Тема: библиология




Скачать 226.71 Kb.
НазваниеТема: библиология
Дата публикации16.10.2013
Размер226.71 Kb.
ТипЛитература
uchebilka.ru > История > Литература




ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ХРИСТИАНСКОГО ЛИДЕРСТВА

ТЕМА: БИБЛИОЛОГИЯ

КУРС: СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
Курсовая работа

студента магистратуры

А. П. Ромащенко


Преподаватель:

Канев, 2009
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Кратко о Библии 4

1.1. Что это значит 5


    1. Структура Библии 6


1.3. Авторы книг Библии 7
1.4. Канон 8
1.5. Апокрифы 13
Глава 2. Авторитетность Библии 14


    1. Богодухновенность Библии 14


2.2. Непогрешимость Библии 16
^ Глава 3. Основные темы Библии 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Бог всегда хочет открывать Себя. Мы знаем Его как Бога любви, а любовь всегда говорит о себе. Только человек может поведать, о своих намерениях; точно так же только Господь может открыть нам Свои помыслы. Бог, о котором написано в Библии, говорил всегда. С момента Сотворения и на всём протяжении истории Создатель являлся людям, постоянно обращаясь к ним. По Его Слову возникла вселенная: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» (Пс. 32:6). В течение многих лет Он выражал Свою волю, обращаясь к избранным Им людям, а самым великим откровением стало явление Иисуса Христа — Воплощённого Слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами...» (Ин. 1:1-14);

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр. 1:1-2).

Творцу было угодно, чтобы на сегодняшний день человечество сохранило все Его слова в книге, которую мы называем «Библией».

Создатель, сотворивший столь удивительную планету, не говоря уже об остальной вселенной, должен обладать огромной мудростью и неимоверным могуществом. Но на этом, собственно, проявление Бога в природе и заканчивается. Природа ничего не может сказать нам ни о Господней Любви, ни о Его Святости, ни о Благодати, даровавшей спасение через Иисуса Христа. Все великие Божьи замыслы, Его предназначение для человечества открываются нам только в запечатленном слове - в Библии. В некоторых интеллектуальных кругах весьма популярно мнение, что Библия — это повествование о вечных попытках человека отыскать Бога. Если бы это было так, то эта книга не обладала бы авторитетом и не содержала бы в себе Божественного откровения; это был бы просто рассказ о человеке, наощупь пытавшемся отыскать истины, не поддающиеся его разуму. Но Библия — вовсе не повествование о поисках Бога человеком, скорее, это повесть о попытках Бога открыть Себя человеку. Поэтому очень важно знать, откуда появилось Писание, как формировалось, в чём заключается его авторитет, непогрешимость и богодухновенность. Указанными вопросами занимается наука библиология.

^ ГЛАВА 1. КРАТКО О БИБЛИИ

В Библии содержится не только Божье откровение, но также и историческое откровение к нам в настоящее время. Даже Моисей указывал на необходимость записывать Божьи откровения, чтобы позже это послужило на благо народа (Втор. 31:24-26).

Часто люди спорят, является ли Библия Божьим Словом, или в ней просто содержится Божье Слово. Вообще-то обе идеи верны, только с разных точек зрения. Откровение, предшествующее написанию, записывалось позже как часть послания Писания. Следовательно, в Библии содержится Слово Божье, которое могло прийти к кому-либо задолго до того, как его записали. Например, в Библии говорится, как Бог говорил к Аврааму или Иакову (Быт. 12:1; 46:2). Скорее, Библия является "божественно-человеческой книгой, в которой каждое слово одновременно и божественно, и человечно". Все Писание является богодухновенным Словом Божьим, написанным человеческими авторами. Божье Слово в виде Библии является вдохновленной записью событий и истин божественного самораскрытия.

Основной вопрос спора таков: может ли Бог открыть, и открыл ли Он себя в утверждающей форме? Неоортодоксы рассматривают Божье откровение как "личное, но не утверждающее", в то время как евангельские христиане рассматривают его как личное, познавательное и утверждающее. В зависимости от того, как человек относится к откровению, определяется, является ли Библия продолжительным во времени особым откровением. Если откровение определяется только как действие или явление, тогда Писание не является откровением, поскольку часто откровение появляется задолго до его написания. Если, тем не менее, откровение определяется как результат или плод того, что открыл Бог, тогда Писание, как точная запись исходного откровения, также может быть названо особым откровением.

