Скачать 222.2 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНОПостановление Верховной РадыАвтономной Республики КрымПРОГРАММАразвития промышленного комплексаАвтономной Республики Крым на 2008–2011 годыРАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯПрограмма развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым на 2008–2011 годы (далее – Программа) разработана в целях реализации задач третьего этапа Государственной программы развития промышленности на 2003–2011 годы, одобренной Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июля 2003 года № 1174, Стратегии экономического и социального развития Украины "Путем европейской интеграции" на 2004–2015 годы, одобренной Указом Президента Украины от 28 апреля 2004 года № 493/2004, Стратегии развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2015 года, утвержденной Постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 24 июля 2007 года № 467, Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа 2007 года № 1067. Необходимость разработки Программы обусловлена завершением выполнения Программы развития промышленности в Автономной Республике Крым до 2007 года, разработанной во исполнение второго этапа Государственной программы развития промышленности на 2003–2011 годы и утвержденной Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16 февраля 2005 года № 1197-4/05. Программа, как основной системный документ, определяет задачи промышленной политики в Автономной Республике Крым на 2008–2011 годы. Базовыми показателями для расчетов приняты результаты выполнения за 2007 год Программы развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2007 года. ^ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ДО 2007 ГОДА Программа развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2007 года за счет технического перевооружения и реконструкции промышленных предприятий позволила создать условия хозяйствующим субъектам для реализации стратегии экономического развития и улучшения уровня жизни населения республики. По итогам работы промышленности за 2004–2007 годы темпы роста промышленного производства в целом существенно опередили прогнозные значения (табл. 1). Индекс промышленного производства по отношению к базовому 2003 году в 2007 году составил 168,2 %, что на 20,8 % выше прогнозных значений. Среднегодовые темпы роста за прошедшие 4 года составили 117 % при прогнозируемых 106–108 %. По итогам 2007 года по темпам прироста объемов промышленного производства республика заняла 10 место среди регионов Украины. Объем реализации промышленной продукции в 2007 году достиг 9554,4 млн. грн., при прогнозном показателе 6131,2 млн. грн. Индекс продуктивности труда в промышленности в 2007 году по отношению к 2003 году составил 184,2 %. Таблица 1 Показатели объемов производства и реализации продукции промышленных предприятий в Автономной Республике Крым
Примечание: данные приведены по промышленным предприятиям, участвующим в формировании индекса объемов производства. При положительной в целом динамике развития промышленности, наблюдавшейся в период 2004–2007 годов, для темпов роста производства характерна неравномерность как в целом по промышленности, так и отдельных ее отраслей. По итогам работы за 2004–2006 годы не вышла на прогонозный показатель индекса роста объемов производства легкая промышленность. В течение 2003–2005 годов в отрасли произошли структурные изменения, сложилась тенденция перехода предприятий в малый и средний бизнес. Отставание от прогнозного показателя допущено и в добывающей отрасли за счет снижения темпов роста объемов продукции подотрасли "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых", произошедшей в связи выработкой продуктивных горизонтов действующих газоконденсатных и нефтяных месторождений. За время реализации Программы развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2007 года в структуре реализации объемов промышленной продукции произошли некоторые изменения. Рисунок 1 Структура объема реализации промышленной продукции по видам экономической деятельности за 2003–2007 годы ![]() Весомое влияние на показатель общереспубликанского объема реализованной промышленной продукции оказывают подотрасли: производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (удельный вес – свыше 30 %), химическая и нефтехимическая промышленность (удельный вес – порядка 20 %), машиностроение (удельный вес – свыше 11 %). Надо отметить, что в 2004–2007 годах ситуация в машиностроении и химическом и нефтехимическом производстве стабилизировалась. Существенно возросло влияние отрасли производство и распределение электроэнергии, газа и воды: удельный вес в 2003 году составлял 15 %, по итогам работы 2007 года – 22 %. Вместе с тем доля подотрасли производство пищевых продуктов, напитков снизилась за этот период на 7 %. Надо отметить, что при приросте производства в промышленности большое внимание уделяется энергосберегающим и природоохранным