Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса»




Скачать 377.72 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса»
Дата публикации13.12.2013
Размер377.72 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Материалистическое понимание истории К. Маркса

на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» Оглавление|Оглавление.………………………………………………………………... |2 ||Введение. …………………………………………………………………... |3 ||1.Основные категории исторического |5 ||материализма……………………………………………………………… | || 1.1. Общественное бытие и общественное сознание………………….. |6 || 1.2. Производительные силы и производственные отношения……….. |8 || 1.3. Базис и надстройка…………………………………………………... |13 ||2. Исторический процесс как последовательная смена общественно - |17 ||экономических формаций……………………………… | ||2.1. Категория общественно - экономической формации. Критерии |17 ||членения исторического процесса………………………………………. | ||2.2. Формационные ступени исторического процесса………………..... |20 ||2.3. Социальная революция как закон смены общественно - |28 ||экономических формаций………………………………………………... | ||3. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей |32 ||………………………………………………………………………. | ||Заключение………………………………………………………………… |37 ||Список использованной литературы ………………………………….. |40 | Введение Философия марксизма представляет собой колоссальную по уровню своейлогической обоснованности и идеологического влияния систему научных знанийо человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавно игралаогромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения длямиллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былойпопулярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений,неопровержимостью своей логики. Настоящая работа посвящена марксистскому учению об общественно-историческом процессе – материалистическому пониманию истории. Оносоставляет неотъемлемую часть философии марксизма и наиболее яркоиллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболее ярко прослеживается воплощениедиалектико-материалистической теории развития, ее общих законов, благодарякоторым осуществляются процессы движения и изменения материи. Кроме того,воплощенный в марксистской теории исторического процесса формационныйподход к общественно-историческому развитию является, по мнению автора,наиболее обоснованным не только с теоретической, но и с практической точкизрения. Целью настоящей работы является исследование сущностных основмарксистского понимания исторического развития общества через его основныекатегории и закономерности. Достижению указанной цели служат следующие задачи: 1. Выявление содержания основополагающих категорий историческогоматериализма – общественное бытие и общественное сознание, производительныесилы и производственные отношения, базис и надстройка – как диалектическивзаимосвязанных составляющих историко-философского учения К. Маркса. 2. Анализ сущности категории общественно-экономической формации какважнейшего звена в членении исторического процесса и показателя егопрогрессивного развития. 3. Рассмотрение типов общественно-экономических формаций, возникающихв процессе развития общества от низших форм к высшим. 4. Установление содержания категории «социальная революция» с позицийее места в диалектической системе материалистического понимания истории ироли в процессе общественного развития. 5. Исследование марксистского подхода к истории как объективнообусловленному процессу через понятие исторической необходимости; выявлениероли сознательной деятельности людей в истории. Указанные задачи предопределили структуру настоящей работы,представленную в оглавлении. 1.Основные категории исторического материализма Учение Карла Маркса об истории человеческого общества складывалось впроцессе формирования марксистской философии в целом. В его основе лежитбазовая для всей философской системы Маркса идея о материальной природемира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов ее движения иизменения. При этом в качестве метода познания используется диалектическийматериализм. Именно с этих позиций исследуются общие законы историческогоразвития и формы их реализации в деятельности людей. Впервые материалистическое понимание истории освещается в совместнойработе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесьистория определяется как «…последовательная смена отдельных поколений,каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы,переданные ему всеми предшествующими поколениями».[1] В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальноепроизводство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Ноглавное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующиеоткрытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество самосоздает объективные условия, которые определяют его развитие. Нигеографические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могутбыть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, вконечном счете, являются производительные силы.[2] Категорию производительных сил, как и другие ключевые категорииматериалистического понимания истории, Маркс выводит из одного общегооснования – материальной природы человека, его потребностей и деятельности,направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка всякой человеческойистории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это … существование живыхчеловеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, кактолько начинают производить необходимые им средства к жизни… Производянеобходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоёсвою материальную жизнь».[3] Итак, свое начало история человеческого общества берет в мирематериальных вещей. На этом общем основании покоятся категории«общественное бытие», «общественное сознание», «производительные силы»,«производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которыхконструируется логика изложения материалистического понимания истории. 1.1. Общественное бытие и общественное сознание Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни.Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и естьих общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит ихэкономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, людипрежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечиваетсялюдьми в процессе общественного производства, экономической жизни. Но люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своейобщественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляюто нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественноебытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизньопосредованная, отраженная в сознании. Вот эта сторона общественной жизни людей – жизнь, опосредованнаясознанием, производная, духовная – является областью общественногосознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений,отражение общественного бытия. Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что ужесуществует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические иморальные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества.Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно. Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различныепредставления и идеи о своей общественной жизни. В этой связи нужно различать сознание как свойство каждого разумногосущества и сознание как понимание сущности общественных отношений, вкоторых человек живет и действует. В первом смысле человек всегда действуетсознательно, во втором же смысле, когда имеется в виду общественноесознание, он может действовать бессознательно, стихийно. Сознание как свойство человеческой деятельности может относиться ксфере удовлетворения личных, будничных интересов человека. Маркс называлтакое сознание обыденным. Первичность общественного бытия в отношении общественного сознаниясостоит не только в том, что явления общественного бытия возникают раньше,чем они отразятся в общественном сознании людей, и состоит не только в том,что общественное бытие является независимым от общественного сознания, ноеще и в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Если общественное бытие людей различно, то различны и их взгляды набытие. Л.Фейербах говорил: “В хижинах думают иначе, чем во дворцах”. Но сознание людей отнюдь не является пассивным, зеркально - мертвымотражением жизни. Марксистский материализм в понимании общественной жизниотнюдь не отрицает и не принижает роли идей в общественном развитии. Онлишь подчеркивает, что эти идеи определяются жизнью и поэтому должны бытьтеснейшим образом связаны с последней, правильно отражая тенденции итребования ее развития.[4] 1.2. Производительные силы и производственные отношения Исходный пункт истории человечества и его дальнейшего развития, какуже отмечалось, образует производство средств существования. Но при этомлюди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает егоготовым. Оно наследует производство от прошлых поколений. В «Капитале» Маркс характеризует производство как целесообразнуюдеятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощьюпроизводительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд,2) предмет труда и 3) орудия труда. Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение людей кприроде, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силамиприроды, т. е. производственные отношения. Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятиймарксистской философии. В этом понятии выражается основное отношениечеловека к природе. К производительным силам относятся люди и средствапроизводства. Производительные силы представляют собой органическоеединство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой наоснове всей системы разделения труда в обществе. Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишьтогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают вкачестве средств. Производительные силы представляют собой конкретно-историческоеединство производителей и средств производства, целостную систему личных ивещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда. Но указанные элементы играют не однозначную роль в системепроизводительных сил. Главной производительной силой являютсяпроизводители, трудящиеся. Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры рабочих,которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научнымзнанием, являются решающим фактором производства на любой ступениобщественно-исторического развития. В конечном счете, источникомпроизводительных сил является трудовая деятельность людей. Производительные силы, в конечном счете, по выражению Маркса,представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемыематериальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства,добывают предметы труда. Маркс замечает, что «развитие общественногоиндивида — вот что выступает в качестве основного устоя производства ибогатства». Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегда конкретно-исторический характер. В определенных общественных условиях она обладаетспецифическими общественными свойствами. Член первобытного общества, раб,крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистического общества— вот этапы ее развития. В этом качественном различии даннойпроизводительной силы отражаются особые общественные отношения, при которыхона функционирует. Процесс труда не только выражает собой затратуфизической и духовной энергии, но и исторически сложившиеся общественныеотношения Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которыхчеловек воздействует на природу. Посредством орудий труда человекпроизводит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудийчеловек материализует свой труд, благодаря чему происходит передачапоследующим поколениям накопленного в обществе труда, общественныхотношений. [5] В процессе развития производства люди вступают в отношения друг кдругу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства,называются производственными. Они соответствуют определенному уровнюразвития производительных сил. Производственные отношения характеризуют тоили иное соединение средств производства с рабочей силой. Маркс в своеманализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Онписал, что производство обособленного индивида вне общества — такая жебессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающихмежду собой индивидов. Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которыеопределяют все остальные общественные отношения. Они материальны,складываются в процессе производства, возникают объективно, в результатедействия законов экономического развития. Производственные отношения независят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно. Вместе с производительными силами люди наследуют и определенныеобщественные отношения производства. Характер производственных отношенийлюдей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и ростомпроизводительных сил. Производительные силы и производственные отношения,доставшиеся от прежних поколений как результат их многовековойдеятельности, каждый раз становятся исходным пунктом для начала последующейдеятельности людей, для развития общества в целом. Производственные отношения, определяемые развитием производительныхсил, характеризуются, прежде всего, формой собственности на средствапроизводства. Это главное и решающее в содержании понятия производственныхотношений. Переход от одной общественно-экономической формации к другойсопровождается перераспределением средств производства, сменой формсобственности на них. Теснейшим образом с распределением средств производства, или формойсобственности на них, связано положение и взаимное отношение различныхклассов и социальных групп в общественном производстве. Форма собственностина средства производства также определяет собой социальные формы и характерраспределения продуктов в обществе. Производственные отношения в обществе определяются формамисобственности. Каждая из основных форм (первобытно – общинная,рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)производственных отношений составляет экономическую структуру общественно-экономической формации. Производство в обществе функционирует как совокупность различных видовтруда, обусловленных разделением труда в тесной связи с развитием техники. Производительные силы и производственные отношения образуют единство,в котором первые составляют содержание, а вторые — их форму. Нетпроизводительных сил без производственных отношений. Производственныеотношения выступают в процессе производства не в качестве внешней оболочки,а как его внутренний момент. Всякое производство, пишет Маркс, естьприсвоение благ природы внутри определенной общественной формы ипосредством ее. Производительные силы и производственные отношения в конкретно-исторической совокупности в процессе функционирования составляют способпроизводства, определяющий всю общественную жизнь данной историческойэпохи. Производительные силы выражают отношение человека к природе, апроизводственные отношения — отношения людей друг к другу в процессепроизводства. «Каковы бы ни были общественные формы производства,— пишетМаркс,— рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но,будучи в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются егофакторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должнысоединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется этосоединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя».