Кибернетическая педагогика миф или реальность?




Скачать 89.76 Kb.
НазваниеКибернетическая педагогика миф или реальность?
Дата публикации06.09.2013
Размер89.76 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Информатика > Вопрос
УДК 007:378
© Белова Л.А. Уваров О.В. Метешкин К.А.
КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Современный этап развития образования в Украине характеризуется высокими темпами компьютеризации и информатизации. Несомненные преимущества использования в образовательной сфере и педагогической практике современных информационных технологий сейчас ни у кого не вызывает сомнения. В настоящее время созданы необходимые предпосылки для выполнения требований Государственной национальной программы [1] - построение единой информационно - компьютерной системы управления образованием. К таким предпосылкам можно отнести следующие: насыщение высших учебных заведений и школ компьютерной и организационной техникой; создание телекоммуникационной сети заведений образованием и науки Украины (УРАН); организацию подготовки специалистов по информатике и телекоммуникационным системам во многих вузах и школах и др.

Тем не менее, проблема создания единой информационно-компьютерной системы управления образованием еще далека до своего окончательного решения.

На наш взгляд, насыщение учебных заведений компьютерами, а также создание корпоративных вычислительных сетей вузов и глобальной образовательной сети в масштабах Украины является лишь подготовительным этапом в организации сложной иерархической системы управления образованием.

Решение задач управления, причем в такой сложной сфере как образовательная, предполагает автоматизацию процессов выработки решений, по крайней мере, на трех уровнях иерархии. К первому уровню иерархии управления относится управление когнитивными процессами, т.е. непосредственное управление познавательной деятельностью обучающихся. Второй уровень управления предполагает организацию целенаправленной деятельности в рамках учебных процессов вузов. Управление на третьем уровне иерархии, обеспечивает целенаправленную деятельность сложных образовательных и научных организационно-технических систем, к которым относятся учебные заведения всех уровней аккредитации и научно-исследовательские институты, центры и др.

Процессы управления всех трех уровней иерархии имеют свою специфику. Одной из основных специфических черт управления первого уровня иерархии является объекты (субъекты) управления, которые обладают интеллектуальными свойствами, развивающимися в процессе их когнитивной деятельности. Управление когнитивными процессами на этом уровне носит рефлексивный характер сточки зрения изучения преподавателем свойств обучающихся и принятия на этой основе педагогических решений, и наоборот обучающиеся изучают индивидуальные и профессиональные свойства преподавателей и принимают решения, которые базируются на их индивидуальных системах учебных предпочтений.

Спецификой управления учебными процессами (второй уровень иерархии управления) является сложность организации целенаправленных взаимосвязанных действий профессорско-преподавательского состава, обучающихся, а также персонала, обеспечивающего функционирование учебных заведений. Кроме того, субъективность принимаемых решений в ходе учебного процесса, а также оценивания различных сторон деятельности учебных заведений в процессе их аккредитации различными категориями специалистов и экспертов приводит к нежелательным последствиям, связанным с завышением или занижением оценок, что в свою очередь, может создать предпосылки для принятия ошибочных решений. Следовательно, процесс выработки решений на управление учебными процессами осуществляется в условиях неопределенности, а принятым решениям соответствует некоторая степень риска. Как правило, риск, назовем его педагогическим, оказывает негативное влияние на процесс выработки решений и принятия той или иной стратегии управления учебными процессами, который может привести к негативным последствиям, например, к снижению качества преподавания или эффективности функционирования учебного заведения в целом.

Специфическими особенностями управления на третьем уровне иерархии является решение масштабных задач, связанных с целенаправленной координацией и обеспечением взаимодействия множества целеустремленных организационно-технических систем образовательной и научной направленности, которые функционируют в интересах государства. Кроме того, требования к системе образования в Украине предполагают непрерывность и тесную взаимосвязь между всеми учебными и воспитательными учреждениями, что обусловливает специфические требования к системе управления образованием в целом.

Краткий анализ отдельных специфических особенностей системы управления образованием показывает, что для выхода на новый качественный уровень образования Украины в целом необходимо принимать усилия не только по информатизации и построению телекоммуникационных сетей учебных и научных заведений, но и решать сложные конкретные задачи, связанные с автоматизацией процессов выработки решений на всех уровнях иерархии управления. Научными основами для решения слабоструктурированных и слабо формализуемых задач, которыми являются задачи управления в образовательной сфере, могут служить методы и представления теорий принятия решений, информации, полезности, категорий и функторов, распознавания образов (педагогических ситуаций), нечетких множеств, методы искусственного интеллекта и другие. Перечисленные теории являются ядром кибернетики, что приводит к выводу о необходимости разработки теоретических основ кибернетической педагогики.