^ 1.1. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ

Слово «Библия» происходит от греческого «библос», то есть «книга». В греческом оригинале стих Мф. 1:2 звучит так: «Книга «библос» происхождения Иисуса Христа». Кроме того, есть ещё и слово «библион», уменьшительная форма от библос, то есть «книжечка» или «маленькая книга». «Ему подали книгу «библион»... и Он, раскрыв книгу «библион», нашёл место, где было написано...» (Лк. 4:17). Само слово «библос» происходит из названия внутренней волокнистой массы папирусного тростника, из которого делали книги в древности. Его стебли нарезали полосками, высушивали, прессовали и получали листы, напоминающие бумагу. Этот материал широко использовался в Древнем мире для всевозможных записей. В современном употреблении слово «Библия» несет большую смысловую нагрузку, чем «библион». Если последнее было нейтральным и могло в равной степени служить для обозначения книг по магии (Деян 19:19), разводного письма (Мк. 10:4), а также священных книг, то под словом «Библия» подразумевается, общепризнанная запись божественного откровения.

Кроме того, Библию именуют «Писанием» (Мк. 12:10, 15:28; Лк. 4:21; Ин. 2:22,7:38; 10:35; Рим. 4:3; Гал. 4:30; 2 Пет. 1:20) и «Писаниями» (Мф. 22:29, Мк. 12:24, Лк. 24:27, Ин. 5:39, Деян. 17:11, Рим. 1:2, 1 Кор. 15:3-4, 2 Тим. 3:15, 2 Пет. 3:16). Эти термины обозначают священные писания. Однажды Павел назвал Библию «священными писаниями» (2 Тим. 3:15) и «словами Бога» (Рим. 3:2). Одно из самых исчерпывающих наименований Библии — «Слово Божие» (Мк. 7:13, Рим. 10:17, 2 Кор. 26:17, 1 Фес. 2:13, Евр. 4:12).

^ 1.2. СТРУКТУРА БИБЛИИ

Два Завета

Библия делится на две части, которые носят названия «Ветхого Завета» и «Нового Завета». «3aвeт» синонимично слову «договор», таким образом, видим, что обе части Библии являются заветами, или договорами, которые Бог заключил со Своим народом. Ветхий Завет состоит из тридцати девяти (39), а Новый Завет — из двадцати семи (27) книг.

Части Ветхого Завета

Еврейский Ветхий Завет по традиции делится на четыре части:

  • Закон (Тора), 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

  • Пророки (Небиим), 8 книг: ранние пророки: Иисус Навин, Книга Судей, 1—4 Книги Царств; поздние пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль, книги двенадцати Ма­лых пророков.

  • Писания (Ктувим), 11 книг: поэтические книги: Псалтирь, Притчи, Иов

  • Пять свитков (Мегиллот): Песня песней, Руфь, Плач Иеремии, Есфирь,

Екклесиаст, Исторические книги: Даниил, Ездра — Неемия, 1 и 2 Паралипоменон.

Такое деление соответствует словам Иисуса: «Вот то, о чём Я вам гово­рил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44). Изредка для крат­кости Ветхий Завет называли «Законом и пророками» (Мф. 5:17; 11:13, Деян. 13:15), иногда — просто «Законом», подразумевая и все остальные его части (Ин. 10:34; 12:34; 15:25, I Кор. 14:21).

Части Нового Завета

  • Биографическая (4 книги): Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна.

  • Историческая (1 книга): Деяния апостолов

  • Назидательная (21 книга): Послание к Римлянам, 1 и 2 Послания к Ко­ринфянам, Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Послания Фессалоникийцам, 1 и 2 Послания Тимофею, Послания Титу, Филимону, Евреям, Послание Иакова, 1 и 2 Послания Петра, 1, 2 и 3 Послания Иоанна, Послание Иуды.

  • Пророческая (1 книга): Откровение.

Иногда встречается альтернативное деление:

  • Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

  • Деяния апостолов

  • Послания Павла (включая Послание к Евреям)

  • Общие послания

  • Книга Откровения

Деление на главы и стихи

Изначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Такое расчле­нение было введено сравнительно недавно для удобства пользования и цити­рования. Впервые с делением на стихи Новый Завет был напечатан 1551 году Робертом Стивенсом, а первой Библией, полностью разложенной на части, стала Женевская Библия, изданная в 1560 году. Всем, кто изучает Писание, очень важно понимать, что в изначальных рукописях этих делений не было, а потому деления не являются богодухновенными.

^ 1.3. АВТОРЫ КНИГ ПИСАНИЯ

Библия — единая книга, представляющая собой собрание многих сочинений, написанных, по меньшей мере, сорока (40) разными людьми на протяжении не менее полутора тысяч лет; причём большинство из них никогда не встречались и не были знакомы друг с другом. Однако единство и преемственность Библии настолько явственны, что можно утверждать: её создатель не кто иной, как Сам Бог.

