1, 4 Комплексная система защиты информации (КСЗИ) является совокупностью методов и средств, объединенных единым целевым назначением и обеспечивающих необходимую эффективность защиты информации в АСОД.
Комплексность системы защиты информации достигается охватом всех возможных угроз и согласованием между собой разнородных методов и средств, обеспечивающих защиту всех элементов АСОД.
Основными требованиями к комплексной системе защиты информации являются:
- система защиты информации должна обеспечивать выполнение АС своих основных функций без существенного ухудшения характеристик последней;
- она должна быть экономически целесообразной, так как стоимость системы защиты информации включается в стоимость АС;
- защита информации в АС должна обеспечиваться на всех этапах жизненного цикла, при всех технологических режимах обработки информации, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ;
- в систему защиты информации должны быть заложены возможности ее совершенствования и развития в соответствии с условиями эксплуатации и конфигурации АС;
- она в соответствии с установленными правилами должна обеспечивать разграничение доступа к конфиденциальной информации с отвлечением нарушителя на ложную информацию, т.е. обладать свойствами активной и пассивной защиты;
- при взаимодействии защищаемой АС с незащищенными АС система защиты должна обеспечивать соблюдение установленных правил разграничения доступа;
- система защиты должна позволять проводить учет и расследование случаев нарушения безопасности информации в АС;
- применение системы защиты не должно ухудшать экологическую обстановку, не быть сложной для пользователя, не вызывать психологического противодействия и желания обойтись без нее.
2., 3 ^ .
Информационная безопасность включает в себя меры по защите процессов создания данных, их ввода, обработки и вывода. Целью информационной безопасности является обезопасить ценности системы, защитить и гарантировать точность и целостность информации, и минимизировать разрушения, которые могут иметь место, если информация будет модифицирована или разрушена. Информационная безопасность требует учета всех событий, в ходе которых информация создается, модифицируется, к ней обеспечивается доступ или она распространяется.
Информационная безопасность дает гарантию того, что достигаются следующие цели:
конфиденциальность критической информации
целостность информации и связанных с ней процессов( создания, ввода, обработки и вывода)
доступность информации, когда она нужна
учет всех процессов, связанных с информацией.
^ Перечень основных задач, которые должны решаться комплексной системой защиты информации:
управление доступом пользователей к ресурсам АС с целью ее защиты от неправомерного случайного или умышленного вмешательства в работу системы и несанкционированного (с превышением предоставленных полномочий) доступа к ее информационным, программным и аппаратным ресурсам со стороны посторонних лиц, а также лиц из числа персонала организации и пользователей;
защита данных, передаваемых по каналам связи;
регистрация, сбор, хранение, обработка и выдача сведений обо всех событиях, происходящих в системе и имеющих отношение к ее безопасности;
контроль работы пользователей системы со стороны администрации и оперативное оповещение администратора безопасности о попытках несанкционированного доступа к ресурсам системы;
контроль и поддержание целостности критичных ресурсов системы защиты и среды исполнения прикладных программ;
обеспечение замкнутой среды проверенного программного обеспечения с целью защиты от бесконтрольного внедрения в систему потенциально опасных программ (в которых могут содержаться вредоносные закладки или опасные ошибки) и средств преодоления системы защиты, а также от внедрения и распространения компьютерных вирусов;
управление средствами системы защиты.
^ Защита информации в АС должна основываться на следующих основных принципах:
системности;
комплексности;
непрерывности защиты;
разумной достаточности;
гибкости управления и применения;
открытости алгоритмов и механизмов защиты;
простоты применения защитных мер и средств.
| ^
Системный подход к защите компьютерных систем предполагает необходимость учета всех взаимосвязанных, взаимодействующих и изменяющихся во времени элементов, условий и факторов, существенно значимых для понимания и решения проблемы обеспечения безопасности АС.
При создании системы защиты необходимо учитывать все слабые, наиболее уязвимые места системы обработки информации, а также характер, возможные объекты и направления атак на систему со стороны нарушителей (особенно высококвалифицированных злоумышленников), пути проникновения в распределенные системы и НСД к информации. Система защиты должна строиться с учетом не только всех известных каналов проникновения и НСД к информации, но и с учетом возможности появления принципиально новых путей реализации угроз безопасности.
