Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории»




Скачать 243.64 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории»
Дата публикации10.12.2013
Размер243.64 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > История > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Феномен вождизма в мировой истории

Министерство Образования Российской Федерации Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории». Выполнил: Я Тула 2003 Введение. Вождизм как тема для изучения В современном мире существуют страны, где ведущую роль в общественнойжизни играет такое явление, как вождизм. При этом даже развитие имодернизация экономики могут осуществляться в рамках этого специфическоготипа политических отношений. Наибольшее развитие вождизм как институтвласти получил на Востоке, достигая наиболее зрелых форм в так называемом«восточном деспотизме». Для отечественной политологии особенно актуально изучение феноменавождизма, так как и наша страна и ее ближайшие соседи столкнулись с этойпроблемой. Изучив это явление, можно сделать прогноз о том, к чему стремитсявласть в современной России, будет ли она демократической, или же мывернемся к прошлому, и нами будет управлять вождь, подобный Сталину. Этогонельзя исключать, ведь исторически сложилось так, что наш народ привыкподчиняться какому-нибудь правителю, обладающему абсолютной властью иумеющему покорить своей волей массы. Даже в сегодняшней России, стремящейсяк демократии, сохранилась такая традиция прошлого как передача власти понаследству. Когда президент Ельцин сначала назначил Путина на постпредседателя правительства, а потом фактически передал ему свои полномочияеще до президентских выборов, сразу вспоминается опыт из истории СевернойКореи, где еще при жизни Ким Ир Сена начал формироваться культ личности егосына Ким Чжон Ира, что в последующем привело к полной передачи власти понаследству. Что касается ближайших к России стран, таких как Северная Корея,Китай, Туркмения, а также ее давнего партнера Кубы, то в них вождизмпродолжает играть ведущую роль во многих сферах общественной и политическойжизни. В некоторых из них он существует в завуалированных и не столь явныхформах, в других носит открытый характер. И для того, чтобы проводитьграмотную внешнюю политику с такими странами, необходимо учитыватьособенности политической культуры, присущие только данному государству. Последние события в мире также делают тему вождизма актуальной длярассмотрения. Если обратить внимание на то, какие страны США и их союзникипо НАТО включили в «черный список», то сразу станет видно, что подавляющеебольшинство из них - это страны, в которых главой является правитель,обладающий всеми признаками вождя. Примером могут служить Куба, СевернаяКорея и до недавнего времени - Ирак. Преследуя свои личные цели, СШАпытаются свергнуть действующие режимы в этих странах и навязать им своюмодель демократии, не вникая в национальные особенности, в отношении народак своему предводителю и в другие факторы, характеризующие политическийрежим и традиции управления. В последние время множество средств массовой информации освещаютсобытия в мире, связанные с проявлениями вождизма. Но единого подхода кэтой проблеме нет. Некоторые считают, что для определенных стран вождизм –это естественный тип политических отношений, другие утверждают, что этоявление губительно сказывается на обществе и гражданских свободах. В книгах и учебниках по политологии о вождизме говорится только врамках тоталитарных и авторитарных режимов. В качестве особого явления,имеющего свои тонкости и особенности, вождизм не рассматривается. Возможно,это связано с тем, что недостаточно накопилось материала по данной теме,ведь это молодое явление, история которого продолжает развиваться до сихпор. Благодаря чему изучение этой темы становится более интересным. Для изучения феномена вождизма недостаточно обращаться только кполитическим аспектам этого явления, важно рассмотреть традиции, культурутого общества, где имеет место данный тип господства. Ведь как бы нестремился лидер к неограниченной власти, общество, в традициях которого неимеется склонности к слепому и безоговорочному подчинению, никогда недопустит его до этого. Поэтому вождизм не получил распространения наЗападе, где права и свободы являются главными ценностями, а укоренился наВостоке, где даже религия учит подчиняться своему правителю. Феномен вождизма – это не только исторический и политический вопрос,но и психологический. Психологический анализ даст понять, почему вождизмвозникает, становясь главной силой в обществе. Еще можно определить, какиекачества лидера, его действия, черты характера поспособствовали тому, чтоон стал всенародным кумиром. Чтобы иметь целостное представление о вождизме, необходимо обратитьвнимание на исторические предпосылки, зарождение, этапы становления этогоявления в разных странах мира. Это поможет выявить общие черты вождизма, атакже индивидуальные особенности, зависящие от национального колорита. Глава I. Великие вожди 20 века. 1. Вождизм – феномен XX века Почему же вождизм возник и начал развиваться в двадцатом веке? Какиесоциальные, экономические, политические и психологические предпосылкипослужили становлению этого типа властных отношений? Двадцатый век- век становления индустриального общества, интенсивноразвивалась наука и техника, это привело к появлению массовых коммуникаций.