Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение




Скачать 133.18 Kb.
НазваниеМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение
Дата публикации08.09.2013
Размер133.18 Kb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Информатика > Методические указания




Методические указания

для семинарского занятия студента
ЗАНЯТИЕ № 1 (семинарское)

Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция. финансы, кредит и денежное обращение
Профессиональная ориентация студентов. Развитие человечества постоянно сопровождалось совершенствованием материального производства. Взаимоотношения всех элементов производительных сил характеризовались непрерывным развитием как организации самого производства, так и его технологий.

Развитие производства бесспорно тянет за собой развитие общества: первобытнообщинный строй с его простым товарным производством изменяется рабовладельческим с выраженным делением труда, которое переходит в феодальный, где научно-техническое развитие приводит к появлению машин, а это в свою очередь влечет общее товарное производство и переход к капитализму с выраженной рыночной экономикой.

Освоение и использование атомной энергии сделало человека несравненно более могучей как в создании так и в разрушении.

Биотехнологии сделали абсурдным соревнование человека с машиной – мгновенные вычисления, миллиардные вычислительные операции, многоцелевой системный аналитический прогноз тех или других процессов или событий, мгновенная обработка гигантских массивов информации – сегодня это уже не прерогатива человека. На данном этапе люди работают над проблемой соединения человеческого ума с компьютерным чипом. Первые удачные попытки внедрить в головной мозг человека информационные чипы на кремниевых кристаллах уже проведены.

Человек впритык подошел к решению проблемы трансплантации. Расшифровка генотипа человека не что другое как основа абсолютно нового направления развития медицины и биологии.

Простые, информационные и биотехнологии являются основными технологическими способами производства. За высокую интенсификацию производства свидетельствуют темпы развития информационных потоков, которые удваиваются ежегодно, развитие науки и результатов деятельности общества.

Баланс между потреблением внешней среды и его воссозданием нарушился не в пользу человека. Разрушение озонового слоя приведет к уничтожению жизни на Земле. Лишь рациональная экономика может приостановить разрушительные процессы в биосфере и дать время на адаптацию и воссоздание.

Общественное производство находится в постоянном развитии и совершенствовании. Сегодня во всем мире преобладает товарное производство над натуральным. Первое характеризуется тем, что продукты производятся відокремленими товаропроизводителями для общественного потребления и в результате обмена становятся товарами.

Частная собственность является основой рыночной экономики и самым существенным фактором, который влияет на качество изготовленной продукции.

Основными свойствами товара является потребительская и меновая стоимость, которые выражено зависят от количества и качества тратящего на их изготовление общественного труда. Важнейшей характеристикой меновой стоимости или полезности данного товара является качество продукции.

Обмен эквивалентов товаров между производителями на основе общественно необходимых расходов на их изготовление составляет основу закона стоимости. Именно данный закон регулирует основные рыночные процессы сегодняшней экономики.

Общий эквивалент при обмене товара – это главная роль денег. Деньги выполняют основные функции обращения, нагромождения и стоимости. Нарушение денежного обращения приводит к инфляции и дефляции.

Обычно финансы это система экономических отношений, которые возникли между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, деления и использования фондов денежных средств. Однако следует заметить, что не все денежные отношения являются финансовыми. Финансы – это экономический инструмент деления и перераспределения ВНП, средство контроля за образованием и использованием денежных средств. Следовательно финансы – это не деньги или денежные доходы, а больше экономические отношения. Потому они не охватывают отношений по поводу тех денежных средств, которые обслуживают личные потребности населения, бытовые, коммунальные, оплату услуг социальной инфраструктуры, процессы покупки-продажи между отдельными членами общества, акты дарования и наследования денег. Основными функциями финансов распределительная, воспроизводительная, учетно-контрольная, стимулирующая, регулирующая, фискальная и политическая. Основными субъектами финансовых отношений является государство, предприятие и население.

Финансовая политика государства направлена на обеспечение роста благосостояния населения, определяется экономическим положением страны и уровнем жизни ее граждан и представляет собой мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их деления и использования на основе финансового законодательства.

Основой финансовой политики является фискальная политика, которая предусматривает использование возможностей правительства влиять через систему налогов и использовать бюджетные средства для регуляции деловой активности, решения разнообразных социальных заданий и тому подобное.

