Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год




Скачать 233.06 Kb.
НазваниеАнализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год
Дата публикации08.11.2013
Размер233.06 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > История > Анализ
Анализ

состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012–2013 учебном году. Пути повышения эффективности школьного исторического образования и научно-методической работы с учителями истории в 2013–2014 учебном году
Л.П. Лазарева
Не только мыслям надобно учить, но важнее научить самостоятельно мыслить.

И. Кант
В 2012–2013 учебном году методическая служба ИПО СГГУ обеспечивала развитие инновационной культуры учителей истории в системе их профессиональной деятельности. В основу были положены научные рекомендации Национального института истории Украины и Украинского института национальной памяти по актуальным проблемам обновления содержания исторического образования, а также наработки кафедры педагогики Севастопольского городского гуманитарного университета (Е.В. Макагон) и опыт учителей истории – участников двух городских фестивалей педагогов-новаторов (октябрь 2011 г. и октябрь 2012 г.).

Как показывает проведённый в 2013 году сравнительный анализ итогов аттестации историков, за последние 5 лет число педагогов высшей категории и с педагогическими званиями продолжает расти. Это является, прежде всего, результатом эффективной и системной научно-методической работы ИПО СГГУ по формированию готовности таких учителей к инновационной, исследовательской деятельности. Компетентность учителей, их профессионализм всегда определяли конечный результат педагогического труда. Безусловно, современному образованию необходим профессионально-компетентный педагог с творческим мышлением. И потому приоритетным направлением в 2013–2014 учебном году остаётся развитие инновационной культуры как важной составляющей профессионального мастерства педагога-исследователя. Преемственность и системный подход во всех звеньях методической работы (курсы, спецкурсы, семинары, конференции, фестивали, круглые столы, творческие группы, школы педагогического мастерства и т.д.) позволяют достичь положительного результата в совместной творческой работе института с учебными заведениями разных типов (лицеев, гимназий, специализированных, общеобразовательных школ, школ-интернатов и внешкольных учебных заведений).

Следует отметить тот факт, что многолетняя и плодотворная работа заместителей директоров школ совместно с методической службой ИПО СГГУ по повышению квалификации учителей истории даёт определенный положительный результат. Такая эффективная работа налажена во многих учебных заведениях города. Среди них школы Балаклавского района – ОШ № 17, 30, 33; Гагаринского района – гимназии № 2, 24; СШ № 58; ОШ № 23, 29, 37, 49, 61; Ленинского района – гимназии № 1, 7, 8; СПЛ; СШ № 43, 45; ОШ № 14, 22, 38, 60; Нахимовского района – гимназии № 5, 10; ОШ № 6, 9, 27, 31, 46. В данных учебных заведениях накоплен и успешно реализуется на практике богатый педагогический опыт по использованию инноваций в системе школьного исторического образования. Здесь же эффективно осуществляется разнообразная по форме и содержанию внутришкольная методическая работа, результатом которой становятся профессионализм и компетентность учителей истории.

Историки гимназий № 1, 2, 5, 7, 8; специализированных школ № 43, 45; общеобразова-тельных школ № 6, 9, 30 и школы-интерната № 3 на творческих отчётах, эстафетах педагогических идей, открытых уроках и внеклассных мероприятиях всегда готовы щедро поделиться своим опытом с коллегами. Методическая служба ИПО СГГУ отмечает успешную, творческую работу в 2012–2013 учебном году И.А. Пыловой, Е.Н. Белогорцевой, О.В. Руденко, Л.А. Нахапетян, Е.Д. Козяйкиной, Н.Г. Домбровской, Л.В. Коломиец, А.А. Майоровой, Л.А. Козлёнковой, С.К. Мишиной, Г.И. Полищук, Р.М. Джамилёвой, С.В. Рукавицыной, А.П. Великоцкой, Г.А. Сафроняк, Т.А. Мержевицкой, В.Н. Забабуриной, В.А. Богатиковой, С.Е. Гордон, Л.И. Мельничук, Е.В. Акимовой, С.В. Шевчук. Особо плодотворно трудятся В.А. Богатикова (учитель истории ОШ № 6), С.В. Рукавицына (учитель истории гимназии № 8), которые продемонстрировали свой многолетний опыт в формате «Мастер-класс» на втором городском фестивале педагогов-новаторов перед коллегами города.

