Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма»




Скачать 107.89 Kb.
НазваниеУстный журнал «Национальное многоцветье Крыма»
Дата публикации22.11.2013
Размер107.89 Kb.
ТипУстный журнал
uchebilka.ru > История > Устный журнал
Устный журнал

«Национальное многоцветье Крыма»
Цели:



  1. образовательная – расширить знания учащихся об истории народов, проживающих в Крыму;



  1. развивающая – методом работы в группах закрепить навыки самостоятельного поиска материала и самостоятельной работы с первоисточником;

методом интегрирования закреплять умения и навыки, полученные на уроках информатики по созданию презентаций;

методом интегрирования развивать и закреплять навыки устной речи, полученные

на уроках литературы;

используя прием ролевой игры развивать актерские способности учащихся;

привлечь к подготовке устного журнала всех учащихся класса;



  1. воспитательная – прививать учащимся понимание поликультурности Крыма и необходимость толерантного отношения друг к другу представителей разных этнических групп Крыма.


Проблема:
Решая проблему школы и кафедры социально-гуманитарных наук развивать компе-

тенции и компетентность школьников.


Оборудование:


  1. карта Крыма;

  2. мультимедийная доска и проектор;

  3. презентации, подготовленные учащимися


Феодосия

УВК-школа-гимназия №5

2012
I ведущий

«Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу и мох

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох»

И.Сельвинский
II ведущий

Мы начинаем наш устный журнал, посвященный национальному многоцветью Крыма.
I ведущий.

Первая страничка нашего журнала – туристическая.
1 страница – туристическая.

Выходят экскурсовод и экскурсанты.
Экскурсовод.

Итак, уважаемые гости Крыма, мы начинаем нашу экскурсию по маршруту Керчь-Феодосия. Город-герой Керчь расположен на берегу Керченского пролива, который в древности назывался Боспором Киммерийским.

I экскурсант.

А почему киммерийский?

Экскурсовод.

После киммерийцев здесь обосновались греки и назвали свой город Пантикапей. Но сегодня город наш один из немногих в Крыму, который носит хазарское имя. Харша означает рынок.

I экскурсант.

А что, здесь были хазары? И греки?

II экскурсант.

Историю надо учить!

Экскурсовад.

На выезде из нашего города справа по трассе вы видите большое количество скифских курганов.

II экскурсант.

Я слышала, что часть из них уже раскопана?

Экскурсовод.

Да, малая часть. А всего только на Керченском полуострове 1,5 тысячи курганов. Считается, чо именно здесь находилась легендарная страна Герос, где были похоронены скифские герои.

 I экскурсант

Что, здесь.были и скифы?

II экскурсант.

Да, и скифы, это каждый школьник знает!

Экскурсовод.

Мы с вами проезжаем места на которых в древности были расположены селения Кыпчак и Кыргыз. Но сегодня найти их мы можем только на топонимической карте.

I экскурсант.

Что за карта – топонимическая?

II экскурсант.

Есть целая наука – топонимия.

Экскурсовод.

Кыпчаки и киргизы – это тюркские народы, которые тоже проживали в Крыму.

Наш автобус въехал в поселок Батальное.

I экскурсант

Баталия…Батальное…Здесь что, шли бои?

Экскурсовод.

И в годы Гражданской войны, и в годы Великой Отечественной здесь проходила линия фронта. Об этом нам говорят названия: Фронтовое, Бранное поле…Да и в древности здесь проходила линия укреплений

А мы подъезжаем ик цели нашего путешествия городу Феодосии. В переводе с греческого это означает Богом данная. Но аланы звали ее Ардабда – Семибожная, а турки и генуэзцы – Кефе и Кафа.

I экскурсант.

Еще и турки, и генуэзцы, и аланы!

II экскурсант.

Надо во всем этом поглубже разобраться

I ведущий

Твой пропыленный камень,

Пористый от жары,

Хранит за семью замками

Тайны иной поры
II ведущий

А мы открываем вторую страничку нашего устного журнала – топонимическую
2 страница – топонимическая.

Выходят 2 ученика.

  1. Топонимия – это наука, которая изучает географические названия местностей. А сами эти названия носят названия топонимов.

  2. В истории Крыма и Северного Причерноморья оставили свой след бесчисленное множество народов. Мы мало знаем о языке киммерийцев. Знает только, что это был индоевропейский язык. Среди топонимов остались город Киммерик и Боспор Киммерийский.

  3. А вот скифы оставили нам бесчисленные названия рек: Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Донец. Словосочетание букв «ДН» является древнеиранским названием воды. Но в Крыму скифских топонимов практически нет.

