И. Г. Джуха "Одиссея мариупольских греков"




НазваниеИ. Г. Джуха "Одиссея мариупольских греков"
страница1/11
Дата публикации13.03.2013
Размер1.92 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
И.Г.Джуха "Одиссея мариупольских греков"

Моим дорогим родителям Таисии Никифоровне
и Георгию Ивановичу посвящаю.


К ЧИТАТЕЛЮ

Переселение греков из Крыма, состоявшего еще под владычеством татарских ханов, в земли, подвластные скипетру России, есть происшествие столь важное, что заслуживает быть сохраненным в летописях со всеми подробностями. Идею эту разделяют сегодня не только жители тех сел Донецкой области, в которых проживают потомки крымских греков, но и многие профессиональные историки.

Именно для того, чтобы подчеркнуть свежесть этой мысли, автор "раскавычил" не ему принадлежащую первую фразу. Стиль, впрочем, выдает, что сказано это не сегодня. Слова эти принадлежат архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу, почти сто пятьдесят лет тому назад написавшему их в одном из своих трудов.

"История заселения моей земли и вообще всех окрестностей любопытна. Мы читаем записки о колонизации Канады, Новой Зеландии, Перу и Колумбии, а допытывался ли кто-нибудь до недавних событий заселения наших былых запорожских земель, нашего азовского поморья, или хоть бы одного здешнего уезда? Это целая поэма во вкусе Купера и Вашингтона Ирвинга". Это уже Г.П. Данилевский ("Беглые в Новороссии"). Роман свой Г.П. Данилевский писал в 1860 году. Тем более трудно сегодня представить, что некогда этот край, именуемый ныне Приазовьем, перенасыщенный индустрией и густой сетью дорог, практически пустовал. Стремительное освоение Приазовья привело к тому, что сегодня на этой территории, пожалуй, не отыскать точки, с которой не были бы видны город или село, завод или ферма, линия электропередач или элеватор. А всего два столетия назад в устье Кальмиуса располагалась единственная приграничная паланка запорожцев, состоявшая из нескольких куреней. После уничтожения правительством свободного казачества по левобережью Днепра земли эти вновь оказались пустыми.

Одними из первых, кто пришел сюда, чтобы навсегда поселиться и обрести здесь новую родину, оказались греки. История их, вновь обретших после недавнего возвращения Мариуполю его "законного имени" исторического названия, на самом деле весьма интересна. Как и во всякой истории, в ней можно обнаружить и немало поучительного. Интерес к ней проявляли многие исследователи. Во всяком случае, картотека названий книг, статей, других материалов, посвященных переселению греков из Крыма в Россию, крымской и приазовской истории мариупольских греков, у автора насчитывает более двухсот названий. Исходя из этого огромного числа, можно было бы не браться еще за одну книгу, если бы не ряд весьма существенных обстоятельств. Дело в том, что подавляющая часть упомянутых книг и статей написана в XVIII, XIX или начале нынешнего века, и это делает их неизвестными и недоступными широкому читателю. Но даже если бы такая книга или статья и попала кому-то в руки, то и в этом случае читатель не смог бы получить полного представления об интересующих его событиях. Каждая из работ о греках освещает проблему лишь с одной какой-то стороны. Есть немало замечательных научных исследований и по быту греков в разные годы их жизни в Крыму и Приазовье, и по языку, и по культуре, и по истории переселения, принадлежащих известным историкам, этнографам, писателям, путешественникам и государственным деятелям. Однако нет такого труда, в котором можно было бы найти ответы на самые основные вопросы, гак часто задаваемые мариупольскими греками. Вот некоторые из них. Когда и почему греки переселились из Крыма в Приазовье? Почему в разных селах сегодня говорят на разных диалектах и даже разных языках? Какова роль во всем этом А.В. Суворова? Наконец, как вообще греки оказались в Крыму?

Необходимость же такого исследования назрела давно. В беседах с жителями греческих сел Донецкой области автору нетрудно было заметить возросший интерес к своей истории. Вместе с тем, хотелось бы отметить крайне низкую, слабую осведомленность жителей греческих сел Приазовья о событиях не только двухвековой давности, но и сравнительно недавнего прошлого. Незнание это, прежде всего, проявляется в утрате истинно греческой национальной культуры, традиций и обычаев, а главное, - родного языка. Для многих мариупольских греков единственным источником информации по всей теме оставались до последнего времени лишь некоторые художественные произведения с весьма отрывочными и нередко неверно освещенными историческими фактами. Наметившийся в последнее время интерес к истории вообще, и к истории собственного народа в частности, не обошел и греческие села Донецкой области. Именно это заставило меня приступить к разработке данной темы.

