Слов'янськ, Україна Рецензент кандидат мистецтвознавства, доцент кафедри музики І хореографії Донбаського державного педагогічного університету Л. Г. Гаврілова




Скачать 120.73 Kb.
НазваниеСлов'янськ, Україна Рецензент кандидат мистецтвознавства, доцент кафедри музики І хореографії Донбаського державного педагогічного університету Л. Г. Гаврілова
Дата публикации15.09.2013
Размер120.73 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Информатика > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

6 (53)-2012




Key words: succession, adaptation to school, preschool establishment, school, pedagogical culture of parents, forms of work.
Бондаренко Н. Б. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри дошкільної освіти, заступник декана факультету дошкільної освіти та практичної психології Донбаського державного педагогічного університету (м. Слов'янськ, Україна)

Ляшова Н. М. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри природничо-математичних дисциплін і педагогічних технологій початкової освіти Донбаського державного педагогічного університету (м. Слов'янськ, Україна)
^ Рецензенткандидат мистецтвознавства, доцент кафедри музики і хореографії Донбаського державного педагогічного університету Л.Г. Гаврілова


УДК 378
^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАТИКА
Н. А. Бреславец
В данной статье отображен генезис методов обучения и педагогических технологий, представлены модели педагогических технологий, их разновидности и составляющие; рассмотрено диалектическое взаимодействие традиционных и инновационных методов обучения; освещены активные методы обучения, направленные на расширение познавательной и образовательной деятельности обучающихся.

^ Ключевые слова: педагогические технологии, технологии обучения, инновации, традиции, педагогическое воздействие, педагогическая система, обучение, воспитание, цели образовательного процесса, дидактические задачи.
Педагогическая технология – такой тип организации учебно-воспитательного процесса, которые за счет интеграции теоретического знания и практического опыта позволяют решать проблемы гуманизации образования. Педагогическая технология – способ достижения педагогических целей, самодостаточный, научный феномен, особая природа педагогической технологии, которая подразумевает создание уникального пространства человеческих отношений, возникающее между учителем и учеником. Эта совокупность принципов, методов, способов применяется педагогом на основе собственной личностно-профессиональной компетентности, культуры, деятельности [1, с.19-27].

Педагогическая технология – это знания о деятельности как средстве осуществления педагогического воздействия.

Педагогическая технология позволяет предварительно проектировать учебно-воспитательный процесс и, являясь составной частью педагогической системы, конечным результатом отвечает запросам современного общества.

Отображая запросы времени, в теоретической литературе все большее место занимает проблема формирования современной педагогической технологии.

Разработкой вопросов педагогической технологии занимались А. М. Алексюк, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, П. Я. Гальперин, Б. Т. Лихачев, М. В. Кларин, В. А. Сластенин, А. П. Сманцер, О. Л. Сороко, С. А. Сысоева, Н. Ф. Талызина, А. Факторович В. В. Чечет, П. М. Эрдниев, Ф. Янушкевич.

Современная педагогическая система направлена на личностно-ориентированное образование, требующее внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, которые разрабатываются в исследованиях А. Я. Айзенберга, В. И. Астахова, С. С. Витвицкой, Л. Д. Воеводина, О. Л. Жук, А. П. Лобанова, Р. С. Пионовой, Е. С. Полата, И. В. Полищук, Е. И. Пометун, Н. Г. Суворовой, В. Д. Шадрикова и др.

Каждая педагогическая система соответствует ценностным ориентирам общества, которое формирует личность. Изменение целей влечет за собой изменение системы; новая педагогическая система требует изменения педагогической технологии: «меняются цели – должна меняться и система» [3, c.6-7].

Определяются дидактические задачи и технология их решения как исходные понятия данной научной теории. Так, достижением цели дидактической задачи является формирование определенных качеств личности обучающегося; содержание обучения и воспитания – информационный компонент. Решение дидактических задач достигается при помощи соответствующей технологией обучения, включающей три компонента: организационную форму дидактического процесса, личность и деятельность преподавателя.

Применение педагогической технологии позволяет определить цели образовательного процесса, мотивы их достижения, осуществление контроля качества обучения, развитие личности студента, оценки результата образовательного процесса.

Предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса приближает проект непосредственно к студенту, а принцип целостности обуславливает единство педагогической технологии определенной педагогической системы.

