153. ДЕЯНИЯ 1
Общие:
Введение: Луки Часть II (1-8).
Это вторая часть от Луки (1), предыдущая книга — Евангелие от Луки (Луки 1:3).
В течение времени между воскресением и вознесением Иисус оставался на земле по двум причинам. Во-первых, Иисус хотел, чтобы Его ученики были уверенны на все сто, что он восстал из мёртвых. Во-вторых, они все еще нуждались в дальнейших инструкциях.
Ст.4 совпадает с Луки 24:49. В идеале, Ев. Луки-Деяния следовало бы изучать как одно целое.
Поскольку Иоанново крещение (5) предполагало только воду, крещение Иисуса добавляет жизненно важный элемент: Святой Дух.
Апостолы спрашивают, не пришло ли время восстановления царства Израилю (6). Хотя Иисус вознесётся чтобы получить царство (Деяния 2:30; см. Луки 19:12), никаких политических изменений внизу на земле происходить не будет.
Иисус напоминает им о важнейшей роли, которую они должны сыграть в Царстве Бога: неся Благую Весть во все народы. Стих 8 — сама суть книги Деяний:
Служение в Иерусалиме (Гл. 2-7).
Служение в Иудее и Самарии (Гл. 8-12).
Служение у язычников (Гл. 13-28). С рассеянием учеников в Главе 8 (см. 11:19), обращением Савла (Глава 9), и обращением Корнилия (Глава 10), путь для миссии среди язычников, которая в действительности начинается с Антиохии, был готов (Первое миссионерское путешествие).
Вознесение (9-11).
Этот ключевой момент происходит на Масличной (Елеонской) горе, возле (однако не в) Вифании. См. ст.12, и также Луки 24:50.
Иисус только теперь вернулся на небеса, откуда он пришёл (Ин. 3:13). Это должно произойти, чтобы ему воссесть на троне (Деяния 2:30) и дать Духа (2:33). См. Ин. 7:39.
Как Иисус вознёсся (в облаках), так он и вернётся.
Молитва (12-14).
Ученики возвращаются с Масличной горы по долине Кедрон в Иерусалим (12). Они поднимаются в верхнюю комнату (13) — возможно, в доме, где они были на Последней вечере с Иисусом.
В молитве участвуют одиннадцать преданных учеников и женщины, которые часто следовали за Иисусом во время Его служения на земле (Лк 8:2) и, что знаменательно, родные Иисуса (14). Наконец-то его братья поверили! (См. Ин. 7:5; Мк. 3:21). Также, заметьте: мужчины и женщины молятся вместе (как и в 1 Кор. 11:4-5); не было запрета женщинам молиться в собрании.
Их молитва подготавливает их к миссии, которая начнётся вскоре (8).
Молитва — основная тема в Луки-Деяниях.
Иуде выбирают замену (15-26).
Пётр обращается к 120-ти (15). Это не означает, что в Галилее не было уверовавших — их было около 500, согласно 1 Кор. 15:6 — но Пётр находится в Иудее.
Апостолы теперь понимают из Писаний, что Мессия должен был быть предан, и что двенадцатый апостол должен быть замещён.
Пояснение в ст.18-29 не обязательно противоречит Матф. 27.
В ст.20, Пётр цитирует мессианский Псалом 68. (См. 68: 8,9,21,22-23,25.) Потом цитирует Псалом 108:8, который в высшей степени применим к Иуде.
На смену должен прийти тот, кто следовал за Иисусом всё время и был свидетелем воскресения (22). См. также 1 Кор. 9:1. В наше время уже нет апостолов, поскольку не осталось никого, кто был свидетелем и видел воскресшего Христа своими глазами (Павел, конечно, является ярким и единственным, исключением).
В ст.26, бросается жребий (обычная ветхозаветная практика, не поддерживаемая под новым заветом, который вступит в силу в следующей главе). См. Левит 16:8; Ис.Нав. 18:6; 1 Царств 14:42; 1 Пар. 24:5; Неем. 10:34; Пр. 16:33. Решение принято не только одним бросанием жребия; группа молится о мудрости.
Матфей становится одним из апостолов, чьё число снова становится 12 (число истинного Израиля, который состоял из двенадцати колен-племён, происходящих от двенадцати сыновей Иакова).
