Реферат на тему "Мифы древних славян"




Скачать 331.72 Kb.
НазваниеРеферат на тему "Мифы древних славян"
Дата публикации16.11.2013
Размер331.72 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Мифы древних славян

Рязанская государственная радиотехническая академия Кафедра истории и культуры Реферат на тему "Мифы древних славян" Выполнил: Palard Проверила: Рогачёва А. Г. Рязань, 2000 г. СодержаниеСодержание 2ВВЕДЕНИЕ 31. Представление о земном устроении 42. Уровни славянской мифологии 53. Верховные Боги славян 6 3.1. Мать Земля и Отец Небо 6 3.2. Даждьбог Сварожич 6 3.3. Перун Сварожич 8 3.4. Огонь Сварожич 104. Другие Боги древних славян 12 4.1. Род и Рожаницы 12 4.2. Ярила 13 4.3. Змей Велес 13 4.4. Тёмные Боги 155. Боги и духи низшего уровня 156. Центральный миф древних славян 167. Религиозные праздники 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19Список используемой литературы 20 ВВЕДЕНИЕ Древнейшая история восточных славян, подробности их быта и верованийокончательно еще не выяснены историками, разнообразные стороны жизни имногие факты не установлены. Все сведения о древних славянах извлечены из скудных строкисторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским ивизантийским авторам, а также летописям более позднего христианскогопериода, которые создавались, конечно, не с целью описать языческие мифы.На некоторые события пролили свет археологические находки, но ихистолкование порой вызывает множество мнений и точек зрения. На малую каплютвердого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Такимобразом, ранняя история и культура восточных славян не менее загадочна итаинственна, чем история Атлантиды. Именно поэтому меня привлекла тема«Мифы древних славян». Мне захотелось изучить эту сторону нашей многогранной истории,углубиться в тему и обратиться к истокам нашего далекого прошлого. Изучив материалы по данной проблеме, я убедился, что восточные славянеоставили нам величайшее духовное наследие, и, возможно, в своем поклонениии единении с природой они были даже выше и разумнее нас – "царей" всегоживого. Древняя религия предков, которую некоторые считают забытой, досегодняшнего дня продолжает жить в наших обычаях. А ведь именно в этихобычаях коренится наше мировоззрение. Следовательно, чтобы лучше понять всепроисходящее сейчас, необходимо изучить и проанализировать наше прошлое... 1. Представление о земном устроении Известия летописей, находки археологов, записи старинных поверий иобычаев позволяют буквально по крупицам воссоздать сложную и оригинальнуюрелигиозную систему восточных славян. Представления славян–язычников о земном устроении были очень сложны изапутаны. Ученые-славяноведы пишут, что он казался им похожим на большое яйцо, вмифологии некоторых соседних и родственных народов это яйцо было снесено"космической птицей". У славян же сохранились отголоски легенд о ВеликойМатери- родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Имя ее былоЖива, или Живана. Но о ней известно не много, потому что, судя по легенде,она удалилась после рождения Земли и Неба. Посредине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена самаЗемля. Верхняя часть "Желтка" - наш живой мир, мир людей. Нижняя "исподняя"сторона – Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у насцарит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю.Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодецдвенадцать дней и ночей. Как ни удивительно, но, случайность это или нет,древние славяне имели представление о форме Земли и смене дня и ночи. Вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девятьнебес (девять – трижды три – священное число у самых разных народов). Вотпочему мы до сих пор говорим не только "небо", но и "небеса". Каждое издевяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение:одно – для Солнца и звезд, другое – для Месяца, еще одно – для туч иветров. Седьмое по счету наши предки считали "твердью", прозрачным дномнебесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источникдождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: "разверзлись хлябинебесные". Ведь "хлябь" - это морская бездна, водный простор. Мы все ещемногое помним, только не знаем, откуда эта память и к чему она относится. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись поМировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и вседевять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромныйраскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Этодерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии - оносвязывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четырестороны света и своим состоянием "состоянием" символизировало настроениелюдей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток ихорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах,где участвовали злые Боги. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в"хлябях небесных" есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием".Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай",так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще ирий называлиостровом Буяном. Этот остров известен нам по многочисленным сказкам. И натом острове живут прародители всех птиц и зверей: "старший волк", "старшийолень" и т.д. Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осеньюперелетные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, идержат ответ перед "старшими" - рассказывают, как поступили с ними люди.Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взятьсвою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда"старшие" скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться,чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился – не оберетсябеды… (Как мы видим, язычники отнюдь не считали себя "царями" природы,которым позволено грабить ее как угодно. Они жили в природе и вместе сприродой и понимали, что у каждого живого существа не меньше права нажизнь, чем у человека.) 2. Уровни славянской мифологии Славянская мифология имела три уровня: высший, средний и низший. На высшем уровне располагались Боги, чьи "функции" были наиболее важныдля славян и которые участвовали в самых распространенных сказаниях имифах. Это Сварог (Стрибог, Небо), Земля, Сварожичи (дети Сварога и Земли -Перун, Даждьбог и Огонь). К среднему уровню могли относиться божества, связанные схозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшиецелостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян ит.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств,обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленныхчеловеку, чем боги высшего уровня. На низшем уровне находились различные узкоспециализированныесущества, менее уподобленные человеку, чем Боги высшей ступени. К нимотносились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т. д. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано иобщеславянское слово "Бог": можно сравнить слова "богатый" (имеющий бога,долю) и "убогий" (противоположное значение), в украинском языке — небог,небога — несчастный, нищий. Слово "Бог" входило в имена различных божеств —Даждьбог, Чернобог и другие. Славянские данные и свидетельства другихнаиболее древних индоевропейских мифологий позволяют видеть в этихнаименованиях отражение древнего слоя мифологических представленийпраславян. Для наглядности можно изобразить схему уровней Богов славян: [pic] 3. Верховные Боги славян3.1. Мать Земля и Отец Небо Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, болеетого — супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свет. БогаНеба, Отца всего сущего, называют Сварогом. Это имя восходит к древнемуслову, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Учёныеотмечают, что другое имя Неба было Стрибог— в переводе на современный язык«Отец-Бог». Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людямкузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, попредставлениям славян, — и это очень похоже на современные представления —на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К томуже Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчинеиметь только одну жену, а женщине — одного мужа. В «Слове о полку Игореве»— знаменитом памятнике словесности, созданном в конце XII века, — средибогатейшей языческой символики можно найти иносказательное название ветров:«Стрибожьи внуки». Значит, ветры считались внуками Неба. Землю мы до сих пор называем Матерью, и это трудно оспорить. Толькодалеко не всегда люди обращаются с ней, как положено почтительным детям.Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят,что Земля платила им тем же. В одной из былин героя предостерегают, чтобыне сражался с таким-то богатырём, потому что он непобедим— «его Земля-Матушка любит»... Десятого мая справлялись «именины Земли»: в этот день её нельзя былобеспокоить — пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественныхклятв; при этом её касались ладонью, иногда вынимали кусок дёрна ивозлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной.Считалось, что Земля не станет носить лжеца. Некоторые ученые считают, что Богиню Земли звали Макошь (впрочем, другие,не менее авторитетные, с ними яростно спорят.) Можно попробовать рахобратьслово по составу. «Ма-» — означает мать, мама. Что же означает "кошь"?Вспомним слова "КОШелек", где хранится богатство, "КОШара", куда загоняютживое богатство — овец. "КОШевым" называется предводитель казаков, "КОШем"ещё называли жребий, судьбу, счастье. А также и короб, большую корзину,куда складывают собранный урожай — земные плоды, а ведь именно он составлялбогатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается: Земля-Макошь — Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая.3.2. Даждьбог Сварожич Древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь — два небесных Пламении одно земное— родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Бога Солнца называют Даждьбогом (или, в другом произношении,Дажьбогом). Имя его происходит не от слова "дождь", как иногда ошибочнодумают. "Даждьбог" значит — "дающий Бог", "податель всех благ". Славяневерили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённойчетвёркой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный светпроисходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. НочьюДаждьбог с запада на восток пересекает нижнее небо, светя Нижнему Миру.Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан на ладье, запряжённойводоплавающими птицами — гусями, утками, лебедями. Поэтому наши предкиприписывали особую силу оберегам (это слово происходит от глагола "беречь","оберегать" и обозначает амулет, талисман) в виде утки с головой коня. Ониверили, что Бог Солнца поможет им, где бы он ни находился — в Дневном Миреили в Ночном, и даже по дороге из одного в другой. В "Слове о полкуИгореве" русские люди названы "Дажьбожьими внуками" — внуками Солнца. Хотяповествуется там о событиях, происшедших без малого через двести лет послеофициального принятия христианства. Это показывает, что влияние язычествасохранялось еще очень долго даже в условиях христианства, а некоторыеэлементы язычества глубоко вошли в русское православие. Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрою и братом, причём УтренняяЗаря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнегосолнцестояния (ныне известного как Иванов день), торжественно праздновалсяих брак. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматриваетза нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Недаром вовсе времена преступники ожидали наступления ночи, скрываясь от правосудия —не только земного, но и небесного, а затмение в том же самом "Слове и полкуИгореве" принимается за страшное знамение. А священным знаком Солнца с незапамятных времён был... Крест! Егонетрудно увидеть, если посмотреть, прищурясь, на Солнце. Не потому лихристианский крест, так похожий на древнейший языческий символ, и прижилсястоль хорошо на Руси? Иногда Солнечный Крест обводили кружочком, а иногдарисовали катящимся, как колесо солнечной колесницы. Такой катящийся крестназывается свастикой. Она бывала обращена в одну или другую сторону, смотряпо тому, какое Солнце хотели изобразить – "дневное" или "ночное". Междупрочим не только в славянских легендах колдуны, творя свои заклинания,ходят "посолонь" (то есть по Солнцу) либо "противосолонь", в зависимости оттого добрым или злым будет их волшебство. К сожалению, свастика былаиспользована в фашистской символике и у большинства людей вызывает теперьотвращение, как фашистский знак. Однако в древности она весьма почиталась ибыла распространена от Индии до Ирландии. Часто встречается она и надревнерусских украшениях, найденных археологами. Ее можно увидеть даже ворнаменте и узорах на одежде в Рязанском краеведческом музее. Что жекасается «фашистского знака», нетрудно убедиться, что он изображает именно"ночное" Солнце, катящееся по внутренней стороне нижнего неба. Такимобразом, настоящим предметом "поклонения" фашистских мистиков оказываетсяне Солнце, а скорее его отсутствие — ночной мрак. Интересна трактовка свастики в буддийской традиции. Она называется"мандзи" и считается символом совершенства. Вертикальная черта указывает навзаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная — на борьбу извечныхпротивоположностей Инь и Ян, сущности которых мы здесь рассматривать небудем. Что же касается поперечных штрихов, — если они направлены влево, тоэтим, с точки зрения буддистов, олицетворяется движение, мягкость,сострадание, добро; вправо—твёрдость, постоянство, разум и сила. Такимобразом, две разновидности мандзи дополняют друг друга: любовь исострадание беспомощны без силы и твёрдости, а бездушный интеллект и силабез милосердия ведут лишь к умножению зла. В общем, "добро должно быть скулаками", но—именно Добро.3.3. Перун Сварожич Перун — славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Славянепредставляли его себе немолодым разгневанным мужем с рыже-золотойклубящейся бородой. Сразу отметим, что рыжая борода — непременная чертаБога Грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали своегоГромовержца (Тора) скандинавы, соседи и родственники славян поиндоевропейской семье народов. Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Скандинавскиесказания отмечают, что разгневанный Тор "потрясал волосами". Какого цветабыли волосы у Тора, определённо не сказано, а вот у славянского Перуна онидействительно как грозовая туча — черно-серебряные. Недаром изваяниеПеруна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: "Головасеребряна, ус злат". Славяне видели своего Бога мчащимся среди туч верхомна коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми ивороными. Между прочим, сорока была одной из птиц, посвящённых Перуну,именно из-за своей черно-белой окраски. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает"Тот, кто сильно бьёт", "Разящий". Некоторые учёные усматривают связь имениБога Грозы с такими словами, как "первый" и "правый". Что касается"первого", то Перун действительно был главнейшим Богом в языческом пантеонеКиевской Руси и, вероятно, старшим сыном Сварога. Не лишено смысла исближение его имени с "правым": Перуна наши предки считали учредителемнравственного закона и самым первым защитником Правды. Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вототкуда гром, вот почему он "прокатывается" по небесам. Впрочем, на этотсчёт бытовали разные мнения. Ещё говорили, что гром и молния — эхо иотблеск ударов, которыми Перун награждает Змея Велеса, стремящегосяограбить Богов и людей — похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. А вотдалённой древности полагали, что на самом деле гром — это "клич любви" напразднике свадьбы Неба с Землёй: известно же, как хорошо всё растёт послегрозы... Согласно некоторым источникам, молнии у Перуна были двоякого рода:лилово-синие, "мёртвые", разящие насмерть, и золотые, "живые", созидающие,пробуждающие земное плодородие и новую жизнь. Давно замечено, как чист и свеж воздух после грозы. Славяне-язычникии этому нашли объяснение. Всё дело в том, говорили они, что нечистая сила встрахе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё несмеет показаться наружу. Перун, в большой степени "ответственный" за плодородие, имеет особоеотношение к хлебу. Сохранилась легенда о том, как некая женщина отправиласьв поле работать в праздник Перуна (20 июля), чего по обычаю делать былонельзя. Рассердившийся Перун сдержал поначалу свой гнев. Но когда ребёнок,оставленный на меже, обмарал пелёнки и мать вытерла его пучком хлебныхколосьев (по другой версии, осквернению подвергся кусок печёного хлеба),поднялся вихрь и унёс в тучу весь урожай. Часть его всё-таки удалосьотмолить обратно, но "стоколосым" (по сотне колосьев на каждом стебле) хлебникогда уже больше не был... С громом небесным связана и легенда о происхождении жемчуга. Славянесчитали, что он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазахмоллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створкираковины при виде грозы... Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменныетопоры и наконец — золотая секира: Боги "прогрессировали" вместе с людьми.Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудеснаясила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, чтотем самым будет "подсечена" и изгнана Смерть. Топор крест-накрестперебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась.Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоихбратьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символическиеизображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, былнеодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть вчеловеческое жильё. Не перечесть обычаев и поверий, связанных с топором.Даже всем известный «куриный бог», камешек с отверстием посередине, которыйзаботливые хозяева посейчас стараются повесить в курятнике, — не что иное,как воспоминание о древнем каменном топоре, одном из символов языческогоБога Грозы... Другой символ Перуна — так называемый громовый знак, похожий наколесо с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовализдесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе ктучам и Небу — на самых возвышенных местах, где раньше всего появляетсяснег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Егорезали и для красоты, и из чисто "практических" соображений — в качествегромоотвода... Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна сталисчитать покровителем воинов. Поэтому некоторые исследователи теперь пишут,будто Перун — исключительно "дружинно-княжеский" Бог, вовсе не популярныйсреди простого народа. Вряд ли это было действительно так! Ведь гроза — нетолько небесная битва, она необходима и пахарю, ждущему урожая. А главныйподвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие,вернул Солнце и дождь. Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий леснойбык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году идо наших времён дожили лишь прирученные потомки туров - домашние быки икоровы. Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные зверипротив него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом.Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает обликлесного быка. А 20 июля (в праздник Перуна) туры якобы сами выбегали излеса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда людипрогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревнямспециально откармливали жертвенных быков. Эта традиция ещё в прошлом векенеукоснительно соблюдалась во многих местах. Только теперь языческий пирустраивали возле церкви, и христианский батюшка его освящал. Было у Перуна и своё дерево — дуб, был и любимый цветок, который вБолгарии до сих пор зовут "перуникой". У него шесть лилово-голубыхлепестков (громовой знак), поросших золотистыми волосками (молния). Онрасцветает весной, когда гремят первые грозы. Этот цветок ирис — по-гречески "радужный". Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели формуцветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, "лепестков" обычновосемь, но в древнейшие времена, по мнению учёных, их было шесть."Лепестки" представляли собой ямы, в которых горели неугасимые священныекостры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога. Иногда говорят,что древние славяне верили в идолов. Но это всё равно что утверждать, будтохристиане верят в иконы. Перед изображением Бога помещался алтарь, обычно ввиде каменного кольца. Туда складывали приношения, проливали жертвеннуюкровь: чаще всего — животную, а если народу грозило серьёзное несчастье —то и человеческую. Жизнь во все времена считалась священным даром Богов:человеческое жертвоприношение было чрезвычайным, исключительным актом. Инадо ещё учитывать, что, по сюжетам некоторых кинофильмов и художественныхпроизведений, человек, назначенный в жертву, вовсе не обязательно заливалсягорькими слезами и пробовал убежать. Жертвы бывали и добровольными: человекуходил к Богам, чтобы поведать им о нуждах своего народа, попросить помощи,отвести беду — как мы бы теперь выразились, "закрывал собой амбразуру", т.