Целью данной статьи является доказательство необходимости создания компетентностной модели специалиста – выпускника вуза, что возможно лишь при четко спроектированной педагогической технологии, то есть определения дидактических задач с применением инновационных образовательных технологий на современной информационно-технологической и коммуникативной базе, обуславливающей позитивный итог работы всех участников педагогического процесса высшей школы.

По мнению В. В. Чечет, «педагогическая технология – система (совокупность) средств и методов организации и управления учебно-воспитательным процессом; совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели» [2].

Педагогическая технология позволяет предварительно проектировать учебно-воспитательный процесс и, являясь составной частью педагогической системы, конечным результатом отвечает запросам современного общества.

Схема педагогической системы, представленная В. П. Беспалько включает дидактические задачи и, собственно, технологию обучения. Цель дидактической задачи – формирование личностных качеств при помощи учебно-воспитательного процесса на базе интеллектуальных, мотивационных и других составляющих личности.

Любая педагогическая система основана на взаимодействия студентов, преподавателей, целей, содержания, процессов и организационных форм воспитания и обучения. Описание идей построения всех компонентов педагогической системы – есть формулировка концепции образования, которая может перейти в реальную педагогическую технологию.

Концепция образования – это серьезная научно-конструктивная педагогическая разработка, требующая создания проекта, основанного на современных научных данных и возможностях, расчета, оценки пути и вариантов, выбора оптимального решения» [3, с.189].

По мнению А. А. Факторовича, «реализация педагогической технологии требует высокого уровня развития теоретико-методологической (способность проектированию образовательного процесса, его целостному видению, рефлексии, конструированию) и технологической (работа в условиях конкретной образовательной ситуации) культуры педагога» [1].

Согласно концепции С. С. Витвицкой, педагогическая технология представляет собой содержательное обобщение, включающее три аспекта:

1) научный (педагогическая технология – слагающая педагогической науки, которая проектирует педагогические процессы в педагогических системах);

2) процессуально-описательный (описание, алгоритм процесса, совокупность целей, содержание методов и способов для достижения гарантированных результатов, запланированной цели);

3) процессуально-деятельностный (осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических, педагогических приемов) [5, с.151].

Таким образом, педагогическая технология объединяет содержание формы и способы каждого из компонентов педагогического процесса. Современной гуманистической концепции образования соответствует модель личностно-ориентированного развивающего образования, что нашло отражение в работах: И. Д. Беха, Е. В. Бондаревской, Н. В. Дроздовой, Е. В. Дьяченко, Э. Ф. Зеера, М. В. Кларина, А. Маслоу, О. Д. Научителя, А. Р. Фонарева, А. В. Хуторского, Л. И. Шумской.

К педагогическим технологиям, применяемым в высшей школе относят:

- информационно-коммуникационные;

- управляемая самостоятельная работа студента;

- имитационно-моделирующие (игровые, арт-игровые, тренинги);

- модульно-рейтинговые;

- тестовые и диагностические системы оценивания уровня компетентностей;

- проектно-исследовательская;

- дистанционного обучения.

Современная педагогическая технология включает:

  1. Предписание способов деятельности (дидактические процессы).

  2. Условия, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения).

  3. Средства осуществления этой деятельности (система подготовки преподавателя к занятиям).

Для выбора дидактического процесса в педагогической технологии используются понятия: алгоритм функционирования и алгоритм управления (В.В.Чечет).

Педагогическая технология предполагает сочетание применения методических предписаний и разработок; алгоритмов деятельности и личного педагогического опыта, позволяющего преподавателю предвидеть разнообразные проявления образовательных ситуаций; видоизменять стереотипные педагогические модели на основе высокого мастерства, методологической культуры, авторской интерпретации теоретических установок. Деятельность преподавателя должна базироваться на профессиональных педагогических и психологических знаниях и умениях, профессиональной позиции преподавателя, личностных творческих, культурных, деятельностных характеристиках.

В свете происходящих изменений в обществе встал вопрос преобразования педагогического процесса в высшей школе, применения и внедрения наряду с традиционными формами и методами обучения – инновационных, направленных на формирование жизненных компетентностей, включающих собственные способности личности. Традиционные и инновационные методы обучения находятся в диалектическом взаимодействии.