Сильно возросла численность государственного аппарата, появляются новыесоциальные группы. Начало двадцатого века сопровождалось кризисом, вызванным социальнымипредпосылками и I Мировой войной. Возросла безработица, обществомаргинализировало, недовольство граждан росло. Все хотели перемен и былиготовы пойти за кем угодно, кто эти перемены пообещает. При появлении массовых коммуникаций стало возможным влияние наогромные слои населения. Благодаря этому лидеры выдвигали привлекательныелозунги, доступные большому количеству людей. Это повлекло за собойвовлечение масс в политическую жизнь. Растет роль государства, происходитэтатизация общества. В этот момент и появляются вожди. Вся властьконцентрируется в одном политическом центре, объем управления становитсявсеохватывающим. При таком росте могущества государственной власти растет иидеалогизация всех сфер жизни населения, пропаганда и агитация не устаетработать на укрепление авторитета вождя. Она контролирует всю информацию,поступающую в народ. После того, как наступает относительная стабильность, обществосвыкается со своим лидером, начинает ему доверять, а потом и боготворить. Так в двадцатом веке стало возможным появление на свет самогозагадочного и трудно поддающегося объяснению феномена – феномена вождизма. 1.2. Феномен вождизма в Отечественной истории Возникновение вождизма в СССР – одна из наиболее актуальных тем дляизучения, так как она напрямую касается истории нашей страны и нашегонарода. Важно понять, как в послереволюционной России на смену монархиипришел более жесткий и тиранический порядок, почему народ, боровшийся засвободу, дал навязать себе тоталитаризм и диктатуру. Необходимо обратитьвнимание на то, какие причины явились поводом для зарождения и укреплениявождизма, какие исторические предпосылки послужили этому, а также наособенности менталитета и традиции русского народа (преобладающего народа вСССР). Вождизм в СССР, в большей мере, связан с именем Иосифа ВиссарионовичаСталина, так как В.И. Ленин являлся скорее вождем революции и не достигтакого же прижизненного поклонения. Но тем не менее, стоит обратитьвнимание на фигуру Ленина, сыгравшего большую роль в политической карьереСталина, считавшегося его приемником. Итак, рассмотрим обстановку в нашей стране, сложившуюся с началомреволюции. Народ остался без царя и бога, без привычных жизненных правил. Втакие переломные периоды истории, когда нарушены традиции, привычные связи,когда человек мечется, пытаясь найти свое место в происходящих событиях,особенно сильна тяга к вере. Вот тут-то нужен был лидер, непререкаемыйавторитет, за которым можно идти без колебаний, с полной уверенностью, чтоон приведет к лучшей жизни. Тогда на роль такого лидера никого, кроме В.И.Ленина, не было. Он был одним из немногих (если не единственным), кто былпонятен и доступен народу. Это дало ему возможность овладеть революционнойситуацией. Но вскоре Ленин умирает, не завершив своего дела. После смерти Ленина требовался новый лидер. Его приемником и вернымпоследователем в глазах народа становится Сталин, который поначалу во всемопирался на авторитет своего великого предшественника. Это послужило первымповодом для укрепления политической роли Сталина и усиления народногодоверия к нему. В тридцатые годы окончательно оформилась та административно-команднаясистема управления советским обществом, которая тесно связана сфункционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховнойвласти в стране. Всей этой властью руководил Сталин. И все перемены влучшую сторону приписывались ему, а неудачи и провалы считались винойврагов народа и различных вредителей. В это же время и начал формироватьсякульт личности Сталина. Официальная пропаганда (а другой не было вообще)восхваляла подвиги вождя народов, в сознание людей вбивались догмы, которыенельзя было критиковать. Всех инакомыслящих или устраняли, или ссылали влагеря. В итоге остались только те, которые либо действительно любиливождя, либо делали вид. Первые – это в основном рабочий класс и низшие слоиобщества, которые благодарили Сталина за все, что имели в жизни: дом,работу, социальное положение. Последние – это интеллигенция и люди близкиек власти, понимавшие угрозу, исходящую от режима, но ничего не способныесделать. Люди верили, что они живут лучше остального мира, и их политическоеустройство самое справедливое. Это происходило благодаря тому, что странастала закрытой от других государств и невозможно было сравнить уровеньжизни с капиталистические державами. Действия сверху сыграли не последнюю роль в формировании культаличности Сталина. Но были и другие причины, обуславливающие возвеличиваниеи превращение его в настоящего вождя. Ведь умелая пропаганда – это лишьполовина дела, остальное это то, что делает феномен вождизма такимзагадочным и трудно поддающимся объяснению. Другая причина заключается в особенности русского народа и егоменталитете. Многие столетия Россией правил самодержавный царь, и впсихологии людей отложилась склонность к тому, что должен существоватьправитель, который все решает сам, а народ его любит и подчиняется.