[6]Способ, каким люди той или иной общественно-экономической формациипроизводят необходимые средства для жизни, и составляет понятие способапроизводства. Способ производства представляет собой общественную формупроизводства. Внутреннее единство производительных сил и производственныхотношений находит свое выражение в том, что воспроизводство в обществовсегда означает не только воспроизводство определенных материальных условийжизни, но и воспроизводство определенных общественных отношений. Способ производства образует основу общества. В нем заложены основныеисточники общественного развития. История общества есть прежде всегоистория способов производства. Особый характер и способ, каким происходитсоединение рабочих со средствами производства, различает общественно-экономические формации. На каждой ступени общественного развития способпроизводства определяет характер и формы влияния географической среды, вконечном счете, рост народонаселения, степень развития и формы воздействиянауки на производительные силы. Он обусловливает все возникающие в обществеотношения. Его существенные изменения влекут за собой глубокие перемены всоциальной, политической и духовной областях жизни общества. Развитиепроизводительных сил и изменение производственных отношений выражаютпоступательное, прогрессивное развитие человеческого общества. Все коренныеизменения в обществе, в конечном счете, определяются объективными законамипроизводства.[7] 1.3. Базис и надстройка Марксизм установил, что идеологические отношения и соответствующие имформы учреждений и организаций следует объяснять не из них самих, как этоделали идеалисты, а из материальных, производственных отношений, образующихэкономическую основу общества. Таким образом, марксизм дал вполнеобъективный критерий для отделения определяющих общественных отношений отпроизводных, выделив производственные, экономические отношения какструктуру общества, его основу. В этой связи Маркс и Энгельс ввели в наукупонятия базиса и надстройки. Люди не могут производить материальные блага, не вступая вопределенные производственные отношения друг с другом. “Совокупность этихотношений, - говорит Маркс, - составляет экономическую структуру общества,реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическаянадстройка и которому соответствуют определенные формы общественногосознания”.[8] (Курсив наш. - А. Г.) Нетрудно понять, что производственные отношения, с одной стороны,являются необходимым элементом способа производства, а с другой –составляют базис, основу для тех общественных явлений, которые возникают наэтой основе. Нельзя смешивать способ производства, как материальную основу всегообщественного развития, с экономическим базисом, как основой лишьнадстроечных явлений. Категория экономического базиса является одновременно общеисторическойи конкретно – исторической. Это значит, что каждой общественной формацииприсущ свой экономический базис. Сообразно различным типам производственныхотношений складываются соответствующие типы экономических базисов:первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический.Следовательно, господствующий тип производственных отношений определяетсоответствующий тип экономического базиса. Каждый экономический базис неизбежно порождает соответствующую емунадстройку. Надстройка – это совокупность общественных явлений, которыевозникают и развиваются на основе определенного экономического базиса, как-то: политические, правовые, этические эстетические, философские,религиозные, и т.д. взгляды, идеи (формы общественного сознания) исоответствующие им учреждения и организации. Исторический опыт показывает, что сначала возникают общественные идеи,а затем соответствующие им учреждения и организации. Надстройка, как и базис, является одновременно общеисторической иконкретно – исторической категорией. Надстройка необходимо присуща каждойобщественной формации. Каждому типу базиса соответствует определенный типнадстройки. Стало быть, базис порождает одну, а не несколько надстроек.Надстройка, по словам Ленина, является формой существования экономическойструктуры общества, как содержания. Надстройка отражает свой базис, егоприроду (сущность), подобно тому, как форма отражает свое содержание. Область надстройки является ареной острой классовой борьбы.Господствующими идеями и организациями в условиях антагонистическогообщества являются идеи и организации экономически господствующего класса. В обществе действует общесоциологический закон: базис определяетнадстройку. Это значит, что каков базис, такова в основном и надстройка.Экономический базис является источником, основанием, определяющим характери содержание надстройки. В основном изменение в базисе предшествуетизменениям в надстройке. Определяющее воздействие базиса на надстройку не следует пониматьупрощенно. Изменение надстройки не происходит автоматически, вслед заизменением базиса. Дело в том, что надстройка обладает относительнойсамостоятельностью. С одной стороны, она отличается большим консерватизмом,меньшей подвижностью и изменчивостью, чем базис. Поэтому она в своемразвитии отстает от развития и изменения базиса, подобно тому, как форма вразвитии отстает от содержания. С другой стороны, часть надстроечныхявлений может обогнать существующий базис. В силу этого в развитии базиса инадстройки постоянно возникают и разрешаются взаимные противоречия . Из определяющей роли базиса в отношении надстройки не следует, что онапассивна и безразлична к базису. Обратное активное воздействие надстройкина развитие базиса является общей исторической закономерностью. Активная роль различных экономических элементов проявляется двояко.Они могут ускорять или замедлять развитие базиса, укреплять, или разрушатьего. Когда старые экономические отношения превращаются в оковы развитияпроизводительных сил, тогда наступает эпоха социальной революции,сопровождающаяся революционным преобразованием базиса и надстройки старогообщества.[9] Рассмотренные категории исторического материализма являются тойосновой историко-философской системы Маркса, вокруг которой выстраиваетсявся логическая конструкция материалистического понимания истории. Онивыступают базовыми для обоснования категории общественно-экономическойформации, которая, как будет показано далее, занимает центральное место вчленении исторического процесса. 2. Исторический процесс как последовательная смена общественно - экономических формаций 2.1. Категория общественно-экономической формации. Критерии членения исторического процесса Диалектико-материалистический подход к пониманию истории сталпредпосылкой, обоснованием формационной теории. Согласно ей каждыйисторический тип общества представляется живым, находящимся в развитииорганизмом, а история – закономерным процессом смены общественных форм,утративших свое прогрессивное значение, новыми формами, создающими болееширокие возможности для развития материального производства, общественнойжизни в целом. К. Маркс писал: «Моя точка зрения состоит в том, что ясмотрю на развитие экономической общественной формации как наестественноисторический процесс…». Общество «не может ни перескочить черезестественные фазы развития, ни отменить последние декретами».[10] Категория общественно-экономической формации обозначает историческиопределенную ступень общественного развития, исторический тип конкретногообщества, общественного устройства. Сам термин «формация» бал воспринят К.Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластованиегеологических отложений определенного периода, которое представляло собойисторически сложившееся образование в земной коре. Сходство между«формацией» в виде категории геологической науки и «формацией» в видекатегории исторического материализма в том, что в обоих случаях речь идетвозникающих и изменяющихся образованиях. Впервые категория «формация» была употреблена К. Марксом в 1852 г. вкниге «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Анализируя политическиепроцессы становления и развития буржуазного общества, К. Маркс обращалвнимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересынового господствующего класса. Вначале эти идеи облекались идеологамибуржуазии в форму, характерную для общественного сознания рабовладения ифеодализма. Но так было только до утверждения буржуазных отношений. Кактолько «новая общественная формация сложилась, - отмечал К. Маркс, -исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римскаястарина…».[11] Следует отметить, что термин «формация» употреблялся им вразных сочетаниях: «общественная экономическая формация», « экономическаяформация», «общественная формация». В качестве критерия формационного развития человеческого обществанаиболее общий, фундаментальный характер имеет способ производстваматериальной жизни: производственные отношения, типы (формы) собственности,т.е. та сторона общественного способа производства, которая выражаетобщественные отношения между людьми. Именно это составляет основуформационных ступеней исторического процесса и, соответственно,формационных типов конкретного общества. К. Маркс выделял рабовладельческое(античное), феодальное, буржуазное, коммунистическое общества. Также онобращал внимание на азиатский способ производства, а после работ Г.Маурера, Х. Банкрофта и особенно Л. Моргана в качестве исходного пунктаразвития человеческого общества называл архаическую формацию общинноготипа.[12] В процессе разработки своей теории общественно-исторического процессаК. Маркс использовал и иные критерии членения истории человечества наотдельные этапы. Так, в работе «К критике гегелевской философии права» вкачестве таких критериев выдвигалось соотношение гражданского общества игосударства. Под этим углом зрения различались древность, средние века,новое время и демократия будущего. В «Экономическо-философских рукописях1844 года» история представлялась в виде процесса зарождения, движения иотмирания исторических форм отчуждения труда. Опираясь на данный критерий,К. Маркс выделял доклассовое, классовое и бесклассовое (коммунистическое)общество. В «Немецкой идеологии», где материалистическое понимание историиобретает зримые черты и определенность, К. Маркс и Ф. Энгельс за основучленения исторического процесса взяли формы собственности, которые выражаютразличные ступени в развитии разделения труда. Соответственно были выявленычетыре господствовавших в историческом процессе форм собственности:племенная, античная (общинная и государственная), феодальная и буржуазная.Обосновывалась также неизбежность коммунистического общества. Наконец, впредисловии к книге «К критике политической экономии» К. Маркс, формулируясуть материалистического понимания истории, выделял еще один критерийчленения исторического процесса – способ производства материальной жизни. Вкачестве прогрессивных ступеней общественного развития он называлазиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства.[13] В настоящей работе будет рассмотрен формационный подход к членениюисторического процесса. Данная позиция обусловлена, по мнению автора, егонаибольшей обоснованностью и последовательностью аргументации, максимальноадекватным отражением реального поступательного движения общества от низшихформ своего развития к высшим. Ведь каждая общественно-экономическаяформация предстает одновременно и как тип общества, функционирующий иразвивающийся по своим особым законам, и как стадия всемирно-историческогопроцесса, связанная предпосылками своего возникновения с предшествующей ипредпосылками своего исчезновения – с последующей стадией развитиячеловеческого общества. 2.2. Формационные ступени исторического процесса Первобытнообщинный строй – первичная (или архаическая)общественно–экономическая формация, структура которой характеризуетсявзаимодействием общинных и родственных форм общности людей. Деятельностьпервобытного человека протекает в рамках общины (кровной, родовой,сельской), которая состоит из семей (парных, больших, и т.д.) – ячеек,осуществляющих воспроизводство самого человека и представляющих более илименее зависимые от общины центры хозяйственной, религиозной и т.д.деятельности. В силу экзогамности брака в состав общины, наряду скровнородственным ядром, входят брачные партнеры, выходцы из других общин.Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным связям устойчивый иупорядоченный характер, содействует превращению общин во взаимосвязанныеэлементы социального целого (родоплеменная организация, и др.).Первобытнообщинный строй охватывает время от зарождения социальныхотношений до возникновения классового общества. При расширительномтолковании понятия первичной формации в целом началом первобытнообщинногостроя считают фазу первобытного стада, а завершающим этапом – обществаобщинной государственности, где уже наметилась классовая дифференциация.Наибольшей структурной завершенности первобытнообщинные отношения достигаютв период родового строя, образуемого взаимодействием родовой общины и рода.Основой производственных отношений здесь служила общая собственность насредства производства (орудия производства, земля, жилище, хозяйственныйинвентарь), в пределах которой существовала и личная собственность наоружие, предметы домашнего обихода, одежду и т.п. Первобытные отношения,существовавшие в условиях начальных ступеней технического развитиячеловечества, коллективных форм собственности, религиозно - магическихпредставлений, вытесняются новыми социальными отношениями (или частично кним адаптируются) в результате совершенствования орудий труда, формхозяйства, эволюции семейно- брачных и др. отношений).[14] Рабовладельческий строй – первое классовое антагонистическое общество,возникающее на развалинах первобытно – общинного строя. Рабство в тех илииных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов. Высшейформы развития оно достигло в Древней Греции и Древнем Риме, где рабы сталиглавной производительной силой общества. При рабовладельческом строегосподствующим и одним из основных классов является класс рабовладельцев -эксплуататоров. Он распадается на разные социальные группы: крупныеземлевладельцы, владельцы крупных мастерских, торговцы, ростовщики. Вторымосновным классом является многочисленный эксплуатируемый класс рабов. Кромеэтих двух основных классов в рабовладельческом обществе имеютсяпромежуточные слои свободного населения: мелкие собственники, живущие своимтрудом (ремесленники и крестьяне), а также люмпен – пролетариат,образовавшийся из разорившихся ремесленников и крестьян. Основойгосподствующих производственных отношений рабовладельческого обществаявляется частная собственность рабовладельцев на средства производстварабов. Эксплуатация рабов, основанная на внеэкономическом принуждении, взначительной мере обусловила низкую производительность труда прирабовладельческом строе. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельнымрабом, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта приэксплуатации громадного числа рабов и исключительной дешевизне их трудабыла относительно велика. На этой основе стали возможны известныйобщественный и технический прогресс, развитие науки, искусства, философии.