Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии»




Скачать 135.47 Kb.
НазваниеУрок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии»
Дата публикации08.03.2013
Размер135.47 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > История > Урок
Артемовская специализированная школа

І – ІІІ ст. № 8
d:\шара\0001-001-pamjatniki-kieva.jpg


d:\шара\596060.jpg

Открытый урок

в 5-А классе

на тему:

«Киевская Русь во второй половине ХІ – первой половине ХІІІ столетии»d:\шара\vladimir_baptist.jpg

Подготовила:

учитель истории

Демиденко Т.В.
2012 -2013 уч. год
Киевская Русь во второй половине ХІ –

первой половине ХІІІ столетия.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учеников по теме Киевская Русь во второй половине ХІ – первой половине ХІІІ ст. ,а так же сравнить знания учеников с прошлой темы Княжа Русь – Украина;

закрепить умения учеников работать с понятиями и хронологией;

развивать умение и навыки индивидуальной и командной работы, умение оценивать ответы одноклассников;

воспитывать у учеников любовь к истории и интерес к поиску ответов на проблемные и дискуссионные вопросы отечественной истории, воспитывать интерес к истории Украины и народу, который её творил.

^ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учеников.

Вид занятий: Интерактивная игра «Школа подготовки интеллектуалов»

Оборудование: Карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды, цветок с вопросами, хронологические таблицы, задания на дешифровку.
^ Ход урока

І. Организационный момент.

1. Психологическая установка на урок.

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей в Киевской Руси в ХІ – ХІІІ столетиях, о правителях того времени. Сегодня мы обобщим выученный материал, и сравним знания с прошлой темой Киевская Русь - Украина.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.
^ 2. Учитель объявляет тему урока, порядок его проведения в форме игры

«Школа подготовки интеллектуалов», она состоится из:



1. «Визитка»

2. «Даты»

3. «Дальше»

4. «Исторический кроссворд»

5. «Города Киевской Руси»

6. «Историческая дешифровка»

7. «Ты - мне, я – тебе».

Также слабым учащимся будут розданы тестовые задания для письменной работы.

ІІ. Интерактивная игра «Школа подготовки интеллектуалов»

  • 1. «Визитка»

Учитель предлагает ученикам объяснить слово «визитка». Ученики отвечают что визитная карточка – это карточка для вручения во время знакомства, на которой указано, И.Ф.О., занимаемая должность, адрес хозяина визитки и его контактный телефон.

Учитель предлагает ученикам составить визитку известных деятелей истории Украины, указав рядом с именем годы правления и одну из характеристик по которой их легко узнать.

Для этого на доске заранее записаны в двух колонках имена исторических деятелей, ученики записывают год правления и характеристику. До доски выходят представители каждой команды и говорят правильный ответ, устно дополняют третью колонку – характеристику, чтоб точнее раскрыть личность исторического деятеля.

Максимальная оценка за «Визитку» - 6 баллов.

І. Кий ІІ. Игорь

Олег Святослав

Ольга Владимир Великий

Ярослав Мудрый Изяслав Ярославович

Владимир Мономах Всеволод Ярославович

Святослав Ярославович Мстислав Владимирович


^ Имя исторического деятеля.

Годы правления

Характеристика исторического деятеля.

Кий

Вторая половина ІХ ст.

Киевский князь, был основателем Киева

Олег

V – начало VІ ст.

Основной князь династии Киевичей, за легендой, умер от укуса змии.

Ольга

964 – 972 гг.

Великая княгиня киевская, первая совершила поход в Византию, мстила за смерть князя.

Ярослав Мудрый

1015 – 1054 гг.

Написал законы «Русская правда»,

Был тестем Европы.

Владимир Мономах

1113 – 1125 гг.

Автор повести «Поучения детям»,

уменьшил налоги селянам, уменьшил рабскую силу.

Святослав Ярославович

1073 – 1076 гг.

Выгнал из Киева своего брата Изяслава, Черниговский князь.










Игорь

882 -912гг.

Князь – воин, который, начиная войну, предупреждал своих врагов словами «Иду на войну»

Святослав

945 – 964 гг.

Великий киевский князь, фактический основатель династии Рюриковичей.

Владимир Великий


980 – 1015 гг.

Ввёл христианства на Руси, первым чеканил гривну, построил Десятинную церковь.

Изяслав Ярославович

1076 - 1078г.

Забрал власть у Святослава и его сыновей, родственник польского короля

Всеволод Ярославович

1078 - 1093 гг.

Окончил постройку Успенского собора и Печерского монастыря, знал 5языкав , был любителем литературы.

Мстислав Владимирович (Великий)

1125 – 1132 гг.

Последний единственный правитель Киевской Руси, при нём произошла раздробленность Киевской Руси



  • 2. «Даты»

Каждая команда получает карточку с хронологической таблицей, которую необходимо заполнить. Один участник команды по желанию самостоятельно заполняет на доске. Оценивается быстрота и правильность заполнения карточки.

Максимальная оценка за конкурс 5 баллов.

Событие

Дата

Любецкий съезд

1097г.

Выдан сборник законов «Правда Ярославичей»

1072 г.

