Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа»




Скачать 420.8 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа»
страница1/2
Дата публикации17.03.2013
Размер420.8 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». - Киев: МСУ, 1998 г. - 56 с.

Составитель: к.и.н. доц. Елисаветский С.Я.

Рецензенты: д.и.н. проф. Крыжановский О.Н. д.и.н. Фролкин Н.М.

Технический редакгор: Бильмак Т.

Утверждено Ученым Советом Международного Соломонова университета протокол №4 от 26 апреля 1998 года



Ответственный за выпуск: к.т.н. Терзян Т.К.

© ИПЦ «Международный Соломонов университет», 1999. Печатается с авторской редакцией

Программа учебного курса "История еврейского народа"

Объяснительная записка

Курс истории еврейского народа призван дать студентам содержательные знания об основных этапах и главных событиях многовековой истории евреев, Содер­жание курса должно ответить на вопрос, почему, пере­жив столь бурную и трагическую историю на протяже­нии четырех тысячелетий, евреи сохранились как народ, как нация.

Выдающийся русский философ Сергей Булгаков в работе "Расизм и христианство" писал: "Царства египтян, персов, вавилонян, эллинов, греков с иными их современ­никами миновали в веках древней, средней и новой исто­рии, и на фоне этого сохранение Израиля есть настоя­щее чудо истории, которого не хотят видеть слепотству-ющие. Еврейство вместо того, чтобы давно уже исчезнуть с лица земли... не только сохраняется, но и умножается, крепнет и побеждает в историческом соревновании наро­дов". Как объяснить это "чудо истории"? Традиционное объяснение гласит: еврейский народ сохранился благода­ря верности своей религии - иудаизму, заветам Моисеева закона, своим традициям, культуре, земле предков. Макс Даймонт, американский раввин, еврейский историк и фи­лософ, полагает, что бессмертием еврейство обязано своему исключительному духовному богатству - своей постоянной связи с источником все новых духовных пре­вращений, которые позволяют евреям выжить и поднять­ся к вершинам каждой последующей цивилизации. Эту связь Даймонт видит в "постоянном диалоге с Богом" -диалоге, который, по его словам, и составляет суть ев­рейской истории.

Но есть и другая причина "чуда истории". Оно свершилось потому, что на протяжении многих столетий еврейский народ непрерывно и самоотверженно вел ге­роическую борьбу за свою религиозную и национальную свободу, за свое право жить в родной стране. История евреев свидетельствует о том, что этот народ подарил человечеству одну из первых монотеистических религий, ставшую источником христианства и ислама. В течение почти 1400 лет, прошедших со времени завоевания Хана­ана евреями под предводительством Иехошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) до восстания Бар-Кохбы, народ Израи­ля не раз доказывал, что он готов и может защищать свободу своей религии и страны как от соседних племен, так и от могучих империй. Первое слово, которым от­крывается "Шулхан арух", гласит:"Быть сильным" ("итгабер"). Из того же еврейского корня "гбр" происхо­дит слово "гибор", что значит "герой". Еврейский народ умел бороться, будучи миролюбивым, и древняя еврей­ская история и традиция не содержат никаких востор­женных слов по поводу военного героизма. Иудаизм не является пацифистским учением, он признает войну фак­том реальной истории, но не считает военный героизм высшим проявлением справедливости и человечности. Мы сталкиваемся с весьма многозначительным фактом биб­лейского периода еврейской истории. В еврейском кален­даре нет дня памяти, благодарения или поминовения в честь завоевания Ханаана и превращения его в Землю Израиля, не отмечено в календаре и завоевание Иеруса­лима царем Давидом и превращение его в место Храма, не упомянуты и боевые успехи царя-воина Иерована, взявшего Дамаск. Только войну хасмонеев и их победу народ Торы почтил восьмидневным праздником. Почему? Потому, что в иудаизме освящается лишь та война, кото­рая ведется во имя Торы.

Первым и важнейшим источником изучения исто­рии еврейского народа является Библия ("ТаНаХ"). Осо-

4

бенность Библии заключается в том, что она сохранилась как живое наследие живого народа, через посредство ко­торого Библия стала достоянием всего культурного чело­вечества. Как священное писание, Библия во все времена сохранялась в основном без изменений, и тем самым текст ее был убережен от искажений и добавок - факт, который значительно увеличил ее ценность для историка. Библейские книги являются источником особого истори­ческого мировоззрения, согласно которому военная мощь и политический успех, даже если они привели к со­зданию могущественной империи и владычеству над по­рабощенными народами, ни в какой мере не являются критерием исторической справедливости: именно народ, порабощенный другими, может быть носителем идей гу­манности и справедливости.