С возникновением рабовладельческого общества возникает и развиваетсягосударство. Вся история рабства является историей классовой борьбы. Сразложением рабовладельческого строя классовая борьба достигает своейвысшей точки. Восстания рабов переплетаются с борьбой разоряющихся мелкихкрестьян против крупных землевладельцев. Гибель рабовладельческого строя вРиме ускорилась вторжением извне. Рабовладельческая форма эксплуатациизаменяется другой – феодальной. С уничтожением рабовладельческого способапроизводства рабство полностью не исчезает. Оно продолжает существовать, втех или иных размерах, и в период феодализма и в период капитализма.[15] Феодализм (от латинского feodum – поместье) –общественно–экономическая формация, которая представляет среднее звеноцелостного диалектического процесса смены общественно- экономическихформаций в ходе всемирно- исторического процесса: эпоха феодализма лежитмежду рабовладельческим строем и капитализмом. В истории разных народовфеодализм возникал посредством синтеза элементов разложенияпервобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типаэтого синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менееравномерным их соотношением. Экономический строй феодализма при всеммногообразии его форм в разных странах и в разное время (между древней иновой историей) характеризуется тем, что главное средство производства –земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов(иногда почти полностью сливающегося с государством), а хозяйство ведетсясилами и техническими средствами мелких производителей – крестьян. Основноеэкономическое отношение феодализма находит свое проявление в феодальнойренте, т.е. прибавочном продукте, взимаемым господами (или государством) спроизводителей в форме работ, денег или натурой (отработочная, денежная,натуральная рента). В систему феодальных отношений необходимо включенгород, поскольку без сбыта продуктов сельского хозяйства горожанамфеодализм не знал бы денежной ренты. Антагонизм феодального общества,основанного на эксплуатации крестьян феодалами (для нее характерно какэкономическое, так и внеэкономическое принуждение), порождал многообразиеформ проявления социальных противоречий. Среди них высшую, но весьма редкуюформу представляли народные, крестьянско–плебейские восстания и войны. Дляидеологии феодальной эпохи характерно тяготение к широчайшим, но почтинеподвижным и мало основанным на действительных знаниях умозрительнымконцепциям и мировым религиям (христианство, ислам, буддизм, конфуцианствои др.). Политическое устройство феодального общества на разных этапах егоразвития различно: от мельчайшей государственной раздробленности до весьмацентрализованных абсолютных монархий. Специфическую форму представлял собоютак называемый “кочевой феодализм”, хотя его основные признаки те же.Поздний период феодализма (нисходящая стадия его развития, как системы)характеризуется зарождением в его недрах мануфактурного производства –зачатка капиталистических отношений. В Западной Европе – это времяназревания и свершения ранних буржуазных революций.[16] Капитализм – общественно-экономическая формация, сменившая феодализм.В основе капитализма лежит частная собственность на средства производства иэксплуатация наемного труда. Основной закон капиталистического производства– получение прибавочной стоимости. Для капитализма характерны анархияпроизводства, периодические экономические кризисы, хроническая безработица.Главное противоречие капитализма – между общественным характером труда ичастнокапиталистической формой присвоения – находит выражение в антагонизмемежду основными классами капиталистического общества - пролетариатом ибуржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата напротяжении всей истории капитализма является социалистическая революция.Провозглашаемое идеологами капитализма политическое равенство является взначительной мере формальным и дополняется экономическим неравенством. Всянадстройка над капиталистическим базисом, государственная машина иидеология, приспособлена к тому, чтобы отстранить трудящиеся массы отполитической жизни. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивнуюроль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнениюс феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительныхсил. На рубеже XIX-XX века капитализм вступил свою высшую стадию -империализм, которая характеризуется господством монополий и финансовойолигархии, усилением реакции по всем линиям (политика, идеология, и т.д.).На этой стадии широкое распространение получаетгосударственно–монополистический капитализм, усиливающий милитаризм исоединяющий мощь монополий с силой государства.[17] Коммунизм как общественно–экономическая формация проходит в своемразвитии две фазы: первую, или низшую, фазу - социализм, и высшую фазу–коммунизм. В основе их различия лежит степень экономической зрелостиобщества. Социализм (от латинского socialis – общественный) – общественныйстрой, возникающий в результате ликвидации буржуазного способа производстваи установления диктатуры пролетариата. Он основан на общественнойсобственности на средства производства, существующей в двух формах –государственной (общенародной) и кооперативно – колхозной. Общественнаясобственность обуславливает отсутствие эксплуататорских классов иэксплуатации человека человеком, отношения товарищеского сотрудничества ивзаимопомощи работников производства. В социалистическом обществе имеются два дружественных класса – рабочийкласс и колхозное крестьянство. Различия между классами, а также между нимии интеллигенцией постепенно стираются. Отношения всех социальных группхарактеризуются социально – политическим и идейным единством отношенийсоциалистических наций – дружбой, сотрудничеством и братской взаимопомощью.На основе общественной собственности при социализме осуществляетсянедоступное для капитализма планомерное развитие народного хозяйства.Развитие и совершенствование общественного производства служат все болееполному удовлетворению растущих материальных и культурных потребностейнарода. Жизнь социалистического общества строится на основе широкойдемократии, привлечения трудящихся к активному участию в управлениямигосударственными делами. Социалистический демократизм обеспечивает каксоциальные права – право на труд, на отдых, на бесплатное образование имедицинское обслуживание, на обеспечение в старости, равные права женщин имужчин, граждан всех рас и национальностей, так и политические свободы -свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать и бытьизбранным. Социализм отличается от высшей стадии коммунизма степеньюзрелости всех сторон общественной жизни. Производительные силы присоциализме еще не развиты настолько, чтобы обеспечить изобилие продуктов, атруд еще не стал первой жизненной необходимостью всех членов общества. Всилу этого распределение материальных благ здесь осуществляется по принципу“от каждого по способности, каждому по труду”. Развитие социализмазакономерно приводит к коммунизму. [18] При коммунизме возникает единая, всенародная собственность на средствапроизводства. При социализме сохраняются различия между рабочим классом иколхозным крестьянством, при коммунизме же они исчезают. То же самоепроизойдет и с существующими при социализме различиями между рабочими икрестьянами, с одной стороны, и интеллигенцией - с другой. Все эти различияобусловлены, в конечном счете, уровнем развития производительных сил. Этимже фактором определяются и различия в формах распределения, которые присоциализме подчинены принципу – каждому по количеству и качеству его труда,а при коммунизме – каждому по его потребностям. На основе ростапроизводительных сил при коммунизме утвердится прямое распределениепродуктов, вместо существующих еще при социализме товарно-денежныхотношениях. Изменениям в экономике соответствуют и изменения в надстройке.