Впервые произнесено название Украину

1187 г.

Объединение Галицко- Волынского княжества

1199 г.

Святослав и Всеволод выгнали Изяслава из Киева

1073 г.



Событие

Дата

Восстание киевлян против Изяслава Ярославовича

1068 г.

Окончание династии Галичины

1199 г.

Поход возглавляемый Игорем Святославовичем против половцев

1185 г.

Удачный поход Мстислава Великого против литовских племён

1132 г.

Выдана повесть «Поучения детям»

  1. г.



  • 3. «Дальше»

Выходят по одному сильнейшему ученику от каждой команды, им задаётся 12 вопросов. Учитель задаёт вопросы по очереди, ученики дают мгновенный ответ, если нет ответа, то говорят «Дальше».

Каждый правильный ответ оценивается - 1 балл, максимальная оценка – 12 баллов.

Представители команд записывают на доске количество правильных ответов.

^ Вопросы для первой команды.

  1. Назовите основной письменный исторический источник – летопись?

(Повесть временных лет)

  1. Как называется религия, что бузуется на вере в Иисуса Христа? (Христианство)

  2. Син княгини Ольги и князя Игоря? ( Святослав )

  3. Какой князь собрал Любецкий съезд? (Владимир Мономах)

  4. Кто входит до триумвирата Ярославичей? ( Изяслав, Святослав, Всеволод)

  5. По отношению к какому княжеству использовано впервые слово «Украина»? (Переяславского)

  6. Какие кочевые племена, что нападали на Русь, разгромил Ярослав Мудрый?

( Печенеги)

  1. Город, в котором, 20 лет правил Мстислав Владимирович? (Новгород)

  2. Что выдали братья Ярославичи? (сборник законов «Правда Ярославичей)

  3. Виче – это? (Собрание мужчин местной громады)

  4. Что первые на Руси работала при Софиевском соборе? (Библиотека)

  5. Где находилось Киевское княжество? (В степях)

Вопросы для второй команды.

  1. Назовите автора повести «Временных лет»? (Нестор – летописец)

  2. Назовите понятие, которое означает веру силы природы и в многих богов?(Язычество)

  3. Назовите автора повести «Поучения детям»? ((Владимир Мономах)

  4. Какого князя покарало племя древлян? (Игоря)

  5. Какое государство было главным торговым партнёром Киевской Руси? (Византия)

  6. На какой реке в 1068г. Ярославичи получили поражение от половцев? (Альта)

  7. Как Мономах стал князем Киевским? (Просьба Киевлян)

  8. Какое княжество имело самое большое оборонное сооружение? (Переяславское)

  9. Первый сборник законов Киевской Руси? («Русская правда»)

  10. Вотчина – это? (Земля, которая переходит в наследство)

  11. Где похоронены были Я.Мудрый и В.Мономах? (В Софиевском соборе)

  12. Около чего находилось Черниговское княжество? (Реки Днепр и Киевское княжество)

  • 4. «Исторический кроссворд»

На доске нарисовано два кроссворда, ив каждом по 6 слов, выходят по одному ученику с каждой команды им дают вопросы и они самостоятельно у доски разгадают кроссворд.

Каждый правильный ответ оценивается - 0,5 баллов, максимальная оценка – 3 баллов.

Кроссворд для первой команды.




1/2
















3.

























4.

























5.




























6.

























7.

















Вопросы:


  1. Как называли древнерусского доктора (Агапит)

  2. На какой реке в 1068г. Ярославичи получили поражение от половцев? (Альта)

  3. Город, в котором, 20 лет правил Мстислав Владимирович? (Новгород)

  4. Какое слово впервые было использовано в Переяславском княжестве (Украина)

  5. Художественная повесть, написанная Владимиром Всеволодовичем как наставление для детей (Поучение)

  6. Столицу, какого княжества считали самым богатым городом Руси (Киевского)

  7. Известный летописец, которому приписывают авторство «Повесть временных лет» (Нестор)

^ Кроссворд для второй команды.




2.













1.







3.

























4.

























5.

























6.



















7.






















Вопросы:

  1. Выдающийся древнерусский художник ХІ ст. (Алипий)

  2. Фамилия князя Владимира Всеволодовича (Мономах)

  3. Имя князя, который основал первую в Киевской Руси библиотеку (Ярослав)

  4. Столица Чернигово – Северского княжества (Чернигов)

  5. Кочевые племена, с которыми успешно боролись Владимир и Мстислав (Половцы)

  6. Страна, что была родиной жены Мономаха (Швеция)

  7. Имя настоятеля Печерского монастыря, который прошел путь от осуждения Святослава, за насилие над братом Изяславом, до полной дружбы и передачи монастыря под опеку Святослава. (Феодосий)



  • 5. «Города Киевской Руси»

Выходят по одному ученику от каждой команды, им предоставляется на доске цветок на котором - 10 лепестков с вопросами. Ученик отрывает лепесток, читает вопрос вслух своему конкуренту, тот отвечает, по очереди, ученики дают ответ, если нет ответа, то помогает команда.

Каждый правильный ответ оценивается - 0,5 баллов.

