Киевской Руси Написал Подгайный Михаил   




Скачать 313.01 Kb.
НазваниеКиевской Руси Написал Подгайный Михаил   
страница1/3
Дата публикации08.03.2013
Размер313.01 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3


Извращение истории Киевской Руси
Написал Подгайный Михаил   

24 мая 2007
Тотальное политико-националистическое извращение истории Киевской Руси в независимой

Украине давно стало серьезной общественной проблемой. Дошло уже до того, что бывший

президент Украины Леонид Кучма агитирует за принятие закона, запретившего бы «историкам

в кавычках, которые пишут учебники, заниматься словоблудием».

Однако то, что опубликовал некий Александр Палий на сайте «Украинская Правда» (текст под

заголовком «Спор Руси с Московией закончится победой Украины», www.pravda.org.ua/ru/news_print/2007/2/6/53818.htm), даже на фоне самого крайнего

историко-националистического фантазерства, нацеленного на унижение соседних с Украиной

народов, отличается воистину геббельсовским размахом лжи.

Чего стоит только пассаж: «история России имеет такое же отношение к истории Руси, как,

например, история Анголы и Мозамбика к истории Португалии. (…) Если бы, например, сегодня

^ Россия захотела переименоваться на Китай, это совсем не означало, что вместе с такой

нехитрой манипуляцией она бы получила в наследство несколькотысячелетнюю китайскую

историю и культуру».

Как связаны с историей и культурой Киевской Руси былины «киевского цикла», записанные на

берегах Белого моря, или русская икона (Андрей Рублев, к примеру), или архитектура городов

«Золотого кольца» (Ростов Великий, Ярославль, Муром) понятно любому мало-мальски

культурному человеку.

Но дело даже не в реалиях давно минувшего прошлого. Начинается статья Александра с явной

(и совершенно очевидной для любого знакомого с советской историографией) неправды о совсем

недавних временах: «Во времена СССР упрямо замалчивался элементарный факт, что во времена

Киевской Руси, Русью была исключительно территория ^ Центральной Украины, то есть

нынешних Киевской, Черниговской, Житомирской, Сумской, а так же частей Винницкой,

Черкасской и Полтавской областей».

Как раз напротив, данный «элементарный факт» не только не замалчивался в СССР, но

активнейшим образом пропагандировался в работах ведущих советских историков, начиная с

писавшего в 40-е годы академика А. Н. Насонова, и заканчивая ныне здравствующим Петром

Толочко. Активней всех с этой идеей

носился главный советский идеолог от истории академик Б. А. Рыбаков.

Мало того, в СССР отождествление древнейшей Руси с нынешней Центральной Украиной имело

характер незыблемой идеологической догмы. И любые сомнения в таком отождествлении,

рассматривались, как политическая крамола. Со всеми вытекающими последствиями. Не одному

советскому студенту историки «в штатском» поломали судьбу за попытки оспорить эту крайне

сомнительную идею.

И в этой приверженности концепции «околокиевской Руси» не было ничего странного. Мало того,

только так и могло быть в Советском Союзе 50-х – 80-х годов прошлого века. Дело в том, что

насквозь заидеологизированные партийные чиновники от истории были озабочены борьбой с так

называемым «норманизмом» – теорией происхождения русской государственности с территории

Швеции. Поэтому тот факт, что в поздних древнерусских летописях слово «Русь» имело

значение «окрестности Киева» (а не, к примеру, Новгорода, близкого к Швеции) был им только

на руку.

Единственным советским историком, осмелившимся выступить против идеи ограничить

изначальную Русь областью Среднего Поднепровья, был академик Дмитрий Лихачев. Именно

он первым обратил внимание общественности на тот факт, что слово «Русь» имеет значение

«Киев с окрестностями» только в поздних летописях, начиная с середины XII века. И никак не

раньше.

Мало того, Дмитрий Сергеевич успел опубликовать свои выводы в послесловии ко второй части

«Повести временных лет» (издание 1950 года, стр. 239–241), ещё до того как советская цензура

взяла этот вопрос под жесткий контроль.

Утверждая, что во времена СССР «упрямо замалчивался» один из главных идеологических

постулатов Системы, Александр Палий сообщает очевиднейшую ложь. Уж не знаю по

невежеству ли, или злонамеренно.