На определенной ступени капитализма полностью отомрут политические иправовые учреждения, политическая и правовая идеология, утвердятся единыеобщепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которыхстанет внутренней потребностью и привычкой всех людей, полностью отомретгосударство, будет происходить все большее всестороннее сближение наций дополного исчезновения всяких различий между ними. Коммунизм является высшейформой организации общества, которая будет функционировать на основевысокого уровня развития производительных сил, науки, техники, культуры икоммунистического общественного самоуправления. Постепенное перерастание социализма в коммунизм происходит, по Марксу,в рамках глубоких качественных преобразований, концентрирующихся вокругтрех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки итехники материально – технической базы коммунизма (решающее звено в цепивсех социально – экономических задач), развития коммунистическихобщественных отношений и формирование нового человека – всестороннеразвитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство,моральную чистоту и физическое совершенство. При коммунизме достигаются и в полной мере реализуются гармоническиеотношения между личностью и обществом.[19] Изложенное приводит к выводу о последовательности и прогрессивностиобщественных изменений. Каждая высшая общественно-экономическая формацияотличается от низшей недосягаемым для нее уровнем производительности труда,которая обеспечивается более высокой ступенью развития производительныхсил, новым типом производственных отношений и новой надстройкой. Каждаяновая формация демонстрирует еще и более сложное строение по сравнению состарой формацией. Это усложнение может выражаться в появлении принципиальноновых элементов, например антагонистических классов при переходе отпервобытнообщинного строя к рабовладельческому и в исчезновении этихэлементов при переходе от капиталистического строя коммунистическому. Нокакой бы характер ни принимало усложнение формационного строения налестнице поступательного развития человечества, в его основе в конечномсчете лежат процессы изменения в сфере материального производства. 2.3. Социальная революция как закон смены общественно - экономических формаций Важную роль в материалистическом понимании истории играет категориясоциальной революции. Она выступает необходимой составляющей логическойсистемы марксистской философии и, поэтому заслуживает самостоятельногорассмотрения в рамках настоящей работы. Общефилософской основой теории социальной революции является диалектико-материалистическое учение о развитии как высшем типе движения, всеобщемпринципе изменения всего материального мира, в том числе социальной формысуществования материи. Согласно закону перехода количественных изменений вкачественные, эволюционное развитие подготавливает революцию. Сам термин «революция» обозначает коренные качественные изменения какобщества в целом, так и его отдельных сторон - науки, культуры и так далее.Это всегда скачок в развитии общества, в ходе которого развивается основноепротиворечие системы, происходит отрицание старого новым. Подобноеотрицание выражается, с одной стороны, в ликвидации всего отжившего вразвивающийся системе, с другой – в преемственности между новым и старым еесостоянием и наконец, в порождении таких элементов, которых не было встаром, отрицаемом состоянии. При этом революция соотносится лишь спрогрессивным развитием, с переходом от низшего к высшему. В контексте материалистического понимания истории революция понимаетсякак материально обусловленная движущая сила исторического процесса. Наопределенной ступени своего развития, - писал К. Маркс в предисловии к«Критике политической экономии», - материальные производительные силыобщества приходят в противоречия с существующими производственнымиотношениями, или – что является только юридическим выражением последних – сотношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Изформ развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы.Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономическойосновы более или менее быстро происходит переворот во всей громаднойнадстройке.[20] Поскольку, по Марксу при совокупности определенных условии социальнаяреволюция является неизбежной, ее свершение можно назвать общественнымзаконом, которому подчиняется развитие человечества от одной общественно-экономической формации к другой. Однако в отличии от других общественныхзаконов этот действует лишь в конкретный исторический период развитияобщества. Продолжительность его действия всякий раз зависит отисторического типа революции, своеобразия внутренних и внешних условии тойстраны, в которой она совершается. По своему историческому значению социальные революции – важнейшиерубежи общественного развития, не только отделяющие одну общественно -экономическую формацию от другой, но и выражающие собой преемственность,поступательный характер исторического движения. Без социальной революции ниодна общественно экономическая формация не может занять местопредшествующей формации. Вместе стем социальные революции различныхисторических эпох во многом непохожи, специфичны. Историческаянеобходимость здесь заключается в повторяемости общих существенных черт,без которых нет единства исторического процесса. Повторяемостьобнаруживается в социальных революциях в том, что коренная ломка старойформации всегда имеет свои истоки в обострении противоречия междупроизводительными силами и производственными отношениями данного общества.Социальная революция, по Марксу носит двоякий характер: «Каждая революцияразрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революциянизвергает старую власть, и постольку она имеет политическийхарактер».[21] Политеизм социальной революции проистекает из классовой борьбы. В этомотношении любая социальная революция есть высший этап развития классовойборьбы, дошедший до наибольшего ожесточения.[22] В ее ходе разрешаетсявопрос о власти. По словам К. Маркса, «каждый стремящейся к господствукласс, - если даже его господство обусловливает… уничтожение всей старойобщественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоеватьсебе политическую власть, для того чтобы этот класс… мог представить свойинтерес как всеобщий».[23] В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворотаматериального, в экономических условиях производства, и переворотаидеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной,философской и иных сферах жизни, в которых люди осознают социальныйконфликт и борются за его разрешение. При этом основополагающей движущейсилой в этом процессе выступают противоречия материальной жизни,существующий конфликт между общественными производительными силами ипроизводственными отношениями. Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сущностиестественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу,неизбежными, они являются законом истории, ее «локомотивами», обеспечиваютсмену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.3. Историческая необходимость и сознательная деятельность людей Исторический материализм рассматривает развитие общества какестественно-исторический процесс, который никем не может быть отменен икоторый осуществляется на основе объективных закономерностей, проходя черезисторически необходимые этапы поступательного движения. Эти объективныезакономерности действуют во всех общественно-экономических формациях и в тоже время конкретно - исторически проявляются в специфических законахразвития каждой из них. По словам Т. И. Ойзермана, «они не существуютотдельно от этих особенных, исторически преходящих законов, но и последние…неотделимы от наиболее общих… закономерностей».