Методическая служба ИПО СГГУ отмечает как результативную деятельность заместителей директоров по научно-методической работе гимназий № 1, 2, 5; школ № 6, 9, 30 с учителями истории. Дни открытых дверей, творческие отчёты, которые они ежегодно проводят для своих коллег-педагогов совместно с методистами, учителями-историками города, позволяют эффективно решать многие проблемы школьного исторического образования, поскольку здесь аккумулируется лучший опыт многих специалистов, профессионалов своего дела. Такой подход мотивирует учителей на повышение качества образования. И как результат – всегда обеспечивает высокий рейтинг в работе с одарёнными детьми по гуманитарно-историческому направлению на городском и всеукраинском уровнях.

Анализ методической работы с учителями истории города за 2012–2013 учебный год показал положительные результаты, выявил проблемы, определил задачи и приоритеты на новый 2013–2014 учебный год.

По-прежнему остается нерешённой проблемой недостаточная поддержка профильного обучения истории Украины в старших классах и углублённого изучения данного предмета. Следует подчеркнуть, что профилизация исторического образования – одно из основных направлений работы методической службы ИПО с учителями истории города. В наступающем учебном году продолжится работа по научно-методическому обеспечению перехода на новые учебные программы по истории Украины и всемирной истории трёхуровневого обучения (профильный, академический, стандарт). Это направление остаётся весьма важным на длительный период. Поскольку, начиная с 2013–2014 учебного года, МОН Украины внедряет новые образовательные документы: Государственный стандарт и Концепцию школьного исторического образования, которые будут поэтапно вводиться до 2018–2019 учебного года.

Анализ мониторинговых исследований качества ключевых и предметных учебных компетентностей учащихся по истории (5–8 кл.) и государственная итоговая аттестация (9–11 кл.) показывают, что для многих учителей остаётся проблемой грамотное, чёткое использование на практике рекомендаций по применению требований к 12-балльной системе оценивания.

В течение 2012–2013 учебного года методической службой ИПО СГГУ изучалось состояние выполнения учебных программ по истории Украины и Всемирной истории в общеобразовательных учебных заведениях (см. таблицу 1).

^ Таблица 1

Перечень учебных заведений по районам, в которых изучалось выполнение учебных программ по предмету




^ Район города

Учебные заведения

1.

Балаклавский

ОШ № 12, 17, 25, 30, 33 (всего – 5).

2.

Гагаринский

гимназии № 2, 24; СШ № 57, 58, ОШ № 23, 29, 32, 34, 37, 49, 61, (всего – 11)

3.

Ленинский

СПЛ, гимназии № 1, 7, 8; СШ № 3, 43, 45; ОШ № 4, 14, 22, 38, 39, 44, 60 (всего – 14)

4.

Нахимовский

гимназии № 5, 10; СШ № 19; ОШ № 6, 9, 11, 27, 31, 41, 42, 46; шк.-инт. № 3, 4, 5 (всего – 14)


Контроль за выполнением учебных программ, как в теоретической, так и практической частях, не соблюдается в СШ № 19, ОШ № 12, 18, 26, 28, 42, 54. Необходимо отметить, что в центре контроля должны быть, прежде всего, учебные достижения учащихся, как ключевые, так и предметные, а также качество усвоения программного материала в выпускных 9, 11 классах. Особенно тщательно необходимо осуществлять заместителям директоров школ по УВР контроль в тех классах, в которых работают учителя истории, подлежащие аттестации на повышение квалификационной категории. Правильно поступают те заместители директоров, которые обращают внимание на результаты работы историков с одарёнными детьми (на их результаты участия в олимпиадах, конкурсах, турнирах городского и всеукраинского уровней).

