Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме




Скачать 39.72 Kb.
НазваниеТело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме
Дата публикации26.07.2013
Размер39.72 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
Папа БЕНЕДИКТ XVI
ТЕЛО ХРИСТОВО

Мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме
Если мы войдем в богатый историей1 храм Св. Климента в Риме из внутреннего дворика, который своим перистилем и фонтаном в центре напоминает нам об устройстве древнего римского дома, перед нами сразу же предстанет огромная мозаика абсиды с ее золотым фоном и сверкающими красками. Наш взгляд остановится на изображении Христа в центре этой ниши. Христос преклонил главу и предал дух Свой в руки Отца. Великий мир исходит от Его лица и всей фигуры. Если бы мы стали искать названия для этого изображения Распятого, нам на ум сразу же пришли бы такие слова, как примирение и мир. Страдание преодолено. Ничего похожего на гнев, горечь или обвинение не заключено в этом образе. Здесь зрительную реальность обрели библейские слова о любви, которая сильнее смерти. Смерть – не главное в том, что мы видим. Мы видим любовь, которую смерть не сравняла с прахом, но которая через смерть поднялась выше, чем когда-нибудь прежде. Земная жизнь угасла, но любовь не перестает. Так Воскресение уже сияет сквозь сцену Распятия.

Если мы помедлим перед мозаикой, мы заметим, что этот Крест в действительности представляет собой дерево, у корней которого бьют четыре водных источника, и олени утоляют из них свою жажду. «Как лань стремится к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Господи! Жаждет душа моя Бога…» (Пс.41,2-3). Дерево, растущее у живых вод, приносит плоды. Мы видим, что богато раскинутые ветви, наполняющие всю ширину изображения, - не просто орнамент. Это огромная виноградная лоза, чьи ветви растут из основания и перекладин Крестного Древа. Они распространяются по всему миру круговыми движениями, вбирая его в себя. Сам мир становится одним огромным виноградником. Между побегами лозы и в их спиралях движется вся полнота исторической жизни. Труды пастухов, земледельцев и монахов, всевозможные животные и люди, все цветное многообразие существования мы найдем здесь: оно передано в образах, полных фантазии и joie de vivre .

Но это еще не все. Крест раскинут не только в ширину. У него есть своя высота и своя глубина. Начнем с высоты. Сверху, из тайны Божественного протянута рука Отца. Так в изображение входит движение. С одной стороны, Божественная длань является, как бы опуская Крест с высот вечности, чтобы принести в мир жизнь и примирение. Но в то же время она и поднимает все, что изображено, вверх. Сошествие Божьей милости превращает все древо со всеми его ветвями в Вознесение Сына, в направленную вверх динамику Его любви. Мир движется от Креста вверх, к свободе и шири Божьих обетований. Крест творит новую динамику: вечное, тщетное кружение вокруг одного и того же, бессмысленное круговое движение вечного повторения взорвано. Нисходящий с высот Крест есть одновременно закинутая рыболовная снасть Бога, на которой Он поднимает весь мир в высоту. Теперь уже не движение по кругу, но восхождение становится вектором истории и человеческой жизни. Жизнь получила свое назначение: вместе с Христом она идет в руки Бога Живого.

Но теперь мы должны спросить: а правда ли все это? Или это одна из тех неисполнимых утопий, которыми человечество пытается утешить себя от бессмыслицы и тщеты собственной истории? Стоит ли за этим образом какая-то реальность? Возможен ли в действительности мир примиренный, мир, который стал огромным райским садом жизни? Два соображения помогут нам найти ответ. Художник выбрал картину мира как Божьей лозы, растущей из Креста, не без оснований. Он думал о словах Христа: «Я лоза, и вы ветви» (Ин. 15.5). Крест - лоза из углубления мозаичной ниши указывает нам на алтарь, где плоды земли вновь и вновь преображаются в вино любви Господа Христа2. В Евхаристии лоза Христова разрастается во всю широту земли. В своем всемирном прославлении лоза Божья раскидывает свои ветви по всей земле и вовлекает ее жизнь в сотрудничество с Христом. Так образ сам показывает нам путь к реальности; он говорит нам: войди в виноградник Господа. Предай твою жизнь этому святому дереву, которое вечно изнова растет из Креста. Стань сам его ветвью. Храни свою жизнь в том примирении, которое исходит от Христа, и дай Ему влечь тебя вверх.