[24] Таким образом, марксистское понимание общественно-историческогопроцесса нельзя воспринимать как обоснование лишь всеобщих социальныхзакономерностей: в рамках конкретно-исторического периода времени этовсеобщее проявляется в специфических формах, что позволяет различать типыобщественно-экономических формаций и говорить об изменениях в обществе впроцессе его развития. В то же время признание Марксом существованиянаиболее общих закономерностей подтверждает историческую связь ипреемственность между различными историческими эпохами, целостностьисторического процесса. Общественные закономерности возникли с появлением общества. Они имеютконкретно-исторический характер, так как неразрывно связаны с определеннымиисторическими условиями. Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции висторическом развитии. Значение их состоит в том, что они обусловливаютразвертывание событий в определенном направлении, благодаря чему историядвижется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью всмене явлений. Из одной общественно-экономической формации закономерновозникает другая, более высокая по степени развития, в каждой из нихдействует своя объективная логика событий. Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не каквнешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитииобщества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий,которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей. Объективная реальность социального создается и изменяется человечеством.Производительные силы – результат созидательной деятельности многихпоколений людей. Именно многих, вследствие чего уровень производительныхсил не зависит от каждого отдельного поколения. Маркс специальноподчеркивает последнее обстоятельство, так как оно объясняет, почему и какчеловечество само создает объективную, определяющую основу общественнойжизни. Он пишет: «… люди не свободны в выборе своих производительных сил,которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительнаясила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Такимобразом, производительные силы – это результат практической энергии людей,но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся,общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, апредыдущее поколение».[25] Развивая эту мысль в другой работе, Марксотмечает: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как имвздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которыенепосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого».[26] Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах,которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей.Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике наоснове использования общественных закономерностей. В ходе диалектическоговзаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершаетсяисторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя. В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющимявляются объективные условия. Их нельзя по одному лишь желанию людейсоздать или отменить. Только на основе учета объективных условий и путемиспользования общественных закономерностей люди могут добиться успехов вдостижении своих целей. По этому поводу Маркс писал: «Общество, если дажеоно напало на след естественного закона своего развития... не может ниперескочить через естественные фазы развития, ни отменить последниедекретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов».[27] Экономическое развитие составляет главное содержание объективнойобусловленности исторического процесса и выступает первоосновойисторических закономерностей. К ней относятся также и другого рода явленияобщественной жизни, существующие вне сознания людей (например, обострениеклассовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распадколониальной системы и другие подобные процессы). Но есть и другой фактор общественного развития, существующий всознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов иих организаций, направленная на изменение существующего положения всоответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основезнания законов общественного развития. Анализ материального производства и его главной производительной силы– трудящихся – привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народныхмасс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступаеттакже творцом духовной культуры человечества, определяющей силойобщественно-политического развития. В. И.Ленин указывал, что историческийматериализм «впервые дал возможность с естественно-исторической точностьюисследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий».[28] Исследуя общественные условия жизни народных масс, закономерныйпроцесс изменения этих условий в связи с развитием производительных сил ипроизводственных отношений, Маркс пришел к научным выводам о решающей ролинародных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективнойнеизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму. Таким образом, исторический процесс имеет в своей основе рядустойчивых факторов, которые обусловливают его прогрессивное движение.Иными словами, развитие общества подчинено идее исторической необходимости,то есть обязательности проявления объективных законов истории. Эти законы всвоем осуществлении опосредуются конкретными условиями историческогопроцесса, в силу чего в реальности проявляется та или иная спецификаисторических событий.[29] Данный факт, однако, свидетельствует лишь осложности исторического процесса, ни в коей мере не опровергая общие законыи тенденции развития общества. Сознательная же деятельность людей выступает в качестве опосредованиянеобходимости, поскольку служит ее осуществлению. В реальной жизни врезультате действия объективных законов общественного развития возникаюттакие условия и возможности, реализация которых зависит от деятельностинародных масс. В этой связи В. И.Ленин отмечал, марксистская теория«отличается от всех других… теорий замечательным соединением полной научнойтрезвости в анализе объективного положения вещей и объективного ходаэволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии,революционного творчества, революционной инициативы народных масс, - атакже, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющихнащупать и реализовать связь с теми или иными классами».[30] Из сказанного следует вывод, что в рамках марксистского пониманияистории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов,непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может бытьреализована только через сознательную деятельность людей и, в конечномитоге, - народных масс. Заключение Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, позволяютсформулировать ряд важных выводов. 1. Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собойсамостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познанияобъективных законов исторического развития общества здесь используетсяметод диалектического материализма, который оперирует категориями,характеризующими обусловленность истории человеческого обществаматериальным производством: общественное бытие, общественное сознание,производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Онисоставляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепцияК. Маркса. 