  4. А вот греческие топонимы оставили след в названиях городов: Феодосия, Пантикапей(рыбный путь), Херсонес(полуостров), Никита. В 18 веке по-гречески назвали Симферополь(город-собиратель) и Севастополь(город славы). С греками связан приход христианства в Крым. Многие греческие топонимы связаны со словом «АЙ» - «святой»: Ай-Алексий, Ай-Петри, Ай-Даниль. Их мы встречаем по-преимуществу на ЮБК.

  5. О коротком господстве аланов в Крыму несет память название города Судак (от иранского «сугда»-непорочная, святая).На Кавказе в Осетии есть заброшенное селение «Суадаг».Обратите внимание на однокоренные связи с русским словом «святой». «Ардабда»(Феодосия)переводилась как «семибожная».

  6. Но, конечно, большая часть крымских топонимов тюркского происхождения. Кара-Даг(Черная гора), Чатыр-даг(Шатер-гора), Бахчисарай(Дворец-сад), Джанкой(Любимая деревня), Кара-су, Учан-су, Джур-Джур. А само название нашего полуострова «Крым» означает «Укрепленное место, крепость».

  7. Появляется много русских топонимов: Сокол, Новый свет, гора Клементьева. Особенно много таких топонимов связано с Великой Отечественной войной: Фронтовое, Танковое, Краснофлотское, Героевское, бухта Морской пехоты.


I ведущий.

Так же, как листья в лесу, нарождаются смертные люди.

Ветер на землю срывает одни, между тем как другие

Лес, зеленея, приносит, едва лишь весна наступает.

Так поколенья людей: эти живы, а те исчезают…
II ведущий.

«Земля, уставшая от смены лет и рас…» - так писал о Крыме Максимилиан Волошин.

Даже если бы мы очень захотели, мы не смогли бы рассказать подробно о каждом из народов, оставивших свой след в Крыму. Поэтому мы решили поступить иначе. Готовясь к устному журналу, мои одноклассники выбрали то, что им показалось интересным, необычным, запоминающимся. Вы сейчас услышите не научный доклад, а мозаику любопытных фактов из истории Крыма.
I ведущий

3 страница – «Историческая мозаика»
3 страница – «Историческая мозаика».

Выходят несколько учеников.

  1. Я хочу рассказать о скифах. О них больше всего рассказывает Геродот. Этот народ, пришедший в VII веке до н.э. из Средней Азии, был чрезвычайно воинственным. Они уничтожили киммерийцев и основали свое царство в Крыму. Юноша у них считался воином только тогда, когда убивал своего первого врага и выпивал его теплой крови. Пока он этого не совершил, он должен был прислуживать на пирах мужчинам и ему на голову в знак презрения могли вылить вино. В дальних походах скифы неделями могли не слезать с лошадей, поэтому придумали такие приспособления как карман и каблук. Это скифские слова и они вошли в наш язык как и слова «топор», «собака», «хорошо».У седла постоянно было приторочено полотенце, сшитое из скальпов убитых врагов и чаша, сделанная из черепа врага. Напрасно персидский царь Дарий пытался покорить скифов. Они уходили, оставляя за собой выжженную степь. Когда наконец два войска сошлись в решающей битве, скифы вдруг все повернулись к Дарию спиной. Оказалось, их собаки затравили зайца и это зрелище для них было важнее, чем битва с каким-то надоедливым Дарием!

  2. А меня заинтересовали греки и их обычаи. Они тоже появляются в Крыму в VII веке до н.э.. Греки основали в Крыму города-полисы, в том числе и нашу Феодосию. Большую часть времени они проводили вне дома. Очень любили спортивные состязания. Мы знаем, что именно греки начали проводить Олимпийские игры. Готовились к ним в специальных помещениях – гимнасиумах. Отсюда пошли наши слова «гимнастика» и «гимнастерка».Состязались обнаженными. Рассказывают, что однажды победил юноша, которого готовила мать, родом из семьи олимпийских чемпионов. Хотя женщины и не допускались на состязания, она тайком в мужской одежде проникла туда. Но, когда сын победил, не выдержала, кинулась к нему. Одежда слетела и правда открылась. Ей грозила смертная казнь, но из уважения к семье женщину пощадили. Но родилась традиция состязаться обнаженными.

Дом у греков состоял из гименея и андрона. На мужской половине, в андроне, мужчины устраивали симпосиумы – пиры. Правда, угощали по нашим меркам скудно: сыр, фрукты, рыба, вяленое мясо. Вино разбавляли водой 1:9, считая пьянство «скифской болезнью». На симпосиум приглашали гетер.

А в это время в гименее жены наряжались и красились. Чем сложнее была причес-

ка, тем выше было общественное положение женщины. Распущенные волосы

носили только в знак траура. Короткие стрижки были только у рабынь.