е. совершал чтимый подвиг... После принятия христианства Перун не был забыт. Здесь сказано лишь онемногих обычаях, дошедших до наших дней; на самом деле их великоемножество. Когда Православная Церковь запретила молиться прежним Богам, исвятилища были разрушены с той же ненужной жестокостью, с какой спустяпочти тысячу лет воинствующими атеистами были разрушены церкви. Однакоучёные говорят, что христианство не только "громило" язычество, но ипыталось мирно ужиться с ним, подчинив своей иерархии ценностей. Неслучайно особо острые конфликты происходили всё-таки редко, ибо со временемвозникал своего рода симбиоз. В частности, приняв крещение, вчерашниеязычники продолжали чтить старых Богов, только под новыми именами. Вот иПерун "передал" многие свои качества Илье Пророку, одному из самыхпочитаемых христианских святых. Другой "наследник" Бога Грозы — святойГеоргий, змееборец, который и в наши дни мы видим на гербе Москвы.3.4. Огонь Сварожич Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли был Огонь.До сих пор мы говорим об "огне родного очага" — хотя у большинства дома неочаги, а газовые или электрические плиты. В древние же времена Огонь былпоистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да ипосле смерти его тело нередко ожидал погребальный костёр. В глубочайшейдревности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже — собиралвкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя еёнераздельную общность. Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком. Любойстранник, совсем чужой человек, становился "своим", стоило ему обогреться уочага. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться кОгню, зато Огонь был способен очистить что-либо осквернённое. Огонь былсвидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры:считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепиврук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Как звали Бога Огня? Некоторые учёные полагают, что западные славяне,жившие по южному берегу Балтийского моря, называли его Радогостем(Радигостом). У этих исследователей есть серьёзные доказательства, а у ихне менее авторитетных соперников — опровержения, так что решающее словопока не сказано. Вероятнее же всего, имя Бога Огня было настолько свято(ведь этот Бог обитал не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственносреди людей), что его старались пореже произносить вслух, заменялииносказаниями. А с течением времени оно просто забылось... Это произошлоточно так же, как и было забыто настоящее название медведя: люди старалисьназывать сильных и опасных зверей иносказательно (применительно к медведю -"косолапый", "бурый"). Вот и слово "медведь" означает "ведающий медом" -"любящий мед". Настоящее его наименование, по-видимому, навсегда утеряно. Зато не забылось великое множество примет и поверий, связанных сОгнём. В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: «Сказал бытебе... да нельзя: печь в избе!» Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала рукик печи, грея ладони, в какое бы время года это ни происходило: тем самымона призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачнуюмолодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в моментрождения ребёнка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признакрождения будущего злодея. И вот, наконец, почему перед новобрачнымиразбивают тарелку ("На счастье"), а прежде разбивали горшок, только чтопобывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!». Теперь чащевсего не помнят смысла этого действия. Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытнымспособом — трением. Почему же всё древнейшее пользовалось таким почётом, даи в наши дни ещё пользуется? Дело в том, что всем наиболее древним обычаям,приёмам и ухваткам, как считалось, праотцы и праматери ныне живущих людейнаучились непосредственно у Богов. Вспомним кузнечные клещи и плуг,"упавшие с небес", или "первые" законы! Соответственно, весь последующийтехнический и социальный прогресс был отчасти искажением прадедовской"божественной" мудрости, выше которой, по мнению древних людей, ничего немогло быть. Так вот, Огонь, добытый трением, считался «чистым», несоприкоснувшимся ни с какой скверной. Зажиганием такого Огня всякий разотмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлогоостаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнём: таким образом,каждый год миру даётся шанс возродиться, сделаться добрее и лучше. Отметимпопутно, что начало нового года на Руси неоднократно переносилось, егопраздновали то в марте, то в сентябре, но одним из древнейших ученые всё жепризнают Новый год, справляемый в дни зимнего солнцеворота, 22-23 декабря. С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. Понекоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек,между которыми возгорелся Огонь — самое первое пламя любви... По другой излегенд Перун и Огонь соревновались в меткости, и в момент, когда пламя имолния, ударили в одну точку. неожиданно для самих Богов появились первыелюди. И это далеко не всё, что можно сказать об Огне. Ярких примеровсовременных традиций, пришедших к нам их глубокой древности великоемножество. Откуда, например, появилась наша «ватрушка»? Это от Древнегослова «ватра», то есть «очаг». 4. Другие Боги древних славян4.1. Род и Рожаницы Уже говорилось, что светлый ирий считался у древних славян источникомвсяческой жизни, прародиной растений, птиц и зверей. Были и Боги, особо«ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также запреумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это — Род иРожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Учёные давно спорят о том, насколько важную роль отводили славянеБогу по имени Род. Некоторые утверждают, что это мелкое «семейное» Божествовроде Домового. Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных,верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной: согласноверованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей,когда рождаются дети. Кроме того, исследователи предлагают обратитьвнимание, сколько важнейших слов происходит от корня "род", созвучногоимени этого Бога: РОДня, уРОЖай, РОДина, приРОДа. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древнихрукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и "сыр" (раньшеэтим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Впрочем,рукописи были составлены деятелями православия, так что в них трудно найтиподробные и точные описания. Однако современные учёные, обработав большойархеологический, этнографический, языковедческий материал, обратившись ксведениям, касающимся соседних народов, пришли к выводу, что Рожаниц былодве: Мать и Дочь. Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия,когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Древние славяне дали ей имяЛада, и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Всеони имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и т. д.Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" —ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» — свадебныйсговор. Болгарское «ЛАДуванье» — гадание о женихах. Но сфера деятельностиЛады отнюдь не ограничивается домом. Некоторые исследователи признаютВеликую Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. У древних славян была Богиня по имени Леля — дочь Лады, младшаяРожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой",нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобыприносящий детей, по-украински — "лелека". Славяне считали, именно Лелязаботится о едва проклюнувшихся всходах—будущем урожае. Лелю-Веснуторжественно "закликали" — приглашали в гости, выходили встречать её сподарками и угощением. Праздник Рожаниц справляли весной — 22—23 апреля. В этот деньприносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественносъедали на священном пиру, а потом ночью жгли костры: огромный, в честьЛады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше — по числу месяцев года.Согласно традиции, это был женский и девичий праздник, а мужчины смотрелина него издали.4.2. Ярила Часто, к сожалению, ошибочно считают Ярилу Богом Солнца. У древнихславян у Ярилы была другая роль. Что мы подразумеваем под словом "ярость"? В словарях русского языкаможно найти: "неистовство; пюрыв слепой, стихийной, зачастую бессмысленнойсилы". И ещё много родственных слов, и все они рассказывают о сильныхэмоциях, неподконтрольных рассудку. Вот эта сторона любви, которую поэтыназывают "страстью кипучей", и находилась "в ведении" славянского БогаЯрилы. Ещё в прошлом веке кое-где в России справляли праздник "ярилки",приуроченный к 27 апреля, к самому пику весеннего буйства природы.Считалось, что эта любовь увеличивает урожай, так много значивший длядревнего земледельца. Ведь, как мы помним, язычники не противопоставлялисебя природе и не отвергали её законов. Ярилу представляли себе юным мужчиной, пылким, влюблённым женихом.Кое-где, желая подчеркнуть его юность и красоту, "Ярилой" наряжали девушку.Её сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левуюруку колосья, а в правую... символ смерти—изображение человеческой головы.Коня с "Ярилой" водили по полям, приговаривая: "Куда ногою, там житокопною, а куда глянет, там колос зацветает!". По другой версии Ярила представал перед людьми весной мальчиком намолодом жеребце, летом - взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью -стариком на старом коне. Колосья символизировали жизнь, а изображение головы, возможно,связано с тем, что он, подобно египетскому Осирису, ежегодно умирал ивозрождался. Проводам, "похоронам" плешивого, состарившегося Ярилы тоже былпосвящён праздник. Люди знали: минует зима — и Ярила вернётся, воспрянет.Так же, как зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и витоге новым зерном. Не случайно зерновые культуры, которые сеют весной (вотличие от озимых), называют "яровыми"...4.3. Змей Велес Учёные пишут, что сказка - это миф, который перестал быть священнымдля тех, кто его рассказывает и слушает. Это миф, в который уже не очень-товерят. (Кстати, в Древней Руси словом "сказка" обозначали достоверныйрассказ, притом чаще письменный. А то, что мы теперь называем сказкой,тогда обозначали словом "баснь". От него произошла современная "басня" ивыражение "баснословный" — приукрашенный, фантастический, легендарный. Так вот, существует множество сказок про Змея Горыныча, которыйпохищает (или ему отдают в дань) девиц-красавиц и с которым борютсябогатыри и герои — от былинного Добрыни Никитича до Иванушки-дурачка. Аведь это тоже доживший до наших дней отголосок древнего языческого мифа.Мифа о борьбе громовержца Перуна со своим извечным врагом — чудовищнымЗмеем. Похожие легенды существуют у многих народов. В славянской языческой мифологии известен "скотий Бог" Волос (илиВелес), отчётливо противопоставляемый Перуну. Его связь со "скотьим" (тоесть животным) царством вытекает уже из его имени: Волос — волосатый —волохатый — мохнатый. Возможно, что и слово "волхв" происходит от имениэтого Бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу,"волохатые" шубы для подражания своему Божеству. Между тем имя "Волос"столь же определённо выводит нас в мир змей и червей. Кто хоть раз быллетом в деревне, наверняка слыхал леденящие душу истории о "живом волосе",который водится в речке у берега и может, укусив, всосаться под кожу. А ещёесть поверье, что волосок — звериный или человеческий, особенно от плохогочеловека, — оброненный в воду или опутавший яйцо, оживает и начинаеттворить злые дела. Вообще, волосы считались важным вместилищем жизненнойсилы. И не оберёшься беды, если состриженный и брошенный волос подберётнедобрый колдун... Это сказание могло появиться из легенды о кузнице Кие,который был способен ковать судьбу человека с помощью волоса. Одним словом, много веских причин заставляет некоторых ученыхотождествлять Волоса с легендарным Змеем — противником Бога Грозы.Послушаем их рассказ. Согласно преданиям, Змей Волос каким-то образом сочетает в своёмоблике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхатьогонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и оченьлюбит яичницу и молоко. Поэтому другое имя Волоса — Смок или Цмок, чтозначит Сосун. Здесь уместно вспомнить Смога — злобного дракона из сказочнойповести Дж. Р. Р. Толкиена "Хоббит". Это имя выбрано писателем не случайно! Но если внимательно перечитать народные легенды и сказки, окажется,что Змей в них не столько злобен, сколько неразумен и жаден. Легкоубедиться, что облик Змея "составлен" человеческим воображением из частей,взятых от разных животных. Быть может, в нём воплощены силы первобытногоХаоса, буйные силы неупорядоченной, дикой, необжитой природы, зачастуювраждебной древнему человеку, но по сути своей вовсе не злобной?.. Славяне-язычники поклонялись обоим божественным противникам — иПеруну, и Змею. Только святилища Перуна устраивались, как уже говорилось,по высоким местам, а святилища Волоса — в низинах. Есть основания думать,что укрощённый, загнанный в подземелье Волос стал "ответственным" за земноеплодородие и богатство. Он отчасти утратил своё чудовищное обличье,сделался более похожим на человека. Не зря же последний пучок колосьевоставляли в поле "Волосу на бородку". Кроме того, прослеживается связьВолоса-Велеса с музыкой и поэзией, недаром в "Слове о полку Игореве" певецБоян назван "Велесовым внуком"... В 1848 году в реке Збруч был найден каменный идол, чётко отражающийделение языческой Вселенной на Мир Богов, Мир Людей и Нижний Мир. Так вот,Мир Людей поддерживает снизу коленопреклонённое усатое человекоподобноесущество. Вид