Детальнее:
Относительно ст.3, может возникнуть вопрос: «Сорок дней — это буквально 40 дней?». В Писании мы находим как буквальные числа, так и символические. Что касается числа 40, см. Быт. 7:17; Исх. 16:35; 3 Царств 19:8; Лк. 4:2. Независимо это буквально сорок дней или нет, сорокадневный период для явлений Иисуса и наставлений хорошо вписывается в план повествования Луки и в то, что мы знаем довольно хорошо о хронологии тех событий.
По ст.8: «до края земли» в В.З. относилось к язычникам — тем, кто жил за пределами Израиля. См. Второзак. 28:49; Пс. 2:8; Ис. 5:26; Иер. 10:13; Зах. 9:10; Мф. 12:42 и т.д. Вторая значительная фраза «дальние» или «далеко» (Дн. 2:39; 22:21; Еф. 2:13,17).
Детальнее разбор Деяний вы можете найти в моём Обзоре Н.З. в кн. «Вера, расправляющая паруса».
Вопросы к размышлению:
Убеждают ли меня «многие верные доказательства», которые у нас есть об Иисусе, о его Слове и его Царстве? Убеждают настолько, чтобы я убеждал других?
В своем личном служении я тороплюсь или ожидаю времени, определённого Богом?
Я молюсь постоянно (1:14 — и в 1 Фессалоникийцам 5:17 - «непрестанно»)?
^
Общие:
Пятидесятница: Дух дан и Церковь основана.
Пятидесятница — Ветхозаветное празднование жатвы (Исх. 23:16; Лев. 23:15-19). Это было одно из трёх обязательных празднований в году, когда от мужчин в обязательном порядке требовалось посетить Иерусалим. Вот почему в Иерусалиме собралось столько народу.
Этот день — настоящая жатва, кульминация нескольких лет служения Иисуса, его двенадцати, семидесяти двух и остальных учеников. Заметьте, что большинство из собравшихся знают об Иисусе (ст.22); они вряд ли «впервые пришедшие». Это — день решения, конец раздумьям и сомнениям.
Пятидесятница — это Вавилон наоборот (См. Быт. 11:1-9.)
Языки сводят людей воедино, а не рассеивают их.
Все народы соединяются во Христе — барьеры и враждебность разрушены.
Это не тот случай, когда человек создаёт структуру к своей славе, но Господь строит нечто Себе во славу.
Чудесные знамения указывают на то, что Бог совершает нечто грандиозное: настали последние дни (1-13).
Пётр проповедует Благую Весть (14-36). Тут непонятно, насколько широко остальные одиннадцать охватывают своей проповедью вместе с ним. Петр — уже другой, изменившийся человек с Лк. 22:54-62!
Как Иоиль и предсказывал (Иоиль 2:28 и далее): настали последние дни (14-21).
Время Израиля, как избранного народа, завершилось.
Событиям сопутствуют небесные знамения (однако не буквальные), также излитие Духа, который приводит к возвращению пророческого дара.
Мы распяли Мессию, хотя Его чудеса и слова доказывали, что Он — Христос (22-23).
Иисус умер согласно Божьему плану и предвидению (на божественном уровне).
В то же время мы ответственны за его смерть (на человеческом уровне).
Сомнительно, что все паломники в толпе, непосредственно требовали смерти Иисуса; но поскольку все согрешили, то виновны в любом случае.
Но Бог воскресил Иисуса из мёртвых (24-32).
Это произошло во исполнение Писания (здесь Пётр цитирует Пс. 15, псалом о воскресении).
Давид свидетельствует о Христе.
Давид пророчествовал об одном из своих потомков, который будет ему Господом (Пс. 109; Пс. 2; 2-е Царств 7:14 и т.д.).
В то время как Давид остался мёртвым, Сын Давида воскрес из мёртвых. Могила Давида до сих пор занята; могила Христа — пуста!
Апостолы — очевидцы; они видели воскресшего Иисуса!
Иисус не только прошел через смерть, погребение и воскресенье, но и был вознесен ( с 33 и далее).
Поскольку он вернулся на небеса, он излил Дух на народ Божий.
Что было недоступно в ветхозаветные времена — или, что было привилегией очень немногих — стало частью всех, кто верит. Писания исполнились (Исайя 44:3 и т.п.).
Завершение проповеди Петра (которая заканчивается в ст.36): Бог сделал Иисуса Христом, а вы его распяли. Это последние слова предложения в греческом оригинале. Ударение на распятии. Они связаны и усиливают реакцию в ст.37.
