Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий




НазваниеНиколай Руденко Сквозь тьму тысячелетий
страница1/4
Дата публикации07.03.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4
Николай Руденко

Сквозь тьму тысячелетий

Так озаглавил свою работу историк по образованию и журналист по профессии Н. Г. Руденко. В предисловии к ней он пишет:

«О самом Мариуполе, его истории, истории его предприятий учреждений культуры написано нема­ло. А вот о том, что было задолго до Основания горо­да, сообщалось мельком и походя, хотя в устье Кальмиуса люди жили еще во времена древнекаменного века. Чтобы восполнить этот пробел, автор поставил перед собой цель, используя данные археологии, ли­тературные источники, документы и легенды, в хро­нологическом порядке рассказать о том, кто жил на территории нынешнего Мариуполя, начиная с кроманьонцев и кончая казаками Кальмиусской паланки.

В ходе повествования автор предлагает свою вер­сию решения загадки «древнего города Адомахи», появления над Азовским морем бродников, о кото­рых упоминают русские летописи, и о том, что город Адомаха был одним из главных, если не главным опорным пунктом «страны Броднии». Приводя аргу­менты в подтверждение своей версии, автор выража­ет полное согласие с теми учеными-историками, ко­торые утверждают, что именно бродники были пред­шественниками и донских, и запорожских казаков и одновременно подчеркивает, что Северное Приазовье было одним из очагов зарождения украинского казачества».

Сокращенный вариант этой работы представляем для тех, кто любит читать книжки пользуясь сетью Интернет.

^ Рябченко Н.Н.

ryab@azov.net

* * *

Место в устье Кальмиуса над седым Азовом издавна привлекало внимание первобытных родов и племен. Следы их пребывания на территории нынешнего Мариуполя уходят во времена древнекаменного века (палеолита) и прослеживаются археологами в новокаменном веке (неолите), и в веке меди и бронзы, и в железном веке, когда уже появляются первые письменные свидетельства о тех или иных народах.

Так, археологи установили, что примерно в 20-м или 21-м тысячелетии до нашей эры на берегу Кальчика находилась стоянка кроманьонцев, о чем говорили найденные в 1962 году кремневые орудия. Подобная палеолитическая стоянка не была единственной. Во времена строительства «Азовстали» было вскрыто многочисленное поселение позднего палеолита. Кстати, такие стоянки были найдены и в прилегающих к городу районах, в частности, в окрестностях сел Гранитное, Куйбышево, Новоромановка и Федоровка, Володарского, Бахчевик и Новоселовка Тельмановского района и возле города Новоазовск.

В ходе строительства «Азовстали» в 1930 году был вскрыт так называемый Мариупольский могильник. 124 его захоронения дали богатый материал о стоянке древнего человека на берегу Азовского моря. В могильнике не было глиня­ной посуды, зернотерок, характерных для земледельческих племен. Зато в изобилии находились наконеч­ники стрел из кремня, ножи, скребки, булавы, как символ власти, а также монисто и другие украшения из зубов оленя, вепря, барсука, волка, лисы, из ра­кушек и перламутра, и еще кристалл уральского гор­ного хрусталя и порфировая подвеска с Кавказа.

Все эти находки говорили, что территория нашего города еще пять, а то и пять с половиной тысяч лет назад была хорошо обжита людьми. Как минимум 200, а то и все 500 лет подряд здесь жила община древних охотников и рыболовов. Люди эти жили в поселении, находившемся в долине Кальмиуса. Там он строили себе жилища типа шалашей, используя для этой цели лозу, камыши и глину. Для хранения различного рода припасов они оборудовали специ­альные хозяйственные ямы-погреба. А вот своих умерших родственников жители этого неолитическо­го поселения хоронили на возвышенности. Теперь па этом месте стоит азовстальская домна № 1.

По предметам, которые клали живые рядом с мертвыми, и по способу захоронения археологи отнес­ли жителей, оставивших могильник на левом берегу Кальмиуса, к так называемой днепродонецкой куль­туре. Кстати, понятие археологической культуры ко­ренным образом отличается от современного понятия культуры. Оно включает в себя совокупность памят­ников одного времени, расположенных па одной тер­ритория и отличающихся от других чертами матери­альной культуры. К днепродонецкой археологической культуре отнесены и стоянки, обнаруженные на од­ном из склонов Зинцевой балки и в селе Юрьевка Першотравневого района.

