Вопросы: Что такое качество?




НазваниеВопросы: Что такое качество?
страница1/6
Дата публикации07.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6

Управление качеством ИТ проекта



Цель лекции – дать студентами представление об управлении качеством ИТ проекта как о процессе постоянного усовершенствования процессов этого проекта.

В результате изучения материалов лекции студент должен:

  • Быть знаком с понятием качества продукта (услуги).

  • Понимать различие между качеством продукта и качеством процесса.

  • Понимать принципы организации и историю становления системы управления качеством.

  • Знать о развитии подходов к управлению качеством ИТ процессов в рамках стандартов:

  • Система управления качеством ISO9000

  • Процессы качества ПО ISO12207

  • Зрелость организаций и процессов CMM

  • Аттестация, определение зрелости и усовершенствование процессов ISO15504 (SPICE) и CMMI



В лекции будут рассматриваться следующие основные темы:

    1. Качество и управление качеством (экскурс в историю)

    2. ISO9000: система управления качеством

    3. ISO12207: процессы качества ПО

    4. CMM: уровни зрелости процессов

    5. ISO15504: аттестация, определение зрелости и усовершенствование процессов



    1. ^

      Качество и управление качеством (экскурс в историю)


Вопросы:

  • Что такое качество?

  • Эволюция методов обеспечения качества
      1. ^

        Что такое качество?


В различных источниках можно найти различные определения качества:

  • Качество …, все что составляет сущность лица или вещи. (Словарь Даля)

  • Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. (БСЭ)

  • Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (БСЭ)

  • Качество товара - совокупность потребительских свойств товара. (ГОСТ Р 51303-99)

Качество - это свойство товара (услуги) наиболее полно удовлетворять требованиям и пожеланиям потребителя.
        1. ^

          Теория иерархии потребностей


Потребности человека связаны со свойствами человеческой личности. Психика человека крайне сложна, и достаточно полных теорий потребностей человека еще не построено. Тем не менее, сейчас существует ряд теорий, описывающих виды и взаимоотношения потребностей, на основании которых разработчик изделий может действовать достаточно уверенно и добиваться хороших практических результатов.

Одной из наиболее распространенных теорий является теория иерархии потребностей английского ученого Авраама Маслоу (Abraham Maslow), выдвинутая им в 50-е годы нашего века. По Маслоу, существует 5 групп или уровней потребностей:

  • ^ Основные или физиологические потребности - такие, как потребности в пище, одежде, жилище и т.д., которые определяются биологической природой человека

  • Потребности в защищенности от “ударов судьбы”, таких, как несчастные случаи, болезни, инвалидность, нищета и др., которые могут нарушить возможность удовлетворения потребностей предыдущего уровня - физиологических потребностей

  • ^ Социальные потребности, то есть потребности в общении, взаимоотношениях с другими людьми. По Маслоу, потребности каждого уровня связаны с возможностью удовлетворения потребностей предыдущего уровня, и социальные потребности вызваны стремлением более полно удовлетворить потребности в защищенности

  • ^ Потребности признания или потребности “Эго”. Это - потребности в престиже, уважении окружающих, славе и т.д.

  • Потребности развития - наивысший уровень потребностей- потребности в самосовершенствовании, или потребности развития.



По Маслоу, переход к потребности более высокого уровня происходит, если потребность предыдущего уровня удовлетворена на 100%; современные психологи считают, что этот процент меньше - порядка 70% и даже менее. Иерархия потребностей конкретного человека во многом определяется уровнем развития его психики, она меняется от человека к человеку и различна у одного человека в различные периоды его жизни. С развитием психики человека потребности более высокого уровня становятся более важного по сравнению с потребностями более низкого уровня.

Можно считать, что все эти виды потребностей существуют не только для отдельного человека, но и для коллективов людей, в том числе предприятий и общества в целом.
        1. ^

          Мера качества: ценность и стоимость


Введенное понятие качества есть «качественный» показатель продукта. Можно ли качество измерить? Наиболее общим является подход, при котором вводятся понятия:

  • Ценность изделия - способность удовлетворять потребности

  • Качество изделия - соответствие между свойствами изделия и его ценностью

  • Мера качества - соотношение ценности и стоимости.




При этом оказывается (см. рис.), что для производителя и потребителя эти показатели имеют различные значения. Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям. Важными являются три основные соотношения между ценностью и стоимостью:

  • Мера качества для потребителя: Qu = Cu / Su

  • Мера качества для производителя: Qd = Cd / Sd

  • Конкурентоспособность продукта: K = Cu / Cd


Какое это имеет отношение к программному продукту? Назовите примеры:

  • Не требуемых свойств

  • Неудовлетворенных требований

  • Дополнительных затрат

Попробуйте оценить сколько это стоит. Если ваши примеры имеют отношение к коробочным продуктам, то попробуйте привести гипотетические примеры для заказных продуктов.