мероприятиям. Так, только общие затраты на выполнение природоохранных мероприятий на ОАО "Крымский содовый завод" за 2007 год составили порядка 3,2 млн. грн., на ЗАО "Крымский "ТИТАН" – 18,7 млн. грн., на ОАО "Бром" – 0,6 млн. грн. На предприятиях химической отрасли разработаны и осуществляются комплексные планы мероприятий, направленные на предотвращение, уменьшение последствий вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду. Положительной динамике развития промышленности способствовала реализация мероприятий Программы развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2007 года. Из 74 мероприятий программы полностью выполнено 58, в стадии выполнения – 8, не выполнено – 8. В добывающей отрасли (п.66) не выполнено обустройство Северо-Казантипского газового месторождения на шельфе Азовского моря в связи с исключением его из плана работы ГАО "Черноморнефтегаз" и внесением работ по обустройству более перспективного Одесского газового месторождения. В перерабатывающей отрасли: не разработана Крымская республиканская программа возрождения табаководства и табачно-ферментационного производства (п. 9) в связи с отсутствием спроса на сырье у отечественных переработчиков; ОАО "Кожобувь" не выполнен ремонт и реконструкция предприятия, так как не ведется производственная деятельность (п. 29); на ОАО "Симферопольский стеклотарный завод" ввод в эксплуатацию III-й стекловаренной печи перенесен на 2009 год (п. 35); ОАО "Сивашский анилинокрасочный завод" находится по постановлению Высшего Хозяйственного суда Украины от 10.10.2006 в процедуре ликвидации (п. 47); ООО "Завод "Фрегат" и ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море" в связи с отсутствием финансовых средств не выполнили запланированные работы (п.п. 53, 60); ОАО "Ялтинский рыбокомбинат" не провело реконструкцию предприятия и модернизацию технологического оборудования (п. 62) из-за перевода предприятия в промышленную зону. Еще не стала приоритетной экологическая составляющая развития промышленного комплекса: системы очистки газов, применяемые в технологии, не позволили исключить случаи загрязнения атмосферного воздуха выше ПДК по таким ингредиентам как хлористый и фтористый водород, аммиак, оксид углерода, диоксид азота. Особенно остро стоит проблема переработки и утилизации отходов промышленного производства на ЗАО "Крымский ТИТАН", ОАО "Крымский содовый завод", Сакском государственном химическом заводе. В целом на показатели работы промышленности повлиял и ряд объективных экономических факторов – рост валовых затрат вследствие повышения стоимости энергоносителей, железнодорожных тарифов на перевозку грузов, увеличение заработной платы. Одним из негативных факторов является невозврат значительных сумм НДС экспортерам, особенно это относится к предприятиям химической и нефтехимической отрасли, а также машиностроения. Проблемным вопросом остается погашение задолженности по заработной плате работникам промышленных предприятий, в первую очередь – работникам предприятий государственной формы собственности, расположенным на территории Автономной Республики Крым. Формирование позитивной динамики в промышленном производстве невозможно без привлечения внутренних и внешних инвестиций, поддержки и развития инновационной деятельности предприятий, направленной на внедрение новых конкурентоспособных технологий производства товаров. С апреля 2006 года в рамках выполнения Программы развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым до 2007 года начата работа по активизации процессов инвестирования в приоритетные направления развития промышленности через механизм удешевления кредитов, приняты нормативные акты, регламентирующие эту работу С целью реализации инвестиционных и инновационных проектов, направленных на коренную реконструкцию и модернизацию производств, внедрение новых технологических процессов и энергосберегающего оборудования в 2006 году компенсационные выплаты в размере 3 млн. грн. произведены 15 промышленным предприятиям, вложения кредитных средств в сферу промышленного производства составили порядка 95 млн. грн. Эффективность использования бюджетных средств: на 1 грн. компенсации в бюджеты всех уровней и целевые фонды поступило в среднем 32,4 грн. В 2007 году финансовая поддержка оказана 17 промышленным предприятиям на сумму 7,5 млн. грн., вложения кредитных средств в сферу промышленного производства – порядка 218 млн. грн., на 1 грн. компенсации в бюджеты всех уровней и целевые фонды поступило в среднем 14,7 грн. Следует отметить, что устойчивая положительная динамика роста объемов промышленного производства в 2004-2007 годах сопровождалась улучшением финансового положения промышленных предприятий. Финансовый результат (сальдо) от обычной деятельности до налогообложения промышленных предприятий в 2007 году составил 456,8 млн. грн., или 68,2 % от республиканского показателя (669,6 млн. грн.), в 2003 году финансовый результат (сальдо) был противоположен – убытки составляли 119,5 млн. грн. при положительном республиканском финансовом результате (сальдо) 51,9 млн. грн. Несмотря на то, что удельный вес убыточных предприятий в промышленности незначительно возрос: 2003 год – 36,8 %; 2007 год – 38,2 %, в 2007 году промышленность получила прибыль в сумме 648,7 млн. грн., или 52,2 % от общереспубликанского показателя. В 2003 году эти показатели составляли 210,4 млн. грн. и 22,9 % соответственно. Промышленные предприятия в 2007 году обеспечили 19,4 % поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, в т. ч. в Госбюджет Украины – 25,1 %. В общем объеме экспорта товаров Автономной Республики Крым доля промышленной продукции в 2007 году составила 88,0 %, импорта – 47,7 %. Объемы экспорта продукции промышленных предприятий за 2007 год составили 407,5 млн. долл. США, что больше уровня 2003 года в 1,4 раза. По импорту промышленные предприятия закупили продукции на 127,4 млн. долл. США, что также больше уровня 2003 года в 1,9 раза. Вместе с тем, положительное сальдо экспорта по отношению к импорту в промышленности за 2007 год составило 280,1 млн. долл. США. Как в экспорте, так и в импорте, весь объем приходится на предприятия обрабатывающей отрасли. Наибольшие объемы продукции в 2007 году на экспорт отправляли предприятия химической промышленности – 64 % от общего объема экспорта промышленных предприятий, предприятия машиностроения – 27,3 % и пищевой промышленности – 4,8 % соответственно. По импорту наибольшие объемы товаров закупали предприятия химической промышленности – 25,3 % от общего объема импорта промышленных предприятий, предприятия машиностроения – 28,7 %, пищевые предприятия – 14,3 % соответственно. За 2004 – 2007 годы повысилась социальная направленность работы промышленных предприятий. Среднемесячная номинальная заработная плата работников промышленного комплекса с 2003 по 2007 год возросла в 2,6 раза (с 526,43 грн. до 1386,18 грн.). Наиболее высокий уровень заработной платы сложился в подотрасли добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (2944,26 грн.), химическом производстве (1624,74 грн.), производстве неметаллической минеральной продукции (1505,03 грн.) и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (1455,62 грн.). ^ Целью Программы является создание условий для ускоренного развития высокопроизводительного научно-технического, производственного и кадрового потенциала промышленности, обеспечивающего рост производства конкурентоспособной продукции и налоговых поступлений в бюджет, внедрение инноваций, экологической составляющей стратегии развития, повышение на этой основе уровня жизни и занятости, экологической и техногенной безопасности населения республики. Основные задачи Программы базируются на положениях третьего этапа Государственной программы развития промышленности на 2003–2011 годы и Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года и предполагают решение комплекса задач как совокупности приоритетных направлений развития промышленности на период 2008–2011 годов: 1. Экономических: ускоренное обновление и модернизация технико-технологической базы промышленного производства с целью увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции, роста поступлений в бюджеты всех уровней, снижения зависимости от импорта и освоения новых сегментов рынков; повышение рентабельности, обеспечение положительных финансовых результатов деятельности предприятий; формирование инновационной структуры промышленности путем интеграции организаций науки и промышленности, малого и среднего бизнеса с целью увеличения доли наукоемких, высокотехнологичных производств, в том числе реализация проектов создания индустриальных (промышленных) парков; содействие широкомасштабному привлечению инвестиций, в том числе иностранных, на основе использования современных финансовых механизмов и повышения инвестиционной привлекательности предприятий, с целью оптимизации дальнейшего развития инфраструктуры промышленного комплекса, в том числе строительство: стеклотарного завода в г. Красноперекопск; цементного завода и завода по производству гипсокартона в Ленинском районе; ветровых электростанций мощностью 300 МВт в Черноморском и Ленинском районах; содействие развитию системы обеспечения качества и сертификации продукции, внедрения предприятиями систем качества с применением международных стандартов; повышение уровня экологической и техногенной безопасности производства на основе применения современных технологий и оборудования, соответствующих международным экологическим стандартам; проведение информационно-рекламных и имиджевых мероприятий, включая организацию выставочно-ярмарочной деятельности предприятий, содействующих увеличению объемов реализации продукции, привлечению инвестиций, развитию межрегиональных и международных связей. 