Подсознательная вера в лидера с неограниченной властью, в то, что онзаботится о своих подданных, что ничего не надо делать, а лишь слушатьсясвоего предводителя, и лучшие времена наступят сами собой, привела квсенародному одобрению личности вождя и вручению ему огромных полномочий.Раньше был православный царь-батюшка, а теперь его сменил коммунистическийвождь народов. Кстати, неслучайно религия была запрещена и против нее велась такаяожесточенная борьба. Ведь считалось, что она отвлекает граждан отстроительства коммунизма. «Религия – это яд!» – кричали надписи сагитационных плакатов. Но на самом деле была более серьезная причина длятакого гонения. Народ в СССР не должен боготворить никого, кроме вождя,вождь заменил бога, и только он достоин поклонения. И Сталин хорошосправился с этой ролью. Сталин знал как убедить народ в правоте и неоспоримости своих идей. Вдетстве он получил богословское образование и, скорее всего, использовалэти навыки для придания своему учению большей убедительности. Принципысталинизма просты и легки для восприятия обычным людям, поэтому эти идеиполучили широкое распространение в народных массах, что способствовалоукреплению культа личности. Личность самого Сталина – одна из самых больших загадок в феноменесоветского вождизма. Являясь жестоким диктатором, погубившим миллионылюдей, он одновременно был народным кумиром и все его боготворили. Каким-тообразом ему удавалось казаться людям заботящимся и добрым правителем. Онбыл ни умнее других, ни образованнее, ни красноречивее. Однако природанаделила его холодной настойчивостью, волей и честолюбием. Он никогда неповиновался чувствам, всегда умел подчинить их расчету, был понятеннародным массам, поскольку из них вышел, близок им по своему мышлению иповедению. Эти качества дали ему преимущества перед Троцким, который,будучи интеллектуалом, был далек от понимания народом и воспринимался как«барин». Бухарин – активный пропагандист НЭПа, в котором народ уже виделопасность возврата к старому социальному неравенству. Пусть люди были покабедны, но равны во всем. Сталин воспринимался реальным человеком,олицетворявшим власть. Более того, выступал символом того, во что людиверили, чего хотели – символом справедливости, лучшей, чем вчера жизни. Политическая обстановка на протяжении всего сталинского периодаблагоприятствовало росту его популярности и авторитета среди народа. Во-первых, для СССР были решены основные экономические задачи, в тридцатыегоды была полностью завершена индустриализация, СССР вышел на пятое место вмире по промышленному производству, превысив уровень дореволюционнойРоссии, значительные успехи были достигнуты в сельском хозяйстве и другихотраслях народного хозяйства[1]; во-вторых, огромную роль в возвышенииСталина сыграла победа в Великой Отечественной войне, поскольку СССР изстраны, находившейся в длительной политической изоляции превратилась вгосударство, диктовавшее направления в мировой политике, которое непринимало правила западных капиталистических стран, а само устанавливалоэти правила; в-третьих, победа (не без помощи СССР) коммунистическихрежимов в странах Восточной Европы, Азии и др. Все это поднимало у народачувство патриотизма и любви к Родине, а значит и к своему вождю. Исторический опыт показал, что вождизм в СССР – один из самыхотрицательных примеров этого явления в мире. Манипулируя народом, Сталинпроводил жестокую политику по отношению к советским гражданам. Из-за своейслепой преданности вождю люди не замечали всех ужасов сталинскогоправления. Это показывает, как опасны подобные режимы для общества, какойвред они могут нанести стране. Разоблачение культа личности Сталина после его смерти выявилонегативное отношение народа к его фигуре и подтвердило неискренность любвик нему основной массы населения. Вождизм в СССР укрепился благодаря нескольким фактам: умелойпропаганде, контролирующей всю информацию, поступающую в общество,жестокому репрессивному аппарату, подсознательному страху людей передпротестом и свободомыслием, тотальному контролю, исторической склонностинарода к харизматическому лидерству и последовательным действиям Сталина поукреплению своей власти и подчинению всех государственных структур. Изучив феномен вождизма в отечественной истории, можно оценитьвероятность повторения этого явления и вовремя предотвратить его. 1.3. Гитлер. Вождизм в Европе Феномен вождизма в Германии - серьезная тема для рассмотрения, вцентре которой стоит жестокий диктатор, нанесший огромный ущерб всему миру.