Анализируя качество выполнения учебных программ по истории Украины и всемирной истории за 2012–2013 учебный год, необходимо отметить, что порою некоторые учителя допускают необъективное оценивание знаний учащихся, уровня развития учебных компетентностей по базовым предметам. Это наблюдается в СШ № 3, 19, 35, ОШ № 11, 18, 26, 28, 32, 34, 39, 44. Тематическое оценивание учащихся иногда не соответствует критериям и требованиям, предъявляемым к предметным компетенциям (логическим, пространственным, речевым, хронологи-ческим, картографическим, креативным). В связи с этим в течение 2012–2013 учебного года методической службой ИПО СГГУ оказана соответствующая методическая помощь учителям истории сельских и отдалённых школ (ОШ № 13, 17, 20, 27, 36, 46, 47, 52), а также тем учебным заведениям, которые подлежали плановой аттестации со стороны Управления образования и науки СГГА (гимназии № 10; СШ № 3; ОШ № 11, 14, 17, 57), проведены семинары-практикумы.

Вместе с тем проблема грамотного применения 12-балльной шкалы оценивания в соответствии с критериями, предъявляемыми к учебным компетентностям, и требованиями Госстандарта образования, по-прежнему, остаётся в центре внимания методической службы ИПО и будет решаться в 2013–2014 учебном году через семинары-практикумы и разработку научно-методических рекомендаций для школьных методобъединений учителей истории.

В наступающем учебном году методическая служба сохраняет в приоритете главные стратегические направления: повышение квалификации и профессиональной компетенции учителей истории в рамках курсовой подготовки и в межкурсовой период с целью достижения качественного результата в учебно-воспитательном процессе подрастающего поколения. Безусловно, профессионализм педагогических кадров определяется результатами исторического образования и воспитания учащихся.

Кадровый анализ учителей истории позволяет проследить динамику квалификационного уровня специалистов за последние годы. Во-первых, повысился профессиональный уровень историков за счёт освоения ими современных педагогических инноваций в рамках курсов (2012–2013 уч. г.), проблемно-тематических курсов по ИКТ и украинскому языку. Во-вторых, вновь появилась проблема вакансий учителей истории в городе. На её решение направлена работа Севастопольского городского гуманитарного университета по подготовке учителей истории для системы образования. Благодаря системной и преемственной методической работе ИПО СГГУ с учебными заведениями города сохраняется и совершенствуется педагогический опыт на основе разумного сочетания традиционного и современного, новаторского.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о достаточно высоком профессиональном уровне и квалификации учителей истории, обеспечивающих историческое образование и воспитание в учебных заведениях города Севастополя.

^ Таблица 2

Квалификационный уровень учителей истории




Квалификация

учителей

истории

Общее

кол-во

учите-лей

Из них с педагогическим стажем:

^ 35 лет

и более

34–30

лет

29–25

лет

24–20

лет

19–15

лет

14–10

лет

9–5

лет

1

Всего

из них:

232

36

23

27

20

41

63

22

2

Учителя-методисты

51

10

8

16

8

5

4

0

3

Старшие учителя

44

9

8

9

10

6

1

1

4

Высшая категория

109

19

9

13

9

22

35

2

5

Первая категория

81

17

14

12

8

14

12

4

6

Вторая категория

28

0

0

2

3

5

13

5

7

Специалисты

14

0

0

0

0

0

3

11


Двое учителей истории имеют звание «Заслуженный учитель Украины»; 58 – знак «Відмінник освіти України»; 27 учителям присвоено звание «Ветеран труда Украины». В 2012–2013 учебном году городская аттестационная комиссия присвоила 14 учителям высшую квалификационную категорию и педагогические звания «старший учитель» и «учитель-методист». Среди них:

  • Е.Ю. Артёмов (СПЛ);

  • Л.А. Нахапетян (гимназия № 2);

  • Р.М. Джамилёва (гимназия № 7);

  • Э.П. Горских (СШ № 3);

  • В.Н. Забабурина (СШ № 45);

  • Л.Н. Коваль (СШ № 58);

  • С.Е. Гордон (ОШ № 9);

  • Т.И. Илларионова (ОШ № 11);

  • В.В. Лысенко (ОШ № 11);

  • Т.А. Масленко (ОШ № 13);

  • И.В. Климова (ОШ № 22);

  • Л.А. Журавлёва (ОШ № 32);

  • И.И. Власова (ОШ № 33);

  • Н.Д. Братишко (ОШ № 60).