Когда создавалась мозаика Св. Климента, еще не было учреждено праздника Тела Христова. Но смысл этого дня чудесным образом представлен здесь. Ибо эта мозаика показывает нам, как Евхаристия охватывает весь мир и преображает его. Евхаристия принадлежит не только храму и замкнутому сообществу людей. Весь мир должен стать евхаристичным, он должен жить в винограднике Бога. Ибо вот что такое Тело Христово: это значит совершать Евхаристию вселенски, космически, вынести ее на наши улицы и площади, так чтобы мир, от плодов новой лозы, мог принять исцеление и примирение через Древо Жизни Креста Господня.

В этом смысле мы празднуем этот день. Его ход – как громкий вопль к Богу Живому: Исполни Твои обетования! Пусть лоза Твоя распространится по всей земле и сделает ее местом жизни в примирении для всех нас. Очисти этот отравленный мир водами жизни, вином Твоей любви. Не дай земле сотрясаться от ненависти и человеческого посягательства на всеведение и всесилие. Ты сам, Господи, - наше новое небо, небо в котором Бог стал человеком. Подай нам и новую землю, на которой мы, люди, станем Твоими ветвями, ветвями Древа Жизни, питающегося водами Твоей любви и принятого в Твое восхождение к Отцу, в Ком едином – то истинное движение вперед, которого мы все ждем.
Из книги: Images of Hope by Joseph Cardinal Ratzinger (Pope Benedict XYI). Ignatius Press, San Francisco. (Перевод О.Седаковой).


1 Для наследников кирилло-мефодиевской традиции важнейшим моментом в его истории является тот день, когда в этом римском храме была утверждена славянская литургия (литургия в переводе на древнеславянский язык, выполненном Солунскими братьями). Здесь, в храме Св.Климента покоится Равноапостольный Кирилл, учитель славянский. Одна из капелл храма посвящена первому тысячелетию неразделенной Церкви. Здесь молятся о христианском единстве (прим. перев.).

2 Имеется в виду литургическое пресуществление Св.Даров (прим.перев.).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconЭкскурсионный тур: «Вьетнамская мозаика»
Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы первого университета Вьетнама, посещение Пагоды на одном столбе, площади...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconВьетнамская мозаика
Размещение. Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы первого университета Вьетнама, посещение Пагоды на одном столбе,...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconВьетнамская мозаика
Размещение. Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы первого университета Вьетнама, посещение Пагоды на одном столбе,...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconВьетнамская мозаика ханой-халонг-хюэ-хойан-нячанг-хошимин- дельта меконг
Обзорная экскурсия по Ханою с посещением Храма Литературы первого университета Вьетнама, посещение Пагоды на одном столбе, площади...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconКонспект урока. Тема «Рождество Христово»
Оборудование: икона «Рождество Христово», иллюстрации, аудиозапись в исп. Юлии Юрик «В яслях среди ягняток», коробка-посылка, «волшебная...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconПлоды учебы в Риме – моровая эпидемия
Риме. Студенты осознают, что если бы приняли это, то упадут в один из тяжких грехов и потеряют веру

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме icon«Тело это являемая жизнь души. Душа есть воспринимаемая жизнь тела.» Карл Густав Юнг
Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь — значит живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела и я существую как тело. Лишь в...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме icon«Тело это являемая жизнь души. Душа есть воспринимаемая жизнь тела.» Карл Густав Юнг
Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь — значит живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела и я существую как тело. Лишь в...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме icon«Тело это являемая жизнь души. Душа есть воспринимаемая жизнь тела.» Карл Густав Юнг
Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь — значит живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела и я существую как тело. Лишь в...

Тело христово мозаика в абсиде храма св. Климента в Риме iconРим Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март 5, 7, 12, 19, 26 5, 10, 12, 17, 19, 24, 26
Вылет из Киева 10-00. Прибытие в Рим 11-55. Трансфер в отель. Поселение в отеле в Риме. Свободное время в Риме

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<