у него недовольный. На древнем идоле, конечно, нет поясняющихнадписей, но ученые полагают, что это и есть Велес, поселившийся в глубинеЗемли...4.4. Тёмные Боги Жизнь древнего человека далеко не всегда была лёгкой. Трундостизатставяли искать виновников, их они появились в образе злых Богов. Узападных славян таким воплощением зла был Чернобог: это имя поистинеговорит само за себя. Известно, что его изваяния были чёрного цвета, ссеребряными усами. Веровали в него или нет восточные славяне (предкибелорусов, украинцев и русских), определённо сказать нельзя. Быть может, иверовали, вряд ли у них было для этого меньше причин, чем у западныхсобратьев. А вот злая Богиня по имени Морана (Морена, Марана) совершенно точнобыла известна и на Западе, и на славянском Востоке. Её связывают стемнотой, морозом и смертью. Действительно, её имя родственно таким словам,как "мор", "мрак", "марево", "морок", "морочить", "смерть" и ещё многимстоль же недобрым. От Индии до Исландии известны мифические персонажи,причиняющие всяческое зло: буддийский Мара, искушавший праведныхотшельников, скандинавская "мара" — злой дух, способный замучить спящего,"затоптать" его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная сразрушениями и войной; наконец, французское слово "кошмар". Ещё можновспомнить Моргану, Моргаузу и Мордреда из эпоса о короле Артуре и егорыцарях. Отзвуки сказаний о Моране прослеживаются в былинах о Добрыне и"Маринке", которая всячески старается погубить богатыря, в частности,превращает его своим колдовством в тура - золотые рога. В тех же былинахрассказывается о нечестивой связи "Маринки" со Змеем. Есть основания видетьдревнюю Морану и в болгарской легенде о "злой бабе", "погубившей многолюдей" и набросившей грязную пелену на серебряный Месяц: с тех-то пор онпокрылся тёмными пятнами и, напуганный, стал ходить над Землёй куда вышепрежнего (между прочим, учёные-астрономы пишут о вековых изменениях орбитыЛуны...). Другие легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешникамикаждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасеотступает перед его лучезарной мощью и красотой. Наконец, соломенноечучело, которое и в наши дни кое-где ещё жгут во время праздника древнейязыческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия, принадлежит несомненноМоране, Богине смерти и холода. Каждую зиму она ненадолго берёт власть, нонавек утвердиться ей не дано: вновь и вновь торжествуют Солнце, Жизнь иВесна... 5. Боги и духи низшего уровня Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяиндвора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой; Овинник(хозяин овина) – еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краюдвора, а то и за его пределами, - попросту опасен. По этой причине верующиесчитали баню – символ, казалось бы, чистоты – нечистой. Иногда егопредставляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью,бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Дляумиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду,иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть доубийства. Любимое развлечение Банника – шпарить моющихся кипятком,раскалывать камни в печи – каменке и «стрелять» ими в людей. За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давал древнемуславянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т. д. Но кроме благ,даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей.Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит "лесной". Внешность егопеременчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах оЛешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, ноодежда на нем запахнута "наоборот" (иногда, впрочем, вместо одежды на немлишь собственный мех). Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато налице – ни ресниц, ни бровей, а глаза – как два изумруда, горят в лесныхпотемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить,но умел за добро платить добром. Когда люди начали расчищать леса и распахивать "пожоги" под хлеб,конечно, появились новые божества - Полевики. Вообще с хлебным полемсвязано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда люди встречалив поле еще и старичка Белуна – невзрачного с виду и донельзя сопливого. Онпросил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек – в руке унего неожиданно оказывался кошель серебра. Может быть, таким образом нашипредки хотели выразить простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех,кто не боится выпачкать рук? Рабочий день на селе всегда начинался рано. А вот полуденную жару лучшепереждать. Было у древних славян и мифическое существо, которое строгоприсматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это Полудница. Еепредставляли себе девушкой в длинной белой рубахе или, наоборот, косматойстрашной старухой. Полудницы (или Ржаницы) побаивались: за несоблюдениеобычая она могла жестоко наказать – теперь мы называем это солнечнымударом. Застигнув в полдень человека на пашне, она порой заставляла доизнеможения разгадывать ее загадки. Но Полудница бывала не только грозна.Человека, подружившегося с ней, она учила танцевать всем на зависть. Живя в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне, естественно,выработали целый комплекс религиозного почитания воды. Например, славянебыли уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ воды, водой такжеиспытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем. К воде обращались на"вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв,смыть весенним разливом деревню. Вот почему Водяной, мифический обитательрек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебноечеловеку. 6. Центральный миф древних славян Теперь, когда мы познакомились со всеми основными Богами славян,можно передать содержание основополагающей легенды древнеславянскоймифологии. Этот миф повествует о появлении злых богов и противостоянии имБогов добрых. Однажды Солнце-Даждьбог с братом Перуном вместе путешествовали вИсподней Стране. И вот тут из-за края Вселенной явилась темная звезда безлучей, с длинным кровавым хвостом. Она хотела насмерть сразить крепкоспавшую Землю - муж-Небо поспел на подмогу: заслонил Землю, принялжестокий удар. Но совсем отвести беду не сумел. Над всей Землейпронеслось хвостатое чудище, сжигая леса страшным, невиданным доселепожаром, и наконец упало где-то у дальнего края. ...Братья-Боги едва не загнали борзых коней, летя на восточный крайОкеана. Когда же пересекла его ладья, влекомая белыми лебедями, и крылатыежеребцы снова взвились - Даждьбог еще много дней не смел глянуть внизсветло и ясно, как прежде. Ибо поперек всей Земли протянуласьобезображенная, мертвая полоса, и там в черном дыму металсяперепуганный, ничего не понимающий Огонь. А из ран Неба потоками хлесталаназемь вода, затопляя низины, губя и смывая все, что уцелело в пожаре... Молодые Боги раздумывали недолго: кинулись спасать мать и отца.