Основой бюджетной политики является его наполненность и сбалансированность. Нарушение равновесия между приходной и расходной частями приводит к профициту, дефициту, а в дальнейшем и к государственному долгу.

Государство имеет достаточно рычагов, средств и методов, чтобы влиять на уровень развития экономики, а соответственно и уровень жизни общества. Основным механизмом государственной регуляции является то, с помощью чего государство достигает поставленной цели – уменьшение или выход из экономического кризиса, обеспечение полной занятости населения, преодоления инфляции, другие позитивные (или негативные) цели относительно своего (или другой) государства.

Появление кредита предопределено тем, что в одних возникают временно свободные средства, в других – свободные материальные ресурсы, а в третьих – неотложная потребность у них, что возникает в процессе движения инвестиционных фондов. Часть стоимости от реализации продукции в виде денежных и товарных ценностей высвобождается, так как не всегда реальные потребности у отдельных участников производства совпадают со стоимостью реализованной продукции.

Функцию кредитования субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения их же средств выполняет такое учреждение, как банк.

В Украине, как и в большинстве стран с развитой экономикой, банковская система двухуровневая.

В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, которая сформирована на идеях кейнсианства и монетаризма. Суть ее заключается в совокупности мероприятий, которые проводит государство с целью регуляции экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и равновесия платежного баланса.
^ Студент должен знать:

  1. Какие Вам известны технологические способы производства?

  2. Назовите примеры эволюционных и революционных форм технического прогресса в общественном производстве и в системе здравоохранения.

  3. Какие Вам известны типы экономического роста?

  4. Охарактеризуйте современный тип экономического роста.

  5. Назовите альтернативные пути увеличения производства ВНП

  6. Охарактеризуйте экономический цикл, как механизмом становления макроэкономического равновесия.

  7. Приведите свидетельство интенсификации производства.

  8. Проанализируйте взаимоотношения человека и внешней среды.

  9. Охарактеризуйте вредное влияние загрязненной среды на здоровье человека.

  10. Приведите пути балансирования между развитием экономики и сохранения внешней среды.

  11. Приведите структуру мирового деления труда

  12. Охарактеризуйте основные формы общественного производства

  13. Дайте характеристику натуральному производству.

  14. Дайте характеристику товарному производству.

  15. Приведите структуру товарного производства

  16. В чем основное отличие продукта от товара.

  17. Объяснисть понятия потребительской стоимости.

  18. Объяснисть понятия меновой стоимости.

  19. Качество, как основная черта меновой стоимости.

  20. Особенности качества медицинской помощи.

  21. Какой основной принцип качества медицинской помощи?

  22. В чем суть закона стоимости?

  23. Проанализируйте функции закона стоимости.

  24. Какие характерные черты закона стоимости?

  25. Что собой представляют деньги, как экономическая категория?

  26. Какие основные функции денег, в чем их суть?

  27. Какие основные методы определения объема денежной массы?

  28. Что такое денежное обращение и какие его виды вам известные?

  29. Дайте характеристику денежной системы.

  30. Какие характерные особенности современной денежной системы?

  31. Какие виды нарушения денежного обращения вам известные?

  32. Какие причины возникновения инфляции?

  33. Какие виды инфляции вам известные?

  34. Что такое дефляция и какие ее последствия?

  35. Что обусловливает существование финансовых и кредитно-денежных отношений?

  36. Что собой представляют финансы?

  37. Дайте характеристику основных функций финансов.

  38. Проиллюстрируйте на примерах основные виды финансовых отношений.

  39. В чем заключается основная цель финансовой политики государства?

  40. В чем суть фискальной политики государства?

  41. Что является причиной появления государственного долга и которые это может иметь последствия?

  42. В чем заключается механизм государственной регуляции экономики?

  43. В чем заключается суть кредитования?

  44. Какие основные виды кредитов Вам известные и в чем их суть?

  45. Как возникли банки и какая своя роль в государстве?

  46. В чем заключается суть двухуровневой банковской системы?

  47. Раскройте суть современной теории денег из позиций кейнсианства и монетаризма.

  48. На что направлена денежно-кредитная политика Украины?