Вековой покой племени этой культуры времен неолита, то есть новокаменного века, был нарушен приходом с востока племен уже меднокаменного ве­ка или энеолита – племени среднестоговской куль­туры, существовавшей на территории Левобережной Украины и Поднепровья во второй половине 4-го до середины 3-го тысячелетия до нашей эры. Пришель­цы частично ассимилировали местных жителей, а ча­стично вытеснили за пределы мест их векового оби­тания. По характеру хозяйственной деятельности пришельцы коренным образом отличались от своих предшественников на территории нынешнего Мариу­поля. Если жители неолитической общины занима­лись только охотой и рыбной ловлей, то племя сред­нестоговской культуры было племенем скотоводов, поскольку приазовская степь привлекла их своим богатым разнотравьем и благодатным климатом. Члены этого племени освоили и табунное коневодст­во, разводили овец и коз, занимались примитивными формами земледелия.

Кроме того, члены этого племени занимались изготовлением всех необходимых предметов быта, ору­дий труда и оружия. Для этой цели они использовали кремень, камень, кость, рог, а иногда и медь. Жило это племя в устье Кальмиуса довольно долго. Об этом свидетельствуют три групповые могилы, найден­ные в ходе строительства «Азовстали».

Меднокаменный век на Донетчине считается вре­менем возникновения монументальных земляных сооружений – курганов. Возникновение же их на­прямую связано с приходом племен ямной культуры. В частности, название эта культура получила по ха­рактерному признаку погребального обряда: покой­ников хоронили в ямах-могильниках и насыпали над ними курганы.

Племя ямной культуры некоторое время сосуществовало с людьми племени среднестоговской культуры, но потом вытеснило их с территории нашего города. На месте нынешних комбинатов имени Ильича и «Азовсталь», а также в поселке Волонтеровка и на земле совхоза «3ірка» были раскрыты и изучены кур­ганы, датируемые третьим – началом второго тыся­челетия до нашей эры.

Племена ямной культуры, как свидетельствует археология, были одними из самых больших челове­ческих объединений в период перехода от меднокаменного к бронзовому веку на территории всей Вос­точной Европы. Много их было и в окрестностях Ма­риуполя. Их курганные и грунтовые могильники ар­хеологи обнаружили у села Кременевка Володар­ского района, сел Коминтерново, Набережное, Ок­тябрь Новоазовского, Портовское, Ялта Першотравневого и Карань, Заможное, Запорожец, Орловское, Староласпа Тельмановского районов. Все эти племена были полукочевыми. Занимались преимущественно ското­водством. Правда, значительную роль в их хозяйстве играло и мотыжное земледелие. Кроме того, опреде­ленную часть продуктов питания давали им охота и рыболовство. Все необходимое в быту, в том числе орудия труда и оружие, члены этих племен изготов­ляли из камня, кремня, кости, а украшения – из ра­ковин, кости и меди.

Изготовление всех этих вещей из бронзы – пер­вого металла, искусственно созданного человеком, – широко распространяться начинает уже с начала второго тысячелетия до нашей эры. Изготовление и применение этого металла и знаменует начало брон­зового века. Этот век характерен дальнейшим усовершенствованием орудий труда, значительным раз­витием скотоводства и земледелия, расширением межплеменного обмена. В эту эпоху в приморской ча­сти Северного Приазовья, как и на территории До­нецкой области, обитали вначале пришедшие извне племена катакомбной, а затем и срубной культур.

Итак, в начале второго тысячелетия до нашей эры на значительной территории, которую занимали пле­мена ямной культуры, появились новые племена. В отличие от своих предшественников они хоронили умерших не в обычных ямах, а в пещероподобных камерах, глубоких подбоях, что и стало поводом на­звать их племенами катакомбной культуры.

Вот как описывает такие похороны археолог А. П. Смирнов в труде «Скифы»: «Катакомбы ры­лись так: сначала выкапывалась прямоугольная или глубокая яма (шахта), в одной из стенок которой у дна прорывался обычно короткий ход, заканчивав­шийся овальной катакомбой (камерой). Тело покой­ного и веши, «необходимые» ему в загробном ми­ре, клались в катакомбу, вход в которую часто за­крывался досками или камнями. После захоронения шахта засыпалась камнями и на этом месте возво­дилась земляная насыпь – курган.