Гитлер добился поразительного успеха – чего не удавалось никому ни до него,ни после – внедрить чудовищную тиранию в народ, внесший в прошлом стольогромный вклад в европейскую культуру. Стечение обстоятельств вознесло егоиз уличного оратора на вершину власти в Германии. Чтобы свергнуть его –потребовалось объединение всех сил мира. Историки сходятся на важности роли Гитлера не только для историиТретьего рейха, но и для истории двадцатого века в целом. Он шел кполитической власти с помощью жестокости и лжи, используя любые средствадля покорения других народов и народа собственного. Его идеи были ветхими ипоношенными, но его методы были украшены атрибутами современныхтехнологических достижений. И на пути к власти, и во время своего правленияон использовал террор и крайнюю жестокость. В чем же секрет феномена вождизма в Германии? Немцы – гордый и великий народ. Но после поражения в Первой мировойвойне их национальная гордость была сильно оскорблена. Народ не могсмириться с позором Версальского мира. Гитлер на волне такого недовольствасумел неплохо поднять свой авторитет, пообещав отомстить. Будучи человекомс нарушенной психикой, он обнаружил в измученном душевном состоянии людей,пережившего шок от поражения, отражение собственной ущемленности, крайнегорасстройства и враждебности. Всю жизнь он, являясь австрийцем, упрямоолицетворял себя с немецким народом и, будоража его своими гипнотическимиораторскими способностями и злобной пропагандой, находил в этом отдушинудля личной ненависти и честолюбия. Немцы увидели в Гитлере борца за ихнацию и поддались его планам. Фюрер умело выдавал свои преступные действияза стремление к отмщению. Например: 22 июня 1940 года он потребовал отфранцузов прекращение боевых действий в том же самом пассажирском вагоне вКомпьене, в котором немцы были вынуждены подписать перемирие 1918 года.Гитлер возвратился в Берлин героем-победителем[2]. Гитлер уверял, что начавшийся в 1933 году Третий рейх просуществуеттысячу лет. Оказавшись у власти, он рьяно принялся создавать и укреплять встране абсолютную диктатуру. В этом ему сильно помогла пропаганда во главес Геббельсом, который обращался к нации: «Мы являемся свидетелямивеличайшего события в истории. Гений создает мир! Его голос мы слышали,когда Германия спала. Его руки снова создали из нас нацию! Он один никогдане ошибается! Он всегда как звезда над нами!»[3] и т.д. На сознание немцевдействовали многотысячные колонны, маршировавшие с факелами и штандартами,которые должны были показать единение народа, его величие. Перед такимдавлением не мог устоять никто. Это привело к массовому поклонению Фюреру.А тех, кто пытался протестовать против подобного правления, избивали илиубивали, арестовывали и бросали в тюрьмы. До войны, за время правления Фюрера значительно развивалась экономикастраны, ускорились темпы роста промышленности. Армия увеличилась внесколько раз, с Германией стали считаться в мире. Это поднимало у немцевчувство гордости за свою страну, а значит и за того, кто ей управляет - заАдольфа Гитлера. Победы Гитлера на фронтах Европы в первые годы войны неплохо поднималиего престиж в глазах немцев, которые по-настоящему стали верить в своевысшее происхождение. Бывший нищий авантюрист из Вены стал теперь самыммогущественным диктатором в Европе со времен Наполеона. Немцы считали егонепревзойденным государственным деятелем, даже более великим, чем Бисмарк. Гитлеровское правление оказалось губительным для немецкого народа иГермании. Это подтверждает опасность вождизма. Массовый фанатизм и слепоталюдей, не осознающих ужасов режима, привели к неограниченному диктатуФюрера. Гитлер стал вождем благодаря умелой игре на чувствах немцев, ихстремлению отомстить за обиду поражения в Первой мировой войне, тотальномуконтролю и агрессивной пропаганде, незаурядному характеру икрасноречивости, а также подъему экономической, политической и военной мощистраны. Эти факты во многом объясняют феномен вождизма в Германии. 4. Два поколения вождей в Северной Корее Вождизм в Северной Корее является самым выразительным примером этогоявления. Он глубоко укоренился в Корейском обществе и превзошел все рекордыпо временным рамкам, прочности позиций и контролю над населением. Нужно рассмотреть, какие меры принимали лидеры страны для укреплениясвоей власти, какие национальные особенности корейцев позволили возникнутьэтому феномену и то, как повлияет вождизм на будущее страны. Становление вождизма происходило следующим образом. В Северной Корее побеждает революция, и страну возглавляет Ким Ир Сен.После прихода к власти, он начинает последовательные действия по укреплениюсвоих позиций. Упрочение режима своего единоличного правления Ким Ир Сенсопровождал интенсивной компанией самовосхваления. После 1962 г.северокорейские власти стали всегда сообщать, что в очередных выборахприняло участие 100 % зарегистрированных избирателей, причем все 100 %проголосовали в поддержку выдвинутых кандидатов. С этого же времени культКим Ир Сена в Корее приобретает такие формы, которые производят нанеподготовленного человека подавляющее впечатление. Завладеть умами гражданему удается настолько хорошо, что стало возможным превратиться в самогомогущественного диктатора, которого знала история Кореи. С особой силой восхваление «Великого Вождя, Солнца Нации, ЖелезногоВсепобеждающего Полководца, Маршала Могучей Республики» начинается с 1972года, когда с чрезвычайной помпой было отпраздновано его шестидесятилетие.