Студент должен уметь:

  1. Определять темпы экономического роста

  2. Уметь определить безопасные альтернативные пути увеличения производства ВНП.

  3. Анализировать взаимоотношения человека и внешней среды.

  4. Проанализировать функции закона стоимости.

  5. Показать основные принципы качества медицинской помощи?

  6. Охарактеризовать основные функции денег и их суть.

  7. Уметь определять объем денежной массы.

  8. Охарактеризовать особенности денежной системы.

  9. Видеть причины возникновения инфляции.

  10. Определять банковские процентные ставки из вкладов.

  11. Определять проценты на разные виды кредитов.

  12. Определять зависимость количества товара, его цену от денежной массы и скорости обращения денег.


Перечень тем рефератов:

  1. Структура экономических убытков от загрязнения атмосферы.

  2. Структура экономических убытков от загрязнения водоемов.

  3. Структура экономических убытков от загрязнения почвы.

  4. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на заболеваемость.

  5. Влияние загрязнения водоемов на заболеваемость.

  6. Влияние загрязнения почвы на заболеваемость.

  7. Медицинская услуга и медицинская помощь-як дефиниции рыночной экономики.

  8. “Здоровье” как товар, его экономическая природа из позиций медицинских, демографических и эпидемиологических факторов.

  9. “Охрана здоровья” как товар – центральный вопрос экономики здравоохранения.

  10. Основные принципы теории ожидаемой полезности в системе экономики здравоохранения.

  11. Подходы к оплате интеллектуального труда.

  12. Прожиточный уровень, его структура и подходы к формированию.

  13. “Охрана здоровья” и информация как формирующие факторы спроса потребителей.


Ситуационные задачи
^

Задание 1


Какими будут темпы экономического роста, если реален ВНП в прошлом году составлял 200 млрд грн, а в этом – 210?

Задание 2


Если темпы экономического роста составляют 4%, то которым будет ВНП в этом году, если прошлого он составлял 200 млрд грн?

Задание 3


Если темпы экономического роста составляют 6%, то которым был прошлогодний ВНП, если нынешний составляет 200 млрд грн?
^

Задание 4


Приведите примеры научно-технической революции в системе здравоохранения.

Задание 5


Приведите примеры научно-технического прогресса в системе здравоохранения.
Задание 6.

Определите как изменится цена товаров и услуг, если скорость обращения денег вырастет вдвое, а количество проданного товара не изменится?
Задание 7.

Определите как изменится цена товаров и услуг, если скорость обращения денег вырастет вдвое, и количество проданного товара вырастет вдвое?

Задание 8.

Определите как изменится масса денег, если скорость обращения денег вырастет вдвое, а количество проданного товара и цена на него не изменится?

Материалы для решения практической работы:

МV=РQ, где

М –


масса денег в обращении;

V –

скорость обращения денег;

Р –

средняя цена товаров и услуг

Q –

количество проданных товаров и услуг

Задание 9.

Определите значение суммы, которое будет выплачено через два года при процентной ставке 18% годовых на вклад в 120 тысяч гривен
Задание 10.

Определите значение суммы, которое будет выплачено через три года при процентной ставке 18% годовых на вклад в 120 тысяч гривен
Задание 11.

На какой депозит целесообразнее вложить средства в сумме 1000 грн при обменном курсе 1 дол. = 5,4 грн:

  1. на валютный при простой ставке 14% годовых.

  2. на гривневый при сложной ставке 8% перечисления раз в полугодие.

Ответ: на валютный – за год 25.9$, а грн. – 86,4 грн
Задание 12.

Студент, который имеет 1000 долларов, решает как ему лучше ими распорядиться: вложить в банк, где он через год получит 1120 долларов или потратить немедленно, чтобы не “съела” инфляция, которая в год составляет 10%. Какая процентная банковская ставка? Как выгоднее распорядиться деньгами?

Ответ: ставка 12%. Чистая прибыль в год будет составлять 20 долларов.
Задание 13.

Студент, который имеет 1000 долларов, решает как ему лучше ими распорядиться: вложить в банк, где он через год получит 1100 долларов или потратить немедленно, чтобы не “съела” инфляция, которая в год составляет 10%. Какая процентная банковская ставка? Как выгоднее распорядиться деньгами?

