Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко




Скачать 71.08 Kb.
НазваниеСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко
Дата публикации14.09.2013
Размер71.08 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

3 (44) - 2011




Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – доктор педагогічних наук, професор Г.П. Шевченко
УДК 316.6
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Е.А. Шайкина
В статье представлены результаты исследования отношения студенческой молодежи к проблеме коммуникации посредством социальных сетей. Дается анализ положительных и отрицательных факторов общения в социальных сетях.

Ключевые слова: социальная сеть, информационное пространство, студенческая молодежь, квазиобщение, коммуникация.
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Потребность в информационном пространстве воспринимается ими как одна из базовых потребностей человека. Основная функция виртуального общения – коммуникативная. Но общение в киберпространстве отличается от реального: отсутствует или видоизменяется перцептивная сторона общения, появились новые механизмы коммуникации, что позволяет нам говорить о квазиобщении, т.е. мнимом, воображаемом.

Изучению проблемы коммуникации в социальных сетях посвящены работы Шерри Теркла, в которых он доказывает, что современные технологии и социальные сети создают иллюзию общения, изолируют людей от реальной жизни. Исследования, проведенные Николасом Карра, говорят о том, что Интернет-общение ограничивает умственные возможности пользователей. Е. Морозов в своих работах обращает внимание на то, что виртуальный мир развивает безразличие к реальному.

Как и любое явление, виртуальное общение имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые непосредственно влияют на формирование личности пользователя. Период студенчества совпадает с возрастным периодом юности, в котором завершается формирование личности ребенка. Новообразованиями юношеского периода являются формирование мировоззрения, развитие интимно-чувственной сферы, формирование индивидуального стиля деятельности. Возрастные новообразования складываются как под непосредственным влиянием информационное пространство в целом, так и под взаимодействием киберпространства в частности. Социальные сети – это звено информационного пространства.

Цель нашей статьи – показать роль социальных сетей в жизни студенческой молодежи, выявить положительные и отрицательные стороны процесса общения в социальных сетях.

Исследования отношения студенческой молодежи к социальным сетям проводились на базе Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля (г. Луганск).

В ходе исследования мы выявили, что только 3,7% студентов не являются пользователями социальных сетей. Эти данные подтверждают общую статистику, представленную Всероссийским центром изучения общественного мнения, о том, что самыми активными пользователями социальных сетей являются люди в возрасте от18 до 24 лет.

Время, ежедневно затрачиваемое студентами на квазиобщение, в среднем составляет около 4 часов. При этом 44,3% из них понимают, что тратят на виртуальные контакты слишком много времени, которое они могли бы использовать более продуктивно.

Исследования показали, что пользователи в целом адекватно оценивают социальные сети независимо от того, насколько сильно у них развита зависимость от этих сетей.

Основным достоинством общения в социальных сетях 82% опрошенных назвали возможность общения со знакомыми, которые находятся на большом расстоянии, и возможность быстрой связи.

Около 30 % пользователей посещают сети с целью обмена информацией, тем самым удовлетворяя свою потребность в событиях, в получении новых впечатлений. У этих людей, как правило, мало интересных событий в собственной жизни и они компенсируют их недостаток обсуждая других людей и распространяя разного рода информацию.

С целью знакомства социальные сети используются 42 % пользователей. Глобальная сеть позволяет найти собеседника по интересам практически в любой точке мира. Знакомства же в Интернете с целью интимно-личностного общения имеют свои особенности. Многие пользователи выкладывают о себе ложную информацию, ведут переписку от лица вымышленного героя: 70% посетителей социальных сетей приукрашивают свою жизнь и добавляют события для поддержания общения. Таким образом они решают свои личностные проблемы. При этом активно развивается псевдосознание. Оно действует сначала только в пределах социальной сети: имитируя другую личность, человек активно его развивает. Существует опасность, что постепенно псевдосознание может заменить реальное сознание и новый знакомый может оказаться квазиличностью.

Студенческая молодежь использует социальные сети для организации массовых мероприятия (2%), для самовыражения (2%), для отвлечения от серых будней (4%). Было отмечено, что общение в Интернете дает возможность отрабатывать навыки общения на иностранных языках (2%) и свободного выражения своих мыслей (4%).

К существенным недостаткам социальных сетей испытуемые отнесли следующие: «убийство времени» - 44%, «возникновение компьютерной зависимости» - 24%, «потеря практики общения в реальности» - 26%, «замена реальной жизни на виртуальную» - 20%, «вред здоровью» - 16%.

Менее показательными в процентном соотношении, но более значимыми по содержанию мы считаем следующие ответы: «не хватает эмоциональной стороны общения» - 6%, «люди в Интернете другие, чем в жизни» - 4%, «общаться с такими людьми в реальной жизни я никогда бы не стал» - 2%, «люди прячутся от мира, общаясь в социальных сетях» - 2%, «ты сам в этом виртуальном мире ненастоящий» - 2%.