Такие захоронения, в частности, были найдены на территориях нынешних комбинатов имени Ильи­ча, «Азовсталь», у поселка Волонтеровка и на землях совхоза «3ірка», в окрестностях сел Боевое и Приовражное Володарского района, посел­ка Ялта и села Портовское Першотравневого, Гусельщиково, Набережное и Октябрь Новоазовского, а также Луково, Новоселовка, Орловское и Староигнатьевка Тельмановского районов.

Основным занятием катакомбных племен было полукочевое скотоводство. Летом они кочевали на се­вер, где были обильные пастбища, а зимой – на юг, к морю, где скот мог добывать корм из-под снега. Поэтому па юге в поймах рек и на возвышенностях пастухи-скотоводы возводили временные жилища для того, чтобы пережить зиму. Кроме того, эти пле­мена занимались и мотыжным земледелием. Однако оно вместе с охотой и рыболовством играло вспомо­гательную роль в их хозяйственной деятельности. Достаточно высоко были развиты у этих племен гончар­ное производство, изготовление орудий труда и ору­жия, ткачество.

Существовал в Приазовье и такой вариант катакомбных племен, как племена культуры многоваликовой керамики. Отличались они от катакомбников тем, что были оседлыми и занимались как земле­делием, так и скотоводством. Жилищами им служили землянин или полуземлянки. Для строительства последних они использовали дерево и глину. Они ос­тавили следы многих поселений, располагавшихся в долинах рек на высоких коренных берегах. Кроме приселищного животноводства занимались охотой и рыболовством. Умерших хоронили в курганах, остав­ленных предшествующими племенами. Следы таких захоронений найдены на территориях комбинатов имени Ильича и «Азовсталь» и совхоза «3ірка», по­селка Волонтеровка и станции Сартана, а также в районе сел Боевое, Приовражное Володарского, Набережное Новоазовского, Запорожец, Луково, Новоселовка, Петровское Тельмановского районов.

Племена катакомбной культуры появились на территории Северного Приазовья в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, а в XVI веке до па­шей эры к ним присоединились племена культуры многоваликовой керамики. И уже в XV столетии до Нашей эры в Приазовье появляются племена срубной культуры. Эта культура получила название по уст­ройству племенами могильных конструкций в виде срубов. Такие могильные конструкции, а также сле­ды поселений археологи нашли на территориях «Азовстали», комбината им. Ильича, пос. Волонтеровка, станции Сартана, совхоза «3ірка», а также в окрестностях сел Боевое, Веселое, Зеленый Яр, Ук­раинка, Кременевка, Куйбышево, Приовражное Во­лодарского района, Гусельщиково, Коминтерново, Набережное, Обрыв, Октябрь, Пищевик Новоазов­ского района и в окрестностях самого Новоазовска, сел Демьяновка, Портовское и поселка Ялта Першотравневого, Карань, Заможное, Запорожец, Красный Октябрь, Новоселовка, Орловское и Петровское Тельмановского районов.

На территории Донбасса и в Приазовье срубники вели оседлый образ жизни. Обычно их поселения представляли собой большие неукрепленные родовые поселки. Жилища каждого из родов были разного вида: землянки, полуземлянки, наземные или чуть углубленные с одно - или двухскатными кры­шами и нередко отличались – в зависимости от чис­ленности рода – довольно значительной площадью: до ста квадратных метров. Для строительства в При­азовье они использовали камень и глину.

Занимались племена срубников земледелием, а также разведением крупного и мелкого рогатого ско­та, лошадей и даже свиней. Подспорьем для них служили охота и рыболовство. Сами они изготовляли оружие, орудия труда, вещи бытового назначения, пряли, занимались ткачеством, переработкой зерна, молока, мяса, шкур, кожи, а также гончарным делом. Их гончары производили баночные горшки, слеплен­ные от руки, а также приземистые сосуды с широким устьем и выпуклыми с реберчатым перегибом бока­ми.

Следует заметить, что в отличие от других регио­нов в Приазовье племена срубной культуры не вы­теснили катакомбников, а вошли с ними в контакт. Точно в такой же контакт вступили они и с племена­ми многоваликовой культуры. И поскольку подавля­ющее большинство этих контактов было бесконф­ликтным, то в нашем крае происходила и этническая, и культурная ассимиляция племен.