Ответ: ставка 10%. Все равно, что делать с деньгами.
Задание 14.

Студент, который имеет 1000 долларов, решает как ему лучше ими распорядиться: вложить в банк, где он через год получит 1100 долларов или потратить немедленно, чтобы не “ съела ” инфляция, которая в год составляет 12%. Какая процентная банковская ставка? Как выгоднее распорядиться деньгами?

Ответ: ставка 10%. Потери в год будут составлять 20 долларов.

^ Предостережение экономики здравоохранения.

В чем суть предостережения экономики здравоохранения: ”Спешите медленно...”
В чем суть предостережения экономики здравоохранения: “НТР в медицине богатые на неожиданные последствия!”
В чем суть предостережения экономики здравоохранения: “Ничто из ничего не образуется! Бесплатно...за счет кого?”
В чем суть предостережения экономики здравоохранения: “Медицинская помощь не всегда товар!”
В чем суть предостережения экономики здравоохранения: “Медицинская услуга на рынке ведет себя не так как все другие услуги: высокое качество медицинской помощи ведет к уменьшению спроса на нее! И это прекрасно!”
В чем суть предостережения экономики здравоохранения: “Механизмов деления средств много, а источник всегда одно – это мы!”
Источники информации:

Основная литература

  1. Литвинова О.Н., Коломийчук В.С. Основи економічної теорії. – Львів: Тріада плюс, 2004. – 340с.

  2. Рудавка С.І., Ольшевський Л.Б. Основи економічної теорії: Навчальний посібник. – Київ; Вінниця: МОЗ України, ВДМУ. 1997. – 324с.

  3. Статистичний щорічник України за 2001 рік. /Довідкове видання; За ред. О.Осауленка. – К.: “Техніка”. – 2002. – 644с.

  4. Економічний словник – довідник /За ред. Мочерного С.В. – К.: Феміна, 1995. – 368с.

Дополнительная литература


  1. 1998. Україна. Людський розвиток. Програма Розвитку Організації Об’єднаних Націй. Представництво в Україні. Київ, 1999. – С.25.

  2. Адміністративні та функціональні реформи в системі охорони здоров’я: Аналітичний огляд. /За заг.ред.В.Ф.Москаленка. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – 54с.

  3. Гайдуцький П.І., Подолєва О.Є. Фінансування соціальної політики: Навчальний посібник. – Київ: УАДУ при Президентові України, 1995.– 72с.

  4. Горбач Н., Летуча О., Тарасович В. Національна економіка: мета та результати: Курс лекцій /Дніпропетровський філіал УАДУ. – Київ – Дніпропетровськ, 1996. – 32с.

  5. Гринёв В.Ф. Инновационный менеджмент. – К.: МАУП, 2000. – 148с.

  6. Економічна теорія. Посібник вищої школи /Воробйов Є.М., Грищенко А.А., Лісовицький В.М., Соболєв В.М. Під заг.ред. Воробйова Є.М. – Харків-Київ, - 704с.

  7. Закон України “Основи законодавства України про охорону здоров’я” від 19 листопада 1992р. //ВВР України. – 1993. - №4. – С.19.

  8. Закон України “Про банки і банківську діяльність” //ВВР України. – 1991. - №25. – С.160.

  9. Закон України “Про господарські товариства” від 19 вересня 1991р. //ВВР України. – 1991. - №49. – С.682.

  10. Закон України “Про державне прогнозування та розроблення програм економічного і соціального розвитку України” //Голос України. – 2000. – 5 травня.

  11. Закон України “Про державне регулювання ринку цінних паперів” //Голос України. – 1996. - №221.

  12. Закон України “Про інвестиційну діяльність” від 18 вересня 1991р. //ВВР України. – 1992. - №10. – С.138.

  13. Закон України “Про підприємництво” від 26 лютого 1991р. //ВВР України. – 1997. - №9. – С.71.

  14. Закон України “Про підприємства в Україні” від 27 березня 1991р. //ВВР України. – 1991. - №24. – С.272.

  15. Закон України “Про режим іноземного інвестування” //Урядовий кур’єр. – 1996. - №77-78.

  16. Закон України “Про цінні папери і фондову біржу”. – К: Парламент. вид-во, 2000.

