Принципы и элементы диалектики




Скачать 59.48 Kb.
НазваниеПринципы и элементы диалектики
Дата публикации07.03.2013
Размер59.48 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
Принципы и элементы диалектики

Существенными принципами диалектики является утверж­дение всеобщей связи и взаимозависимости явлений, а также их развития, осуществляющегося через противо­речие. Отсюда характерные для диалектики принцип, тре­бующий учета всех (могущих быть выделяемыми на данной ступени познания) сторон и связей изучаемого предмета с др. предметами; принцип, требующий рас­смотрения предметов в развитии. Развитие имеет место только там, где каждый его момент является наступле­нием все нового и нового. Но если в этих наступающих новых моментах не будет присутствовать то самое, что становится новым, и нельзя будет его узнавать во всех этих новых моментах, то окажется неизвестным то, что развивается, и, следовательно, рассыплется и само развитие. Исключение различия моментов ста­новления приводит к гибели самое становление, поскольку становится только то, что переходит от одного к другому. Но полное исключение тождества различных моментов становления тоже аннулирует это последнее, подменяя его дискретным множеством неподвижных и ничем не связанных между собой то­чек. Т. о., как различие, так и тождество отдельных моментов становления необходимы для всякого станов­ления, без которого оно делается невозможным. Взятое в определенных пределах и в конкретном содержании развитие есть история. О диалектике у Ленина говорится, что она есть «...учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односто­ронности виде, учение об относительности человече­ского знания, дающего нам отражение вечно разви­вающейся материи» (Соч., т. 19, с. 4). Историзм есть сущность диалектики, а диалектика в основе своей обязательно есть исторический процесс. Противоречие есть движущая сила становления. «Раздвоение единого и познание противоречивых ча­стей его ... есть суть (одна из „сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» (там же, т. 38, с. 357). Развитие есть осу­ществление противоречия и противоположностей, которое предполагает не просто тождество и различие абстрактных моментов становления, но и их взаимо­исключение, их объединение в этом взаимоисключении. Т.о., реальное становление не есть просто тождество и различие противоположностей, но их единство и борь­ба. Л. д. изучает развитие категорий, отражающих действительность, которая «сама себя движет» и вне которой нет не только никакого двигателя, но и вообще ничего нет. Отражающие ее категории обладают относитель­ной самостоятельностью и внутренней логикой движе­ния. «Мыслящий разум (ум) заостривает притупив­шееся различие различного, простое разнообразие представлений до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одного к другому,— ...приобретают ту негативность, которая является внутренней пульсацией са­модвижения и жизненности» (там же, с. 132). «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эво­люции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противополож­ностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект е1с.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника „само"-движения. Первая концеп­ция мертва, бедна, суха. Вторая — жизненна. Т о л ь-к о вторая дает ключ к „самодвижению" всего сущего, только она дает ключ к „скачкам", к „перерыву посте­пенности", к „превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового» (там же, с. 358). «Движение и „самодвижение" [это N6! самопроизвольное (самостоятельное), спон-танейное, внутренне-необходимое дви­жение], „изменение", „движение и жизненность", „принцип всякого самодвижения", „импульс" (ТпеЪ) к „движению" и к „деятельности"—противоположность „мертвому бытию" — кто поверит, что это суть „гегелевщины", абстрактной и аЬз1гизеп (тяжелой, нелепой?) гегельянщины?? Эту суть надо было открыть, понять, вылущить, очистить, что и сделали Маркс и Энгельс» (там же, с. 130).

Замечательной характеристикой диалектики являются сле­дующие рассуждения Ленина: «Стакан есть, бесспор­но, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или каче­ства или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений, „опосредствований" со всем остальным миром. Стакан есть тя­желый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки, стакан может иметь ценность, как предмет с художественной резьбой или рисунком, совершенно независимо от того, годен ли он для питья, сделан ли он из стекла, является ли форма его цилиндрической или не совсем, и так далее и тому подобное.

Далее. Если мне нужен стакан сейчас, как инстру­мент для питья, то мне совершенно не важно знать, вполне ли цилиндрическая его форма и действительно ли он сделан из стекла, но зато важно, чтобы в дне не было трещины, чтобы нельзя было поранить себе губы, употребляя этот стакан, и т. п. Если же мне нужен стакан не для питья, а для такого употребления, для которого годен всякий стеклянный цилиндр, тогда для меня годится и стакан с трещиной в дне или даже вовсе без дна и т. д.

Логика формальная, которой ограничиваются в шко­лах (и должны ограничиваться — с поправками — для низших классов школы), берет формальные опреде­ления, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим. Если при этом берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случай­но (и стеклянный цилиндр и инструмент для питья), то мы получаем эклектическое определение, указы­вающее на разные стороны предмета и только.

Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и „опосредствования". Мы никогда не достигнем этого пол­ностью, но требование всесторонности предостере­жет нас от ошибок и от омертвения. Это, во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать пред­мет, в его развитии, „самодвижении" (как говорит иног­да Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизмененным, а в особенности меняется назначение стакана, употреб­ление его, связь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное „определение" предмета и как критерий истины ц как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что „абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить вслед за Гегелем, покойный Плеханов...

Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектиче­ской логики. Но пока довольно и этого» (Соч., т. 32, с. 71-73).

Можно привести и еще одно суждение Ленина о Л. д. из множества прочих других его суждений по этому предмету, но данное суждение Ленина при всей своей краткости обладает характером точно вы­раженной системы. Речь идет об «элементах диалекти­ки». Прежде всего, необходимо утверждение объектив­ной реальности самой по себе, вне всяких категорий. Для того чтобы вещь была познаваема, для этого не­обходимо познавать и ее отношения к другим вещам. Это и зафиксировано у Ленина в первых двух «элемен­тах диалектики»: «1) объективность рассмот­рения (не примеры, не отступления, а вещь в себе). 2) вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим». Однако отношения, существую­щие между вещами в себе, не могут быть мертвыми и неподвижными. Они необходимым образом движутся, потому что им свойственно внутреннее противоречие, приводящее в дальнейшем к единству противоположно­стей. «3) развитие этой вещи (respective явления), ее собственное движение, ее собственная жизнь. 4) внутренне противоречивые тенденции (и сто­роны) в этой вещи. 5) вещь (явление etc.) как сумма и единство противоположностей. 6) борьба respective развертывание этих противо­положностей, противоречивых стремлений etc.». Вместо исходной и потому абстрактной вещи в себе воз­никает реальная вещь, полная противоречивых тен­денций, так что в ней потенциально содержится уже всякая другая вещь, хотя и содержится каждый pan специфически. «7) соединение анализа и синтеза,— разборка отдельных частей и совокупность, суммированние этих частей вместе. 8) отношения каждой вещи (явления etc.) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс etc.) связаны с к а ж д о й. 9) не только единство противо­положностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в к а жд о е другое [в свою противоположность?]». Наконец, и этот процесс живой действительности вещей, бесконечный по своему разнообразию и бесконечный по своему существованию; единство противоположностей вечно бурлит в нем, создавая одни формы и сменяя их другими: «10) бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений etc. 11) бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, про­цессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. 12) от существования к | каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей. 13) пов­торение в высшей стадии известных черт, свойств низшей и 14) возврат якобы к старому (отрицание отрицания). 15) борьба содержания с формой и обратной Сбрасывание формы, переделка содержания. 16) переход количества в качество...» (Соч., т. 38, с. 213—25).

Эти 16 элементов диалектики, формулированные Лениным, представляют собой наилучшую в мировой литературе картину Л. д. Здесь Ленин определенным образом идет от бытия материи через формулировку ца­рящих в ней существенных отношений к живой, само­противоречивой, вечно подвижной и бурлящей конкрет­ной действительности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принципы и элементы диалектики iconМеждународная научно-практическая конференция
Туристическая инфраструктура современного города: основные элементы, принципы создания и функционирования

Принципы и элементы диалектики iconБилеты к экзамену по дисциплине: «Организационное обеспечение комплексной...
Элементы организации, их характеристика и взаимосвязь. Основные принципы организации

Принципы и элементы диалектики iconИльенков Э. В. К вопросу о природе мышления (на материалах анализа...
К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)

Принципы и элементы диалектики icon1 экономическая сущность и принципы организации операционного менеджмента в сфере услуг
Определение, элементы и значение операционного менеджмента в системе управления предприятием

Принципы и элементы диалектики iconЛабораторная работа №3. Элементы событий. Элементы задач. Якоря, изображения
Некоторые wml элементы могут генерировать присущие им события, когда пользователь взаимодействует с ними. Эти события определяют...

Принципы и элементы диалектики iconСинус косинус
Решить треугольник вычислить (найти) одни элементы треугольника, зная другие его элементы

Принципы и элементы диалектики iconА. Элементы автоматики Классификация систем автоматики
Автоматикой называется отрасль науки и техники, охватывающая теорию и принципы построения автоматических систем и устройств, выполняющих...

Принципы и элементы диалектики iconУправляющие элементы, которые расширяют функциональные возможности...
В этом уроке нам не удастся подробно рассмотреть все элементы, и мы ограничимся лишь теми, с которыми вам придется работать больше...

Принципы и элементы диалектики iconИльенков Э. В. К вопросу о противоречии в мышлении
Противоречие как конкретное еди н ство взаимоисключающих проти воположностей есть подлинное ядро диалектики, ее центральная категория....

Принципы и элементы диалектики iconМетодические указания для студентОв на каждое практическое занятие,...
Тема №1 : Хозяйственный учет в аптечных предприятиях. Основные элементы бухгалтерского учета. Понятия и принципы системы учета

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<