Инновационное образование наполнено иным пониманием его сущности, изменяются его формы, содержание, методы. Являясь личностно-направленным процессом, использует информацию и знания, накопленные предшествующими поколениями, развивает творческие способности обучаемого на пути достижения поставленной цели. По мнению Е. С. Ропацевича, педагогические инновации это «нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющих целью повышение их эффективности» [7, с. 198].

Инновации соответствуют всякой развивающейся общественной системе, отсутствие их указывает на консерватизм, застой. Инновационные процессы в системе образования отражают потребность общества в коренных преобразованиях в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями общества и личности.

Инновационная педагогическая технология предполагает роль преподавателя как руководителя, обеспечивающего повышение уровня использования информационных возможностей, консультанта, осуществляющего контроль и корректирующего получаемые знания.

Изменится методика педагогической работы: учебный материал должен быть разбит на отдельные модули; должны быть разработаны новые методы оценки и работы с обучающимися – работа с удаленным преподавателем, с малой группой, асинхронного доступа к лекционным материалам, а сами преподаватели – должны быть вовлеченными в общую работу на национальном уровне.

Педагогические технологии осуществляют тактику внедрения и реализации образовательной технологии.

Обучающие технологии определяют методы и формы обучения, пути освоения основного материала того или иного предмета и включают классическое лекционное обучение, использование информационных компьютерных технологий, систем «консультант», «репетитор», дистанционное обучение, игровые технологии и др.

Современная образовательная парадигма направлена на поиск информации, происходящий при помощи инновационных форм организации обучения с использованием самостоятельной познавательной деятельности обучаемого [8, с.45-62], причем происходит переориентация содержания изучаемых дисциплин: от декларативных знаний (знать «что») к процедурным (знать «как») и ценностно-смысловым (знать «зачем и почему») [9, с.101].

В процессе формирования компетенций педагогами вузов применяются технологии, ориентирующие студента на самостоятельное получение знаний, приобретение опыта решения разнообразных задач.

Этому способствуют:

– технологии проблемно-модульного обучения [10], когда учебная программа по изучаемому предмету, разделена на модули (нулевой, обучающий, модуль-резюме, модуль контроля), позволяющие освоить студенту самостоятельно или при помощи преподавателя учебный материал;

- технология обучения как учебного исследования, включающая исследовательские умения, интеллектуальные способности в процессе достижения поставленной цели;

- коммуникативные технологии, направленные на формирование у студентов навыков общения в группе, выработке норм коммуникаций, для чего используются активные формы и методы такие как: дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, мозговой штурм и др.;

- проекты, которые носят прикладной междисциплинарный характер и связаны с содержанием будущей профессии;

- игровые технологии, имитационные игры, деловые, ролевые сценарии, связанные с приобретением опыта решения профессиональных личностных задач и ситуаций;

- кейс технологии (анализ ситуаций).

Внедрение инновационных информационных технологий видоизменяют образовательный процессы открывая широкие перспективы и новые возможности. Электронные учебники, компьютерные программы самообучения, интерактивные деловые игры, дистанционные формы обучения, виртуальное общение, построение каналов, портов, трансляции позволяют использовать огромное количество информации; использовать полученные знания, применить их для достижения цели в учебном процессе, практической деятельности, дополнив их личностно-ценностным смыслом, – задача высшей школы.

Таким образом, создание компетентностной модели специалиста – выпускника вуза возможно лишь при четко спроектированной педагогической технологии, то есть определения дидактических задач с применением инновационных образовательных технологий на современной информационно-технологической и коммуникативной базе, обуславливающей позитивный итог работы всех участников педагогического процесса высшей школы.

В процессе глобализации наблюдается высокая динамичность рыночной конъюнктуры, увеличение числа конкурентов, повышение скорости нововведения, стремительность внедрения новых технологий, что ведет к необходимости быстрого реагирования и принятия адекватных мер в управлении образованием, формирования современных профессиональных и ключевых компетенций, предоставляющих возможность молодому специалисту эффективно включиться в инновационную рыночную экономику.

Современная образовательная концепция направлена на формирование компетентностной модели выпускника высшей школы, что требует рационального использования традиционных методов обучения, разработки новых педагогических технологий. Целью деятельности преподавателя вуза является создание благоприятных условий (среды, технологий) для самостоятельного учения, развития индивидуальных способностей студентов.

Использование традиционных, внедрение инновационных и информационных технологий, самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов повысит их репродуктивный уровень, творческий и исследовательский потенциалы.
Литература

1. Факторович А.А. Сущность педагогической технологии // Педагогика. – 2008. – №2. – С.19-27.