  17. Законодавство України про податки і збори з громадян. – К.: Юрінком Інтер, 2000.

  18. Коломийчук В.С. Соціально-економічний розвиток адміністративного району в умовах перехідної економіки (підходи до вивчення, стратегії розвитку). – Тернопіль: Укрмедкнига, 2001 – 440с.

  19. Коломийчук В.С., Шевчук Л.Т., Шульц С.Л. Стратегічні засади соціально-економічного розвитку регіону (методологія, методи, практика). - Тернопіль: Укрмедкнига, 2001 – 278с

  20. Комплексна програма розвитку медичної промисловості на 1997-2003 роки” (затверджена Указом Президента України від 18.12.96 № 1538/Нормативно-правові акти з питань охорони здоров’я. Січень 2001року. Київ. - 2001. – с.17.

  21. Конституція України. Прийнята на п’ятій сесії ВР України 28 червня 1996 року. //ВВР України. – 1996. - №30. – С.141.

  22. Концепція розвитку охорони здоров’я населення України. Затверджено Указом Президента України від 7 грудня 2000 року № 1313/2000. /Відп.ред. В.Москаленко. Офіційне видання. Збірка офіційних матеріалів. – К., 2001. – 30с.

  23. Краткий словарь бизнесмена. / Сост. Джаунашвили Н.А., Деканосидзе Н.Ю. – Тбилиси: «ЭНА». – 1991. – 118с.

  24. Краткий экономический словарь /Под ред. Ю.А.Белика и др. – 2-е изд.,доп. – М.: Политиздат, 1989ю – 399с.

  25. Крупка М.І., Островерх П.І., Реверчук С.К. Основи економічної теорії: Підручник. – К.: Атака, 2001. – 344 с.

  26. Наказ Міністерства фінансів України № 35 від 16.07.92 “Класифікація доходів та видатків державного та місцевих бюджетів України”.

  27. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с.

  28. Розпутенко І.В. Податкова політика і економічні реформи: Навч. посібник. – К.: УАДУ при Президентові України, 1996. – 120с.

  29. Система охорони здоров’я в Україні: оцінка сучасної ситуації та напрями майбутнього розвитку /Виступ Міністра охорони здоров’я України В.М.Москаленка на Другій щорічній міжнародній донорській конференції. – 7 грудня 2000р. К. – 2001. – 26с.

  30. Стоимость жизни и ее измерение /Зубова Л.Г., Ковалева Н.В., Красильникова М.Д., и др.; Под ред. В.М.Рутгайзера и С.П.Шпилько. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 174 с.


Автор: доц.Литвинова Ольга Нестеровна

Утверждено на заседании кафедры

____”______________200 г., протокол №__

Пересмотрено на заседании кафедры

____”______________200 г., протокол №__

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconТематический план по основам экономических теорий для 1 курса медицинского факультета Тема Всего
Тема Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №2...
Тема: фИнансирование системы здравоохранения в украине. Предпринимательство. Основы маркетинга. Предприятие, затраты и результаты...

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconТематический план по основам экономических теорий для 2 курса фармацевтического...
Тема Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №4...
Тема: основы экономической теории: основные понятия и категории. Общественное производство и воспоризводство. Мировая экономика и...

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №3...
Тема: ценообразование и цены в условиях рынка. Ценообразование в системе здравоохранения. Суть, основные элементы и механизм функционирования...

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconЛитература Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов...
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред проф. Л....

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconОткрытое занятие студентов с налоговиками
«Финансы и кредит» и работниками Торезской объединенной государственной налоговой инспекции состоялось открытое занятие по учебной...

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconЭкзаменационные билеты по предмету Финансы, денежное обращение, кредит...
Экзаменационные билеты по предмету Финансы, денежное обращение, кредит за осенний семестр 2000 года

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconКонтрольная работа по дисциплине “Финансы, денежное обращение и кредит”...

Методические указания для семинарского занятия студента занятие №1 (семинарское) Тема: Научно-технический прогресс и становление нового типа экономического роста. Товарная организация производства. Деньги и инфляция финансы, кредит и денежное обращение iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по курсу «деньги и кредит»
Методические указания для выполнения курсовой работы по курсу «Деньги и кредит» для студентов специальности 050104 «финансы» всех...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<