Таким образом, из 232 работающих 109 учителей истории имеют высшую и 81 – первую квалификационные категории. Процентный показатель (81,08%) свидетельствует о достаточно высокой профессиональной подготовке историков, работающих в школах города. Это позволяет достаточно уверенно решать проблемы реформирования исторического образования и воспитания учащихся сегодня и в ближайшей перспективе. Однако сохраняется проблема омоложения кадрового состава учителей истории. Свыше 35% педагогов-историков пенсионного возраста продолжают трудиться в городских и сельских школах. Вместе с тем число молодых учителей сохраняется в течение последних лет стабильно в пределах от 11 до 17 человек. Ежегодно они повышают свою квалификацию на занятиях Школы молодого специалиста. Омоложение кадрового состава учителей истории города – важнейшая задача системы образования города. Она должна решаться общими усилиями: управленческими и методическими.

Профессиональная подготовка работающих учителей должна проходить через каждые 3–5 лет, поскольку процесс обновления исторических знаний происходит постоянно, меняется методика, внедряются инновации, идёт компьютеризация образования.

Модернизация системы школьного исторического образования – это постоянный процесс. Методическая служба ИПО СГГУ планирует в 2013–2014 учебном году пропагандировать перспективный педагогический опыт учителей истории на третьем городском фестивале педагогов-новаторов (октябрь 2013 г.), а также через работу всех звеньев методической сети. Будут проведены мастер-классы на базе ОШ № 27, 38 с обязательным участием молодых специалистов. Перспективный опыт обязательно будет доступен каждому учителю-историку, желающему с ним ознакомиться и внедрять в свою работу.

Повышение профессиональной и инновационной культуры учителей истории в 2012–2013 учебном году проходило по четырём основным направлениям:

  1. Проблемно-тематические курсы «ИКТ в образовании» (36 час.), которые способствовали повышению информационной компетентности 14 учителей истории. Кроме того, слушатели курсов ознакомились с опытом и новыми идеями творческой группы, обеспечивающей апробацию и внедрение ЭСУН в школьное историческое образование и ознакомились с лучшим опытом учителей истории, представленным в материалах Всеукраинской научно-практической конференции «Компьютеризация системы образования Украины в XXI веке», состоявшейся в Севастопольском городском гуманитарном университете в 2011 году.

  2. Курсы повышения квалификации учителей по 72-часовой программе прошли 78 учителей истории. Свыше 50% из них – учителя I, II категорий и молодые специалисты со стажем до 5 лет.

  3. В рамках методической сети проведены семинары по актуальным проблемам исторического образования, апробировались и внедрялись новые учебники; разрабатывались программы элективных курсов и рекомендации по методическому обеспечению профильного исторического образования в старшей школе; а также по развитию творческих способностей учащихся средствами исторического образования. Через работу творческих групп осуществлялась методическая поддержка учителей истории, внедряющих инновационные идеи в школьное историческое образование и воспитание.

  4. Кроме того учителя истории получили возможность познакомиться с лучшим опытом своих коллег на занятиях постоянно действующего семинара «Личностно-ориентированное образование в условиях компетентностного подхода к обучению и воспитанию учащихся». Продолжением внедрения лучшего опыта стали семинары на базе гимназии № 1 им. А.С. Пушкина (И.А. Пылова, Е.Н. Белогорцева); ОШ № 30 (Л.И. Мельничук, Е.В. Акимова); ОШ № 9 (С.Е. Гордон), на которых пропагандировался лучший опыт учителей истории по проблемам: «Инновации и компьютеризация в системе школьного исторического образования», «Преемственность традиций и новаторских идей в проведении современных интерактивных уроков истории», «Организация и управление познавательной деятельностью учащихся на уроках истории», «Учебные игры – активные средства мотивации в познании истории».

В октябре 2012 года по инициативе руководства Севастопольского политехнического лицея (директор Т.А. Пинчук, д.п.н., профессор) прошла Международная конференция, организованная Российской Академией естественных наук, международной Ноосферной Академией наук и образования (г. Москва), Институтом инновационных технологий и содержания образования МОН Украины (г. Киев) и Управлением образования и науки Севастопольской городской государственной администрации. В программе приняли участие учёные, специалисты по здоровьесберегающим и природосообразным, экологическим технологиям обучения, воспитания подрастающего поколения. Куратор конференции – Н.В. Маслова, д.п.н., профессор (г. Москва), ознакомила участников с современными здоровьесберегающими технологиями образования. Учителя истории – участники конференции – получили возможность использовать её рекомендации в процессе обучения и воспитания учащейся молодёжи, а также советы по сбережению своего физического и психического здоровья в процессе педагогической работы.