Как показало исследование, студенческая молодежь достаточно объективно оценивает все преимущества и недостатки общения в социальных сетях. Проблема заключается в том, что осознавая все негативные последствия квазиобщения, пользователи не собираются отказываться от него, что дает нам возможность говорить о наличии у современной студенческой молодежи компьютерной зависимости, в частности такой ее разновидности, как зависимость от социальных сетей.

Как показало наше исследование,социальные сети вошли в повседневную жизнь современной студенческой молодежи. Общение в социальных сетях имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительная сторона этого общения обеспечивается возможностью установления быстрого контакта с людьми не зависимо от их географического местонахождения, возможностью знакомства и общения с разными людьми.

Самым негативным последствием распространения социальных сетей является формирование у человека психологической зависимости от них как одного из видов компьютерной зависимости. В процессе квазиобщения утрачиваются навыки общения в реальности, умение устанавливать контакт на эмоциональном уровне и чувствовать собеседника. Нахождение пользователя в социальной сети занимает, как правило, много времени, которое он мог бы потратить на реальные контакты с близкими людьми или развитие своей личности. Помимо этого, нахождение длительное время за компьютером наносит вред физическому здоровью человека.

Таким образом можно сделать вывод о том, что социальные сети, обеспечивая пользователям квазиобщение, на самом деле изолируют людей друг от друга.

Литература

  1. Ахрямкина Т. А. Психологические аспекты изучения проблемы поведенческой аддикции / Т. А. Ахрямкина, Н. А. Добровидова, Т. П. Жарикова // Психология в вузе : научно-методический журнал. – 2008. – № 2. – С. 80–85.

  2. Гречихин А. А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / А. А. Гречихин // Проблемы информационной культуры : статьи. – М., 1994. – С. 12–39.

  3. Дерябко С. Д. Вперед, к природе! Слагаемые экологического сознания. / С. Д. Дерябко, В. А. Ясвин // Экология жизни. – 2006. – № 6. – С. 11–15.

  4. Зеленов Є. А. Теоретичні основи планетарного виховання студентської молоді / Є. А. Зеленов. – Луганськ : НЦППРК «НОУЛІЖ», 2008. – 272 с.

  5. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности : Введение в курс. / Н. Б. Зиновьева. – Краснодар : МПС, 1999. – 135 с.

  6. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2. – С. 41–54.

  7. Лайон Д. Інформаційне суспільство: проблеми та ілюзії / Д. Лайон // Сучасна зарубіжна соціальна філософія : хрестоматія. – К., 1996. – С. 362–380.

  8. Мартинюк С. Генезис інформаційної цивілізації / С. Мартинюк. – Запоріжжя: Просвіта, 2002. – 192 с.



У статті представлені результати дослідження відношення студентської молоді до проблеми комунікації через соціальні мережі. Дається аналіз позитивних і негативних чинників спілкування в соціальних мережах.

Ключові слова:соціальна мережа, інформаційно простір, студентська молодь, квазіспілкування, комунікація.

The author of the article characterizes the results ofthe research of student youth attitude to the problem of communication by means of social networks. In the article the analysis of positive and negative factors of communication in social networks is given.

Keywords:social network, cyberspace, student youth, quasicommunication, communication.

Шайкіна Олена Олександрівна – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
^ Рецензент – кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка Баришева О.І.

УДК 37.036:316.72



МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

^

К.Н. Шевердин


Всякая культура — это культура духа. Всякая культура имеет духовную основу — она есть продукт работы духа над природными стихиями.

Н.А. Бердяев

В статье рассматривается понятие "массовая культура" как одно из явлений в функционировании современного общества, его концептуальная и содержательная составная и признак качественного влияния на духовно-культурное состояние и развитие общества в целом и каждого человека в отдельности. Авторы выделяют необходимость обратить особое внимание на изучение и анализ процессов, связанных с влиянием этого многовекторного явления на общую культуру народа Украины и особенно на его духовный потенциал, то есть на национальную культуру, в которой признак духовности является доминирующим, есть главная культуро-образующая составляющая.

Ключевые слова: массовая культура, духовная культура, общая культура, культурообразующая составляющая

В “Основных направлениях развития духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан Украины” говорится: «В последнее время в Украине развиваются негативные


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Шевердін К. М. старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconМ. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного...
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, внешкольная деятельность, патриотическое сознание, национальная символика,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
«университетская автономия» и «академическая свобода» как ценностей гражданского общества. Данная статья является попыткой определить...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко iconВолодимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент кандидат педагогічних...
В статье рассматриваются сущность, содержание и структура профессиональной компетентности современного преподавателя. Обосновывается...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<