      1. ^

        Эволюция методов обеспечения качества


На разных этапах развития товарного производства применялись различные методы обеспечения качества. Выделяют три основные фазы эволюции методов обеспечения качества:

  • Фаза отбраковки

  • Фаза управления качеством

  • Фаза планирования качества
        1. ^

          Фаза отбраковки


Началась вместе с зарождением ремесленного производства. Отдельные мастера проверяли свою собственную работу Цеховые организации средневековых городов, которые, если выражаться современным языком, сертифицировали мастеров - присуждали звание мастера после серьезных испытаний качества изделия. При этом каждое изделий было индивидуальным.

Следующий шаг этой фазы был связан с применением стандартов (калибров). В 70х гг. XIX века в оружейном производстве (заводы Сэмюеля Кольта) родилась идея стандартного качества - изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров, и негодные отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

В конце XIX века Генри Мартин Леланд ("Кадиллак") впервые применил в автомобильном производстве работу по калибрам и придумал пару "проходной" и "непроходной" калибр. В марте 1908 г. эксперты Британского автомотоклуба отобрали случайным образом 3 экземпляра из экспортной партии автомобилей "Кадиллак", прибывшей в Англию, и разобрал их до последнего винтика. Все детали свалили в кучу, а затем кое- какие детали из этой кучи изъяли и заменили запчастями, позаимствованными опять же наугад в местном агентстве по продаже и обслуживанию автомобилей "Кадиллак". Потом группа механиков, вооруженная только отвертками и гаечными ключами, собрала машины заново и запустила моторы. Две машины завелись с первой попытки, а одна - со второй, и все они отправились на длительную обкатку по только что сданному в эксплуатацию автодрому Бруклэндс. И когда вновь собранные машины подтвердили полную идентичность своих ходовых характеристик параметрам автомобилей заводской сборки, Британский автомотоклуб выдал фирме "Кадиллак" диплом и серебряный кубок с надписью "За стандартизацию". После этого на табличке с гербом фирмы на автомобилях "Кадиллак" появилась надпись "Standart of the world" - образец для подражания для всего мира.

Выходной контроль вместо входного. В начале XX века Форд впервые ввел вместо входного контроля комплектующих на сборке выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались, то есть на сборку стали поступать только годные, качественные изделия. Он также создал отдельную службу технического контроля, независимую от производства.

Замена контроля составлял один из элементов производственной системы Форда-Тейлора, которая была разработана Тейлором и внедрена на заводах Форда. Эта система основана на концепции научного менеджмента, включившая системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы организации, идею научного нормирования труда. В основных чертах просуществовала до настоящего времени и является моделью организации производства большинства современных предприятий. Только в 70-е годы ей на смену стала приходить другая концепция (производственная система Тойота).

Концепция фазы отбраковки состоит в том, что потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы не годные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя.

Результат фазы состоял в том, что численность контролеров стала составлять до 30 - 40% от численности производственных рабочих, иногда и более. Повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение. Т.е. цели повышения эффективности производства и повышения качества изделий являются противоречивыми (не могут быть достигнуты одновременно).
        1. ^

          Фаза управления качеством


Цель фазы управления качеством – сосредоточить усилия не на том, как обнаружить и изъять негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на том, как увеличить выход годных изделий в техпроцессе. В этой фазе выделяют два этапа:

  • Управление процессами - переход от контроля к управлению отдельными процессами

  • Управление производством – переход от управления отдельными процессами к управлению производством в целом

^ Старт первого этапа май 1924г. Вестерн Электрик, США. Точкой отсчета считаются работы, выполненные в Отделе технического контроля фирмы Вестерн Электрик, США. В мае 1924 г. сотрудник отдела доктор Шухарт передал своему начальнику короткую записку, которая содержала метод построения диаграмм, известных нынче по всему миру как контрольные карты Шухарта. Контрольные карты основаны на статистических методах оценки стабильности протекания различных технологических процессов. На основе выборок – замеров контрольных показателей процессов (к-ва брака в контрольной партии) – строится среднее значение и допустимые верхнее и нижнее отклонения. Процесс не должен выходить за допустимые значения. Статистические методы, предложенные Шухартом, дали в руки управленцев инструмент, который позволил контролировать качество производства комплектующих. Подробнее о картах Шухарта.

Для первого этапа было характерно создание аудиторских служб по качеству, которые в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой продукции, а путем контроля небольших выборок из партий изделий проверяла работоспособность системы обеспечения качества на производстве.

Внедрение таких служб контроля качества отдельных процессов значительно повысило эффективность производства, но есть предел, определяемый системой. Каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий, и это предел определяется не процессом самим по себе, а системой, то есть всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, управления, в которой этот процесс протекает.