2. Социальных: содействие в формировании и реализации комплексных мер по подготовке, переподготовке и закреплению кадров на предприятиях с целью обеспечения промышленности высоквалифицированными научными, инженерными и рабочими кадрами; поддержка создания и развитие эффективной системы профориентации в целях омоложения кадрового состава предприятий, увеличения числа специалистов, подготовленных в соответствии с текущими и перспективными потребностями производства; поддержка развития специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, в части расширения сфер и повышения эффективности применения труда инвалидов с целью улучшения условий их комплексной реабилитации на промышленных предприятиях; содействие расширению сферы приложения труда за счет создания новых и модернизации действующих рабочих мест и росту уровня оплаты труда в промышленности, обеспечение своевременной выплаты заработной платы; развитие взаимоотношений промышленных предприятий, объединений промышленников, общественности и профсоюзов для успешной реализации задач Программы. 3. Энергоресурсоэффективности, экологической безопасности: содействие внедрению инвестиционных и инновационных проектов с использованием новых энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования; поддержка применения на предприятиях малоотходных ресурсосберегающих технологий и технологий, использующих возобновляемые источники энергии и вторичные энергоресурсы, реализация природоохранных мероприятий; содействие формированию рынка энергосберегающего оборудования и экологических работ и услуг, в том числе поставке на рынок приборов учета и контроля расходования энергоресурсов, средств автоматизации, а также оборудования для охраны окружающей среды с целью снижения промышленностью негативного влияния на окружающую природную среду. ^ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в пределах средств Государственного бюджета Украины и бюджета Автономной Республики Крым, предусмотренных на соответствующий год, средств инвесторов, привлекаемых для реализации конкретных инвестиционных проектов, а также других источников, не запрещенных законодательством Украины. РАЗДЕЛ V ^ Выполнение Программы даст возможность к 2011 году достичь следующих социально-экономических результатов: среднегодовые темпы прироста промышленного производства будут составлять 4,0–9,0 %; объем промышленного производства возрастет более чем на 30 %; объем реализации промышленной продукции составит более 17,7 млрд. грн.; основной прирост промышленного производства будет получен за счет модернизации оборудования, внедрения инновационных, энергоресурсосберегающих технологий, роста производительности труда. ^
Реализация прогнозных показателей Программы позволит к 2011 году улучшить экономические показатели работы предприятий: рентабельность от операционной деятельности составит не менее 10 %; поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 30 % от общереспубликанских сборов; объем экспорта промышленной продукции увеличится более чем на 40 %, импорта – 30 %; реальная заработная плата возрастет не менее чем на 60 %. Прогнозные показатели реализации Программы приведены в Приложении 1. Выполнение намеченных показателей Программы обеспечит: 1. В добывающей промышленности: доведение объемов добычи энергетических материалов к 2011 году за счет освоения Одесского и Безымянного газовых месторождений и Субботинского нефтяного месторождения: • природного газа – до 2092 млн. м. куб.; • газового конденсата – до 71,5 тыс. т; • нефти – до 133,5 тыс. т; прирост объемов добычи неэнергетических материалов (представленных в основном продукцией разработки гравийных и песчаных карьеров) прогнозируется обеспечить за счет внедрения современных технологий и методов изучения, добычи, использования и переработки минерального сырья, в наибольшей степени соответствующих природным и социально-экономическим условиям республики, в том числе с учетом поэтапной ликвидации негативных результатов деятельности на окружающую природную среду (рекультивация нарушенных ранее земель и др.). 2. В перерабатывающей промышленности: 2.1. Производство пищевых продуктов, напитков – за счет увеличения выпуска высококачественных продуктов питания с доведением объемов до научно-обоснованных норм потребления на душу населения и организации высокорентабельного производства конкурентоспособной продукции из экологически чистого и натурального сырья будет произведено: • муки – 154,3 тыс. т; • мяса и субпродуктов первой категории – 78,2 тыс. т; • колбасных изделий – 5,92 тыс. т; • молока обработанного жидкого – 9,47 тыс. т; • масла сливочного – 2,16 тыс. т; • продуктов кисломолочных – 14,5 тыс. т; • масла растительного – 2,26 тыс. т; • хлебобулочных изделий – 65,9 тыс. т; • консервов, всего – 8,98 тыс. т; • вина виноградного – 5633 тыс. далл; • водки, других крепких алкогольных напитков – 5570,6 тыс. далл; • рыбы, всего – 3803 т. 2.2. Химическая и нефтехимическая промышленность – за счет стабильной работы предприятий отрасли и расширения ассортимента выпускаемой продукции планируется увеличить: • двуокиси титана до 110 тыс. т; • серной кислоты (для собственного использования) до 550 тыс. т; • аммофоса до 100 тыс. т; • соды кальцинированной до 730 тыс. т; • жидкого брома до 1,9 тыс. т; • хлоржелеза и бромистых солей до 29,2 тыс. т; • изделий из пластмасс до 57 млн. грн., в том числе за счет внедрения технологий по переработке и использованию вторичного сырья. 