Хотя главная задача данного исследования виделась мне в установлении основных этапов заселения крымскими греками бывшего Мариупольского уезда (современные Старобешевский, Тельмановский, Волновахский, Володарский, Великоновоселковский и Першотравневый районы Донецкой области), невозможно было пройти мимо крымского периода жизни греков. Этот исторический экскурс вызван следующими соображениями. Во-первых, знакомство с жизнью греков в Крыму, с их сложной и любопытной историей позволит правильнее и полнее понять многие характерные особенности современного греческого населения Донбасса. Особенности эти, несмотря на более чем двухвековое пребывание в новом отечестве, все еще продолжают проявляться в традициях, обычаях, манере поведения, языке и пр. Во-вторых, оглядка в столь далекое прошлое необходима ввиду спорности самого вопроса о "степени родства" греков, переселившихся в Россию в 1778 году, с греками, которые свыше 2.5 тысяч лет назад впервые ступили на берег Крыма. Исследователь истории христианства в Крыму Ф. Харта-хай усматривает такую прямую связь. Однако Т.Н. Чернышева, проанализировав собранные ею материалы по истории мариупольских греков, а также Г.Л. Арш, полагают, что последние вряд ли являются прямыми потомками выходцев из Милета и Афин, т.к. греческое население Крыма постоянно пополнялось за счет новых переселенцев, прежде всего из Малой Азии. Такого же мнения придерживается и В. И. Наулко. Здесь трудно разделить чью-то точку зрения - для этого требуется анализ значительного исторического материала, большая часть которого, вероятно, безвозвратно утеряна.

Необходимо отметить, что греческая эмиграция в Россию, частью которой является переселение греков из Крыма, - процесс длительный, протекавший со значительной интенсивностью в разные времена. Сам факт многократных актов переселения греков в Россию из Греции, Турции, Крыма представляет большой интерес. Один из крупных специалистов по этому вопросу Г.Л. Арш в связи с этим указывает, что '' общность религии и связанное с этим значительное греческие влияние ставили греков в Московском государстве в особое, по сравнению с другими иностранцами, положение".

Одна из самых значительных волн греческой эмиграции в Россию связана с русско-турецкой войной 1768-1774 гг. История этого переселения, а также события, предшествовавшие ему, и составляют предмет данного исследования.

Это событие представляет большой интерес еще и потому, что самыми активными его участниками были такие выдающиеся исторические личности России, как Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, П.А. Румянцев. За переселением внимательно следила императрица Екатерина Вторая.

Основными источниками для написания книги послужили материалы, хранящиеся в библиотеках Москвы, Одессы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Днепропетровска, Симферополя и других городов, а также труды современных ученых нашей страны и Греции.

Часть материала собрана автором непосредственно на месте - в Крыму, в греческих селах Донецкой области, Турции и Греции.

Работая над книгой, автор постоянно ощущал поддержку и получал практическую помощь члена-корреспондента Академии Наук Е.И. Дружининой, многих краеведов Донбасса. Особенно хотелось бы отметить многолетнее плодотворное сотрудничество с С.Т. Темиром, Н.Г. Заходенко, Р.С. Харабадот, В.В. Харабетом. Всем им, а также многим жителям греческих сел Приазовья, помогавшим мне собирать ценные сведения по истории греков, поделившимся семейными воспоминаниями и преданиями, выражаю самую искреннюю благодарность и признательность.

Эта книга не увидела бы свет, если бы не финансовая помощь Союза греческих журналистов, газеты "Эгшстрофи" ("Возвращение"), профессора Аристотелевского университета г. Салоники Костаса Фотиадиса и моего друга Христофора Макарова, проживающего в Греции.

Я глубоко благодарен следующим хозяйствам Донецкой области, оказавшим существенную спонсорскую помощь при издании книги:

· колхозу им. Дзержинского (с. Стыла, Старобешевского района),

· совхозу "Каракубский" (с. Раздольное, Старобешевского района).

Призываю всех читателей обратить на это особое внимание и по достоинству оценить истинно патриотические деяния названных лиц и коллективов.

^ ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ГРЕКИ В ТАВРИДЕ


Первые поселения

Греческая колонизация черноморского берега Крыма началась еще в античные времена и связана с бурным ростом греческих полисов. В поисках лучшей жизни и плодородных незанятых земель ионийские греки (Иония - прибрежная область Малой Азии) - в основном это были выходцы из крупнейшего города Малой Азии Милета - устремлялись к берегам Эвксинского Понта. Так греки именовали Черное море (в переводе - "гостеприимное море"). Важную роль в колонизации Черноморского побережья сыграли жители и других мест Греции и Малой Азии. Большую помощь в выборе мест для будущих колоний, которые выбирались заранее и очень тщательно, оказывал Дельфийский оракул. Жрецы его хорошо были осведомлены о наличии таких районов. Побережье Черного моря в полной мере отвечало требованиям, которые греки предъявляли к местам будущих поселений. Земли здесь были плодородными, удобными для жизни, с надежными источниками питьевой воды и удобными гаванями.

В колонии уходили в основном малоземельные и безземельные жители греческих полисов. Последние при этом освобождались от избыточного населения, прокормить которое становилось все труднее; Отток населения из Греции К. Маркс оценивал как "вынужденную эмиграцию, принимавшую форму периодического основания колоний".

В конце VI в. до н. э. выходцы из Малой Азии основали в Крыму свои первые колонии - Феодосию, Мирмекий, Керкинитиду (Евпаторию), Пантикапей (Керчь), в V в. до н. э. - Херсонес (в районе современного Севастополя). В это же время выходцами с о. Лесбос основаны на Таманском полуострове Фанагория, Кепы, Гермонасса. В некоторых случаях там, где возникали города, еще раньше появлялись небольшие поселения - эмпории (торговые поселения), служившие грекам для торговых операций с местными племенами. Именно на месте одной из ионийских эмпории выходцами из Гераклеи Понтийской и был основан Херсонес.

Это было время величайшего расцвета эллинской науки и культуры. Трагики Софокл и Эврипид, комедиограф Аристофан, историки Геродот и Фукидид, скульпторы Поликлет и Фидий, философы Демокрит, Анаксагор, Левкипп, врач Гиппократ - вот какие имена возвеличивали эту эпоху! Был среди известных философов и современник Геродота, Архелай. Спустя 2.5 тысячи лет такую фамилию можно встретить у мариупольских греков, например, в с. Большая Каракуба (ныне с. Раздольное).

В Приазовье, в устье Дона, в начале III в. до н. э. возник город Танаис, ставший самым северо-восточным пунктом античной колонизации. Севернее, кажется, проникал лишь Геракл, в погоне за керинейской ланью (см. четвертый подвиг Геракла).

Основывались колонии, как частными лицами, так и властями метрополий. В последнем случае назначался ответственный за основание колонии - ойкист. Иногда в честь него давали названия возникавшим колониям. Например, Фанагория названа по имени ее основателя, ойкиста Фанагора.

Города, возникавшие в Крыму, так же как и в Греции, были городами - полисами, т.е. небольшими городами - республиками с рабовладельческим строем. Одновременно с городами, вокруг них, возникали и мелкие поселения сельского типа. Со временем греческие поселения разрастаются за счет новых переселенцев и притока в них местного населения, проживавшего в скифских, меотских поселениях.

Как отмечает крупный специалист по античному искусству М. М. Кобылина, основывая новые города, греки переносили в них и социально-политическую структуру метрополий, свою высокую культуру и искусство, свое миропонимание. В первое время новые колонии в основном представляли аграрно-торговые поселения. Одна из основных их функций состояла в регулярном снабжении Афин, Милета и других городов, государств хлебом, рыбой, рабами и др. Интересно отметить, что хлеб производили не только в поселениях деревенского типа. Сельским хозяйством занимались и жители городов. Многие города имели свою сельскохозяйственную территорию - хору, на которой выращивали хлеб (преимущественно пшеницу и ячмень). Древнегреческий географ Страбон писал, что Херсонес был особенно богат хлебом. Поле, "вспаханное первым попавшим лемехом, давало большой урожай". Жители Херсонеса именовались "георгами" в буквальном смысле этого слова, т.е. земледельцами. Так же, как и в городах самой Греции, в городах Северного Причерноморья укоренился культ Деметры - богини земледелия.

Из метрополий ввозились ткани, оружие, предметы роскоши. Важнейшими статьями импорта являлись вино и оливковое масло. Вино для греков было основным питьем и, разбавленное водой, всегда употреблялось во время еды. Оливковое масло также использовалось в пищу, для освещения (в глиняных светильниках) и для изготовления различных парфюмерных изделий.