Все соавторы Библии, возможно, за исключением Луки, были евреями и творили в контексте еврейской религиозной практики. Тем не менее, написанные ими слова носят, пожалуй, самый универсальный характер из всего, что когда-либо было написано на Земле и являются ценными для всех народов.

Интересно отметить, насколько разными профессиями обладали создатели библейских книг:

  • Давид и Соломон - были царями.

  • Иеремия и Иезекииль — священниками.

  • Лука - был врачом.

  • Пётр и Иоанн — рыбаками.

  • Моисей и Амос - пасли скот.

  • Павел - был фарисеем и богословом.

  • Даниил — государственным чиновником.

  • Матфей — сборщиком налогов.

  • Иисус Навин — военным.

  • Ездра — книжником.

  • Неемия - был дворецким.

О жизни и профессии других авторов библейских книг нам практически ничего не известно.

1.4. КАНОН

Слово «канон» происходит от греческого «канон», которым называли измерительную палочку из тростника; оно несет следующее значение: «некое правило, стандарт». Таким образом, библейский канон состоит из книг, которые были признаны достойными, войти в Священное Писание.

Канон Ветхого Завета

Любые попытки определить время окончательного формирования точного состава книг Ветхого Завета с помощью научной литературы приведут к множеству различных мнений, существующих среди учёных-библеистов. В самом Ветхом Завете напрямую о сроках возникновения канона не говорится. Однако в нём имеются упоминания о людях, записывавших Божьи законы, чтобы сохранять и передавать их из поколения в поколение. Глава 17 книги Исход повествует о победе израильтян над амаликитянами, которая была одержана благодаря тому, что на протяжении битвы Моисей не опускал протянутых к небу рук. Стих 14 этой же главы гласит: «И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу...» В Исх. 24:3-4 также говорится о людях, зафиксировавших Божьи слова и законы: «...пришёл Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: Всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И написал Моисей все слова Господни...» Второзаконие, 31 глава, свидетельствует, что Моисей записал Закон, который следовало хранить и читать народу израильскому каждые семь лет:

«И написал, Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лицо Господа, Бога твоего, на место, которое изберёт Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его...» (ст. 9-11).

Вполне возможно, что это событие указывает на начало возникновения ветхозаветного канона.

  • Иисус Навин, преемник Моисея, тоже вносил записи «в книгу закона Божия» (Нав. 24:26).

  • Самуил фиксировал некоторые современные ему события в особой книге. Вот что мы читаем: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» (1 Цар. 10:25). Позднее пророки составляли свои послания.

  • Обращаясь к Иеремии, Бог говорит: «Возьми себе книжный свиток и напиши в нём все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах с того дня, как Я начал говорить тебе, от дней Иосии до сего дня...» (Иер. 36:2).

Другие учёные придерживаются мнения, что в истории было всего два периода формирования канона, соответствующих «Закону и пророкам», и что ветхозаветный канон окончательно оформился примерно к 400 году до Р. X. В христианской Библии Ветхий Завет насчитывает тридцать девять (39) книг, в то время как в еврейской Библии ветхозаветных книг всегда двадцать четыре (24). Объясняется это следующими фактами: двенадцать книг Малых пророков (от Осии до Малахии) считаются в еврейском Ветхом Завете за одну; кроме того, каждая из следующих пар писаний также считается за одну:

1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Таким образом в еврейском Ветхом Завете на девять книг меньше.

Канон Нового Завета

Канонизацию двадцати семи (27) новозаветных книг проследить гораздо легче, чем оформление ветхозаветных, потому что исторических свидетельств тому имеется намного больше. Новый Завет был написан во второй половине 1-го столетия после Р. X.

Евангелия начали ставить в один ряд с Ветхим Заветом. Авторитетность учения апостолов была полностью подтверждена. Иоанн возвещает о том, что видел и слышал (1 Ин.1:3); Пётр говорит, что они были «очевидцами Его величия» (2 Пет.1:16), а о первых верующих мы читаем: «...они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).

Так как послания Павла были написаны для того, чтобы восполнить конкретные духовные нужды поместных церквей и отдельных верующих, то представляли собой особую ценность — их бережно хранили и читали в церквях. Несколько раз Павел сам просил прочесть его письмо всей церкви, а потом переслать другим общинам. Например, к Фессалоникийской церкви он обращался: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1 Фес. 5:27), а церковь в Колоссах просил: «Когда это послание прочитано, будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол. 4:16). Можно предположить, что, выполняя просьбу апостола, верующие переписали и распространили

среди общин оба послания. Подобное входило в практику, и вскоре в церквях могли появиться уже «полные собрания сочинений» апостола Павла.