Определение понятия «кибернетическая педагогика» предложено в работе [2],где она трактуется как политеоретизированная наука, которая изучает закономерности выработки решений в сфере педагогики и образовательных услуг, связанных с управлением познавательной деятельностью обучающихся, педагогическими и образовательными процессами.

Известно [З], что в любой содержательной теории выделяют четыре составных компонента: исходную эмпирическую и теоретическую основы теории ее, логику, а также совокупность выведенных в ней утверждений с их доказательствами, которые составляют основной массив теоретических знаний.

В настоящее время педагогами-исследователями ведутся отдельные разработки указанных выше компонент, например результаты исследований, приведенных в работах [4, 5 и др.], которые могут являться составной частью эмпирических и теоретических основ кибернетической педагогики. Наиболее полно и систематизировано логико-математические основы управления учебными процессами представлены в работах [6, 7]. Здесь же строятся идеализированные объекты кибернетической педагогики, т.е. модели существующих связей педагогической практики, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализации.

Кроме того, в работе [8] сделана попытка построения теоретико-модельных конструкций на основе методов формальных систем и теории категорий, которая отражает основные процессы управления в образовательной сфере. Данные конструкции также могут рассматриваться как идеализированные объекты кибернетической педагогики.

На наш взгляд создание и развитие теоретических основ педагогической кибернетики позволит систематизировать множество эмпирических и теоретических результатов, полученных педагогами-исследователями в различных областях и направлениях педагогики. Вместе с тем, выделение в самостоятельную дисциплину кибернетической педагогики потребует немало усилий как организационных, так и научных для подготовки специалистов в этой области знаний. Необходимость подготовки таких специалистов обусловлена причинами, связанными с требованиями повышения качества управления учебными процессами, повышения эффективности функционирования учебных заведений, а также уменьшением расходов, выделяемых государством на образование.

Определим, какими свойствами должны обладать специалисты в области кибернетической педагогики. Естественно предположить, что методологическую парадигму нового научного направления должны составить методологические основы кибернетики и педагогики. Их синтез позволит создать учебные планы, ориентирование на подготовку управленцев для выделенных выше уровней управления.

На первом уровне управления специалист в области кибернетической педагогики, назовем его педагогом-когнитологом, должен обладать знаниями не только в какой либо конкретной предметной области, но еще и специальными знаниями, которые позволят ему создавать модели управления когнитивными процессами на языках объектно-ориентированного программирования. Умения и навыки таких специалистов должны обеспечивать эксплуатацию вычислительных сетей, сопровождение и совершенствование программного обеспечения, а также их администрирование.

Специалисты в области кибернетической педагогики на втором уровне иерархии системы управления образованием должны хорошо знать организацию учебных процессов, технические и программные средства, обеспечивающие эффективное функционирование учебных заведений в целом. Они должны уметь анализировать состояние не только учебных процессов на уровне кафедры и факультета, но и учебных заведений в целом, а также оценивать их эффективность. Кроме того, иметь навыки создания электронных сценариев обучения по конкретным специальностям учебного заведения их сопровождение и обеспечение своевременной корректировки.

Специалистам третьего уровня необходимы обширные и глубокие знания в области управления сложными организационно-техническими системами образовательной и научной направленности. Умения таких специалистов должны обеспечивать работу с моделями оценки состояния образовательных процессов в учебных заведениях города или региона. Кроме того, им нужно иметь навыки моделирования на языках объектно-ориентированного проектирования (не путать с языками объектно-ориентированного программирования).

Наукоемкость кибернетической педагогики требует создание специальных научных подразделений, разрабатывающих математическое и программное обеспечение для системы управления второго и третьего уровня иерархии, а так же готовить научные кадры для решения поставленных выше задач. На эти подразделения могут быть возложены задачи моделирования процессов и явлений с целью развития вузовской науки, прогнозирования результатов научной деятельности, а также определения перспективных научных направлений.

Следует обратить внимание на подготовку научных кадров по кибернетической педагогике, которые должны обеспечить развитие и совершенствование этого научного направления. Целесообразно разработать паспорт специальности, который в полной мере отражал бы исследуемые процессы и явления на стыке кибернетики и педагогики, а может быть и других смежных наук. Прототипом может стать паспорт специальности 05.13.06 - «Автоматизированные системы управления и прогрессивные технологии».

Таким образом, подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы.

Создание единой информационно-компьютерной системы управления образованием Украины на современном этапе наталкивается на объективные трудности, которые обусловливаются отсутствием теоретической базы построения таких систем управления.

