Ибо всё это является той или иной формой и уровнем энергии и информации и воз­действует созидательно или разрушительно на все составляющие тонкой организованности биосфе­ры и ноосферы — своей внутренней и внешней сре­ды, своего бытия и сознания. Получается замкну­тый цикл при более глубоком осмыслении ОВФ в новых исторических условиях /8/.

В Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ) мы это видим на каждом шагу: создание таких специальностей как мехатроника, нанотехнологии и т.д. не могут быть освоены специалистами одной специальности. Об этом же говорят и выступления на днях немецкой науки в Украине ведущие профессора Германии о том, что им сейчас не нужен просто знающий человек в той или иной специальности, а нужен специалист по двум, лучше трем направлениям. И чем больше этих направлений – тем лечше. Запомним это.

Развитие цивилизации сопровождается серьезной проблемой отставания осмысления перемен, которые происходят в информационном постиндустриальном обществе, что приводит к возникновению ряда неоправданных рисков. Причем, важно, чтобы те, кто пишут об этом сами разбирались в технике и не только в философии и чтобы процесс этот был взаимным. Музыкальные наркотики и традиционные вызовы современности находятся в этом ряду.

В настоящее время наука активно ведет поиск новой парадигмы. В ряде наук уже произошли научные революции (астрономия, физика), сейчас идет научная революция в археологии /11/. Попытки обобщить подходы, в частности, были сделаны в работах /12, 13/. Так на вопрос, какие же парадигмы возможны, был дан такой ответ /12/ (предварить их лучше всего словами Альберт Эйнштейна: «Если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна»):
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дистанционное образование на этапе icon++Дистанционное образование = важная составляющая Болонского процесса
После обретения независимости Украина заявила о приверженности принципам открытого общества, стремлении интегрироваться в мировое...

Дистанционное образование на этапе iconХочешь получить образование?
Хочешь получить образование? Интернет предоставляет неограниченные возможности для обучения. Информация в помощь школьной программе...

Дистанционное образование на этапе iconХочешь получить образование ?
Хочешь получить образование ? Интернет предоставляет неограниченные возможности для обучения. Информация в помощь школьной программе...

Дистанционное образование на этапе iconХочешь получить образование?
Хочешь получить образование? Интернет предоставляет неограниченные возможности для обучения. Информация в помощь школьной программе...

Дистанционное образование на этапе iconДистанционное обучение Кажется, в этом что-то есть!
«Этого не может быть никогда!», на втором – «Кажется, в этом что-то есть…» и только на третьем все дружно восклицают: «Ну, мы же...

Дистанционное образование на этапе icon«Инклюзивное образование на современном этапе становления школы инновационного типа»
«Инклюзивное образование на современном этапе становления школы инновационного типа», которая состоится 17-18 марта 2011 года на...

Дистанционное образование на этапе iconК э. н. Пликус И. И
Дистанционное образование как часть процесса фомирования новой модели образования

Дистанционное образование на этапе iconДистанционное обучение на кафедре межкультурной коммуникации и иностранного...
Если считаете образование чрезмерно дорогостоящим, попробуйте, во что обойдется невежество

Дистанционное образование на этапе iconЕвроинтеграция через дистанционное образование с использованием ии
ИИ. Устоявшегося определения последнего пока нет, но если говорить предельно просто, то ии занимается задачами, которые «хорошо решает...

Дистанционное образование на этапе iconРеализация программы «Дистанционное образование» «Программа «Комплекс»...
Обогатить знание детей о многообразии животного мира; воспитывать любовь к родной природе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<