^ В распоряжении специалистов по компьютерной безопасности имеется широкий спектр мер, методов и средств защиты компьютерных систем. Комплексное их использование предполагает согласованное применение разнородных средств при построении целостной системы защиты, перекрывающей все существенные каналы реализации угроз и не содержащей слабых мест на стыках отдельных ее компонентов. Защита должна строиться эшелонированно. Внешняя защита должна обеспечиваться физическими средствами, организационными и правовыми мерами. Одной из наиболее укрепленных линий обороны призваны быть средства защиты, реализованные на уровне операционных систем (ОС) в силу того, что ОС - это как раз та часть компьютерной системы, которая управляет использованием всех ее ресурсов. Прикладной уровень защиты, учитывающий особенности предметной области, представляет внутренний рубеж обороны.
^
Защита информации - это не разовое мероприятие и даже не определенная совокупность проведенных мероприятий и установленных средств защиты, а непрерывный целенаправленный процесс, предполагающий принятие соответствующих мер на всех этапах жизненного цикла АС, начиная с самых ранних стадий проектирования, а не только на этапе ее эксплуатации.
Разработка системы защиты должна вестись параллельно с разработкой самой защищаемой системы. Это позволит учесть требования безопасности при проектировании архитектуры и, в конечном счете, позволит создать более эффективные (как по затратам ресурсов, так и по стойкости) защищенные системы.
Большинству физических и технических средств защиты для эффективного выполнения своих функций необходима постоянная организационная (административная) поддержка (своевременная смена и обеспечение правильного хранения и применения имен, паролей, ключей шифрования, переопределение полномочий и т.п.). Перерывы в работе средств защиты могут быть использованы злоумышленниками для анализа применяемых методов и средств защиты, для внедрения специальных программных и аппаратных "закладок" и других средств преодоления системы защиты после восстановления ее функционирования.
^
Создать абсолютно непреодолимую систему защиты принципиально невозможно. При достаточном количестве времени и средств можно преодолеть любую защиту. Поэтому имеет смысл вести речь только о некотором приемлемом уровне безопасности. Высокоэффективная система защиты стоит дорого, использует при работе существенную часть мощности и ресурсов компьютерной системы и может создавать ощутимые дополнительные неудобства пользователям. Важно правильно выбрать тот достаточный уровень защиты, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба были бы приемлемыми (задача анализа риска).
^
Часто приходится создавать систему защиты в условиях большой неопределенности. Поэтому принятые меры и установленные средства защиты, особенно в начальный период их эксплуатации, могут обеспечивать как чрезмерный, так и недостаточный уровень защиты. Естественно, что для обеспечения возможности варьирования уровнем защищенности, средства защиты должны обладать определенной гибкостью. Особенно важным это свойство является в тех случаях, когда установку средств защиты необходимо осуществлять на работающую систему, не нарушая процесса ее нормального функционирования. Кроме того, внешние условия и требования с течением времени меняются. В таких ситуациях свойство гибкости спасает владельцев АС от необходимости принятия кардинальных мер по полной замене средств защиты на новые. ^
Механизмы защиты должны быть интуитивно понятны и просты в использовании. Применение средств защиты не должно быть связано со знанием специальных языков или с выполнением действий, требующих значительных дополнительных трудозатрат при обычной работе законных пользователей, а также не должно требовать от пользователя выполнения рутинных малопонятных ему операций (ввод нескольких паролей и имен и т.д.). (18)
| 13, 14 ^ :
Услуги по обследованию организации могут достаточно сильно различаться у разных поставщиков услуг. Это может быть анализ защищенности вычислительной системы, обследование вычислительной системы (гораздо более глубокий уровень детализации), обследование организации в целом, т.е. охват "бумажного" документооборота и бизнес процессов организации с точки зрения информационной безопасности, проверка на соответствие нормативно-правовым документам и т.п..