Если до этого пропаганда личности Ким Ир Сена в общем не выходила за терамки, в которых удерживалось восхваление И.В. Сталина в СССР или МаоЦзэдуна в Китае, то после 1972 года Ким Ир Сен стал, безусловно, самымпрославляемым руководителем современного мира. Все достигшиесовершеннолетия корейцы были обязаны носить значки с портретом Ким Ир Сена,эти же портреты помещаются в каждом жилом и служебном помещении, в вагонахметро и поездов. Главная тема северокорейской пропаганды – это, конечно, Ким Ир Сен,его жизнь и заслуги перед страной. «Воспитание любви к Вождю» (или, иначеговоря, насаждение культа личности Ким Ир Сена) во всех официальныхдокументах рассматривается как важнейшая задача пропаганды. Методы этоговоспитания были некогда заимствованы из СССР, но нынешняя северокорейскаяпропаганда оставила далеко позади сталинские образцы. С конца 1970-х годовбольшое внимание уделяется и пропаганде личности Ким Чжон Ир – сына Ким ИрСена, который официально провозглашен его приемником и «продолжателемвеликого чучхейского революционного дела». Не только средства массовойинформации, но и кинематограф, театр, литература неустанно подчеркивают,что уже с ранней юности Ким Ир Сен стал Великим Вождем корейского народа,который обязан ему всем. Пожалуй, официальная пропаганда сыграла решающую роль в становлениивождизма. Она затрагивает даже религиозные чувства корейцев. Патерналистские идеи о «правителе – отце народа», столь популярные вконфуцианстве, обычны и в северокорейской пропаганде. Ким Ир Сенизображается как мудрый и заботливый отец, не оставляющий вниманием своихподданных. По всей стране разбросано великое множество памятников Ким Ир Сену.Фактически Ким Ир Сен и члены его семьи - это единственные люди, памятникикоторым можно увидеть в КНДР. 16 апреля, в день рождения северокорейскогоруководителя ( а этот день является главным праздником КНДР) эти памятникистановятся местом обязательного паломничества местного населения. Всекорейцы обязаны в этот день придти к той статуе Ким Ир Сена. чторасположена по близости от их дома и, совершив перед ней несколько поясныхпоклонов, возложить к ее подножию букет цветов. Правитель в Северной Корее – это не просто вождь- это божество,объект всеобщего поклонения. Одной из характерных черт северокорейского общества являетсявсеобъемлющий государственный контроль, который касается всех сторон жизникорейца. По видимому, не будет особым преувеличением сказать, что СевернаяКорея – наиболее контролируемое общество современного мира. КНДР, к несчастью большинства ее жителей, находится на стадиитотального политического и информационного контроля, со всеми вытекающимиотсюда последствиями, в том числе – и нехваткой объективной информации отом, как же там осуществляется контроль над населением. В этой стране нет ни Интернета, ни спутникового телевидения, никакойдругой связи с внешним миром. Выросло поколение корейцев, которое не знаетни о каком другом государственном строе, кроме существующего, для них этоединственно правильное и справедливое правление. Застой, отсутствие потрясений и изменений в какую-либо сторонупомогают вождизму сохранять свои позиции в обществе. Северокорейское общество очень консервативно и замкнуто. Правления КимИр Сена и Ким Чжон Ира можно рассматривать как единый этап в историистраны. При передаче власти не изменились ни методы управления, ниструктура государства, ни отношения народа к своему вождю. Личность КимЧжон Ира следует рассмотреть для того, чтобы понять, какие меры былиприняты его отцом для передачи ему своей власти. К концу правления Ким Ир Сена Северная Корея превратилась варистократическое государство, в котором «знатность» происхождения игралаедва ли не решающую роль в доступе к должностям и богатству. Около 1970 г. начинается стремительное продвижение Ким Чжон Ира послужебной лестнице. После назначения Ким Чжон Ира, которому тогда был всего31 год, в 1973 г. заведующим отдела пропаганды ЦК ТПК и введения его вфеврале 1974 г. в состав Политбюро, намерения Вождя-отца передать власть понаследству стали явными. В 1980 г. на VI съезде КПК Ким Чжон Ир был провозглашен наследникомсвоего отца, «продолжателем великого чучхейского революционного дела», апропаганда начала восхвалять его сверхчеловеческую мудрость с той силой, скакой раньше она воспевала только деяния его отца. В течение 1980-х г.г.происходила постепенная передача контроля над важнейшими областями жизнистраны в руки Ким Чжон Ира и его людей (или тех, кого пока такими считают).Наконец, в 1992 г. Ким Чжон Ир был назначен Верховным Главнокомандующимсеверокорейскими вооруженными силами и получил звание Маршала (одновременносам Ким Ир Сен стал Генералиссимусом). Феномен корейского вождизма берет свои истоки в конфуцианстве, азакрепляется благодаря тотальному контролю над обществом, его замкнутостью,а так же существенной роли официальной пропаганды, восхваляющей подвигивождей. Зародившись в середине двадцатого века, вождизм в Северной Кореедошел до наших дней практически без изменений. При таком же течении событийв будущем Северная Корея может превратиться в агрессивно настроенноегосударство-секту, которое будет готово совершить любое распоряжение вождя– диктатора. Изучение вождизма в Северной Корее и его анализ – одна из приоритетныхзадач для отечественной политологии, так как Россия является чуть ли неединственным посредником между КНДР и остальным миром. Задачи нашей внешнейполитики – это преодоление изолированности и замкнутости КНДР от остальногомира.