Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука»




Скачать 129.8 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука»
Дата публикации02.01.2014
Размер129.8 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > История > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Педагогика - наука

ПЛАН I.ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «ПЕДАГОГИКА – НАУКА» 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3 2. ОСНОВНЫЕПОНЯТИЯ.....................................................5 3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХНАУК....................7 4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИНАУКАМИ.................................... 8 III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................8 IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ......................9 Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяетсвой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективногомира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества.Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучаетсямногими науками. Исторический материализм, например, рассматриваетвоспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный моментистории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связис изучением становления личности развивающегося человека.Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличиемособого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета,который специально не исследуется никакой другой научнойдисциплиной. В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний»педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметомвоспитание человека. Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов:как возникла и развивалась эта наука и какие специфическиепроблемы она исследует?В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточноопределённый аспект природных или общественных явлений, изучениемкоторых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ. Обособление и формирование педагогики как науки были вызванык жизни растущими потребностями общества в создании специальныхучебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении иобобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитанияподрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребностьобщества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Вот почему на определённой ступени развития человеческогообщества и, в частности, в более поздний период рабовладельческогостроя, когда производство и наука достигли значительного развития,воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникаютспециальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессиейкоторых стало обучение и воспитание детей. Это имело место вомногих древних странах, но более или менее достоверные сведения ошколах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран БлижнегоВостока и античной Греции. Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественныедеятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную рольвоспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждогочеловека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг.до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мерерасширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретическихзнаний, относящихся к воспитательной деятельности, сталаразрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначалеразрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческихфилософов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. дон.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.),Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубокихмыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своёпроисхождение и термин «педагогика», который закрепился в качественазвания науки о воспитании. Как же это произошло? В Древней Греции педагогами назывались рабы, которымаристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать ихв школу и из школы, нести учебные принадлежности, а такжесовершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда –ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшемпедагогами стали называть специально подготовленных людей, которыезанимались обучением и воспитанием детей и для которыхпедагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наукао воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождениеи многие другие педагогические понятия и термины, например, школа,что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физическоговоспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудахдревнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи,например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан(42-118 гг. до н.э.) и др. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этойэпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446),испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландскиймыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении,выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личностиот оков угнетения. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории,педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особаянаука педагогика впервые была выделена из системы философскихзнаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельнойнаучной дисциплины большинство исследователей связывает с именемвеликого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементамипоследующих научно-педагогических систем. Неоценимое значение для становления научной педагогики имелитруды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро(1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн ФридрихГербарт (1776-1841) в Германии. Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русскойпедагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). Настановление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное,систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей былодано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитиесоветской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В.Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970). То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупныхпедагогов, не является случайным. Общество с его интенсивнымразвитием производства, науки и культуры требовало повышенияграмотности основных производителей.Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количествообразовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народныхшкол, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальныеучебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаватьсяпедагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большойтолчок развитию педагогической теории. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогикапо мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективныхфакторов в жиз -ни общества всё более становятся наукой об общихзакономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов. Основные понятия: Непременным условием выделения и функционирования любой наукиявляется наличие в ней категориального аппарата. Каковы основныепонятия (категории) педагогической науки? Место педагогики в системе наук о человеке определяется тем,что она исследует закономерности развития, формирования, воспитания,образования и обучения личности. Развитие человека – это процесс становления его личности подвлиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемыхсоциальных и природных факторов. Согласно диалектико-материалистической концепции развитиеиндивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных икачественных изменений, закономерно происходящих в анатомо-физиологическом строении человеческого организма. Советская педагогикане исключает влияния наследственности на развитие человека. Известно,что наследственность отражает заложенные в генетической программечеловека особенности, которые передаются от родителей к детям. Этои цвет кожи, глаз, волос, и телосложение, и особенности нервнойсистемы, а также задатки речи, мышления и др. На наследственность детей существенно влияет состояниепсихического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайнеотрицательно влияют на умственные способности детей алкоголизм,наркомания, токсикомания родителей. Развитие есть поступательное движение, переход от низшего квысшему, от простого к сложному, от несовершенного к болеесовершенному. Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, атакже потребностей, способностей и характера личности. Физическоеразвитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.Общее развитие – развитие психичес-ких, физических, нравственных идругих качеств личности. Личность человека – результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо отволи и сознания людей. К ним относятся биологическая природачеловека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология,деятельность государства, общественных учреждений. Третья группафакторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы всовокупности обеспечивают формирование личности. Значит, формирование личности человека – это процесс еёстановления под влиянием многочисленных факторов, природных иобщественных, внешних и внутренних, действующих стихийно и согласноопределённым правилам, с применением определённых средств. Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или инымисредствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать увоспитанника определённые качества. Качественное своеобразиевоспитания, в отличие от других факторов формирования личности,состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цельи, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к еёосуществлению. Таким образом, воспитание есть такое общественноеотношение, в котором одни люди воздействуют на других в целяхнаправленного формирования личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.Там, где есть воспитание, на полную мощность используютсяположительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным ксамовоспитанию. Процесс воспитания направлен на формирование социально важныхкачеств личности, на создание и расширение круга её отношений кокружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,разнообразнее и глубже система отношений личности к различнымсторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятийотносятся также образование и обучение. Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,накопленных человечеством, в овладении системой познавательных уменийи навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,нравственных и других качеств личности, развития её творческих сили способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. Всодержание образования включаются все элементы социального опыта. В зависимости от целей, характера и уровня подготовкиразличают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшееобразование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимыеработнику определённой профессии, приобретаются им в специальныхучебных заведениях. Содержание и методика общего образованияобеспечивают формирование у школьников познавательных интересов инавыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения исамообразования, служат основой политехнического и профессиональногообразования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи. Образование может быть достигнуто разными путями. Это можетбыть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей цельюобеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержаниеобразования определяется государственными учебными планами, учебнымипрограммами и учебниками по изучаемым предметам. Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение, которое осуществляется в определённой организации подруководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостныйпедагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,осуществляется воспитание и развитие учащихся. Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, внём выступает обучающий (педагог), который излагает программныйматериал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, длякоторых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое ипрочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,применение их на практике, развитие творческих способностей,формирование материалистического мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровнюразвития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся всознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейноговоспитания, непосредственного отражения природных и общественныхявлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионныхпередачах, кинофильмах. Основные понятия педагогики, как и явления, которые в нихотражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частичносовпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическомпроцессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видетьглавную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличатьего от других категорий. Система педагогических наук Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняетсяновым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. . Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельныхпедагогических дисциплин: 1. общая педагогика, исследует основные закономерностивоспита - ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи изакономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитииличности, про- цесс образования и обучения. 2. возрастная педагогика, изучающая особенностивоспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на пред- лых (профессионально-технического, высшего образования идр.); 3. специальная педагогика – дефектология, изучающаяособенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросамивоспитания и обуче- ния глухонемых и глухих детей занимаетсясурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –олигофренопеда- гогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия; 4.частная методика, исследующая специфику примененияобщих закономерностей обучения к преподаваниюопределённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики,химии и др.); 5. история педагогики, изучающая развитиепедагогических идей и практики воспитания в различные историческиеэпохи. Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отраслипедагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогикавысшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогикасемейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,педагогика культурно-просветительной работы. Связь с другими науками Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитиекомплексного изучения педагогических явлений объективно требуюторганической связи педагогики с другими науками. Педагогикаразвивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологиейчеловека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др. В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,возрастной и педагогической психологией. Психология вскрываетзакономерности психического развития людей в разные возрастныепериоды, механизм изменений психики под влиянием обучения ивоспитания. Идеи её широко используются при разработке организациипознавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развитасвязь педагогики с социальной психологией, которая изучаетвзаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера иособенности психического склада людей, находящихся в разныхсоциальных условиях. Исключительно ценными знаниями о природе физического развитиячеловека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основытех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешнихвоздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек. Новые, дополнительные возможности для исследования процессовобучения и воспитания перед педагогикой открывает быстроразвивающаяся область знания, которая получила название теорииуправления. Возникнув в системе общественных наук, она используетдостижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общиезакономерности управления сложными динамическими системами. При этом,однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессыуправления безотносительно к качественной природе самоуправляемыхсистем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,которые кибернетике недоступны. Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогикаиспользует материалы и данные смежных наук для решения своихзадач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения. Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опытаобучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –это результат многолетних исследований закономерностей формированиявсесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогическойнауки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальныепедагогические решения. Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:без глубокого знания науки воспитания не развивается искусствовоспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладениеметодами педагогического процесса – основа учительского мастерства. Кусвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательнойдеятельности, на базе которой может и должно развиватьсяпедагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогическойдеятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это долженбыть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомненийнеобыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневноготруда. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН, Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.БАБАНСКОГО. - 2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1988. - 479 С. II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С. III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,ПЕРЕРАБ. И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconХарламов И. Ф. Педагогика
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 13

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика московский экстерный...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconНаучно-практическая конференция «педагогика и психология: наука и...
Организатором научно-практической конференции «Педагогика и психология: наука и практика на современном историческом этапе» является...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconК. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве
В статье «О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Cпособы преобразования комплексного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению...
«Педагогика», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31. 01. 2005 г. №728

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Система человек-машина план....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Педагогика наука план I. Введение II. Основная часть «педагогика наука» iconЛитература для самостоятельной работы 20
Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования 10

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<