На стадии обследования организации:
-устанавливается наличие секретной (конфиденциальной) информации в разрабатываемой КСЗИ, оценивается уровень конфиденциальности и объемы;
-определяются режимы обработки информации (диалоговый, телеобработки и режим реального времени), состав комплекса технических средств, общесистемные программные средства и т.д.;
-анализируется возможность использования имеющихся на рынке сертифицированных средств защиты информации;
-определяется степень участия персонала, функциональных служб, специалистов и вспомогательных работников объекта автоматизации в обработке информации, характер взаимодействия между собой и со службой безопасности;
-определяются мероприятия по обеспечению режима секретности нп стадии разработки;(59)
проектирование системы защиты информации
При проектировании системы информационной безопасности могут быть охвачены как все три уровня мер защиты - организационного, процедурного и программно-аппаратного, так и исключительно технический уровень. Это два принципиально разных типа работ и по сути, и по объемам, т.к. первый предполагает разработку концепции информационной безопасности, нормативно-распорядительных документов, различных регламентов и только потом - технического проекта;
внедрение системы защиты информации
Заказчику выгодно использовать подрядную организации и не иметь проблем с единовременным привлечением большого количества специалистов по информационной безопасности, контролем качества выполняемых работ, выработкой единой политики безопасности;
сопровождение системы информационной безопасности
Оперативное реагирование на внештатные ситуации, периодическое обновление специального ПО, установка необходимых "заплат" на общесистемное ПО, отслеживание появления новых атак и уязвимостей;
обучение специалистов по защите информации
Обучение руководителей служб безопасности, руководителей IT-подразделений, пользователей средств защиты. 16, Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.
Примечание:
Собственником информации может быть - государство, юридическое лицо, группа физических лиц, отдельное физическое лицо.(58) Состав защищаемой информации. Информация подразделяется по уровням требований к ее защищенности. Развитие системы классификации информации по уровням требований к ее защищенности предполагает введение ряда степеней (градаций) требований по обеспечению каждого из свойств безопасности информации: доступности, целостности, конфиденциальности и защищенности от тиражирования. 20. Категорирование защищаемой информации [объекта защиты] - установление градаций важности защиты защищаемой информации [объекта защиты]. (58)
Пример градаций требований к защищенности:
нет требований;
низкие;
средние;
высокие;
очень высокие.
Количество дискретных градаций и вкладываемый в них смысл могут различаться. Главное, чтобы требования к защищенности различных свойств информации указывались отдельно и достаточно конкретно.
В дальнейшем любой отдельный функционально законченный документ, содержащий определенные сведения, вне зависимости от вида носителя, на котором он находится, будем называть информационным пакетом.
Информация по уровню важности подразделяется на:
жизненно важная незаменимая информация;
важная информация;
полезная информация;
несущественная информация.
Жизненно важная незаменимая информация, наличие которой необходимо для функционирования организации.
Важная информация – информация, которая может быть заменена или восстановлена, но процесс восстановления очень труден и связан с большими затратами.
Полезная информация – информация, которую трудно восстановить, однако организация может функционировать без нее.
Несущественная информация – информация, которая больше не нужна организации.(
|
|
| 21, 22, 23 Поскольку субъектам информационных отношений ущерб может быть нанесен также посредством воздействия на процессы и средства обработки критичной для них информации, то становится очевидной необходимость обеспечения защиты всей системы обработки и передачи данной информации от несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, незаконной модификации и/или разрушения любых компонентов данной системы.
Поэтому под безопасностью автоматизированной системы обработки информации (компьютерной системы) будем понимать защищенность всех ее компонентов (технических средств, программного обеспечения, данных и персонала) от подобного рода нежелательных для соответствующих субъектов информационных отношений воздействий. (18)
Определение1. Объект защиты - информация или носитель информации или информационный процесс, в отношении которых необходимо обеспечивать защиту в соответствии с поставленной целью защиты информации. (58) Объекты защиты :аппаратные средства АС (серверы, рабочие станции, периферийное оборудование и другие технические средства);
программные средства (операционные системы, специальное программное обеспечение, СУБД, интерфейсное и сетевое программное обеспечение);
информационное обеспечение (базы данных, файлы пользователей, справочная информация);
системы связи;
сотрудники организации.(61) 24 Под угрозой (вообще) обычно понимают потенциально возможное событие, действие (воздействие), процесс или явление, которое может привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам.
^ стихийные бедствия и аварии (наводнение, ураган, землетрясение, пожар и т.п.);
сбои и отказы оборудования (технических средств) автоматизированных систем;
последствия ошибок проектирования и разработки компонентов ) автоматизированных систем (аппаратных средств, технологии обработки информации, программ, структур данных и т.п.);
ошибки эксплуатации (пользователей, операторов и другого персонала);
преднамеренные действия нарушителей и злоумышленников (обиженных лиц из числа персонала, преступников, шпионов, диверсантов и т.п.).