В 2012–2013 учебном году работа методической службы ИПО СГГУ по развитию талантливой учащейся молодёжи проходила по 6 основным направлениям:

  • ^ Всеукраинская ученическая олимпиада по истории: проходила в четыре этапа (школьный, районный, городской и всеукраинский). Следует отметить хорошо организованную, системную работу с одарёнными детьми в гимназиях № 1, 2, 5, 7, 8, 10, 24; СШ № 3, 43, 45, 58; ОШ № 6, 17, 22, 30, 31, 37. Результативно готовят учеников к олимпиадам учителя В.А. Богатикова, С.В. Рукавицына, А.П. Великоцкая, Г.И. Полищук, В.В. Петрова, В.А. Самысько, Л.И. Мельничук, В.Ю. Симонов, С.А. Игнатович, Т.А. Мержевицкая, В.Н. Забабурина, Л.Н. Коваль.

  • ^ Участие во Всеукраинском конкурсе ученического творчества «Об’єднаймось ж, брати мої!» стало уже многолетней традицией среди севастопольских школьников. В 2012–2013 учебном году в конкурсе приняли участие 43 учащихся. Из них 14 – победители городского этапа (СПЛ, гимназии № 5, 7, 24; ОШ № 22, СШ № 35). В 2013 году победителем Всеукраинского конкурса стал Рогожин Дмитрий, ученик 9 класса гимназии № 5 им. Л. Украинки, научный руководитель – А.А. Майорова, учитель истории. Им были вручены дипломы Министерства образования и науки Украины.

  • ^ Участие во Всеукраинском конкурсе поисково-исследовательских работ «История и уроки Холокоста», посвящённом памяти жертв геноцида еврейского народа, который проводился при поддержке Всеукраинского центра истории Холокоста и МОН Украины. В январе 2013 года была проведена городская научно-практическая конференция об этих трагических событиях второй мировой войны. В ней приняли участие представители еврейской общины Севастополя и учителя истории. Старшеклассники школ приняли участие во Всеукраинском конкурсе, отправив в Киев свои творческие работы.

  • ^ Городской конкурс-защита научно-исследовательских работ учащихся «Молодёжь в науке и творчестве», в котором в номинации «История» приняли участие 24 учащихся 8–11 классов. 13 работ были признаны лучшими и отмечены грамотами и дипломами Управления образования и науки СГГА.

Среди них:

1 место – Рогожин Дмитрий, 9 класс, гимназия № 5 им. Л. Украинки (А.А. Майорова);

Сикорская Ольга, 11 класс, гимназия № 8 (А.П. Великоцкая);

Мирзоян Мария, 11 класс, СШ № 35 (Л.И. Никонова);

^ 2 место – Замышляева Лилия, 11 класс, ОШ № 6 (В.А. Богатикова );

Мамедов Руслан, 11 класс, СШ № 45 (В.Н. Забабурина);

Падейская Надежда, 9 класс, гимназия № 8 (С.В. Рукавицына);

Петров Максим, 9 класс, гимназия № 8 (С.В. Рукавицына);

Медвецкая Анна, 11класс, гимназия № 5 им. Л. Украинки (Л.А. Козлёнкова);

Синепалова Анастасия, 10 класс, гимназия № 1 им. А.С.Пушкина (И.А. Пылова);

3 место – Ситников Дмитрий, 8 класс, ОШ № 32 (И.В. Бурмистрова);

Скичко Елизавета, 8 класс, ОШ № 9 (Е.В. Романенко).

  • ^ Международный исторический конкурс научно-исследовательских и поисковых работ учащихся по теме «Отечественная война 1812 года и Украина», в котором приняли участие несколько школ города, среди них: СПЛ; СШ № 45, 58; ОШ № 6, 50. Победители – команда учащихся ОШ № 50 (учитель истории Е.А. Жуковская) посетили места, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года.