В самом Новом Завете мы находим подтверждение широкого распространения этих писаний среди общин. Иоанну было поручено: «...то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию» (Откр.1:11). Существует серьёзное свидетельство существования раннего собрания канонических новозаветных книг, признававшихся равными писаниям Ветхого Завета:

«...и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:15-16).

В начале II столетия после Р. X. стало ощутимым влияние Отцов Церкви. В своих письмах к первым церквям они обильно цитировали книги, впоследствии ставшие частью новозаветного канона. Эти послания свидетельствуют, что их авторы ценили цитируемые книги много выше собственных слов. Как ни странно, некоторые новозаветные книги, особенно послания Павла, были признаны богодухновенными и включены в канон благодаря одному известному еретику, гностику Марциону (140 г. после Р. X.). Марцион составил собственный канон, включавший Евангелие от Луки и десять посланий Павла. Он отвергал Пастырские послания, Послание к Евреям, Евангелия от Марка и Иоанна, Книгу Деяний, общие послания и Откровение. Его действия вызвали множество критических отзывов и заставили отцов церкви ещё пристальнее изучать отвергнутые Марционом книги.

К концу П-го века двадцать из двадцати семи новозаветных книг были признаны каноническими. Семью книгами, остававшимися на тот момент непризнанными, были: Послание к Евреям, 2 и 3 Послания Иоанна, 2 Послание Петра, Послания Иуды и Иакова и Откровение.

Ещё одним поводом к составлению чёткого канона Нового Завета стали гонения, совершавшиеся по приказу императора Диоклетиана (302—305 гг.), он приказал сжечь все христианские писания. Необходимо было установить, какие книги являются Писанием. Христиане должны были знать, какие книги достойны того, чтобы ради них пострадать, и, может быть, умереть. Во время оформления новозаветного канона существовало немало книг, претендовавших на место среди священных писаний. Эти книги обычно подразделялись на так называемые псевдоэпиграфы и апокрифы. К псевдоэпиграфам относятся поддельные книги, а также еретические, считающиеся лжеписаниями. Их не признавал практически ни один церковный собор, и отцы церкви их тоже не цитировали. В этих писаниях содержится множество еретических доктрин:

  • учение гностиков, отрицавших воплощение Христа;

  • концепция докетизма, отрицавшая реальность человеческой природы Христа;

  • теория монофизитов, отвергавшая двойственную природу Христа.

Учёным известно более двухсот восьмиде­сяти подобных писаний, которые, в соответствии со своими названиями, объединяются в следующие группы:

Евангелия, Деяния, Послания, Апока­липсисы и прочие.

Писаниями, относящимися к новозаветным апокрифам, считаются те книги, к которым относится с уважением хотя бы один из отцов церкви. Несмотря на то, что там содержится множество полезной информации от­носительно истории ранней церкви, их так и не ввели в новозаветный ка­нон. Самыми популярными являются:

Послание псевдо-Варнавы (70—79 гг.), Послание к Коринфянам (96 г.), «Пастырь» Гермы (115—140 гг.), «Дидахе, или Учение Двенадцати апостолов» (100—120 гг.), Послание к Лаодикийцам (IV столетие), Послание Поликарпа к Филиппийцам (108 г.) и семь по­сланий Игнатия (110 г.).

На Третьем Вселенском соборе в Карфагене (397 г.) западные христианские церкви окончательно определили состав новозаветного канона. Таким образом, к концу четвёртого столетия нашей эры все двадцать семь книг были приняты церковью как Писание.

Способы проверки каноничности книги

Для того, чтобы проверить принадлежность той или иной книги к Писа­нию, использовались следующие принципы:

  1. Апостольское авторство. Была ли эта книга написана апостолом или одним из близких соратников апостолов? Этот вопрос был особенно важным по отношению Евангелий от Марка и Луки и Послания к Евреям, посколь­ку Марк и Лука не принадлежали к числу двенадцати, а авторство Послания к Евреям было неизвестно.

  2. Духовное содержание. Читалась ли эта книга в церквях, и способствова­ло ли её содержание духовному назиданию верующих? Это был самый прак­тический способ проверки книги на каноничность.