Данные биографии Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира были взяты из статьи,напечатанной в книге А.Н. Ланькова «Северная Корея: вчера и сегодня». – М.,Восточная литература, 1995. Глава II. Вождизм в наши дни. 2.1. Фидель Кастро. Вождь острова Свободы Фидель Кастро сегодня – один из самых известных политических деятелейна мировой арене. Навряд ли кто-нибудь возьмется оспаривать тот факт, что втечение четырех последних десятилетий этот человек, вознесенный наполитический Олимп Кубинской революции, по-прежнему не перестает восхищатьнеиссякаемой силой духа, интеллектуального таланта и способностью, вопрекивсем препятствиям, добиваться поставленных целей. Ф. Кастро – плоть от плоти кубинского народа. Он – великийлатиноамериканец, выдающийся лидер третьего мира, национально-освободительного и революционного движения. Уже сегодня его имя по правустоит в одном ряду с такими легендарными личностями современной истории,как Хо Ши Мин, Джавахарлал Неру, Мао Цзэдун, Гамаль Абдель Насер, НельсонМандела. Его вклад в формирование нынешней политической картины мира,менталитета лидеров развивающихся государств трудно переоценить. В нашей стране Куба всегда вызывала большой интерес. О ней былонаписано немало книг в эпоху советско-кубинского сотрудничества. Однако,как ни парадоксально, до сих пор опубликовано очень мало биографическихисследований о Ф. Кастро. Фиделя Кастро невозможно отделить ни от истории Кубинской революции,ни от жизни кубинского общества. Он не покидает своего народа от началареволюции до сегодняшних дней. Феномен вождизма на Кубе – это результатестественного единения правителя со своим народом в течение долгого срокавремени. Рассмотрим, какие шаги делал Кастро для сближения с кубинскимигражданами и почему заслужил такую всенародную любовь. Кубинцы хотели свободы и независимости. Кастро возглавил революцию идал им то, к чему они стремились. После свержения старого строя нужно былосоздавать новый, и лидер Кубы, учтя требования народа, начал строитьсоциализм. Большая его заслуга в том, что он проанализировал опыттринадцати уже существовавших социалистических государств и, увидев ихнедостатки, принялся за осуществление собственной модели социализма. Кубинцы не ощущают себя отлученными от управления страной. На первыхэтапах создания нового государства Фидель практиковал прямую демократию.Миллионные митинги порой играли роль всенародного веча. На них происходилоодобрение и обсуждение идей развития государства. Характерно, что на Кубе начиная с 1976 г. во время выборов всехуровней соблюдается принцип выдвижения большего числа кандидатов поотношению к числу мест, т.е. выборы носят альтернативный характер[4]. Этогов то время не было ни в какой другой социалистической стране. Широкаягласность при подсчете голосов также способствовала обеспечениюдемократического характера избрания депутатов во все инстанции. Гласность иоткрытость придают кубинцам большую веру в своего вождя. Фидель Кастро бросил вызов самой могущественной империи современногомира и сделал это у нее под боком, в небольшой слаборазвитой стране. Подего руководством Куба стала подлинно независимым государством, подорвавшиммонополию Вашингтона на политическое господство в Западном полушарии.Внешняя угроза от США делает Кастро необычайно популярным среди народа.Попытки Вашингтона свергнуть режим на Кубе и посягнуть на национальнуюгордость сплачивают кубинцев вокруг своего вождя. Уже то, что Фидельнеугоден агрессивному соседу, необычайно сильно поднимает его авторитет нетолько в стране, но и за ее пределами. Кастро является воплощением национальной гордости кубинцев. Он –пример для подражания и неоспоримый авторитет. За время его правления встране наметился экономическим подъем, даже после того, как Куба лишиласьпомощи СССР после его распада, Фидель смог удержать государство от упадка.Лидер страны ассоциируется у народа со стабильностью и порядком. Труднопредставить, что будет с Кубой после смерти ее вождя. Вся политическаясистема держится на авторитете Фиделя. С его уходом страну ждут перемены, икубинцы, понимая это, с опасением смотрят в будущее. Вождизм на Кубе, пожалуй, самый яркий пример подлинной любви народа ксвоему лидеру. Этот феномен можно объяснить стремлением вождя следоватьтребованиям граждан, той стабильностью, которую он обеспечивает в стране,личными качествами Кастро, отвечающими представлениям кубинцев о своемпредводителе, а также его заслугами в ходе революции и управлении страной. Можно сказать с уверенностью, что имя Фиделя Кастро навсегда останетсяв истории кубинского народа, как великого предводителя и кумира всей нации. 