2.3. Машиностроение – за счет активного использования рыночной ниши на внутреннем и внешнем рынках и с учетом перспектив реформирования и развития предприятий государственной формы собственности, расположенных на территории республики, планируется увеличить объемы производства: • двигателей и силовых установок гидравлических и пневматических до 55 тыс. шт.; • электроинструментов до 640 тыс. шт.; • сварочных аппаратов до 30 тыс. шт.; • строительство судов до 3 шт. 2.4. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – рост объемов прогнозируется увеличить за счет: • производства кронпробки до 1300 млн. шт.; • посуды металлической эмалированной до 3946 т; • жести до 7100 т. 2.5. Легкая промышленность – за счет стабилизации работы базовых предприятий отрасли, расширения оптовой и фирменной торговли, укрепления маркетинговых служб планируется увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, в том числе: • рабочей одежды – до 180 тыс. шт.; • швейных изделий до 100,1 тыс. шт.; • чулочно-носочных изделий до 6 млн. пар; • галантерейных изделий из кожи до 14 тыс. шт. 2.6. Целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность – за счет повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой полиграфической продукции, в том числе внедрения в производство цифровой печати, приобретения новых офсетных печатных машин и развития производства новых конкурентоспособных видов продукции, в том числе выпуска упаковочной и тарной продукции из тарного картона и гофрокартона. 2.7. Производство прочей неметаллической минеральной продукции –востребованность продукции в условиях перспективной инвестиционно-градостроительной ситуации с учетом обеспечения экологической безопасности предприятий, внедрения высокопроизводительных технологий позволит предприятиям к 2011 году довести выпуск: • стеновых материалов – до 304,4 млн. шт. усл. кирп.; • сборных железобетонных и бетонных изделий – до 205,3 тыс. м. куб. 3. В производстве и распределении электрической энергии: объем производства электрической энергии собственной генерации, который к 2011 году составит 3245,5 млн. кВт.ч за счет строительства и введения в эксплуатацию парогазовой установки – 230 МВт на Симферопольской и Камыш-Бурунской теплоэлектроцентралях; передача, поставка и транзит электрической энергии – 4441,8 млн. кВт.ч за счет строительства, реконструкции и модернизации магистральных линий электропередач напряжением 220-330 кВ и линий электропередач напряжением 0,4-110 кв. Данные мероприятия предусмотрены Государственной программой социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа 2007 года № 1067. ^ ОРГАНИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Программа представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области промышленного развития республики и осуществляемых исполнительными органами государственной власти Автономной Республики Крым совместно с органами местного самоуправления, субъектами хозяйственной деятельности, общественными организациями. Министерство промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса Автономной Республики Крым осуществляет мониторинг и информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым о ходе выполнения Программы. Мероприятия по выполнению Программы приведены в Приложении 2. |
![]() | Программы развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым на 2008–2011 годы | ![]() | О программе развития промышленного комплекса Автономной Республики Крым на 2008–2011 годы |
![]() | Стратегия), Планом реализации первого этапа (2011-2013 годы) Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики... | ![]() | Разработана Концепция развития региональных и локальных кластеров в Автономной Республике Крым. В рамках Программы экономического... |
![]() | Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 декабря 2008 года №1081-5/08 «о программе социально-экономического... | ![]() | Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, утвержденный Постановлением Верховной... |
![]() | Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, устойчивого социально-экономического... | ![]() | Целью Программы является обеспечение эффективного функционирования и развития промышленного комплекса в Автономной Республике Крым... |
![]() | Украины от 21октября 2011 года №244, Стратегией экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы,... | ![]() | Цель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2008–2009 годы (далее – Программа) – обеспечение необходимых экономических... |