Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт»




Скачать 99.49 Kb.
НазваниеУрок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт»
Дата публикации23.12.2013
Размер99.49 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > История > Урок
Тема. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Цель: 1. Познакомить учащихся с условиями прихода к власти Ярослава Мудрого, с изменениями, которые произошли в Киевской Руси во времена его правления; дать оценку деятельности князя для развития Древнерусского государства.

2. Продолжить формирование предметных компетентностей: языковой, информационной, логической, хронологической, пространственной, аксеологической, критического мышления.

3. Воспитывать устойчивый интерес к предмету, уважение к истории, традициям славянского народа.

Оборудование:

1.Учебник.

2. Интерактивная доска.

3. Атласы по истории Украины, 7класс.

4. Ассоциативный венок.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация.
^ ХОД УРОКА.

Девиз урока:

«Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

Н борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживёт».

Н.Некрасов

І. Изучение нового материала.

Учитель: Наш урок посвящён киевскому князю Ярославу. Это выдающийся исторический деятель. Благодарные потомки его портрет поместили на 2-х-гривенной купюре. Народ прозвал Ярослава Мудрым. Время его правления историки называют расцветом Киевской Руси. Чем замечательна деятельность этого князя нам расскажут научные сотрудники: историки, антропологи, работники исторического музея при Софийском соборе. Урок мы проведём в форме пресс-конференции, я буду председателем конференции, т.е. буду вести её, ребята класса будут представителями СМИ нашего города. Таким образом, мы напишем с вами статью в книгу «100 великих людей». К большому сожалению, о Ярославе Мудром в этой книге ничего не сказано. Мы исправим эту оплошность.

Перед вами план нашей статьи.

План изучения новой темы:

1. Приход князя Ярослава к власти.

2. Государственная деятельность Ярослава Мудрого.

3. Культурная жизнь в государстве.

4. Отношения с другими государствами.

Проблемный вопрос: Ребята, на уроке мы с вами должны выяснить, почему время правления Ярослава Мудрого названо временем расцвета Древнерусского государства? За что Ярослава прозвали Мудрым?

Выполнить задание: заполнить таблицу «Внешняя и внутренняя политика князя Ярослава Мудрого

Отношение к церкви

Укрепление государства

Развитие культуры

Внешняя политика














Учитель: Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Определяем задачи урока. (Учащиеся записывают свои предположения на полосках цветной бумаги и вывешивают на доске: хочу, чтобы урок был интересным, узнать новое, больше информации о князе Ярославе, работа с компьютером, игры, работа с документами, получить хорошие оценки, показать свои способности).

ІІ. Актуализация знаний. Выполняем задание на соотношение между именами первых князей и их мероприятиями

Вопросы к классу:

- Откуда мы узнаём, как жили люди в прошлом?

- Какие источники помогают нам в этом?

- Назовите вспомогательные исторические дисциплины.

В 1939 году в Киеве в Софийском соборе был вскрыт саркофаг князя Ярослава. Учёный-антрополог Герасимов изучил останки Ярослава. Я хочу, чтобы вы послушали рассказ антрополога об открытии учёного Герасимова.

Выступление учёного-антрополога: Антропология – это наука о происхождении и эволюции человека. Антрополог Михаил Герасимов установил, что внешность Ярослава была обычной: не обладал физической силой, был хромым. Хорошо развита правая кисть руки. Это говорит о том, что он много воевал. Обладал ростом среднего человека -175см, широк в плечах, губы плотно сжаты. Брови были густыми, имелась борода и усы. По характеру был смелым воином, образованным человеком. Обладал железным характером отца и неукротимостью матери Рогнеды.

Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и из­воротливость. Яро­слав женился на дочери шведского короля Ингигерде, слыл любящим мужем и заботливым отцом. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя. Я считаю, что антропологию тоже можно считать вспомогательной исторической дисциплиной.

Учитель: Прошу представителей прессы задавать вопросы.

^ 1-й вопрос: Я – корреспондент газеты «Південна зоря». У меня такой вопрос: у князя Владимира Великого было 12 сыновей. Как Ярославу удалось стать великим князем? (Берёт слово учёный-историк, который рассказывает о приходе Ярослава к власти).