Представители команд записывают на доске количество правильных ответов.

Вопросы:

  1. Иностранцев удивляла могущество этого города, они называли его «соперником» Константинополя? (Киев)

  2. Город, откуда пришёл князь, который основал династию Рюриковичей? (Новгород)

  3. Святослав, сын Ольги и Игоря, хотел перенести свою столицу к основанному им городу в Придунавье. Какое название имел этот город? (Переяславец)

  4. Сын Святослава основал на землях волынян новый город и назвал его от своего имени. Как оно называлось? (Владимир)

  5. Город, который разрушил князь Владимир Великий, чтоб взять себе в жены гордую княгиню Рогнеду? (Полоцк)

  6. Столица Чернигово – Северского княжества (Чернигов)

  7. Город, который основал Ярослав Мудрый впоследствии походов на Чудь? (Юрьев)

  8. Город, который был построен на честь победы Кирилла Кожемяки над печенегами? (Переяслав)

  9. Какой город, достался в наследство от Я.Мудрого сыну Святославу? (Чернигов)

  10. Какой город, достался в наследство от Я.Мудрого младшему сыну Вячеславу? (Смоленск)



  • 6. «Историческая дешифровка»

На доске написаны тайнописные понятия, по теме которая изучалась. Задание учеников состоит в том, чтоб расшифровать понятие и объяснить его.

Ученики за партами на листочке расшифровуют понятие, по желанию выходят к доске, читаю понятие и объясняют его.

Каждый правильный ответ оценивается - 1 балл

Задание для первой команды.

СЕПОТИЛЬ - Летопись - историческая повесть, в которой рассказ велся годами.

ОВТСАНИТСИРХ – Христианство - одна из трёх мировых религий, христианство основано на вере в Иисуса Христа.

ВИНРГА – Гривна – денежная единица, слиток серебра весом в 200 грам.

^ Задание для второй команды.

АЯКСВЕИК СУРЬ - Киевская Русь – название древне - украинского государства с центром в Киеве.

ЗЬКНЯ – Князь – глава государства – княжества.

ЗАИМОКА - Мозаика – изображение, нарисованное с разноцветной смальты (непрозрачного стекла) или камней.

7. «Ты - мне, я – тебе».

Команды задают одна другой по два вопроса, которые они подготовили заранее.

Максимальная оценка за конкурс - 4 балла, ученики сами оценивают ответ.

Оценивается и вопросы команды, и правильность ответа.

ІІ. Тестовые задания для письменной работы

Ответы к тестовому заданию

1б; 2б; 3а; 4в; 5в; 6а; 7в; 8а; 9б; 10а; 11в; 12б; 13а;14а; 15в.

ІІІ. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке каждый из вас имел возможность проверить свои знания и знания своих одноклассников по теме «Киевская Русь во второй половине ХІ – первой половины ХІІІ ст.». Вы систематизировали полученные на протяжении предыдущих уроков знания, умения и навыки. Мы научились умение оценивать ответы одноклассников и работать в команде.

Подбиваются баллы каждой команды, у команды которой больше балов те ученики

получат на - 1 балл больше. Выставление оценок ученикам за урок.

ІV. Домашнее задание

Повторить текст &10 – 14

Подготовить самостоятельно ребусы по выученным понятиям и дать им объяснения.

Дополнение 1

ІІ. Тестовые задания для письменной работы

c:\documents and settings\администратор\мои документы\мои рисунки\изображение\изображение 125.bmp

c:\documents and settings\администратор\мои документы\мои рисунки\изображение\изображение 125.bmp


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconКонспект урока Тема: Обобщение знаний по теме «Киевская Русь в конце X в первой половине XI в.»
Тема: Обобщение знаний по теме «Киевская Русь в конце X – в первой половине XI в.»

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconВо второй половине 1Х века на обширных землях Восточной Европы образовалось...
Во время княжения Владимира Святославича (978-1015) Киевская Русь достигла уровня передовых государств Западной Европы того времени....

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconКлассический тур ''Наша Италия''
Завтрак в отеле. В первой половине дня свободное время в Риме. Во второй половине дня

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconКонтрольная работа по истории слушателя 1- го курса фзо вюи мвд набора...
Постиндустриальное общество. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconГлавная улица Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 4,5 км от Адмиралтейства...
Дворцовая площадь — главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине...

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconЭкономическое положение православной церкви в Крыму в первой половине XIX в
В первой половине XIX в в Крыму увеличился удельный вес русских переселенцев. Освоение Крыма русскими (восточными славянами) и греками...

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconРеферат по истории на тему «Развитие США во второй половине ХХ века»

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconДоклад по Отечественной истории на тему: «Внутрипартийная борьба во второй половине 20-х годов»

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconРеферат по истории России на тему: русская православная церковь в первой половине XIX в

Урок в 5-а классе на тему: «Киевская Русь во второй половине ХІ первой половине ХІІІ столетии» iconМодели дворянского поведения (представление о чести и службе во второй половине 18 века)
Дипломная работа на тему : Модели дворянского поведения (представление о чести и службе во второй половине 18 века)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<