Чрезвычайно сильным на Северное Причерноморье было влияние Афин. В Крым приезжали греческие мастера, скульпторы, ввозились готовые произведения искусства. И все же, по сравнению с Грецией, крымские колонии не отличались высоким уровнем, например, культово-общественного зодчества. Многие исследователи отмечают скудость архитектурных памятников в крымских колониях. Наиболее наглядно проявлялось это в отсутствии театров, столь характерных даже для глухой провинции в Греции. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга собраны многочисленные находки украшений и посуды из Крыма, завезенные туда из Греции. Их высокие достоинства, безусловно, свидетельствуют о богатстве греческого населения, состоявшего преимущественно из купцов, которых манил туда хлеб.

Искусство и культура Древней Греции оказывали немалое влияние и на многие местные племена. Возникшее в III в. до н. э. в Крыму Скифское царство со столицей Неаполь (близ современного Симферополя) имело много общего с греческими городами. В Неаполе, помимо скифов и тавров, проживали и греки. В своей "Истории" Геродот рассказывает, что скифский царь Скил предпочитал греческий образ жизни. Он надолго покидал место своего жительства и поселялся в Ольвии - городе на берегу Днепровско-Бугского лимана в роскошном мраморном дворце, соблюдая при этом все эллинские обычаи и совершая жертвоприношения богам. За приверженность греческому образу жизни Скил был убит восставшими против него скифами. Культура и быт местных племен (греки называли их варварами), в свою очередь, оказывали большое влияние на северо-причерноморских греков. Это привело к возникновению здесь своеобразной'греко - варварской культуры, оставившей много замечательных памятников искусства и художественных изделий. При раскопках скифских курганов обнаружено множество выдающихся находок, что свидетельствует о высоком уровне скифской культуры, о знакомстве скифов с греческой мифологией. А один из семи самых известных мудрецов древнего мира - скиф Анахарсис путешествовал по Греции, знакомясь с достижениями ее культуры. Как и царь Скил, Анахарслс был убит своими соплеменниками. Вообще греко - скифские отношения были различными и, как пишет М.В. Агбунов, они "знали и времена мирного добрососедства, и периоды ожесточенной вражды с кровопролитными сражениями".

Несмотря на большой вклад Афин, в колонизации Черноморского побережья все же главную роль сыграл Милет. Этот город, благодаря своему географическому положению, стал центром, связавшим Причерноморье и северную часть Эгейского моря с Восточным Причерноморьем. В Милете процветали ремесло, производство керамики и тканей. Торговые интересы этого города побуждали его жителей искать новые рынки сбыта, что они и делали, плавая по Черному морю. Страбон, подчеркивая важное, значение Милета в колонизации Северного Причерноморья, писал: "Много славных деяний совершил этот город, но величайшее их них - это множество основанных им колоний, потому что весь Эвксинский Понт... был колонизирован милетцами".

В III-II в. до н. э. греческие колонии в Крыму еще более расширяют свои внешние связи и устанавливают оживленные отношения с Египтом, островами Эгейского моря.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconИстория заселения мариупольского уезда
Мариупольских греков и началом (в 1,5 страницы) статьи, которую он, как видно, думал было написать к 100-летнему юбилею переселения...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconТема: Мифы Древней Греции. Верования древних греков.
Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconТема: Мифы Древней Греции. Верования древних греков.
Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconРегламент 10 мин о вступлении в фгоу ассоциации борьбы «куреш»
В работе Конгресса принимают участие председатель Севастопольского общества греков Леонова-Барзалис А. А. и представитель Чернопольского...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconАренда яхт в Греции По следам Одиссея
Этот маршрут начинается на Корфу красивейшем острове у западного побережья Греции. А потом вы откроете для себя Итаку, родину Одиссея,...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconК проблеме расселения греков на территории Юга Украины
Переселение греков из Крыма состоялось в период владычества татарских ханов. История заселения бывших запорожских степей и азовского...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconСавельев А. Политическая мифология. – М.: Логос, 2003. Глава I. Теоретико-методологические...
Для мифически мыслящих древних греков профанная и божественная истории неразрывно сплетены друг с другом. Это отражено, например,...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconРегламент 30 мин. Утверждение плана работы фгоу на 2010 год с учётом...
В работе Президиума принимают участие 25 представителей греческих творческих деятелей Приазовья, председатель Никопольского городского...

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconСкифская одиссея

И. Г. Джуха \"Одиссея мариупольских греков\" iconСкифская одиссея

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<