В начале XI века Древне­русское государство опять было охвачено междоусобной войной. Владимир Святославович умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.

Основные наследники великого князя Владимира



Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновленный племянник Владимира), но он не пользовался любовью великого князя. Своим наслед­ником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины. Ког­да умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на пече­негов. Гонец из Киева сообщил ему, что Святополк занял великокняжеский дворец и собирается править на Руси. Дружинники Владимира предложили Борису идти в Киев и силой добыть великое княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли верные Святополку люди. Они окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Еще живого, истекаю­щего кровью, князя привезли в Киев к Святополку и там по его приказу добили мечами. Опасаясь мести еди­нокровного брата Бориса — Муромского князя Глеба, Святополк вызвал его в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка. Молодой князь и его юные дружинники растерялись. Отправ­ленный Святополком отряд без тру­да захватил корабль Глеба и распра­вился с князем.

В открытую борьбу со Святопол­ком вступил Ярослав, княживший в Новгороде. Четыре года полыхала война в Русской земле. Решающая битва состоялась в 1019 году на реке Альте, где дружина и наемные печенеги Святополка были разбиты, а сам он вскоре умер. По настоянию Ярослава Святополк был проклят православной церковью и прозван «окаянным», а Борис и Глеб причислены к лику святых.

^ 2-й вопрос: Я – журналист газеты «Бердянские ведомости». За особые дела, по внешним признакам, за характер люди получают прозвища. Киевские князья не стали исключением: княгиня Ольга получила прозвище Святой и Хитрой, князь Святослав - прозван воином, князь Владимир – Святым, Красным Солнышком, Великим. Почему князь Ярослав получил прозвище Мудрый?

Учитель: Чтобы более доказательным был ответ, давайте прочитаем отрывок из «Повести временных лет», а научный сотрудник музея Софийского собора, проанализирует его. Читаем «Похвалу Ярославу Мудрому»:

В год 1037. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божествен­ным.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги на­ставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в Словах книжных. Это — реки, напояющие все­ленную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <...> Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей кре­щеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

Выступление научного сотрудника:

Ярослав был прозван Мудрым потому, что:

1) распространял христианство, строил церкви.

Почему распространение христианства является мудрым делом? (В отличие от языческой морали «Око за око, зуб за зуб», христианская мораль «Возлюби ближнего своего как самого себя» позволяет людям выжить).

2) Открывал школы, поощрял переводы греческих книг на славянский язык.

3) Издал первый сборник законов на Руси, который получил название «Правда Ярослава».

В XI веке Древнерусское госу­дарство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разреше­ния споров между людьми. Требовалось записать новые правила поведения и придать им силу государственного закона.

В 1016 году Ярослав Мудрый установил для Новгородской земли «Правду Ярослава» (то есть записал, как надо справедливо вершить суд). Потом он дополнял этот свод новыми законами.

Давайте познакомимся с тем, какие правила поведения установил Ярослав.

(Работа с учебником, анализируем отрывок из «Русской правды»):

? Что Ярослав предложил людям вместо мести за преступление? (Вместо мести за преступление люди получают возмещение убытков деньгами).

? Что мудрее – месть или получение возмещения убытков деньгами? (Возмещение убытков деньгами мудрее мести, поэтому издание Правды Ярослава является мудрым решением).

4) При Ярославе сложились более четкие правила управ­ления Древнерусским государством. Установил порядок престолонаследия: власть передавалась старшему в роду князей.

Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава само­властцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он опирался на дружину, которая делилась на «старшую» — бояр, выполнявших важнейшие поручения князя, и «младшую». Князь определял взаимоотно­шения с другими странами, т. е. внешнюю политику.

Киевский престол, или, как тогда говорили, «стол», после смерти князя передавался старшему в роду кня­зей. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.

? Мудро ли поступил князь Ярослав, установив новый порядок престолонаследия? (Он поступил мудро, так как это содействовало установлению мира и прекращению междоусобиц).

Учитель: проведём физкультминутку:

- Сядьте, как князь на троне;

- Упражнение для глаз: я указкой обвожу контуры Софийского собора, а вы за указкой ведите глазами;

- Упражнение для мышц головы и шеи: подбородком напишите год принятия христианства на Руси (получился 988г.); а теперь напишите год, когда Ярослав окончательно разбил печенегов под Киевом (получился 1036год). Молодцы! Спасибо.