  3. Здравость учения. Являлось ли содержание книги доктринально здра­вым? Любая книга, содержавшая ересь или противоречившая уже установ­ленным каноническим книгам, отвергалась.

  4. Употребление. Насколько общепроизнанной была эта книга в христианских церквах, и насколько часто она цитировалась в трудах Отцов церкви.

  5. Богодухновенность. Имелись ли в этой книге признаки богодухновенности?

1.5. АПОКРИФЫ

Апокрифами, как правило, называют четырнадцать книг, добавленных к Ветхому Завету, которые Римско-католическая церковь почитала частью священного канона. Протестанты, в большинстве своём, не включают эти писания в Библию. Само слово «апокриф» буквально означает «сокрытый» или «утаённый». Септуагинта, греческий перевод Ветхого Завета, сделанный между 280 и 180 гг. до Р. X., содержала в себе и апокрифические книги. Иероним включил их в латинский перевод Ветхого Завета — Вульгату. Апокрифы не являются частью еврейской Библии. В сущности, эти книги были удалены из Библии деятелями Реформации, потому что в них содержатся некоторые концепции, не соответствующие протестантскому вероучению. Например, учение о молитве за умерших и ходатайственная молитва святым. В число четырнадцати апокрифических книг входят: 2 и 3 Книга Ездры, Товит, Юдифь, Добавления к Книге Есфирь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Барух, Послание Иеремии, Добавления к Книге Даниила (Песнь трёх отроков, Сусанна, Бел и Дракон), Молитва Манассии, 1—3 Книги Маккавейские.

В Новом Завете либо упоминаются, либо непосредственно цитируются отрывки почти из всех канонических ветхозаветных книг. Но в нём нигде нет ни упоминаний, ни цитат из апокрифических писаний.

^ ГЛАВА 2. АВТОРИТЕТНОСТЬ ПИСАНИЯ.

Авторитет Библии (Писания) – это присущее ей свойство, посредством которого Писание требует от нас, чтобы мы верили его утверждениям и повиновались его установлениям. Будучи Словом Божиим, Писание обладает неотъемлемым правом повелевать и настаивать на послушании откровению божественной воли всем людям: как спасенным, так и неспасенным. Это право – авторитет Библии. Этот авторитет применим ко всем сферам жизни, о которых говорит Библия. Он имеет непреложный характер в вопросах истории и науки, равно как и в плане веры и поведения. Поскольку Библия авторитетно выражает истину Бога и Его волю по отношению к каждому человеку, то долг всех людей — стремиться к постижению этой истины и подчиняться Его воле, веруя Слову Божьему и повинуясь ему. Такой отклик на Слово Бога свидетельствует о нашей любви к Нему (Ин. 4:15, 21, 23).

^ 2.1. БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ.

Библия сама раскрывает источник своего неповторимого величия: «Всё Писание богодухновенно». Это значит, что Слово было произведено на свет творческим дыханием Бога.

Греческое слово (теопнеустос), употребленное в этом отрывке, несёт в себе значение, что Писание было „выдохнуто" Бо­гом, то есть „бого-дыханно", „богодухновенно"; что это — плод творя­щего Божьего дыхания. Одним словом, в этом исключительно важном отрывке просто сказано, что Писания сотворены Богом, без указания на то, как именно Бог действовал, приводя Свой замысел в исполнение. Однако трудно было бы подобрать какое-то иное слово, которое могло бы так чётко и недвусмысленно утвердить Божественное происхожде­ние Писания. „Божий дух", Божье дыхание является в Писании симво­лом Его всемогущей силы, носителем Его творящего слова.

Как Бог вдохнул жизнь в Адама, точно так же Он вдохнул ее и в книги Писания. Во 2 Петра (1:21) читаем: «...изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Буквально этот стих читается следующим образом: «Ибо пророчество не было рождено волей людей, но люди говорили от Бога, будучи носимыми Святым Духом». Здесь говорится, что люди, произносившие слова от имени Бога, были „подхвачены" Святым Духом и „принесены" Его силой к той цели, которую Он избрал. Поэтому всё, что было сказано ими под Его воздействием, принадлежало не их, а Его творчеству.

Чем отличаются откровение, богодухновенность и озарение

Очень важно уметь проводить различие между откровением, богодухновенностью и озарением.

Откровение — это Божье действие, через которое Он непосредственно сообщает истину, доселе неизвестную человеческому разуму, — истину, которую человек не мог бы познать никак иначе. Богодухновенность связана со способом сообщения этой истины. Откровение показывает новую истину, в то время как богодухновенность осуществляет передачу этой истины людям.