25, Все множество потенциальных угроз по природе их возникновения разделяется на два класса: естественные (объективные) и искусственные (субъективные) (рис.1). Естественные угрозы - это угрозы, вызванные воздействиями на АС и ее элементы объективных физических процессов или стихийных природных явлений, независящих от человека.
Искусственные угрозы - это угрозы АС, вызванные деятельностью человека. Среди них, исходя из мотивации действий, можно выделить:
непреднамеренные (неумышленные, случайные) угрозы, вызванные ошибками в проектировании АС и ее элементов, ошибками в программном обеспечении, ошибками в действиях персонала и т.п.;
преднамеренные (умышленные) угрозы, связанные с корыстными устремлениями людей (злоумышленников).
Источники угроз по отношению к АС могут быть внешними или внутренними (компоненты самой АС - ее аппаратура, программы, персонал). ^ Типичный компьютерный преступник - это не молодой хакер, использующий телефон и домашний компьютер для получения доступа к большим компьютерам. Типичный компьютерный преступник - это служащий, которому разрешен доступ к системе, нетехническим пользователем которой он является. В США компьютерные преступления, совершенные служащими, составляют 70-80 процентов ежегодного ущерба, связанного с компьютерами. Остальные 20 процентов дают действия нечестных и недовольных сотрудников. И совершаются они по целому ряду причин.
Нарушитель - это лицо, предпринявшее попытку выполнения запрещенных операций (действий) по ошибке, незнанию или осознанно со злым умыслом (из корыстных интересов) или без такового (ради игры или удовольствия, с целью самоутверждения и т.п.) и использующее для этого различные возможности, методы и средства.
Злоумышленником – это нарушитель, намеренно идущий на нарушение из корыстных побуждений.
Неформальная модель нарушителя отражает его практические и теоретические возможности, время и место действия и т.п. Для достижения своих целей нарушитель должен приложить некоторые усилия, затратить определенные ресурсы. Исследовав причины нарушений, можно либо повлиять на сами эти причины (конечно если это возможно), либо точнее определить требования к системе защиты от данного вида нарушений или преступлений.
В каждом конкретном случае, исходя из конкретной технологии обработки информации, может быть определена модель нарушителя, которая должна быть адекватна реальному нарушителю для данной АС.
| 27. При разработке модели нарушителя определяются:
предположения о категориях лиц, к которым может принадлежать нарушитель;
предположения о мотивах действий нарушителя (преследуемых нарушителем целях);
предположения о квалификации нарушителя и его технической оснащенности (об используемых для совершения нарушения методах и средствах);
ограничения и предположения о характере возможных действий нарушителей.
По отношению к АС нарушители могут быть внутренними (из числа персонала системы) или внешними (посторонними лицами). Внутренним нарушителем может быть лицо из следующих категорий персонала:
пользователи (операторы) системы;
персонал, обслуживающий технические средства (инженеры, техники);
сотрудники отделов разработки и сопровождения ПО (прикладные и системные программисты);
технический персонал, обслуживающий здания (уборщики, электрики, сантехники и другие сотрудники, имеющие доступ в здания и помещения, где расположены компоненты АС);
сотрудники службы безопасности АС;
руководители различных уровней должностной иерархии.
Посторонние лица, которые могут быть нарушителями:
клиенты (представители организаций, граждане);
посетители (приглашенные по какому-либо поводу);
представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности организации (энерго-, водо-, теплоснабжения и т.п.);
представители конкурирующих организаций (иностранных спецслужб) или лица, действующие по их заданию;
лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим (без цели нарушить безопасность АС);
любые лица за пределами контролируемой территории.
28, Причиной совершения компьютерных преступлений может быть:
-личная или финансовая выгода;
-развлечение;
-месть;
-попытка добиться расположения кого-либо к себе;
-самовыражение;
-случайность;
-вандализм.
Можно выделить три основных мотива нарушений: безответственность, самоутверждение и корыстный интерес.
При нарушениях, вызванных безответственностью, пользователь целенаправленно или случайно производит какие-либо разрушающие действия, не связанные тем не менее со злым умыслом. В большинстве случаев это следствие некомпетентности или небрежности.
Некоторые пользователи считают получение доступа к системным наборам данных крупным успехом, затевая своего рода игру "пользователь - против системы" ради самоутверждения либо в собственных глазах, либо в глазах коллег.