Учитель: у кого из представителей прессы есть ещё вопросы?

3-й вопрос: Я представляю Бердянское телевидение. Слышал, что ещё князя Ярослава называют «тестем Европы». За что?

Выступление 2-го научного сотрудника:

В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда – Владимира и Святослава:

Во-первых, укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанес им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Распростившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало.

Во-вторых, расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ.

В-третьих, последнее военное столкновение Руси с Византией привело к подписанию мирного договора в 1046 году.

В-четвёртых, дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского короля Гарольда, Анас­тасию — за венгерского короля Анд­рея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» — дочери императора Константина Мономаха.

? Мудро ли поступал Ярослав, заключая династические браки? (Да, мудро, так как укреплялось положение Руси).

Годы правления Ярослава Мудрого стали временем расцвета Древнерусского государства.

^ IIІ. Закрепление полученных знаний.

А) Проверяем проблемное задание: Годы правления Ярослава стали временем расцвета Древнерусского государства.

? Что свидетельствует об этом? (Используем метод «Пресс»: Я считаю, что при Ярославе Киевская Русь достигла расцвета, потому что, во-первых, укреплены внутренние порядки, во-вторых, укреплены международные связи, в-третьих, при Ярославе продолжали чеканить свои деньги в государстве; поэтому я считаю, что государство было сильным.)

? Почему князя Ярослава прозвали Мудрым? (Проводим игру «Аукцион». Задание: ребята должны как можно больше привести доказательств мудрости князя.

Учитель: «Начинаем аукцион, кто последний – тот герой» (разбил печенегов, принял «Русскую правду», укрепил престолонаследие, прекратил междоусобные войны, ввёл династические браки, построил Софийский собор, построил Лавру Киевскую, укрепил христианскую веру, любил читать книги, его дочь Анна стала королевой Франции, митрополитом киевским стал Илларион).

Б) Давайте о князе Ярославе составим синквейн. (Напоминаю правила написания синквейна). Предполагаемый ответ:

КНЯЗЬ

Мудрый, целеустремлённый

Воевал, строил, защищал

Составил письменный свод законов

ЯРОСЛАВ

В) Объясните девиз урока, подтверждаем, что творения Ярослава пережили его.

IV. Итоги урока. Выставляю оценки. Прошу ответить на вопрос: «Выполнили ли мы те задачи, которые ставили в начале урока?» К прикреплённым полоскам цветной бумаги прикрепляю цветы, получается украинский венок – это оберег народа, символ продолжения рода, его процветания.

V. Домашнее задание: проработать §7, составить кроссворд, в котором ключевое слово ЯРОСЛАВ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconУрока по теме «Предложения с обращениями»
Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconГеографии и музыки
Тип урока: интегрированный (урок усвоения новых знаний), экскурсия в Австрию. (2 урока)

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconГеографии и музыки
Тип урока: интегрированный (урок усвоения новых знаний), экскурсия в Австрию. (2 урока)

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconУрок усвоения навыков и умений. Форма проведения : урок с использованием...
...

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconТипы уроков урок усвоения новых знаний
Урок усвоения новых знаний актуализация опорных знаний, чувственного опыта учащихся

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconУрок для средней группы возраст 9 10 лет Тема урока : масленица (комбинированный урок)
Задачи урока: рассказать учащимся о значении сплошной сырной недели (масленицы) перед Великим постом

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconУрока. Образовательные
Тип урока: Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconУрок диалог
Содержание урока соответствует целям и возрастным особенностям учащихся. Тип урока диалог. Такой тип урока позволяет учителю и учащимся...

Урок усвоения новых знаний, пресс-конференция в научном обществе, урок-презентация. Ход урока. Девиз урока : «Кто, служа великим целям века, Жизнь свою всецело отдаёт н борьбу за брата-человека, Только тот себя переживёт» iconРазработка урока информатики в 11 классе «Решение задач по теме : «Квантовая физика»
Тип урока: урок по информатике с применением интерактивных и информационных технологий; урок применения знаний и навыков

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<