Озарение — это воздействие Святого Духа, которое испытывают все христиане и с помощью которого Бог помогает им понять Свои истины. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Такое озарение, прояснение духовных истин обещано всем верующим; его может испытать каждый христиан. «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение» (Лк. 10:21).

Некоторые объясняют богодухновенность Писания тем, что авторы библейских книг пережили некоторый момент озарения. Они утверждают, что внутри человека есть искра божественного пламени, которую, нужно было раздуть для того, чтобы мужи древности написали Библию.

1.Если говорить о продолжительности, то озарение является или может быть постоянным.

2.Озарение бывает разной степени и разного уровня, а богодухновенность не допускает никаких уровней или степеней. Озарение к людям приходит неодинаково: одни проникают в истины Писание глубже других. Но в библейском смысле богодухновенность либо есть, либо её нет; человек либо вдохновлён ею, либо нет.

^ 2.2. НЕПОГРЕШИМОСТЬ БИБЛИИ.

Когда говорят о непогрешимости Писания, подразумевают, что в оригинальных рукописях Библии никаких ошибок нет. В подлинниках эти книги являются абсолютно непогрешимыми, совершенно и полностью безошибочными.

Во-первых, в Библии содержится учение о ее богодухновенности, а это предполагает ее непогрешимость. Тексты Святого Писания — дыхание Божье, а это служит гарантией их непогрешимости.

Во-вторых, Израилю были даны критерии различения Божьих посланий и посланников от ложных пророков и пророчеств. Один из признаков, указывающих на божественный характер послания, — его полная и абсолютная истинность.

В-третьих, в Библии содержится учение о ее непогрешимости. В этой связи чаще всего ссылаются на два отрывка, в которых приводятся слова Иисуса, — Мф 5:17-20 и Ин 10:34-35. В первом Иисус говорит: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Авторитет закона зиждется на том, что малейшая его деталь подлежит исполнению. Во втором отрывке Иисус говорит: «...не может нарушиться Писание... » — тем самым оно абсолютно и непреложно. Хотя оба отрывка подчеркивают авторитет Библии, он может быть оправдан только ее непогрешимостью. Наличие погрешностей лишает текст абсолютной авторитетности.

В-четвертых, само Святое Писание поддерживает идею своей непогрешимости. Порой все доказательство целиком основывается на одном-единственном слове, на употреблении глагольной формы в определенном времени и на различии между единственным и множественным числом существительного.

Наконец, непогрешимость вытекает из того, что Библия говорит о Боге. Святое Писание учит, что Бог не может лгать (Чис. 23:19; 1 Цар 15:29; Тит 1:2; Евр 6:18). Если же Библия — от Бога, и Он стоит за ее словами, то она непогрешима и безошибочна.

^ ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ БИБЛИИ.

Христос является центром Святого Писания. Ветхий Завет говорит о Сыне Божьем, как о Мессии, Искупителе мира; Новый Завет открывает Его как Иисуса Христа, Спасителя. Каждая страница Библии, запечатлев как символы, так и реалии, открывает одну из сторон Его служения и характера. Крестная смерть Иисуса открыла во всей полноте и характер Бога. Крест дает это наивысшее откровение, потому что он соединяет две противоположности: неизмеримое зло человека и неисчерпаемую Божью любовь. Крест открывает Бога, согласившегося отдать на смерть Своего единородного Сына. Воистину, центром Библии является Иисус Христос! Вокруг Него развивается вся вселенская драма. Вскоре Его победа на Голгофе достигнет своего апогея в уничтожении зла. Человечество воссоединится с Богом.

Тема Божьей любви, является средоточием Библии. Бог, по своей сущности, описывается не только как святой (Лев 11:44-45; 19:2; 1 Пет 1:16), дух (Ин 4:24), свет (1Ин 1:5) и «огонь поядающий» (Втор 4:24; Евр 12:29), — Бог есть также лю­бовь (1Ин 4:8,16). Фраза "Бог есть любовь" предпо­лагает, что всякое действие Бога про­никнуто любовью. Если Он творит, то творит в любви, если Он правит, то пра­вит в любви. Чтобы понять суть любви, человеку нужно постичь действие внутрибожественной любви. Во многих библейских стихах говорится о любви Отца к Сыну, но только в Иоанна 14:31 прямо сказано о любви Сына к Отцу.

В Ветхом Завете любовь Божья к человеку описывается по-раз­ному.

Во-первых, есть несколько пря­мых высказываний о любви Бога к чело­веку (Втор 10:18; 33:3; Иер 31:3; Ос 14:4; Соф 3:17).