А правда состоит в том, что нынешняя украинская концепция истории Украины древнерусского

периода продолжает советскую партийную лжеисторию Киевской Руси. С той лишь разницей,

что советские идеологи не лишали русских и белорусов права на древнерусское наследство, как

это делают их украинские последователи.

Конечно словечко «правда» в бренде «Украинская Правда» не более чем часть этикетки, и мало

к чему обязывает. Но всё же на страницах уважаемого интернет-издания я ранее столь

откровенно провокационных и лживых текстов не встречал.

Ну а теперь о сути вопроса.

Александр Палий, как и другие отечественные фальсификаторы истории, в весьма сильных

выражениях подвергает критике некую «ключевую имперскую мистификацию» – «тезис о том,

что нынешняя Россия якобы имеет какое-то отношение к истории Киевской Руси, кроме того,

что отдельные её территории когда-то были подконтрольны Киеву».

Юмор ситуации заключается в том, что согласно объективным данным исторических источников

Древнерусское государство возникло, и первые 150 лет своей истории существовало далеко

за пределами современной Украины. А Киев не только не был столицей «Киевской Руси»,

но даже не находился на её территории.

Когда речь идет о политической пропаганде, замаскированной под экспертную оценку

специалиста-историка, а статья Александра Палия – яркий образчик этого жанра, то важно понять механизм манипуляции сознанием читателя, так сказать – технологию обмана.

Фальсификация истории – это всегда недобросовестная манипуляция с историческими

источниками, грубое нарушение принятых в исторической науке «правил игры». Украинские

фальсификаторы истории, как и их советские предшественники, нарушают как минимум два

фундаментальных принципа использования свидетельств исторических источников.

Во-первых, источники должны быть синхронны историческому событию, которое они освещают.

Я не знаю, какое образование получил Александр Палий. Но студентов-историков на занятиях

по источниковедению учат привлекать свидетельства (те же летописи, к примеру) как можно

более близкие к тому времени, когда произошло историческое событие.

Поскольку Древнерусское государство возникло в IX веке (первое упоминание в 839 году), то

и источники должны быть IX–X веков, в крайнем случае: XI го – начала XII го. Более поздние

источники могут привлекаться только в особых случаях. И только тогда, когда они не

противоречат синхронным свидетельствам.

Александр Палий вслед за советскими историками (с которыми он якобы спорит) обильно

цитируют поздние древнерусские летописи, где словом «Русь» обозначена не только вся страна

в целом, но и, кроме того, отдельно взятый столичный регион Киевской Руси. В ранних

летописях такой двузначности нет. И в летописном «Начальном своде» (1093 год) и в

«Повести временных лет» (1113 год), «Русская земля» – это вся страна от Киева до Новгорода

и от Галича до Ярославля. Узкого территориального значения – Киев с окрестностями – первые

русские летописцы не знали вообще.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на отметки годов, которыми снабжают

свои цитаты из поздних летописей Палий, Толочко, Рыбаков, Насонов, Грушевский и другие

советские и украинские фальсификаторы истории: 1146-й, 1149-й, 1151-й, 1154-й и так далее,

вплоть до 1415 года. И это притом, что упоминание о каганате росов содержится в летописи

«Анналы Сен-Бертинского монастыря» (или кратко: «Бертинские анналы») под 839 годом.

Разница в триста лет. Это наглядный показатель масштаба фальсификации.

Свой утомительный перечень цитат из поздних летописей Александр Палий заканчивает

патетическим восклицанием: «^ Таких упоминаний в летописях очень много, и каждый читатель

при желании может легко найти ещё пару сотен». Я рекомендую «каждому читателю» открыть

«Повесть временных лет» и попытаться найти хотя бы одно «такое упоминание». Их нет.

Вообще нет. Ни одного!

Никакой «околокиевской Руси» в древнерусской Начальной летописи (1093–1113 годы) не

обнаруживается. Традиция называть столичный округ именем всей страны имеет позднее

происхождение. И не только на Руси. Во Франции район Парижа именуется Иль де Франс,

в переводе: «Остров Франция». Но это не значит, что именно отсюда Франция начиналась.

Коренные земли франков – Франкония – расположены в центре Германии.