Анализ специфических особенностей объектов и процессов управления в образовательной сфере убедительно показывает необходимость систематизации знаний в этой области. Разработка теоретических основ кибернетической педагогики и выделение ее в самостоятельную науку по аналогии с кибернетиками: экономической, медицинской, биологической, технической, математической лингвистикой, позволит целеустремленно изучать сложные процессы, закономерности и явления и добиться результатов в управлении когнитивными, учебными и образовательными процессами.

Решение этих сложных задач видится на пути создания учебных подразделений (учебных центров и кафедр на базе вузов), осуществляющих подготовку соответствующих специалистов знания, умения и навыки, которых, несомненно, будут востребованы.

Внедрение в практику результатов теоретических исследований в области кибернетической педагогики, по мнению авторов, существенно повысит качество образования в Украине в целом.

Литература



1. Постанова Кабінету Міністрів України № 896 від 3 листопада 1993 року. Державна національна програма "Освіта" (Україна XXI століття).

2. Метешкин К. Искусственный интеллект в современных образовательных системах // Новый коллегиум, 2001, №6, С. 10-13.

3. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1978.

4. Сироджа И.Б., Мокляк Н.Г. Слисаренко Н.Н. Программный комплекс для поддержки принятия решений в среде модульного образования. Харквіська вища школа: методичні пошуки на рубежі століть: Матеріали конференції / За ред.:Т.О. Маркової. - Харків: Вид. центр ХНУ, 2001. - С. 73 - 76.

5. Кваша С.В., Ляховец С.В., Михайлов А.М., Павлов П.Ф. Новый подход к автоматизации учебного процесса. Комплекс контроллинга. // Інформаційні технології: наука, техника, технология, освіта, здоров'я: Збірка наукових праць ХДПТУ. Вип. 7. У чотирьох частинах. Ч. 1 - Харків: Харк. держ. политех. ун-т.1999.-453с.

6. Метешкин К.А. Теоретические основы построения интеллектуальных сис-тем управления учебным процессом в вузе: Монография. - Харьков: Экограф, 2000. - 278 с.

7. Белова Л.А., Метешкин К.А. Уваров О.В. Логико-математические основы управления учебными процессами вузов. - Харьков: Восточно-региональный центр гуманитарно-образовательных инициатив, 2001. - 272 с.

8. Белова Л.А., Уваров О.В, Метешкин К.А. Теоретико-модельные конструкции процессов управления в образовательной сфере // Вестник Национального технического университета "Харьковский политехнический институт". №8. -Харьков: НТУ "ХПИ", 2001. - С. 15 - 21.

Бєлова Л.О., Уваров О.В., Метешкін К.О.

Кібернетична педагогіка – міф чи реальність?


Обґрунтовується необхідність розробки теоретичних основ кібернетичної педагогіки, які складуть науковий базис для побудови єдиної інформаційно-комп’ютерної системи управління освітою.
Belova L.A., Uvarov O.V., Meteshkin K.A.

Cybernetics Pedagogy Is It a Myth or Reality?

The necessity of the development of theoretical principles of cybernetics pedagogy constituting the theoretical basis for the construction of a unified informational computering system of education control is being substantiated.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconГлобализация: миф или реальность?

Кибернетическая педагогика миф или реальность? icon«Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность)»

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconКибернетическая педагогика
Утверждено к печати ученым советом Харьковской национальной академии городского хозяйства. Харьков. Протокол заседания совета №3...

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconМолодежный кредит: миф или реальность?!
Тебе до 35 лет, ты работаешь и вроде неплохо зарабатываешь, но у тебя нет собственной крыши над головой

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconНло: Миф или реальность?
Можно ли поверить в иные цивилизации? Уникальность земной биосферы и человеческого интеллекта бросает вызов нашей веры в единство...

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconСемейный врач: миф или реальность?
М. М. Зарецкий, Е. Э. Черников, Н. М. Черникова, Луганский государственный медицинский университет, Национальная юридическая академия...

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconВред кальяна. Миф или реальность?
Кальян заправляют водой, вином или другой жидкостью для фильтрации дыма и получения вкуса. В сосуд с водой погружена трубка, по которой...

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconУкраинская федерация профессионалов безопасности украинская ассоциация...
Недобросовестная конкуренция, коммерческий шпионаж и предательство персонала – миф или реальность? Как защитить информационные

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconБрэндинг Крыма миф или реальность?
Германский (3 место) на – 10,9 %; Испанский (6 место) на 10% и более. По результатам экспресс-опроса членов Крымской Ассоциации Туристических...

Кибернетическая педагогика миф или реальность? iconМинистерство образования и науки украины харьковский национальный...
Национального аэрокосмического университета имени Н. Е. Жуковского «хаи» Шостак И. В.; доктор физико-математических наук, профессор,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<