  • ^ Международный интерактивный конкурс юных историков «Лелека – 2013», в котором приняли участие более 20 учебных заведений города: СПЛ, гимназии № 2, 5, 8, 10; СШ № 45, 58; ОШ № 6, 9, 14, 17, 34, 39, 40, 41, 42, 49, 60, 61; ПТУ. Этот конкурс проходит 5 год, начиная с 2009 года. Следует отметить растущий интерес к нему учащихся школ Севастополя. Особенно результативно работают гимназии № 2, 5, 10; СПЛ; СШ № 45, 58; а также ОШ № 6, 14, 39, 40, 41, 42, 49. Хорошие результаты показывали ученики Т.М. Полянской (ОШ № 40), О.В. Руденко (гимназия № 2), Л.Н. Коваль (СШ № 58), Т.М. Тебряевой (ОШ № 42), которые получили дипломы «Золотой Лелека»; «Серебряный Лелека» и «Бронзовый Лелека» в 2013 году.

В течение 2012–2013 учебного года результативно велась работа творческих групп. Анализ работы творчески работающих учителей истории показывает, что достичь успеха без компьютери-зации образования невозможно. И это зависит не только от количества компьютеров, имеющихся в школе, но и от качества средств обучения, методического обеспечения их использования. Но более всего от желания педагогов работать современно, как требует сегодняшнее образование. К этой мысли следует добавить, что успех зависит и от профессионализма педагога, если он в системе применяет информационно-коммуникационные технологии в обучении и воспитании учащихся. Поэтому работа всех творческих групп без применения ИКТ не может быть эффективной. Фактически все учителя истории на достаточном уровне владеют навыками работы с Интернет–ресурсами. Но так как программное обеспечение школьного исторического образования постоянно обновляется и совершенствуется, учитель-практик обязан идти в ногу со временем.

В 2012–2013 учебном году была проведена аттестация учебных заведений города – СШ № 3, 57, ОШ № 14, 17, 23, 28, ЧШ «Хабад». Проведённые собеседования с учащимися и контрольные срезы знаний по основным темам учебных программ по истории Украины и Всемирной истории в целом подтвердили объективность выставления баллов за тематическое и семестровое оценивание. Однако анализ выполнения учебных программ требует большей объективности в оценке учебных достижений (компетентностей) учащихся, их соответствия требованиям 12-балльной шкалы оценивания и Госстандарта. Особенно это касается СШ № 3, 19, 57, ОШ № 14, 26, 28.

Под контролем методической службы ИПО СГГУ осуществляется пополнение учебно-методической базы кабинетов истории и школьных музеев.

Взаимодействию в работе учебных заведений с городскими музеями был посвящён Международный семинар «Преподавание и обучение истории в мультикультурной державе: партнёрство между школами и музеями», проведённый 28–30 мая 2013 года в нашем городе на базе Национального Херсонесского музея-заповедника. В семинаре приняли участие историки города, коллеги и методисты из различных регионов Украины и стран Европы. Состоялся профессиональный диалог по одному из важнейших направлений исторического образования – взаимодействию школы и музея в осуществлении краеведческой работы. Поэтому при поддержке методической службы ИПО за последние 10 лет в городе возрождены 19 музеев в гимназиях № 7, 24, СШ № 3, 43, 57, 58, ОШ № 4, 13, 16, 17, 23, 26, 30, 31, 34, 44, 49, 60, 61. Из них 7 музеев созданы заново (гимн. № 7, СШ № 43, 57, 58, ОШ № 23, 54, 61). 15 школам города-героя Севастополя присвоены имена великих исторических личностей XIX–XX столетий.

Анализ результатов городского смотра-конкурса учебно-методической базы учебных заведений в 2012 году показал, что учебные кабинеты истории, имеющие звание «Образцовый» обеспечены в полном объёме теле-, видео-, аудиосредствами, компьютерами и мультимедийным оборудованием.

В истории множество памятных дат, которые отмечаются ежегодно. Воспитательное воздействие исторического наследия на сознание молодёжи трудно переоценить. В связи с этим каждому школьному методобъединению в 2013–2014 учебном году предстоит повысить эффективность духовно-нравственного и гражданского воспитания и образования учащихся. Руководствуясь документами Украинского института национальной памяти, методическая служба нацеливает школьные методические объединения учителей истории использовать их рекомендации в своей практической работе с учащимися, учитывая памятные даты, исторические события календаря 2013–2014 уч.г.: 1025-летие принятия христианства в Киевской Руси, 200-летие со дня рождения Т.Г. Шевченко, 160-летие со дня начала Крымской войны, 100-летие со дня начала Первой мировой войны, 70-летие освобождения Украины, Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.