2. Чечет В.В. Генезис методов обучения и педагогических технологий /В.В.Чечет //Народная освета. – 2004. - №8. – С.11 – 16.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.: ил.

4.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., Высш. шк. 1989. – 216 с.

5. Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи. - Київ: Центр навчальної літератури. - 2003. – 316с.

6. Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании /

И.Д. Лушников //Педагогика. – 2000. – №10. – С.21.

7. Педагогика: большая современная энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, 2005. – 720с.

8. Пальчевский Б.В. Педагогическая наука: тематика, координация, кадры / Б.В.Пальчевский // Адукацыя і выхаванне. 2004. – №10.- С.45 – 62.

9. Жук О.Л. Компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета / О.Л.Жук // Педагогика. – 2008. - №3. – С.99 – 105.

10. Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход в системе высшего образования: основы структурализации и метапознания / А.П.Лобанов, Н.В.Дроздова. – Минск: РИВШ, 2008. – 84 с.
У статті відображено генезис методів навчання й педагогічних технологій, подано моделі педагогічних технологій, їх різновиди й складові; розглянуто діалектичну взаємодію традиційних й інноваційних методів навчання; освітлено активні методи навчання, які направлені на розширювання пізнавальної і навчальної діяльності студентів.

^ Ключові слова: педагогічні технології, технології навчання, інновації, традиції, педагогічний вплив, педагогічна система, навчання, виховання, мета навчального процесу, дидактичні завдання.
The genesis of education methods and pedagogical technologies, the models of pedagogical technologies and their variety and components have been presented. The dialectic interaction of traditional and innovation methods of education directed to broadening of cognitive and educational students’ activities have been examined.

^ Key words: pedagogical technologies, technologies of education, innovation, traditions, pedagogical influence, pedagogical system, purposes of educational process, didactic tasks.
Бреславец Н. А. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – член-кореспондент НАПН України, доктор педагогічних наук, професор Г. П. Шевченко


УДК 378.147: 391
^ ЗБЕРЕЖЕННЯ ХУДОЖНІХ ТРАДИЦІЙ НАРОДНОГО КОСТЮМУ У ПЛАСТИЦІ МАЛИХ ФОРМ
Н. А. Донченко
Ця стаття має педагогіко-естетичний характер. Підтримуючи традиційні та загальнокультурні цінності, вона формує художньо - естетичне ставлення до народного костюму, мистецтва та різних процесів життя та побуту у сучасної молоді.

Ключові слова: народний костюм, етнографічна лялька, традиції, патріотичність, творчість.
Сучасний прагматичний світ залишає дедалі менше предметів рукотворних або виготовлених в одному екземплярі, які живуть своїм


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Слов\Богдана Хмельницького (м. Мелитополь, Україна) Рецензент доктор педагогічних...
Журавльова Л. С. – кандидат педагогічних наук, доцент Мелітопольського державного педагогічного університету імені Богдана Хмельницького...

Слов\Міжнародного науково-технічного університету імені академіка Юрія...
Кір’ян Марина Михайлівна – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри лінгвістики Донбаського інституту техніки та менеджменту Міжнародного...

Слов\Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Слов\М. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного...
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ,...

Слов\Київ, Україна Рецензент кандидат психологічних наук доцент кафедри...
Бершадська Ольга Василівна – аспиранткафедри психології, педагогіки та конфліктології Національного Університету «Києво-Могилянська...

Слов\Рецензент кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології...
Рецензент – кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка Баришева...

Слов\Індивідуально-підгрупова робота з подолання вад звуковимови у дітей
Рецензент: завідувач кафедри корекційної освіти та здоров’я людини Херсонського державного університету, доцент Яковлева С. Д

Слов\Білан З. М. Гуманно-личностный подход в современном образовательном процессе
Гуманно-личностный подход в современном образовательном процессе// Матеріали наукової конференції Слов’янського державного педагогічного...

Слов\Керівництво І лідерство Навчальний посібник Київ
А. П. Рачинський, кандидат наук з державного управління, доцент, доцент кафедри державного управління І менеджменту Національної...

Слов\Міністерство освіти І науки, молоді та спорту України Миколаївський...
Розробники програми кандидат філологічних наук, доцент кафедри слов’янської філології Абламська О. В., доцент кафедри слов’янської...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<