Спасать свой мир, покуда он снова не стал бесформенным комком, каким былдо рождения. Перевязывали раны Неба белыми полосами облаков, влажнымипеленами туманов. Успокаивали Огонь. Зажигали радугу над немногимивыжившими Людьми, указывали дорогу к спасению... Вот тогда и увидели у дальней кромки Земли горы, которых не былораньше, горы, похожие издали на чудовищные облака. Крепко вплавились они втело Земли. Осторожно направились Боги к тем горам... Оказалось, горыбыли железными. Раскаленные, они успели остыть, и острые вершины дышаличерным морозом, сбереженным где-то внутри, на глазах обрастали снегом ильдом. Никогда прежде молодые Боги не видывали подобного... Хорошо еще,большая часть этих гор провалилась вниз, за край Исподней Страны, от векабезжизненной, и лишь один безобразный хребет осквернял собой ликзеленой Земли. Увидели Боги: все живое пятилось от Железных Гор, всебежало от мертвящего холода - леса, реки, травы, цветы... Они осторожно объехали Железные Горы и в одной глубокой пропастиобнаружили путь сквозь Землю, до самого Нижнего Мира. Брошенный каменьлетел бы туда двенадцать дней и ночей, но сверкающие колесницы, конечно,были проворней. Скоро братья оказались в Исподней Стране. И когда Даждьбогподнял огненный щит, они увидели два существа, отчаянно заслонявшиеся отсвета, мужчину и женщину, похожих больше на жуткие сны, чем на Людейили на Богов... Тогда-то Перуну в самый первый раз захотелось взмахом секиры невозжечь жизнь, а истребить. Но мужчина и женщина упали на колени и сталипросить пощады. И Перун опустил руку с занесенным топором. Он еще невыучился быть беспощадным и разить, когда встают на колени. Перун иДаждьбог накормили их и рассказали про земное и небесное устройство. Но через год со стороны Железных Гор стал идти мороз, опустошаяЗемлю, и братья - Сварожичи стремились поскорее миновать эти места. Но потом прошло много времени, оправилась от удара Земля, зажили раныНеба, хотя и остался шрам - Млечный путь, куда, по верованиям славян,улетали души умерших. Даждьбог предупредил Месяца не приближаться в холодным горам, когдатот будет гулять по небу, потому что, хотя боги Железных Гор и принималиласково братьев, но все-таки вызывали недоверие. Молодой Месяц дал словоДаждьбогу и долго держал его, но один раз не совладал с любопытством.Направил белых быков, возивших его колесницу, к Железным Горам. Оттудаподнялось грязное покрывало и утащило Месяца в пещеру. Когда братья-богивошли в эту пещеру, то увидели завершившийся пир и поняли, что Моранасовратила Месяца, и тут же справила свадьбу. Вот в этот раз злобно прозвучал раскат грома Перуна, и его секирарассекла пополам Месяца. Братья увезли мертвого Месяца домой, там утренняязвезда Денница, их сестра, вылечила его живой и мертвой водой. С тех порМесяц редко появляется на небе полным, а иногда и совсем пропадает, а послетого, как его окутала Морана покрывалом, он так и смог отмыть пятен. Людиверили, что Месяц убывает и надеется вновь родиться чистым, но судьбабезжалостна. Злая Морана и беззаконный Чернобог еще немало времени хоронились вомраке сырых пещер, не смея высунуться на свет. А Перун, осквернивший свою золотую секиру кровью, год работал вмастерской кузница Кия - искупал грех. Убийство вообще считалось на Русистрашным грехом. Даже воины, вернувшиеся из похода, долго не садились заодин стол с сородичами и работали в кузницах и в поле, искупая свою вину. Стех пор вся нечистая сила боится железа, чувствуя мощь Перуна, и если обитьдверь железом или повесить над ней железную подкову, то нечисть не посмеетвойти в дом. Тем временем Чернобог и Морана украли яйцо змеи. Змеи до этого былине ядовитые и жили с людьми в мире. Это яйцо они обвили волосом тойженщины, что вытирала ребенка колосьями хлеба и высосали из него все живое.Из яйца вылупился змей, которого они назвали Волосом, или Велесом. Онбыстро вырос и стал очень сильным. Но злым он не был - просто жадным иглупым. Он летал по земле, превращался в кого хотел и совершал разныегрехи. Но однажды Морана с его помощью достала ледяную иглу и сделала емуледяной зуб, которым можно было усыпить Сварожичей. Однажды они украли невесту Перуна Лелю и Даждьбог отправился кЖелезным Горам проверить, что твориться у Чернобога и Мораны. Но там вспину ему ударил ледяным зубом Велес, и Солнце в положенный час не взошлонад Землей. Перун отправился вслед за Даждьбогом, оставив Огонь светитьлюдям и греть их. Но сколько не бился Перун с Велесом, но одолеть его несмог - у того за спиной стояли Чернобог и Морана, помогавшие ему. Перунувырвали глаза и сердце и заковали в ледяные цепи. Тридцать три года не было над Землей Солнца, не гремел гром и несверкала молния Перуна. Но однажды выросшие дети кузнеца Кия - брат исестра Светозор и Зоря - пришли к святилищу Перуна, разожгли огонь иСветозор принес в жертву свою кровь. Тут разверзлась земля и из трещинывыбрался наружу обессиленный Перун. Кий помог ему оправиться от ран, найтиновых коней и найти секиру, которая после рокового боя не далась Велесу, аулетела в Земной мир. Перун, набравшись сил, с Кием и Киевичами пришел к Железным горам и вжестоком поединке победил Велеса, разбил ледяной зуб и заключил Чернобога иМорану в подземный мрак. Несмотря на все уверения Мораны, что растопитьледяную могилу Даждьбога и Лели нельзя, Перун и Кий сумели это сделать ивоскресили Богов. 7. Религиозные праздники Если славяне поклонялись явлениям природы, то легко догадаться, прикаких случаях, в какое время года будут они торжествовать свои религиозныепраздники, которые тесно связаны с природой и изменениями в ней. ПраздникКоляды, Ивана Купала, Масленица были глубоко почитаемы народом. На этихгуляниях славяне поклонялись каменным и деревянным идолам – фигурам богов.Идолы эти помещались в центре округлой площадки с приподнятой серединойили, наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружаласьодним или двумя рвами и невысокими валами. Иногда внутри вал ограждалсячастоколом. Рядом с идолом ставили жертвенник. Места, где поклонялисьидолам, назывались «капища» (от старославянского «капь» - изображение,идол.), а те, где приносились жертвы («требы») – «требища». К нашемувремени найдено уже немало языческих идолов, но наиболее примечательнымпамятником славянского язычества является четырехглавый Збручский идол,найденный в XIX веке на реке Збруч, притоке Днестра. Условно этот идолназван Святовитом. Это высокий четырехгранный столб высотой три метра, накаждой стороне которого имеются серии изображений. Три горизонтальных ярусаизображений символизируют деление Вселенной на небо, землю и преисподнюю.