Выдающийся еврейский религиозный философ Мартин Бубер рассматривал процесс еврейской истории как стремление ко все более совершенной реализации трех взаимно связанных идей: идеи цельности, идеи дей­ствия и идеи будущего. "Когда я говорю про идеи, - под­черкивал Бубер, - я имею ввиду, разумеется, не абстракт­ные понятия, а органические тенденции народного харак­тера, проявляющиеся со столь мощной силой и столь устойчивые во времени, что они определяют совокуп­ность духовных ценностей и творений..." Ужо упомяну­тый историк и философ М.Даймонт, находясь под влия­нием концепций Бубера, отмечает:"0 древних евреях мы знаем в основном благодаря их идеям и тому влиянию, которое эти идеи оказали на другие народы и другие ци­вилизации. Сохранилось очень мало памятников, говоря­щих о былой славе. Но парадокс состоит в том, что на­роды, оставившие материальные памятники своего су­ществования, исчезли с лица земли. Между тем евреи, оставившие нам идеи, сохранились". Согласно Максу Даймонту в его книге: "Евреи, Бог и история", шесть раз на протяжении истории существования евреев оказыва-

5

лось под угрозой, и всякий раз евреи преодолевали ее и сохранялись как народ. Велик их вклад в развитие миро­вой цивилизации. Роль евреев совершенно не пропорци­ональна их малой численности. Духовная и интеллекту­альная активность еврейского народа продолжается свыше трех тысячелетий; евреи прожили 2000 лет без собственного государства и тем не менее сохранили свою этническую идентичность, не смешавшись с другими на­родами; евреи выразили свои идеи не только на собст­венном языке, но и, в сущности, на всех основных язы­ках человечества. Не менее 12% всех Нобелевских пре­мий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Необычайно много евреев стали общественными деяте­лями, работали в области гуманитарных и общественных наук, были юристами, философами, деятелями литерату­ры и искусства. Даже в тяжелейших условиях еврейские общины поддерживали высокий уровень общественной морали. Еврейский математик Альберт Эйнштейн своими исследованиями в теоретической физике возвестил наступление атомного века. Еврейский психиатр Зигмунд Фрейд приподнял завесу над тайнами человеческого ра­зума. За три столетия до Фрейда Барух Спиноза провоз­гласил освобождение философии от мистики, открыв тем самым путь к рационализму и современной науке.

Еврейские пророки учили, что завоевания не мо­гут быть подлинной целью жизни народа; они вооружили человечество мечтой о всеобщем мире и братстве. "И пе­рекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". (Исайя, 2:2,4). В ходе столетий евреи выработа­ли и ввели в свой обиход такие понятия, как молитва, церковь, спасение души, всеобщее образование, благо­творительность - понятия, позже воспринятые другими народами.

Еврейская история не может быть раскрыта лишь как история одних евреев, ибо они на всем протяжении

6

своего исторического пути жили во взаимодействии с другими цивилизациями. Еврейский народ всегда оказы­вал влияние на нееврейский мир и, в свою очередь, испы­тывал его воздействие. Однако даже глубокое, основа­тельное изучение всех внешних влияний не способно объяснить до конца то особенное, что отличает историю еврейского народа. Это особенное, считает Абба Эвен, следует искать в сокровенных глубинах еврейского рели­гиозного духа и еврейского национального гения,

Задача курса истории еврейского народа - рас­крыть становление евреев в Эрец-Исраэль, образование и развитие еврейской государственности, борьбу евреев против многочисленных чужеземных поработителей и ассимиляторов. Еще одна целевая установка изучаемого курса - на основе усвоения значительной фактографии осмыслить многогранный общественный процесс истории еврейского народа от древнейших времен до наших дней как в Эрец-Исраэль, так и в странах рассеяния, в первую очередь, европейской диаспоры. Сегодня существуют разные точки зрения о месте, значении и будущем еврей­ской диаспоры в разных странах. Естественно, что пози­ции израильских историков и политологов порой прямо противоположны взглядам их американских коллег. Уже упомянутый Макс Даймонт считает, что подавление Ри­мом еврейских восстаний "изгнало евреев на свободу, и г; результате они унесли в диаспору высоко развитую куль­туру в ее экспортной упаковке, подготовленной пророка­ми, святыми и законодателями'". Согласно Даймонту, на­личие диаспоры является необходимым условием сохра­нения еврейства в будущем, ибо она - "универсальная душа еврейства". Такой подход представляется утриро­ванным, односторонним. Изучение курса еврейской исто­рии должно объективно осветить роль диаспоры того или другого региона на разных этапах общественного развития.