2. Категория «общественно-экономическая формация» являетсяинтегративной и имеет громадное методологическое значение для философииисторического материализма. Все важнейшие категории данной философскойсистемы так или иначе интегрируются в понятии «общественно-экономическойформации». Так, невозможно раскрыть определения экономического базиса инадстройки только через их взаимное становление как парных категорий,необходимо одновременно указать их место в ряду всех других категорий,характеризующих общественно-экономическую формацию. Именно в нейконцентрируются наиболее важные детерминанты исторической динамикиобщества, движущие силы общественного прогресса. 3. Прогрессивное общественное развитие обнаруживает себя черезмножество зигзагов истории – застой, гибель отдельных цивилизаций и такдалее. Это свидетельствует о его сложности. Однако неизменной остаетсялогика исторического процесса, выражающаяся в определеннойпоследовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит исвое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался внаправлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму.Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса,что и отражается в марксистском понимании главного направления прогрессачеловечества как последовательной смены формаций. 4. В марксизме понятие общественно-экономической формации неразрывносвязано с понятием социальной революции. Последняя представляет собой такойкачественный скачок, который знаменует кардинальный переворот вобщественной жизни и означает, что низвергается отживший и утверждаетсяновый прогрессивный общественный строй. Социальная революция с логическойнеобходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенномэтапе развития производства противоречием между производительными силами ипроизводственными отношениями, которое является самой глубокойэкономической основой и причиной всякой социальной революции, замена однойобщественно-экономической формации другой. 5. Исторический процесс является объективно обусловленным, посколькуподчиняется законам общественного развития. Они формируются как устойчивые,необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественнойсистемы на основе общественного материального производства в ходеосознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Появлениеэтих законов нельзя рассматривать ни как требование какой-то внешней поотношению к обществу силы, ни как произвольные стремления господствующейсоциальной группы. Люди по своему желанию произвольно не могут отменятьили заменять их. Объективные законы сами детерминируют деятельность людей,обуславливают определенный порядок отношений между ними. Однако реализацияобъективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательнойдеятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия,которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что людисами делают свою историю, выступая, по словам К. Маркса, не толькоавторами, но и актерами своей собственной драмы. Список использованной литературы 1. Диалектика общественного развития. Ред. В.Ж. Келле. Ленинград:Издательство ЛГУ, 1988. 2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.:Издательство политической литературы, 1984. 3. Исторический материализм. Ред. Шептулин А.П., Разин В.И. М.: Высшаяшкола, 1974. 4. Исторический материализм как социально-философская теория. Ред.Разин В.И. М.: Высшая школа, 1982. 5. Исторический материализм. Учебно-методическое пособие. Ред. БуеваЛ.П., Бурлак В.Н.. М.: МГУ, 1971. 6. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 7. Категории исторического материализма. Ред. Дряхлов Н.И., Разин В.И.М.: Мысль, 1980. 8. Келле В., Ковальзон М. Исторический материализм. Курс лекций. М.:Высшая школа, 1962. 9. Крутова О.Н. Человек и история: проблема человека в социальнойфилософии марксизма. М.: Политиздат, 1982. 10. Ленин В.И. Соч. 11. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философскойнауки. М.: Мысль, 1982. 12. Марксистско-Ленинская философия. М.: Издательство политическойлитературы, 1966. 13. Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. Историческийпроцесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М.:Наука, 1983. 14. Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. Историческийпроцесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.:Наука, 1981. 15. Материальное производство и общественное сознание. Межвузовскийсборник научных трудов. Новосибирск, 1987. 16. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность,развитие. М.: МГУ, 1986. 17. Момджян К.Х. Концептуальная природа исторического материализма.М.: МГУ, 1982. 18. Нарский И.С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К.Маркса. М.: Мысль, 1983. 19. Ойзерман Т.И. Исторический материализм и идеология «технического»пессимизма. М.: Знание, 1976. 20. Ойзерман Т.И. Карл Маркс – основоположник диалектического висторическом материализме. М.: Знание, 1958. 21. Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.:Наука, 1989. 22. Ойзерман Т.И. Что такое материализм. М.: Госполитиздат, 1955. 23. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.:Мысль, 1979. 24. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1986. 25. Ойзерман Т.И. Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1848года. М.: издательство Московского университета, 1956. 26. Пухликов В.К. История философии. Курс лекций. Ч. II.Постклассическая философия. М., 2001. 27. Теряев Г.В. Общественно-экономическая формация. М.: ИздательствоВПШ и АОН, 1963. 28. Тугаринов В.П. Соотношение категорий исторического материализма.Ленинград: Издательство ЛГУ, 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconВ. В. Орлов о материалистическом понимании истории
Т. И. Ойзерман. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconПсихология религии
Используя большой фактический материал, автор с критических позиций анализирует идеалистические и богословские концепции, противопоставляя...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconАктуАльно ли творческое наследие К. Маркса?
Маркса с позиций его инструментальной значимости. «Я почувствовал необходимость разобраться в явлениях индивидуальной и общественной...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconОбмен воды и минеральных солей. Моча
Рассмотреть особенности химического состава и обменных процессов в почках; химический состав мочи в норме и при патологических состояниях....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Перспективы развития частной собственности в понимании К. Маркса и монетаристов

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Эпоха возрождения и ее роль в истории человечества. Реформация (по курсу Россия в мировой истории)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconЖ. В. Котов к проблеме свободы печати у молодого Маркса
В данной статье мы ставим перед собой задачу рассмот­реть материал двух первых статей Маркса в свете его исход­ной общественно-политической...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconСборник статей по гендерным исследованиям. Алматы: Центр гендерных исследований. 2000
Азворачивания персональной истории выступает история страны,  большая коллективная история. Выстраивается некое обобщенное, идеологически...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективизации производственной деятельности. Б. Доре

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Материалистическое понимание истории К. Маркса на тему: «Материалистическое понимание истории К. Маркса» iconЦентрального комитета коммунистической партии советского союза
«Из ран­них произведений» К. Маркса и Ф. Энгельса, тома «Архива Маркса и Энгельса», «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<