2.2. Туркмен-баши – отец всех туркмен Президент Туркмении 59-летний Сапармурат Ниязов первым из лидеровСодружества решил все проблемы со своим политическим будущим. Он получилполномочия без ограничения срока, иначе говоря стал пожизненным главойгосударства. Этот шаг не стал сюрпризом. Общественное мнение страны давноподготовлено к тому, чтобы увековечить образ Туркмен-баши – отца всехтуркмен. Свои полномочия он продлевал на безальтернативных выборах и навсенародном референдуме, получая неизменные 99 процентов голосов[5]. Помимо президентского кресла он занимает посты премьер-министра,председателя единственной в стране Демократической партии и верховногоглавнокомандующего[6]. Стиль управления Туркменского президента – чисто восточный. Он всерешает сам, министры, губернаторы, мэры, депутаты – лишь исполнители.Ниязов, к примеру, учредитель почти всех газет и журналов, он личноподписывает все коммерческие контракты на более или менее приличную сумму ввалюте, снимает и назначает членов правительства, армейских и милицейскихгенералов, объявляет амнистии, вводит латиницу вместо кириллицы,переименовывает города и поселки. По всей стране ставятся памятники Ниязову, в его честь называютгеографические объекты, народ боготворит своего президента. В чем же причина появления такого всевластного лидера? Думается, одна из причин кроется в Туркменской истории. Огромные ижаркие Каракумы никогда не были объединены в единое государство. Туркмены,как небольшой кочевой народ, вечно куда-то входили – в состав Афганистана,Ирана, в Бухарский Эмират, Хивинское ханство, в Туркменскую губернию.Только советская власть в двадцатом веке очертила границы республики. Но утуркмен не было своего Петра Великого, Бисмарка или Вашингтона. Таковым,вероятно, должен стать в глазах народа и будущих поколений нынешнийруководитель Ниязов. Он хочет казаться мудрым и заботящимся о своихподданных правителем. Но эта причина не является основной для объяснения такого феномена,должен быть еще более весомый повод, чтобы оправдать возникновение вождизмав бывшей Советской республике. Туркмения – страна с богатыми нефтяными запасами. Но воспользоватьсяими в полной мере не представлялось возможным, так как Туркмения былаокраиной СССР, и все средства от нефтяной промышленности уходили центру, вто время как сама страна получала небольшую часть от своих богатств. Собретением независимости исчезла необходимость в том, чтобы делиться своейнефтью, и в стране наметился экономический подъем, выросло благосостояниеграждан. И во всем этом заслуга Сапармурата Ниязова. Естественно, что народстал боготворить своего вождя. Он получил поддержку от населения и имел всеоснования для концентрации власти в своих руках. Возможно, Туркмения когда-нибудь станет такой же богатой страной какБруней или Объединенные Арабские Эмираты благодаря своим нефтяным запасам,а ее жители будут благодарить за это своего любимого вождя. Если ко всему вышеперечисленному прибавить особенности туркменскогонарода – народа восточного, которому никогда не были известны нидемократия, ни самоуправление, то вопрос о возникновении вождизмастановится более понятным. Туркмены желают иметь во главе своего государства сильного великогоправителя, который сможет прославить их родную страну и будет заботиться освоих гражданах, станет примером подражания для всей нации. Таким человекомявляется Сапармурат Ниязов. Личность Сапармурата Ниязова сыграла не последнюю роль в становленииего культа. Он старается быть простым, близким к народу и отзывчивымчеловеком. Благодаря чему граждане Туркмении считают его своим отцом.Кстати, Туркмен-баши переводится как «отец всех туркмен». На вопрос, заданный мной гражданину Туркмении, обучающемуся в ТульскомГосударственном Педагогическом Университете им. Л.Н. Толстого, о том, зачто тот любит своего президента, я получил ответ : «Так же, как нельзя нелюбить Родину, нельзя не любить нашего президента… Все, что делается внашей стране хорошего – заслуга президента Ниязова. Даже то, что я в Россииучусь - это благодаря ему…» Скорее всего, подобной точке зренияпридерживается большинство туркмен, для них понятие Родина и Туркмен-башинеразрывно связаны между собой. До сих пор у этого народа не было ни независимости, ни своего президента, теперь же, обретя и то и другое, онигордятся и дорожат ими одинаково. Пример вождизма в Туркмении может служить одним из наиболее идеальныхпроявлений этого феномена в современном мире. Президент Ниязов неиспользует масштабного репрессивного аппарата, как это делали Советские илиСеверокорейские вожди. Официальная пропаганда не столь сильна, как в другихстранах с подобным типом правления. Граждане имеют доступ к независимойинформации и внешнему миру. Единственный настораживающий момент заключается в том, что вождизм вТуркмении зародился совсем недавно, и то, какие формы он примет вдальнейшем, неизвестно. Может быть это будет процветающее государство, нонельзя исключать и того, что все обернется жестким тоталитарным контролем,подавлением свобод и нарушением прав личности со стороны власти. Такиепримеры известны истории, но будем надеяться, что подобного не