Завершая анализ методической работы за 2012–2013 учебный год, хочется призвать коллег – историков к сохранению лучших традиций, сложившихся в системе образования и воспитания молодёжи нашего славного города-героя Севастополя. Она создана опытом поколений многих педагогов и проверена временем. Только на основе преемственности лучшего опыта и духовно-нравственных подходов к историческому образованию может развиваться подрастающее поколение, адекватно реагирующее на вызовы современной жизни. Человек допускается к сотворчеству после того, как он овладеет умением гармоничного, уважительного общения с другими людьми. Это означает, что он сохраняет своё право выбора и предоставляет свободу выбора окружающим его людям, соизмеряя свои интересы с интересами других. Этот выбор всегда показывает, куда направляет свой творческий потенциал человек под влиянием душевных порывов: во благо или во зло. Современный учитель-историк должен чётко осознавать мировоззренческий потенциал своей науки; понимать, что каждой молодой, взрослеющей душе присуще стремление к лучшему и поэтому необходимо помогать ученикам воспитывать их на достойных, благородных примерах, которых великое множество в отечественной и всемирной истории.

Деятельность кабинета истории ИПО СГГУ в новом 2013–2014 учебном году будет сосредоточена на выполнении требований, изложенных в новых документах МОН Украины – Госстандарта и Концепции исторического образования школьников, которые будут внедряться в основной и базовой старшей школе поэтапно до 2018 года. В связи с этим определены главные приоритеты и направления методической работы на 2013–2014 учебный год:

  1. Обновление содержания исторического образования в соответствии с требованиями МОН Украины и рекомендациями Государственных институтов истории Украины и Национальной памяти Украины при Национальной академии педагогических наук Украины.

  2. Научно-методическое обеспечение внедрения базовых учебных программ по истории Украины и Всемирной истории трёх уровней: стандартный, академический, профильный.

  3. Овладение тестовыми технологиями внешнего независимого оценивания выпускников школ по истории Украины и всемирной истории, которые будут проведены в 2013–2014 учебном году отдельно.

  4. Научно-методическое обеспечение профильного (10–11 классы) и допрофильного (7–9 классы) образования по историко-гуманитарному направлению.

  5. Повышение квалификации учителей истории в рамках межкурсовой методической работы, включая самообразование по инновационной деятельности и творческий подход к труду.

  6. Обеспечение реальной связи между квалификацией учителей истории и результатами их педагогической работы в период аттестации. Организация работы сетевого сообщества учителей истории в рамках Всеукраинской образовательной сети «Щоденник.ua». Осуществление курсовой учёбы вновь прибывших учителей истории по теме: «ИКТ в системе исторического образования». Проведение эксперимента по внедрению электронных средств учебного назначения совместно с Центром информационных технологий образования СГГУ.

  7. Методическое сопровождение внедрения экспериментальных, новых учебников и пособий по истории Украины (9, 10, 11 классов), а также учебных тетрадей, атласов, карт и шаблонов к ним.

  8. Научно-методическое сопровождение работы с одарёнными детьми, организация олимпиад, турниров, фестивалей, конкурсов. Организация работы исторической секции МАНУМ, конференций, в том числе городского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся «Молодёжь в науке и творчестве», краеведческих викторин. Участие в Международном интерактивном историческом конкурсе «Лелека – 2014».

  9. Научно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной и инновационной работы, формирования инновационной культуры учителей истории, имеющих высшую квалификацию и педагогические звания «старший учитель» и «учитель- методист». Подготовка к III городскому фестивалю педагогов-новаторов, Всеукраинскому конкурсу «Учитель года – 2015» и городскому конкурсу «Севастопольские мастера – 2014».

  10. Осуществление международного сотрудничества кабинета истории ИПО по совершенствованию образования взрослых (включая повышение квалификации учителей истории по различным проектам и программам) на основе соответствующих соглашений и международных грантов.

  11. Разработка методических материалов в помощь учителям истории, особенно учителям сельских школ.

  12. Подготовка к проведению городского смотра-конкурса учебных кабинетов школ г. Севастополя на присвоение и подтверждение звания «Образцовый кабинет» по предмету «история».