Лишь после того, как новгородский князь Олег около 900 года (летописная дата: 882 год)

захватил Киев и объявил его метрополией («матерью городов»), великокняжеский домен

(столичный округ) получил название «Русь» в географически узком смысле. Точно так же

политический центр Французского королевства в позднем средневековье получил название

«Иль де Франс».

О том, где на самом деле располагалась исконная территория Руси «Повесть временных лет»

рассказывает предельно конкретно. Первый русский князь Рюрик пришел сначала в город

Ладога, а затем построил Новгород и подчинил себе города Полоцк, Изборск, Белоозеро,

Ростов Великий и Муром. Впоследствии его преемник Олег взял под контроль Смоленск,

Любечь и Киев.

Не только русские летописи, но и синхронные иноязычные источники, а так же данные

археологических исследований, свидетельствуют о том, что исходной территорией, на которой

начала формироваться Древнерусская культура и государственность являются низовья реки

Волхов недалеко от впадения в Ладожское озеро. Это место, где в 750-х годах возникло

поселение Старая Ладога и чуть позднее начал функционировать первый в Восточной Европе

могильник «Плакун» с династическим обрядом погребения в корабле. Такой обряд детально

описал в 922 году арабский дипломат Ибн Фадлан в очерке «Похороны знатного руса»,

фрагменте отчёта о дипломатической миссии в Волжскую Булгарию.

А хазарскую крепость Самбат (по-тюркски «верхний город») со славянским названием Киев

русы захватили только через сто лет. Но и после этого Киев не вошел в состав Древнерусского

государства. Ввиду политического (и, возможно, религиозного – христианского) сепаратизма

Аскольда и Дира. Об этом свидетельствует не только Начальная летопись, но и полное

отсутствие экономических контактов Среднего Поднепровья с остальной частью страны.

Экономику Древней Руси с момента возникновения государства характеризует обращение

арабских серебренных монет – дирхемов. Анализ распределения многочисленных кладов

«первого и второго периодов обращения дирхема (786–900 годы)» показывает, что Киев и всё

е Среднее Поднепровье находились далеко за пределами территории страны. А Старая Ладога

(клады 786, 808, 847 годов), окрестности Новгорода (клады 811, 861, 867 годов), Ростова

Великого в Подмосковье (клады 813, 815, 820 годов) и даже самой Москвы (клад 850 года)

входили в состав Руси изначально.

Этот вывод особенно не нравится киевским фальсификаторам истории. Однако, полное

отсутствие экономических связей ранее 900 года между Киевом и областью обращения

арабского монетного серебра ещё раз подтвердил в серии публикаций выдающийся американский

нумизмат Т. Нунан (Th. Noonan); в том числе в наиболее авторитетном периодическом издании

по украинистике «Harvard Ukrainian Studies» (HUS), статьи: «When did Dirhems First Reach the

Ukraine» в HUS, 1978, № 2; «The Monetary History of Kiev in the Pre-Mongol Period» в HUS, 1987,

№ 11; «Fluctuations in Islamic Trade with Eastern Europe during the Viking Aga» в HUS, 1992, № 16.

Мало того, само существование Киева как торгово-ремесленного поселения городского типа в

то время не подтверждается источниками. По мнению американца Дж. Калмера, обобщившего

имеющиеся данные археологии, Киев превращается в полноценный город лишь в 880-х годах.

А в целом, данное столетие – один из наименее интересных периодов в истории этой издавна

заселённой местности (J. Callmer «The Archaeology of Kiev to the End of the Earliest Urban Phase»

в журнале «Harvard Ukrainian Studies» 1987, № 11).

Я намеренно указал только публикации из наиболее авторитетного в западной украинистике

научного журнала – «Harvard Ukrainian Studies» – издания Украинского института Гарвардского

университета.

Вообще создаётся впечатление, что украинские историки в вопросах трактовки раннего периода

существования Древнерусского государства противостоят всему мировому научному сообществу.

В качестве показательного примера можно сослаться на трогательное единство мнений

американских и европейских ученых по вопросу о возрасте городища на Старокиевской горе.