А духами у них служили благовонные масла и жиры, которые закладывали в

Прическу. На жаре жир растапливался и стекал по шее, источая тонкий аромат.


  1. На рубеже I-II веков из-за Дона стали выдвигаться аланы. Так называлось одно из кочевых сарматских племен. Вместе с готами прошли они всю Западную Европу. Даже теперь в Испании есть провинция Каталония (Гото-Алания), где люди и языком, и образом жизни отличаются от всей остальной страны. Описание «обычаев и дикого образа жизни» аланов оставил историк Аммиан Марцеллин: «У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом, молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры… Почти все аланы высоки ростом и красивы, с белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом очей и очень подвижны». В Крыму оседлые аланы жили до XV века. Считается, что они были ираноязычным народом, а их современные потомки – осетины.

  2. А я хочу вам представить свою презентацию об армянах.

(Появились в XI век, спасаясь от турецкой резни. К XV веку их стало так много, что территорию от Судака до Кафы стали называть Приморской Арменией. Они составили ¼ часть населения Крыма и ¾ части населения генуэзской Кафы. Своей государственности в Крыму армяне не создали, но ее роль играла церковь со строгой иерархией и сильной духовной властью. Религиозным центром армян в Крыму был монастырь Сурб-Хач)


  1. Но, наверное, самым таинственным народом в Крыму были караимы По одной из версий, это вообще не народ, а религиозная иудейская секта. По другой – они - потомки хазар, проникших в Крым в VII веке. Лев Гумилев предлагает такую версию происхождения крымских караимов. В Хазарском каганате были разрешены смешанные браки. Дети, родившиеся от брака еврейки и хазарина, получали поддержку сразу двух общин: еврейской и хазарской (так как у евреев родство велось по матери, а у хазар – по отцу). А дети от брака еврея и хазарки оказывались своеобразными изгоями и искали счастья на окраинах Каганата в военных походах. А Крым как раз и являлся такой окраиной.

Позже татары особенно выделят караимов из покоренных народов, так как они говорили на гагатском наречии кипчакского языка. Татарские ханы сделали из караимов свою гвардию и военная резиденция ханов так и называлась: Чуфут-Кале (Крепость караимов).Караимы чеканили свою монету, собирали налоги и были в привилегированном сословии тарханов (воинов). В 1246 году Даниил Романович Галицкий вывез часть караимов в Галич для охраны своего замка и от них пошли так называемые русские караимы.

Одевались они в темные одежды и выглядели строго и важно. Единственным

украшением был перстень, который служил оберегом. Свадьба длилась 7 дней,

причем каждый день был расписан. Например: купание жениха, купание невесты,

подписание брачного контракта. Причем из бани жених с друзьями возвращались

конным строем, в боевом порядке. Считают, что в этом проявился обычай

умыкания невест. Действительно: помылся и украл!



  1. А рассказ о родственных караимам татарах я тоже сделала в виде презентации. (Впервые появились в Крыму в 1223 году после битвы на Калке. В 1238 году основали здесь крымский улус Золотой Орды. А в 1430-е годы отделились от Орды в самостоятельное ханство. Столицами были Солхат и Бахчисарай. Но мало кто знает, что некоторое времы функции столиц выполняли Карасубазар и Кафа! Пусть 2 месяца, но наш город был резиденцией крымского хана. А располагался его дворец в районе нынешнего Комсомольского парка. Народ делился на три подгруппы. Первая – ногайцы. Они кочевали в Северном Причерноморье , были воинственны и плохо подчинялись сераскирам, назначенным ханом. От них (увы!) в наш язык вошла «ногайка» - плетка. Вторая группа – таты, степные татары. Это потомки целой группы тюркских народов, среди которых были и кипчаки(половцы), и киргизы, и др. А вот третья группа – так называемые южнобережные татары – считаются потомками греков, скифов, готов, которые в средние века приняли ислам. Часто у них встречаются голубые глаза и темные волнистые волосы. И в языке много греческих заимствований.

Первоначально пришедшие сюда тюркские народы были язычниками-огнепоклонниками. Но в XIII веке при хане Узбеке они принимают ислам. Самая старая мечеть на территории Крыма это мечеть Бей-Барса в городе Старый Крым).