На рубеже II и I тысячелетий до нашей эры, как и во всей Восточ­ной Европе, в Причерноморье и Приазовье происхо­дит крупная экономическая перемена. На смену комп­лексному земледельческо-скотоводческому хозяйству приходит специализированное скотоводческое, по­скольку скот и продукты скотоводства стали пред­ставлять меновую ценность и появилась возможность обмена их на продукты других производств. К на­чалу VIII века до нашей эры закончился бронзовый и начался железный век. Именно в VIII веке до нашей эры началось широкое распространение же­лезных орудий и оружия. А это поднимало на качест­венно новый уровень и земледельческий труд, и труд скотовода. Появилась возможность производить про­дукцию не только для своих нужд, но и для обмена как внутри племени и на его границах, так уже и с дальними странами. Результатом этого был рост разложения первобытнообщинного строя и возникновение могущественных объединений – царств и союзов племен. При этом уже известных нам по древ­ним письменным источникам.

Один из таких племенных союзов носил имя ким­мерийцев. Едва ли не первым письменным источни­ком об этом народе является Библия. В десятой гла­ве книги Бытия говорится о том, что после всемир­ного потопа у сыновей Ноя родились дети, каждый из которых стал потом родоначальником своего на­рода. Так вот во втором стихе этой главы идет речь о том, что у самого младшего сына Ноя Иафета пер­венцем был Гомер. И именно он по Библии стал ро­доначальником народа, который ассирийцы стали на­зывать «гиммираи», что в переводе с клинописи на греческий означало киммерийцы.

О киммерийцах упоминал и великий Гомер в «Одиссее». В этой бессмертной поэме есть, в част­ности, такие строки: «Закатилось солнце, и покры­лись тьмою все пути, а судно паше достигло преде­лов глубокого океана. Там народ и город людей ким­мерийских, окутанные мглою и тучами». Географ древности Страбон о них писал: «Киммерийцы неко­гда имели большую силу на Боспоре, вследствие че­го Боспор был назван Киммерийским». (Страбон имел в виду Керченский пролив). А живший в IV ве­ке до нашей эры древнегреческий историк Геродот, в свою очередь, указывал, что киммерийцы занима­ли вначале ту страну, которую потом заняли скифы.

А это означает, что кочевали они по степям Кры­ма, Северного Причерноморья и Северного Приазо­вья, в том числе и в наших краях. И ушли оттуда, как писал древнегреческий историк Геродот, под уг­розой нашествия скифов. Именно об этом шла речь в дошедшей до нас легенде, рассказанной Геродотом в четвертой книге его «Истории».

Ушли киммерийцы, оставив на своем пути, в том числе и в Приазовье в виде курганных погребений в поселке Ялта Першотравневого района и возле села Орловского Тельмановского. Получилось, как писал в «Истории» Геро­дот, так, что скифы пришли в бывшие киммерийские степи тогда, когда там уже не было киммерийцев.

Царские скифы в период нахождения их на тер­ритории Северного Приазовья и Причерноморья пе­реживали так называемый период военной демокра­тии, то есть период, когда войны ведутся только ра­ди грабежа соседних и дальних народов и племен, то есть когда войны становятся постоянным промыс­лом. Потому они, естественно, были воинственными, хорошо в военном отношении организованными и вооруженными и искусными в ведении боевых дей­ствий.

О том, какую силу они из себя представляли, го­ворит тот факт, что могущественный ассирийский царь Ассархадон откупился от скифов, выдав свою дочь замуж за скифского царя Пиртатуа. Богатыми дарами откупился от них и египетский фараон Псамметих I. О том, какой ужас навевали скифы на стра­ны Востока, идет речь в Библии. Устами пророка в ней говорит еврейский бог Иегова в «Книге пророка Иеремии»: «Возвестите в Иудее и возгласите в Иеру­салиме, проповедуйте и трубите трубою по земле, взывайте громким голосом и говорите: «Соберитесь и пойдем в укрепленные города. Поднимите знамя в Сионе, бегите, не останавливайтесь, ибо я приведу с севера бедствие и великую погибель. Лев восходит из своей чащи, и губитель народов поднимается и вы­ступает из своего места, чтобы обратить твою страну в пустыню…».

Много лет скифы считались непобедимыми. Не смог победить их и персидский царь Дарий, вознаме­рившийся присоединить к своему могущественному на Ближнем Востоке царству и широко известную Скифию.