  13. Оказание своевременной методической помощи учителям истории школ-интернатов № 3, 4, 5, ВПУ КГАВТ № 3, СПХЛ № 13.

  14. Организация курсов повышения квалификации учителей истории в связи с предстоящей аттестацией в 2014–2015 уч.г.

  15. Методическая поддержка музейной, краеведческой работы школ города.

  16. Пополнение картотеки ППО учителей истории г. Севастополя с целью популяризации педагогического и инновационного опыта.

  17. Привлечение СМИ к повышению престижа педагогической профессии учителей истории города. Пропаганда их опыта в средствах массовой информации.

В новом учебном году будет продолжено многолетнее плодотворное сотрудничество с Всеукраинской Ассоциацией преподавателей истории «Нова Доба», действующей в Украине под патронатом Европейской Ассоциации «Евроклио» и при поддержке МОН Украины. Это даст возможность расширить применение инновационного подхода в образовании педагогов-историков и повысить результаты методической работы с кадрами. Севастопольская региональная группа историков-обществоведов совместно с коллегами из Киева, Львова, Одессы, Харькова и Запорожья продолжит работу по овладению современными инновациями и педтехнологиями в рамках сотрудничества с ведущим специалистом в области исторического образования в школах Украины К.А. Бахановым (Бердянский государственный педагогический университет). Проблема формирования и поддержки психологической готовности перспективных в профессиональном плане молодых историков к инновационной деятельности по-прежнему в центре внимания методической службы. И здесь важны профессиональные умения учителей по реализации концептуальных идей исторического образования: «Человек в истории, история в человеке», «Диалог культур, традиций и религиозных конфессий», «Альтернативное понимание истории и формирование критического мышления», «Толерантность и терпимость» и т.д.

Необходимо активизировалась экскурсионную и поисковую работу учителей истории со старшеклассниками. Темами поиска и исследования являются истории конкретных личностей, связанных с героическими страницами Великой Отечественной войны на территории СССР (судьбы Героев Советского Союза С.А. Ковпака, В.С. Петрова, прославленных лётчиков И. Кожедуба, А. Покрышкина, Н. Острякова и др.), боевыми и трудовыми подвигами земляков. На это нацеливает работников образования Указ Президента Украины В.Ф. Януковича «О мероприятиях по подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы в Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Методическая служба ИПО СГГУ нацеливает творчески работающих учителей продолжить профессиональную традицию и принять участие во Всеукраинском конкурсе «Учитель года– 2015» в номинации «история». Опыт прежних конкурсантов–лауреатов и победителей – уже стал достоянием методической работы и успешно транслируется в работе многих талантливых учителей истории города, способствуя совершенствованию системы школьного исторического образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ содержания и методического обеспечения учебно-воспитательного...
Эффективность методической работы как важнейшей составляющей системы последипломного образования педагогических кадров в значительной...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и научно-методического обеспечения преподавания...
Повышение эффективности методической работы в 2013–2014 учебном году: проблемы, перспективы

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2011 2012 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания математики в 2012-2013 учебном год
Повышение эффективности методической работы с педагогическими кадрами в новом учебном году. Организационно-методическое обеспечение...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ содержания и методического обеспечения учебно-воспитательного...
Эффективность методической работы как важнейшей составляющей системы последипломного образования педагогических кадров в значительной...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния методического обеспечения и преподавания русского...
Нацеливают словесников на выполнение этой задачи нормативные документы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины,...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния преподавания физической культуры, внеклассной спортивно-массовой,...
Организация методического обеспечения этого процесса в 2012–2013 учебном году и задачи на 2013–2014 учебный год

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных...
Оказать своевременную методическую помощь педагогу – одно из приоритетных направлений деятельности научно-методического центра (нмц)...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания биологии...
Особое внимание уделяется формированию у будущего поколения предметных компетенций на основе целостного представления натуралистической...

Анализ состояния и методического обеспечения преподавания истории в учебных заведениях г. Севастополя и результативность методической работы с учителями истории в 2012-2013 учебном год iconАнализ состояния и методического обеспечения преподавания информатики в 2012-2013 учебном год
Активизировать работу учителей информатики г. Севастополя в виртуальных сообществах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<