Детальнее:
В одной верхней комнате (горнице) уместились все 120 из 1 гл? Похоже, что нет. Группа состоит из 12 апостолов, каждый из которых галилеянин (7).
Какими языками говорили в ст.6-11?
Юго-Восточная Азия
Парфяне, Мидяне, Еламиты – народы с востока. Последние 150 лет найдены многие древние манускрипты на языках этих народов.
Жители Месопотамии – район современного Ирака, шумерский язык.
Жители Иудеи (Израиля) – диалекты арамейского и еврейского языков.
Малая Азия.
Каппадокия, Понт – преобладал греческий, но также было много местных языков.
Провинция Азия – часть малой Азии, хеттский язык помимо греческого.
Фригия и Памфилия – в каждой провинции говорили на своем собственном языке.
Африка.
Жители Египта – египтяне 1-го века говорили на коптском, который впоследствии разделился на 3 или 4 самостоятельных диалекта.
Части Ливии, прилежащие к Киринее – извините, я не представляю, на каком языке говорили на севере Африки.
Европа.
Из Рима – в "вечном городе" говорили на латыни.
Средиземноморье.
Критяне – говорили не древнекритском (обнаружены два типа диалектов А и Б).
Все языки принадлежали человеческой расе. Нет никакого намека на "ангельский язык".
Ст.20 не говорит о затмении. Если вы посмотрите ссылки на потемнение солнца, падение звезд и т.д. в В.З., вы увидите – это только поэтические сравнения. Обычно это применялось к описанию национальных разрушений или суда над народом.
Цитируя Иоиля, Пётр утверждает, что настал День Господень (16-17). Или нет? Из текста не ясно.
Аналогично астрономическим колебаниям выше, День Господень означает суд над народом. В В.З. чаще это был суд над Израилем, хотя иногда это были и другие народы.
В последний день также наступит ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ - суд над всеми народами, в последний раз.
^
Вы знакомы с ветхозаветным основанием (праздником седмиц, или по-другому, Пятидесятницей)? Вы видите связь между ветхозаветными жертвами и приношениями и их аналогами в новом завете?
Я смогу кратко изложить проповедь Благой вести Петра из Деяний 2 гл, не пропуская основных цитат В.З. в начальной части его речи? Или я обратил внимание лишь на несколько любимых стихов, не увидев цельную картину?
Если я заявляю, что я — христианин Нового Завета и хочу знать только его. Как мне быть уверенным, что моя вера и понимание действительно лежит на основании Слова Бога из первых 39-ти книг Библии (В.З.)?
^
Общие:
Проповедь Петра (14-36) убедила народ, что на делах Иисуса: земном служении, смерти, погребении, воскрешении, вознесении и излитии Духа была рука Божья. Теперь люди отреагировали (с 37 и далее).
Глубоко тронутые осознанием своей вины за смерть Мессии, собравшиеся спрашивают, что же им делать (37).
Пётр объясняет тем, кто поверил его речи, что они должны покаяться и быть погружёнными. Тут нет ничего в этих делах, чтобы заработать спасение; но лишь только во имя Иисуса они получают прощение и Святой Дух (38).
Обещание (39) как для будущего поколения («детей ваших»), так и для язычников («всем дальним»).
Пётр продолжает призывать их спасаться от их развращённого поколения, которое уведёт их от Бога (40).
Тысячи людей крестятся (41).
Как это обычно в Библии (напр. Исх. 12:37; Матфея 14:21; Деяния 4:4), это округленное число включает только мужчин, достигших совершеннолетия.
В Н.З, есть ещё только один отрывок, где даётся приблизительная цифра «членства» церкви: Деяния 4:4. Хотя церковь энергично росла, не было одержимости подсчётами.
Вот так образовалось ядро нового христианского общества, церкви.
Члены церкви живут по вере (42-47).
Они преданы учению апостолов, которые сами были наставлены Иисусом во всём, что нужно знать христианам.
Они преданы друг другу.
Они преданы Вечере Господней. В ранней церкви такой ужин устраивался каждую неделю (если не чаще).
Они преданы молитве.
Есть общее чувство благоговения, особенно когда совершались чудеса (хотя и только апостолами).
Присутствовала и щедрость души, проявляемая в том, что члены делились с нуждающимися. К тому же, их радость и простота сердца были очевидны для всего народа.
Церковь продолжает расти (ст.47; см. 4:4; 9:31; 16:5; 21:20 и т.д.).