Важной составной частью курса истории еврей­ского народа является история евреев Украины и России. Выдающийся еврейский историк Семен Дубнов призывал к изучению истории российских евреев, подчеркивал, что нельзя жить настоящим и стремиться в будущее, не осмыслив прошлого. В Советском Союзе в послевоенные годы даже отрывочные сведения по истории еврейского народа были исключены из школьных и вузовских программ. Официальный курс бывшего советского руководства, в частности широко развернутая ан­тисионистская пропаганда, ложная интерпретация ряда исторических и современных событий, полное замалчива­ние роли и вклада советских евреев, как и мирового еврейства, в исторический прогресс - все это не только свидетельствовало о преступной дискриминации, но вело к ассимиляции в самом худшем смысле этого слова: абсо­лютное большинство советских евреев, в первую очередь молодые поколения, совершенно не знали истории соб­ственного народа. Искомый учебный предмет, впервые вводимый в вузе суверенной Украины, призван воору­жить еврейскую молодежь знанием своей национальной истории, всех студентов МСУ - знанием и пониманием вклада еврейского народа в мировую и отечественную цивилизацию и культуру. Изучение курса истории еврей­ского народа, как и истории Украины, других историчес­ких дисциплин, должно способствовать формированию культуры межэтнических отношений, преодолению наци­ональной ограниченности.

Одной из основных задач курса истории еврей­ского народа является объективное и глубокое изучение причин, процесса и последствий Катастрофы европейско­го еврейства во Второй Мировой войне и многосторон­него вклада евреев в победу над фашизмом.

Ключевой проблемой истории еврейского народа является освещение длительного периода борьбы за соз­дание национального государства евреев от возникно-

8

вения сионистского движения до провозглашения госу­дарства Израиль. Заключительный раздел программы ориентирован на изучение истории становления и разви­тия государства Израиль, внешних и внутренних условий его существования, жизни евреев в Советском Союзе с конца Второй Мировой войны до начала 90-х годов в условиях дискриминации и ассимиляции, первых шагов к возрождению еврейской общности в независимой, суве­ренной Украине.

Многие исследователи усматривают в еврейской истории целостность с первых этапов и до наших дней. История евреев, считают они, это история народа, в ко­торой объединяющее начало преодолевает тенденцию дробления, несмотря на рассеяние в разных странах и включение в общественную жизнь народов, населяющих эти страны. О единстве еврейской истории и ее преем­ственности свидетельствуют основные исторические факты: жизнь еврейской диаспоры в различных цивили­зациях - персидской, эллинистической, римской, араб­ской и европейской; проявление всеобщей еврейской солидарности со времен Филона Александрийского; ин­терес к прошлому народа со стороны евреев, которые живут в разных странах, говорят на разных языках и воспитаны на разных культурах; наконец, воссоздание еврейского государства на древней родине нации, после двух тысячелетий изгнания и рассеяния.

Существенен вопрос о периодизации истории еврейского народа. Многие даты еврейской истории, особенно ее библейского периода, спорны. Мы будем исходить из той датировки и в большой мере той пери­одизации, которые предложены в двухтомном "Очерке истории еврейского народа" под редакцией профессора Ш.Эттингера - единственном русскоязычном издании, пригодном в качестве учебного пособия для студентов. В Краткой Еврейской Энциклопедии (Т.З, Иерусалим, 1986) в статье "Израиль. Исторический очерк" выделено много

9

периодов в жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль и в диаспоре. Б "Краткой истории евреев" С.Дубнов отличал четыре исторических периода. Очень своеобразна перио­дизация истории еврейского народа в переведенных на русский язык книгах С.Рот "История евреев с древней­ших времен по Шестидневную войну", А.Эвена "Мой на­род", Й.Телушкина "Еврейский мир".

В предлагаемой программе учебного курса "Исто­рия еврейского народа" использована более традицион­ная периодизация:

  • Библейский период

  • Период Второго Храма

  • Талмудический период

  • Средние века

  • Новое время

  • Новейший период

Рамки новейшего периода еврейской истории так­же традиционные от событий Первой Мировой войны до наших дней.

Курс истории еврейского народа рассчитан на 98 лекционных часов и 28 часов семинарских занятий.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconСоматопсихология учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология»
Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №9 от 30. 12. 11г)

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие Краснодар
Учебно-методическое пособие "Системный подход в программировании и построении моделей приложений"

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие казань
Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан гос...

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Эпоха возрождения и ее роль...
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация о курсу Россия в мировой истории(Учебно-методическое пособие)

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие (для студентов дневной формы обучения...
Учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы помочь студентам начать использовать современное программное обеспечение...

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Корпоративное управление» для студентов экономических специальностей дневной и заочной...

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconУчебно-методическое пособие для студентов-иностранцев
Основы русской фонетики в таблицах, комментариях, упражнениях : учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев / сост.: Л....

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Древневосточные цивилизации (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<