Во-вторых, нам известно о любви Бога к избранному народу Израи­ля (напр., Втор 4:37; 7:6-8; 10:15; Ос 3:1; 11:1,4; Мал 1:2).

В-третьих, это любовь-завет, неизменная и преданная любовь (Втор 5:10; 7:9,12; ЗЦар8:23; 2Пар6:14; Неем 1:5; 9:32; Пс 88:28; Дан 9:4), о которой ярко го­ворится в Пс 105:45: «И вспоминал завет Свой с ними, и раскаивался по мно­жеству милости Своей». Завет Бога с Из­раилем служит подтверждением Божь­ей любви (Ис 54:10). Хотя в Ветхом Завете упоминаний о Бо­жьей любви к человеку не так много, их все же достаточно, чтобы можно было с уверенностью говорить, что такая лю­бовь существует.

В Новом Завете, напротив, приведены много­численные свидетельства любви Бога к человеку. Главное из них содержится в 1Ин4:10: «В том любовь, что не мы воз­любили Бога, но Он возлюбил нас и по­слал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Любовь Бога к человеку явлена каждой из ипостасей Троицы. Все те, кто соблюдает заповеди Христо­вы и доказывает свою любовь к Нему, любимы Отцом (Ин 14:21,23; 16:27). Как Отец любит Христа, так же Он лю­бит и верующих (Ин 17:23, см. также Еф 6:23; 2 Фес 2:16; 1 Ин 3:1).

Если говорить в целом, то любовь Бо­га к человеку обнаруживается на протя­жении всей Библии. Такая любовь бес­корыстна и не обусловлена нашими за­слугами. В наибольшей степени это яв­ствует из любви Бога к грешникам, которые, по справедливости, не заслужи­вают ничего, кроме Его гнева. Однако Бог послал Христа умереть за них, что­бы они могли стать сынами Божьими (Рим 5:6-11; 2 Кор 5:14-21). Любовь Бо­га есть основа человеческой любви.

Еще одна из основных тем связанных с Христом является тема искупления.

Искупление – это одна из метафор, которой пользовалась ранняя Церковь, чтобы отобразить спасительное деяние Христа. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45; Мф 20:28). Ап. Павел также говорит о том, что Христос отдал себя «для искупления всех» (1 Тим 2:6).

Понятие искупления обычно подразумевает сделку, заклю­ченную между сторонами, или денеж­ную сумму, уплаченную за чье-либо ос­вобождение. Текст Нового Завета подтверждает это следующими выражениями: «...вы куп­лены дорогою ценою» (1Кор 6:20); «...искуплены вы от суетной жизни...» (1Пет1:18идал.).

Представление об искуплении укоре­нено в культуре и практике Древнего мира — рабам и воинам, захваченным в плен, за выкуп предоставлялась свобо­да. В Ветхом Завете тема искупления также связана с темой рабства, но здесь присутствуют и иные мотивы: подчеркиваются разли­чия между культурами и наличие определенных обязательств по отношению к родственникам (Руфь 4). Кроме того, представление об искуплении связано с другими важнейшими темами — избав­ления (искупления) от рабства египет­ского (Втор 7:8) и возвращения из Вавилонского плена (Ис. 35:10). В указанных контекстах акцент делается уже не на выкупе, но на долгожданном избавлении и обретенной свободе. Здесь главное — это милосердие и могущество Бога, Который возвращает свободу свое­му народу.

Когда в Новом Завете говорится об ис­куплении в связи с миссией Христа, нет никаких упоминаний о том, какая цена была за это заплачена. Напротив, в центре внимания — спасающая сила Креста. Когда в уже цитированном отрывке (Мк 10:45) Иисус говорит о том, что Ему предстоит «отдать душу Свою для искупления многих », Он подчеркивает, что это ис­купление осуществится посредством Его смерти. Здесь противополагается смерть одного и избавление многих. В Новом Завете имеют значение последствия и результаты (ср. 1 Кор 7:23). Человек получает из­бавление от осуждения (Рим 3:25-26), греха (Еф 1:7), смерти (Рим 8:2).