И те, и другие уличают киевских археологов в заведомо ложной датировке находок с целью

искусственно завысить возраст Киева; смотрите статьи:

Mezentzew W. The Emergence of the Podil and the Genesis of the City of Kiev: Problems of Dating в

«Harvard Ukrainian Studies», 1986, № 10;

Мюлле Эдуард (Мюнстерский университет) «К вопросу о начале Киева» в московском журнале

«Вопросы истории», 1989, № 4;

Цукерман К. «Два этапа формирования Древнерусского государства» в киевском журнале

«Археологія», 2003, № 1.

И уж прежде чем рассуждать имеет или нет нынешняя Россия «какое-то отношение к истории

Киевской Руси» Александру полезно было бы вспомнить летописную географию самой этой

Руси. В «Повести временных лет» при описании событий IX-го века – первого века русской

истории, – упоминается всего лишь 10 древнерусских городов. Все они существуют и в наше

время, и их нетрудно найти на карте. Семь из них (Старая Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро,

Ростов Великий, Муром, Смоленск) расположены в нынешней Российской Федерации, один

(Полоцк) – в Белоруссии, и два (Любечь и Киев) – на Украине.

Фальсификаторы Древнерусской истории очень любят обрушивать на читателя длинный

перечень цитат из поздних летописей, начиная с 1146 года, где Русью именуются окрестности

Киева. Это чрезвычайно эффективный прием манипуляции сознанием непосвященного человека.

Чтобы снять лапшу с ушей нужно просто поинтересоваться что называлось Русью до 1146 года

Вот как выглядел бы перечень свидетельств о географии Древней Руси, если бы Александр Палий

и ему подобные интересовались действительным положением вещей, а не занимались

примитивной националистической пропагандой.

К самому началу IX века восходят сведения о торговле между арабами и русами в арабских

текстах – «Записке Анонима» (написан около 860 года) и трактате Ибн Хордадбега (около

680 года). Позднее о русско-арабской экономических связях восточные источники сообщают

много и регулярно.

Русы арабо-персидских сочинений (хроник, географических трактатов, дипломатических

отчетов) – это торговцы, привозящие товары европейского происхождения (пушнину, рабов,

воск, мёд, мечи) и принимающие в качестве платёжного средства исключительно чеканенную

серебренную монету (данные арабского географа Гардизи).

О масштабах международной торговли с Востоком свидетельствуют клады арабских серебреных

монет – дирхемов. Отдельные монеты, найденные на поселениях и в могилах, могут

принадлежать дипломатам и воинам. А вот дирхемы, динарии и солиды, накопленные в составе

кладов, отражают именно торговые, а не дипломатические или военные, контакты

Древнерусского государства с той или иной страной.

Клады дирхемов концентрируются на территории и в окрестностях особых специализированных

«
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconТема недели: Реализация в регионах задач и поручений Президента Украины...
Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconХристианизация киевской руси и её геополитические перспективы
Киевской Руси господствовало язычество. Но славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иу-даизмом, католицизмом, православием....

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconКиевской Руси?
С именем какого апостола предание связывает посещение территории будущей Киевской Руси?

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconПо следам князей киевской руси
Киевской Руси. Посетив не только столицу Древнерусского государства Киев, но и Чернигов – город-крепость с не менее интересной историей...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconМетодические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных...
Киевской Руси, утвердденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 30 июня 2010 г. №1288-р, направляем методические рекомендации...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    icon-
Ую религию в лето 6496 от смзх (988 год), организованного через Владимира Кровавого, псевдорусского князя, было уничтожено практически...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconПлан мероприятий по подготовке и празднованию в Автономной Республике...
...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconСтены Иерихона – Евромайдана – 01. 2014 упали!
Лавры Патриарх Илья, Глава Византийского Вселенского Патриархата, посвятил Пресвятой Богородице Украину, Россию и Беларусь. Этим...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconСтены Иерихона – Евромайдана – 01. 2014 упали!
Лавры Патриарх Илья, Глава Византийского Вселенского Патриархата, посвятил Пресвятой Богородице Украину, Россию и Беларусь. Этим...

Киевской Руси Написал Подгайный Михаил    iconО праздновании в Черноморском районе 1025-летия крещения
«Вопросы организации и проведения мероприятий по празднованию в Украине 1025-летия крещения Киевской Руси», распоряжением Кабинета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<