^ Второй этап управления качеством (фаза менеджмента качества) связан с повышением качества путем управления предприятием. Составными элементами этого этапа являтся:

  • Совершенствование системы в целом, а не только отдельных производственных процессов

  • Непосредственное участии высшего руководства компаний в проблемах качества

  • Обучение всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества

  • Упор на мотивацию сотрудников на высококачественный труд

  • Концепция «0 дефектов на всех участках".

Начало этапа – 1950 г., Япония. В 1950 доктор Эдвардс Деминг получил приглашение от японского союза ученых и инженеров принять участие в программе восстановления японской промышленности. Там он и предложил программу менеджмента качества из 14 пунктов, разработал принцип постоянного улучшения качества. За 12 лекций доктор Деминг встретился с сотнями ведущих менеджеров японских фирм. Основная идея программы: "Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы". Программа была активно воспринята и произвела революцию в японской промышленности.

Основные идеи этой программы были разработаны и пытались применяться в США, но там вначале не нашли должного отклика. Только в Японии они нашли благодатную почву. После прочтения лекций в Японии, Деминг предрек: «Через несколько лет мир содрогнется от обилия качественных японских товаров». По-видимому, он оказался прав.

В 1957 г. Фейгенбаум опубликовал статью, в которой изложил принципы тотального управления качеством и параллельного (одновременного) инжиниринга – принципы TQMTotal Quality Management. Эти принципы лежат в основе современных систем управления качеством.

Второй этап - менеджмент качества отражает современное представление о системе управления качеством. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено - применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене - идея “общества потребления” воплотилась в жизнь.

Сложилась концепция стандартизованного качества - качество определяет производитель, а покупатель берет товар или не берет. Внутренним противоречием этой фазы является вопрос: что делать при ошибке определения запросов, когда годные товары не находят спроса?
        1. ^

          Фаза планирования качества


Цель – планирование запросов. Эта фаза стала зарождаться в середине 60х гг. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей.

Предпосылками возникновения фазы планирования качества являются:

  • Развитие мирового рынка товаров и услуг

  • Резкое обострение конкуренции на этом рынке

  • Политика государственной защиты интересов потребителей

  • Развитие теории надежности изделий

  • Внедрение вычислительной техники и САПР

Основы концепции новой фазы:

  • Большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ

  • Математическое моделирование свойств и процессов. Перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологическое дефекты еще до начала стадии производства

  • Снижение цены - высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынках очень высока.

В настоящее время эта фаза только зарождается, и ее концепция еще окончательно не сформировалась.

.
      1. ^

        Что вы запомнили?


    1. Что такое качество?

    2. Что такое мера качества?

    3. Какова мера качества программного продукта?

    4. Каковы основные фазы эволюции методов обеспечения качества?

    5. Роль стандартов в обеспечении качества?

    6. Что такое система управления качеством?

    7. Что такое прогнозирование качества?

    8. Что такое стандарты на программное обеспечение?



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы: Что такое качество? iconБрук Хойер Что такое качество?//Стандарты и качество. 2002. N3 с. 97-102. Что такое качество
Роберт Хойер, Брук Хойер Что такое качество?//Стандарты и качество. 2002. N3 с. 97-102

Вопросы: Что такое качество? iconВоспитательный час на тему: «Добро против насилия»
Что такое добро? Что такое насилие? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные...

Вопросы: Что такое качество? icon1. Книга состоит из трех основных частей
Две новых части, посвященные образу жизни и болезням детей от рождения до окончания детскости. В доступной форме в книге рассказывается...

Вопросы: Что такое качество? iconЧто такое спасение?
Что такое спасение? Как можно получить спасение? Кто спасает? Это очень важные вопросы для каждого человека. Слово Божье (Библия)...

Вопросы: Что такое качество? iconФорма проведения: «Дискуссионные качели». Вопросы для обсуждения:...
Задачи: обратить внимание родителей на их отношения с собственными детьми; обсудить проблемы современного воспитания; стимулировать...

Вопросы: Что такое качество? icon9. Ответьте на контрольные вопросы. Контрольные вопросы: Назовите основные типы мониторов
Что такое native и какие существуют методы изменения изображения в lcd мониторах?

Вопросы: Что такое качество? iconПерсона Вадим Лапидус генеральный директор группы компаний «Приоритет»...
О том, что такое экономика «сытых» людей, как за последние 25–30 лет трансформировалось понятие «качество» и зачем бизнесу стандарты,...

Вопросы: Что такое качество? iconИнтегральное качество Вселенной
Каждый мыслящий субъект хотя бы раз в своей жизни отвечал себе или кому-то другому на вопрос, что такое Вселенная и какова она

Вопросы: Что такое качество? iconА. К.: Что необходимо сделать, чтобы качество жизни в нашей стране...
Чебоксарского политехнического института мгму (Университет машиностроения), действительным членом Академии проблем качества, лауреатом...

Вопросы: Что такое качество? iconЧто такое наркомания?
Эти вопросы вам поможет ответить этот буклет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<