Поэтому нет нужды задавать вопрос, который так часто ставили прежде: кто по­лучил выкуп? Бессмысленно и несерьез­но предполагать, что это — Сатана, ибо тогда получается, что Богу пришлось идти навстречу его требованиям или ос­ведомляться у него о « цене ». А посколь­ку Новый Завет неизменно утверждает активное сопричастие Бога во Христе, то невоз­можно представить себе Бога, Который платит сам себе. Хотя жертва Христова укоренена в святости и справедливости Бога, ее следует рассматривать не столь­ко в связи с темой закона, сколько с те­мой завета. Во Христе Бог берет на себя свободу, освобождение своего народа от уз. Он идет навстречу требованиям сво­ей сущности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Почему Библия должна быть первоисточником и критерием нашего понимания христианского богословия или даже самого христианства? Для этого надо глубже рассмотреть природу христианства. Любая организация или ассоциация имеет свои цели, задачи и основополагающие принципы. Обычно они формулируются в уставе или ином подобном документе, регламентирующем форму и функции организации и устанавливающем требования к ее членам. Если речь идет о юридически зарегистрированной организации, эти нормы действуют до тех пор, пока они не изменяются людьми, имеющими для этого права и полномочия. Христианство - не организация как таковая. Хотя оно принимает организационные формы, движение, известное под названием христианства, остается все же движением, а не организацией. Из самого названия явствует, что христианство - движение последователей Иисуса Христа. Таким образом, по логике, для установления, во что верить и что делать, - иными словами, что значит быть христианином, нам надо обратиться к Нему. И только в Библии говорится о том, чему Иисус учил и что Он делал. Поэтому сведения о жизни Иисуса и Его учении мы должны черпать из Библии. Книги, которые Иисус признавал (те книги, которые мы называем Ветхим Заветом), следует рассматривать как еще один источник верных сведений. Если Иисус учил, что истина будет продолжать раскрываться, это также надо принимать во внимание. Если Иисус называл Себя Богом и если это так, то, разумеется, ни один человек не обладает властью отменить или изменить Его учение. Определяющими для нас являются положения, выдвинутые Самим Иисусом при основании движения, а не то, что говорят или чему учат другие люди, пусть даже называющие себя христианами. Это относится и к другим учениям. Хотя могут быть отдельные переистолкования или переосмысления концепций основателя какой-либо школы, все же есть границы, за которые эти изменения не могут выходить.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Каноническая. Издательство Б. Геце, 1939 г.

  2. Новая учебная женевская Библия Синодальный перевод 1998




  1. Систематическое богословие Лайф. Спрингфилд, Миссури, США. 1999 г.

Стенли Хортон

  1. Теологический словарь Москва. «Духовное возрождение» 2003 г.

Под редакцией Уолтера Элвелла

  1. Основы пятидесятнического богословия Агапе, Нижний Новгород,2007 г.,

Гай П. Даффилд, М. Ван Клив


  1. Практическая христианская теология «Духовное возрождение», Москва

2002 г., Флойд Х. Баркман


  1. Лекции по систематическому богословию «Логос», Санкт- Петербург, 1994,

Генри Кларенс Тиссен


  1. Введение в христианское богословие «Богомыслие», Одесса, 1998

Алистер Мак – Грант


  1. Систематическая теология Украинское общество благодати,2005,

Житомир, Генри С. Син


  1. Энциклопедия христианской апологетики «Библия для всех», Санкт – Петербург

Норманн Л. Гайслер

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: библиология iconЦерковная Библейская Школа Алмаз Курс №1 «Библиология»
Изучив эту статью, вы должны уметь определять самые важные экзегетические предпосылки и принципы, которыми пользовались в следующие...

Тема: библиология iconНасколько важна и достоверна Билия Библиология Характеристики и роль Священного Писания
Материал частично адаптирован из программы, собранной из разных источников, авторами которых являются служители церкви «Благодать»...

Тема: библиология iconТематический план подготовки студентов по дисциплине аудит тема экономический...
Тема аудит основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, запасов

Тема: библиология iconТема I. Понятие международного права 2 Тема II. Источники международного права 8
Тема XVIII. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества 253

Тема: библиология iconЛабораторная работа №9 Тема
Тема: Реализация алгоритмов с одномерными и двумерными массивами в виде программ

Тема: библиология iconТема. Виды энергии
Основы энергоэффективности. Тема Энергия и энергоэффективность в мире труда и профессии

Тема: библиология iconЛ1 6 тема 6
Л16 тема електрообладнання систем забезпечення роботи авіадвигунів регіонального/магістрального літака

Тема: библиология iconЛабораторная работа №1 Тема
Тема: Разработка линейных программ и их реализация и тестирование в среде программирования Pascal

Тема: библиология iconЛабораторная работа №5 Тема
Тема: Реализация алгоритмов с вложенными ветвлениями и оператором выбора в виде программ

Тема: библиология iconТема 1: Предмет экономико-математического моделирования
Тема 3: Математические методы и основные классы задач оптимизации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<