Восемь веков прошло между тем временем, когда скифы пришли в Приазовье из-за Волги, и временем, когда их начали вытеснять двигавшиеся оттуда же сарматы. И в память о себе они оставили множество курганов с захоронениями, в том числе и на террито­рии города и вокруг него, о чем и говорится в статье Е. В. Черненко «Скіфські кургани V ст. до н. е. поблизу м. Жданова», опубликованной журналом «Археологія» за 1970 год. В пределах города, в частно­сти, скифские курганы были раскопаны на территориях комбинатов «Азовсталь» и имени Ильича, в районе станции Сартана, а также на бывшем старом аэродроме между нынешними улицами Заворуева и Покрышкина. В найденных на территории города скифских погребальных комплексах, датируемых VI–V в.в. до нашей эры, находились меч-акинак и пластинки панциря, бронзовые наконечники стрел, браслет, бляшка в виде половы лося, привески и об­ломки костяных рукояток ножей. Последним был раскопан и изучен курган Двугорбая могила в поселке Сартана, представлявший собой царское захоронение. Его раскопки вели сотрудники Донецкого областного краевед­ческого музея Приваловы, и все найденные в нем вещи хранятся в фондах этого музея. Скифские захо­ронения были найдены и в окрестностях села Набе­режное Новоазовского района, а также самого Новоазовска, вблизи сел Касьяновка и Кременевка Воло­дарского и Староласпа, Староигнатьевка Тельманов­ского районов.

Как уже говорилось выше, скифов в степях При­азовья и Причерноморья во II веке нашей эры сменили родственные сарматы.

Как свидетельствуют археология и история, сар­матский племенной союз образовался в степях Приуралья и Поволжья путем объединения племен аорсов, сираков, языгов, алан и роксолан с главенству­ющей ролью роксолан. Уже в IV веке до нашей эры орды сарматского племенного союза начинают по­степенно двигаться на запад и юго-запад. Особенно ускорилось это движение после того, как македон­ский царь Филипп, отец Александра Македонского, нанес сокрушительное поражение войску главы скиф­ского государства царя Атея. Существовавшие до этого мирные отношения между скифами и сармата­ми были нарушены. Если и до этого вооруженные сарматские группы время от времени переходили за Танаис, то после поражения Атея сарматы просто вторглись в скифские края. И уже ко II веку до на­шей эры они распространили свою власть на приазов­ские и причерноморские степи.

По северному побережью Азовского моря, в част­ности, вместо скифов уже кочевали роксоланы. Об этом говорит тот факт, что археологи нашли главную стоянку роксоланов на впадающей в Азовское море реке Молочной, Позже других в Северное Приазовье пришли аланы.

В Приазовье сарматы продолжали заниматься скотоводством и в силу этого вели кочевой образ жизни. Древнегреческий географ Страбон, живший в конце первого века до нашей и начале первого сто­летия нашей эры, о сарматах писал: «Они следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хо­рошими пастбищами, зимой – возле Меотиды (Азов­ское море. –
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconКем и когда основан Мариуполь?
«Азовский моряк» (1969 ), на заводе имени Ильича (1978 ). Пишет на украинском и русском языках. Автор краеведческих очерков «Жданов»...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconЕ. Руденко «Имхотеп первый гений и святой человечества»
...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconРуденко Е. А., Курдюкова Л. А
Руденко Е. А., Курдюкова Л. А. Методика расчета фабрикации для условий проектируемых и реконструируемых толстолистовых станов/ Обработка...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconНовини в полку осмд прибыло !
Осмд: на улице Калинина, 1 создано осмд «Калинина- 1» и на ул. Руденко, 1 осмд «Руденко- 1». Названия, выбранные совладельцами, простые...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconСвятой равноапостольный Николай, архиепископ Японский
Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня в престольный...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconНа уничтожение организмом всех инфекций и абсолютное оздоровление
Сквозь все вредные влияния внешней среды я продолжаю здороветь и крепнуть. Сквозь все вредные влияния внешней среды мое здоровье...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconТуристический комплекс «ялта-круглый год» (тк «ялта-круглый год»),...
Руденко Ростислава Александровича, действующий на основании Свидетельства о государственной регистрации №078850 серия В01, выданного...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconПрограмма учебной (ознакомительной) практики для студентов специальности...
А. А. Минаев, Е. А. Руденко, Е. Н. Смирнов, А. П. Митьев, В. Н. Ручко, С. А. Снитко, Е. Р. Позняк

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconВолынь сквозь столетия, сквозь века!
Экскурсия по старому городу: музей-аптека, Свято Покровская церковь, кирха-дом Евангелистов, «Дом с химерами», синагога, дом Косачей,...

Николай Руденко Сквозь тьму тысячелетий iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Николай II: реформы или...
Человечество всегда будет мучить вопрос: Что же произошло в России в семнадцатом? Является ли Николай II виновником или жертвой?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<