случиться, иу России появится благополучный и надежный партнер по СНГ. Итак, можно сказать, что феномен туркменского вождизма объясняетсянесколькими причинами: во-первых, исторические предпосылки и стремлениенации к самоопределению; во-вторых, особенности менталитета, культуры итрадиций туркменского народа; в-третьих, личные качества вождя, отвечающиепредставлениям граждан о своем предводителе. Лишь совокупность всех этихпричин поспособствовала становлению вождизма и формированию режима личнойвласти Сапармурата Ниязова. Заключение Рассмотрев различные примеры вождизма в мировой истории, можно сделатьнекоторые выводы об этом явлении. Как правило, вожди появляются в переломные для страны времена. Когдарастет недовольство народа, вызванное разного рада кризисами или войной.Чаще всего вождями становятся предводители революций или народных восстаний(И. Сталин, Ф. Кастро, Ким Ир Сен), реже – лидеры в период коренных переменв политическом устройстве страны, но не связанные с вооруженным переворотом(А. Гитлер, С. Ниязов). Х. Марти так сказал об этой закономерностипоявления вождей. «Нации в критические моменты рождают людей, в которых онивоплощаются: национальные личности».1 Вожди – харизматические личности, получившие авторитет благодарялозунгам, отвечающим народным требованиям. Такие люди обладают неординарнымхарактером, расчетливым умом и огромной жаждой власти. Гитлер сказал поэтому поводу: «Человек, рожденный быть диктатором, не подчиняется чужойволе – он сам воля; его никто не подталкивает – он сам идет вперед, и вэтом нет ничего предосудительного. Человек, которому предназначено вести засобой народ, не имеет права сказать: «Если вы хотите меня, я приду.» Нет,его долг – явиться самому.»2 Вождь обладает уникальными способностями вестинарод за собой. Он сам искренне верит в свое высшее предназначение иприлагает все силы для убеждения общества в этом. Еще одна закономерность заключается в том, что вождизм укореняется втаких обществах, традиции и культура которых предрасположены к этомуявлению. В основном, это восточные государства (Северная Корея, СССР,Туркмения), а в странах, не имеющих склонности к вождизму, он возникаетблагодаря особенностям менталитета народа, стремлению его к возвышению наддругими или самоопределению (Германия, Куба). Для укрепления своего режима диктаторы используют пропаганду иагитацию, в большинстве случаев это единственная информация, доступнаянаселению. В итоге можно сказать, что феномен вождизма объясняется несколькимиобщими для различных стран мира факторами:1. исторические предпосылки, повлиявшие на национальные чувства людей;2. личностные качества вождя, его способность влиять на массы;3. предрасположенность народа к вождизму;4. психологическое давление. Список литературы: Бородаев В. А. Фидель Кастро. Политическая биография. – М., «ООО Редакционно – компьютерное агентство газеты «Труд»», 1999; Верт Н. История советского государства. - М., Прогресс-Академия, 1992; Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учеб. пособие.-М., Дрофа,2001; Ланьков А.Н. Северная Корея: вчера и сегодня.- М., Восточная –литература, 1995; Толанд Дж. Адольф Гитлер. Кн. 2. - Пер с англ. О. Тихонова. - М., Интердайджест, 1993; Энциклопедия Третьего рейха / сост. Воропаев С.-М., Локид; «Миф», 2000; Березовский В.П. Туркмен–баши – домотворец и пожизненный президент // Труд. №7, 3-9 октября, 2002.-----------------------[1] Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века : Учеб.пособие.-М.,Дрофа,2001.(c.612)[2] Энциклопедия Третьего рейха/сост.Воропаев С.-М.,Локид; Миф,2000.(с.175)[3] Энциклопедия Третьего рейха / сост. С. Воропаев. – М., Локид; Миф,2000.(с.175)[4] Бородаев В.А. Фидель Кастро. Политическая биография. – М., ООО Рекламно-компьютерное агенство газеты «Труд», 1999. (с. 254).[5] Березовский В.П. Туркмен – баши – домотворец и пожизненный президент//Труд. №7 3-9 октября, 2002. (с.15)[6] там же (с.16)1 Бородаев В.А. Фидель Кастро. Политическая биография. с. 7. – М., 19992 Толанд Дж. Адольф Гитлер. Кн. 2. с. 341. – М., 1993

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Бюрократизм и номенклатура»

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Экономические циклы и кризисы»

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине «Общая теория перевода» на тему «Перевод реалий»

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине Экономическая теория на тему: Теория...
Кроме этого современные экономисты сосредоточены на изучении теории стоимости и дальнейших ее перспективах

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Сущность...

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический...

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория Государства и право» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место...

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Проблемы...

Курсовая работа по дисциплине «Теория политики» на тему: «Феномен вождизма в мировой истории» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Инновационно-инвестиционный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<