Нарушение безопасности АС может быть вызвано и корыстным интересом пользователя системы. В этом случае он будет целенаправленно пытаться преодолеть систему защиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой в АС информации. Даже если АС имеет средства, делающие такое проникновение чрезвычайно сложным, полностью защитить ее от проникновения практически невозможно. ^
Все каналы проникновения в систему и утечки информации разделяют на прямые и косвенные. Под косвенными понимают такие каналы, использование которых не требует проникновения в помещения, где расположены компоненты системы. Для использования прямых каналов такое проникновение необходимо. Прямые каналы могут использоваться без внесения изменений в компоненты системы или с изменениями компонентов.
По типу основного средства, используемого для реализации угрозы все возможные каналы можно условно разделить на три группы, где таковыми средствами являются: человек, программа или аппаратура.
По способу получения информации потенциальные каналы доступа можно разделить на :
физический;
электромагнитный (перехват излучений);
информационный (программно-математический).
32 Физические каналы
Утечка обрабатываемой информации возможна за счет визуального наблюдения. Такое наблюдение может осуществляться за экранами устройств отображения информации коллективного или
индивидуального пользования, через открытые окна и двери, а также путем фотографирования и применения различных оптико-электронных устройств.
По мере расширения использования удаленных друг от друга терминалов и вычислительных комплексов становятся реальными и
другие угрозы безопасности обрабатываемой в АС информации. Особую опасность могут представлять специальные методы и технические средства, активно воздействующие на элементы АС:
- специально внедренные электронные средства (закладки), разрушающие или искажающие информацию, а также передающие обрабатываемую автоматизированными системами информацию или речевую информацию - переговоры людей в помещениях, где развернуты технические средства;
- облучение технических средств информационной системы зондирующими сигналами (так называемое навязывание);
- разрушение (искажение) технических средств автоматизированных систем путем подключения их элементов к посторонним источникам напряжения и др.
| 33^
Одной из наиболее вероятных угроз информации в АС считается возможность ее утечки за счет перехвата побочных электромагнитных излучений (ПЭМИ), создаваемых техническими средствами АС. ПЭМИ существуют в диапазоне частот от единиц Гц до полутора ГГц и способны переносить (распространять) сообщения, обрабатываемые в АС. Дальность распространения ПЭМИ исчисляется десятками, сотнями, а иногда и тысячами метров.
Наиболее опасными источниками ПЭМИ являются дисплеи, про-
водные линии связи, накопители на магнитных дисках и буквопечатающие аппараты последовательного типа.
Перехват ПЭМИ может осуществляться с помощью портативной аппаратуры. Такая аппаратура может представлять собой широко полосный автоматизированный супергетеродинный приемник. В качестве устройств регистрации принятых сигналов (сообщений) может использоваться магнитный носитель или дисплей.
Возможна утечка обрабатываемой в АС информации за счет приема информационных сигналов, наведенных в цепях электропитания и заземления аппаратных средств АС, выходящих за пределы охраняемой (контролируемой) зоны - зоны безопасности.
Вполне реальна возможность утечки обрабатываемой в АС информации за счет приема сигналов, наведенных в проводах и кабелях вспомогательных технических средств АС, находящихся в зоне воздействия ПЭМИ работающих технических средств АС. К вспомогательным техническим средствам относятся: аппаратура звукоусиления, связи, охраны и сигнализации, а также различные провода, кабели, металлические элементы зданий и сооружений, сантехническое оборудование, металлоконструкции и др.
Возможна утечка обрабатываемой в АС информации за счет несанкционированного приема сигналов из линий связи. Подключение к линиям связи может быть осуществлено двумя способами: пассивным и активным.
При пассивном подключении нарушитель (злоумышленник) только фиксирует передаваемые данные, при активном подключении он может изменять передаваемые данные, либо передавать собственные вместо них. Местами несанкционированного подключения к линиям передачи данных может являться передающее и приемное оборудование, расположенное внутри помещений, а также внешние участки линий связи, кроссы и другие места коммутации линий связи и т.д.
Возможна утечка обрабатываемой информации за счет приема акустических сигналов, создаваемых работающими принтерами, подслушивания разговоров персонала АС и пользователей с помощью направленных микрофонов, встроенных пьезодатчиков и других технических средств, а также приема электромагнитных сигналов, промодулированных акустическими сигналами за счет паразитных акустоэлектрических преобразований в различных технических средствах.
| |