Детальнее:
Относительно глагола «покаяться» (38): метáнойа (греч.) – буквально означает менять мнение или мышление. Похоже на В.З. слово^ (от глагола шу) «поворачиваться». В 400 году Иероним перевел на латынь Библию, эта фраза стала звучать так: "Paenitentiam, inquit, agite, et baptizetur unusquisque vestrum in nominee Iesus Christ". (Но Петр ответил им, "Искупите ваши грехи и пусть каждый из вас крестится во имя Иисуса Христа"). Такой перевод привел к епитимьи (расплате за грехи), мы должны понести наказание за грех, чтобы Бог опять принял нас. С другой стороны, сегодня распространено мнение, что покаяние означает просто сожаление. Мы все знаем, что сожалеть или попросить прощения гораздо легче, чем совершить полный разворот в своем мышлении, словах и поступках в результате покаяния. Бог ожидает, что мы будем идти по дороге, а не просто говорить слова. Библейское покаяние это ни добрые дела, как кажется на первый взгляд, ни эмоциональное состояние, что приводит нас к Кресту. Это скорее решение человека, решение сделать Иисуса Господом.
Некоторые читатели, поверхностно знающие греческий и не желающие принять то, что ясно вытекает из ст.38, убеждают, что эйс (38) не означает для [прощения грехов], а из-за [прощения грехов]. Для хорошего перевода, необходимо использовать грамматический и исторический контекст. В данном случае точно такая же фраза используется в Матфея 26:28, где Иисус говорит, что проливает свою кровь для прощения грехов. Было бы странным проливать кровь, из-за того, что грехи уже прощены.
Вопросы к размышлению:
Я покаялся и был крещён? (Было ли моё обращение ко Христу библейским?)
Я понимаю, что церковь — это идея Иисуса (Матфея 16:18 и т.п.), что она началась с приходом Святого Духа, и является жизненно важной частью Божьего плана для моего духовного роста?
Я делаю всё возможное, чтобы сделать церковь такой, как мы видим ее в Деяниях 2:42-47?
156. ДЕЯНИЯ 3
Общие:
Церковь началась (2 гл) вероятно в мае 30 года. Теперь мы перескакиваем (дни, недели, месяцы, несколько лет?) к проповеди, произнесённой в результате поразительного исцеления.
Пётр идёт в Храм на молитву, в один из установленных для этого часов — в 3 часа дня (с 1 и далее).
Вывод: ранняя церковь была всё ещё тесно связана с Храмом и его расписанием, не говоря уже о кошерных законах (см. Деяния 10 и 15).
Также возможно, что Пётр идёт в это время в Храм, поскольку он сможет пообщаться со многими, кто ищет Бога.
Нищий ожидает денег, но получает нечто, что за деньги никогда не смог бы купить (с 3 и далее). Исцеление не частичное или фиктивное, как в случае с современными целителями веры; исцеление полное и не вызывает никаких сомнений.
Исцелившись, этот человек становится большим "рекламным щитом" для Христа (с 8 и далее).
Собирается толпа, и Пётр использует ситуацию, чтобы проповедовать (с 11 и далее).
Пётр отрицает, что в чуде есть его заслуга (12). Слава принадлежит Иисусу (13,16).
Иерусалимские евреи (13-15) и, особенно, иудейские предводители (17), несут ответственность за распятие. Парадокс, но они «убили Владыку жизни» (15).
Страдания и смерть Мессии предсказаны в В.З.
Должная реакция: покаяние (19).
Это необходимое условие для прощения (19).
Более того, оно необходимо, если Иисус прийти с небес (20).
Это может относиться к принятию нами Духа (когда Иисус входит в наши сердца при крещении).
Это может также относиться ко второму пришествию Христа, на которое влияет наше покаяние. См. 2 Петр. 3:9-12.
Второзаконие 18 был ключевым текстом в ранней христианской апологетике – защите веры (22 и далее). Этот отрывок предсказывает о Мессии, и утверждает, что те, кто отвергнет его, сами будут отвержены и не будут народом Бога.
Наконец, покаяние — это благословение (26; также 11:18). Мир же (и мирская религия) считает его проклятием, утверждая, что чувство удовлетворения приходит от жизни для себя. Но, истина совершенно другая!
Эта глава открывает нам окно в проповедь ранней церкви с её акцентом на исполнении Иисусом пророчества, и доктринами покаяния и прощения.
|