  1. А мой рассказ будет о славянах. Когда они впервые появились в Крыму? До сих пор об этом спорят историки. Некоторые считают, что поселение на холме Тепсень в Планерском можно считать славянским. Правда, не русским, а староболгарским. Русское же княжество основал Святослав в X веке. Это знаменитая Тьмуторокань. Откуда такое название? От греческой колонии Таматарха, которую князь сделал столицей княжества, но упростил ее название до простой Матархи. Сюда посылались самые воинственные князья, ибо княжество было оторвано от Руси и было всегда во враждебном окружении. Сохранилось летописное предание о поединке Мстислава с Редедею, лучшим воином касогов. Мстислав поднял Редедю над головой и ударил его оземь насмерть. Этот Мстислав, между прочим, был братом Ярослава Мудрого, попытался отвоевать у брата Русь. Но битвы не произошло. Братья договорились и Мстислав сел князем в Чернигове. В городе Корчев(так русские называли Керчь) в это время строится знаменитая церкови Иоанна Предтечи. По преданию, она стоит на том самом месте, где когда-то проповедовал Андрей Первозванный. А окончательно русские закрепились в Крыму в XVIII век при Екатерине II.



I ведущий.

Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата!

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата!
II ведущий.

А сколько же сегодня народов проживает в Крыму?
I ведущий.

Вот об этом мы узнаем из четвертой и последней страницы нашего журнала - статистической.
4 страница – статистическая

Ученик рассказывает

До 1991 года в Крыму проживали 110 народов и национальностей, население составляло 2,5 миллиона. Сегодня нас стало меньше – 20240 тыс. человек из 67 народностей. Самые большие этнические общности в Крыму это русские (1180 тыс.), украинцы (492 тыс.), крымские татары (243 тыс.). В Крыму проживает 29 тысяч белорусов и 11 тысяч казанских татар, евреи, молдаване, греки.

Большие общности в несколько тысяч человек составляют: армяне, болгары, поляки, греки, цыгане, немцы, азербайджанцы, грузины, узбеки, корейцы, чуваши, мордва, марийцы. В Крыму представлены гагаузы, турки, арабы, литовцы, латыши, эстонцы, чехи, словаки, казахи, башкиры, таджики, осетины, лезгины, башкиры, удмурты.

От нескольких человек до нескольких десятков, но все же в Крыму представлены вьетнамцы, ассирийцы, китайцы, курды, афганцы, туркмены, албанцы, чеченцы,, коми, карелы, аварцы, индийцы, абхазы, испанцы, ижорцы, финны, кумыки, американцы, сербы, ингуши, кабардинцы, итальянцы, персы, крымчаки.

У нас есть и такие редкие национальности, о которых не все вы даже и слышали: лакцы, даргинцы, ороки, табасараны, удины и нивхи.

Мы разные, но мы живем дружно!
I ведущий.

Я, ты, он, он, она – вместе целая страна!

Вместе дружная семья!

В слове «Мы» - сто тысяч «Я».
II ведущий

Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных.

Грустных и веселых. В городах и селах!
I ведущий

Над тобою солнце светит, Родина моя!

Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурливые моря!
II ведущий

Будут на тебя звезды удивленно смотреть.

Будут над тобой добрые рассветы гореть в пол-неба.

В синей вышине птицы будут радостно петь.

И будет песня звенеть над тобой в облаках на крылатых твоих языках!
Звучит песня в исполнении Софии Ротару «Родина моя».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУстный журнал «в мире математики»

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconКлассный час. 8 класс. Устный журнал
Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУстный журнал. Тема: «Защити все живое» (4 класс)
Цель: подвести детей к осознанию необходимости сберечь и приумножать природные богатства и рационально их использовать

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУрок доброты в 1 классе Устный журнал «Делай добрые дела»
Надежда Алексеевна Чернецкая, учитель начальных классов увк №11 г. Артёмовска Донецкой области, Украина

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconОценивание учебной деятельности студента (Болонская система) 5 курс
Устный опрос студентов оценивается на каждом занятии по пятибалльной системе с вынесением оценки в журнал – первая оценка (при получении...

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУстный журнал для учащихся 2-4 классов
Цели: расширить знания учащихся о вирусных заболеваниях, создать условия для формирования навыков здорового образа жизни, развивать...

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУрок устный журнал
Великой Отечественной войны, рассказать о поэтах, погибших во время войны; совершенствовать на­выки исследовательской работы; спо­собствовать...

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУстный журнал «Математика- жизнь и здоровье человека» для учащихся 5-7 классов
Так как преподавание в школе ведётся на русском языке, с целью формирования и развития навыков общения на государственном языке сценарий...

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» iconУстный журнал цель: Познакомить
На столе макет устного журнала «Прошлое стучит в наши сердца», рядом разломанный хлеб и стакан с водой, сверху надпись: «Цена ему...

Устный журнал «Национальное многоцветье Крыма» icon"Reinhard Mohn Fellowship"
Журнал: журнал, посвященный вопросам из области прав человека и права. (Журнал публикуется третий год)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<