Скачать 87.59 Kb.
|
УДК 621.512:004.057.2 разработка структурной схемы конструктивных и технологических элементов механизма движения поршневого компрессора Ващенко С.М., асп. Сумский государственный университет Поршневой компрессор относится к классу сложных систем. Общая численность конструктивных элементов (КЭ) и технологических элементов (ТЭ) может составлять 104-106 единиц. В условиях обострения конкуренции на рынке, когда предприятие вынуждено реагировать на требования заказчика в максимально короткие сроки и при этом сохранять высокий уровень качества продукции, выполнять проектирование старыми методами без использования новейших информационных технологий, интеллектуальных САПР и СУБД невозможно. В век широкого распространения ИТ можно считать, что сложившаяся годами система проектирования новых изделий, когда конструктор работал отдельно от специалиста по анализу, а тот, в свою очередь, практически не взаимодействовал с разработчиком технологического процесса или составителем программ для станков с ЧПУ совершенно устарела. Время требует наличия специалистов универсального профиля, которые будут сочетать в себе квалификацию и конструктора, и технолога, и разработчика программы для станка с ЧПУ одновременно. Основным инструментом таких специалистов будут новые инструменты проектирования – конструкторские и/или технологические САПР, программы анализа и системы подготовки производства. Кроме того, современная схема требует параллелизма в разработке, данные для анализа (прочностной, динамический, термодинамический расчеты и др.) должны передаваться аналитику непосредственно в процессе разработки. После проведения требуемых расчетов конструктору должны возвращаться рекомендации по изменению изделия. И одновременно с этим должен разрабатываться технологический процесс или составляться программы для станков с ЧПУ. Процесс может неоднократно повторяться и носить итерационный характер. Без наличия на машиностроительном предприятии современных информационных технологий проектирования и информационных систем управления предприятием невозможно осуществить проектирование и производство продукции мирового уровня. Формула успеха в рамках своей деятельности современного машиностроительного предприятия “высокая технология проектирования и подготовки производства + высокая технология обработки”. Только следуя этой формуле, предприятие способно выпускать высококачественную, наукоемкую, конкурентоспособную продукцию. В идеале в процессе проектирования и производства сложных и многокомпонентных изделий все участвующие в проектировании должны, работая одновременно и совместно, создавать на компьютерах электронные модели деталей, узлов, агрегатов, систем и всего изделия в целом. При этом необходимо одновременно решать задачи концептуального проектирования, всевозможных видов инженерного анализа, моделирования ситуаций, а также компоновки изделия и формирования внешних обводов. Не дожидаясь полного окончания разработки нового изделия, информация о нем должна использоваться для технологической подготовки производства и всего производства в целом. В связи с внедрением параллельного проектирования в конструкторско-технологическую подготовку производства стремительно растет объем сборок, который может включать в себя уже несколько десятков тысяч деталей, причем некоторые из них могут использоваться в разных изделиях, одновременно проектируемых разными конструкторами. Коллективное проектирование позволяет участникам процесса работать одновременно над различными частями проекта. Каждый пользователь может работать параллельно с другими членами бригады, при этом все участники проекта имеют доступ к одной и той же модели сборки. Изменение компонентов автоматически должно передаваться в подсборки, сборки более высокого уровня и в чертежи. К тому же в настоящее время актуальным является вопрос поддержки производителем своей продукции на протяжении всего жизненного цикла (ЖЦ) изделия – от замысла и производства до эксплуатации и утилизации. Одним из решений подобных вопросов является внедрение на предприятиях современных информационных технологий и методик в общем и CALS-методологии в частности. Концепция и стандарты CALS определяют набор правил и регламентов, в соответствии с которыми строится взаимодействие субъектов в процессах проектирования, производства, испытаний, эксплуатации, сервиса и т.д. Область действия рассматриваемых стандартов включает также информацию, необходимую для работы организаций заказчика и поставщика, а также для обмена данными между ними. Во многих странах ускоренное внедрение CALS рассматривается как стратегия выживания предприятия в рыночной среде, позволяющая:
Использование новых информационных технологий неизбежно влечет за собой пересмотр существующих принципов и методов проектирования, поиск новых. Сегодня уже не достаточно получения геометрической или математической модели проектируемого изделия и набора чертежей. В процессе моделирования необходимо получать динамические пространственные модели, отражающие полную структуру изделия, его взаимодействие с оборудованием, инструментом и исполнителями на всех этапах жизненного цикла изделия. Создание полной электронной модели изделия - основная задача CALS-технологии. Сегодня применение CALS-технологий на машиностроительных предприятиях предусматривает, в первую очередь, технологии компьютерного проектирования изделий; улучшение технологической подготовки производства; создание электронных архивов; организацию компьютерной поддержки системы эксплуатации. Применение при конструкторско-технологической подготовке компьютерных средств моделирования на базе CALS-технологий позволяет экономить время и материальные ресурсы (например, сокращение сроков производства может составить до сотен раз с одновременной экономией материалов и сырья) [1]. В основу CALS-методологии положены принципы системного проектирования. Системный подход и информационная поддержка производимой продукции на всех этапах жизненного цикла изделия, а также применение методологий, позволяющих не только отслеживать причинно-следственные связи между КЭ, но и применять накопленные ранее знания, порождать и хранить новые, являются основным фактором, определяющим успех проектирования. Согласно этим принципам разработка любой сложной системы должна начинаться со структурно-функционального анализа и моделирования ее в целом и всех ее подсистем в частности. Для этого применяется семейство методологий моделирования IDEF, позволяющее исследовать структуру, параметры и характеристики объектов моделирования. В настоящее время стек методологий IDEF включает ряд частных методологий для моделирования систем, в том числе:
Основное требование системного подхода при изучении какого-либо объекта – рассмотрение системы как единого целого, т.е. определенной одним функциональным блоком (черным ящиком) со своими входами и выходами. Контекст модели очерчивает границы моделируемого процесса и описывает его взаимосвязи с внешней средой и другими процессами, определяя модель процесса как часть целого. В контекст IDEFO-модели входит определение единственного субъекта моделирования, его полное, точное и адекватное описание, называемое целью модели, созданное с одной точки зрения на модель. Согласно IDEF0 контекст системы представляется контекстной диаграммой, а диаграммы нижнего уровня описывают детализированные аспекты системы. ![]() ^ ![]() Рисунок 2 – Структурно-функциональная диаграмма механизма движения и уравновешивания ПК Контекстная диаграмма механизма движения и уравновешивания ПК приведена на рис. 1. На рис. 2 представлена структурно-функциональная диаграмма механизма движения и уравновешивания ПК. В основу методологии IDEF0 положен процесс декомпозиции, основанный на объектно-ориентированном подходе к рассмотрению объекта проектирования как системы взаимосвязанных элементов. Полученная при анализе информация представляется в виде иерархической структуры в графическом виде – диаграммы дерева узлов. Согласно принципам объектно-ориентированного подхода к процессу проектирования требуется глубокая декомпозиция структуры изделия до уровня КЭ и ТЭ, их идентификации на основе единой системы условных обозначений. Поэтому автором предлагается к рассмотрению структурная схема механизма движения и уравновешивания поршневого компрессора как системы (СУПК), в которой выделены основные функциональные, конструкторские и технологические элементы, входящие в его состав. ![]() ^ На наивысшем нулевом уровне (рис. 3) расположен сам СУПК, принятый к рассмотрению как метасистема. В метасистеме выделены три подсистемы первого уровня – это кривошипно-шатунный механизм, цилиндропоршневая группа и механизм уравновешивания. В процессе дальнейшей декомпозиции к рассмотрению принимаются подсистемы первого уровня и т.д., каждая из которых рассматривается как система более низкого уровня (рис.4). Декомпозиция каждой из подсистем всех уровней позволила создать диаграмму, представляющую собой структурную схему объекта моделирования, в которой указаны основные КЭ и ТЭ, а также их характеристики. Разработанная схема учитывает характерные особенности конструкции и достаточно полно описывает моделируемую систему до уровня КЭ и ТЭ. ![]() ^ На основании проведенного анализа полученной диаграммы были получены следующие результаты.
SUMMARY In the article brought developping structured scheme of motion and balancing mechanism of a piston compressor on the base CALS-methodologies. ^
Поступила в редакцию 3 ноября 2004г |
![]() | ![]() | Разработка, обоснование алгоритма функционирования и структурной схемы проектируемого устройства стр. 15 | |
![]() | Проведен параметрический анализ с целью разработки оптимальной конструкции уплотнений и опор. Экспериментально подтвержден ресурс... | ![]() | Выбор и обоснование тактико-технических характеристик рлс. Разработка структурной схемы |
![]() | Разработка алгоритма функционирования и структурной схемы системы стр. 18 | ![]() | |
![]() | ... | ![]() | Обоснование структурной схемы блокА контроля температуры воздухонагревателей доменной печи |
![]() | Структурная модель позволяет выполнять функции, возлагаемые на систему. Ис состоит из следующих элементов | ![]() | Деятельность предприятий в условиях рыночных отношений требует постоянного обновления ассортимента выпускаемой конкурентоспособной... |