Наверху, на каждой стороне столба, увенчанного одной общей шапкой, высеченыфигуры четырех божеств в полный рост – богиня плодородия, Перун, женскоебожество с кольцом в правой руке и мужская фигура с саблей у пояса. Всреднем ярусе чередуются фигуры мужчин и женщин - это Земля и хороводвзявшихся за руки людей. В нижнем же ярусе – три фигуры усатых мужчин. Этоподземные боги, поддерживающие находящуюся над ними Землю. У славян такжебыли распространены деревянные статуи. Около 980 года киевский князьВладимир Святославич поставил в своей столице огромных идолов языческихбожеств. Среди них особенно роскошно был украшен деревянный идол Перуна: унего была серебряная голова и золотые усы. Деревянные идолы восточныхславян – столбы, в верхней части которых высекались человеческие головы.Этим идолам приносились жертвы: животные, зерно, различные подарки, аиногда и человеческие жертвоприношения. Возле изображения языческих боговпроисходили гадания, ритуальные жребии, которые совершались таинственными«волхвами». Волхвы, гадатели, кудесники, бедуины, ведьмы… О волхвах славянскихизвестно очень мало, но Сергей Михайлович Соловьев в своей работе поистории древней России проводит тесную связь от волхвов славянских кволхвам финским, объясняя это близким соседством двух народов; и отмечает,что после принятия христианства, волхвы преимущественно являются на финскомсевере и оттуда мутят славянские народы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры.И порою приходится слышать, что религия, достойная называться религией,появилась у нас только после принятия христианства – тысячу лет назад. А доэтого, мол, были разве что варварские, примитивные культы, вдобавок поройсвязанные с человеческими жертвами. Одним словом, "мрак язычества".Духовная первобытность. Однако это не правда. Иногда говорят, будто ославянском язычестве ничего не известно. На самом деле так считают лишь те,кому лень прочесть книги ученых-археологов, этнографов, историков религий,специалистов по верованиям древних славян и смежных с ними народов. А ведьэти ученые уже не первое столетие расшифровывают старинные рукописи,истолковывают обряды, объясняют археологические находки. В научныхбиблиотеках можно найти великое множество книг, в которых эти ученыерассказывают о том, что им удалось выяснить. Одна беда, ученые чаще всего пишут свои книги для таких же, как онисами, специалистов: большинству обычных людей их сложно понять. Ксожалению, начав собирать материал для моего реферата, я понял, что ославянском язычестве нет книг, просто и доступно написанных, подобных тем,какие посвящены древнеримской, древнегреческой и иным мифологическимсистемам. Однако древняя религия наших предков, которую некоторые считаютзабытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.Доказательств этому сколько угодно. Например, почему нельзя здороватьсячерез порог за руку? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему,вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Многие ответят: насчастье. Но разве это объяснение? А ведь все перечисленные обычаи как разоттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересноммире, коренится наше мировоззрение. Неужели же справедливо, что мы во всехподробностях изучаем египетских, греческих, римских богов, а своих не знаемдаже, как звать?.. А кроме того, ученые не сомневаются: в эпоху, когдаскладывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже чем теперь. Простоони думали и выражали свои познания на другом языке – языке мифов. Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Затрагиваятот или иной пласт материала, я всякий раз убеждался, что на любую из этихтем можно написать отдельный реферат, объемный и интересный. Буквальнокаждый предмет при ближайшем рассмотрении оказался удивительным инеповторимым, как и вся многообразнейшая и богатейшая событиями, фактами итайнами история России. Работая над рефератом, я получил истинноеудовольствие, узнав много нового и совершив интереснейший экскурс в прошлоенашей Родины, я понял, чем жили наши далекие предки: кому они преклонялись,кого любили и ненавидели, как умели постоять за себя и за свой род. Яочень хотел, чтобы мой реферат получился живым повествованием человека,открывшего для себя богатейший и удивительный мир Древней Руси с еговерованиями, обычаями, обрядами и праздниками. Список используемой литературы 1. Ключевский В. О. "Курс русской истории", том первый. Москва, 1987 г. 2. Костомаров И. "Славянская мифология". Москва, 1995 г. 3. Семенова М. "Мы – славяне". Санкт-Петербург, 1998 г. 4. Соловьев С. М. "Об истории Древней России". Москва, 1993 г. 5. Токарев С. А. "Ранние формы религии". Москва, 1992 г. 6. Семенова М. "Поединок со змеем", Москва, 1996 г.----------------------- Миниатюра из русской рукописи "Космография Козьмы Индикоплова", изображающая движение Солнца по небу и по подземному, "ночному" морю" Мировое Древо Роспись с крышки сундука. Северная Двина. Конец XVII в. Предполагаемое изображение Макоши. Русская вышивка. Севеп. Начало XIX в. Костяные амулеты "утко-кони". XI в. Подвеска – амулет с обозначением символа Земли и небесными оленям XI в. 1.Священный знак Солнца с вариантами распространенных изображений 2. Русские ковши с изображением Солнца, коней и водоплавающих птиц изображения у печей в русских избах Громовой знак. Изображение с донца прялки и матицы избы XIX в. Жреческий нож и бронзовый идольчик 1. Святилище Перуна около Новгорода. Реконструкция 2. Красногорское святилище. Реконструкция Северорусский овин – место культа Огня Сварожича Добывание священного "живого" Огня. С реконструкции 1928 г. Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем Фрагмент русского лубка. XIX в. 1. Змеевик 2. Головы ящеров на конструкциях домов и ручках ковшей. Новгород. X-XI в. Збручский каменный идол Знак засеянного поля

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconРеферат по истории на тему: "Язычество, как идеология и мировоззрение древних славян"

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconДоклад по обществознанию на тему «Верования и праздники древних славян»

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconСлавянская мифология: развитие, образы, специфика
На мой взгляд, это очень интересно, а также полезно, ведь не зная прошлого своего народа, невоз-можно создать счастливое будущее....

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconПрактическое использование рун старшего Футарка…
Ру́ны —исходная (и потому истинная) письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Употреблялась с I—ii по XII...

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconБыт и верования древних славян

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconРеферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян....

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconРеферат по культурологии на тему: «Культура древних цивилизаций»

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconДоклад на тему: «соседи восточных славян. Кочевники и византия.»

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconБорис Александрович Рыбаков Язычество древних славян
Славянское язычество – часть огpомного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий...

Реферат на тему \"Мифы древних славян\" iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<